Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Ассертивность в повседневной жизни. Отсутствие внутренней агрессии. Я имею право

УДК 154.2 И.В. Лебедева

РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ И АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье ассертивность рассмотрена как интегральное качество личности, от которой в значительной мере зависит возможность человека стать успешным в жизни; определены структурные компоненты ассертивности: целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабильность, настойчивость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, выделены особенности ассертивного поведения человека; представлена модель развития ассертивности, включающая в себя приемы развития ассертивности на учебных занятиях по любому предмету, технологии развития личностных черт, детерминирующие ассертивность, психотренинги. Приведены результаты реализации модели развития ассертивности, демонстрирующие позитивные изменения личностных черт, определяющих ассертивность личности.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, развитие, психотренинг.

development of assertiveness and assertive behavior of a person

The article deals with assertiveness as an integral personal quality, it mainly influences on the opportunity to be successful in life, the structural components of assertiveness: purposefulness, self-confidence, self-dependency, initiativeness, self-control, emotional stability, persistence, resoluteness, self-exactingness and exactingness to others, reflexiveness are defined. assertiveness The model of the development, including methods of development of assertiveness during the lessons of any subjects, technologies of development of personal qualities, psychological trainings determining assertiveness, is presented.

Key words: assertiveness, assertive behavior, development, psychological training.

Ассертивность является важным личностным качеством, необходимым для результативной деятельности человека. Наличие этого качества личности особенно значимо в условиях перехода страны к рыночным взаимоотношениям в сфере экономики, в период глобального экономического кризиса, когда достижение успеха в предпринимаемой деятельности зависит от целеустремленности, инициативности, настойчивости, активности, энергичности, работоспособности, уверенности в себе человека.

В связи с этим правомерно рассматривать актуальным и значимым развитие интегрального личностного качества - ассертивности учащихся как одной из основных задач системы образования и воспитания страны. Разработка и внедрение в психолого-педагогическую практику системы развития ассертивных качеств учащихся может стать новым научно-практическим направлением в решении проблемы подготовки учащихся к активной, эффективной, социально значимой деятельности в будущем. Решение такой задачи требует знаний о психологической сущности понятия ассертивности.

В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной, генерализированной характеристикой активности человека, ассоциируется с такими качествами личности, как целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабиль-

ность, настойчивость, напористость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, умение доводить начатое дело до конца. Эти же черты личности составляют структуру ассертивности.

Ассертивность характеризуется умениями выйти за пределы своего «Я», находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, способностью к социальной и личностной адаптации в существующих условиях и проявляется в любой ситуации независимо от характера ее содержания. Ассертивность как качество зрелой личности характеризует способность человека изменить свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении, выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, ответственности за свое поведение, за результаты своих действий.

Ассертивный человек отличается высоким уровнем мотивации достижения успеха в деятельности, готовностью принимать решения в ситуациях неопределенности, конструктивным подходом к решению проблем, стремлением сделать что-то быстро и хорошо, достичь высокого уровня в различных сферах деятельности человека, если при этом еще является разумным, рациональным, мыслящим, знающим, вдумчивым, развитым, эрудированным. Направленность активности ас-сертивной личности в значительной мере определяется ее ценностными ориентациями.

Под ассертивным поведением понимают само-утверждающее поведение, обусловленное субъек-тностью личности, выражающейся, прежде всего, в самостоятельности, независимости от других и обстоятельств, в умении отстаивать свои права и мнение при самоуважении и уважении к другим людям. Таким образом, «формирование ассертив-ности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдавал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками» .

Обоснование необходимости развития ас-сертивности личности впервые представлено в теории американского психолога А. Солтера, который использовал понятие ассертивности в тренинге поведения пациентов и рассматривал ассертивное поведение как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, мироощущения в целом, в противовес к двум самым деструктивным способам - манипуляции и агрессии.

Целенаправленное формирование ассертив-ности и ассертивного поведения осуществляется в тренингах начиная с 60-х гг. ХХ в. (А. Солтер). В настоящее время тренинги ассертивности широко используются в психотерапевтической практике.

В систему развития ассертивности могут войти как целенаправленно организованные мероприятия на учебных занятиях по любому предмету, так и занятия в специально сформированных тренинговых группах.

На учебных занятиях формирование личностных черт учащихся, необходимых для ассертив-ного поведения, как показывает наша практика, можно осуществлять на основе реализации принципов развития познавательной активности учащихся, и это сильно зависит от мастерства педагога. В соответствии с этими принципами учитель (преподаватель) оказывает психологическое воздействие на учащихся интересным кратким рассказом, демонстрацией опытов, неожиданными вопросами, необычным поведением и т.п., чтобы завладеть их вниманием и вызвать у них любопытство. Затем умело поставленными вопросами учитель любопытство, возникший интерес превращает в любознательность, создавая проблемную ситуацию, акцентируя внимание на кажущихся противоречиях в предлагаемой для рассмотрения ситуации или в наблюдаемых яв-

