Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Задание 25 по русскому языку. Грамматические средства связи. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (10-11 КЛАСС)

« Тексты с заданиями (задания 20-25 ЕГЭ 2015)»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2014

Цели и задачи:

1.формировать умение работать с предлагаемым текстом;

2.формировать умение находить верные ответы на вопросы ЕГЭ 2015, связанные с работой над предложенным текстом:

Задание 20 – «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста»;

Задание 21 – «Функционально-смысловые типы речи»;

Задание 22 – «Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению»;

Задание 23 – «Средства связи предложений в тексте»;

Задание 24 – «Речь. Языковые средства выразительности»;

Задание 25 – «Сочинение. Информационная обработка текста»;

3.учить находить в тексте проблемы и формулировать авторскую позицию;

4.знакомить с фрагментами текстов современных русских писателей (с установкой на их прочтение в дальнейшем заинтересовавшимися учениками)

ТЕКСТ 1

(1)Но вскоре со мной произошла история, которая завершила переворот в моем сознании. (2)Я уже вышла замуж, у меня был маленький сын, было лето, он жил вместе с моей свекровью возле Дома творчества в Болшеве, иногда я приезжала, чтобы отпустить ее по делам. (3)Вечером с верхнего этажа зашла очень красивая пожилая дама, которая приходила к свекрови пить чай и беседовать о внуках. (4)Кажется, звали ее Лидия Алексеевна. (5)У нее был шёлковый голубой халат. (6)Очень стройная и красивая. (7)Как потом выяснилось, в юности она была балериной. (8)Мы мирно пили чай, дети были уложены, шел июнь, и закат был поздним, а светлый вечер навевал мирное состояние духа. (9)Моя соседка говорила о довоенном Ленинграде, о театрах, о знаменитостях. (10)Я, честно говоря, ее слушала невнимательно. (11)Но упоминание Лениниграда всегда выносило меня мыслями на войну и блокаду. (12)Я не замедлила спросить ее:

-(13)А во время войны вы тоже были в Ленинграде?

-(14)В блокаду я не была в Ленинграде, - почти по слогам произнесла она и замолчала. (15)Молчание было столь продолжительным, что я заерзала на стуле, не зная, как выбраться из столь неловкой ситуации. (16)Я видела, что моя собеседница так далеко от меня, что неизвестно, вернется она на эту кухню или нет.

- (17)В блокаду, да и раньше, с 1939 года, я была в лагере жен врагов народа – а «Алжире», так его тогда называли, - сказала она, будто бы внутренне прислушивалась к себе.

- (18)А сколько лет вы там были?

- (19)Восемь лет.

- (20)Почему?

- (21)Я пришла в Большой дом узнать о судьбе моего арестованного мужа, он был физик. (22)Меня тут же взяли.

(23)С этого момента время перестало течь, оно встало. (24)Когда я очнулась, было светло, как оказалось, занимался рассвет.

(25)Это было среди казахских нераспаханных земель, где теперь стоит город Целиноград. (26)Жены дипломатов и писателей, маршалов и командиров, пианистки и певицы, актрисы и балерины, домашние хозяйки были брошены на распахивание твердых степных земель. (27)Красивые, умные, образованные. (28)Мирра Фройд (племянница Фрейда), Кира Пильняк (жена писателя), первая жена Гайдара, сестра Тухачевского. (29)Вечером, после двадцати часов работы, после раскалывания льда, чтобы напиться, счищая изморозь со своих подруг, измученных тяжкой работой, они всё-таки садились кругом и устраивали литературно-музыкальные вечера. (30)На губах или расчёсках исполнялись все известные симфонии, оперы. (31)Шопен, Вивальди, Бетховен в исполнении лучшей пианистки страны! (32)Наизусть читали главы из книг, пересказывали романы, кто-то знал даже «Анну Каренину», и из вечера в вечер они слушали страницу за страницей. (33)Сама Лидия Алексеевна читала наизусть «Алые паруса» Грина.

-(34)Этот страшный лагерь был моим университетом, там я обрела друзей, с которыми не расставалась всю жизнь. (35)Там было множество горя. (36)Что говорить про отобранных детей, расстрелянных мужей, исчезнувших родственников! (37)Но мы старались оставаться людьми.

