Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Битва за Крит: самый кровавый день немецких ВДВ. Критская операция. Успешное применение воздушного десанта! (фоторассказ) - история в фотографиях

Большинство популярных у туристов критских достопримечательностей относятся к античному или византийскому периоду. Однако новейшая история Крита не менее интересна и разнообразна.

Античная и византийская история, без сомнения, это фундамент Крита. Но несмотря на это, развалины дворцов и храмов, старинные крепости - это всего лишь красивая картинка... Новейшая история должна интересовать нас гораздо больше, так как даёт много информации для переосмысления настоящего...

Где же можно на западе Крита ознакомиться с историей 20-го века?

Своеобразными достопримечательностями можно считать и военные кладбища, расположенные вблизи Ханьи: немецкое военное кладбище на высоте 107 и кладбище союзников на берегу бухты Суда .

Почти в каждой критской деревне есть памятник партизанам, погибшим во время немецкой оккупации. Всем известная братская могила бойцов Красной Армии в Ханье...

Почти каждую весну в старой гавани Ханьи, в бывшей мечети открывается выставка, посвященная битве за Крит в мае 1941-го года. Множество материалов из государственных и частных архивов рассказывают о Критской воздушно-десантной операции, о героической борьбе критян против захватчиков в период 1941-1945 годов.

Историческая справка.

2-ая мировая война. Весна 1941 года. Стремительное вторжение германских войск в Грецию. Разгром. 23 апреля 1941 года в Салониках генерал Цолакоглу подписал акт о капитуляции и перемирии с Германией и Италией. Британская армия и флот, не повоевав и недели, стремительно покидают Грецию. Король Георг II со своим правительством, следуя за покровительствующими ему англичанами, покинул страну, не забыв при этом прихватить весь ее золотой запас и передать оккупантам на расправу более 2000 греческих коммунистов, находившихся в тюрьмах.

Последней свободной греческой территорией оставался остров Крит...

Критская воздушно-десантная операция 1941 года (кодовое наименование «Меркурий») - операция немецко-фашистских войск во 2-й мировой войне по захвату острова Крит, проведённая 20 мая - 1 июня 1941 года; составная часть Балканской кампании 1941 года.

После оккупации Греции немецко-фашистское командование решило овладеть островом Крит, который имел важное стратегическое значение для завоевания господства в восточной части Средиземного моря и в Эгейском море.

Замысел операции предусматривал захват передовыми воздушными десантами трёх аэродромов на острове, чтобы беспрепятственно произвести высадку на них главных сил. Одновременно намечалось осуществить высадку морского десанта и подвоз тяжёлого вооружения морем.

К операции привлекались: 7-я воздушно-десантная, 5-я горнострелковая дивизии и отдельные части (всего около 22 000 человек) 8-й и 11-й авиакорпуса 4-го воздушного флота - 433 бомбардировщика, 233 истребителя, 500 транспортных, 50 разведывательных самолётов. 72 грузовых планера; морской десант (около 7 000 человек) и 70 судов.

Руководил операцией командующий 4-м воздушным флотом генерал-полковник Александер Лёр. Непосредственное руководство высадкой осуществлял генерал Курт Штудент, являвшийся создателем и организатором германских воздушно-десантных войск.

Кстати, на совести 4-го воздушного флота Германии - варварская бомбардировка Сталинграда 23 августа 1942 года.

К началу нападения на Крит там находился английский гарнизон численностью около 30 000 человек, в основном эвакуированных из Греции солдат экспедиционного корпуса, и около 14 000 греческих солдат. Оборонявшиеся войска были слабо вооружены: не хватало артиллерии, совсем не было самолётов, имелось лишь 6 танков. Начальник гарнизона, новозеландец генерал Бернард Фрейберг, распределил войска по четырём секторам обороны. Английское командование, ожидавшее высадки, прежде всего, морского десанта, особую роль в противодесантной обороне отводило флоту. К выполнению этой задачи были привлечены соединения кораблей английского средиземноморского флота в составе 4 линкоров, 1 авианосца, 9 крейсеров и более 20 эсминцев.

Утром 20 мая, после массированных ударов с воздуха по позициям английских войск, на Крит в районах аэродромов Малеме, Ретимно, Ираклион и Ханья были выброшены немецкие парашютисты, которые встретили упорное сопротивление и понесли большие потери.

Лишь в районе Малеме и Ханья гитлеровцам ценой больших потерь удалось закрепиться. Используя этот успех, немецко-фашистское командование в течение 21 мая перебросило сюда на самолётах и планерах части 5-й горнострелковой дивизии. Поддержанные активно действовавшей авиацией, части этой дивизии и уцелевшие подразделения парашютистов развернули наступление в глубь острова.

Кстати, 5-ая горнострелковая дивизия в 1942-1943 годах участвовала в блокаде Ленинграда.

Одновременно, германское командование попыталось высадить десанты с моря, но в результате противодействия английского флота осуществить сразу это не удалось. В условиях господства в воздухе авиации противника английский флот не смог оказать существенной помощи понёсшему тяжёлые потери гарнизону острова.

23 мая из-за ударов немецкой авиации английские корабли, часть которых получила серьёзные повреждения (а часть затонула), прекратили патрулирование в районе Крита и ушли в Александрию. В ночь на 29 мая началась эвакуация английских войск с острова в Египет. С 29 по 31 мая было эвакуировано около 18 тысяч солдат и офицеров.

В ходе борьбы за Крит немцы потеряли около 4 000 человек убитыми и пропавшими без вести, свыше 2 100 человек ранеными, 220 самолётов, в том числе 119 транспортных, а также значительное число судов.

Потери английских войск составили свыше 15 000 человек, из них до 1742 убитыми. Большие потери понёс английский флот: были потоплены 3 крейсера и 6 миноносцев; многие корабли, в том числе 1 авианосец, 3 линкора, 6 крейсеров и 7 миноносцев, получили повреждения.

Греция потеряла 1 броненосец, 12 эсминцев, 10 торпедных катеров, до 75% своего торгового флота и 15 000 человек пленными, убитыми и ранеными.

Греческие войска, находившиеся на острове Крит, понесли самые значительные потери. Фактически, после операции "Меркурий" греческая армия перестала существовать.

Критская воздушно-десантная операция явилась одной из самых крупных воздушно-десантных операций 2-й мировой войны.

Овладев Критом, фашистская Германия надёжно обеспечила свои коммуникации в Юго-Восточной Европе, установила контроль над водными путями в Эгейском море и в восточной части Средиземного моря, а также лишила Англию одного из важнейших опорных пунктов в Средиземноморье. Цели операции в основном были достигнуты, при этом решающую роль сыграла немецко-фашистская авиация, завоевавшая полное господство в воздухе и причинившая тяжёлый ущерб английскому средиземноморскому флоту.

На неудачный исход противодесантной обороны Крита повлияли и такие факторы, как неверие английского командования в возможность овладения столь крупным островом с помощью воздушного десанта, отсутствие у войск, оборонявших остров, авиации, необходимого количества танков, артиллерии и другого вооружения. Захват Крита выявил возросшие возможности воздушно-десантных войск.

Вместе с тем он показал, что осуществление таких операций без взаимодействия с другими видами вооруженных сил неизбежно ведёт к большим потерям. Поэтому немецко-фашистское командование после захвата острова в последующем не решалось проводить подобные крупные воздушно-десантные операции.

Операция «Меркурий» закончилась 1 июня. Союзники не предприняли ни одной попытки отбить Крит...

