Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Индивидуальный маршрут ребенка с овз образец. «Примерный индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка с ОВЗ в ОО «Физическое развитие. Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗ

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.

Основной целью администрации и всего педагогического коллектива образовательного учреждения (организации) в рамках реализации инклюзивной практики является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации,основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровожденияобразовательного учреждения (ПМПк), родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ вобразовательный процесс.

Индивидуальный образовательный план документ , отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.

Особенности работы над индивидуальным образовательным планом:

1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.

Учитель, родители – полноправные участники работы над ИОП;

2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (четверть, триместр, полугодие);

3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Также предполагается анализ динамики и эффективности работы. По результатам всех заключений происходит корректировка плана;

4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ носят

максимально конкретный характер;

5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут (и, соответственно, индивидуальный образовательный план) в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов . Перечислим самые важные из них.

1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет , к какому педагогу и в какой класс (группу) поступает ребенок. Также определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.). Заключается договор с родителями.

2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Такая информация может включать следующие направления

Содержание информации Возможная документация
Психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу; Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении. Заключение ПМПК
Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. Медицинская карта первоклассника
Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д. - Психолого-педагогическая характеристика ребенка; - дневник психолого-педагог. сопровождения
Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. ! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а также для определения режима пребывания ребенка в школе. Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей.
Сведения о дополнительном образовании: – посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; – занимается ли с педагогами на дому; – каков режим и длительность дополнительных занятий
Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы.

ВАЖНО: Родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.

На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей – в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и – соответственно – ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум – трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения (ПМПк) проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС-центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

Собственно разработка Индивидуального образовательного маршрута (и, соответственно, ИОП) на заседании психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума школы.

5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого - педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени).

6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов – динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.

Карабаева Гульнара Исмагуловна

Заместитель директора по УВР

школы-интерната им. Крупской

Восточно-Казахстанская область,

г. Усть-Каменогорск

Мини – кейс

«Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    возрастом ребенка;

    состоянием здоровья;

    уровнем готовности к освоению образовательной программы;

    особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

    профессионализмом специалистов образовательных учреждений.

    В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами школьного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

    Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

    Это создание в школе условий, способствующих позитивной социализации школьников, их социально – личностного развития.

    Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

    Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

    Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала школы и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

    Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

    Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

    государственным заказом;

    потребностями и запросами родителей;

    индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

    возможностями образовательного учреждения;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

    Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу школьного образования;

    Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

    Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

    Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

    развитие общей и мелкой моторики;

    развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

    формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

    развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

    формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

    формирование представлений о пространстве, времени

    Методы, используемые в работе:

    Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

    Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

    Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

    Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

    Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

    При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы :

Принцип опоры на обучаемость ребенка,

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Принцип соблюдения интересов ребенка.

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

Принцип опоры на детскую субкультуру.

На основе анализа изученной литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

1.Цель этапа : выявить группу школьников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп школьников по трудностям»

2.Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности школьников и их причины»

ФИ -Выявленные трудности –причины- Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования . Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности школьников .

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.!

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

    Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.

    Предполагаемый результат:

    развитие социальной компетентности;

    развитие коммуникативных навыков;

    коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;

    развитие чувства самоценности;

    коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим ученикам равные возможности при обучении в школе.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

    Ф. И. О. ребенка …………………..

    Дата рождения……………….. . Класс 6 Программа VIII вида

    Организация коррекционно-развивающей работы, проведенной ранее: обучается в данной школе со второго полугодия 5 класса (второй год).

    Особенности физического развития имеет статус «ребенок-инвалид»до июля 2020года, состоит на «Д» учете у окулиста (сх.косоглазие), имеет подготовительную группу здоровья по физкультуре.

    Особенности психического развития

    Познавательная сфера: не усваивает программный материал по математике и трудовому обучению. Геометрический материал не усваивает. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя.

    Эмоционально-волевая сфера: не конфликтная, прислушивается к мнению учителя, не плаксива, может смеяться по минимальному поводу и без повода. Не может себя самостоятельно настроить на урок. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет.

    Поведенческая сфера: Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, соблюдать личную гигиену девушки. У девочки навязчивая привычка «из носа - в рот», и девочка этого не стесняется. Активно участвует в конкурсах.

