Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Занимательные и интересные задания по экономической географии. География на все сто! Задания с текстовыми вопросами

Данная викторина будет полезна педагогам, родителям и всем тем кто организует досуг с детьми.

Вопросы по теме География для школьников старших классов

1. Какое островное государство у берегов Америки является свободно присоединившейся к США территорией? (Пуэрто-Рико)

2. Какой стране принадлежат Командорские острова? (России)

3. Как назывался атолл в Тихом океане, на котором американцы испытали водородную бомбу? (Бикини)

4. Как сейчас называется остров, который Христофор Колумб назвал Эспаньолой? (Гаити)

5. Сколько морей омывает берега Турции? (Четыре моря: Черное, Мраморное, Средиземное и Эгейское)

6. Моря каких океанов соединяет Суэцкий канал? (Индийского и Атлантического)

7. Назовите самое большое озеро обеих Америк? (Верхнее)

8. Какая африканская река имеет самый большой бассейн, уступая только южно-американской Амазонке? (Река Конго)

9. Как называется самая большая пустыня Евразии? (Гоби)

10. Какое море самое большое в мире? (Саргассово)

11. Назовите самый большой полуостров в Европе? (Скандинавский)

12. Назовите старое название реки Урал? (Яик — до 1775 года)

13. На каком материке находятся Скалистые горы? (Северная Америка)

14. На каком острове, согласно древнегреческой легенде, находился лабиринт Минотавра? (На Крите)

15. Какие острова разделяет пролив Лаперуза? (Остров Сахалин и японский остров Хоккайдо)

16. На каком озере находится остров Кижи — памятник деревянного зодчества? (На Онежском озере в Карелии)

17. На границе каких двух стран находится гора Эверест (Джомолунгма)? (Непал и Китай)

18. Как назывался древний единый материк, из которого образовались все континенты? (Пангея)

19. Как называется самый большой в мире полуостров? (Аравийский)

20. Как называется величайшее из высокогорных озер нашей планеты? (Озеро Титикака в Южной Америке, на границе Боливии и Перу)

21. На берегу какого озера стоит древний русский город Ростов Великий? (Озеро Неро в Ярославской области)

22. Назовите пролив между материком Южная Америка и архипелагом Огненная Земля. (Магелланов пролив)

23. Назовите самый большой остров Средиземного моря? (Сицилия. Территория Италии)

24. Как называется остров, который в 1811 году открыла экспедиция Геденшторма, в 1902 году вторично открыл геолог Толь, но не смогла обнаружить специально организованная в 1937 году экспедиция академика Самойловича? (Земля Санникова)

25. Название какой большой пустыни Китая переводится на русский, как; «Кто сюда попадает, тот всегда пропадает»? (Такла Макан)

26. Какие проливы разделяют европейскую и азиатскую части Турции? (Босфор и Дарданеллы)

27. Между какими морями лежит Малая Азия? (Между Черным и Средиземным морями)

28. Какую территорию Великобритания вернула Китаю в 1997 году? (Полуостров Гонконг (китайское название Сянган) в течение 155 лет был колонией Великобритании)

29. Как называется главный остров Японии? (Хонсю)

30. Какой остров самый большой в Европе? (Великобритания)

31. Они могут иметь форму арки, крыла, купола, пирамиды, стола, а наибольшая их осадка может составлять более полукилометра. О чем идет речь? (Об айсбергах)

32. Название каких островов буквально переводится как «Черепаховые острова»? (Галапагосские острова в Южно-Китайском море)

33. Архипелаг Сандвичевы острова состоит из двадцати четырех островов: Маук, Мол окай, Оаху и так далее. А как называется самый крупный из Сандвичевых островов? (Гавайи. Сандвичевы острова иначе называются Гавайскими)

34. Гора Тонга лишь немногим уступает Эвересту: ее высота — 8 690 метров. Однако среди восьмитысячников Земли она не значится, и альпинисты не сделали ни одной попытки покорить ее. Почему? (Она находится под водой в Тихом океане)

35. Самой высокой горой в мире можно считать вулкан Муна-Кеа. Его основание находится под водой на глубине 5 500 метров, а вершина поднимается на четыре тысячи триста метров над уровнем моря. Итого расстояние между подошвой и вершиной составляет 9 800 метров. На каких островах находится этот вулкан? (На Гавайских)

36. Какой порт называется «океанскими воротами» нашей страны? (Город-порт Находка в Приморском крае)

37. Какие земли Украины названы по имени деревьев, которые там растут? (Буковина)

38. В названиях каких городов есть слово «соль»? (Соль-Илецк (Оренбургская область), Сольвычегорск (Архангельская область), Соликамск и Усолье (Пермский край), Усолье-Сибирское (Иркутская область), Сольцы (Новгородская область), Соль (Донецкая область, Украина), Старая Соль (Львовская область, Украина))

39. Какой известный горный хребет и река носят одно и то же название? (Урал)

Представьте ситуацию, Вас останавливает на улице репортер какого-то местного канала, с ненавязчивым предложением — ответить на ряд простых вопросов о стране, в которой Вы живете, учитесь, работаете… Если вы сомневаетесь в себе, в своих знаниях — вы найдете тысячи причин уйти от вопросов, захотите удалится, пройти мимо, избегая тем самым весьма щекотливого положения, граничащего с позором. Одно дело — опозориться перед одним человеком и совсем другое — на всю страну.

