Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Затонувшие апл. Крупнейшие катастрофы подводных лодок. Самые опасные субмарины, лежащие на дне (5 Видео)

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла , построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации . На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.
Во время шторма , с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море . Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
По сообщению Генпрокуратуры, "Курск" внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий . В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой. Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа .

© Фото: public domain АПЛ К‑278 "Комсомолец"

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров . Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда "Красногвардейск" и "Анатолий Васильев", которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

© public domain


© public domain

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло . Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. "Академик Берг" ударил "К‑56" в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования .
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана , приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров . Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла , имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии , девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

8 марта 1968 года из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол" в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

11 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный . На субмарине, стоявшей у пирса, начался пожар, после чего произошел взрыв торпедного боезапаса. Носовую часть лодки оторвало, обломки разлетелись в радиусе более километра.
Значительные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. В результате ЧП погибли 78 моряков (не только с Б‑37, но и еще с четырех подлодок, а также из резервного экипажа). Были пострадавшие и среди гражданского населения города Полярный.

4 июля 1961 года во время океанских учений "Полярный круг" главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды , корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации через несколько дней.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80 , входившая в состав Северного флота. 25 января она вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания, а 27 января радиосвязь с ней прервалась. С‑80 на базу в Полярный не вернулась. Поисковая операция результатов не дала. С‑80 была найдена только в 1968 году, а позже была поднята со дна моря. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж — 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря из состава Балтийского флота.
На подлодке, производившей замеры подводных скоростей на мерной линии на полигоне Таллинской военно‑морской базы, возник пожар. Всплыв с глубины 70 метров, М‑256 встала на якорь. Выведенный на верхнюю палубу из‑за сильной загазованности внутренних помещений экипаж не прекращал борьбу за живучесть лодки. Спустя 3 часа 48 минут после всплытия подлодка внезапно ушла на дно. Большая часть экипажа погибла : из 42 подводников в живых осталось семь моряков.

21 ноября 1956 года недалеко от Таллина (Эстония) в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" затонула дизельная подводная лодка М‑200 из состава Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибли 28 моряков.

В декабре 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа , в том числе 12 офицеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В середине 1980-х годов Советский Союз построил суперлодку, подобной которой не было нигде. Эта подводная лодка «Комсомолец», принятая в боевой состав флота в 1984 году, обладала большой скоростью и могла вести бой на огромных глубинах. В советском ВМФ настала новая эпоха.

Но прошло пять лет, и «Комсомолец» со своим ядерным оружием оказался на дне океана, а две трети его экипажа погибли из-за очередного проявления советской некомпетентности.

История «Комсомольца» началась еще в 1966 году. Коллектив конструкторского бюро «Рубин» под руководством Н. А. Климова и главного конструктора Ю. Н. Кормилицына получил задание начать реализацию проекта 685, или подводной лодки глубокого погружения. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжались восемь лет. Очевидно, это было связано с отсутствием подходящего металла, который мог бы выдержать колоссальное давление на глубине. Но в 1974 году было завершено строительство двойного корпуса, причем внутреннюю его часть сделали из титанового сплава.

Лодка проекта 685 (она же К-278) должна была стать опытным образцом для проведения испытаний в рамках строительства глубоководных советских субмарин будущего. Строительство начали на заводе «Севмаш» 22 апреля 1978 года, а официально закончили 30 мая 1983 года. Необычайно длительный период постройки был связан с трудностями, возникшими при обработке титана.

Контекст

За 10 лет не появилось планов поднять затонувшую АПЛ

The Independent Barents Observer 08.09.2013

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

В первый раз в новейшей истории России

ABC Nyheter 04.07.2016
Длина лодки К-278 была 110 метров, а ширина 12,3 метра. Внутренний корпус был шириной примерно восемь метров. Водоизмещение субмарины составляло 6 500 тонн, а благодаря применению титана вместо стали она оказалась заметно легче. Внутренний корпус был разделен на семь отсеков, два из которых были усилены, став безопасной зоной для экипажа. Там также находилась встроенная в рубку всплывающая спасательная камера, позволявшая экипажу покинуть корабль, находящийся на глубине до 1 500 метров.

