Характеристика ХЭ по кислотно-основным свойствам. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Существенным отличительным признаком элементов является кислотный или основный характер соответствующих им оксидов и гидроксидов. Вы уже знаете, что металлы в степени окисления +1 и +2 образуют, как правило, основные оксиды, а в качестве гидроксидов - основания. Металлы с большим значением степени окисления (+6, +7) и неметаллы образуют кислотные оксиды, которым соответствуют кислородсодержащие кислоты.
Проведём небольшой лабораторный опыт. Получим гидроксид цинка и исследуем его химические свойства.
Лабораторный опыт № 1
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств
В чём причина такого необычного поведения Zn(OH) 2 как нерастворимого основания? Опыт показывает, что гидроксид цинка проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведёт себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя с щёлочью.
Таким образом, гидроксиду цинка присущи амфотерные свойства: он может реагировать с кислотами как основание и с щелочами как кислота. Соответственно формулу этого соединения можно представить двояко:
Тогда уравнения реакций гидроксида цинка с кислотой и с щёлочью можно записать так:
В обоих случаях образуется растворимая соль.
Аналогично гидроксиду цинка и соответствующий ему оксид цинка проявляет амфотерные свойства - образует соли при взаимодействии как с кислотами, так и с основаниями, например:
В первой реакции оксид цинка ведёт себя как основный оксид, а во второй реакции выступает в роли кислотного оксида - образует соль, в которой цинк входит в состав кислотного остатка.
Амфотерными являются оксиды и гидроксиды многих элементов, например бериллия, алюминия, хрома (III).
Если элемент-металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид с низшей степенью окисления будут проявлять, как правило, основные свойства, с высшей - кислотные, а с промежуточной - амфотерные. Например, для хрома:
Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Эти элементы называют переходными элементами или переходными металлами.
Новые слова и понятия
- Амфотерные оксиды и гидроксиды.
- Переходные элементы, или переходные металлы.
- Зависимость химических свойств оксидов и гидроксидов элементов побочных подгрупп Периодической системы Д. И. Менделеева от степеней окисления их атомов.
Задания для самостоятельной работы
«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания о периодической системе элементов, строении атомов, полученные в 8 классе, а также происходит расширение понятия амфотерность и совершенствуются умения написания уравений реакций. Всё это происходит в процессе самостоятельной работы. Урок сопровождается презентацией.
Разработан
Скачать:
Предварительный просмотр:
9 класс
Урок № 3 «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
Обучающая цель урока:
1.Актуализация знаний о ПСХЭ, связи со строением атома и значении для характеристики соединений химического элемента.
Развивающая цель урока:
1.Развитие умения составлять схемы строения атома и характеризовать химические элементы и их важнейшие соединения.
Воспитательная цель урока:
1.Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: ПСХЭ, портрет Д.И.Менделеева.
Реактивы: простые вещества Аl,Zn, сложные вещества: АlCl 3, ZnCl 2, NaOH, HCl, Аl 2 O 3, ZnO
Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа
Литература:
- « Химия.9 класс. Поурочные планы. (по учебнику Габриеляна О.С.) В.Г Денисова. Изд Учитель. Г. Волгоград. 2003-64с.
- «Поурочные разработки по химии (по учебнику Габриеляна О.С.) М.Ю.Горковенко
Ход урока:
- Актуализация знаний по теме ПСХЭ.
Углубление и расширение знаний
- Обсуждение результатов. Коррекция знаний.
- Рефлексия.
- Дом.зад. §2 упр 3,4 п;
План- конспект урока:
- Актуализация знаний по теме ПСХЭ.
Что показывает № порядковый?
Что показывает № периода?
Что показывает № группы? Для всех ли элементов?
Как определить возможные степени окисления?
Как изменяются Ме и НеМе свойства элементов в группах?
Как изменяются Ме и НеМе свойства элементов в периодах?
На какие группы делятся оксиды исходя из химических свойств?
Дайте им определения.
Как доказать характер оксида?
- Инструктаж по выполнению самостоятельной работы.
Дайте характеристику химических элементов по плану.
Аl – 1вариант и Zn- 2вариант
Вспомним что такое амфотерность?
Как составить уравнение взаимодействия кислотного и амфотерного оксида со щёлочью?