(Н.Громова «Ключ.Последняя Москва»)

Наталья Громова – писатель, драматург, автор книг о литературном быте 20-30-х, военных и послевоенных лет. Все ее книги основаны на обширных архивных материалах и рассказах реальных людей – свидетелей времени.

1.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Главная героиня встретила Лидию Алексеевну в квартире свекрови.

2)Лидия Алексеевна была в блокадном Ленинграде.

3)Лидия Алексеевна попала в лагерь жен врагов народа и провела там семь лет.

4)Искусство спасало лагерниц от горьких раздумий.

5)Лагерь для жен врагов народа называли «Целиноград».

1)Предложения 4-7 содержат описательный фрагмент.

2)В предложениях 8-9 представлено рассуждение.

3)Предложения 10-12 содержат повествование.

4)Предложения 30-32 содержат рассуждение.

5)В предложениях 15-16 содержится рассуждение.

3.Из предложений 14-16 выпишите антонимы.

4.Среди предложений 3-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и противительного союза.

5. «Особую эмоциональность отрывку придают такие синтаксические средства, как ___ в предложениях 18-22, а также ____ в предложениях 26, 27. Автор также прибегает к такому художественному средству, как ____ (предложения 26-27) для передачи особой напряженности повествования. Такие тропы, как ____ («время перестало течь, оно встало» в предложении 23) передают особое отношение героини к происходящему».

Список терминов

2)эпитеты

3)метафоры

4)гипербола

5)фразеологизм

6)парцелляция

8)синтаксический параллелизм

Ответы:

Проблема:

ТЕКСТ 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

(1)Плакат, конечно; он и не забывал его никогда. (2)Среди всей антисемитской бумажной дряни, появляющейся, как яркий лишай, на стенах домов, на столбах, этот плакат бросался в глаза и красками, и текстом. (3)Простая местная семья: женщина в косынке держит руки на плечах сынишки с такими же остзейскими чертами лица, а мужчина в кепке обнимает жену, защищая от источника зла за их спинами: хитрого, циничного еврея. (4)Вот он, наложивший печать скорби и безысходности на честные трудовые лица! (5)Текст был прост, как ломоть хлеба: «ЖИД ВАМ ЧУЖОЙ. ГОНИТЕ ЕГО ПРОЧЬ!». (6)Такое могло вдохновить, и плакатов было назойливо много, но ведь не плакат же выпустил на волю бред и придал ему дьявольскую силу, и не от плаката загорелась синагога в пятницу вечером?

- (7)Так мало ли что – пожар. (8)Свечу, може, уронил кто, а оно и занялось, - ошеломленно бормотал Максимыч, - кто знает.

- (9)Свечу!.. (10)Они стенки керосином облили, обложили паклей и подожгли, а когда люди начали детей из окон выбрасывать, так в них гранатами швыряли!

- (11)Немцы?

- (12)Нет, свои. (13)С плакатов, - непонятно добавил зять, - немцам и трудиться не пришлось…

(14)Появился мерзкий плакат в клинике, где Федор Федорович работал. (15)Чья-то заботливая рука не только налепила его на входную дверь, но и не обошла прохладный темноватый вестибюль, а через старинные витражи лилось июльское солнце: гоните его, доколе?! (16)Одни старались пройти как можно скорее: работа, мол, ждет, другие непринужденно задерживались группками и заводили близкий к теме разговор – немного громче, пожалуй, чем следовало, но, возможно, были виноваты старинные своды, сообщавшие ненужный резонанс. (17)Третьи прошмыгивали мимо, но с доброжелательным интересом на лицах: как, пожалуйста? (19)Гнать прочь? (19)И на лицах появлялось сочувствие, которое могло читаться по-разному….

(20)Интересно, а не будь эта яркая гадина расклеена по всему городу, мог бы этот бред осуществиться, думал он, сидя на берегу реки рядом с примолкшим тестем. (21)И ведь никто не сорвал, ничья рука не поднялась, но это уже была совсем инертная мысль, без возмущения: и ты ведь не сорвал. (22)Он внимательно, но без обычного интереса смотрел на неподвижный поплавок. (23)Хорошо ловится, хотя почти октябрь.