Недавно, в эфире одного из государственных каналов показали видео именно такой ситуации — в людном месте, в центре Москвы проводился опрос на тему: «как вы знаете географию России». Задавались самые простые вопросы, и к сожалению большая часть «испытуемых» оконфузились…

В связи с этим, мы решили ввести рубрику «Все о России», разделяя статьи на вопросы — ответы по географии, истории, и так далее… Сегодня начнем с географии. Проверьте свои знания здесь и сейчас:

10 простых вопросов по географии России

1 Россия самая большая страна в мире по площади. Где расположена большая часть территории России?

Ответ:На востоке Европы и на севере Азии

Европейская часть страны занимает около 23 % площади. Её границей являются Уральские горы, граница с Казахстаном и реки Кума и Маныч.

Азиатская часть России, занимающая около 77 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью (однако точное определение границ Сибири является вопросом спорным) и Дальним Востоком.

2 Сколько субъектов в Российской федерации?

Ответ: Российская Федерация состоит из 85 субъектов

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект федерации - название территориальной единицы в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Всего — 85 субъектов. Из них — 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округов.

3 Сколько часовых поясов в России?

Ответ: 11 часовых поясов

Время в России регулируется Федеральным законом «Об исчислении времени», в соответствии с которым с 26 октября 2014 года установлено 11 часовых зон. Любопытно, что Республика Якутия занимает целых три часовых пояса, Сахалинская область два, тогда как остальные России лежат в черте единственного часового пояса.

4 Сколько стран граничит с Россией?

Ответ: 18 государств

Россия признаёт наличие границ с 18 государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией,Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США, а также частично признанными Республикой Абхазией и Южной Осетией.

5 Сколько рек и озер в России?

Ответ: Более 2,8 млн рек и ∼ 2 747 997 млн озёр

В России более 2,8 млн рек общей длинной 12,4 млн км. Большее количество этих рек – относительно небольшие и их длина обычно не более 100 километров. Но вот что касается больших рек, то они поистине огромны и достигают шокирующих размеров. Подробнее о самых больших реках России —

В России 2 747 997 озёр общей площадью 408 856 км (без учёта Каспийского моря). Крупнейшее озеро - Каспийское море. Из озёр в традиционном смысле крупнейшими по площади являются Байкал (31 722 км²), Ладожское (17 872 км²), Онежское (9693 км²) и Таймыр (4560 км²), а по объёму Байкал (23 516 км³), Ладожское (838 км³), Онежское (292 км³) и Хантайское (82 км³), при этом около 96 % всех запасов озёрных вод сосредоточено лишь в восьми крупнейших озёрах, из них 95,2 % приходится только на один Байкал. О самых красивых озерах России по версии нашего журнала —

6 Сколько морей омывает Россию?

Ответ: Россия омывается 1 замкнутым морем и 13 морями, принадлежащими трём океанам

Моря Атлантического океана, омывающие Россию:

  • Балтийское море
  • Чёрное море
  • Азовское море

Моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию:

  • Баренцево море
  • Печорское море
  • Белое море
  • Карское море
  • Море Лаптевых
  • Восточно-Сибирское море
  • Чукотское море
Моря Тихого океана, омывающие Россию:
  • Берингово море
  • Охотское море
  • Японское море
Замкнутые моря, омывающие Россию:
Закат над Каспийским морем, съемка из Космоса

7 Сколько людей проживает в России?

Ответ: Более 146 миллионов человек

Россия считается самой большой страной в мире по размерам собственной территории, а вот что касается численности населения, то здесь наша страна расположилась только на 9 строчке планеты.

  • Китай 1 339 450 000
  • Индия 1 187 550 000
  • США 310 241 000
  • Индонезия 237 556 000
  • Бразилия 193 467 000
  • Пакистан 170 532 000
  • Бангладеш 164 425 000
  • Нигерия 158 259 000
  • Россия 143 300 000

По данным Росстата, на 1 января 2017 года общая численность населения России составляет 146 804 372 человек.

И все же, РФ является наиболее населенным государством Европы. Средняя плотность составляет 8,36 человека на один квадратный километр, однако дело в том, что плотность населения распределена крайне неравномерно. Так, около 80 процентов наших соотечественников в европейской части страны, которая составляет всего лишь 23% всей территории РФ. Если плотность населения, скажем, в Чукотке составляет 0,07 жителя на квадратный км, то в Москве, столице нашей родины, цифры совершенно иные - около 4700 человек на квадратный км!