    Инициатор индивидуального образовательного маршрута:

Администрация образовательного учреждения (обоснование – ИПР).

    Цель, задачи: социальная адаптация ребёнка с ОВЗ в обществе.

* Формирование ЗУН по предметам с учётом возможностей ребёнка;

* коррекция ВПФ: развитие наглядно – образного мышления и речи, формирование зрительного и слухового восприятия, тренировка процессов памяти.

* корректировка программы по ПТО – психологическая коррекция мотивации к труду.

    Сроки 2014 -2015 учебный год.

    Формы взаимодействия с родителями:

    Индивидуальные беседы и консультации: О необходимости обучения по индивидуальной программе по математике и ПТО; о необходимости формирования социально-бытовых навыков в семье и об особенностях воспитания ребенка- инвалида.

    Открытые занятия;

    Совместные занятия родителей и ребенка: Выполнение домашнего задания. Закрепление полученных знаний на уроках СБО в домашней обстановке.

    Лабораторная работа с родителями;

    Тематические родительские собрания: «Родителям о наказании детей»

    Тренинги;

    Другое _______________________________________________________

    Формы работы родителя с ребенком

п/п

Содержание

Сроки

Ориентировка во дворе дома

2014-2015 учебный год

Формирование гигиенических умений и навыков

2014-2015 учебный год

Развитие умения занять себя в отсутствии взрослых

дома

2014-2015 учебный год

Умение выполнять покупки в магазине

2014-2015 учебный год

    Круг специалистов

Специалист

Содержание

Сроки / результат

Педагог - психолог

Учитель - логопед

Занятия по коррекции нарушений

письма и чтения путём:

Развития фонематических процессов;

Развития навыков языкового анализа и синтеза;

Уточнения и расширения лексического словаря;

Развития грамматического строя речи;

Развития связной речи, коммуникативных навыков общения;

Развития моторных функций.

2014-2015 учебный год

С с сентября 2014г. года по май

2015г.

групповые

занятия 2 раза

в неделю:

среда, пятница.

26.12.2014г.-

динамика

положительная.

27.04.2015г.-

динамика

положительная.

Учитель- дефектолог

Индивидуально – коррекционные занятия по

развитию ВПФ.

Коррекции познавательной деятельности.

2014-2015 учебный год

Индивидуальная форма работы дала положительные результаты. Восполнение пробелов в ЗУН – по математике имеет положительный результат. Научилась решать задачи на движение, освоила табличное умножение и деление.

Учитель ПТО («швейное дело»)

Развитие ориентировочной и планирующей деятельности;

Развитие мелкой моторики, координации движений;

Формирование эмоционально-волевых качеств и положительной мотивации к труду.

Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда.

2014-2015 учебный год

Справилась с программным материалом за 5 класс, ликвидирована задолжность за 5 класс на оценку «удовлетворительно». Самостоятельные и практические работы выполнила на «3».Небольшая положительная динамика по всем показателям и критериям коррекционно-развивающей деятельности.

Ориентировочная и планирующая деятельность на среднем уровне;

Мелкая моторика и координация движений на среднем уровне;

Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда на низком уровне

Учитель математики

Развитие учебных навыков; - формирование элементарных математических представлений, навыков чтения, с учётом психофизиологических особенностей обучающегося; - уточнение и обогащение представлений о себе и окружающем мире; - развитие пространственно-временных представлений; - повышение уровня общего и речевого развития; - формирование нравственных качеств; - охранительный режим жизнедеятельности.

Положительная динамика. С контрольными работами за 5 класс справилась на «4» и «3». С контрольными работами за 6 класс справилась на «3».

Педагог дополнительного

образования

Элементарные навыки работы на ПК.

(«Смайлик»);

Знание необходимых правил дорожного движения

«Дорожная азбука»

Развитие мелкой моторики рук («Творчество»)

2014-2015 учебный год

Положительная динамика при пользовании ПК

Результаты тестирования по ПДД: «средний уровень».

Положительная динамика

Социальный педагог

Формирование культуры поведения в социуме

Положительная динамика

    Оценка результатов: «швейное дело»: незначительная положительная динамика.

    Для родителей: толерантное отношение к ребенку и создание положительного психологического микроклимата в семье.