(Е.Катишонок «Жили-были старик со старухой»)

Елена Катишонок – русский писатель, поэт, автор четырёх романов («Жили-были старик со старухой», «Против часовой стрелки», «Когда уходит человек», «Свет в окне») и трех сборников стихов, финалист литературной премии «Русский букер», лауреат премии «Ясная Поляна»

. 1.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)В субботу вечером загорелась синагога.

2)Пожар произошел от того, что кто-то уронил свечку.

3)Плакаты спровоцировали гибель людей.

4)Федор Федорович не разделял мнение, отображенное на плакате, но не смог сорвать его.

5)В гибели людей в синагоге виноваты фашисты.

2.Какие из перечисленных утверждений верны? Укажите номера ответов.

1)В предложениях 2-3 содержится описательный фрагмент.

2)В предложении 6 представлено рассуждение.

3)Предложение 10 содержит описание.

4)Предложения 14-15 содержат рассуждение.

5)В предложениях 22-23 содержится повествовательный фрагмент.

3.Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.

4.Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения.

5. «Особую эмоциональность отрывку придают такие синтаксические средства, как ___ в предложениях 7-12, а также ____ в предложениях 6, 19. Автор использует такие художественные средства, как ____ (предложения 2, 5) и ___ («источник зла» в предложении 3, «выпустил на волю бред» в предложении 6)».

Список терминов

1)вопросно-ответная форма изложения

2)эпитеты

3)метафоры

4)сравнения

5)фразеологизм

6)парцелляция

7)ряд однородных членов предложения

8)риторический вопрос

6.Какие проблемы затрагивает автор в данном отрывке?

Напишите сочинение по прочитанному тексту, формулируя и комментируя одну из проблем, поставленных автором текста.

Ответы:

Проблема:

Список использованной литературы:

1.Демонстрациооный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по русскому языку // fipi .ru

2.Громова Н.А. «Ключ. Последняя Москва». – М.: «АСТ», 2013. – С. 134-136.

3.Катишонок Е.А. «Жили-были старик со старухой». – М.: «Время», 2012. – С. 140-141.

За верно выполненное двадцать пятое задание ЕГЭ, считающееся одним из самых сложных и ошибкоопасных, можно получить четыре первичных балла, а это довольно много. Для этого нужно вставить термины из приведенного в задании списка в рецензию на текст. Давайте повторим основные языковые средства выразительности.

Теория к заданию №25 ЕГЭ по русскому языку

Речевые обороты и языковые средства выразительности мы привели ниже в таблице - давайте внимательно ознакомимся с ними!

Речевой оборот Определение Пример
Анафора Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в начале стоящих рядом предложений Быть может, вся Природа - мозаика цветов?
Быть может, вся Природа - различность голосов?
Быть может, вся Природа - лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа - желанье красоты? (К. Бальмонт)
Аллитерация Звукопись. Повтор одних и тех же согласных в стихотворной речи Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)
Антитеза Фигура речи. Резкое противопоставление характеристик Наша сила - правда,
ваша - лаврьи звоны.
Ваша - дым кадильный,
Наша - фабрик дым.
Ваша мощь - червонец,
Наша - стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим. (В. Маяковский)
Ассонанс Звукопись. Повтор одних и тех же гласных в стихотворной речи Уж ты пустошь, моя пустошь -
Душа выстуженная:
Душа грустная,
Натруженная
Занедужившая.
Вопросно-ответная форма изложения Фигура речи. Чередование вопросов и ответов Что делать? Не знаю. Куда идти? Не известно
Гипербола Троп. Сильное преувеличение свойств предмета В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)
Градация Фигура речи. Определенный порядок слов, отображающий увеличение или уменьшение их значимости Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)
Диалектизм Слово, характерное только для речи людей какой-либо определенной местности векша (белка), бурак (свёкла)
Инверсия Фигура речи. Обратный порядок слов Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. (А. Коптяева)
Ирония Троп. Скрытая насмешка - Ты всё пела? Это - дело (И. Крылов)
Лексический повтор Фигура речи. Повторение одного и того же слова в двух предложениях Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу.
Литота Троп. Сильное преуменьшение свойств предмета Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. Грибоедов)
Метафора Троп. Перенос свойств одного предмета на другой. Легко заменяется сочетанием со словами «как, будто, вроде». Образ, основанный на переносном значении слов Зеркало озера (=озеро будто зеркало)
Расширять горизонты
Метонимия Троп. Замена одного понятия на другое, имеющее схожее значение Выпил всю бутылку (имеется в виду все, что было в бутылке)
Назывные предложения Фигура речи. Односоставные предложения, в которых из основы есть только подлежащее Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (А. Блок)
Оксюморон Фигура речи. Сочетание слов, противоположных по смыслу Сладкая горечь воспоминаний
Олицетворение Троп. Приписывание человеческих качеств, чувств различным абстрактным понятиям, предметам, природным явлениям Спит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов)
Парцелляция Фигура речи. Выделение какой-либо части из предложения и оформления ее отдельно Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. (Д. Лихачев)
Перифраза Троп. Замена названия предмета его описанием с использованием характерных признаков Братья наши меньшие (=животные)
Синекдоха Троп. Употребление названия части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
Синтаксический параллелизм Фигура речи. Одинаковый порядок слов и оформление предложений Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев)
Эллипсис Фигура речи. Пропуск сказуемого в предложении для придания речи большей динамичности Мы села – в пепел, грады – в прах. (В. Жуковский)
Эпитет Троп. Определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности Синее море
Эпифора Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в конце стоящих рядом предложений Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Алгоритм выполнения задания

