Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Бог воды в Междуречье. Боги Древнего Междуречья. Мифы шумера и аккада. Шумеры и «всемирный потоп»

Понимание политических процессов в истории того или иного народа невозможно без осознания их экономических причин. Любое общество зависит от экономики, которая диктует свои постоянно меняющиеся правила. Цивилизации далёкого прошлого в этом ничем не отличались от современного мираДревний Шумер был колыбелью государственности и культуры человечества, а потому многие аспекты его жизни актуальны и сейчас.

Шумер – страна богов

С самого раннего периода становления и развития шумерской цивилизации в начале III тысячелетия до н. э. центральным местом хозяйственной, политической и культурной жизни общества был храм. Каждая из шумерских общин (а затем и номовых государственных образований) выбирала себе божество-покровителя. Если же рассматривать ситуацию с точки зрения шумеров, то все было с точностью до наоборот – божество выбирало себе место, где хотело жить, а людям оставалось заботиться о его доме. Всё в окрестностях этого дома, который мы называем храмом, принадлежало богу или богине: земля, вода, звери, птицы и, конечно, люди. Все люди без исключения, от самого незаметного члена общины до лидера, являлись лишь скромными слугами божества. Задачами слуг было строить как можно больше домов для божественного господина или госпожи, наполнять их прекрасными вещами, а также восхвалять величие бога. За это люди могли просить небесного покровителя о помощи в своих делах.

Вид на храмовый комплекс в городе Эреду. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Священники

На практике это означало, что всеми хозяйственными работами руководили жрецы. Они же собирали в хранилищах храмов и всю произведённую продукцию, чтобы затем разделить её между общинниками согласно ценности того или иного человека. Очевидно, что ценность ближнего слуги бога (то есть, священника) куда выше ценности обычного крестьянина или рыбака, а, значит, он должен получать лучшую пищу и одежду. «Близкими к богу» являлись и дети жрецов, которые должны были наследовать своим родителям их религиозные и хозяйственные функции, а также привилегии.

Большую часть своего времени «управляющие владениями бога» и их помощники занимались организацией строительных работ, планированием систем орошения и учётом. Сложная система хранения и распределения зерна, шкур, шерсти, а также орудий производства породила необходимость в строгой фиксации и своеобразной отчётности перед богом-покровителем. Простейшие значки на глиняных табличках превратились в систему письменности в виде так называемой клинописи – учёт велся вплоть до зёрнышка.

Ранние документы фиксируют относительное равенство распределения продуктов и вещей, но по мере освоения новых земель, роста численности населения и углубления его специализации священники стали получать всё бо́льшие пайки. В определённый момент вместо натурального вознаграждения за свой труд жрецы стали получать земельный надел, который должны были обрабатывать общинники. Жизнь становилась всё менее справедливой, о былом равенстве уже никто не вспоминал.


Вид на шумерский город-государство Мари. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Правители

В тяжёлых климатических условиях Шумера отдельному человеку или небольшой группе людей выжить было крайне трудно. Зато коллективный упорядоченный труд давал не только гарантированное пропитание, но и значительные излишки сельскохозяйственной продукции. Эти излишки стали не только основой цивилизации и прогресса, но и послужили причиной острых военных и социальных конфликтов. Чтобы заставить соседей платить дань, нужно было воевать. Вооружённые конфликты превратились в обыденность, а успешные военные предводители стали забирать себе бо́льшую часть добычи. Даже если община не вела захватнических войн, угроза нападения врагов заставляла людей по-особенному относиться к своим военным вождям, а те концентрировали в своих руках достаточно имущества и власти, чтобы стать важными фигурами. Во время войны армия города-государства состояла из такого числа свободных мужчин общины, которое можно было вооружить и прокормить – эти люди возвращались домой товарищами по оружию. Дружеские связи между воинами служили основой политического влияния их предводителей.

Политически шумерский город-государство строился в условиях непрочного баланса сил между верховным жрецом с титулом энси и военным предводителем с титулом лугаль. В переводе с шумерского языка «энси» буквально означает «господин (или жрец) закладки сооружений», а «лугаль» – «большой (великий) человек (мужчина)». С экономической точки зрения существовало два хозяйства: традиционное общинное вокруг храма и новое дворцовое вокруг земель, присвоенных династиями лугалей. Власть энси, как правило, не выходила за пределы родного нома, лугали же претендовали на военное превосходство над несколькими городами-государствами или всем Шумером.