    Для педагогов __________________________________________________________

    Для узких специалистов: учитель-логопед – продолжить работу по коррекции нарушений письма и чтения.

Зам. директора. по УВР:

Учитель ПТО:

Учитель математики:

Учитель – дефектолог:

Учитель – логопед:

Специально разработанная пошаговая программа, для достижения определенных целей ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Создается она в личном порядке, с учетом всех особенностей определенного человека.

Для чего нужен маршрут ребенку и как его составляют?

Маленькие дети, с психическими или физическими недостатками развития нуждаются в дополнительной помощи, особенно это касается социализации и образования. Они могут получить статус ОВЗ, еще даже не поступив в детский сад. Как только врачи смогут оценивать интеллектуальный уровень и физическое развитие, они определят наличие отклонений.

Иногда диагноз уже стоит с рождения, но некоторые заболевания можно увидеть только после того, как малыш подрастет достаточно, чтобы можно было увидеть несоответствие его развития возрасту. Например, аутизм или олигофрения. Как только будет определено отклонение от нормы, если оно подпадает под категории ОВЗ, специальная комиссия предложит оформить этот статус. Он используется в большей мере именно для определения методик и системы образования.

Индивидуальный маршрут учитывает абсолютно все особенности ребенка:

  • болезнь;
  • уровень развития;
  • влияние окружающих факторов;
  • психическое состояние;
  • возможные цели;
  • стремление к обучению;
  • влияние семьи на развитие ребенка;
  • контактность и социальность;
  • наличие генетических заболеваний.

Абсолютно каждый человек из окружения ребенка, а также обстановка, отношения семьи, все это влияет на психику и восприятие окружающего мира. Поэтому при составлении программы, педагоги ставят цели и стараются с ребенком их достичь. В нем максимально подробно расписан каждый шаг в течение определенного срока. При этом это не только учебные задания, для повышения интеллектуального уровня, уделяется внимание и умению общаться, дружить, строить отношения.

Основные цели создания ИОМ?

Основная цель проектирования – подбор личной системы развития. Главные задачи:

  • разработка личной программы развития;
  • создание учебного плана в соответствии с проблемами здоровья;
  • подготовка учащегося к внедрению в социальную среду.

Никто не заставляет родителей переходить на индивидуальный маршрут. Чем более дифференцирована будет программа, с учетом абсолютно всех особенностей развития и окружения, тем больше вероятность, что в дальнейшем он сможет стать полноправным членом общества. Потеря зависимости от семьи и родителей, еще одна из задач которую преследует государство, пытаясь помочь семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями.

Индивидуальный образовательный маршрут для кого?

Составление индивидуального маршрута развития начинается с изучения истории болезни и решения родителей, что их ребенок будет учиться по индивидуальной программе. После того как согласие будет получено комиссия обсудит все особенности программы и оформит ее должным образом. ИОМ используется для максимально эффективного обучения ребенка. Он создается совместно с врачом-психологом, лечащим врачом и родителями. Это схема действий, разработанная в дополнение к индивидуальному учебному плану.

Существует одна особенность: индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа не являются законодательно утвержденными документами, в отличие от индивидуального учебного плана. По закону они несут только рекомендательный характер, но в последнее время активно разрабатываются программы, для того чтобы максимально индивидуализировать процесс учебы. Так учащийся будет лучше воспринимать окружающий мир и учебную информацию. В первые годы жизни, маршрут составляют, для того, чтобы иметь четко разработанный план действий.

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута развития

Для того чтобы составить маршрут педагог, психолог и врач, работающие с ребенком:

  • определяют уровень умственного развития;
  • влияние заболевания на образовательный провес;
  • рассчитываются цели и методики их достижения;
  • определяется время на их достижение;
  • разработка плана;
  • определение способа оценки достигнутых результатов.

Настолько тщательная работа проводится для того, чтобы не навредить хрупкой психике. Так как зачастую при серьезных ошибках повторить попытку не удастся.

