Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Чем интересен михаил лазарев. Лазарев Михаил Петрович - биография. Российский Флотоводец. Возвращение на родину. Служба на Балтийском флоте

Российский флотоводец, мореплаватель и исследователь, адмирал. В 1834 - 1851 годах командовал Черноморским флотом, принимал участие в Кавказской войне.

Семья и начало военной карьеры

Родился 3 ноября 1788 года в г. Владимире. Отец, Петр Гаврилович Лазарев, сенатор, тайный советник. Императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус.

В 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях.

В 1808 - 1813 служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808 - 1809 и Отечественной войне 1812 г. .

Кругосветные путешествия

В 1813 - 1816 годах на принадлежащем Русско-Американской компании судне "Суворов" совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно через Перу и мыс Горн, открыв атолл Суворова.

В 1819 - 1821 годах М.П. Лазарев принимал участие в кругосветной экспедиции под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, командовал шлюпом "Мирный" и был помощником начальника экспедиции. В ходе экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева была открыта Антарктида и ряд островов в Тихом океане .

С 1822 года М.П. Лазарев командовал фрегатом "Крейсер", на котором осуществил своё третье кругосветное плавание (1822-25), проводя широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др.

С 1826 г. капитан 1-го ранга М.П. Лазарев назначен командиром 74-пушечного линейного корабля "Азов".

В 1827 г. М. П. Лазарев назначен начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, направленной в Средиземноморье для совместного с французской и английской эскадрами оказания помощи Греции, восставшей против турецкого ига.

8 октября 1827 года союзный флот под общим командованием английского адмирала Э. Кодрингтона атаковал и уничтожил турецко-египетский флот в Наваринской бухте. За отличие в Наваринском сражении М.П. Лазарев был произведён в контр-адмиралы.

Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После заключения Адрианопольского мира М.П. Лазарев, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт.

Командование Черноморским флотом

В 1830 - 1831 гг. М.П. Лазарев принимал участие в работе Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом.

С 1832 г. М.П. Лазарев - начальник штаба Черноморского флота.

В феврале - июне 1833 года М.П. Лазарев, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор.

С 1833 года М.П. Лазарев стал главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева . При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов, впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты. В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи .

Под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот принимал участие в Кавказской войне .

В 1838 - 1840 годах М.П. Лазарев во главе эскадр Черноморского флота организовывал и проводил высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. М.П. Лазарев уделял большое внимание теоретической подготовке и планированию десантных операций, обеспечению огневой поддержки. Была установлена тесная связь между флотом и командованием сухопутных войск.

Высаженные войска создавали Черноморскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море кораблей блокировала доставку оружия и многих жизненно важных материалов черкесам, чем оказала серьезное влияние на ход военных действий на Северо-Западном Кавказе. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским (ныне микрорайон Лазаревское города Сочи) .

При этом ряд современных черкесских активистов - например, Асфар Куек или Маджид Чачух - неоднократно высказывали в адрес М.П. Лазарева обвинения в неизбирательном применении силы во время высадки десантов, в том числе против черкесского гражданского населения.

"Адмирал Лазарев... это герой, много сделал для России, но дело в том, что он в 1838 году здесь убивал шапсугов - детей, женщин" , - сказал Асфар Куек .

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Он похоронен во Владимирском соборе Севастополя.

Современные оценки деятельности М.П. Лазарева

С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев - один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.

Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.

В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.

В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: "Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов" .

Источники:

  1. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.
  2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
  3. Михаил Лазарев. Биография - Сайт Peoples.ru.
  4. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.
  5. Михаил Петрович Лазарев. - Сайт "ХРОНОС – всемирная история в интернете".
  6. Кавказские хроники. Шапсуги. - Радио Свобода, 9.03.2004 г.
  7. Светлана Турьялай. Памятник войне. - "Известия", 1.08.2003 г.

Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в городе Владимире . Его отец, сенатор, тайный советник Петр Гаврилович Лазарев, был правителем Владимирского наместничества. После смерти отца императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус. Нелегкие занятия в классах сочетались с походами по Финскому заливу. Уже за первое плавание Андрей и Михаил Лазаревы получили лестную оценку. Вскоре заметили способности и рвение Михаила в изучении морского дела. После экзаменов 19 мая 1803 года гардемарин Михаил Лазарев оказался в числе первых. После нескольких месяцев крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером в Англию для прохождения морской практики. 5 лет молодой моряк ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях, занимался самообразованием, изучал историю, этнографию. По возвращении в 1808 году его произвели в мичманы. Молодой офицер участвовал в русско-шведской войне, затем, плавая на легких судах, не раз проявлял лихость и расторопность. В 1811 году Лазарев - лейтенант. В 1812 году он служил на бриге “Феникс” и за доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