Лодка была оснащена водо-водяным реактором ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт, который приводил в действие два парогенератора мощностью 45 тысяч лошадиных сил на валу. Это позволяло лодке развивать подводную скорость 30 узлов, а надводную 14 узлов.

Субмарина была оснащена низкочастотным пассивно-активным гидроакустическим комплексом МГК-500 «Скат» — тем самым, который сегодня используется в ударных подводных лодках проекта «Ясень». Он передавал данные на боевую информационно-управляющую систему «Омнибус-685». Вооружение лодки состояло из шести стандартных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра с боезапасом из 22 торпед типа 53 и противолодочных ракето-торпед «Шквал», движущихся в кавитационной полости.

Подводная лодка «Комсомолец» вошла в боевой состав Краснознаменного Северного флота в январе 1984 года и начала серию экспериментов по глубоководному погружению. Под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского она установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. Это было выдающееся достижение с учетом того, что американская субмарина ее класса «Лос-Анджелес» имела показатель по максимальной глубине погружения 450 метров. Расчетная глубина погружения у этой субмарины составляла примерно 1370 метров. У лодки имелась специальная система всплытия «Иридий» с газогенераторами для продувки балластных систем.

В советском ВМФ лодку К-278 считали неуязвимой на глубинах более тысячи метров. На таких глубинах чрезвычайно трудно обнаружить любую торпеду противника, особенно американскую Mark 48, максимальная глубина у которой составляет 800 метров. Первоначально лодку планировалось сделать испытательной, но к 1988 году она стала в полной мере боеготовым кораблем. Ей присвоили название «Комсомолец», как звали членов коммунистического союза молодежи.

7 апреля 1989 года, находясь на глубине 380 метров, «Комсомолец» столкнулся с проблемами прямо посреди Норвежского моря. По словам Нормана Полмара (Norman Polmar) и Кеннета Мура (Kenneth Moore), на борту находился второй экипаж, только что прошедший обучение. Кроме того, это была испытательная лодка, в связи с чем на ней не было аварийной команды, обеспечивающей борьбу за живучесть.

В седьмом отсеке в кормовой части начался пожар, и пламя повредило клапан подачи воздуха, из-за чего в огонь начал поступать сжатый воздух. Меры борьбы с огнем результатов не дали. Реактор заглушили, и продули балластные цистерны, чтобы лодка всплыла. Но пожар продолжал распространяться, и экипаж боролся с ним еще шесть часов, прежде чем поступила команда покинуть лодку. По словам Полмара и Мура, огонь был настолько сильный, что из-за высокой температуры от наружного корпуса начали отслаиваться плиты резинового покрытия, повышающие скрытность корабля.

Командир корабля капитан первого ранга Евгений Ванин вместе с четырьмя членами экипажа вернулся внутрь лодки на поиски тех членов экипажа, которые могли не услышать приказ об эвакуации. Далеко Ванин со своей спасательной командой продвинуться не сумел, потому что лодка дала дифферент на корму 80 градусов, и он был вынужден забраться в спасательную камеру. Сначала камера не могла отстыковаться от смертельно раненой лодки, но затем оторвалась от нее. Когда она оказалась на поверхности, от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море двоих подводников. Камера, где находился командир и члены спасательной команды, ушла под воду.

На тот момент погибли лишь четыре человека, но после того, как лодка затонула, многие моряки подверглись переохлаждению в воде, температура которой составляла всего два градуса Цельсия. Через час подошла плавбаза «Алексей Хлобыстов» и рыболовное судно «Ома», которые спасли 30 человек. Часть из них позже скончалась от переохлаждения и от ран. Из 69 находившихся на борту членов экипажа погибли 42 человека, в том числе, командир лодки капитан 1-го ранга Ванин.