Основные составляющие индивидуального образовательного маршрута

В основе плана индивидуального маршрута лежит типовой документ, состоящий из нескольких разделов:

Составляющие ИОМ

Раздел Что указывается в разделе
титульный лист название образовательного учреждения, полное имя ребенка, родителей, диагноз и т.д.
пояснительная записка анамнез, дополнительные сведения и причины по которым разрабатывается инструкция
характеристика описание уровня развития и психологического состояния ребенка
сведения социального характера отношения с окружающими, контактность и самостоятельность
медицинские данные диагноз и прогнозы врачей
информационный раздел полноценный план действий на ближайшее время.

Маршруты направлены на индивидуализацию работы с каждым ребенком для того, чтобы их можно было учить в обычной школе. Он учитывает не только умственные и физические способности, но даже и количество детей в семье, взаимоотношения с родителями и прочие факторы, которые могут повлиять на психическое состояние.

Структура индивидуального образовательного маршрута развития

Проектирование индивидуального образовательного маршрута. Задача специальной комиссии, в состав которой входят медики, психологи и педагоги. Они разрабатывают индивидуальный план. Его структура будет отличаться в зависимости от нескольких факторов:

  • диагноз;
  • уровень развития;
  • возраст;
  • цели.

Маршрут дошкольника обычно может иметь две основные цели – попадание в группу детского сада или подготовка к инклюзивному образованию в общеобразовательной школе. Для этого разрабатывается комплекс мероприятий по повышению умственных, коммуникативных и социальных навыков.

После составления маршрута и утверждения его с руководством сада или школы, сопровождением его исполнения занимается специальная служба, предусмотренная в команде управления образовательным учреждением.

В большей степени маршрут касается воспитателя или педагога и родителей. Так, как только их совместная работа поможет добиться результатов. Он влияет на расписание занятий, сложность заданий и даже прогулки или посещение общественных мест. Тем более в нем указывается уровень нагрузки на учебе, возможная сложность и задачи с которыми ребенок точно должен справиться. При смене учебного заведения документ остается действительным, как и при замене педагога.

В условиях перехода на практику индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ становится оптимальной моделью построения высокоэффективной педагогической работы. При условии точечной оптимизации интеллектуальной, психологической, физической и эмоциональной нагрузок удается обеспечить полное удовлетворение реальных образовательных потребностей детей школьного возраста, создать условия для их всестороннего поступательного развития и успешной социализации.

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в . На этом портале собраны онлайн-курсы повышения квалификации для педагогов. Чтобы подобрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, переходите сюда . /p>

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ предусматривает:

    • создание условий для обучения в персональном темпе, соответствующем уровню оптимальной повседневной нагрузки;
    • выделение целей и задач образования школьника с ОВЗ независимо от психофизического состояния;
    • выбор наиболее эффективных методов, способов и форм ведения образовательной деятельности с учетом заявленных целевых ориентиров;
    • проектирование среды, способствующей формированию социальных навыков и закладывающей основы профориентации;
    • реализацию коррекционной медико-психолого-педагогической помощи, являющейся важной составляющей учебно-воспитательного процесса.

Станьте профессионалом в вопросах обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Запишитесь на обучение по программе “Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов по ФГОС ООО и ФГОС СОО” . По итогам обучения оформим для вас удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ: актуальность вопроса

Актуальность обращения к вопросу сопровождения школьников, имеющих особые образовательные потребности, связана с современными тенденциями образования. Необходимость психолого-педагогического сопровождения, реализуемая в частности и через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка с ОВЗ , ведет к расширению круга профессиональных задач, которые решает современный педагог. Это актуализирует вопрос об увеличении профессиональных компетенций учителей и специалистов с учетом вариативности работы с детьми разного возраста с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими нарушениями в развитии.

Согласно актуальным статистическим данным, за последние 15 лет произошло уменьшение количества учителей-дефектологов, и этот факт актуализирует проблему подготовки специалистов, работающих в системе сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Подготовка специалистов (психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов) для реализации специального образования предполагает развитие системы профессиональных педагогических компетенций. В связи с этим важнейшим условием становления профессионального самосознания и личностного развития педагогов в условиях инклюзивного образования является целенаправленное формирование у них умений и качеств, способствующих осуществлению рефлексивных и организационных действий, необходимых при реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Одной из ключевых компетенций современного педагога является умение моделировать индивидуально-образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ . При этом разработка и реализация ИОМ подразумевает совместное участие родителей ребенка с ОВЗ (или лиц, их замещающих), всех педагогов и специалистов, участвующих в комплексном коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление дефицитов развития и повышения уровня адаптивных возможностей ребенка с ОВЗ для более благоприятного его включения в образовательную среду.