Блестящие аттестации позволили поручить моряку ответственное дело. 9 октября 1813 года из Кронштадтского порта под коммерческим флагом вышел корабль “Суворов”, которому следовало доставить грузы на Дальний Восток. Лазарев успешно выполнил поручение, открыл необитаемые острова Суворова на Тихом океане. Он закупил в Перу партию хинина и других местных товаров. Кроме того, на борт приняли животных, которых в России не было. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт . В ходе кругосветного плавания моряки “Суворова” уточнили координаты и провели съемку участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

Открытие Антарктиды

4 июля 1819 года шлюпы “Восток” (командовал Беллинсгаузен) и “Мирный” (командовал Лазарев) вышли из Кронштадта для поиска земель у Южного полюса. Зайдя в Англию и на остров Тенерифе, суда через Атлантику прибыли в Рио-де-Жанейро. От берегов Бразилии направились к югу и в декабре достигли острова Новая Георгия, открытого Куком. В том же районе моряки нашли и описали несколько островов, выяснили, что земля Сандвича, названная так Куком, является в действительности архипелагом Южных Сандвичевых островов. Россияне приблизились к тогда неизвестной Антарктиде. Множество айсбергов свидетельствовало о соседстве обширной земли. 4 января 1820 года экспедиция продвинулась на полградуса далее Кука. Несмотря на льды и туман, 15 января суда пересекли впервые Южный полярный круг, на следующий день достигли широты 69 градусов 25 минут. Несколько раз моряки пытались пройти южнее, но везде встречали сплошной лед. Позднее было установлено, что 5 и 6 февраля экспедиция не дошла всего три-четыре километра до Берега Принцессы Астрид Антарктического материка. Но пока об этом не было известно. О соседстве берега свидетельствовали, кроме айсбергов, появлявшиеся птицы.

После наступления южной зимы экспедиция направилась к северу. Моряки открыли несколько неизвестных островов в архипелаге Туамоту. В ноябре суда вновь пошли к югу. Несмотря на разницу в скорости, они не разлучались, кроме тех случаев, когда командиры намеревались обследовать более широкую полосу моря. Серьезная буря в середине декабря не прервала исследований. Трижды суда пересекали полярный круг, 10 января 1821 года продвинулись до 69 градусов 53 минут южной широты, но встретили сплошные льды. Ф.Ф. Беллинсгаузен повернул на восток, и вскоре моряки открыли остров Петра I, а 17 января при ясной погоде усмотрели на юге землю, которую назвали Землей Александра I. Позднее установили, что это была часть Антарктиды, соединенная с материком шельфовым ледником Георга VI. Несмотря на то что не удалось подойти к земле ближе 40 миль, хорошо была видна высочайшая гора Св. Георгия Победоносца. Затем моряки, пройдя вокруг Южных Шетлендских островов, установили, что англичане ошибочно полагали эту открытую в 1819 году капитаном Смитом землю частью материка.

Так как “Восток” требовал ремонта, экспедиция, исследовавшая приполярную область со всех сторон, отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт . За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов. В честь кругосветного плавания отчеканили медаль, участников наградили. За заслуги М.П. Лазарева через чин произвели в капитаны 2-го ранга.

17 августа 1822 года Лазарев с фрегатом “Крейсер” и шлюпом “Ладога” выступил из Кронштадта и доставил грузы в тихоокеанские порты России. 5 августа 1824 года Лазарев на фрегате вернулся в Кронштадт , завершив третье кругосветное плавание. За успешный поход его произвели в капитаны 1-го ранга, наградили орденом Св. Владимира 3-й степени.

27 февраля 1826 года моряка назначили командовать 12-мфлотским экипажем и кораблем “Азов”. Он со своими помощниками достраивал корабль в Архангельске, вникая во все мелочи и внося усовершенствования в конструкцию. Корабль этот долгое время был образцом для корабелов. 5 октября Лазарев привел в Кронштадт корабли “Азов”, “Иезекииль” и шлюп “Смирный”.

С 21 мая по 8 августа 1827 года “Азов” состоял в эскадре адмирала Д.Н. Сенявина, перешедшей в Портсмут. Затем была отделена и направлена на Средиземное море эскадра Л.Ф. Гейдена. Командир флагманского корабля “Азов” был также начальником штаба эскадры. В Наваринском сражении 8 октября 1827 года “Азов” сыграл решающее значение, сражаясь с значительной частью турецкого флота в одиночку до подхода отставших кораблей и уничтожив несколько египетских судов, в том числе флагманские. За героизм, проявленный в сражении, Лазарева произвели в контр-адмиралы и наградили орденами от имени английского, французского и греческого королей. “Азов” первым получил кормовой Георгиевский флаг.

ЛАЗАРЕВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1788–1851) – русский адмирал, путешественник, участник трех кругосветных плаваний, губернатор Севастополя и Николаева.

Родился 3 ноября 1788 во Владимире в семье наместника, сенатора, тайного советника П.Г.Лазарева. Рано осиротев, был в 1800 определен в Морской кадетский корпус, который окончил с лестной оценкой: «Поведения благородного, в должности знающ; отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью». После экзаменов 1803 в звании гардемарина служил на крейсере; на нем ходил по Балтике. Отправившись волонтером в Англию, пять лет учился там морскому делу – ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях. Там же занимался самообразованием, изучая историю, этнографию.

В 1808 произведен в мичманы и направлен на русско-шведскую войну. Там за проявленную отвагу в 1811 произведен в морские лейтенанты. В 1812 служил на бриге «Феникс». За доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

В 1813 на корабле «Суворов» совершил первое кругосветное плавание: доставил грузы на Дальний Восток, попутно открыв необитаемые острова на Тихом океане (и дав им имя Суворова). Закупив в Перу партию хинина, приняв на борт диковинных для России животных, вернулся в 1816 в Кронштадт. В ходе этого плавания Лазаревым были уточнены координаты и сделаны зарисовки участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

В 1819 Лазарев вместе с Ф.Ф.Беллинсгаузеном определен «для поисков шестого континента». Назначенный командиром шлюпа «Мирный», он совершил в последующие три года свое второе кругосветное плавание, в ходе которого 16 января 1820 им (вместе с Беллинсгаузеном) была открыта шестая часть света – Антарктида – и ряд островов в Тихом океане. За эту экспедицию М.П.Лазарев был произведен через чин сразу в капитаны 2-го ранга, пожалован пенсией по чину лейтенанта и назначен командиром фрегата «Крейсер».

На «Крейсере» М.П.Лазарев совершил в 1822–1825 свое третье кругосветное путешествие – к берегам русских владений в Северной Америке. Во время него были проведены широкие научные исследования по метеорологии и этнографии. Успехи Лазарева в ратных делах и исследовательской работе были отмечены орденом Св. Владимира 3-й степени и пожалованием чина капитана 1-го ранга.

В 1826 в качестве командира корабля «Азов» флотоводец осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в 1827 Наваринском морском сражении. В том бою «Азов» возглавлял русские линкоры, принявшие на себя главный удар турецко-египетского флота, наголову разбитого совместными усилиями русской, французской и английской эскадр. За эту победу мореход получил звание контр-адмирала, а возглавляемая им команда «Азов» впервые в истории русского флота была награждена Георгиевским флагом.

В 1828–1829 Лазарев как начальник штаба русской эскадры в Средиземном море принимал участие в блокаде Дарданелл.

В 1832 назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В апреле 1833 произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева. Под его руководством были начаты сооружение новых и реконструкция старых портовых городов (перестройка в центре Севастополя «Хребта беззакония» – беспорядочно построенных на центральном городском холме домишек-мазанок городской бедноты, заложение Графской пристани, Исторического бульвара). По инициативе губернатора в Севастополе была создана Морская библиотека, за комплектованием ее фондов он следил лично.

За 18 лет губернаторства на Черном море с его участием было построено более 30 линейных кораблей и пароходов, вошло в строй свыше 150 больших и малых военных судов.

Выступив с инициативой постоянных военных наблюдений, охраны, разведки, отдельных боевых действий с помощью кораблей Черноморского флота, курсировавших вдоль Кавказского побережья, Лазарев вызвался лично руководить эскадрой с десантными войсками генерала Н.Н.Раевского. Высадившись на побережье Кавказа в 1838, десант занял несколько прибрежных пунктов и возвел укрепления при речках Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Укрепление при р. Псезуапе было названо фортом Лазарева. Таким образом в 1838–1840 было укреплено Кавказское побережье, созданы условия для бесперебойного крейсирования кораблей флота и защиты южных границ России.

Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный морскому делу, Лазарев и у своих подчиненных воспитывал такие же качества. Особое внимание уделял развитию в личном составе здорового духа соревнования в работе, учениях и особенно в управлении судами. Считая, что лучшей школой для воспитания молодых офицеров является командование, Лазарев не жалел средств для увеличения числа малых судов. Они широко использовались им для крейсерской и блокадной службы у кавказских берегов. В суровой обстановке этой службы выросла целая плеяда питомцев, блестящих офицеров и адмиралов, воспитанных на славных традициях русского военно-морского дела, заложенных в 18 в. Ф.Ф.Ушаковым – П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков. За годы морской и статской службы Лазарев неоднократно награждался орденами Российской империи, имел и высшую степень отличия – орден Св. Андрея Первозванного, а также ордена других государств.