  1. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №25 ЕГЭ по русскому языку

Двадцать пятое задание демонстрационного варианта 2018

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

- Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

- (8)А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

- И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы - и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

- Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

- Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

- Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

- Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

- Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

- Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

- А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

- Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? - спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

- Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

- Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

- Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности – (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)_______(«ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________(«точно рыцарь своей даме» в предложении 63, « точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. метафора
  3. сравнение
  4. противопоставление
  5. ряд однородных членов предложения
  6. гипербола
  7. фразеологизм
  8. эпитет
  9. односоставные неопределённо-личные предложения
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Под буквой А нам необходимо найти синтаксическое средство выразительности. Читаем предложения 1, 2, 26, 28, 38 – все они односоставные неопределенно-личные. В предложении 9 мы видим метафору – скрытое сравнение (Лиза вспыхнула, звуки бились ). «Ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69 – не что иное, как эпитеты. «Точно рыцарь своей даме» в предложении 63, « точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72) – сравнения.

Записываем правильный ответ: а-9, б-2, в-8, г-3.

Первый вариант задания

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея. (3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,- помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV… (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное - деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею?

(27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями. (28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать.

(32) - Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? - спросил я у них, когда разговорились.

(33)- Вертолёт на один месяц.

(34)- Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве… (36)Один вертолёт… (37)На один месяц… (38)Разве не окупились бы эти деньги?

(39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены.

(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)

В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает как публицист: его речь воздействует на нас, убеждает в важности, актуальности обсуждаемых проблем. Эмоциональный, проникнутый болью за судьбу культурного наследия страны тон не оставляет читателя равнодушным. Достигается это с помощью разнообразных средств художественной выразительности: (А)______(«музей похож на ледяную глыбу» в предложении 1, «подобно позолоте» в предложении 12), (Б) _______(«горстка» в предложении 12, «блёстки» в предложении 16), (В)_______(«небольшими», «домовыми» в предложении 6), (Г)_______(предложение 26).

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. контекстные синонимы
  3. эпифора
  4. сравнения
  5. метафоры
  6. разговорная лексика
  7. антитеза
  8. риторическое обращение
  9. риторический вопрос
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Под буквой «а» мы видим, как одни предметы сравниваются с другими; очевидно, что пропущен термин - «сравнение». Посмотрим на предложения 12 и 16 и употребление в них указанных слов: красота собрана в горстки; иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки . Видно, что автор употребляет эти слова в переносном значении – это метафора. Смотрим на шестое предложение - Есть полки с небольшими, "домовыми" иконами . Оба этих слова характеризуют один предмет, давая схожие характеристики. Это – контекстные синонимы. Предложение 26 выглядит так: Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею? Это – риторический вопрос.

Итак, ответ: а-4, б-5, в-2, г-9.