Согласно траектории, предусмотренной в рамках дифференциации учебно-воспитательного процесса, движение школьника может осуществляться по различным образовательным маршрутам: внутренним, предусматривающим обучение в стенах одной школы, или внешним, возможным при условии налаживания сотрудничества ОУ и других учреждений. Особенности индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ определяются совокупностью факторов, наиболее значимыми в числе которых являются:

  1. Возраст школьника.
  2. Состояние здоровья, уровень психофизического развития, готовность к освоению программного материала.
  3. Стремление, возможности и потребности обучающегося, членов его семьи к достижению оговоренного образовательного результата.
  4. Профессионализм педагогов и узких специалистов образовательной организации, наличие специальных материально-технических средств и ресурсов.
  5. Наличие в регионе коррекционных учреждений нужной направленности.

Реализация ИОМ обеспечивается за счет выбора или создания адаптированной образовательной программы, которая должна сохранять право ребенка с ОВЗ и его родителей на выбор оптимального темпа обучения для достижения личностно значимого результата, а также сохранять индивидуальный компонент, соответствующий реальным показателям психофизического и эмоционального развития школьника, его стремления интересы.

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

В связи с требованиями ФГОС ОВЗ при организации инклюзивного образовательного пространства актуальными становятся компетенции для проектирования адаптированных образовательных программ, разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ . При этом одной из значимых является рефлексивная компетентность как условие развития всех участников учебно-воспитательного взаимодействия, а также средство, обуславливающее становление инклюзивной компетентности.

Если говорить об организационной и практической составляющей, то проектирование ИОМ предусматривает реализацию следующих этапов:

  1. Проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики школьников, имеющих недостатки психофизического характера и обусловленные ими особые образовательные потребности, с целью выявления актуального уровня развития и ближайшей зоны обучения. Экспертную деятельность уполномочены проводить только ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии), которые по результатам обследования при согласии родителей могут выдать на руки заключение установленного образца, способствующее подбору оптимальной образовательной стратегии.
  2. Постановка индивидуальной образовательной цели с учетом физического и психического состояния обучающегося, его стремлений, учебно-воспитательных потребностей и интересов.
  3. Выбор вариантов (педагогических и коррекционных методик), реализация которых обеспечит достижение образовательной цели.
  4. Оформление внешнего и внутреннего листа индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ .
  5. Разработка или выбор коррекционно-развивающего программного содержания, базирующегося на основе гибких, традиционных и новаторских педагогических технологий, учитывающих особенности психофизического развития школьников с особыми образовательными потребностями.
  6. Осознание и соотнесение специалистами и семьей индивидуальных потребностей и возможностей с внешними требованиями.

Многие эксперты сферы образования рассматривают процесс моделирования ИОМ как открытое совместное рефлексивное действие всех взрослых, сопровождающих ребенка в образовательном процессе. В свете этого индивидуальный образовательный маршрут призван быть средством наиболее эффективного усвоения ребенком осваиваемой им образовательной программы. Команда взрослых в составе педагогов, специалистов и родителей определяет конкретные трудности в образовании ребенка и строит персональную оптимальную образовательную траекторию таким образом, чтобы создать лучшие условия для успешного освоения школьником программного содержания.

В новой образовательной стратегии индивидуальный маршрут - это «карта движения ребенка» и конкретные его шаги в соответствии с этой картой. Разработка ИОМ в качестве открытого совместного рефлексивного действия представляет собой согласование интересов и задач всех участников сопровождения ребенка с ОВЗ и построение системы совместных действий, включенных в коррекционные, развивающие, реабилитационные и иные мероприятия. Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включает семь этапов, каждый из которых следует рассмотреть подробнее.

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ Содержание деятельности

Установочно-рефлексивный.

Позволяет выявить необходимое понимание всех участников образовательной деятельности о направленности ИОМ, организационных и содержательных условиях его реализации, степени включенности каждого взрослого в коррекционно-развивающие мероприятия.