Внимательно следя за развитием флотов главных морских держав, особенно Англии, адмирал заботился об увеличении тоннажа и артиллерийского вооружения линейных кораблей, настаивал на перевооружении флота, предвидя неизбежный переход к паровому двигателю. Лазарев лично возил Николаю I проект сооружения в Николаеве нового адмиралтейства с пятью сухими доками, состоял с императором в личной переписке. «Несмотря на утомление, Вы продолжаете неослабно заниматься делами... – писал ему Николай I в письме, сопровождающем царский подарок в 2000 рублей серебром. – Вы не щадите себя. Как бы Вы не усугубили своей болезни...».

Император имел в виду неизлечимую к тому времени болезнь адмирала – рак желудка. В 1851 с женой, дочерью и лейб-медиком он отправился в Европу для консультаций в врачами и 11 апреля умер в Вене. Погребли его в Севастополе с огромными почестями. В день похорон собрали 7000 рублей серебром на памятник (сооруженный в 1867 по проекту скульптора Н.С.Пименова, он был поставлен на одной из площадей Севастополя, до настоящего времени не сохранился). Отстроенное и открытое уже после смерти адмирала, адмиралтейство в Николаеве получило имя Лазаревского. Рядом построены каменные трехэтажные казармы для флотских чинов на 6000 человек (также – Лазаревские). Они сохранились до настоящего времени, как и одноименный крымский поселок.

Имя Лазарева присваивалось русским кораблям: броненосному фрегату, крейсеру, ледоколу. В Севастополе одна из улиц Корабельной стороны носила имя флотоводца вплоть до июля 1993, когда его именем назвали площадь в центре города.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Лазарев Михаил Петрович – российский мореплаватель, участник экспедиции к берегам Антарктиды. Родился в 1788 году, с детства Михаил мечтал покорять моря. Лишившись родителей, в 1800 году он попадает в морское училище. Которое окончил на отлично. После, в 1803 году отправляется в Англию в качестве волонтера. Там, на протяжении 5 лет, Лазарев учится морскому делу и самостоятельно изучает историю. В 1808 году попал на русско-шведскую войну. Где отметился храбростью и был представлен государственным наградам.

После, Лазарев участвовал в еще массе научных и военных экспедициях. Благодаря этим путешествиям, на картах мореплавателей были уточнены местонахождения Бразилии, Северной Америки, а в Российской империи появилось несколько видов экзотических животных.

В 1819 году Лазарева Михаила Петровича назначили сопровождающим Ф.Ф.Беллинсгаузена в экспедиции, целью которой было открыть новые континенты. И спустя год ними был открыт новый континент – Антарктида. Само же путешествие заняло больше 2 лет, и было самым сложным в карьере Лазарева Михаила Петровича.

По прибытию в Россию был назначен губернатором Севастополя и Николаева. В Севастополе вел активную деятельность по реконструкции города и открытию морской библиотеки.

Болезнь мучила мореплавателя долгое время, но, не смотря на это, он не покидал работу.

Умер всемирно известный мореплаватель в Вене, куда поехал со всей своей семьей, с целью найти лекарство от рака желудка. Захоронен он в городе Севастополе. На его честь воздвигли памятник, который, к сожалению, не сохранился к нашим дням.

Но множество улиц по всей современной России носят имя Лазарева Михаила Петровича. А в Севастополе, неподалеку от захоронения, расположены морские казармы имени Лазарева.

Так же именем Лазарева именовались морские судна, самых различных предназначений.

Биография Михаила Лазарева о главном

Известный русский мореходец Лазарев М.П. появился в не бедной дворянской семье в 1788 году и всегда мечтал быть моряком. Учился Михаил в Морском кадетском корпусе и вместе с ними постигали знания его два брата, а в 15 лет его командировали на английский флот. Михаил был средним среди братьев.

В 1803 году он стал третьим из лучших, при сдаче экзамена на звание гардемарина и за эту заслугу был удостоен заграничного плавания.

Мичман был первым офицерским чином Лазарева М.П. и был присвоен в 1805 году.

Мореходец проходил службу на Балтийском флоте, участвовал в Русско-шведской войне.

В молодом двадцатипятилетнем возрасте Михаил Лазарев уже стал командиром корабля «Суворов» и отправился в кругосветное путешествие, а когда он вернулся, то его назначили командиром на шлюп Мирный, и он направился в Южный океан, где было необходимо изучить остров Южная Георгия, после чего повернуть к Сандвичевой земле и потом спуститься к югу. Эта экспедиция длилась 751 день в тяжелейшей обстановке, но наградой стали открытые многочисленные острова и бухты. Руководство данной экспедицией осуществлял именно Лазарев. За участие в данной экспедиции мореплавателя произвели в чин капитана второго ранга.