(объяснение по алгоритму в презентации)
План характеристики химического элемента (см.§2 учебник)
1.положение элемента в ПСХЭ:
порядковый номер
номер группы, подгруппа (главная или побочная)
номер периода, ряд (чётный или нечётный)
2. схема строения атома (возможные степени окисления )
по уровням
подуровням
графическая схема
3. характер элемента(Ме или НеМе)
4. сравнение свойств с соседями по группе
5. сравнение свойств с соседями по периоду
6. формула и характер оксида, доказательство характера (уравнения реакций )
7. формула и характер гидроксида, доказательство характера (уравнения реакций )
8. формула и характер летучего водородного соединения, доказательство характера (уравнения реакций )
- Выполнение самостоятельной работы.
Подписи к слайдам:
Урок № 3 9 класс « ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
целеполагание Обучающая цель урока: 1.Актуализация знаний о ПСХЭ, связи со строением атома и значении для характеристики соединений химического элемента. 2.Углубление и развитие знаний об амфотерных элементах. Развивающая цель урока: 1.Развитие умения составлять схемы строения атома и характеризовать химические элементы и их важнейшие соединения. Воспитательная цель урока: 1.Воспитание чувства патриотизма. Оборудование: ПСХЭ, портрет Д.И.Менделеева. Реактивы: простые вещества А l , Zn , сложные вещества: А lCl 3, ZnCl 2, NaOH , HCl , А l 2 O 3, ZnO Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа
Ход урока: Актуализация знаний по теме ПСХЭ. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы, углубление знаний. Выполнение самостоятельной работы. Обсуждение результатов, коррекция знаний. Дом.зад. §2 упр 3,4 п;
вопросы Что показывает № порядковый? Что показывает № периода? Что показывает № группы? Для всех ли элементов?
План характеристики химического элемента (см.§2) 1.положение элемета в ПСХЭ 2. схема строения атома (возможные степени окисления) 3. характер элемента(Ме или НеМе) 4. сравнение свойств с соседями по группе 5. сравнение свойств с соседями по периоду 6. формула и характер оксида, доказательство характера (уравнения реакций) 7. формула и характер гидроксида, доказательство характера (уравнения реакций) 8. формула и характер летучего водородного соединения, доказательство характера (уравнения реакций)
Самостоятельная работа Дать характеристику элемента по плану 1 вар. А l 2 вар. Zn
Алюминий А l III период, III группа, главная подгруппа + 13))) 2 8 3 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 1 s ↓ p ↓ ↓ ↓ ↓ d ↓
Цинк - Zn IV период, II группа, побочная подгруппа + 30)))) 2 8 18 2 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 6 3 d 10 4 s 2 s 1 2 3 4 ↓ p ↓ ↓ ↓ ↓ d ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ f ↓
Изменение металлических свойств А l 3. Металлические свойства В
Изменение металлических свойств Zn 3. металлические свойства > Zn > Cd 4. металлические свойства Cu
Понятие амфотерность Амфо – двоякий, двойственный Амфора- Амфибия- Амфотерный элемент- сочетает свойства металла и неметалла Амфотерный оксид- сочетает свойства основного и кислотного оксида Амфотерный гидроксид - сочетает свойства основного и кислотного гидроксида, т. е. и кислота и основание одновременно.
определения Амфотерные оксиды – оксиды, которые реагируют и с кислотами и со щелочами с образованием соли и воды. Амфотерные гидроксиды - гидроксиды, которые реагируют и с кислотами и со щелочами с образованием соли и воды.
Как составить уравнение взаимодействия кислотного и амфотерного оксида со щёлочью Составьте формулу кислоты А l 2 O 3 + Н 2 О = Н2 А l 2 O 4 (:2) = НА l О 2 2. Запишите её над формулой оксида НА l О 2 ⁄ А l 2 O 3 +2 КОН = 3. Поменяй местами водород в кислоте и металл в щёлочи Н А l О 2 → К А l О 2 4. Составь формулу соли правильно К +1 А l O 2 -1 5. Вставь в уравнение, допиши воду, расставь коэффициенты.