лениях - у учащихся возникает познавательная потребность и начинается активная умственная деятельность, направленная на разрешение возникшей проблемы. Учителем поощряются любые варианты решения проблемы, преложенные учащимися, что способствует развитию уверенности, самостоятельности, независимости, инициативности. В процессе обсуждения вариантов решения проблемы под руководством компетентного учителя учащиеся учатся уважать мнения других, контролировать себя, свои высказывания, эмоции и поведение. После обсуждения возможных вариантов разрешения проблемы, их достоинств и недостатков делается обобщенный аргументированный вывод. Постепенное усложнение предлагаемых учащимся учебных проблем при сохранении у них интереса к процессу разрешения проблемных ситуаций способствует развитию у них настойчивости, решительности, умений доводить начатое дело до конца. Таким образом, систематическое, последовательное включение учащихся в процесс приобретения новых знаний и умений будет способствовать развитию всех личностных качеств, составляющих структуру ассертивно-сти.

При организации тренинговых занятий с учащимися по развитию у них ассертивного поведения мы руководствовались следующими положениями.

1. Общей целью тренингов является расширение сознания и самосознания индивида в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Достижению целей тренинга способствуют:

Предварительное выявление психологических проблем участников тренинговой группы;

Создание условий для свободного и откровенного обсуждения имеющихся у участников проблем в межличностных отношениях;

Изучение участниками тренинга психологических механизмов эффективного взаимодействия и общения людей (на семинарских занятиях).

При проведении занятий в психокоррекционных группах и индивидуальных консультаций необходимо придерживаться личностноразвивающей стратегии, предполагающей преобразование негативных проявлений мотивационных, интеллектуальных, аффективных, поведенческих структур личности.

2. Ассертивный тренинг имеет целью формирование уверенности в себе, уверенного поведения в обществе, в межличностных отношениях

без проявления агрессивности. При этом под уверенностью в себе понимают способность человека откровенно, честно и прямо выдвигать и претворять в жизнь собственные потребности, цели, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения так, чтобы подвести других людей к принятию их в расчет во взаимоотношениях .

3. Уверенность в себе предполагает наличие у субъекта:

Субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь собственные притязания);

Готовности и способности адекватно реализовать себя (владеть собственными притязаниями и добиваться их реализации);

Свободы от страха и заторможенности (склонности регистрировать и обнаруживать собственные притязания);

а также умений:

Объяснять причины реагирования решительным «нет» в ответ на какое-нибудь предложение собеседника без чрезмерно извинительного тона, но как можно быстрее и короче;

Просить объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное;

Смотреть прямо в глаза при общении, выбирать и контролировать свое невербальное поведение;

Выражая досаду или критику, комментировать свое отношение к обсуждаемой проблеме, а не к личности, важно ненавязчиво подсказать альтернативное решение проблемы;

Воспользоваться заготовками уместных уверенных образцов поведения, которые показали свою продуктивность в соответствующих ситуациях в прошлом опыте;

Анализировать свои агрессивные выходки и находить способы управления подобными ситуациями в дальнейшем (Wolf J.L., 1975; Walen S., 1992).

4. Тренинг ассертивности представляет собой тренировку уверенности в себе путем коррекции: нерационального (неразумного, нелогичного) поведения; представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному поведению; мыслей, связанных с осуждением себя за неуместные проявления, суждения в общении, препятствующие достижению намеченных целей. Тренинг ассертивности способствует формированию ассертивности индивида на основе выполнения упражнений по развитию настойчивости, готовности к разумному компромиссу,

коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, толерантности, ценностных ориентаций, эмпатии. однако психологу следует помнить, что самым трудным в психокоррекционной работе является формирование у человека умений изменить себя, умений стать другим.

5. В качестве ключевых положений тренинга ассертивности выделяются следующие права человека:

Судить о своем поведении, мыслях и эмоциях, нести ответственность за последствия их проявления;

Устанавливать разнообразные контакты с окружающими людьми;

Выдвигать требования, критиковать поведение и взгляды других;

Открыто обращать внимание на себя, на собственные цели и интересы;

Не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих его поведение;

Решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;

Менять свое мнение и взгляды на основе анализа ситуации, рефлексии своего поведения;

Совершать ошибки и отвечать за них;

Сказать: «Я не знаю»;

Не зависеть от доброй воли других людей;

На нелогичные решения;

Сказать: «Я тебя не понимаю»;

Сказать: «Меня это не интересует» .

6. Изменение поведения индивида с ориентацией на позитивное проявление ассертивности может происходить в том случае, если меняется восприятие и осознание участником психотренинга самого себя, своих ценностных ориентаций (поскольку человек ведет себя в соответствии с Я-концепцией, т.е. со своими представлениями о себе).

Поведенческий тренинг ассертивного поведения с предъявлением модели можно проводить в соответствии с теорией социального научения А. Бандуры , в основе которой лежит процесс моделирования поведения формированием когнитивного образа определенной поведенческой реакции путем наблюдения за поведением лич-ностно значимых людей.