Любимым учеником был Нахимов П.С., которого он взял с собой в третье кругосветное плавание. В этом плавании Михаил командовал фрегатом «Крейсер».

За заслуги в Наваринском сражении Лазарева произвели в контр-адмиралы, а корабль «Азов» был удостоен награды кормового Георгиевского флага.

Спустя пару лет Лазарев Михаил Петрович назначен командиром Черноморского флота и возведен в чин адмирал. Он не только осуществлял командование флотом, но и участвовал практически во всех дипломатических переговорах. Так, к примеру, немаловажную роль Михаил сыграл при подписании Ункер-Искелесийського договора.

Женой Михаила Лазарева была Екатерина Тимофеевна Фан-дер-Флит с которой они заключили брак в 1835 году и у них было пятеро детей, три девочки и два мальчика.

Находясь в городе Вена в 1851 году здоровье русского мореходца ухудшилось и в этом же году он умер от рака желудка. Похоронили Лазарева М.П. в городе Севастополь.

За величайшие отличия перед Родиной в честь известного мореплавателя поименованы не только улицы, но и площади, и острова. К примеру, Севастопольская библиотека носит имя знаменитого мореплавателя. В городе Новоросийске открыт памятник М.П.Лазареву. В городе Сочи на одной из железнодорожных станций установлен бюст Лазареву М.П. Авиакомпания «Аэрофлот» в честь мореплавателя дала название своему самолету.

Интересные факты и даты из жизни

(1877-1851)

Адмирал Михаил Петрович Лазарев, знаменитый мореплаватель, выдающийся русский флотоводец и создатель передовой морской школы, вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном открывший Антарктиду, родился 14 ноября 1788 г. во Владимирской губернии. В возрасте 12 лет он был отдан в Морской корпус, незадолго до этого переведенный из Кронштадта в Петербург. Одновременно с ним в корпусе учились его старший брат Андрей и младший Алексей. В 1803 г. М. П. Лазарев был произведен в гардемарины. Ввиду отсутствия в то время возможности посылать гардемаринов в дальние заокеанские плавания на боевых кораблях, М. П. Лазарев в числе наиболее способных выпускников корпуса был в 1804 г. командирован на суда английского флота для практического изучения военно-морского дела. В английской флоте М. П. Лазарев пробыл пять лет, непрерывно находясь в плавании а Вест-Индии и на Атлантическом океане, и участвовал в боевых действиях против французов; имеются сведения, что он побывал также в Ост-Индии и Китае.

Вернувшись в 1808 г. в Россию, он был произведен в первый офицерский чин мичмана. Во время заграничных плаваний М. П. Лазарев приобрел большой практический и боевой опыт.

С 1808 по 1813 г. М. П. Лазарев плавал на различных кораблях Балтийского флота, участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1811 г. он был произведен в лейтенанты. К этому времени М. П. Лазарев заметно выделялся среди окружающих его офицеров и заслужил репутацию опытного моряка. Ввиду этого, когда Российско-Американская компания, осуществлявшая в то время обширную программу по экономическому освоению русских владений в северной части Тихого океана (Аляска и Алеутские острова), обратилась к Морскому министерству с просьбой назначить опытного офицера для командования в кругосветном плавании новым кораблем «Суворов», выбор пал на М. П. Лазарева. «Суворов» имел назначение доставить различные грузы на Аляску, а оттуда вывезти пушнину. М. П. Лазарев, давно мечтавший о дальних плаваниях, охотно принял это предложение.

Плавание «Суворова» было третьим по счету среди многих десятков русских кругосветных путешествий (после знаменитых походов и на кораблях «Надежда» и «Нева» в 1803-1806 гг. и на шлюпе «Диана» в 1807-1809 гг.). Поход «Суворова» протекал к тому же в военное время. Отсюда видно, какая большая ответственность лежала на совсем еще юном 25-летнем командире корабля, впервые занимавшем такую должность. Плавание осложнялось еще тем, что «Суворов» не был военным кораблем и даже частично был укомплектован вольнонаемным, мало дисциплинированным личным составом.