Экономические интересы отдельного нома никогда не требовали обширных завоеваний. Лугали же могли сохранять и приумножать свою силу, лишь непрерывно воюя. Содержание постоянного профессионального ядра армии и гарнизонов в побеждённых городах стоило очень дорого, поэтому собственных средств и полученной дани лугалям не хватало. Религиозное мировоззрение и сила традиции шумеров были столь сильными, что даже такое «мирское» дело как война имело глубокое мифологическое обоснование. Раз каждый из городов-государств принадлежит богу, то и войны между собой ведут тоже боги, а люди являются лишь орудием этого непрекращающегося конфликта. Победа возможна лишь в том случае, если могущественный небесный покровитель захочет помочь войску своего города – а чья победа, того и добыча. Таким образом, значительная часть военных трофеев оседала в храмовом хозяйстве. Это усиливало храмы и жрецов и не позволяло династиям полководцев стать единственными правителями своего нома. По этой же причине любые завоевания были недолговечны, и войны в Междуречье не прекращались веками .

Лугали не желали мириться с таким положением вещей и пытались использовать своё влияние для того, чтобы устроить своих родственников верховными жрецами и через них получить доступ к ресурсам храмов. Наследственная храмовая знать всячески препятствовала этому.


Речная гавань шумерского города Ур. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Общинники

При такой системе власти простые люди (по-шумерски – «черноголовые») редко могли высказать своё мнение. Обычно «воля народа» выражалась через стихийные восстания, обычно следовавшие за катастрофическими военными поражениями. Другим примером общинной демократии может служить избрание нового верховного жреца-энси или царя-лугаля в случае пресечения прежней династии. В обычное же время общинники облагались всё новыми податями и повинностями, а их лучшие представители гибли на войне или искали счастья в дружине лугаля.

Самые предприимчивые из окружения лугаля брали пример со своего предводителя и всеми силами старались как можно быстрее разбогатеть. Для этого они использовали банальное, но невероятно эффективное злоупотребление полномочиями и положением. Управляя царскими имениями, торговыми делами или мастеровыми, придворные присваивали себе довольствие и имущество простых людей. Часты были случаи, когда горожане вынужденно продавали чиновникам свою собственность по заниженной цене. Другим способом поправить своё положение для придворного было заставить работать на себя свободных или зависимых от царя общинников (это не отменяло обычных обязанностей работника перед общиной и храмом). Также можно было воспользоваться тяжёлыми временами вроде войны или стихийного бедствия, чтобы одолжить местной общине немного зерна до лучших времён, а случае неуплаты долга и процентов по нему отобрать часть земли.

Цари и их окружение отбирали землю и у храмов. Конечно, это могло оформляться как временная уступка в связи с тратами по несению службы, но со временем такая земля стала передаваться по наследству. Таким образом, появлялся целый класс землевладельцев, которые имели собственные наделы и передавали их своим потомкам.


Вид на центр шумерского города Урук. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Земля, вода и люди

Возникает закономерный вопрос, почему главной ценностью в Шумере была именно земля. Ответ заключается в способе её обработке. По-настоящему ценной землёй была полоска шириной в несколько километров вдоль рек Тигр, Евфрат и их притоков. Чтобы увеличить площадь этих плодородных земель, шумеры строили разветвлённую сеть дренажных и оросительных каналов. С учётом постоянного роста населения достаточно было владеть драгоценной землёй, а уж желающих кормиться с неё будет достаточно. При такой системе хозяйствования земледелец не мог просто уйти обрабатывать свободные земли за пределами зоны естественного и искусственного орошения, а, значит, был вынужден терпеть притеснения «больших людей». Вынужденную стабильность этому обществу придавала охранительная власть религии и страх перед врагами-соседями, которые могли легко захватить родной ном во время политических неурядиц в нём.