Научение через наблюдение регулируется процессами внимания, сохранения образа наблюдаемого, двигательного воспроизведения его поведения, мотивации к овладению наблюдаемым поведением. А. Бандура выделяет чистое подра-

жание (когда копирование внешнего поведения людьми происходит без осознания последствий этого поведения) и викарное научение (когда субъекты осознают последствия действий, которым они подражают).

Важной отличительной чертой теории социального научения А. Бандуры является учет уникальной способности человека к саморегуляции. Саморегуляцию А. Бандура рассматривает как регуляцию поведения внутренними средствами индивида и, прежде всего, высшими интеллектуальными способностями (способностями оперировать символами), которые посредством вербальных и образных репрезентаций создают ориентиры для будущего поведения в условиях реальной среды.

С точки зрения А. Бандуры, саморегулируе-мые побуждения усиливают активность в нужном направлении в основном благодаря мотивационному влиянию ожидаемых и реальных результатов активности. Уровень мотивации поведения определяется ценностью достигнутых результатов и соответствием поведения требованиям норм поведения.

Саморегуляцию в теории социального научения Бандуры можно рассматривать как форму адаптивной активности индивида для приспособления к условиям среды с опорой на индивидуально-личностные механизмы поведения, обусловливаемые направленностью, мотивами, ценностными ориентациями, убеждениями личности.

Научение через наблюдение и моделирование действий осуществляется при наличии мотивации или в том случае, если мотивация возникает на основе удовлетворения результатами своей познавательной деятельности человека .

На практике используются различные технологии развития ассертивности и ассертивного поведения личности, которые показали свою эффективность.

Технология «Заигранная пластинка» способствует развитию умений человека спокойно повторять снова и снова без объяснений причин те суждения, которые, по его мнению, верны и способствуют достижению целей совместной деятельности и исключают возможность манипулирования друг другом.

Технология «Игра в туман» формирует способность спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать ошибки как вполне возможные, на которые указывает оппонент. «Игра» позволя-

ет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться.

Игра в «Свободную информацию» способствует развитию умений находить в словах собеседника ту информацию, которая интересует участника тренинга или которая кажется ему важной; эта игра позволяет избегать смущений в разговоре, стимулирует перевести разговор на тему о самом собеседнике.

Использование технологии «негативное заявление» способствует развитию умений собеседника признавать свои ошибки и вину без извинений, стимулирует к высказыванию критики в адрес оппонента, вынуждает оппонента быть более ас-сертивным без попыток манипуляции партнером, способствует улучшению взаимоотношений.

Технология «Самораскрытие» способствует развитию умений признавать как положительные, так и отрицательные стороны своего характера, поведения, стиля жизни, позволяет освободиться от свойственных человеку ощущений непонимания его окружающими людьми, от беспокойства или вины в связи с этим.

Технология «Разумный компромисс» способствует формированию готовности к компромиссу без ущемления собственных интересов, желаний, чувств.

Ко всем применяемым на практике технологиям психокоррекции предъявляются такие требования, выполнение которых обеспечивало бы психологическую эффективность и относительно быстрый психокоррекционный эффект.

«Выбор адекватного практического метода или совокупности методов - это в значительной мере дело личного вкуса, опоры практического психолога на собственный опыт. В ситуации оказания помощи многое определяется потенциалом личностных возможностей конкретного специалиста, ибо инструментом оказываются методы, как бы сплавленные, сопряженные с его собственной психологической организацией» .

Методами ассертивного тренинга являются: поведенческие упражнения, ролевые игры, упражнения в соответствии с инструкциями и самоинструкцией в домашних условиях, упражнения в соответствии с моделями ассертивного поведения с установлением обратной связи с помощью видеороликов.

Психотренинги учащихся старших классов общеобразовательной школы по повышению позитивной ассертивной направленности активности мы проводили с учетом результатов исследований

Р.М. Грановской и в соответствии с опробованной ранее моделью активности и изменения поведения , направленной на решение личных проблем участников тренинговой группы:

Созданием условий для расширения представлений о себе и окружающем мире, о позитивных способах взаимодействия с окружающим миром и отношения к самому себе;

Оказанием помощи в выборе эффективных способов ассертивного взаимодействия на основе анализа альтернативных способов взаимодействия, а также соблюдением принципов реализации целей тренинга:

Гуманистичности, предполагающей ценностное отношение к себе и другим людям;

Осознанности, предполагающей рефлексию своего поведения;

Реализации приобретенных качеств ас-сертивности в практике деятельности, общения и познания .

Принятая нами и приспособленная для решения задач по развитию ассертивности модель изменения поведения включает в себя четыре стадии: подготовка, осознание, переоценка, действие.

Стадия подготовки начинается со знакомства участников друг с другом с использованием различных приемов, с установления доверия между участниками и психологом, ведущим тренинг и придерживающимся соучастной стратегии контакта. Проводится психодиагностика ассертив-ности участников с использованием теста «Ас-сертивны ли вы?», а также самодиагностика для осознания индивидом необходимости изменить себя. Одним из эффективных средств самодиагностики является составление списков «мои достоинства», «мои недостатки». Анализ таких списков (например, из 7 признаков) облегчает выбор целей избавления, искоренения, уменьшения тех личностных черт (к примеру: тревожности, чувства неполноценности, раздражительности, зависимости от чужого мнения и т.п.), которые, по мнению индивида, могут препятствовать развитию, являются нежелательными. Выявление таких личностных черт способствует определению цели развития желаемых черт, детерминирующих ассертивность и ассертивное поведение.