2-ая мировая война продолжалась. К концу 1943 года Народно-освободительная армия Греции контролировала уже треть территории страны. В октябре 1944 года, в связи с победами Красной Армии на Балканах, Гитлер отдал приказ об отступлении из Греции. В результате, к концу октября партизаны ЭЛАС практически полностью освободили Грецию от фашистов. Кстати, Греция - единственная страна в Европе, освобожденная собственными силами.

Уменьшение численности немецких оккупационных войск на Крите позволило греческим партизанам перейти в наступление. 11 октября 1944 года части Народно-освободительной армии Греции вступили в Ираклион. К маю 1945 года остров был полностью в руках греков, за исключением района Малеме-Ханья-Суда, который остался под контролем фашистов. Немецкий гарнизон вполне справедливо опасался капитулировать перед критянами и ждал высадки союзников.

8 мая 1945 года на востоке Крита началась высадка английских войск, которые сразу вступили в борьбу с критскими партизанами. Дав англичанам попользоваться танковым батальоном для борьбы с ЭЛАС, немцы с радостью капитулировали перед ними 9 мая.

Турецкая мечеть в старой гавани Ханьи теперь служит выставочным залом.

Офицер немецких ВДВ и солдат горно-стрелковой дивизии.

Качественный и количественный рывок, сделанный авиацией в 20-30-х гг., обусловил ее активное боевое применение в ходе второй мировой войны. В ряде стран ВВС оформились в отдельный вид вооруженных сил и хотя к началу второй мировой выдвинутая генералом Дуэ идея "самостоятельной воздушной войны" не получила полного отражения ни в одной из государственных военных доктрин, она снискала немалую популярность. По обе стороны линии фронта военноначальники рассматривали авиацию как средство восполнения бреши наступательного потенциала традиционных видов вооруженных сил. После Норвегии (триумфа, в ходе которого немцы впервые "компенсировали недостаточное господство на море господством в воздухе"), Франции (скоротечного похода) и Англии (поражения в небе) взгляды гитлеровских стратегов устремились на Средиземное море. Балканская кампания и завоевание острова Крит стали прелюдией перед решительным броском на Восток. На Балканах вермахту сопутствовал успех: 17 апреля 1941 г. пала Югославия, 23 апреля - Греция. Настала очередь Крита. Вторжение было связано с немалыми трудностями. Во-первых, англичане успели довольно хорошо укрепиться. Во-вторых, британские корабли стерегли подходы к острову, чтобы воспрепятствовать высадке германских войск, подвозу техники, боеприпасов и снабжения. Между тем флот союзной Италии "выбыл из игры" после тяжкого поражения у мыса Матапан (28.03.1941), а собственных ВМС на Средиземном море немцы еще не имели. Все надежды возлагались на ВВС . Предполагалось захватить Крит силами XI авиационного корпуса, в состав которого входила 7-я авиадесантная) дивизия и части военно-транспортной авиации. VIII авиационный корпус должен был провести предварительную "обработку" острова с воздуха и оказать поддержку при высадке десанта. Операция как бы распадалась на две составляющие: с одной стороны, предстояло грандиозное воздушно-десантное сражение - беспрецедентная попытка захватить столь большую территорию с воздуха;.с другой стороны, требовалось нейтрализовать британский флот и завоевать господство на море, без чего окончательная победа была бы немыслима. Общее руководство Критской операцией , получившей условное наименование "Меркурий" , взял на себя штаб 4-го воздушного флота под командованием генерал-полковника Александра Лера . Непосредственное руководство высадкой осуществлял генерал Курт Штудент , являвшийся создателем и организатором германских воздушно-десантных войск.

Воздушно-десантное сражение

Первые удары по Криту германская авиация нанесла еще в конце апреля. Особенно же сильные налеты начались со второй декады мая. В период с 10 по 18 мая в бухте Суда было потоплено 7 судов суммарным тоннажем 49427 брт, а также греческий эсминец "Леон". Базировавшиеся на острове британские истребители несли тяжелые потери в воздухе и на земле. В итоге, к 19 мая на Крите осталось только четыре исправных "Харрикейна" и три "Гладиатора" , но и этих отозвали в Египет во избежание дальнейших потерь. Таким образом, немцы получили безраздельное воздушное господство, что предопределило успешный исход всей операции. Решительный штурм был назначен на 20-е число. В 4 часа утра парашютисты направились к аэродромам, где, выстроившись в несколько рядов, их уже ждали самолеты. Всего для высадки воздушного десанта задействовалось десять групп военно-транспортной авиации, сведенных в три полка "особого назначения" (KGzbV 1,2, 3), и одна группа буксировщиков планеров (I/LLG 1). В 5:30 трехмоторные Юнкерсы Ju52/3m начали подниматься в воздух. Все районы высадки подверглись ожесточенной бомбардировке. Вслед за ударными самолетами появились буксировщики планеров. Высоко над побережьем они отцепили планеры DFS 230, часть из которых приземлилась на высохшее русло реки Тавронитис . другие сели прямо посреди британского летнего лагеря на сильно укрепленной высоте 107. Роты 1-го батальона Штурмового десантного полка завязали бой на позициях зенитных батарей противника и уничтожили их. Благодаря этому, потери транспортных самолетов при выброске первого эшелона десанта свелись к минимуму: из рейса не вернулось всего семь машин. Парашютный десант высаживался в четырех местах с целью захватить все имевшиеся на острове аэродромы и ключевой населенный пункт Кания . Первый эшелон в составе тактических групп "Малеме" и "Кения" десантировался утром, а второй - из групп "Ретимнон" и "Ираклион" - после 4 часов пополудни. Тяжелое вооружение и артиллерию предстояло также доставлять по воздуху, но несколько позже. А пока поддержка наступающей пехоты легла целиком на "мессершмитты" и "юнкерсы". Застать защитников Крита врасплох не удалось. Англичане заранее знали о готовящейся высадке и встретили немецких парашютистов ураганным огнем. У Ираклиона десант выбросили с большим опозданием. Бомбардировщики, которым ставилась задача подготовить атаку, уже успели лечь на обратный курс. Поэтому тактическая группа "Ираклион" оказалась в наиболее тяжелом положении, и только наступившая ночь, под покровом которой десантники смогли собрать свои рассеявшиеся подразделения, спасла их от полного разгрома. Некоторые батальоны парашютистов приземлялись прямо на британские позиции и несли тяжелые потери еще в воздухе, а потом были практически полностью истреблены в рукопашной схватке. Попал в плен командир 2-го парашютного полка полковник Штурм . Одним из первых на медицинский пункт доставили командира Штурмового полка генерал-майора Мейндля , получившего несколько сквозных ранений в плечо, грудь и живот. Планер командира 7-й авиадивизии генерал-лейтенанта Вильгельма Зюсмана разбился о прибрежные скалы... Зато нагруженному боеприпасами "юнкерсу" удалось совершить посадку прямо на побережье в районе Малеме . (Несколько других военно-транспортных самолетов с подкреплением на борту сделали подобную попытку. Это обошлось им дорого: машины капотировали при посадке или садились на брюхо.) Десантники быстро разгрузили приземлившийся самолет. В него внесли генерала Мейндля и других раненых, после чего пилот унтер-офицер Грюнерт мастерски поднял машину в воздух. К исходу второго дня боев немцам все же удалось занять аэродром Малеме . На него," несмотря на сильный артиллерийский обстрел, начали прибывать части 5-й горной дивизии, приданной XI авиакорпусу в качестве посадочного десанта. Участник критских событий Алькмар Гове вспоминает: "Исковерканные и горящие машины, поднимающиеся в воздух "юнкерсы", рвущиеся снаряды, бегущие парашютисты, горные егеря, летчики... грязь, пыль и дым, -"так выглядит аэродром Малеме 21 мая в 16 часов." Всего в ходе Критской операции по воздуху было переброшено 23464 солдата и офицера, из них около 10 тысяч прыгало с парашютом. Кроме того, военно-транспортная авиация доставила следующую матчасть: 353 легких артиллерийских орудия, 771 мотоцикл, 5358 контейнеров, 1090 тонн прочих грузов. Обратными рейсами эвакуировали с острова 3173 раненых, в том числе - солдат противника. Самолеты XI авиакорпуса пролетели за два дня с 20 по 21 мая 1941 г. общее расстояние, равное 2389845 км. Сражение за Крит продолжалось. Командир 5-й горной дивизии генерал-майор Юлиус Рингель взял на себя руководство основной ударной группой. После ожесточенных боев горные егеря и парашютисты овладели Канией , а также бухтой Суда - хорошо защищенной естественной гаванью, благодаря чему немцы получили возможность привлечь к воздушным перевозкам спасательные летающие лодки Дорнье Do 24, гидросамолеты Хейнкель Не 60 и итальянские Канты Z.501 и Z.506.