Однако М. П. Лазарев сумел превратить плаванье, рассчитанное лишь на перевозку грузов, почти в научную экспедицию. Выйдя из Кронштадта 21 ноября 1813 г. и обогнув мыс Доброй Надежды, он в Тихом океане сделал важное географическое открытие: 10 октября 1814 г. он открыл группу из пяти ранее неизвестных островов, которая была им названа по имени своего корабля – группой Суворова. 30 ноября «Суворов» пришел в Ситку (Ново-Архангельск). Отсюда весной 1815 г. «Суворов» ходил за пушными промыслами в Берингово море к островам Прибылова. Летом того же года между М. П. Лазаревым и главным правителем русских поселений на северо-западных берегах Америки А. А. Барановым произошли крупные разногласия из-за того, что последний хотел незаконно возложить на командира корабля «Суворов» непредусмотренные поручения. Когда же Баранов приказал невооруженному кораблю стать под обстрел береговых укреплений, М. П. Лазарев решил уходить из Ситки и, в одну ночь подготовив свой корабль к походу, несмотря на стрельбу батареи, вышел 4 августа 1815 г. из гавани и направился в обратный путь на Родину вокруг мыса Горн. 6 августа 1816 г. М. П. Лазарев прибыл в Кронштадт, благополучно совершав длинный переход. Это плавание ярко выявило решительность и энергию M. П. Лазарева, отличное знание им морского дела, уменье обращаться с подчиненными и заслуживать их безусловное доверие. После возвращения М. П. Лазарев представил компании свой отчет, рассмотрение которого показало, что он был прав. В 1817-1819 гг. М. П. Лазарев вновь плавал на военных кораблях Балтийского флота, пользуясь всеобщим уважением. Вот как расценивался в то время М. П. Лазарев его современниками: «Все отдавали полную справедливость отличным знаниям лейтенанта Лазарева по морской части; он считался одним из первых офицеров в нашем флоте, и был действительно таков, обладая в высокой степени всеми нужными для этого качествами».

Когда в 1819 г. Морское министерство подбирало личный состав на корабли первой русской антарктической экспедиции, то вполне естественно, что выбор пал на М. П. Лазарева. Он был назначен командиром шлюпа «Мирный». Выбор этот оказался чрезвычайно удачным. Уже в подготовительный период М. П. Лазарев с большим искусством принял ряд мер, в результате которых бывший транспорт «Ладога», предназначенный при постройке для использования в Балтийском море, превратился в шлюп «Мирный», выдержавший трудное длительное плавание во льдах лучше, чем более значительный по размерам шлюп «Восток». Благодаря распорядительности М. П. Лазарева «Мирный» был снабжен второй обшивкой, дополнительными креплениями корпуса, новым рангоутом и парусами и дубовым рулем вместо соснового; кроме того, по указаниям командира, на «Мирном» были произведены внутренние переделки. Гребные суда для обоих шлюпов были построены по чертежам, избранным М. П. Лазаревым. Начальник экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен высоко оценивал своего ближайшего помощника и сотоварища. В своих донесениях и в описаниях путешествия он неоднократно подчеркивал исключительное искусство М. П. Лазарева в управлении под парусами, что давало возможность тихоходному шлюпу «Мирный» все время следовать совместно с более быстроходным шлюпом «Восток». В это плавание М. П. Лазарев ярко проявил и отличные качества командира и воспитателя молодых офицеров, об этом образно повествует мичман Н. И. Новосильский, плававший на шлюпе «Мирный», которому командир пришел на помощь при сложном маневрировании среди плавающих льдов: «Каждая секунда приближала нас к страшно мелькавшей из-за тумана ледяной громаде... В эту самую минуту вошел на палубу М. П. Лазарев. В одно мгновение я объяснил начальнику, в чем дело, и спрашивал приказания. Постойте, сказал он хладнокровно. Как теперь смотрю на Михаила Петровича: он осуществлял тогда в полной мере идеал морского офицера, обладавшего всеми совершенствами. С полной самоуверенностью, быстро взглянул он вперед и взор его казалось прорезывал туман и пасмурность... Спускайтесь! сказал он спокойно».

К участию в экспедиции М. П. Лазарев относился с чрезвычайной ответственностью и прилагал все усилия к тому, чтобы высоко поднять авторитет своей Родины и завоевать ей славу.

Представляя М. П. Лазарева к награждению, Ф. Ф. Беллинсгаузен писал морскому министру: «Во все время плавания нашего, при беспрерывных туманах, мрачности и снеге, среди льдов, шлюп «Мирный» всегда держался в соединении, чему по сие время примеру не было, чтобы суда, плавающие столь долговременно при подобных погодах, не разлучались, и потому поставляю долгом представить вам об таковом неусыпном бдении лейтенанта Лазарева». Один из островов Архипелага Россиян Беллинсгаузен назвал именем Лазарева.

Во время плавания М. П. Лазарев принимал деятельное участие в научной работе экспедиции: он лично занимался астрономическими наблюдениями, измерял высоту горных вершин, производил океанографические наблюдения, причем его измерения имеют исключительную точность (так, например, измеренная им секстантом высота горы Эгмонт на Новой Зеландии отличается от современных измерений, произведенных более совершенными методами, менее чем на 9 м). М. П. Лазарев в течение месяца (с 16 марта по 15 апреля 1820 г.), когда из района Антарктики оба шлюпа направлялись раздельно к Сиднею, шел совершенно самостоятельно, причем, несмотря на тихоходность своего корабля и полное отсутствие всякой связи между двумя шлюпами, пришел в этот порт лишь на 6 дней позже начальника экспедиции.