8 Сколько федеральных округов в России?

Ответ: 8 округов

Все субъекты Российской Федерации объединены в 8 федеральных округов.

Правовой основой создания федеральных округов Российской Федерации является Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

В соответствии с этим Указом было образовано семь федеральных округов:

  • Центральный (административный центр — Москва)
  • Южный (административный центр — Ростов-на-Дону)
  • Северо-Западный (административный центр — Санкт-Петербург)
  • Дальневосточный (административный центр — Хабаровск)
  • Сибирский (административный центр — Новосибирск)
  • Уральский (административный центр — Екатеринбург)
  • Приволжский (административный центр — Нижний Новгород)
  • В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Он стал восьмым (административный центр — Пятигорск).
  • Указом президента Владимира Путина от 21 марта 2014 г. образован девятый федеральный округ – Крымский. (административный центр — Симферополь), однако позднее, в 2016 году, Владимир Путин включил Крымский федеральный округ в состав Южного федерального округа.

На карте округов отсутствует Крымский округ — старая карта.

9 Сколько городов в России?

Ответ: 1113 городов

По состоянию на 10 октября 2015 года число городов РФ увеличилось до 1113, так как посёлок городского типа Углегорск Амурской области, преобразовывается в город Циолковский.

Тем не менее, он относится к так называемым закрытым городам России (ЗАТО). Ведь именно здесь ведется полномасштабное строительство космодрома «Восточный».

Космодром «Восточный» будет располагаться недалеко от расформированного в 2007 году космодрома «Свободный». О закрытых городах России —

Крупнейшими городами России являются:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж.


Президент России Владимир Путин на космодроме Восточный, 14 октября 2015 года

Ответ: Эльбрус / Каспийское море

Каспийское море — крупнейший на Земле замкнутый водоём, который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море, из-за своих размеров, а также из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Расположено на стыке Европы и Азии.

Самая низкая точка России расположена далеко на юге – у самого Каспийского моря, где на Прикаспийской низменности абсолютные отметки достигают -28 метров! Другими словами, эта территория располагается почти на тридцать метров ниже уровня Мирового океана.

Конечно, ей далеко до абсолютного чемпиона – Мёртвого моря, которое лежит ещё на 400 метров ниже океанских берегов, но и высота девятиэтажного дома – это тоже немало.

Прикаспийская низменность когда-то была дном огромного моря, на память о котором нам остался необъятный Каспий.

Занимательная география Перед вами презентация различных интересных географических вопросов, фактов и сведений. Она предназначена не только для того, чтобы довести до вашего сведения географические знания, закрепить разнообразные умения, но и пополнить вашу школьную «копилку». Выполнила: Дятлова Е.Н. МОУ «Рождественская СОШ»






Шарады Первое можно из снега слепить, Грязи кусок может тоже им быть. Ну, а второе - мяча передача, Важная это в футболе задача. Целое люди в походы берут, Ведь без него они путь не найдут. Первое - летучая вода, В бане русской встретите всегда. А второе - есть машины марка Из российского, ребята, автопарка. Всё же вместе - Франции столица, Этот город модницам всем снится. Чтоб показать свое уменье, Давай подумаем с тобой Мой первый слог - местоименье, Название леса - слог второй А на конце (смелей за дело!) Один согласный звук возьмем. Конец шараде! Словом целым Известный город назовем.


Два слога первые - цветок, В "лохань" попал мой третий слог. А вместе если их прочтёте, То в волжский город попадёте.. Вот вам лёгкая шарада: К ноте "Н" прибавить надо. Нота больше не поёт, А рекой она течёт. У слона букву "С" отнимите И названье реки припишите. Получиться столица должна, Что на карте Европы видна.


С "К" - коль к карте обратиться - Это Турции столица. С "Г" - Сибирская река, Полноводна, глубока. С "Ч" - по небу я гуляю И грозу вам предвещаю. С "Л" - я город на реке От Москвы невдалеке. Пряник мой и самовар Знают все: и мал и стар. Слева направо слово прочтёшь, То от дождя ты защиту найдёшь. Если с конца же его ты прочтёшь, Горное озеро тут же найдёшь.