На стадии осознания будущие участники тренинговых групп принимают идею о возможности совершенствования своих личностных ка-

честв, определяющих успешное взаимодействие с окружающими людьми и достижение успехов в жизнедеятельности. Проводится анализ результатов тестирования и самодиагностики, выявляются причины неассертивного и непродуктивного стиля взаимодействия, и происходит осознание и оценка возможных альтернатив нежелательному поведению.

На стадии переоценки принимается решение об изменении поведения. Изменению поведения способствуют не только когнитивные процессы рефлексии, но и аффективные и оценочные процессы анализа поведения. На этой стадии в процессе тренингов, деловых игр и проигрывания проблемных ситуаций индивид становится все более независимым, способным осознать последствия проявления нежелательных личностных черт, принять решение изменить свое нежелательное поведение в общении, деятельности и познании.

На стадии действия участники тренинга предпринимают попытки реализовать в реальной обстановке знания и умения, приобретенные в психотренинговых группах, для продуктивного взаимодействия в общении. В случаях, когда член группы нуждается в совместном с руководителем анализе результатов таких попыток, руководитель предлагает ему рассмотреть альтернативные действия в сложившейся ситуации взаимодействия с другими и выбрать наиболее подходящие, по его мнению, действия. При этом руководитель просит участника аргументировать свой выбор. При групповом обсуждении результатов применения знаний и умений, приобретенных в психотренинговой группе, в реальной обстановке при встрече с трудностями, проблемами каждый член группы может получить поддержку выражением открытого и доверительного сочувствия, понимания, помощи. Одобрение результатов станет поощрением за осуществление изменений в поведении.

Реализация системы развития ассертивности и ассертивного поведения учащихся старших классов общеобразовательной школы привела к позитивному изменению личностных черт, детерминирующих ассертивность. Об этом свидетельствуют результаты тестирования учащихся по шестнадцатифакторному личностному опроснику Р. Кэттелла (16 PF), представленные на рисунке 1.

С Е G H I L NOQ2Q3

Рис. 1. Сравнительные показатели личностных черт, определяющих ассертивность испытуемых в начале обследования и после завершения цикла работ по развитию ассертивности

Примечание: по вертикали отложены показатели выраженности личностных черт в стэнах, по горизонтали - факторы.

3. Психология XXI века / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕРСЭ, 2003.

4. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

5. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - С.7-21.

6. Грановская РМ. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007.

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.Г. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция стратегий тревожности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С.68-76.

Лебедева Инга Викторовна - соискатель института развития образовательных систем Российской академии образования, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91» (Красноярск).

Lebedeva Inga Victorovna - competitor of the Institute of development of educational systems of Russian Academy of Education, teacher-psychologist of Secondary comprehensive school № 91 (Krasnoyarsk).

УДК 378.18 А.В. Быкова, Е.М. Калмыкова

активизирующая роль тренинговых занятий

В РАЗВИТИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлен малоразработанный подход к проблеме развития самоактуализации личности средствами тренинговых занятий на примере тренинга креативности и этнопсихологического тренинга. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о значимости развития самоактуализации личности студентов с использованием тренингового метода. Эффективность проведенных тренинговых занятий подтверждена статистически.

Ключевые слова: самоактуализация личности, тренинг креативности, этнопсихологический тренинг, студенчество.

A.v. Bykova, E.M. Kalmykova

activizing role of training sessions in the development of self-actualizing of students’ personality

The article represents the approaches to the problem of self-actualization development with the help of creativity training and ethnopsychological training. The results of the held researches prove the importance of training in the process of self-actualization development. The effectiveness of the training is statistically proved.

Key words: self-actualization, creativity training, ethnic-psychological training, students.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию ассертивности учащихся старших классов привела к улучшению показателей по таким личностным качествам, как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, независимость, самостоятельность, самоконтроль, упорство, ответственность, обязательность, смелость, реалистичность, расчетливость, которые определяют ассертивное поведение человека.

Литература

1. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005.

2. Oxford dictionary of Psychology. Second edition. Andrew M. Colmen. Oxford Press, 2006.

□ в начале

Ассертивность Самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

АССЕРТИВНОСТЬ

(англ. assertiveness ) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение А. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии , однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным. Не путать с ассортативностью . (И. А. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Ассертивность

   АССЕРТИВНОСТЬ (с. 58) - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - настаивать на своем, отстаивать свои права . В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно.

Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике. Под ассертивностью стала пониматься определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим модным понятием - самодостаточность . В самом деле, содержание этих понятий пересекается почти полностью, и, наверное, можно было бы ограничиться последним, тем более что его значение достаточно ясно. Однако и термин ассертивность (вероятно, в силу необъяснимой склонности отечественных психологов вместо родного языка изъясняться на пиджин-инглиш) получил у нас распространение, хотя еще и не успел войти ни в один психологический словарь.

   Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. в трудах американского психолога А.Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии - в частности противопоставление самореализации бездушному манипулированию людьми, а также трансактного анализа.

В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам - манипуляции и агрессии. Традиционные механизмы социализации невольно формируют уязвимость человека перед всевозможными манипуляциями со стороны других людей. Человек оказывается слишком подвержен внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать. Постоянно сверяя свои побуждения и поступки с чужими ожиданиями и оценками, человек стесняется своих чувств, боится показать свое подлинное лицо. Пытаясь преодолеть неловкость такого положения, человек сам невольно учится манипулятивным приемам, учится отвечать агрессией на агрессию или просто на критику, пускай даже справедливую. Если такая тактика и дает эффект, то лишь временный и по большому счету иллюзорный, поскольку не обогащает, а, наоборот, обедняет человека как в плане межличностных отношений, так и в плане душевного комфорта.

Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками. Эта процедура во многом схожа со сценарным анализом Эрика Берна, то есть, по терминологии Берна, требует осознать, кем и когда прописаны основные линии сценария вашей жизни, а также устраивает ли вас этот сценарий, а если нет - то в каком направлении следует его откорректировать. Часто оказывается, что человек находится во власти установок, чуждых его подлинному существу, и от этого безотчетно страдает. Ему предлагается не только взять на себя главную роль в сценарии собственной жизни, но и фактически переписать сценарий и выступить режиссером всей постановки.

По сути дела, кодекс этих прав, составляющих ключевые положения любого тренинга ассертивности, является обоймой новых, ассертивных установок, которые предлагается усвоить взамен прежних, якобы негодных. Вот эти волшебные права, или правила.

   Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

Вы имеете право менять свои взгляды.

Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

Вы имеете право сказать: «Я не знаю».

Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

Вы имеете право на нелогичные решения.

Вы имеете право сказать: «Ятебя не понимаю».

Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует».


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ассертивность" в других словарях:

    ассертивность - сущ., кол во синонимов: 1 уверенность в себе (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    АССЕРТИВНОСТЬ - Личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Ассертивность - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ассертивность - ассерт ивность, и … Русский орфографический словарь

    Ассертивность - социальное качество личности, проявляю­щееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    АССЕРТИВНОСТЬ - – самопродвижение или продвижение своей воли. Автор методики – американский ученый А. Салтер, который дал А. такое определение: «уметь настаивать на своем, убеждать». Развитие А. требует обучения спонтанным реакциям, соответствующему проявлению… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (assertiveness). Отстаивание и защита своих прав … Психология развития. Словарь по книге

    ассертивность - Самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей … Словарь по гештальт-терапии

    Ассертивность, или настойчивое поведение, - – поведение и представления, имеющие в своей основе стремление отстоять собственные интересы или интересы других людей. Многим людям знакомы социальные ситуации, причиной которых служит недостаток ассертивности. Ситуации, когда человека… … Словарь-справочник по социальной работе

    Тренинг ассертивности (assertiveness training) - Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Ассертивность. Высказаться. Сказать "нет" . Установить границы. Получить контроль , Кинг Патрик. Кто принимает решения в вашей жизни вместо вас? Убедитесь, что обладаете достаточной ассертивностью, чтобы самому выбирать, что делать, и противостоять давлению совсех сторон. Всю свою жизнь…

Зависимость от мнения людей мешает жить полноценной и яркой жизнью. Вряд ли кому-то понравится, если посторонние будут ему диктовать, как поступать, какие решения принимать, что надевать, что употреблять в пищу, как выглядеть и так далее. Но так происходит, что невольно мы каждый день подвергаем свободу своего выбора опасности быть ущемленной. Как же оставаться полноценной свободной личностью и при этом не нарушать права и свободу других людей?

Есть понятие «ассертивность» в психологии, оно очень точно описывает правильное поведение взрослой, уверенной в себе личности. Начнем с того, что ассертивность - это стиль поведения, качество характера, которое позволяет человеку без агрессивности отстаивать границы своей личности и защищать свои цели и интересы, при этом проявляя толерантность и уважение к оппоненту. Какие проявления характера и поведения свойственны ассертивным людям?

Отсутствие агрессии

Прежде всего, человек, обладающий этим качеством характера, не проявляет агрессии.
Важно отметить, что проявлять и чувствовать - разные вещи. Есть люди, умеющие хорошо контролировать свои эмоции так, что их не видно внешне. Но внешнее выражение на лице не говорит о том, что внутри у человека нет бури. Ассертивный человек и внешне и внутренне будет чувствовать себя спокойно.

Адекватное восприятие себя и окружающих

Эта характеристика также свидетельствует о наличии у человека ассертивности. Когда уверенный в себе, неагрессивный человек отвечает на различные провокации со стороны окружающих, он не предъявляет максимум требований к оппоненту, как и не снимает с него ответственность за неприятный разговор, и говорит ему об этом. Наряду с таким отношением к собеседнику, сам человек к своей роли в разговоре относится адекватно - ни в коем случае не берет всю ответственность за неприятные моменты на себя, а также не снимает с себя ее полностью.