«Косомолец» погрузился на дно на глубину 1600 метров вместе с ядерным реактором и двумя торпедами «Шквал» в ядерном оснащении. В период с 1989 по 1998 годы было проведено семь экспедиций, чтобы обезопасить реактор и изолировать торпедные аппараты. Российские источники утверждают, что во время этих экспедиций были обнаружены следы несанкционированного проникновения на лодку «иностранных агентов».

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и The Daily Beast; он также является одним из основателей Japan Security Watch — блога, посвященного вопросам обороны и безопасности.

October 7th, 2014 , 01:21 pm

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов затонула подводная лодка К-219. Причиной катастрофы стал взрыв в ракетной шахте. Памяти всех погибших в катастрофах подводников посвящен этот пост

На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идёт домой

В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны. Предположительно, затонула в ходе пробного погружения после некачественного или неудачного ремонта в море из-за неисправных воздушных и газовых захлопок, из-за чего дизельный отсек был быстро заполнен водой и лодка не смогла всплыть в надводное положение. Следует принимать во внимание, что это был 1952 год. За срыв боевой задачи и командир лодки и командир БЧ-5 могли быть отданы под суд. На борту было 52 человека.


21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцес "Статный". Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.


Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально ее удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек. Лодка проекта А615 имела двигательную установку на основе дизеля, работающего под водой по замкнутому циклу через твердый химпоглотитель для удаления углекислого газа и обогащение горючей смеси жидким кислородом, что резко повышало угрозу возникновения пожара. Лодки А615 пользовались дурной славой у подводников, из-за высокой пожароопасности их называли «зажигалками».


27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи воздуха к дизелям в перископном положении ПЛ) в ее дизельный отсек. До настоящего времени четкой картины происшествия нет. По некоторым данным лодка пыталась уклониться от таранного удара норвежского разведывательного корабля "Маряата" срочным погружением на циркуляции и будучи сильно утяжеленной, чтобы не быть выброшенной на поверхность (был шторм), провалилась на глубину с поднятой шахтой и открытой воздушной захлопкой РДП. Погиб весь экипаж ‑ 68 человек. На борту было два командира.


4 июля 1961 , в ходе учений "Полярный круг" произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.


14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. Комиссия по расследованию чрезвычайного происшествия пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение обтекателя боевого зарядного отделения одной из торпед при погрузке боезапаса. После чего командир БЧ-3 чтобы скрыть происшествие по перечню №1 аварийных происшествий на флоте пытался запаять пробоину, из-за чего торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. Командир лодки капитан 2 ранга Бегеба находился на причале в 100 метрах от корабля, был взрывом сброшен в воду, получил тяжелые ранения, впоследствии был отдан под суд, защищал себя сам и был оправдан.


8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол", первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.


8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались ее поднять, было 100 человек.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 пр. 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.


24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 пр. 658 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.


13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 пр. 675МК с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.


21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 пр. 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером "Рефрижератор‑13". Авария унесла жизни 31 моряка.


24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 пр. 670А из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла при дифферентовке лодки в районе, где глубина была 35 метров, вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек перед этим погибли в результате взрыва аккумуляторных батарей и борьбы за живучесть. Если бы лодка вышла на большие глубины, она бы однозначно погибла вместе со всем экипажем. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку методом шлюзования через торпедные аппараты. Командир, до конца возражавший против решения штаба и только под угрозой лишения должности и партбилета вышедший в море, впоследствии был осужден на 10 лет лишения свободы, в 1987 году амнистирован и вскоре умер. Непосредственные виновники, как всегда это у нас бывает, от ответственности ушли. Впоследствии лодку подняли, но она опять затонула в заводе у причала, после чего была списана.


6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219 пр. 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".


7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 "Комсомолец" пр. 685, получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

14 декабря 1952 года подводная лодка Щ-117 вышла в свой последний поход. Она пропала без вести.

Причины ее гибели не установлены до сих пор. По этому случаю мы расскажем о шести подводных лодках, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука».