1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"? 3. Какое животное есть в каждом посёлке мира? 2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"? 4. Что занимает ровно половину любого острова? 5. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре? 6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане? 7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании? 8. Какая российская река протекает в Лондоне? 9. Какой приток Самары течёт... по проводам? 10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется? Викторина


1. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы? 2. Какую реку... ловят в море? 3. Назовите самый тонкий и острый мыс. 4. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать? 5. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами? 6. Какой морской залив каждый географ считает своим? 7. Где протекает "парламентская река"? 8. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией? 9. В какой реке есть помещение для самолётов? 10. Назовите "самый умный" горный хребет мира. Викторина


География на все СТО! _ _ СТО _ - сторона света. _ _ СТО _ - сторона света. _ СТО _ - начало реки. _ СТО _ - начало реки. СТО _ _ _ _ - главный город страны. СТО _ _ _ _ - главный город страны. _ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике. _ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике. _ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России. _ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России. _ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. _ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. _ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане. _ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане. _ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море. _ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море. _ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане. _ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане. _ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море. _ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море. СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море. СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море. _ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку. _ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку. _ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в _ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в Замбии. Замбии.


Географические анаграммы 1. В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки: Дно Игра Рука Веки Муар 1. В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки: Дно Игра Рука Веки Муар 2. В каждом из пяти приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия: Нева Куба Ирак Эльбрус Токио 2. В каждом из пяти приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия: Нева Куба Ирак Эльбрус Токио


Шутки-загадки 1. Какая река на юге России носит имя хищного животного? 1. Какая река на юге России носит имя хищного животного? 2. Название какой реки у тебя во рту? 2. Название какой реки у тебя во рту? 3. Какую реку можно срезать перочинным ножом? 3. Какую реку можно срезать перочинным ножом? 4. Какая река летает? 4. Какая река летает? 5. Какой уральской рекой играют в шахматы? 5. Какой уральской рекой играют в шахматы? 6. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? 6. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? 7. Название какого города состоит из птицы и животного? 7. Название какого города состоит из птицы и животного? 8. К какому сооружению нужно прибавить "А", чтобы получить название большой быстрой реки? 8. К какому сооружению нужно прибавить "А", чтобы получить название большой быстрой реки? 9. Какой зверь бежит только под уклон 9. Какой зверь бежит только под уклон 10. Найдите на карте реки, названия которых входят в слова со следующими значениями:1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) морское животное, 4) башенные часы с музыкой, 5) народная плясовая песня, 6) хлопчатобумажная ткань, 7) птица, 8) женское имя, 9) цветок 10. Найдите на карте реки, названия которых входят в слова со следующими значениями:1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) морское животное, 4) башенные часы с музыкой, 5) народная плясовая песня, 6) хлопчатобумажная ткань, 7) птица, 8) женское имя, 9) цветок


11. Какой шар нельзя укатить? 11. Какой шар нельзя укатить? 12. Какой город есть в компоте? 12. Какой город есть в компоте? 13. Какой город может парить в воздухе? 13. Какой город может парить в воздухе? 14. Какой город самый сердитый? 14. Какой город самый сердитый? 15. Какой город Европы стоит на мягком месте? 15. Какой город Европы стоит на мягком месте? 16. Какой нос всегда мерзнет? 16. Какой нос всегда мерзнет? 17. В какие ворота нельзя забить мяч? 17. В какие ворота нельзя забить мяч? 18. Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? 18. Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? 19. Какой полуостров говорит о своей величине? 19. Какой полуостров говорит о своей величине? 20. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? 20. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? 21. Какое личное местоимение надо вписать в гласную букву, чтобы получить название южного острова? 21. Какое личное местоимение надо вписать в гласную букву, чтобы получить название южного острова? 22. Как соединить название планеты и дерева, чтобы получить название города? Какой это город? 22. Как соединить название планеты и дерева, чтобы получить название города? Какой это город? 23. Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии? 23. Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии? 24. Название каких трех городов можно, читать одинаково слева направо и справа налево? 24. Название каких трех городов можно, читать одинаково слева направо и справа налево? 25. Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилась река Центральной Европы? 25. Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилась река Центральной Европы? 26. Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь? 26. Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь?


Загадки В нём пустыня Калахари, Миражей полно в Сахаре. Этот южный материк И по площади велик. В нём пустыня Калахари, Миражей полно в Сахаре. Этот южный материк И по площади велик. Есть на свете город славный, Он такой один. И в Китае самый главный Город тот …. Есть на свете город славный, Он такой один. И в Китае самый главный Город тот …. Как мы море назовём, Что Таллинн, Питер омывает? Все знают, думаю, о нём. Так, кто же первым отвечает? Как мы море назовём, Что Таллинн, Питер омывает? Все знают, думаю, о нём. Так, кто же первым отвечает?