Ступенчатый храм (зиккурат) в городе Ур. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

От общины к государству

С XXVIII века до н. э., когда шумеры начали строить свою государственность, и до XXIV века до н. э. они прошли долгий путь от монолитного общинного мира с относительным равноправием до общества, разрываемого имущественным расслоением и социальными конфликтами. Дворцовая администрация и старая храмовая знать оспаривали друг у друга власть, и никто не желал уступить в этом споре. Стремительно нищающему бесправному населению оставалось только наблюдать за этой схваткой.

Литература:

  1. Дьяконов И. М. Пути истории. М., 1994
  2. История Древнего Востока. Ч.I. Месопотамия. Под ред. Дьяконова И. М. М., 1983
  3. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. «Петербургское Востоковедение», 2001
  4. Гуляев В. И., Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. М.: Алетейа, 2004. ISBN 5–89321–112-X: 1000
  5. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы издательства, 1986
  6. Мелларт Джеймс. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. «Наука» М., 1982
  7. Diakonov I. M. Ancient Mesopotamia: Socio-economic History. Sandig Reprint Verlag, 1987
  8. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540–8779.
  9. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978–0226452388.
  10. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978–1566196666.

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили. Загадочный язык Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык. На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи). Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день.

Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации. После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников. Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу. Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище. Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность. По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп


Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота. Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными. Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре. На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи. Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие. Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы. В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины. Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы. На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские Боги


В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены. Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой. Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню! Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись


Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией. Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись. Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма. Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков.

Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов. Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

Пройди по стенам Урука и снова спустись к подножью — Взгляни на их основания, кирпичную кладку ощупай:

Не лучшими ль мастерами кирпич обожжён на совесть И не семью ль мудрецами заложены эти стены?

«Песнь о Гильгамеше»

Шумерский многоступенчатый храм — зиккурат в Уре

§ 11. ЖИТЕЛИ И БОГИ ШУМЕРА

Земледельцы Междуречья. Между двумя великими реками Передней Азии, Тигром и Евфратом, лежит обширная долина — Междуречье. Немногочисленные леса её были вырублены ещё в древние времена. Людей, селившихся здесь, окружали тростниковые болота и равнины. Пейзаж оживляли лишь небольшие рощи финиковых пальм. Почти круглый год в Междуречье стоит нестерпимая жара, солнце выжигает всю растительность. Но, несмотря на сухой климат и редкие дожди, эта земля привлекала людей своим плодородием.

МЕЖДУРЕЧЬЕ В ДРЕВНОСТИ

Почвы Междуречья давали обильные урожаи благодаря разливам Тигра и Евфрата, удобрявшим и увлажнявшим землю. Жители Междуречья одними из первых стали заниматься сельским хозяйством. Как и египтяне, они научились возводить вдоль рек высокие дамбы. Люди соорудили целую сеть каналов, которые служили для орошения полей и для отвода излишков воды во время наводнений. Каналы рыли и для осушения болот. За сотни лет земля Междуречья покрылась сетью оросительных систем. Благодаря своему упорству и трудолюбию его жители век за веком отвоёвывали у пустынь и болот всё новые земли. Пустынная прежде страна была превращена в цветущий край.

Пользуясь картой и текстом, расскажите о географическом положении и природных условиях Междуречья.

Первые государства Междуречья. Строительство дамб и оросительных каналов требовало труда множества людей. Земледельцам Междуречья приходилось объединяться в крупные общины. Постепенно эти общины превращались в небольшие государства. Первые из них возникли в Междуречье около 3 тысяч лет до н. э. Центром такого государства был город, правитель которого управлял также земледельческой округой. Возникали подобные города-государства вблизи рек или больших каналов.

Золотой шумерский шлем

Из-за отсутствия в Междуречье лесов и камня, пригодного для строительства, все постройки возводили из глины. Смешав её с соломой, остававшейся после сбора урожая, лепили большие кирпичи. Поскольку дров для печей было мало, глину обжигали не на огне, а на солнце. Кирпичи были тем материалом, из которого в Междуречье были построены дома, храмы, дворцы и даже стены городов.

Южное Междуречье в древности называли страной Шумер. Её населяли крепкие невысокие люди с большими тёмными глазами и длинными прямыми носами. Мужчины брили головы, зато носили длинные густые бороды. Шумеры были не единственными обитателями Междуречья. В северной его части располагалась страна Аккад. У аккадцев, как и у шумеров, со временем образовались свои города-государства. Но возникли они позднее шумерских. Жители аккадских городов-государств переняли многие достижения своих южных соседей.