Постоянная осознанность поведения

В эту характеристику входит принятие и осознание допущенных ошибок и отсутствие конфликтности. Ассертивность - это правильная оценка человеком своих действий. Здесь главное - осознание потраченного времени и эффективности своих действий. Исходя из этого, ассертивный человек может отказаться от задуманного плана, если даже мнение о нем испортится у окружающих.

Конфликт или ассертивность?

Ассертивность в психологии понимается еще как отсутствие конфликта. Вы можете сразу же сказать, что такого не бывает, если нет конфликта, значит, нет и отстаивания своего мнения. К сожалению, многие так и думают - свои интересы и права можно отстоять только с помощью конфликта. Тогда нужно обратиться к понятию «конфликт». Это острое и эмоциональное противоречие, столкновение противоположных интересов, целей и мнений. В этом определении важно увидеть, что столкновение, которое называется конфликтом, обязательно эмоциональное, острое и аффективное. Эти три признака полностью противоречат основным признакам ассертивности - осознанность поведения, отсутствие агрессии и адекватная оценка участников общения и ситуации в целом. Можно сказать, что ассертивным человеком вы остаетесь до тех пор, пока вас не вовлекли в конфликт. Естественно, описанное выше поведение некоторым дается с огромным трудом, здесь должна присутствовать не только личная ответственность, но и правильное воспитание с детства.

Ассертивность - это умение вовремя сказать «нет»

Очень часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда нужно сказать человеку «нет», но мы не можем этого сделать в силу разных причин, а потом сами же от этого страдаем. Чтобы научиться уважать себя, свои ценности, отстаивать свои интересы, важно уметь вовремя отказаться от чего-либо. Ассертивность - это умение говорить "нет". Например, ситуация: вы стоите в полном автобусе, с сумкой в одной руке, другой рукой держитесь за поручень. Кондуктор с одного конца маршрутки просит вас передать деньги за проезд пассажиров, находящихся в другом конце. Вы имеете право не передавать эти деньги, во-первых, потому что руки заняты и на повороте можете упасть, во-вторых, не хотели бы пачкать руки о чужие деньги. Если в этой ситуации отказаться, защищая свои интересы, вы станете плохим для пассажиров и кондуктора, а все-таки передав деньги, вы останетесь с чувством неудовлетворения и попранных интересов. Что же делать? Решать вам!

Правила, как говорить «нет»

  1. Прежде всего, нужно быть кратким. Если начинать объяснять причину в подробностях, это будет похоже на оправдание.
  2. Важно проявлять уважение к собеседнику. Можно похвалить или поддержать, не взваливая на себя груз ответственности за поступки человека.
  3. Иногда нужно просто сказать «нет». Мы часто боимся этого слова, думая, что потеряем благорасположение человека. Но твердое «нет» намного лучше и понятнее, чем вялое «не знаю».
  4. Нужно быть честным. Вы имеете право на любое решение, ведь вы тратите свое время. Не нужно придумывать оправдания.
  5. Твердость. Если попался настойчивый собеседник и он хочет склонить вас к своему решению вопроса, нужно твердо повторить «нет» несколько раз.
  6. Отсутствие Необязательно говорить о том, что вам неудобно или вы сожалеете о своем отказе. Если вы неспособны поднять глыбу, зачем перед ней извиняться? Так и со взваленной на себя ответственностью.
  7. Заботьтесь о себе. Прежде всего нужно думать о своем душевном и духовном состоянии. Если сказать «да» - означает растоптать свои стремления и интересы, то нужно принять противоположную позицию. Речь идет не о жертвенности. Ведь иногда ради своих близких мы жертвуем чем-то важным для себя. Здесь на первый план выходит вопрос приоритетов, личная ответственность.

Какой он - неассертивный человек?

Чтобы иметь приоритетом в своем поведении принцип личной ответственности, нужно понимать, что есть и другая сторона медали - неассертивное поведение. Его можно охарактеризовать как излишняя мягкость, возможно, лень, конформность - чрезвычайная зависимость от других. Рассмотрим ситуации, в которых может проявляться такое поведение:

Человек занимает пассивную позицию в разговоре в группе людей;

Позволяет принимать решения за него;

Наблюдается постоянный уход от ответственности по, казалось бы, веским причинам;

Боится начинать дружеские отношения, так как не хочет тратить усилия;

Проявляется заниженная самооценка - человек считает себя слабее и хуже, чем остальные;

Избегание внимания окружающих;

Медлительность в поведении, основанная на избегании проблем и ответственности;

Внешне соглашается с другими, не учитывая при этом собственных чувств и желаний;

Всем доброго времени суток! Ассертивность это способность человека отстаивать свои права, мягко, но настойчиво. Это не только стиль поведения, но и вообще способ жизни – уважать себя и других людей. К сожалению, этому нас также не учат в школе или семье, но этот навык возможно развить самостоятельно, сделав шаг к изменениям не только своего мировоззрения, но и личности.