А l 2 O 3 –оксид амфотерен Основный характер А l 2 O 3 + 6Н Cl → 2А lCl 3 + 3Н2 О А l 2 O 3 + 6Н + + 6 Cl - →2А l 3+ + 6 Cl - + 3Н2 О А l 2 O 3 + 6Н + → 2А l 3+ + 3Н2 О Кислотный характер А l 2 O 3 + 2 КОН →2КА l O 2 + Н2 О А l 2 O 3 + 2К + +2ОН - →2К + + 2А lO 2 - + Н2 О А l 2 O 3 + 2ОН - →2А l O 2 - + Н2 О
ZnO – оксид амфотерен Основный характер ZnO + 2Н Cl → ZnCl 2 + Н2 О ZnO + 2Н + +2 Cl - → Zn 2+ + 2 Cl - + Н2 О ZnO + 2Н + → Zn 2+ + Н2 О Кислотный характер ZnO + 2 КОН → К2 Zn О2 + Н2 О ZnO + 2 К + + 2ОН - → 2 К + + Zn О2 2- + Н2 О ZnO + 2 ОН - → Zn О2 2- + Н2 О
А l (ОН) 3 – основание амфотерное А l (ОН)3 + 3Н Cl → А lCl 3 + 3Н2 О А l (ОН)3 +3Н + + 3 Cl - →А l 3+ + 3 Cl - + 3Н2 О А l (ОН)3 + 3Н + → А l 3+ + 3Н2 О А l (ОН)3 - кислота Н 3 А l О 3 – ортоалюминиевая НА l О2 - метаалюминиевая При сплавлении НА l О 2 + КОН →КА l O 2 + Н2 О НА l О 2 + К + + ОН - →К + + А l O 2 2- + Н2 О НА l О 2 + ОН - → А l O 2 2- + Н2 О В растворе А l (ОН)3 + КОН → К[А l (OH) 4 ] А l (ОН)3 + К + +ОН - → К + + А l (OH) 4 - А l (ОН)3 + ОН - → А l (OH) 4 -
Zn (ОН)2 – основание амфотерное Zn (ОН)2 + + 2Н Cl → ZnCl 2 + 2Н2 О Zn (ОН)2 + + 2Н + +2 Cl - → Zn 2+ +2 Cl - + 2Н2 О Zn (ОН)2 + 2Н + → Zn 2+ + 2Н2 О Zn (ОН)2 - кислота Н 2 Zn О 2 При сплавлении Н 2 Zn О 2 + 2 КОН → К2 Zn О 2 + 2Н2 О Н 2 Zn О 2 + 2 К + +2ОН - →2 К + + Zn О 2 2- + 2Н2 О Н 2 Zn О 2 + 2ОН - → Zn О 2 2- + 2Н2 О В растворе Zn (ОН)2+ 2КОН →К 2 [ Zn (OH) 4 ] Zn (ОН)2 + 2К + +2ОН - →2К + + Zn (OH) 4 2- Zn (ОН)2 + 2ОН - → Zn (OH) 4 2-
рефлексия Составьте формулу: амфотерного оксида железа (III) Метажелезной кислоты Метаферрата натрия
Литература: « Химия.9 класс. Поурочные планы. (по учебнику Габриеляна О.С.) В.Г Денисова. Изд Учитель. Г. Волгоград. 2003-64с. «Поурочные разработки по химии (по учебнику Габриеляна О.С.) М.Ю.Горковенко «Химия 9» учебник Габриеляна О.С изд. Дрофа 2010г.
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Амфотерным гидроксидам присуще свойство реагировать с кислотами как основание и со щелочами как кислота. Поэтому, когда мы к раствору щелочи приливаем по каплям раствор соли, у нас получается амфотерный гидроксид, который сразу же реагирует с щелочью, образуя растворимую соль, и мы не наблюдаем выпадение в осадок амфотерного гидроксида.
Вопрос 2.
Be---- -ВеО
/ 3
BeS04 „*
1. 2Ве + 02 = 2ВеО;
2. ВеО + H2S04 = BeS04Nl + Н20;
3. ВеО + 2КОН = К2Ве02 + Н20;
4. ВеО + 2HNO3 = Be(N03)2 + Н20;
5. Be(N03)2 + 2NaOH = 2NaN03 + Ве(ОН)2;
6. Ве(ОН)2 + 2КОН = К2Ве02 + 2Н20;
7. Ве(ОН)2 + H2S04 = BeS04sl + 2H20.
А) Ве(ОН)2 + 2Н+=Ве2+ + 2Н20: Ве(ОН)2 + H2S04=BeS04 + 2Н20;
Ве(ОН)2 + 2HN03=Be(N03)2 + 2Н20.
Б) Ве(ОН)2 + 20Н^Ве02" + 2Н20: Ве(ОН)2 + 2КОН=К2Ве02 +
Ве(ОН)2 + 2NaOH=Na2Be02 + 2Н20.