На водах этой, вот, реки Стоит известная «Аврора», Сумев в историю войти, Подав сигнал сигнал террора. На водах этой, вот, реки Стоит известная «Аврора», Сумев в историю войти, Подав сигнал сигнал террора. Не зная хлопот, Во сне ты паришь Над градом прекрасным, С названьем …. Не зная хлопот, Во сне ты паришь Над градом прекрасным, С названьем …. Почитай годков, так триста - Это город на Неве Пётр воздвиг его как пристань, Сделав память о себе. Почитай годков, так триста - Это город на Неве Пётр воздвиг его как пристань, Сделав память о себе. Этот лагерь, что в Крыму - Здравница для деток. Здесь и учат их всему, Лечат без таблеток. Этот лагерь, что в Крыму - Здравница для деток. Здесь и учат их всему, Лечат без таблеток. Дороги есть ты не пройдёшь, В лугах травы ты не накосишь, В лесах грибов не наберёшь И с гор на землю взор не бросишь. Дороги есть ты не пройдёшь, В лугах травы ты не накосишь, В лесах грибов не наберёшь И с гор на землю взор не бросишь.






Стр.8 Стр.8 1. "От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак. 1. "От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак. 2. Австралия. 2. Австралия. 3. Осёл 3. Осёл 4. Ров 4. Ров 5. Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре. 5. Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре. 6. Буквы "Р". 6. Буквы "Р". 7. Данию - до свидания. 7. Данию - до свидания. 8. Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза. 8. Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза. 9. Ток 9. Ток 10. Нора


Стр.9 Стр.91. Сок 2. Реку Треска. 3. Мыс Игольный 4. Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга 5. В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты 6. Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии 7. В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента. 8. Река Мама, приток Витима 9. В Ангаре - Ангар-а. 10. Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане




Стр.11 Стр Дно-Дон, игра-Рига; рука-Кура; веки- Киев- муар -Амур 2. Нева-Вена; Куба-Баку, Ирак-Каир, Эльбрус - Эльбурс; Токио - Киото 1. Дно-Дон, игра-Рига; рука-Кура; веки- Киев- муар -Амур 2. Нева-Вена; Куба-Баку, Ирак-Каир, Эльбрус - Эльбурс; Токио - Киото Стр Река Медведица-левый приток Дона 2. Десна 3. Прут 4. Ворона (в Тамбовской и Пензенской областях) 5. Тура 6. Птица иволга (река Волга) 7. Ворон-еж 8. Ангар-а 9. Река Тигр, как всякая река, бежит под уклон 10. Иволга, Бугор, Спрут, Куранты, Камаринская, Бумазея Сорока Татьяна. Лилия


Стр.13. Стр Пролив Ма-точкин Шар 11. Пролив Ма-точкин Шар 12. Изюм 12. Изюм 13. Орел 13. Орел 14. Грозный 14. Грозный 15. Париж на Сене 15. Париж на Сене 16. Канин Hoс 16. Канин Hoс 17. Карские ворота 17. Карские ворота 18. Я-майка 18. Я-майка 19. Я-мал 19. Я-мал 20. Я-пони-я 20. Я-пони-я 21. Остров Ява 21. Остров Ява 22. Марс-ель 22. Марс-ель 23. Налим-Милан 23. Налим-Милан 24. Город Венев Тульской области, город Аша Челябинской области, город Томмот Якутии 24. Город Венев Тульской области, город Аша Челябинской области, город Томмот Якутии 25. До-ре – Одер 25. До-ре – Одер 26. Ми-ля-ми 26. Ми-ля-ми



Занимательные вопросы по географии.

1.В каком море нельзя утонуть? Почему?

В мертвом море-озере, вода в нем очень соленая, поэтому плотность воды больше, чем плотность человеческого тела, из-за этого человек не тонет.

2.Как вы думаете, почему рыбаки на побережье Белого моря ставят рыбачьи сети строго по часам?

Во время прилива - через каждые 6 часов - в сетку попадает рыба.

3.Можно ли утверждать, что бутылочная почта- это только атрибут произведений приключенческого жанра?

И сегодня люди из разных уголков Земли кидают миллионы запечатанных бутылок с посланиями; а ученые, используя этот давний способ, изучают направления и скорости течений и другие особенности вод.

4.В Африке около одного родника всегда оживленно: женщины опускают на дно корзинки с мясом, а вынимают их, то мясо оказывается не только сваренным, но и посоленным. Как вы можете объяснить такое чудо природы?

В этом месте бьет горячий источник с минерализованной водой.

5. В Казахстане есть удивительное озеро: в восточной его части вода соленая, а в западной - в основном пресная. О каком озере идет речь?

Это озеро Балхаш, которое разделено на две части: западная часть озера опресняется рекой Или, а восточную часть впадают небольшие реки.

6.Объясните, почему у айсбергов надводная часть иногда составляет 1/5- 1/7 их общей высоты.

Это связано с плотностью морской воды, поэтому айсберги так глубоко погружены в воду.

7.Назовите одно из крупнейших государств мира, большая часть которого расположена в восточном полушарии, а самая восточная часть - в западном?

Россия.

8.Назовите самую высокогорную столицу мира? Где она находится?

Ла-Пас-столица Боливии, находится в Андах на высоте 3700 м.