Второй вариант задания

(1)Часто мы называем красивым то, что соответствует идеалам и нормам нашего времени. (2)Нормы и моды у каждой эпохи свои, но вместе с тем есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (3)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. (4)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». (5)Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (6)И что примечательно: те, кто не входит в это большинство, обычно не единодушны в своих мнениях. (7)В этом доказательство объективности понятия прекрасного.

(8)Можно ли ограничиться внешним восприятием красоты? (9)Можно ли оценить красоту, измеряя линейкой соотношения размеров? (10)За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. (11)Ничего не выражающее красивое лицо мы называем «кукольным». (12)И в конкретном, и в абстрактном искусстве значительность произведения определяется тем, насколько оно выходит за пределы внешнего воздействия, насколько глубоко взаимодействуют и соотносятся части целого. (…) (13)Это взаимодействие частей иногда радует взор, как в «Поцелуе» Родена, картинах Рафаэля или Ватто, но может быть напряжённым и трагическим, как в «Рабах» Микеланджело, у Эль Греко или Гойи. (14)По словарю Ларусса, красивое - это то, что «радует глаз или разум». (15)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку?

(16)Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. (17) Вот что писал великий французский математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод»: «Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы её знать, жизнь не стоила бы того, чтобы её переживать. (18)Я здесь говорю, конечно, не о той красоте, которая бросается в глаза… (19)Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая открывается в гармонии частей, которая постигается только разумом. (20)Это она создаёт почву, создаёт каркас для игры видимых красок, ласкающих наши чувства, и без этой поддержки красота мимолётных впечатлений была бы несовершенна, как всё неотчётливое и преходящее. (21)Напротив, красота интеллектуальная даёт удовлетворение сама по себе».

(Академик А. Мигдал «Алгебра и гармония»)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Публицистическая работа академика А. Мигдала «Алгебра и гармония» - один из образцов публицистики, прославляющей красоту науки. Речь учёного убедительна и доказательна. Вместе с тем, это не сухое изложение фактов. Средства выразительности делают её живой и интересной. А. Мигдал приводит пример (А) _________(в предложении 4), он выстраивает (Б)________(«красоту духовную», «благородство», «напряжение мысли» в предложении 10), подбирает (В)__________(«радовать», «огорчаться» в предложениях 5 и 6, «конкретный», «абстрактный» в предложении 12), чтобы более контрастно и ярко передать волнующие его мысли. И, конечно, текст насыщен (Г)_________(например, «радует взор» в предложении 13, «ласкающих чувства», «почва» в предложении 20).

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. ряд однородных членов
  3. пословица
  4. синонимы
  5. антонимы
  6. риторический вопрос
  7. восклицательное предложение
  8. метафора
  9. парцелляция
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Читаем четвертое предложение - Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». В нем автор цитирует широко известное изречение – пословицу. Смотрим на предложение 10 - За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли . Ко всем указанным в рецензии словам можно поставить один вопрос – ищем что? Красоту, благородство, напряжение… Это – однородные члены. «Радовать» - «огорчаться», «конкретный» - «абстрактный» - антонимы. «Радует взор» и «ласкающих чувства» - устойчивые образы, основанные на не буквальном понимании значений слов – метафоры.

Ответ: а-3, б-2, в-5, г-8.

Третий вариант задания

(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет. (9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё. (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие». (16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу». (17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя. (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф». (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.

(По М.С. Крюкову*)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

«Приём (А)______________ – (предложения 25–27) – и синтаксическое средство выразительности (Б)______________ – (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство (B)______________ – («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём (Г)_____________ – (предложения 13, 15) – задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:

  1. метафора
  2. индивидуально-авторские слова
  3. эпитеты
  4. общественно-политическая лексика
  5. вводное слово
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. цитирование
  8. диалектизм
  9. ряды однородных членов
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Смотрим на предложения 25-27 - (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». Автор сначала задает вопрос, а потом приводит ответы – это вопросно-ответная форма изложения. Двадцатое предложение выглядит так - И, конечно, сделать это не всегда просто. В нем мы видим вводное слово «конечно». Слова «моральные ценности» и «общественное признание» - яркие примеры общественно-политической лексики. Предложение 13 - Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод» ; 15 - И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие» . В обоих этих предложениях автор приводит сказанные кем-то слова – цитирование налицо.