Воздушно-морское сражение

Для борьбы с флотом противника были выделены наиболее подготовленные воздушные подразделения VIII авиакорпуса: I и II группы так называемого 1-го учебного полка (I, II/LG 1) элитной части германских ВВС , предназначенной для отработки новых приемов ведения войны в воздухе; I и III группы 2-го полка пикирующих бомбардировщиков (I, IH/StG 2) отличившиеся в ходе Французской кампании; а для их прикрытия - III группа 77-го истребительного полка (III/JG 77) и I (истребительная) группа 2-го учебного полка (I(J VLG 2) Первые налеты состоялись 21 мая. Юнкерсы Ju 88A из состава I/LG 1 под командованием капитана Куно Хоффмана атаковали британское корабельное соединение "D", маневрировавшее западнее о. Крит , и добились близкого разрыва у борта легкого крейсера "Эйджекс" . Атаки против соединений "АГ и "D" продолжались до вечера, но без успеха. Зато в восточной зоне пикирующим бомбардировщикам группы IM/StG 2 с аэродрома Скарпанто совместно с Кантами Z. 1007 bis итальянской 50-й группы (самолеты Реджа Аэронаутика с островов Эгейского моря также принимали участие в Критской операции ) удалось потопить британский эскадренный миноносец "Джуно" . Однако главные действия "воздушно-морского", как его называли сами немцы, сражения ("Luft-Seeschlacht") развернулись в следующие два дня. Утром 22 мая британское соединение "С" напало на отряд моторных баркасов, вышедший с острова Милос , - германское командование все же отважилось отправить часть войск и грузов морем - на верную гибель... Только своевременное вмешательство авиации спасло конвой от полного разгрома. Подоспевшие бомбардировщики 1-го учебного и 2-го боевого полков ценой двух сбитых машин нанесли повреждения легким крейсерам "Карлейл" и "Найяд" , тогда как пикировщики группы IH/StG 2 отбомбились по эскортировавшему конвой итальянскому миноносцу "Саджиттарио" , к счастью - безрезультатно.

И все же основной успех воздушно-морского сражения принадлежит именно пикирующим бомбардировщикам. Действовавшие с передового аэродрома Молаи Юнкерсы Ju 87R из l/StG 2 (командир капитан Губертус Хитшольд ) добились прямого попадания в линкор "Уорспайт" - флагман соединения "АГ , потопили эсминец Трейхаунд ", а затем набросились на крейсер "Глостер " - четыре прямых попадания, серия разрушительных взрывов, и корабль идет на дно, унося с собой 725 членов экипажа. На следующее утро пикирующие бомбардировщики капитана Хитшольда потопили эскадренные миноносцы "Келли" и "Кэшмир", возвращавшиеся после ночного обстрела занятого немцами аэродрома Малеме . Гораздо менее эффективными оказались действия группы HI/StG 2 (командир капитан Генрих Брюккер ) Незначительные повреждения эсминцев "Айлекс " и "Хэвок " близкими разрывами авиабомб - таков итог пяти часов почти непрерывных атак против соединения "Е" в районе пролива Касо. Наряду с пикировщиками в атаках против морских целей в проливе Китира принимали участие бомбардировщики Юнкере Ju 88A из I и II/LG 1, возглавляемые летчиками-асами капитанами Хоффманом и Коллеве , и тяжелые истребители Мессершмитт Bf 110C из II/ZG 26 (командир обер-лейтенант Рольф Реттберг ). Остальные подразделения VIII авиакорпуса оказывали воздушную поддержку войскам, ведущим бои на острове, и наносили удары по бухте Суда . 21 мая небольшое британское вспомогательное судно "Сиверн " (307 брт) пыталось вырваться оттуда в море, но подверглось атаке Bf 110 из штабного звена I/ZG 26 и, получив повреждения, было вынуждено вернуться. Вот как проходил этот драматический поединок. Все зенитчики "Сиверна " сразу же вышли из строя под убийственным огнем пушек и пулеметов "мессершмитта", но новые члены экипажа занимали их место. Немецкий самолет заходил в атаку снова и снова. Наконец, на шестом заходе ему удалось поджечь и взорвать боеприпасы, сложенные на палубе судна, Bf 110 пролетел так низко, что их осколки пробили ему левый мотор. Машина врезалась в корабельную мачту, а затем рухнула в воду. Так закончилась военная карьера аса капитана Вильгельма Макрокки (9 воздушных побед на двухмоторном истребителе) и стрелка-наблюдателя капитана Генриха Айсгрубера . 22 мая германская авиация осуществила массированный налет на бухту Суда , жертвой которого стал полузатонувший после нападения итальянских взрывающихся катеров 26 марта 1941 г., тяжело поврежденный крейсер "Йорк ". Когда ударные машины поднимались в воздух, не обошлось без происшествия. На аэродроме Аргос при взлете столкнулись два Ju 87 из состава l/StG 3. Пилоты обер-лейтенант Вильгельм Эбнер и унтер-офицер Герберт Марквардт получили травмы, а оба воздушных стрелка погибли. Один из столкнувшихся самолетов загорелся, взрывом его 500-кг бомбы был сбит третий, уже находившийся в воздухе, "юнкере"... Отсутствие у англичан воздушного прикрытия позволило командующему VIII авиакорпусом генералу Рихтхофену перенацелить для решения ударных задач и одномоторные истребители Мессершмитт Bf 109E. Результаты их боевого применения против кораблей превзошли все ожидания. Уже в середине дня 22 мая звено истребителей 8./JG 77 под командованием обер-лейтенанта Вольфа-Дитриха Гуя нанесло серьезные повреждения "Уорспайту ". Вечером последовала новая сенсация. Летчик Bf 109 из состава I(J)/LG 2 уже собирался возвращаться на базу - топлива оставалось в обрез, когда сквозь дымку показались очертания неприятельских кораблей. Крейсер "Фиджи " следовал в сопровождении двух эсминцев. Самолет вынырнул из-за облаков и спикировал на противника, 250-кг бомба взорвалась у левого борта "британца", вызвав затопление котельного отделения и ряда отсеков. До этого "Фиджи " с успехом отбивал налеты (их насчитывали более двадцати) и уклонялся от бомбовых ударов. Теперь же, с креном 25 градусов, с упавшей скоростью, да еще с полностью израсходованным зенитным боезапасом к 102-мм орудия, он превратился в отличную цель для воздушных атак. Подлетевший через полчаса одиночный самолет из III/JG 77 не упустил своего шанса - три 50-кг бомбы и...три прямых попадания. Образовавшийся критический крен заставил командира крейсера отдать приказ оставить корабль. Еще через час "Фиджи " перевернулся и затонул. В бухте Суда яростным налетам германских истребителей подверглись торпедные катера британской 1Ой флотилии. 23 мая их там было уничтожено пять, из которых два - на счету унтер-офицера Рудольфа Шмидта (5./JG 77) еще один - фельдфебеля Франца Шульте (6./JG 77) остальные записал на свой счет лейтенант Иоганнес Киль (I/ZG 26) Унтер-офицер Вернер Вайраух из 2./StG 77 атаковал в районе бухты Суда и доложил о потоплении неприятельской подводной лодки. Впоследствии факт гибели субмарины не подтвердился. Возможно, жертвой бомб унтер-офицера Вайрауха стало британское судно "Кос XXIIГ (353 брт) которое немецкий летчик принял за подводную лодку. Ошибки в опознавании кораблей с воздуха и завышение результатов атак были распространенным явлением, особенно в ВВС Германии, где в силу отсутствия морской бомбардировочной авиации удары по кораблям противника наносили обычные сухопутные летчики. Так, в журнале боевых действий штаба VIII авиакорпуса успехи в операциях против британского флота 21-23 мая 1941 г. оцениваются следующим образом: "Шесть крейсеров и три эсминца, несомненно, потоплены, кроме того, много других попаданий, в том числе в линкоры". Тем не менее, результаты воздушно-морского сражения были действительно впечатляющими. "Я убежден, мы одержали большую и решающую победу, - подвел итог генерал Рихтхофен , - Мы окончательно доказали, сколь уязвим флот на море в пределах радиуса действия люфтваффе - конечно, если погода позволяет осуществлять полеты".