Амфотерностью называется способность вещества проявлять как кислотные, так и основные свойства. Кислотные свойства, как правило, проявляют соединения неметаллов. Например, H2S 04; Р205; С02.
Но существуют кислоты, образованные металлами. Например, КМп04 - перманганат калия, К2Сг207 - дихромат калия, Na3V 04 - ванадат натрия, Na[Al (OH) J - гидроксоалюминат натрия. То есть металлы могут также проявлять кислотные свойства.
Основные свойства характерны практически только для металлов. Например, Na OH, К20, Li N03.
Необходимо запомнить информацию? Сохраняйте - » Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды . И все в закладках.
Разработка урока на тему: Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
, опубликована: 10 Дек 2011 в рубрике.
, zadacha_o_regulirovanii_podachi_shhepy_v_bunkery.ppt , zadacha_o_razrushenii_verkhnej_chasti_svai_pri_ee_.ppt , zadacha_o_raskrutke_koles_samoljota.ppt и ещё 210 файл(а).
Показать все связанные файлы
ТЕСТ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Часть А (задания с выбором ответа)
А1.
Степень окисления металла +4 в соединении
ТЕСТ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды 1
Часть А (задания с выбором ответа) 1
Часть В (задания с кратким ответом) 1
А9. Укажите неправильно записанный генетический ряд:
металл - основный оксид - основание - соль
неметалл - кислотный оксид - основание - соль
металл - амфотерный оксид - соль - амфотер- ное основание
неметалл - кислотный оксид - кислота - соль
2)Ве(ОН) 2
A 11. Проявляет только основные свойства
Сг(ОН) 2
Zn(OH) 2
Ве(ОН) 2
Сг(ОН) 3
А12. Сокращенному ионному уравнению Zn(OH) 2 + 2H + -> Zn 2+ + 2Н 2 0 соответствует взаимодействие гидроксида цинка с:
Н 2 О 3) H 2 S
HNО 2 4) H 2 SО 4
А13. Сокращенному ионному уравнению Zn(OH) 2 + 2ОН -- -> Zn0 2 2- + 2Н 2 0 соответствует взаимодействие гидроксида цинка с:
Н 2 0 3) NaOH
Cu(OH) 2 4) Fe(OH) 3
А14. Технический оксид цинка массой 97 г и содержащий 8% примесей растворили в соляной кислоте. Определите массу образовавшейся соли.
140 г 3) 160 г
150 г 4) 170 г
A 15. Определите массу 10%-ного раствора гидроксида натрия, который надо прибавить к раствору , содержащему 27,6 г хлорида алюминия, для полного осаждения ионов алюминия.
240 г 3) 160 г
80 г 4) 480 г
Часть В (задания с кратким ответом)
В1.
Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления металла в этих веществах. Ответ дайте в виде последовательности цифр , соответствующих буквам по алфавиту.
В)Mn 2 O 3 3) +3
Г)H 2 CrO 4 4) +4
Д)Cr 5) +6
В2.
Среди нижеперечисленных элементов укажите щелочные металлы: 1) Be, 2) К, 3) Rb, 4) Mg, 5) Ni, 6) Cs. Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке их возрастания.
В3.
Среди нижеперечисленных элементов укажите переходные металлы: 1) Fe, 2) Ni, 3) Sr, 4) Be, 5) Al, 6) Си. Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке их возрастания.
В4
. Составьте уравнения химических реакций по схемам. Установите соответствие между схемами реакций и суммой коэффициентов в этих реакциях. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.
СХЕМА СУММА
РЕАКЦИИ КОЭФФИЦИЕНТОВ!
А) Аl + O 2 - 1) 4
Б) Аl 2 O 3 + НСl 2) 5
В) Аl(ОН)з + НСl 3) 8
Г) Аl(ОН)з + NaOH сплавление 4) 9
5) 12
В5.
Составьте уравнения химических реакций по схемам. Установите соответствие между схемами реакций и суммой коэффициентов в этих реакциях. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.
СХЕМА СУММА
РЕАКЦИИ КОЭФФИЦИЕНТОВ!
А)Zn + 0 2 - 1) 3
Б) ZnO + H 2 SO 4 - 2) 4
В) ZnS0 4 + NaOH - Zn(OH) 2 + 3) 5
Г) Zn(OH) 2 + NaOH сплавление 4) 6