Итак, ответ: а-6, б-5, в-4, г-7.

ЕГЭ по русскому языку Задание 25

Как писать сочинение по данному тексту

Иванченкова О. Б., учитель русского языка

и литературы ГБОУ ИТШ имени П. Р. Поповича

г. Москвы


План сочинения

  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е

ШАГ 1.

  • Внимательно читаем текст.
  • Определяем стиль текста:

публицистический;

художественный


ШАГ 2. Формулируем проблему

  • Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.
  • Типы проблем:

философские;

социальные;

политические;

нравственные;

экологические;

эстетические


Типовые конструкции

  • Проблема (какая?) сложная, важная, серьезная, актуальная, острая, нерешенная и т.д.
  • Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, смысла жизни, отцов и детей, влияния человека на природу, формирования личности и т.д.

Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…
  • Автор затрагивает проблему…
  • В центре внимания автора проблема…
  • Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
  • Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора

  • Назвать в начале своей работы имя, отчество
  • В дальнейшем использовать синонимы: писатель – журналист – публицист – автор текста

ШАГ 3. Комментируем проблему

  • Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
  • Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
  • На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

Типовые конструкции

  • Автор (что делает?) подробно рассматривает на примере…, отмечает, описывает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, опирается на мнение, рассматривает, сопоставляет, доказывает, одобряет поступки героев, искренне восхищается, огорчается и т.д.

Не забудьте!

  • Подтвердить свои мысли цитатами

(не больше 2-3) из текста.

  • Правильно оформить цитаты

  • Авторская позиция – это вывод, к которому приходит автор текста, отвечая на вопрос (проблема).
  • Обычно позиция содержится в заключительной части текста.
  • Формулировку выделяйте в отдельный абзац.
  • Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами

Типовые конструкции

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Позиция автора такова…
  • Автор призывает нас (к чему)…
  • Отношения автора к поставленной проблеме неоднозначно…
  • Позицию автора можно сформулировать следующим образом…

ШАГ 5. Формулируем собственную позицию

1) В сочинении необходимо выразить свое мнение по сформулированной проблеме:

2) Затем привести 2 аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Аргументы – это основания, доводы (примеры), подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль


Виды аргументов

Аргументы

  • Реальные факты
  • Статистика
  • Законы природы
  • Официальные документы
  • Примеры из жизни
  • Примеры из художественной или научной литературы
  • Мнения выдающихся людей
  • Цитаты из авторитетных источников
  • Мнение очевидцев
  • Общественное мнение

ШАГ 6. Формулируем заключение

Заключение (вывод) – важный композиционный элемент работы.

НЕ ЗАБУДЬ!

Заключение должно:

  • логично завершать размышления;
  • быть органично связано с основным текстом и проблемой, сформулированной в начале работы

Типовые конструкции

  • Таким образом, …
  • Следовательно, …
  • Итак, …
  • В заключение хочу подчеркнуть…
  • В заключение важно отметить…
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Информационные источники

Сенина Н. А. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2011

Среднее общее образование

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11)

Русский язык

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задания 15–25

Преподаватель русского языка и литературы Татьяна Захарова продолжает разбирать ЕГЭ-2018. Вашему вниманию: знакомство с новым заданием №20, рекомендации по работе с текстом и полезные советы о том, как избежать ошибок в вопросах на тему синтаксиса.

Задание 15

Пунктуация в простых и сложноподчиненных предложениях

Вспоминаем, что такое предложение с однородными членами. Ученикам можно подсказать: однородность связана с одинаковостью, поэтому однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. В этом задании дети часто делают ошибки в предложениях с союзами «как» и «что». Например: «Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю и слушателю». Выпускники здесь не могут определить однородные члены предложения и ставят две или одну запятую, хотя очевидно, что запятых здесь быть не должно.

Задание 16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Если речь идет о причастиях, применяем прием «помеха справа». Как и по правилам дорожного движения, ученик должен бездействовать (то есть не ставить запятую), если помеха (определяющее слово) видна справа. Многие старшеклассники учатся вождению, и легко запоминают эту ассоциацию. Для работы с деепричастиями нужно, опять-таки, разбираться в однородных членах предложения.