Некоторые итоги критской кампании

Ликвидировав угрозу со стороны британского флота, немцы смогли наладить морские перевозки на Крит, а также обезопасили свои войска от обстрелов неприятельской корабельной артиллерии, устранив таким образом последнее препятствие на пути к полному захвату острова. Лишь в ночь на 26 мая на юго-восточных подходах к нему вновь появились линкоры "Баржам ", "Куин Элизабет ", авианосец "Формидебл " и 8 эсминцев. На рассвете 4 "Альбакора " и 5 "Фульмаров ", поднявшиеся с палубы авианосца, нанесли удар по аэродрому на о.Скарпанто , уничтожив два Ju 87и пять итальянских CR.42. Для ответных ударов были задействованы бомбардировщики групп II/LG 1 и II/KG 26, а также 20 пикирующих бомбардировщиков группы H/StG 2 под командованием майора Вальтера Энеккеруса , базировавшихся на ливийском аэродроме Тмими (в подчинении авиакомандования "Африка "). Им удалось нанести серьезные повреждения "Формидеблу " - единственному на тот момент авианосцу британской Александрийской эскадры, повредить эскадренный миноносец "Ньюбьен ", а днем позже - линейный корабль "Бархэм ". Одновременно подготавливалась эвакуация британских войск с Крита , которая была осуществлена в течение четырех ночей (28 мая - 1 июня 1941 г.) Боевые корабли подходили к острову в темное время суток с таким расчетом, чтобы успеть уйти на максимальное расстояние от его побережья до начала рассвета. Поэтому германская авиация оказалась не в состоянии полностью сорвать эвакуацию, хотя первый рейс соединения "В" едва не закончился катастрофой. Англичане потеряли эсминцы "Империал " и "Хируорд ". Сильные повреждения получили также крейсера "Дидо " и "Орайон ", на которых погибло большое количество солдат, переполнявших палубы. Зато эвакуация с южного побережья Крита прошла практически без потерь, так как к утру корабли успевали выйти за пределы радиуса действия германских пикировщиков. Единственная реальная угроза исходила от Юнкерсов Ju 881-го учебного полка. Им удалось добиться прямого бомбового попадания в австралийский легкий крейсер "Перт ", повредить близкими разрывами эсминцы "Джервис ", "Келвин ", "Низам " и "Нэпир ". Последним британским кораблем, потопленным в ходе Критской операции , стал крейсер ПВО "Калькутта ": два "юнкерса" nal/LG 1 внезапно спикировали со стороны солнца и "засыпали" его бомбами. В тот же день, 1 июня, германские войска заняли последний опорный пункт англичан на Крите - небольшой порт Сфакия на южном берегу острова. Первая в истории войн самостоятельная воздушно-десантная операция закончилась. Немцы овладели одним из важнейших стратегических опорных пунктов на Средиземном море . В ходе битвы за Крит британский флот понес тяжелые потери от ударов германской авиации. Он лишился 4 крейсеров, 6 эсминцев, 1 тральщика и 11 малых кораблей. Бои за Крит привели к огромным потерям и среди немецких парашютистов. Вероятно, это и заставило германское верховное командование отказаться в дальнейшем от использования парашютных войск по назначению, и впредь применять их как отборную пехоту на фронте. Сильно пострадали и военно-транспортные части. Из 493 боеготовых самолетов, с которыми XI авиакорпус начал вторжение на Крит, к 31 мая в строю осталось только 185. Итоговые потери люфтваффе в период с 13 мая по 1 июня 1941 г. составили 211 самолетов, в том числе 147 - от воздействия противника: 19 бомбардировщиков, 9 пикирующих бомбардировщиков, 35 истребителей, 4 разведчика и 80 военно-транспортных. Еще 64 машины были повреждены настолько серьезно, что не подлежали ремонту. В свою очередь, британские Королевские ВВС потеряли 46 самолетов. Захватив Балканы и Крит , немцы получили возможность, не подвергаясь фланговой угрозе, осуществить стратегическое развертывание своих сил против Советского Союза.

Крит - отчёты о путешествиях и отдыхе, полезная информация, фотографии.

Введение

Все началось на рассвете 20 мая 1941 года. Многие из 7700 расквартированных на Крите новозеландских солдат завтракали, когда сотни немецких транспортных самолетов – некоторые из них буксировали планеры – c рокотом ворвались в небо над средиземноморским островом. Неожиданно небо наполнилось тысячами парашютистов немецких воздушно-десантных войск.

Немецкие парашютисты над Критом

Так начиналась битва, позже получившая название сражения на Крите. В течение 12 дней войска Новой Зеландии, Британии, Австралии и Греции, при поддержке жителей Крита, отчаянно пытались отразить массированную воздушную атаку немцев. Им это почти удалось.

Многие новозеландские солдаты смогли покинуть Крит, но нескольким тысячам из них не так повезло: более 2000 были взяты в плен, 671 человек погибли. Среди эвакуированных были Чарльз Апхэм и Альфред Хальме, которые впоследствии были награждены Крестом Виктории за участие в боевых действиях на Крите. Некоторые из новозеландских солдат были укрыты местными жителями Крита, которые и по сей день помнят их роль в этом сражении.

Обзор

Сражение на Крите было одним из драматичных в ходе Второй мировой войны. За 12 дней в мае 1941 года смешанные войска Новой Зеландии, Британии, Австралии и Греции отчаянно пытались отразить массированную воздушную атаку со стороны Германии. Несмотря на огромные потери, воздушно-десантным войскам противника удалось закрепиться на острове, а впоследствии и одержать победу. Сражение закончилось эвакуацией в Египет большей части войск Союзников.

Греческая кампания

Остров Крит стал целью Германии вслед за стремительной оккупацией материковой части Греции в апреле 1941 года. Немецкие войска хлынули на территорию Балкан, быстро победив Югославию и обойдя с флангов греческие пограничные войска. 2-ая новозеландская дивизия – часть сил Британского Содружества, поспешно переброшенных для помощи Греции – вскоре была в центре событий. В меньшинстве по части вооружения и численно, солдатам дивизии пришлось осуществить отход с боем на юг страны. В течение последней недели апреля более 50 000 солдат союзных войск были эвакуированы с материковой Греции, включая большую часть 2-ой новозеландской дивизии. В этой короткой кампании было убито почти 300 новозеландцев, и 1800 человек были взяты в плен.