9.В каком месте земного шара была зафиксирована самая высокая температура воздуха (+58 С)?

В северной Африке, в районе города Триполи.

10. На Земле, в районах распространения растворимых пород-известняков, гипсов, доломитов, встречаются озера, в которых уровень воды иногда очень резко меняется. А в некоторых вода совсем исчезает? Как вы можете объяснить эти загадочные явления с научной точки зрения?

Когда эти породы растворяются, вода просачивается через пустоты и уровень воды в озере резко изменяется.

11.Какой город на земном шаре разделен проливом на две части света - Европу и Азию? Многие жители этого города живут в Европе, а на работу ездят в Азию.

Стамбул в Турции.

12.Почему, когда мы говорим об экваторе, вспоминаем одно из южно- американских государств? Назовите это государство.

Эквадор.

13.Самолет летел на юг, но, долетев до одной из точек, не меняя направления движения, продолжал лететь на север. Почему самолет не мог двигаться дальше на юг?

Самолет долетел до Южного полюса Земли.

14.На Дальнем Востоке есть железнодорожная станция Ерофей Павлович, в честь этого отечественного путешественника назвали и крупный город-порт. Кто это ?

Е.П. Хабаров.

15. На Южном острове в Новой Зеландии есть река, в которой можно сварить выловленную в ней же рыбу, не вынимая из воды. Как вы можете объяснить этот фантастический «трюк»?

Эту реку одновременно питают горячие и холодные источники, и вода в ней не успевает смешиваться. В одном месте она такая же ледяная, как в горных речках, а в другом месте её водой можно ошпариться.

16. Какая река, протекающая на северо-западе нашей страны, всем сообщает, что она очень большая?

Река Великая, на самом деле её длина 406 км.

17. В каком озере нашей страны, расположенном в Астраханской области летом в результате сильного испарения образуется такой мощный слой соли, что по нему прокладывают Железнодорожное полотно, и в вагоны грузят соль, прямо на середине озера?

Баскунчак. Его называют «всероссийская солонка»

18. Почему зимой и поздней осенью небо на горизонте над лесом бывает гораздо темнее, чем над полем?

Это явление объясняется тем, что снег, лежащий на полях, отражает почти все падающие на него лучи обратно в атмосферу. Лес же поглощает часть падающих на него лучей, поэтому небо над лесом темнее.

19. Почему при сильных морозах кататься на лыжах становится труднее?

Лыжи скользят потому, что снег под ними подтаивает, и образующая пленка воды служит как бы "смазкой" для лыж. При сильных морозах эта "смазка" практически не образуется, а кататься на лыжах по сухому снегу гораздо труднее.

20.Иногда для утепления построек их заваливают снегом.
Имеет ли это какой-нибудь смысл?

Снег очень порист: между снежинками и даже внутри самых снежинок находится много воздуха, который является очень плохим проводником тепла. Поэтому снег сохраняет тепло лучше, чем слой дерева такой же толщины.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

При большом объеме и разнообразии получаемой учеником информации из телевидения, Интернета и т.п. конкурентоспособным может быть только урок по настоящему интересный и отличающийся от уроков на других предметах. Этому должно способствовать использование на уроках нестандартных, занимательных заданий, организация и проведение интересных внеклассных мероприятий.

Использование кроссвордов и других занимательных заданий в школе активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету, учит лаконично задавать вопросы, способствует развитию грамотной речи. Отвечая на вопросы кроссворда или составляя их, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают географические названия. Помимо традиционных кроссвордов есть множество других заданий, способных вызвать интерес у учащихся. Одни из них построены на принципах кроссворда, т.е. требуется найти ответ на вопрос и заполнить сетку (чайнворд, сканворд) или найти слово (магические квадраты). В других, кроме поиска ответа на занимательный вопрос, требуется составить фразу, или другое слово (анаграммы).

При использовании кроссвордов в качестве заданий можно выделить два направления: задания на решение кроссвордов и задания на составление кроссвордов.

Решение кроссворда, в основном, может быть использовано при проверке или закреплении знаний учащихся на различных этапах урока, и удачно заменяет рутинный опрос.

1. На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов:

– к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда, оформленного на доске. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;

– можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его;

– кроссворд может заменить устный или числовой диктант по терминологии. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках. Сетка оформляется на доске, а учитель читает вопросы.

В принципе, составить небольшой кроссворд, пример которого показан ниже, можно по любому параграфу.

Тема “Южная Америка: Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

    Перешеек, соединяющий Южную и Северную Америку.

    Немецкий географ и путешественник, экспедицию которого называют “вторым открытием Америки”.

    Путешественник, первым высказавший мысль что Америка – это новый материк.

    Пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды.

    Море, омывающее север материка.

    Мореплаватель, первым ступивший на землю материка.

    Русский исследователь Бразильского плоскогорья.