14 декабря 1952 года Щ-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а Щ-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Ночью с 14 на 15 декабря с лодкой состоялся последний сеанс связи, после чего она пропала. На борту находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Поиски Щ-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Согласно официальной версии, причиной гибели мог стать отказ дизелей в условиях шторма, подрыв на плавучей мине и другие. Однако точная причина так и не была установлена.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек. Утром 9 апреля лодка вышла из гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Через некоторое время американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы до конца так и не установлены.



Атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана. Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. Показатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры уверяют, что реактор неопасен. Морские глубины охлаждают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена прочным и нержавеющим контейнером.

Дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216 , считалась погибшей, но необнаруженной в течение многих лет. Подводная лодка погибла 16 или 17 февраля 1944 года. Считается, что подводная лодка получила повреждение, но ее экипаж отчаянно боролся, пытаясь подняться на поверхность.

Летом 2013 года исследователи обнаружили лодку неподалеку от Крыма: они увидели взорванный отсек и рули, приведенные в положение всплытия. При этом, помимо одного разрушенного отсека, корпус выглядел неповрежденным. При каких обстоятельствах погибла эта лодка, не установлено до сих пор.

С-2 , советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, отправилась в поход 1 января 1940 года. Перед командиром С-2 капитаном Соколовым была поставлена следующая задача: прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. 3 января 1940 года был получен последний сигнал с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не было известно.



По одной версии, подлодка погибла на минном заграждении, выставленном финнами в районе к осту от маяка на острове Меркет. Версия подрыва на минах является официальной. В истории отечественного флота эта лодка до недавнего времени значилась как пропавшая без вести. Информации о ней не было, местоположение было неизвестно.

Летом 2009 года группа шведских дайверов официально объявила о находке советской подлодки С-2. Оказывается, что еще лет 10 назад смотритель маяка на острове Меркет Экерман, вероятно наблюдавший уничтожение С-2, показал своему внуку Ингвальду направление со словами: «Там лежит русский».

U-209 - средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времен Второй мировой войны. Лодка была заложена 28 ноября 1940 года и спущена на воду 28 августа 1941 года. Лодка вошла в строй 11 октября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Бродды. U-209 входила в состав «волчьих стай». Она потопила четыре судна.



U-209 пропала без вести в мае 1943 года. До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года. Однако затем выяснилось, что на самом деле в результате этой атаки погибла U-954. Причина гибели U-209 остается не выясненной до сих пор.
«Курск»

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.



«Курск» затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Согласно официальной версии, лодка затонула из-за взрыва торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Однако многие эксперты до сих пор не согласны с этой версией. Многие специалисты считают, что лодка могла быть атакована торпедой или столкнуться с миной времен Второй мировой войны.

Спущенный на воду в 1959 году, «Скорпион» был предназначен в первую очередь для противолодочной борьбы с советскими подводными ракетными крейсерами. На нем также располагалась специальная группа русскоязычных лингвистов, занимавшихся прослушиванием радиопередач советских кораблей и других военных единиц.

Последнее задание началось 17 мая 1968 года. Под командованием командора Фрэнсиса Слаттери, «Скорпион» только что завершил трехмесячное плавание в Средиземном море в составе американского 6-го флота и возвращался в Норфолк, когда поступил шифрованный приказ. Вице-адмирал Арнольд Шад, командующий Атлантическими подводными Силами в Норфолке, передал новое задание для «Скорпион». Субмарине следовало полным ходом идти к Канарским островам, расположенных на расстоянии 1500 миль от восточного побережья Африки, для наблюдения за соединением советских кораблей, маневрирующих в восточной Атлантике юго-западней цепочки островов.

Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев, остатки потерпевшего крушение «Скорпион» были обнаружены на океанском дне в Атлантике, на глубине около двух миль. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

Пресс-секретарь коммандор Фрэнк Торп (Cmdr. Frank Thorp) во вторник обнародовал позицию ВМС США: АПЛ «Скорпион» затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки — Норфолк. » В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненой, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой «, заявил Торп.