Задание 17

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Вводные слова выделяются запятой. По смыслу делим их на 4 группы:

  • Степень уверенности говорящего.
  • Чувства и эмоции говорящего.
  • Источник сообщения.
  • Оформление рассуждения говорящего.

Если слово нельзя отнести ни к одной из этих групп - значит, оно не вводное. Учитываем, что есть также ложные вводные слова: «как будто», «между тем», «именно» и другие. Их нужно просто выучить к ЕГЭ, полный список можно найти в любом орфографическом справочнике.

Определите, являются ли разбираемые слова членами предложения. Часто говорят, что вводные слова можно исключить из предложения, однако детям это не всегда понятно, так как убрать в принципе можно любое слово. Чтобы точно определить вводное слово, надо попробовать задать к нему вопрос от другого члена предложения. Если такой вопрос задать можно, значит, слово не является вводным и его не надо выделять запятыми.

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.

Задание 18

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Задание на определение границ сложного предложения также вызывает затруднения. Чтобы правильно определить границы сложного предложения, достаточно прочитать его с правильной интонацией. Цифры в задании часто путают учеников. Нужно абстрагироваться, записав предложение на черновик и расставив знаки препинания в обычном режиме.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Здесь поможет специальный прием. Определяем границы части, присоединяемой вторым, подчинительным, союзом и убираем её из предложения. Если структура предложения сохраняется, то ставим запятую между союзами. Если структура «ломается» - не ставим. Бывает, что к части, которую нужно изъять, присоединяется еще одна и несколько придаточных. Тогда при проверке исключаем все придаточные по принципу «друзья друзей».

Задание 20

Лексические нормы

Это новое задание в ЕГЭ 2018 года. В этом задании необходимо исправить речевую ошибку в предложении, исключив лишнее слово. Ошибка связана с тавтологией, например: «К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей». Очевидно, что лишнее слово здесь - «яблочную», так как шарлотка - это и есть пирог с яблоками. Довольно легкое, но его нужно часто тренировать. Дети иногда не видят лишнее слово, не понимают, почему нельзя сказать «самый первый» или «холодный снег».

Рабочая тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником И.В. Гусаровой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». Позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ, в том числе при работе с другими учебниками.Нумерация, формулировка и содержание заданий полностью соответствуют проверяемым элементам содержания курса русского языка и контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

Задание 21

Смысл текста

Задание рассчитано на проверку внимательности и понимание смысла прочитанного. Многие ученики ко времени выполнения 21 задания уже утомлены, боятся не успеть, и потому в первый раз читают текст невнимательно, тем самым теряя время. Нужно дать установку, чтобы школьник сразу читал вдумчиво и выписывал микротемы, что станет основой составления комментария в сочинении-рассуждении. Потом будет достаточно добавить в пересказ еще одного героя - автора - с помощью слов «автор обращает наше внимание», «автор рассказывает», «автор высказывает предположение» и т. п.

Читайте также:

Задание 24

Средства связи предложений в тексте

Ошибки при выполнении этого задания часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Учащиеся обычно легче выполняют задания с личными местоимениями, однако и тут бывают проблемы. Сам факт наличия в предложении личного местоимения еще не говорит о том, что оно является средством связи. К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска, например, 18-23. Предложение 18 связано с 17, а номер 17 в указанный интервал не входит.

Способ самопроверки: найти в предыдущем предложении слово, которое заменило местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа. В ответе никогда не будет фигурировать местоимение «я», так как местоимение должно заменять какое-то существительное, названное в предыдущем положении, а «я» ничего заменить не может.

При выполнении задания важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. формы отличаются только окончаниями, однокоренные слова - словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.

Задание 25

Языковые средства выразительности

В задании дается рецензия на текст с пропусками выразительных средств и перечень из девяти этих средств, из которых надо выбрать четыре. Начинать выполнение надо с анализа средств выразительности, которые даны в вариантах ответа. Для начала определим, к чему относятся представленные выразительные средства: к лексике, синтаксису или звукописи. Начальными буками «Л», «С», «З» можно непосредственно в КИМах отметить найденные средства.