Теперь противник обратил свое внимание на Крит. Немецкое главное командование рассматривало варианты захватить остров или сфокусировать свои усилия на запланированном вторжении в Советский Союз. Захват Крита имел свои преимущества. Это могло одновременно дать немцам хорошую базу на востоке средиземноморья, а также не позволить британцам использовать остров для организации операции на Балканах. При вторжении с моря был риск, что операция будет сорвана Британскими военно-морскими силами, но немцы могли также использовать хорошо подготовленные военно-десантные войска. После заверения, что захват острова в большой степени не нарушит планов в Восточной Европе, Адольф Гитлер с неохотой дает согласие на вторжение на Крит – операцию «Меркурий».

На Крит

Большая часть союзных войск, эвакуированных из Греции, были направлены на Крит. К концу апреля на острове было уже более 42 000 солдат Британии, стран Британского Содружества наций и Греции. Они включали в себя основную часть новозеландской дивизии (7700 человек). Одна бригада уже была отправлена напрямую в Египет, и ожидалось, что размещенные на Крите новозеландские солдаты скоро последуют туда же. Но столкнувшись с нехваткой судов, а также угрозой нападения Германии, британцы решили задействовать уже присутствующих там солдат для защиты острова.

30 апреля командование так называемых «Creforce» — обозначение, которое дали союзным войскам на Крите – было поручено генерал-майору Бернарду Фрейбергу, который командовал 2-ыми новозеландскими экспедиционными силами. Ему предстояла весьма сложная задача. Во время отхода из Греции британцы были вынуждены оставить тяжелую технику и транспорт. Большинство солдат прибыли на Крит лишь с личным оружием. Военного снаряжения и боеприпасов не хватало, а недостаток инструментов привел к тому, что войска были вынуждены рыть оборонные траншеи с помощью касок. Тяжелое вооружение – танков и артиллерии – можно было практически пересчитать по пальцам. Также недостаточно было и воздушной поддержки, так как Королевские ВВС Британии были задействованы в других точках Средиземноморья.

Не облегчила вопрос защиты Крита и география острова. Ключевыми позициями на острове были аэродромы Малеме, Ретимнона и Ираклиона, а также бухта Суда. Все они были расположены на северном побережье и находились немногим больше 100 км от Греции, оккупированной Германией. Потеря этих позиций могла сделать оборону острова практически невозможной, принимая во внимание способность немцев быстро доставлять людей и материалы с баз на материк. Тем не менее, британцы не были готовы разрушить эти позиции, ведь порт в бухте Суда был необходим для обеспечения союзных войск на Крите, и все еще была надежда, что в будущем ВВС Британии смогут базироваться на острове.

Несмотря на эти проблемы у британцев было одно неоспоримое преимущество – они были прекрасно осведомлены о намерении Германии вторгнуться на Крит. Данная информация была получена из расшифровок немецких кодов, получивших название «Ультра». Единственное, британцы не знали даты вторжения и сравнительное преимущество немецких морских и воздушно-десантных войск. Вооруженный этим знанием, британский премьер-министр Уинстон Черчилль был убежден в том, что у защитников Крита были неплохие шансы отразить нападение и одержать победу над немцами.

Удар с воздуха

Британцы ожидали, что Германия начнет атаку на остров в середине мая 1941 г. Немцы планировали начать вторжение 15-го числа, но из-за проблем снабжения в Греции удар был отложен на неделю. Узнав об этом из источников «Ультра», Фрейберг был уверен в том, что было сделано все возможное для подготовки обороны острова, несмотря на ограниченные ресурсы и нехватку времени.

Вторжение началось утром 20 мая. После 8 утра, солдаты войск на Крите увидели в небе планеры, приближение которых сопровождалось грохотом воздушной армады. Сотни самолетов заполнили небо, сбрасывая парашютный десант над Малеме и городом Ханья. Позднее тем днем парашютисты высадились и вокруг аэродромов Ретимнона и Ираклиона.

Число погибших с немецкой стороны росло. Многие парашютисты погибали прежде, чем достигали земли; других уничтожали сразу после приземления, пока они пытались освободиться от парашюта. Несмотря на большие потери, достаточно десантников приземлились успешно, чтобы занять ослабленную позицию к западу от Малеме (район, который по ошибке Фрейберга был неохраняемым) и в Призон Вэлли, к юго-западу от Ханьи.

К концу дня немецким силам вокруг Малеме, Ретимнона и Ираклиона не удалось достигнуть ни одной поставленной задачи. Командование в Афинах опасалось, что операция была провальной и перед ним маячила перспектива унизительного поражения. На следующий день было решено бросить все доступные ресурсы в атаку на Малеме. Закрепление позиций на аэродроме было залогом успеха вторжения; без него подкрепление посылать было невозможно.

Подбитый немецкий планер

Победа Германии

Расчет немцев сконцентрировать силы для удара в Малеме оправдался. Утром 21 мая стало ясно, что новозеландские пехотные батальоны, защищавшие аэродром и основные возвышенности рядом с ним, отступили. Эта роковая ошибка решила судьбу союзных войск на Крите. Несмотря на то, что аэродром все еще был под артиллерийским огнем, немцы, не теряя времени, направили подкрепление, которое решило исход битвы в их пользу.

Немецкие солдаты у зенитного орудия

Превосходство военных сил Германии на Крите, как на земле, так и в воздухе, было очевидным. После шести дней ожесточенных боев Фрейберг получил приказ эвакуировать измотанных солдат. Часть сил на Крите отступила к Сфакие на южном побережье, а оттуда 10 500 военных покинули остров в течение четырех ночей. В ходе отдельной эвакуации в Ираклионе было спасено еще 6 000 солдат, хотя часть из них погибла во время возвращения в Египет из-за воздушных атак противника.

Оставшиеся солдаты – около 6 500 человек – официально сдались немцам 1 июня 1941 года. Большинство из них провели остаток войны в лагерях для военнопленных – сначала в Италии, а потом в Германии и Польше. Другие же скрылись в горах, а потом переправились в Египет на подводных лодках или рыбацких суднах. Благодаря помощи гражданского населения Крита часть людей смогли избежать плена на острове и в течение нескольких лет участвовали в боях сопротивления.

Потери в битве

В сражении за Крит погибло более 1 700 солдат Британии, Содружества и Греции, а 15 000 были захвачены в плен. Среди новозеландцев потери исчислялись 671 убитыми и 2 180 военнопленными. Более 6 000 немцев были убиты или ранены. Люфтваффе потеряло более 350 самолетов.

20 мая 1941 немцы начали вторжение на Крит. Приземляясь на скрытых оборонительных позициях или рядом с ними, парашютно-десантные войска понесли большие потери. Выжившие парашютисты смогли закрепиться на острове, но к концу первого дня положение их было шатким.

Аэродром Малеме

Вторжение началось вскоре после рассвета 20 мая 1941 массированной бомбардировкой люфтваффе. Для новозеландцев на Крите – тех, кто пережил неделю ежедневных атак с воздуха – прибытие немецких самолетов означало еще один день бомбардировок и обстрелов. Около 7:30 утра обстрелы стихли, и многие готовились к завтраку. Прежде, чем солдатам удалось позавтракать, началась еще более интенсивная бомбардировка с воздуха. После 8 утра в небе стали появляться планеры. Пока над головой пролетали планеры, показались и транспортные самолеты Германии, начав выброску парашютистов и контейнеров с оружием и боеприпасами. Вскоре небо над новозеландскими солдатами наполнилось множеством разноцветных парашютов.