Но фактически, «Скорпион» во время гибели был в центре сети высоко — технологического наблюдения, шла «холодная война», и не исключалось военное столкновение, которое, предположительно, закончилось соглашением между Соединенными Штатами и Советским Союзом, имевшим целью скрыть истинную картину происшедшего. Изучение сотен документов и интервью со множеством очевидцев событий и военнослужащих позволяет предположить сценарий, который драматично отличается от официальной версии ВМС :

Немногие посвященные в истину советские адмиралы вступили в контакт с высшими должностными лицами ВМС США, после чего Соединенные Штаты и Советский Союз пришли к договоренности никогда не раскрывать детали гибели «Скорпион» и советской ракетной подводной лодки K-129 , затонувшей в Tихом океане двумя месяцами ранее. Обнародование всех фактов, как они посчитали, могло бы серьезно осложнить американо-советские отношения. Адмирал, бывший старшим адмиралом в Пентагоне во время гибели «Скорпион», заявил в недавнем интервью, что ЦРУ выражало опасения, что субмарина, возможно, подвергалась опасности, что основывалось на перехвате радиообмена Советскоких военно-морских кораблей в Атлантике. » Имелся некоторый анализ связи ….свидетельствующий, что «Скорпион» был обнаружен советским соединением, они искали субмарину, и очевидно они напали на ее след… » заявил отставной вице-адмирал Филипп Бешани (Vice Adm. Philip Beshany). » Имелись некоторые предположения, что они не только проследили за субмариной, но и атаковали ее. «

Бешани в то время был штабным офицером, отвечавшим за программы подводной войны и имел доступ к наиболее секретным разведывательным данным. Однако, в своих воспоминания Бешани отметил, что разведка так никогда и не получила данных, подтверждающих нападение. Имеется свидетельство, которое косвенно поддерживает утверждение Бешани, что американское разведывательное сообщество рассматривало возможность конфронтации между «Скорпион» и Советскими военными кораблями. Командование ВМС организовало тайные поиски субмарины уже через 24 часа после ее гибели, заявили корреспонденту “Пост- Интеллидженсер” некоторые из вышедших в отставку адмиралов. Поиск был настолько засекречен, что остальные подразделения ВМС , и даже Морская Следственная комиссия, которая исследовала аварию позже, в 1968 году, не были извещены относительно этого. Друзья и родственники команды «Скорпион» вообще ни о чем не знали; они все еще предполагали, что субмарина возвращается в базу…

Самый большой секрет, однако, принадлежал Советской стороне.

Никто в ВМС США — включая высших офицеров, пославших «Скорпион» на разведывательное задание — не знал в то время, насколько глубоко советская разведка проникла в секреты США. Коды подводной связи, благодаря варрэнт-офицеру флота Уолкеру (Warrant Officer Walker), с которым связан самый громкий шпионский скандал в истории ВМС США, возможно сыграли свою роль в трагедии «Скорпион». Торп отказался комментировать возможную связь между Уолкером и аварией «Скорпион».

Комиссия описала советское присутствие как неопределенные гидроакустические исследования, выполняемые двумя научно-исследовательскими судами и судном-спасателем подводных лодок в составе группы других кораблей. Выводы подразумевали, что советское соединение скорее проводило изучение звуковых эффектов в океанской среде, чем выполняло военное задание. Однако Бешани, руководивший в то время подводной войной, заявил в своем недавнем интервью, что должностные лица Пентагона были осведомлены о том, что Советы отрабатывали способы поддержания высокой автономности военных кораблей и субмарин в условиях осутствия доступа к иностранным морским портам.

Представители ВМС заявили еще в 1968 году, что вице-адмирал Шад 20 мая передал сообщение командиру «Скорпион», которое указывало курс и скорость хода для возвращения субмарины на базу сразу же после окончания выполнения задания.Также в 1968 году должностные лица ВМС сообщили, что только после 03.00 утра 22 мая — в день гибели «Скорпион» — командор Слаттери передал Шаду ответное сообщение о том, что «Скорпион» прибудет в Норфолк 27 мая в 01.00 пополудни. Позже, в том же 1968 году, после того, как стало известно, что субмарина находилась на выполнении » задания высшей классификации » прежде, чем погибла, должностные лица ВМС сообщили, что Слаттери доложил об окончании задания и возвращении домой. Текстам обоих сообщений был присвоен гриф «совершенно секретно». Но было ли задание «Скорпион» закончено в действительности?