Аккадцы нередко нападали на шумерские города. Не раз за свою историю шумерам приходилось защищать дома и посевы и от набегов воинственных кочевников. Чтобы обезопасить себя от вражеских вторжений, шумерам пришлось создать сильную армию. Их храбрые воины были прекрасно вооружены. Они имели копья, дротики, бронзовые топоры и мечи. Тело воина защищал кожаный панцирь. Грозным оружием шумеров были боевые повозки — сооружения на массивных колёсах, изготовленных из цельного куска дерева. На таких повозках помещались возничий и несколько воинов. В бою они засыпали противника дротиками, поражали его копьями.

Шумерская женщина. Древняя скульптура

Клинописная табличка

Письменность Шумера. Одним из величайших достижений шумеров было изобретение письменности. Они придумали её даже раньше египтян. Правителям городов-государств надо было точно знать, какое количество налогов поступает в казну. Сборщики налогов лепили из глины изображения полученных от населения предметов. Их помещали в глиняные «конверты». Для удобства на каждом «конверте» рисовали, что там находится. Из этих рисунков и возникла шумерская письменность. Она состояла из нескольких десятков значков, обозначавших как целые слова, так и слоги. Писали жители Междуречья на глиняных дощечках. На них было трудно рисовать сложные рисунки, и поэтому их заменяли условными изображениями из больших и маленьких клинышков. Клинышки выдавливали на сырой глине заострённой палочкой. Затем такую «книгу» обжигали. За свой внешний вид письменность Междуречья называют клинописью.

Учёные нашли множество клинописных табличек. Одни содержат деловую переписку, другие — записи сборщиков налогов, третьи — сказки и легенды. Самая древняя из них — легенда о царе города Урука Гильгамеше, путешествовавшем в поисках источника вечной молодости.

Сравните письменность Египта и Междуречья. Что между ними общего, чем они отличались?

Боги Междуречья. Жители Междуречья почитали множество богов. Главным из них был Энлиль — отец всех высших сил. Поклонялись богу Солнца Шамашу, а также богине любви и плодородия Иштар. Люди верили, что от её благосклонности зависит размер урожая. Не меньшим уважением пользовался добрый и мудрый бог воды Эа, питающий влагой поля земледельцев.

Жертвоприношение богу Энлилю. Глиняная табличка

В каждом шумерском городе был храм, посвящённый тому богу, который считался покровителем города. Жители Междуречья возводили свои храмы в виде многоступенчатых пирамид. Каждая ступень такой пирамиды была выкрашена в особый цвет. При храмах строились жилища для жрецов и школы, где обучались дети знати и жрецов.

Научные открытия шумеров. Шумерские жрецы были прекрасными астрономами. Из поколения в поколение следили они за Солнцем, Луной и звёздами. Результаты этих наблюдений тщательно записывались. Даже современные астрономы не имеют таких длительных по времени астрономических наблюдений, какими обладали древние шумеры. Наблюдая за движением планет в течение многих поколений, они научились предсказывать солнечные и лунные затмения, появления комет.

Высокого уровня достигли математические познания шумеров. Но, в отличие от нашей, десятичной системы счёта, в основе их расчётов лежало число 60. Правда, и мы в некоторых случаях пользуемся этой придуманной шумерами системой счёта. Например, делим окружность на 360 градусов, а час — на 60 минут, каждая из которых, в свою очередь, делится на 60 секунд.

Подведём итоги. Древние шумеры сумели создать самобытную культуру, многими достижениями которой мы пользуемся до сих пор.

Ок. 3 тысяч лет до н. э. Возникновение первых шумерских городов - государств.

Вопросы и задания

1. Сравните природные и климатические условия Древнего Египта и Междуречья.

2*. Сопоставьте процессы образования государства в Древнем Египте и Междуречье. Что между этими процессами было общего?

3. Составьте рассказ о жизни и занятиях жителей шумерского города.

4. Когда и почему возникла шумерская письменность?

5. Расскажите о развитии науки у шумеров. Какими их достижениями мы пользуемся?