Что это такое?

Сам термин появился благодаря английскому слову «to assert», что в переводе означает – заявлять и отстаивать свои границы.

Ассертивный человек характеризуется как позитивная, осознанная личность, которой важно найти компромисс, даже в очень сложных ситуациях.

Может вести себя доброжелательно и сдержанно, уверенно объясняя свою точку зрения, при этом слушая и принимая чужую. Это осознанный, психологически зрелый и открытый человек, который умеет нести ответственность за свой выбор и поведение, не боясь сказать «нет».

Читая описание, вполне возможно допустить мысль, что таких людей не существует, ведь с самого детства большинство из нас учили совсем противоположному – быть послушным, то есть удобным, игнорируя собственные чувства и желания. А потом рассказывали об уважении, только, к сожалению, к другим людям, старшим, пожилым, знаменитым…Забывая, что маленький ребёнок тоже имеет право на уважение и признание, и что он не будет нарушать чужих границ, если с такой же бережливостью и аккуратностью будут относится к его.

Другая часть усвоила с детства совсем другой урок – добиваться своего, даже если придётся идти по головам, потому что в жизни ничто так просто не даётся и, чтобы что-то получить, это необходимо отобрать у другого.

Существует даже типология стилей поведения, и, помимо ассертивного, включает в себя:

Пассивное

Оно проявляется вследствие беспрекословного послушания. Пассивный человек, боясь не оправдать ожидания других, старается быть незаметным, угождая им. Ставит потребности остальных выше, чем свои, считая, что не заслуживает и не достойный претендовать на большее. Ждёт, что кто-то когда-то его заметит и оценит, и своим бездействием чем-то похож на того, кто не имеет цели в жизни, плывя по течению. Я поднимал этот вопрос в статье .

Распознать пассивных людей можно по постоянным извинениям, порой не к месту и тихому голосу. Они не дают себе возможности даже позлиться, скрывая это чувство за улыбкой, дабы избежать конфликта. Готовы терпеть неуважительное отношение, издевательства и игнорирование ради того, чтобы не нести ответственность. Есть такое понятие, как вторичная выгода, то есть, неосознанное преимущество, то, что человек получает, когда ведёт деструктивный образ жизни, имеет вредные привычки и даже болезни.

Да, пассивная личность не достигает успеха, не реализовывает свои потребности, но, в случае непредвиденной и негативной ситуации их никто не обвинит, не накажет, и может ещё пожалеет, как несчастную жертву, которая в сознании воспринимается как хороший образ, позитивный, с которым поступили плохо и нечестно.

Агрессивное

Атакует, даже если нет угрозы, при любых обстоятельствах занимает оборонительную позицию. Организм настолько привыкает жить в стрессе, что просто требует постоянного всплеска эмоций. Ощущает своё превосходство, даже если оно мнимое, в разговоре обычно тон повышен, обесценивающий и саркастический. Несмотря на предъявляемую миру уверенность в себе, такие люди на самом деле имеют много комплексов, которые маскируют с помощью доминирования, властности и враждебности.

Из-за скрывания своей уязвимости они расплачиваются сполна, потому что на самом деле одиноки, ведь агрессивный стиль поведения их постоянный спутник, даже в семейных и близких отношениях, которые соответственно разрушаются.

Пассивно-агрессивное поведение

Самый коварный вид, верх манипуляции, потому что злость скрыта, такому человеку порой даже предъявить нечего, потому что ранит и подставляет так, что не придерёшься. Проявляется в виде упрямства, неожиданной забывчивости, уклона от ответа. Рядом с такой личностью ощущаешь себя монстром и драконом, потому что, как-бы, необоснованно злишься, ведь агрессию прямо не проявляют, мило улыбаются, проговаривая то, что вызывает ярость.

Ярким примером может послужить банальная обида, когда жена наказывает мужа, переставая с ним разговаривать. Вроде бы жертва несправедливого отношения, но ведёт себя чрезмерно агрессивно, замолкая, муж как бы не имеет права позлиться на неё, так как виновник её такого состояния. Таким образом, она избегает конфликта, открытого разговора, во время которого пришлось бы заявить о том, что ранило, но и не упускает возможности отомстить.

Модель Мануэля Свифта


Мануэль разработал так называемый кодекс, который обязана чтить каждая личность. Перечитайте и вдумайтесь в каждую фразу, особенно понравившиеся повторяйте каждый день, как мантру, пока подсознание не усвоит и не примет информацию, с целью изменения модели поведения и отношения к себе, пока не превратит её в навыки предъявления себя миру.

Я ИМЕЮ ПРАВО

Оценивать собственные поступки и отвечать за их последствия

Больше не буду считать, что другой человек более опытный, умный и лучше знает. Только я понимаю, как и зачем что-то сделал, знаю какой я. Могу прислушиваться к мнению другого человека, и если оно совпадает с моим – соглашусь, но уж точно не буду отдавать ему власть в оценивании.