Один из офицеров ВМС занимает ключевое положение в противоречии официальному заявлению ВМС , сделанному в 1968 году о том, что субмарина не находилась в непосредственном контакте с советскими кораблями в момент гибели. Лейтенант Джон Роджерс (Lt. John Rogers), офицер связи из штаб-квартиры подводных сил в Атлантике, служивший в Норфолке в 1968, был дежурным офицером в ту ночь, когда было получено сообщение Слаттери. Роджерс в 1986 году дал интервью журналисту Питу Эрли, в котором заявил, что сообщение Слаттери фактически содержало скорее рапорт о том, что за «Скорпион» начинают слежение советские корабли, чем сообщение о завершении задания. Роджерс умер в 1995 году, но его вдова, Бернис Роджерс, подтвердила в недавнем интервью, что ее муж сообщил ей о том, что «Скорпион» исчез при фактическом выполнении задания по слежению за советским соединением.» Мой муж был дежурным офицером в Центре связи подводных сил в ту ночь, когда пришло сообщение от Слаттери » — рассказала Бернис Роджерс — » Он знал то, что происходило. Мы говорили относительно этого с тех пор. «

Известно только то, что через пятнадцать часов после отправки заключительного сообщения, «Скорпион» взорвался в 06:44 пополудни и затонул на глубине свыше 2 миль приблизительно в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Что произошло со «Скорпион»? В течении почти трех десятилетий командование ВМС продолжало заявлять, что не представляется возможным идентифицировать «некоторые причины» потери «Скорпион» и отказывалось опубликовать заключение Следственной комиссии, ссылаясь на напряженность “холодной войны”. Комиссия в составе семи высокопоставленных военно-морских чиновников проводила слушания в течение лета и до конца осени 1968 года и в январе 1969 года завершило отчет, который сохранялся секретным в течение 24 лет.

В начале 1993 года ВМС рассекретили большинство заключений комиссии. Возглавлявший комиссию вице-адмирал Бернард Остин (Vice Adm. Bernard Austin) заключил, что наиболее убедительными и вероятными являются доказательства, указывающие на неисправность торпеды «Скорпион», которая совершила циркуляцию и взорвалась рядом с корпусом субмарины. Заключение комиссии основано частично на показаниях, указывающих на схожий случай, имевший место со «Скорпион» в 1967 году с невооруженной учебной торпедой, которая внезапно запустилась и была должна быть выброшена за борт. В качестве доказательств были рассмотрены фотографии места крушения, аудиозаписи катастрофы, а также детально изученные бумажные документы, включая документы и отчеты, отправленные с борта «Скорпион» почтой в течение первоначальной части операции в Средиземном море. В заключительном отчете из 1354 страниц, Следственная комиссия отклонила две альтернативных версии гибели «Скорпион» — утверждение вице-адмирала Шада и его сотрудников о том, что неустановленная техническая авария вызвала цепочку событий, приведших к массовому поступлению воды внутрь субмарины, и версию о том, что гибель «Скорпион» вызвана взрывом на борту субмарины. Комиссия также сделала заключение, что исключается возможность гибели «Скорпион» в результате действий противника.

В 1970 году другая комиссия ВМС завершила другой секретный отчет, который отрицал заключение Следственной комиссии. Вместо версии о случайном взрыве торпеды, новая группа предположила, что механическая авария вызвала неустранимое поступление воды. Этот отчет приводил большую часть доказательств и предположение о внутреннем взрыве аккумуляторной батареи, приведшем к поступлению воды внутрь прочного корпуса и затоплению субмарины. Однако, два старших офицера ВМС , принимавших участие в первоначальном расследовании катастрофы «Скорпион» летом 1968 года, сообщили «Пост-Интеллидженсер», что заключение Следственной комиссии о случайном ударе торпеды остается наиболее реалистичной реконструкцией, что подтверждается имеющимися акустическими записями момента аварии.