Ответы: 1. Панамский. 2. Гумбольдт. 3. Веспуччи. 4. Дрейка. 5. Карибское. 6. Колумб. 7. Лангсдорф.

2. На этапе изучения новой темы .

В этом случае при подготовке к уроку составляется небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В этом случае в ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Также подобное задание может быть использовано при работы с текстом нового параграфа. В конце урока проверяется правильность заполнения, и делаются выводы по изученному параграфу.

3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала, может быть использован небольшой кроссворд, составленный из терминов и географических названий, изученных на уроке. Заранее оформленный на доске кроссворд решается всем классом.

Занимательные задания могут использоваться на различных типах уроков, но с большей отдачей применимы на обобщающих уроках, уроках контроля знаний навыков и умений.

При проведении уроков-КВН и подобных ему, одним из этапов может быть решение или составление по определенному заданию кроссворда. Интерес представляет разработка нетрадиционного, игрового по форме урока, построенного на решении кроссворда. В приложении № 1 предлагается авторская разработка игрового урока “Кроссворд-шоу”.

При составлении учителем кроссворда или другого подобного задания для урока должны учитываться определенные требования. Кроссворд должен быть:

    коротким , с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок;

    простым по схеме , что также сэкономит время на уроке;

    тематическим, т.е. тесно связанным с изучаемым материалом. В принципе, можно составить небольшой кроссворд по любому параграфу и любой теме учебника.

Другим направлением является работа по составлению кроссворда, которая используется как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные.

На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (13-15 слов на 40 минут), их тематика. В процессе составления вопросов можно разрешить пользоваться учебником, атласом. Но такое задание применимо не на всех уроках, а только при изучении тем с большим объемом новых географических объектов, понятий. Например, в 6 классе при завершении разделов “Литосфера”, “Гидросфера”, “Атмосфера”; в 7 – по окончанию изучения любого материка, в 8 – при изучении крупных природных территорий. В качестве ключевого слова (фразы) можно использовать название темы. Например: “Внутренние воды”, “Мировой океан”, “Западная Сибирь”.

Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.

В зависимости о формы работы с кроссвордом различны будут и критерии оценки:

    при решении – учитывается грамотность, полнота и быстрота заполнения ответов;

    при составлении – оригинальность, нетрадиционность вопросов, объем использованного материала, соответствие требованиям школьной программы.

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ .

Самый распространенный подход к формулированию вопроса к кроссворду или другому заданию это текстовый, когда вопросы, как правило, несут “географическую нагрузку”.

Особое же место должно уделяться не просто географическому наполнению и связи со школьной программой, но и картографическому содержанию. Одной из основных задач географии является формирование образа территории. Основой или каркасом такого создаваемого образа, несомненно, является карта. Занимательные задания картографического содержания и должны способствовать этому процессу. Только в курсе географии предоставляется интересная возможность использовать в качестве заданий к словам не только классические текстовые вопросы, но и фрагменты карт. При поиске ответа на такие вопросы ученик должен будет в обязательном порядке обращаться к географической карте.

Такие задания могут иметь различный характер. От чисто текстовых до графических. Использование в качестве вопросов фрагментов или целых карт создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развивают умение ориентироваться по карте.

Все кроссворды и занимательные задания географического содержания по форме подачи вопроса могут быть разбиты на несколько групп.

1. Задания с текстовыми вопросами.

Наиболее широкое распространение получили кроссворды и различные задания с вопросами в словесной формулировке. Когда в сетку кроссворда вписываются названия географических объектов, а вопрос задается в классической форме: “Река, правый приток Волги” или “Столица государства в Юго-Восточной Азии”. Такие кроссворды публикуются в газете “География“, журнале “География в школе”, в школьных тетрадях. Безусловно, они представляют интерес для ученика, но часто составлены без учета школьной программы и ориентированы вообще на любого человека, интересующегося географией, что является их недостатком.

Более эффективно на уроке могут быть использованы кроссворды с ключевыми словами, составленные непосредственно по изучаемым темам и даже параграфам учебника.

Сами вопросы могут быть:

    Полными, например, столица государства Восточной Европы, металлургический центр на севере Сибири и др.

    Краткими, т.е. задание может звучать так: “Впишите в сетку кроссворда столицы республик России, указанных в вопросах”, а в самих вопросах стоит только название республики. Здесь достаточно широкий спектр: города – реки, народы – города, моря – порты, вершины – горы и т.д.