По возвращении из экспедиции М. П. Лазарев был произведен, минуя очередной чин, в капитаны 2-го ранга.

Недолго М. П. Лазарев, однако, высидел на берегу: уже через год, в 1822 г., мы видим его снова на палубе корабля – теперь уже в должности начальника кругосветной экспедиции и командира фрегата «Крейсер»; вторым кораблем в составе экспедиции был шлюп «Ладога», которым командовал его брат Андрей Петрович Лазарев.

М. П. Лазарев был одним из очень немногих русских офицеров, совершивших три кругосветных плавания, и единственным, трижды обогнувшим земной шар в должности командира корабля. Цель экспедиции состояла в доставке различных грузов на Камчатку и в русские колонии в Северной Америке, а фрегату «Крейсер» надлежало сменить станционера в Ситке (Ново-Архангельске). Экспедиция вышла из Кронштадта 30 августа 1822 г. и направилась по маршруту: Рио-де-Жанейро (с кратковременным заходом в Копенгаген, Портсмут и на остров Тенериф)– мыс Доброй Надежды – Тасмания – остров Таити; далее путь обоих кораблей разделился; «Крейсер» пошел в Ситку (Ново-Архангельск), а «Ладога» – в Петропавловск-Камчатский. 20 ноября 1823 г. оба корабля соединились в Ситке, после чего направились к берегам Калифорнии. В Сан-Франциско вновь произошло разделение экспедиции: шлюп «Ладога» направился обратно в Россию, а фрегат «Крейсер» пробыл в качестве станционера в Ситке еще до 28 октября 1824 г., когда он был сменен шлюпом «Предприятие» под командою О. Е. Коцебу, и направился в обратный путь. 5 сентября 1825 г., через три года после отправления, фрегат «Крейсер» вернулся в Кронштадт в таком блестящем порядке, что на него все смотрели как на недосягаемый образец. На «Крейсере» зародилась дружба двух выдающихся моряков Лазарева и Нахимова, который был тогда в чине мичмана. Здесь на «Крейсере» наметились новые приемы воспитания личного состава, было положено начало знаменитой «лазаревской школе», давшей русскому военному флоту целую плеяду блестящих моряков и боевых командиров. На «Крейсере» с М. П. Лазаревым пошли в кругосветное плавание и бывшие спутники его по антарктической экспедиции на шлюпе «Мирный» лейтенанты М. Д. Анненков и И. А. Куприянов, причем первый из них позднее последовал за М. П. Лазаревым и на корабль «Азов», Как и обычно в своих плаваниях. М. П. Лазарев много внимания уделял на «Крейсере» гидрографическим вопросам, уточнял на карте местоположение островов, мысов и других приметных пунктов, а также положение береговом линии. М. П. Лазарев поставил на своем корабле систематические гидрометеорологические наблюдения, которые выполнялись под его руководством офицерами фрегата «Крейсер» и которые были выполнены настолько хорошо, что спустя 60 лет в 1882 г. Русское морское министерство отдало распоряжение их издать (Метеорологические наблюдения, производившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер», под командой капитана 2-го ранга Лазарева 1-го в 1822-1823-1824-1825 гг. СПб. 1882).

Этим третьим кругосветным путешествием завершаются его дальние плавания. После возвращения из плавания М. П. Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Географические его заслуги за все три кругосветных плавания получили впоследствии высокую оценку Русского географического общества, избравшего М. П. Лазарева своим почетным членом в 1851 г., первым среди русских моряков.

Имя М. П. Лазарева наравне с именем Ф. Ф. Беллинсгаузена упоминается в меморандуме советского правительства от 7 июня 1950 г. по вопросу о режиме в Антарктике, в котором подчеркивается приоритет русских мореплавателей в открытии этой шестой части света.

После возвращения из третьего кругосветного плавания М. П. Лазарев был назначен командиром лучшего и новейшего линейного корабля «Азов», строившегося в Архангельске по новым методам знаменитым русским корабельным инженером Курочкиным. На «Азове» он совершает переход из Архангельска в Кронштадт, а еще через год, в 1827 г. направляется в составе эскадры контр-адмирала Гейдена к берегам Греции. Здесь М. П. Лазарев в качестве командира «Азова» и одновременно начальника Штаба эскадры особенно отличился храбростью, распорядительностью и умелым маневрированием в Наваринском сражении, в котором основную тяжесть выдержала русская эскадра, сражавшаяся против турецкого флота вместе с английской и французская эскадрами. Во все время боя под жестоким огнем противника, сражаясь одновременно с пятью турецкими кораблями, Гейден и М. П. Лазарев спокойно прогуливались по шканцам «Азова», отдавая нужные распоряжения. За боевые заслуги М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы.