Люди внизу были поражены тем, что разворачивалось над их головами. После недолгого замешательства они похватали оружие и начали стрелять в фигуры медленно опускающихся на землю парашютистов. Погибших от винтовок и пулеметов было колоссальное количество. Многие парашютисты погибли еще до того, как смогли опуститься на землю, а другие были подстрелены, пока пытались отстегнуть парашютные ремни. Жители Крита тоже были вовлечены в сражение. Местные жители деревень, вооруженные дробовиками, топорами и лопатами, атаковали парашютистов, которые приземлились рядом с их домами. Позднее, во время немецкой оккупации острова, население Крита подвергнется ужасным репрессиям за эти действия.

Первоначально сражение велось на территориях вокруг Малеме и сектора Ханья-Галатас. Примерно 50 планеров приземлились вокруг Малеме, в основном вдоль высохшего русла реки Тавронитис. Парашютный десант также был сброшен к западу, югу и востоку от аэродрома Малеме, с приказом захватить контроль над аэродромом и возвышенностями рядом с ним. Приземлившиеся к югу и востоку оказались в кольце новозеландских подразделений и были разгромлены. В одном из десантных батальонов две трети всех парашютистов были убиты. К западу же от аэродрома ситуация складывалась по-другому. Большинству планеров удалось благополучно приземлиться на территории, которая не просматривалась защитниками с возвышенности. Значительное число десантников также были сброшены в русло Тавронитиса и рядом с ним, то есть на территории, которую Фрейберг оставил без защиты. Эти подразделения быстро провели реорганизацию и вскоре уже представляли опасность для аэродрома.

В Малеме ключевые позиции оборонял 22-ой батальон. Под командованием подполковника Лэсли Эндрю, награжденного крестом Виктории в Первой мировой войне, батальон занял позиции вдоль западных границ аэродрома, а также на близлежащем высоком холме, так называемой высоте 107. Ко второй половине дня ситуация была достаточна серьезна, чтобы Эндрю запросил дополнительную поддержку 23-го батальона, занявшего позицию к востоку. Этот запрос был отклонен бригадиром Джеймсом Харджестом, командующим 5-ой новозеландской бригадой, который ошибочно полагал, что 23-ий батальон был слишком занят на своей территории, разбираясь с вражеским десантом.

В отчаянии Эндрю решил использовать свои скудные резервы – два танка и пехотный взвод – для отвода немцев обратно к границе аэродрома. Но контратака захлебнулась, когда вышли из строя танки. Не имея возможности связаться с передовой ротой и опасаясь, что остальная часть батальона будет отрезана, Эндрю принял решение отступить от высоты 107 к ближайшему горному хребту. Харджест дал разрешение на отступление фразой, которая впоследствии стала знаменитой, «надо так надо» (‘if you must, you must’). Затем он отдал приказ направить две роты на подкрепление 22-го батальона. Одна из этих рот кратковременно заняла высоту 107, но затем ей пришлось отступить. Вторая рота не смогла установить контакт с батальоном в темноте и также была вынуждена ретироваться. Эндрю отдал приказ к отводу батальона для объединения его с 21-ым батальоном на востоке, оставляя за собой две передовые роты, которые вели сражение на западной границе аэродрома. Обеим ротам удалось оторваться от противника после того, как было замечено, что остальная часть батальона уже отступила.

Территория Галатас-Ханья

На территории Галатас-Ханья немецкая атака началась со штурма планеров. Воздушный десант с планеров высадился рядом с Ханьей, но не смог достичь главной цели – захвата Ханьи и Суда — и был вынужден сдаться несколькими днями позднее. Потери Германии во время этой операции были существенными, ведь многие планеры были сбиты или сильно повреждены при посадке. Среди убитых был командующий 7-ой авиационной дивизии генерал Вильгельм Зюсман.

Высадка немецкого десанта в этом секторе сконцентрировалась в месте под названием Призон Вэлли, к югу от Галатаса. Два батальона парашютистов, высадившиеся по обеим сторонам дороги Ханья-Аликианос, сумели занять позицию вокруг тюремного комплекса Агия. Их присутствие ставило под угрозу связь с 5-ой бригадой на востоке, и стала очевидна необходимость в мощной контратаке.

Оборона территории велась 10-ой новозеландской бригадой под командованием полковника Говарда Киппенбергера. Он быстро понял, что его изнуренная бригада была не в состоянии организовать операцию. В штабе 4 новозеландской бригады бригадир Линдси Инглис пришел к тому же заключению; он полагал, что атака его бригады сможет вытеснить немцев из Призон Вэлли и даст возможность помочь в Малеме. Фрейберг отверг эту идею, и вместо этого Инглису было приказано провести атаку в составе одного батальона. На исполнение приказа отправились две роты 19-ого батальона и три британских легких танка, но, не добившись сколько-нибудь значительного успеха, вскоре отступили.

К концу дня позиция немцев на острове была шаткой. Две волны воздушно-десантных войск не смогли закрепиться на аэродромах или в порту залива Суда. Несмотря на то, что в Малеме войска добились некоторых успехов, вторая волна немецких парашютистов, высаженных близ Ретимнона и Ираклиона, столкнулась с сильным сопротивлением и не продвинулась дальше. Немецкие командующие в Афинах боялись, что они сильно недооценили число защитников на Крите и теперь потерпят унизительное поражение.

Перевод для Ирины Белоглазовой

Оригинал взят у kartam47 в Критская операция. Успешное применение воздушного десанта! (фоторассказ)

Сражение на Крите (в немецких планах — операция «Меркурий») — стратегическая

десантная операция Германии в ходе Второй мировой войны. Сражение за Крит


Немецкие парашютисты у транспортного самолета Юнкерс Ю.52 (Ju.52) перед началом операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита) .

Операция имела целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским бассейном. Является прямым продолжением греческой кампании итало-германских вооружённых сил, нацеленной на вытеснение Великобритании из Средиземного моря.
Окончилась оккупацией Крита, Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) буксируют планеры DFS 230 во время первого дня проведения операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). На фотографии запечатлен полет Западной десантной группы (кодовое наименование «Комета»). Ее целью был захват аэродрома Малеме и подходов к нему.

Вторая волна немецких парашютистов группы «Марс» из состава 7-й воздушно-десантной дивизии десантируется восточнее города Ретимнон во время операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). В задачу группы «Марс» (Центральная группа) под командованием генерала Зюсманна входил захват городов Ханья и Ретимнон.

Операция «Меркурий» вошла в историю как первая крупная операция воздушно-десантных войск. Несмотря на тяжёлые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил немецких войск.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) производят выброску десанта на Крит.


Пилоты 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры люфтваффе (7.(F)/LG 2) совещаются после вылета во время операции «Меркурий». Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.


Пилот немецкого истребителя Мессершмитт Bf.110C-5 из 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры (7.(F)/LG 2) после бевого вылета. Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.

Успехи немецких воздушно-десантных частей заставили высшее руководство остальных стран-участниц войны (в частности, Великобритании) пересмотреть своё отношение к этому роду войск.

Группа немецких парашютистов идет по улице греческой деревни на Крите.

Основным вооружением немецкого десантника был карабин Маузер 98k. Около четверти высаженных парашютистов вместо карабина были вооружены пистолет-пулемётом MP-38 или МР-40. Каждое отделение имело в своем распоряжении ручной пулемёт MG-34. Недостаток более тяжёлого вооружения немецкие технические и военные специалисты попытались компенсировать новинкой — 75-мм безоткатным орудием LG 40. При весе в 130 кг оно было в 10 раз легче немецкого 75-мм полевого орудия при всего на треть меньшей дальности стрельбы.