В отдельную группу можно выделить задания, в которых вместо слов используются цифры. В таких кроссвордах могут быть использованы цифровые показатели, которые можно определить по карте. В первую очередь это координаты. Во всех классах умение работать с координатами является обязательным требованием. Поэтому, например, в 7-м классе, в ходе проверки по любому из материков можно дать вопросы с координатами, в которых зашифрованы различные объекты данной территории. Таким образом, преследуется двойная цель: проверка номенклатуры и закрепление умения определять координаты. В некоторых случаях в вопросе к координатам могут быть предложены комментарии с определением типа объекта. Кроме координат в качестве вопроса могут применятся и другие цифровые показатели. Так, при изучении рельефа можно предложить кроссворд, включающий названия горных вершин, а в качестве вопросов указываются их высота, аналогично для морей – глубина, для рек – длина.

2. Задания с графическими вопросами.

В этих заданиях используются вопросы с фрагментами карт или целыми картами. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Такие задания создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развитию умения ориентироваться по карте. Среди таких заданий можно выделить несколько уровней сложности задания.

А. Репродуктивный – “найти – написать”. Когда учащемуся предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте, в задание (сетку кроссворда). В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду “Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями “рис. 1”.

Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия.

Б. Репродуктивно-поисковый – “найти – найти – написать”. Здесь ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу “рис. 2”. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.

В. Поисковый – “найти – вспомнить – написать”. В этом случае фрагмент карты используется как часть вопроса. Ученику необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту “рис. 3”. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и другие географические знания, общая эрудиция. Задания последних уровней применимы, чаще всего, в старших классах, во внеклассной работе, при проведении мероприятий в декаде географии.

В целом, применение заданий картографического содержания:

    способствует проверке грамотности и правильности написания терминов и номенклатуры;

    позволяет проводить одновременный контроль знаний номенклатуры и географических терминов и понятий;

    развивает умение ориентироваться по карте, работать с координатами;

    повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.

ИГРА “КРОССВОРД-ШОУ”.

Эта несложная игра может применяться и на уроке, и на внеклассных мероприятиях. Она не требует длительной подготовки. Вся предварительная работа заключается в составлении нескольких кроссвордов по выбранной теме. Действия учащихся заключаются в решении кроссвордов и отгадывании зашифрованного центрального слова. Оба варианта проведения: урок-игра и внеклассное мероприятие, были апробированы на уроках географии, экологии, истории в различных классах.

Игровой урок (Проводится в конце изучения темы)

Подготовка.

1. Составить три кроссворда (оптимальное количество для урока) по 5-6 слов в каждом. Примерное содержание кроссвордов:
– термины,
– термины и номенклатура (оба с текстовыми вопросами),
– картографический (желательно использовать в качестве вопросов фрагменты карт с изученными объектами). Карты можно оформить на прозрачной пленке для кодоскопа или на демонстрационных карточках. Если же такая возможность отсутствует, можно использовать саму карту, в качестве вопроса показывая объект, не называя его.

2. Для экономии времени на уроке нужно заранее приготовить карточки с тремя сетками кроссвордов по количеству учащихся в классе. Вычерчивание сетки кроссворда на уроке займет время, которого и так обычно не хватает. Сами сетки также вычерчиваются на доске перед уроком.

3. Изготовить игровые жетоны для учета правильных ответов.

Ход урока.

Учащимся предлагается решить три кроссворда по пройденной теме. Они работают индивидуально, либо по парам, как сидят за партами.

Учитель задает вопросы к кроссвордам. Порядок решения: “термины”, “термины + номенклатура” и “картографический”. Вопросы в каждом кроссворде могут задаваться не по порядку, с первого слова, а по выбору учителя, чтобы усложнить разгадывание зашифрованного слова.

Задав вопрос, учитель дает время на размышление и заполнение сетки (не более 10-30 сек на один вопрос). Ученик, нашедший ответ первым, поднимает руку, но не называет его. По истечению времени учитель проходит по классу и проверяет заполненную сетку. За правильно вписанное слово дается жетон. Ученик, первым поднявший руку, при правильном ответе получает два жетона. Он же, после проверки класса, называет ответ вслух, а учитель заполняет сетку на доске.

После каждого слова ученикам предлагается назвать центральное слово, правильно ответивший получает столько жетонов, сколько осталось неоткрытых слов. Дополнительные жетоны даются за объяснение термина, или показ объекта на карте.

Учет ответов и оценка.

Учет правильных ответов ведется по количеству раздаточных жетонов. В конце урока учащиеся сдают карточки с решенными кроссвордами на которых записывают количество полученных жетонов.

В целом урок проходит в высоком темпе и вызывает большой интерес у учеников.

Внеклассное мероприятие.

В отличие от игрового урока, такое мероприятие не ограничено жесткими временными рамками, что позволяет разнообразить его проведение. Можно использовать более длинные кроссворды и увеличить их количество, не замыкаться рамками одной темы. Провести такую игру можно как соревнование между классами или классными командами.

Все задания выполняются на доске. Команды (3-4 человека) могут решать кроссворды, стоя у доски. Это позволяет видеть болельщикам и ведущему ход выполнения заданий, определить, кто быстрее выполняет задание.