Первый этап включает в себя вопросы по определению смысла деятельности:

  • для кого этот ИОМ и с какой целью он создается?
  • какие результаты ожидаются? какие организационные условия необходимы?
  • какое содержание будет реализовываться?
  • как будет контролироваться процесс? как будут оценивать качество образовательного процесса? как лучше отслеживать актуальность поставленных ранее задач?

Ответы по определению смысла деятельности дают все партнеры по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута. На данном этапе участники совместной деятельности по моделированию ИОМ осуществляют перспективную рефлексию, что позволяет определить образ будущего и предполагаемые шаги по его осуществлению.

Кроме того, такая деятельность выявляет возможности и ограничения каждого участника в понимании перспектив образовательной деятельности с ребенком с ОВЗ.

Организационный.

Второй этап построения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ предусматривает определение оптимальных видов и форм учебно-воспитательной деятельности. Выявляя, последовательность педагогических действий, перечень приоритетных организационных задач и эффективность работы, каждый участник совместной деятельности по реализации ИОМ рефлексирует относительно воплощения организационных условий и в соответствии с этим предполагает наличие у себя конкретных знаний, умений для того, чтобы эти условия были выполнены. Наряду с ответами партнеров по организации деятельности на данном этапе моделирования прописываются предполагаемые реакции ребенка относительно предлагаемых видов, форм деятельности.

Строя прогнозы уже на этапе моделирования, учителя и узкопрофильные специалисты имеют возможность оценить продуманность организации предполагаемой педагогической деятельности.

Содержательный.

Третий этап базируется на открытом рефлексивном действии, ведении диалога между участниками относительно содержания всех мероприятий, их педагогической целесообразности психологической обусловленности для данного ребенка. Кроме того, участие родителей и педагогов, специалистов в совместном моделировании содержания педагогической деятельности позволяет расширить и углубить знания родителей не только о формах мероприятий, осуществляемых с их ребенком, но и их наполнении. Это в дальнейшем позволит им быть включенными в совместную реализацию образовательной программы, адаптированной для их ребенка.

Такая перспективная рефлексия стимулирует родителей детей с ОВЗ более внимательно отнестись к педагогическим предложениям, изучить их накануне реализации, внести свои предложения, получить необходимые консультации.

Рефлексивный.

Данный этап направлен на выявление качества реализации образовательной программы, успешности ее усвоения ребенком. Осуществляя актуальную рефлексию, все партнеры по реализации индивидуального образовательного маршрута школьника с ОВЗ выявляют, какие поведенческие и эмоциональные реакции, проявления наблюдаются у ребенка в разные моменты реализации ИОМ, необходимо ли внесение корректив в утвержденную педагогическую стратегию.

Согласованная работа по направлению позволяет участникам совместной деятельности по реализации ИОМ провести качественный анализ реализации программы, обсуждая видение результатов как со стороны педагогов и специалистов, так и со стороны родителей.

Трансформирующий.

Предусматривает возможность изменений организации и содержания учебной деятельности, улучшения качества воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего процессов в связи с произведенными изменениями. Ведение открытого диалога с партнерами, рассмотрение новых педагогических предложений позволит внести наиболее точные и локальные корректировки в ИОМ.

Необходимость трансформирующего этапа может быть связана с отсутствием положительной динамики в развитии ребенка, необходимостью создания психологического комфорта для ребенка в условиях образовательной организации. Трансформация ИОМ может быть также связана с созданием новых элементов предметно-пространственной среды, изменения типа коммуникации с обучающимся, расширения круга его общения, введением нового опыта.

Экспертно-аналитический.

На данном этапе работы по разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ педагоги становятся в позицию экспертов и осуществляют рефлексивное действие по анализу и оценке осуществленных мероприятий и достижений ребенка, отвечая на следующие вопросы:

  • какова успешность ребенка?
  • соответствуют ли ожидаемые результаты актуальным проявлениям обучающегося?
  • какие эффекты были обнаружены?
  • каковы результаты по формальной части образовательной программы (освоены все разделы, все запланированные виды деятельности реализованы)?
  • каковы результаты (эффекты) относительно среды?
Рефлексивно-проектировочный Базируется на постановке задач на перспективу. Всем участникам коррекционной группы следует подумать, какие недостатки были выявлены при реализации ИОМ, каковы дальнейшие шаги развития ребенка в сложившейся образовательной ситуации. Проспективная рефлексия позволяет более точно обозначить задачи на построение сценария ближайшего будущего по коррекционно-образовательной деятельности с ребенком с ОВЗ.