Оружие и боеприпасы сбрасывались в контейнерах. Немцы использовали парашюты разных цветов, чтобы обозначить контейнеры с различными грузами: личным оружием, тяжёлым оружием, боеприпасами. Безоткатные орудия LG 40 сбрасывались на специальных связках из 3 парашютов.


Группа немецких парашютистов на Крите. Позируют перед объективом.


Немецкие парашютисты и пролетающие над ними транспортные самолеты Юнкерс Ю-52 в районе высоты №107 на Крите. Высота №107 в районе аэродрома Малеме была одной из важнейших опорных точек союзников, за которую шли ожесточенные бои. 21 мая высота была захвачена немцами.

В отличие от парашютистов большинства других стран, немецкие парашютисты прыгали без карабинов и пулемётов (десантники, вооружённые MP-38/40, покидали самолёт с оружием, так как компактность позволяла крепить его под подвесной системой парашюта), которые сбрасывалось отдельно — в контейнерах.


Трое немецких парашютистов вынимают оружие из контейнера после высадки на Крите.


Немецкие парашютисты несут контейнеры (Fallschirmjäger Abwurfbehälter) со снаряжением по дороге на Крите.

Для удобства транспортировки по земле, данные контейнеры были снабжены специальными колесами и ручками (частично видны на фото).

Конструкция немецкого армейского парашюта была очень надёжна, но не позволяла управлять направлением полёта, и десантники нередко приземлялись вдали от своего вооружения.
В эти моменты они могли рассчитывать только на личное оружие — пистолеты и ручные гранаты, которыми набивали объёмные карманы десантных комбинезонов. Многие парашютисты были убиты именно при попытках добраться до контейнеров с оружием.

Могилы немецких парашютистов на Крите.


Итальянские морские пехотинцы у 8-мм пулемета Breda M37 после высадке в Ситии на Крите.

Командир боевой группы «Орион» (FJR-1 и II./FJR-2 из состава 7. Fliegerdivision) оберст парашютных войск люфтваффе Бруно Бройер (Bruno Oswald Bräuer, 1893—1947, слева) во время боев на Крите.


Немецкие парашютисты конвоируют британских пленных по улице города на Крите.

Немецкие парашютисты обыскивают пленных британских солдат на Крите.


Немецкие парашютисты проходят мимо убитых на Крите британских солдат.

Колонна британских пленных под конвоем немецких парашютистов на Крите .

Парашютист 3-го батальона 7-й немецкой дивизии у тел расстрелянных жителей деревни Кондомари на Крите.

Немецкие парашютисты на отдыхе в оливковой роще на Крите.

Немецкие парашютисты в трофейном британском автомобиле Morris-Commercial CS8 на Крите.

Немецкие парашютисты на мотоцикле у разбитого немецкого военно-транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju-52, бортов номер 1Z+BA) на аэродроме Малеме (Malemes) острова Крит.

Снимок с воздуха аэродрома Малеме на Крите, захваченного немецкими войсками в ходе операции «Меркурий». Фотография сделана с немецкого транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju.52). На земле видны разбитые и целые немецкие транспортники Ю-52 и пикирующие бомбардировщики Ю-87 (Ju.87).

Немецкие десантники ведут бой в городе Ханья (Χανιά, Chania) на острове Крит.

Немецкие парашютисты на отдыхе в перерыве между боями на Крите.


Немецкие парашютисты в бою с частями союзников на Крите.

Захваченный немецкими войсками британский военный палаточный лагерь в районе города Ханья на Крите

Пленные британские солдаты под конвоем немецких парашютистов на Крите.


Немецкий грузовик проезжает мимо колонны британских военнопленных на Крите.

Немецкие солдаты в трофейных британских грузовиках на Крите.

Командир 5-й немецкой горнострелковой дивизии генерал-майор Юлиус Рингель (Julius Ringel) награждает железными крестами солдат и офицеров из числа своих подчиненных, отличившихся во время операции по захвату Крита.

Вид на бомбежку кораблей у побережья Крита.

Британский ВМФ потерял в битве за Крит (исключительно от действий авиации): три крейсера, шесть эсминцев, 10 вспомогательных судов и более 10 транспортов и торговых судов. Также были повреждены три линкора, авианосец, шесть крейсеров, 7 эсминцев.

Потери союзного греческого флота не уточнены.

Британские ВВС потеряли 46 самолётов.

Люфтваффе потеряло 147 самолётов сбитыми и 73 в результате аварий (в основном транспортные).

Британская армия потеряла большую часть дислоцированных на острове военнослужащих

Греческая армия после операции практически перестала существовать.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.


Австралия Германия
Италия Командующие Бернард Фрейберг Курт Штудент Силы сторон Великобритания :

15,000
Греция :
11,000
Австралия :
7,100
Новая Зеландия :
6,700
Всего :
40,000

Германия :

22,000-35,000 пехотинцев
280 бомбардировщиков
150 пикирующих бомбардировщиков
180 истребителей
500 транспортных самолётов
80 планеров
Италия :
2,700

Потери 3500 погибших

12000 пленных
5255 пленных греков

Официально:
3,986 погибших и пропавших без вести
2,594 раненых
370 сбитых и повреждённых самолётов
Оценочно::
16,800 погибших и раненых
370 сбитых и поврежденных самолётов

Сражение на Крите (в немецких планах - операция «Меркурий» ) - стратегическая десантная операция Германии в ходе Второй мировой войны . Сражение за Крит происходило с по 31 мая 1941 года . Операция имела целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским бассейном. Является прямым продолжением греческой кампании итало-германских вооруженных сил, нацеленной на вытеснение Великобритании из Средиземного моря . Окончилась оккупацией Крита, Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья,

Операция «Меркурий» вошла в историю как первая крупная операция воздушно-десантных войск . Несмотря на тяжёлые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил немецких войск. Успехи немецких воздушно-десантных частей заставили высшее руководство остальных стран-участниц войны (в частности, Великобритании) пересмотреть своё отношение к этому роду войск.

Обстановка перед операцией

Крит по отношению к материковой Греции

Общая численность 7-й парашютной и 5-й горнострелковой дивизий составляла 22 750 человек. 750 человек должны были быть доставлены планерами , 10 000 выброшены с парашютами, 5 000 высажены транспортными самолетами и 7 000 морем. Воздушную поддержку осуществляла 8-я армия люфтваффе в составе 280 горизонтальных бомбардировщиков , 150 пикирующих бомбардировщиков и 150 истребителей . Защитники острова насчитывали около 15 000 британцев, 7 100 австралийцев, 6 700 новозеландцев, 11 000-12 000 солдат регулярной греческой армии плюс неопределённое число нерегулярных солдат и полувоенных сил.

Расстояние от Крита до немецких воздушных баз, созданных на материке и островах, колебались от 120 до 240 км и не превышало радиуса действия немецких самолётов. Расстояние до английских воздушных баз в Египте , на Мальте и в Мерса-Матрух составляло соответственно 700, 1000 и 500 км.

Разведка

Британская разведка и проект «Ультра»

Британское командование было осведомлено о готовящемся вторжении благодаря немецким переговорам, расшифрованным в рамках проекта «Ультра». Генерал Фрейберг был информирован о планах высадки и предпринял ряд мер по укреплению обороны вокруг аэродромов и на северном побережье острова. Однако на подготовке обороны серьёзно сказалось практически полное отсутствие современного вооружения и недооценка высшим командованием союзников угрозы штурма. Не последнюю роль сыграли и неточности расшифровки немецких сообщений. В частности, в большинстве расшифровок немецких радиограмм под словом «десант» подразумевался в первую очередь морской десант, а не воздушный. Верховное командование союзников также отклонило предложение Фрейберга разрушить аэродромы, чтобы не допустить подвоза подкреплений в случае их захвата немецкими парашютистами.