Записи, полученные на трех расположенных в Атлантике гидроакустических станциях — одна на Канарских островах и две поблизости от Ньюфауленда — зафиксировали одиночный резкий звук (шум), затем после 91 секунды тишины, последовал ряд быстро чередующихся звуков, соответствующих звуку разрушения отсеков корпуса и цистерн субмарины от давления воды. Джон Крейвен (John Craven), бывший в то время в ВМФ главным гражданским специалистом и экспертом по подводным технологиям, который руководил командой, обнаружившей обломки «Скорпион», сказал, что данные акустики практически подтверждают, что взрыв (одной из) торпед (а не разрушение корпуса из-за проникновения воды) потопил «Скорпион», убив в нем 99 человек. «Как только корпус начинает сдавливаться, остальные отсеки также сразу следуют за ним, резко сжимаясь,» — сказал Крейвен. «Никоим образом нельзя добиться того, чтобы корпус смялся, а затем наступила 91 секунда тишины, в ходе которой остальные части корпуса решают, а не попробовать им удержаться вместе.»

Отставной адмирал Бернард Клэри (Adm. Bernard Clarey), бывший в 1968 командующим подводными силами ВМС , также отклонил версию взрыва аккумуляторной батареи. Такая авария не могла бы сгенерировать выделяющуюся и акустическую энергию, зафиксированную на записях гидроакустических станций, заявил он корреспонденту «Пост — Интеллидженсер». И Крейвен и Клэри сказали в интервью, что доказательство поддерживает теорию о том, что одна из собственных торпед «Скорпион» взорвалась внутри корпуса.

В то время как среди американских подводников все эти годы ходили слухи о том, что «Скорпион» был подкараулен и потоплен советской подлодкой, никаких доказательств преднамеренного нападения не появилось. В заключении ВМС , сделанном после исследований в 1968 году говорится о том, что не имеется никаких доказательств каких-либо приготовлений СССР к военным действиям или кризисной ситуации, как могло ожидаться в случае предумышленного нападения на «Скорпион». Отчет Следственной комиссии умалчивал о том, могла ли субмарина затонуть после случайного столкновения. В то же время Торп, пресс-секретарь ВМС , заявил, что комиссией установлено, что «Скорпион» был на удалении 200 миль от советских кораблей в то время, когда произошла катастрофа.

Гибель «Скорпион» до сих пор остается тайной для семей и друзей членов его команды.

Последние секунды «Скорпион» (основано на гидроаккустической записи катастрофы «Скорпион», сделанной станцией СОСУС на Канарских Островах. Источник: Дополнительная запись слушаний Следственной комиссии главнокомандующего Атлантическим флотом ВМС США)

18:59:35 — 1. Взрыв боеголовки торпеды с левого борта в середине субмарины вызывает стремительное затопление центрального поста и других отсеков в средней части подводной лодки. 2. Вода через переходной туннель поступает в реакторный и машинный отсеки.

19:01:06 — 3. Разрушилась переборка торпедного отсека, вызвав стремительное затопление.

19:01:10 — 4. Кормовая переборка машинного отсека разрушается, 85-футовая кормовая секция субмарины последовательно разрушается в направлении отсека дополнительных механизмов и реакторного отсека.

АМЕРИКАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО СУБМАРИНА ВМС США БЫЛА УНИЧТОЖЕНА СОВЕТСКОЙ ПОДЛОДКОЙ.

(Статья в газете «Взгляд» 2012 года)

25-летнее расследование американского военного журналиста Эда Оффли, в ходе которого он пришел к выводу, что атомная субмарина ВМС США «Скорпион» была уничтожена советской подлодкой, вызвало скандал в США. Как утверждает публицист, это была «месть» советских подводников за гибель дизель-электрической подлодки К-129. После чего правительства СССР и США договорились сохранить тайну гибели обоих лодок, списав это на аварии.

В США прошла громкая презентация книги-расследования Scorpion Down военного журналиста Эда Оффли, который 25 лет исследовал катастрофу американской атомной субмарины USS Scorpion (SSN-589).