Тема урока «Жители и боги Шумера»

Цель урока: познакомится с природными условиями, бытом жителей и религией Междуречья и сравнить их с Древним Египтом.

На уроке выполняетсясь основная цель: сформировать у учащихся начальные знания о Двуречье, которая реализовывалась через задачи:

Учебная: усвоение учащимися сведений о природно-климатических условиях Передней Азии, особенностях жизни древних шумеров.

Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков практического мышления: умения анализировать, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать.

Воспитательная: способствовать, развитию навыков культуры общения, социального кругозора.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Краткое описание: Основной используемый подход к реализации цели - системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий. На уроке применяются различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. Урок состоит из 8 этапов, логически связанных между собой.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Мы начинаем изучать новую главу: Древние цивилизации Азии.

Посмотрите на карту на с. 49. Территория. Которую мы будем изучать называется Междуречье, или Двуречье или Месопотамия (как называли ее греки).

Некоторые ученые считают. Что природные и климатические условия Междуречья, занятия и верования жителей очень близки к египетским. Так ли это, мы с вами сегодня узнаем.

Записываем в тетради дату и тему урока: «Жители и боги Шумера».

Двуречье или Месопотамия стала заселятся в 4 тыс до н.э. В северной части Междуречья располагалась страна Аккад, в в северной – Шумер, т.к. сюда пришли шумеры, что в переводе означает «черноголовые». До сих пор между учеными идут споры, откуда пришли они в междуречье: с севера. С юга, с берегов персидского залива? Шумеры преобразили этот край. Они построили сеть каналов, создали водохранилища, соорудили дамбы и плотины. Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив

Слушают, смотрят карту

Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив

Познавательные УУД

Анализировать (выделять главное).

Регулятивные УУД

Определять цель – проблему.

II. Версии.

Природные условия Древнего Междуречья очень похожи на природу Древнего Египта: обилие солнечного света, разливы рек. Плодородный ил. Как вы думаете, какие основные занятия были у жителей Месопотамии?

Записываем занятия древних шумеров:

1)земледелие;

2)скотоводство;

В Южном Двуречье, которое в древности называли страной Шумер, не хватало строительного камня и леса, но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен товаров при помощи денег?

3)торговля

Ученики могут выдвинуть любые версии.

Записываем: Занятия древних шумеров:

1.земледелие

2.скотоводство

3.торговля

Познавательные УУД

Выявлять причины и следствия, мотивы поступков людей прошлых эпох.

Регулятивные УУД

Выдвигать версии

III. Актуализация знаний

Как же мы узнали о том, как жили шумеры? Во-первых из раскопок, во-вторых из древне-шумерских записей. А вот как появилось письмо у шумеров мы узнаем на с 51.

Итак, особая письменность шумера называется? Клинопись. Запишем это в тетради.

Записывают: Клинопись – вид письма Древнего Междуречья.

Регулятивные УУД

Оценивать степень и способы достижения цели.

IV. Планирование деятельности.

Так же как и египтяне, древние шумеры были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Каким? С 51.

Но, несмотря на огромное значение в жизни шумеров божественного начала, они занимались и научными открытиями. Занимались астрономией, математикой, письмом.

Чертим таблицу

Регулятивные УУД

Планировать деятельность.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Посмотрите на записи в тетради, на таблицу, скажите, в Древнем Междуречье люди пытались подчинить себе природу, как-то повлиять на климатические условия или полагались на нее, подчинялись ей? Как мы это можем доказать?

Высказывают собственное мнение.

Личностные УУД

Умение оценивать события

VI. Выражение решения проблемы.

Итак, можно ли сказать, что природные условия Двуречья, в частности Южного, который называется Шумер, занятия населения очень схожи с Древним Египтом? Почему?