Германская разведка

Руководитель германской военной разведки (абвера) Канарис первоначально доложил о наличии на Крите только 5 тыс. британских солдат и отсутствии греческих войск. Остаётся неясным, был ли Канарис, обладавший развитой сетью разведывательных источников в Греции, неверно информирован или намеревался таким образом саботировать планы высадки. Канарис также предсказывал, что гражданское население встретит немцев как освободителей вследствие сильных республиканских и антимонархических настроений в обществе. Как показали дальнейшие события, Канарис серьёзно недооценил патриотический настрой части населения Крита.

Разведка 12-й армии нарисовала менее оптимистичную картину, однако она также значительно преуменьшила численность гарнизона и эвакуированных с материка войск. Командующий 12-й армией генерал Лёр был уверен, что для успешного захвата острова будет достаточно двух дивизий, однако оставил 6-ю горную дивизию в резерве в Афинах. Впоследствии эта предосторожность себя полностью оправдала.

Вооружение

Германия

Основным вооружением немецкого десантника был карабин Маузер 98k. Около четверти высаженных парашютистов, вместо карабина были вооружены пистолет-пулеметом MP-38 или МР-40 . Каждое отделение имело в распоряжении ручной пулемет

Оружие и боеприпасы сбрасывались в контейнерах. Немцы использовали парашюты разных цветов, чтобы обозначить контейнеры с различными грузами: личным оружием, тяжёлым оружием, боеприпасами. Безоткатные орудия LG-40 сбрасывались на специальных связках из 3 парашютов.

В отличие от парашютистов большинства других стран, немецкие парашютисты прыгали без карабинов и пулеметов (десантники вооруженные МП-38/40 покидали самолет с оружием так как его компактность позволяла крепить под подвесной системой парашюта), которые сбрасывалось отдельно - в контейнерах. Конструкция немецкого армейского парашюта была очень надежна, но не позволяла управлять направлением полёта, и десантники нередко приземлялись вдали от своего вооружения. В эти моменты они могли рассчитывать только на личное оружие - пистолеты и ручные гранаты, которыми набивали обьемные карманы десантных комбинезонов. Многие парашютисты были убиты именно при попытках добраться до контейнеров с оружием.

Великобритания

Английские войска использовали винтовки Ли-Энфилда , лёгкие пулемёты Викерс . Силы союзников на Крите не обладали достаточной мобильностью для переброски войск, необходимой для быстрой реакции на атаки парашютистов, пока те не успели организовать оборону.

Союзники имели около 85 орудий различных калибров, часть из которых была трофейными итальянскими орудиями без боеприпасов.

ПВО состояло из одной лёгкой зенитной батареи 20-мм пушек, силы которой были поделены между двумя аэродромами. Орудия были тщательно замаскированы в близлежащих оливковых рощах, части из них было приказано не открывать огонь во время первоначальных воздушных атак немецких истребителей и штурмовиков, чтобы сохранить их в резерве.

Танковые силы союзников состояли из 9 пехотных танков «Matilda IIА» дивизиона «B» 7-го Королевского Танкового полка и 16 лёгких танков «Mark VIB» дивизиона «С» 4-го Гусарского Её Величества полка. Так же, как у большинства британских танков того времени, 40-мм пушки Матильды имели в своём боекомплекте по большей части бронебойные снаряды, неэффективные против пехоты.

Танки имели ряд технических проблем. Моторы были изношены и не могли быть восстановлены с помощью ресурсов, имеющихся на Крите. Из-за этого большая часть танков была использована в качестве ДОТов в стратегических точках обороны. Многие из британских танков были потеряны на марше из-за неблагоприятных для их эксплуатации условий горной местности, а не в бою.

Греция

Греческие войска преимущественно были вооружены устаревшими австрийскими 6,5-мм горными карабинами Манлихер-Шонауэр и 8-мм винтовками Штайр-Манлихер М1895, полученными в качестве репараций после окончания Первой мировой войны. Около тысячи греков имели старинные французские винтовки Гра образца 1874 года. Большая и лучшая часть тяжёлого вооружения была ранее передана на континент, в распоряжении же греческого гарнизона Крита осталось двенадцать устаревших французских пулемётов Сент-Этьен М1907 и около сорока лёгких пулемётов различных производителей. Большой проблемой являлась нехватка боеприпасов - в некоторых частях было всего по 30 патронов на солдата. Из-за несоответствия калибров вооружения греки не могли использовать британские боеприпасы. Поэтому греки были дислоцированы в восточном секторе, где не ожидалось значительных сил немцев.

Высадка

Силы передового базирования составили 750 человек. Целью передового отряда стал аэродром Малеме, который мог принимать «Юнкерсы» с главным десантом.

Силы вторжения были разделены на три группы с различными задачами:

  • Группа «Марс»: Центральная группа (командующий генерал Зюсманн), - захват Ханьи, Галатасаи и Ретимнона
  • Группа «Комета»: Западная группа (командующий генерал-майор Ойген Мейндель), - захват аэродрома Малам и подходов к нему.
  • Группа «Орион»: Восточная группа (сначала под командованием полковника Бруно Бройера, позже командование должен был принять генерал Рингель), состоящая из одного парашютного полка и одного горно-пехотного полка, - захват города Ираклиона и его аэродрома.

Захват Крита

Главным пунктом атаки оказался аэродром Малеме. В день высадки, 20 мая германским парашютистам не удалось полностью захватить посадочную площадку. Однако, в 5 часов утра 21 мая австралийские солдаты взвода техобслуживания и взвод зенитчиков, которые держали оборону на этом участке, предприняли атаку при поддержке двух танков. Немцы атаку отбили и контратакой отбросили войска Британской коалиции. Генерал Фрейберг экономил силы так как ждал основные силы немцев, которые по его данным должны высадиться с моря и таким образом упустил шанс на победу. Утром 21 мая немцы получили подкрепление и очистили окресности Малеме, после чего появилась возможность высаживать на аэродроме тяжёлые транспортные самолёты. 23 мая британцы безуспешно атаковали аэродром. 24 мая они были вынуждены оставить подходы к аэродрому и отойти на укрепленные позиции к востоку от Малеме. По сути, это и предопределило ход сражения - уже 21 мая на аэродроме стали приземляться части 5 немецкой горно-стрелковой дивизия и артиллерия. Получив возможность высаживать пехоту, используя воздушный мост, нанеся авиацией серьёзные потери британскому флоту и наземным силам, немцы достаточно быстро захватили остров. 1 июня , на следующий день после окончания эвакуации, британцы официально объявили о сдаче острова.

Уроки кампании

Серьёзные потери, которые понесла Германия в ходе операции, показали, что масштабное воздушное вторжение в район локального хорошо укрепленного оборонительного района хотя и может быть успешным, сопряжено со значительными потерями наиболее хорошо подготовленных воинских подразделений. Причина заключалась в невозможности обеспечения десантной операции артиллерийской и полноценной воздушной поддержкой в условиях высадки на неподготовленные плацдармы. Германские парашютисты были вынуждены действовать в условиях отрыва от централизованного командования и соседних подразделений против подготовленной обороны, которая была снабжена артиллерией и бронетехникой. С другой стороны при традиционной высадке с моря потери могли быть ещё более высокими. Особо проявилось четкое взаимодействие родов войск Вермахта, в частности поддержка авиацией наземных сил.