«Гибель «Скорпиона» была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129 в марте 1968 года», – пишет Оффли. По его мнению, СССР (а теперь – Россия) и США уже более 40 лет скрывают этот факт, опасаясь осложнения двусторонних отношений.

История гибели «Скорпиона» в официальном изложении звучит так. В мае 1968 года команда субмарины, возвращаясь с боевого дежурства в Средиземном море на базу в Норфолке (штат Виргиния), получила новое задание – следовать на Канарские острова, где «в поле зрения разведки ВМС попало загадочное соединение советских кораблей».

Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев остатки потерпевшего крушение «Скорпиона» были обнаружены на глубине 3047 метров в Атлантике с помощью глубоководного аппарата Triest II. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

Была создана авторитетная комиссия по расследованию причин трагедии подлодки, которая в 1968 году закончила работу и констатировала, что лодка превысила предельную глубину погружения и затонула «по неизвестной причине». Однако такой вердикт не устроил ни родственников погибших моряков, ни общественность.

Были выдвинуты десятки версий, вот наиболее популярные из них: корабль мог столкнуться с советской субмариной или же погиб от взрыва собственной торпеды. По неустановленным причинам одна из находящихся в торпедном аппарате торпед пришла в боевое состояние. Командир приказал выстрелить ее за борт, но торпеда легла в циркуляцию вокруг субмарины и самонавелась на нее. В результате произошел взрыв, разрушивший прочный корпус лодки.


Пресс-секретарь ВМФ США командор Фрэнк Торп тогда заявил, что АПЛ Scorpion затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки Норфолк. «В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненной, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой», – заявил Торп.

С тех пор советские и американские высшие военные чины версию столкновения с советскими кораблями категорически отрицают и дружно утверждают, что в радиусе 400 км в районе гибели «Скорпиона» советских атомоходов не было.

Версия о взрыве торпеды позже подтвердилась, когда было проведено повторное обследование остатков АПЛ. Видеокамера «Триеста» запечатлела люки торпедных аппаратов, вырванных наружу мощным взрывом. То есть получилось так, что торпеда сработала внутри АПЛ (как в случае с гибелью российской АПЛ К-149 «Курск»).

Тем не менее в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе журналист Эд Оффли заявил: «22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими и советскими подводными силами».


«Возможно, что конфронтация между «Скорпионом» и советской подводной лодкой класса «Эхо-2» могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля», – пишет Оффли. Он подчеркивает, что «в любом случае, после того как «Скорпион» оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду и о К-129, и о «Скорпионе».

Кстати, сам журналист считает, что США не были причастны к гибели К-129 (за которую, якобы, советские подводники и «отомстили» американцам), но «многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон».

Согласно одной из версий, ракетная дизельная подлодка К-129, поднятая позднее на поверхность американцами в результате секретной операции, затонула после столкновения с американской субмариной USS Swordfish (SSN-579) 8 марта 1968 года во время боевого дежурства в Тихом океане (то есть за три месяца до того, как затонула субмарина «Скорпион»).


Тогда погибли 97 советских моряков, тела которых с воинскими почестями были похоронены американцами. Документы и личные вещи погибших вместе с видеозаписью церемонии погребения власти США октябре 1992 года передали Борису Ельцину.

Отвечая на вопросы на презентации своей книги, Оффли рассказал, что никто из представителей Пентагона или ВМС США пока официально не отреагировал на выход новой книги, но, как сообщает РИА «Новости», он уже получил «десяток посланий» от американских ветеранов-подводников, которые сообщили ему, что для них настоящие причины гибели «Скорпиона» не были тайной.

Между тем несколько ветеранов российского подводного флота, которых опросил журналист газеты ВЗГЛЯД, дали практически одинаковые комментарии к «версии Оффли», сводящиеся к двум пунктам: «Автор – конспиролог, желающий «срубить капусты» на давних трагедиях. О причинах гибели советской и американской субмарин можно говорить лишь предположительно».