Тема урока «Жители и боги Шумера»
Цель урока: познакомится с природными условиями, бытом жителей и религией Междуречья и сравнить их с Древним Египтом.
На уроке выполняетсясь основная цель: сформировать у учащихся начальные знания о Двуречье, которая реализовывалась через задачи:
Учебная: усвоение учащимися сведений о природно-климатических условиях Передней Азии, особенностях жизни древних шумеров.
Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков практического мышления: умения анализировать, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать.
Воспитательная: способствовать, развитию навыков культуры общения, социального кругозора.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Краткое описание: Основной используемый подход к реализации цели - системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий. На уроке применяются различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. Урок состоит из 8 этапов, логически связанных между собой.
Ход урока
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Мы начинаем изучать новую главу: Древние цивилизации Азии.
Посмотрите на карту на с. 49. Территория. Которую мы будем изучать называется Междуречье, или Двуречье или Месопотамия (как называли ее греки).
Некоторые ученые считают. Что природные и климатические условия Междуречья, занятия и верования жителей очень близки к египетским. Так ли это, мы с вами сегодня узнаем.
Записываем в тетради дату и тему урока: «Жители и боги Шумера».
Двуречье или Месопотамия стала заселятся в 4 тыс до н.э. В северной части Междуречья располагалась страна Аккад, в в северной – Шумер, т.к. сюда пришли шумеры, что в переводе означает «черноголовые». До сих пор между учеными идут споры, откуда пришли они в междуречье: с севера. С юга, с берегов персидского залива? Шумеры преобразили этот край. Они построили сеть каналов, создали водохранилища, соорудили дамбы и плотины. Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив Слушают, смотрят карту

Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив Познавательные УУД
Анализировать (выделять главное).
Регулятивные УУД
Определять цель – проблему.
II. Версии. Природные условия Древнего Междуречья очень похожи на природу Древнего Египта: обилие солнечного света, разливы рек. Плодородный ил. Как вы думаете, какие основные занятия были у жителей Месопотамии?
Записываем занятия древних шумеров:
1)земледелие;
2)скотоводство;
В Южном Двуречье, которое в древности называли страной Шумер, не хватало строительного камня и леса, но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен товаров при помощи денег?
3)торговля
Ученики могут выдвинуть любые версии.
Записываем: Занятия древних шумеров:
1.земледелие
2.скотоводство
3.торговля
Познавательные УУД
Выявлять причины и следствия, мотивы поступков людей прошлых эпох.
Регулятивные УУД
Выдвигать версии
III. Актуализация знаний Как же мы узнали о том, как жили шумеры? Во-первых из раскопок, во-вторых из древне-шумерских записей. А вот как появилось письмо у шумеров мы узнаем на с 51.
Итак, особая письменность шумера называется? Клинопись. Запишем это в тетради.
Записывают: Клинопись – вид письма Древнего Междуречья.
Регулятивные УУД
Оценивать степень и способы достижения цели.
IV. Планирование деятельности. Так же как и египтяне, древние шумеры были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Каким? С 51.
Но, несмотря на огромное значение в жизни шумеров божественного начала, они занимались и научными открытиями. Занимались астрономией, математикой, письмом. Бог Чему покровительствовал
ЭнлильОтец всех высших сил
ШамашБог Солнца
ИштарБогиня любви и плодородия
ЭаБог воды
Чертим таблицу Регулятивные УУД
Планировать деятельность.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Посмотрите на записи в тетради, на таблицу, скажите, в Древнем Междуречье люди пытались подчинить себе природу, как-то повлиять на климатические условия или полагались на нее, подчинялись ей? Как мы это можем доказать? Высказывают собственное мнение. Личностные УУД
Умение оценивать события
VI. Выражение решения проблемы. Итак, можно ли сказать, что природные условия Двуречья, в частности Южного, который называется Шумер, занятия населения очень схожи с Древним Египтом? Почему? Вывод по проблеме. Древний Шумер и Египет находятся недалеко друг от друга, поэтому их природно-климатические условия похожи, то и другое государство находятся на берегах рек. Развитие государств происходило примерно в одно и тоже время. Познавательные УУД
Делать выводы
VII. Рефлексия.
1.Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)
2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)
3. Двуречье условно делится на 2 части: …. (север- Аккад и юг -Шумер)
4. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….(Персидский залив)
5. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, торговля)
Религия шумеров была … (языческой)
6. Материалом для строительства была … (глина)
7. Письмо шумеров называлось … (клинописью) Высказывают свои версии, анализируют мои пословицы VIII. Домашнее задание. П.11. читать. Вопрос 1 письменно.