Не извиняться и не объяснять свои поступки и действия

Я оставляю привычку отчитываться, объясняться и извиняться. Если есть искреннее желание – тогда конечно, но уж точно не потому, что надо.

Самостоятельно решать, помогать или нет

Я буду разграничивать уровень своей ответственности перед другим человеком. И больше не буду угождать и жертвовать собой.

Изменить своё мнение

Мы меняемся каждый день, поэтому моя точка зрения может меняться. Нельзя вот так взять, и постирать джинсы навсегда, они обязательно запачкаются, как бы ни хотелось верить в эту идею. И если сегодня моё мнение изменилось, это совсем не означает, что вчера я солгал или был неправ.

Ошибаться и отвечать за свои ошибки

Не нужно контролировать мои действия, я могу ошибиться, зато благодаря ошибке я усвою опыт, который будет мне ценным напоминаем о том, как делать не стоит, и тогда я буду действовать по-другому. Не чувствуя за собой вины, ведь я живой человек, и вполне могу оступиться.

Сказать, что я не знаю

Да, я не всесилен, и каким бы умным ни был, у меня нет ответов на любой вопрос. Но если я чего-то не знаю, и мне станет интересно, я обязательно попробую получить нужную информацию. Моё развитие зависит только от меня.

Не нравиться всем

Я живой и разный, и не обязан нравиться всем, да и по сути это невозможно сделать. И вы также можете испытывать разные чувства ко мне.

Принимать нелогичные решения

Иногда мне важно что-то делать, только лишь потому, что так хочется, даже если мои действия не будут рациональными и разумными. Моя логика может отличаться от вашей, или не нравиться, но я буду делать так, как считаю нужным.

Сказать, что не понимаю тебя

Сказать, что мне не интересно

Мне интересно то, что интересно, а играть и вызывать искусственно это чувство в себе не могу и не буду. И если наши интересы не совпадают, это не означает, что я безразличный и скучный.


Пересмотрите своё мнение о злости и позвольте себе её испытывать и проявлять. Поверьте, она ощущается другими на подсознательном уровне, как бы вы ни старались её скрыть. Агрессия может быть как разрушающей, как организм, отношения, предметы вокруг, так и созидающей. Она как маячок о том, что что-то случилось, неприемлемое для вас, и вместо того, чтобы сдержать её или начать нападать, ассертивный человек просто заявит о том, что его злит, когда, к примеру, коллеги берут его кружку. Учитесь замечать то, что вам не нравится и спокойно об этом заявлять. Ведь откуда окружающие будут знать о ваших границах, если вы терпите и не обозначаете их?

2.Формулировка мыслей

Учитесь чётко формулировать свои мысли, при этом позитивно, не обесценивая или унижая. Психология межличностных отношений делает большой акцент на умение быть ясным, от этого зависит очень многое. Я об этом писал в статье «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?».

3.Понимание

Учитесь ценить и замечать не только свои эмоции, но и собеседника. Если не понятно, что с ним происходит, можете спросить прямо. Тогда возможен диалог, где обе стороны слышат друг друга.

4.Компромисс

Настройтесь на сотрудничество. А это означает, что иногда нужно приостанавливать себя в эмоциях, и пробовать найти компромисс. Учитесь искать общее, что сближает, но и при этом замечать разницу. Научиться останавливаться и держать себя в руках, можно, выполняя упражнения на концентрацию внимания, осознанность, совместно с дыхательными техниками. Рекомендую почитать статью это один из инструментов который может вам помочь.

5.Чувство вины

Когда отказываете, спокойно объясните причину, без извиняющегося тона и чувства вины или страха, что теперь вас отвергнут.

6.Обязательства

Просто представьте, что никто ничего никому не должен. И не только представьте, но и попробуйте воплотить в жизнь. Ожидая чего-то от людей, и не получая этого, мы делаем хуже себе, так как потом приходится сталкиваться с разочарованием. А вот неожиданные поступки мы способны оценить и прочувствовать радость. Да и в самом слове «должен» мало свободы и желания.

7.Самооценка

Повышайте свою самооценку, работайте со страхами, которые являются причиной неуверенности. Рискуйте и пробуйте, тревога проходит во время действий, освобождайте своё сознание от неё. Почитайте статью , возможно там вы найдете для себя инструменты к действию.

8.Самобичевание

Если не удалось спокойно отреагировать на конфликт, не стоит себя ругать и корить, попробуйте разобраться с причинами, по которым промолчали, сбежали и прочее. Попробуйте пофантазировать и придумать слова, с помощью которых смогли бы достойно выйти из ситуации и достигнуть понимания с оппонентом.

Заключение

На сегодня всё, уважаемые читатели моего блога! Цените себя, цените окружающих и никогда не отступайте от своего мнения из страха быть отвергнутым. Чтобы научиться ассертивности, потребуется немало времени и усилий, но улучшение качества жизни однозначно стоит того. Не забывайте подписываться на обновления блога, что бы не пропустить выхода статей на очень важные инструменты для своего саморазвития. Успехов вам и свершений!