При разработке плана индивидуального образовательного маршрута школьника с ОВЗ участники коррекционной группы поэтапно заполняют соответствующие каждому этапу формы в виде таблиц, внося свои варианты ответов и обсуждая предполагаемые варианты ответов партнеров по деятельности и реакции ребенка в соответствии с этим. В режиме открытого диалога происходит обсуждение и дискуссия между всеми взрослыми, включенными в образовательное сопровождение ребенка. В результате этого происходит построение оптимального, педагогически целесообразного и психологически обусловленного варианта ИОМ.

Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в школе

Практика организации и ведения учебно-воспитательной работы, предусматривающей реализацию коррекционного компонента, до сих пор остается новой для многих российских школ, поэтому сохраняется высокая вероятность неполного взаимодействия между управленцами ОУ, членами коррекционной группы и родителями, от этого в конечном счете страдает ребенок. Чтобы создать условия для эффективной совместной деятельности, при составлении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в школе необходимо проинформировать родителей о предельно допустимых нормах образовательной нагрузки, основном программном содержании и дополнительных коррекционно-развивающих программах, сути психолого-педагогической коррекции, возможности и правилах внесения изменений в ИОМ, если на этапе его реализации будут выявлены недостатки и затруднения.

Облегчить процесс реализации образовательной деятельности, предусматривающей учет индивидуального компонента для каждого из учащихся с ОВЗ, поможет организация учебных занятий по пятидневной неделе, в первую смену. Согласно п. 8.2 СанПиН для детей с ОВЗ, уроки должны начинаться не раньше 8 часов утра, при этом временной режим определяется согласно выбранному варианту АОП, АООП или индивидуальному учебному плану. Непосредственно при составлении распорядка дня детей, имеющих патологии психофизического развития, важно помнить об их повышенной утомляемости, возможной эмоциональной неготовности пребывать в среде сверстников без родителей длительное время.

Ввиду того, что индивидуальный образовательный маршрут ученика с ОВЗ может быть составлен в рамках учебно-воспитательного пространства школы или города, распределение учебной нагрузки в течение дня также может отличаться. Так, при наличии в составе образовательной организации различных коррекционных служб внеурочная активность может органично дополнять урочную, поскольку коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом, как показывает практика, лучше проводить в первой половине дня. Планировать занятия со специалистами следует таким образом, чтобы ребенок имел возможность последовательно реализовывать ИОМ без риска отставания по базовым предметам. Но если школьник уверенно осваивает программное содержание в рамках стандартного урочного распорядка, внеурочная деятельность, включающая коррекционную работы и дополнительное образование, планируется во второй половине дня.

Чтобы повысить работоспособность детей с ОВЗ бери риска для показателей здоровья, в середине урока педагоги должны проводить физкультминутки, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения, а для школьников с дефектами зрения - глазную гимнастику. Важно, чтобы в ходе занятий продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих учеников начальной школы не превышала 10 минут, для обучающихся основной и средней - 15 минут. Если в классе присутствуют дети, использующие систему Брайля, учителю согласно п. 8.8 СанПиН для детей с ОВЗ следует выстраивать учебную работу таким образом, чтобы чередовать тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой (длительность сеанса - 5 минут, не более двух сеансов за урок).

В современных школах , где организуется обучение детского контингента с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам , должны быть предусмотрены достаточные интервалы между уроками - не менее 10 минут. Длительность большой перемены, которая организуется между вторым и третьим уроком, рекомендуется установить в границах 20-30 минут, или вместо этого включить в расписание две перемены по 20 минут каждая. Перерыв между уроком и внеурочной активностью должен составлять не менее получаса для всех категорий обучающихся, кроме детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. По возможности отдых во время перемен следует организовывать на свежем воздухе, с организованными подвижными играми или самостоятельной двигательно-активной деятельностью на школьном дворе или спортплощадке.

Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, ее готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования; эо попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами заметна положительная динамика в формировании когнитивных способностей: повышается уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.