На «Азове» с М. П. Лазаревым плавали лучшие представители его морской школы – будущие прославленные адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин. Впервые в истории русского флота кораблю М. П. Лазарева было присвоено высшее боевое отличие – кормовой Георгиевский флаг. В письме к своему другу, будущему знаменитому гидрографу М. Ф. Рейнеке, написанному сразу же после Наваринского боя, старший офицер корабля «Азов», будущий прославленный флотоводец П. С. Нахимов характеризует своего командира и учителя следующим восторженным отзывом: «Надобно на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

С 1828 по 1829 г. М. П. Лазарев имел свой флаг на том же корабле «Азов» и, продолжая состоять начальником штаба Средиземноморской эскадры, крейсировал в Эгейское море и участвовал в блокаде Дарданелл, что представляло в зимнее время значительные трудности. В конце 1829 г. М. П. Лазарев впервые был назначен командующим эскадрой и получил сложное поручение: привести к 1 мая 1830 г. эту эскадру из Средиземного моря в Балтийское, избегая заходов в иностранные порты. Это поручение было им блестяще выполнено, несмотря на наличие в этот сезон льдов в Финском заливе.

В течение 1830-1832 гг. М. П. Лазарев командовал отрядами судов в Балтийском море и в Ботническом заливе, участвовал в различных комитетах и комиссиях, занимавшихся вопросами преобразования флота, в том числе и выработкой нового положения о Черноморском флоте.

Вся последующая деятельность М. П. Лазарева посвящена работе по дальнейшему развитию на основе традиции великих русских флотоводцев Ушакова и Сенявина русского военно-морского искусства, делу воспитания личного состава и организаторской и административной деятельности широкого государственного масштаба по укреплению обороноспособности своей Родины на черноморских ее рубежах.

В этот период русское правительство принуждено было обратить особое внимание на повышение боеспособности русского Черноморского флота, которому надлежало быть в постоянной боевой готовности для отражения англо-французских сил в случае их прорыва в Черное море и содействовать русской армии в борьбе против турецких войск на Балканах, а также для поддержки русских войск на Кавказе. Для реорганизации Черноморского флота М. П. Лазарев в 1832 г. переводится на Черноморский флот, сначала на должность начальника штаба, а уже в 1833 г. производится в вице-адмиралы, назначается исправляющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а также Николаевского и Севастопольского военного губернатора. В 1834 г, он утверждается в перечисленных должностях. В 1843 г. М. П. Лазарев был произведен в адмиралы.

Здесь на южных рубежах нашей Родины широко развернулась энергичная деятельность М. П. Лазарева как флотоводца, воспитателя личного состава, строителя флота, портов и крепостей. Девятнадцать лет стоял он во главе Черноморского флота и привел его в блестящее состояние.

За это время в Николаеве было расширено адмиралтейство был составлен грандиозный проект развития адмиралтейства в Севастополе и начато его выполнение (законченное после смерти M. П. Лазарева). Адмиралтейство было названо его именем. Как обычно М. П. Лазарев много занимался и географическими вопросами: по его поручению молодые офицеры – будущие выдающиеся адмиралы Бутаков в Шестаков составили первую русскую лоцию Черного мора, а в Николаеве было организовано составление, гравирование и печатание прекрасных морских карт Черного, Эгейского а Средиземного марей, образовавших целый атлас.

Этот период в истории Черноморского флота принято называть «лазаревской эпохой». Опираясь на лучших офицеров своей школы М. П. Лазарев подготовил Черноморский театр, корабельный и личный состав к Крымской войне 1853-1855 гг.

Флот при нем находился в постоянных плаваниях в различных условиях погоды, систематически ежегодно тренировался в маневрировании и стрельбах и по своей боевой подготовке превзошел флоты иностранных государств.

М. П. Лазарев в Николаеве и Севастополе много потрудился также над тем, чтобы создать культурные условия жизни офицеров и матросов. Любимым его детищем была Севастопольская морская библиотека. Среди его ближайших учеников и продолжателей лучших боевых традиций русского флота мы видим имена Нахимова, Корнилова, Истомина, Бутакова, Попова.

В начале 1851 г. М. П. Лазарев тяжело заболел и был для излечения болезни отправлен за границу. 23 апреля 1851 г. он скончался в Вене. Похоронен он в Севастополе. В честь М. П. Лазарева в его любимом Севастополе был поставлен памятник (по проекту известного скульптора Н. С. Пименова), возвышавшийся над созданным им «Лазаревским адмиралтейством».

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Михаил Петрович Лазарев / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 432-438.