Далее ищем подсказку в тексте рецензии, например: «...с помощью такого синтаксического средства выразительности». Если в качестве варианта ответа выбирается троп, необходимо помнить, что в основе его должно лежать переносное значение: метафора реализуется чаще всего в словосочетании, эпитет - это прилагательное, олицетворение - глагол. Хотя и эпитет, и олицетворение являются видами метафоры, в ЕГЭ эти термины разведены. Существует также такое понятие как «развернутая метафора», когда значение иносказания объясняется в пределах целого предложения.

Если поиски средства выразительности зашли в тупик, то, возможно, мы имеем дело с инверсией (необычным порядком слов) или парцелляцией (мыслью, разрубленной на несколько предложений). Приведем показательный пример инверсии: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом». Если мы поменяем порядок слов на прямой, получится банальное «В голубом тумане моря белеет одинокий парус», вся поэтичность пропала.

Парцилляция тоже выделяет определенные затруднения, ученики с трудом запоминают этот термин. Обратите их внимание на сходство этого понятия со словом «порция». Прием заключается в том, что мысль, которую можно вместить в одно предложение, автор делит на несколько фрагментов, границы при этом намеренно нарушаются. Например: «У него был необычный нос. Большой. С горбинкой».

Задания 15–25 требуют базовых умений. Их поможет развить, например, УМК автора Ирины Гусаровой, в котором предусмотрен даже список ложных вводных слов. Хорошая подготовка включает диагностику знаний учеников. Как ни странно, для начала нужно определить, понимают ли одиннадцатиклассники, о чем идет речь в заданиях.


Пособие предназначается для выпускников образовательных организаций и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 1000 заданий всех типов и уровней сложности снабжены ответами для самопроверки. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

Дельные советы:

Выполняя задание 25, не нужно:

  • оригинальничать, самовыражаться любой ценой;
  • стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта;
  • вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями;
  • оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности;
  • пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения;
  • демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность;
  • писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем.

Всё это можно делать в декабрьском сочинении, введённом в 2014—2015 учебном году.

Задание 25 не предусматривает экспромтности, порыва эмоций и полёта фантазии. Поверь, их никто не оценит, точнее, и оценивать не станет. Рассматриваться будет лишь соответствие написанного тобой текста установленному набору требований. К1-К12 - «Критерии оценивания сочинения» . Отсюда следствие: хочешь высокий балл за сочинение, пиши так, как это требуется.

1. Начни с внимательного прочтения текста и обдумывания компонентов будущей работы. Необходимые формулировки фиксируй в черновике. Сделать этот шаг — значит определиться, что писать, продумать содержание работы:

  • внимательно, вдумчиво, если это необходимо, несколько раз прочитай предложенный текст;
  • определи главную (основную, основополагающую) идею, кратко сформулируй её, запиши свою формулировку;
  • продумай комментарий к проблеме;
  • определи позицию автора, сформулируй его отношение к проблеме;
  • продумай свою позицию, сформулируй своё мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (полное согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение);
  • подбери и сформулируй не менее двух ссылок на примеры из художественной литературы, публицистики, общественно-культурной жизни общества, истории и т.п., которые имеют прямое, непосредственное отношение к рассматриваемой автором проблеме и иллюстрируют, объясняют, помогают понять твоё отношение к ней.

2. Определив основные компоненты содержания, предусмотренные К1—К12, продумай, как будет построена твоя работа. Этот шаг нужен для того, чтобы понять, как писать, как целесообразнее изложить содержание.

В твою задачу не входит поразить экспертов оригинальностью композиции. Ведь сейчас ты пишешь вовсе не детективный роман, в котором чем всё запутаннее, тем лучше. Работа должна быть чёткой, ясной, последовательной, логичной. Желательно, чтобы членение на абзацы соответствовало частям работы, а части легко соотносились с "критериями оценивания" К1—К4.
Поскольку критерии предусматривают использование как минимум двух аргументов при изложении своей точки зрения на проблему, то каждый из них целесообразно выделить в отдельный абзац.
Не забудь про вступление и заключение. По одному абзацу отведи и для одного, и для другого.

Помни: эксперты читают большое количество работ каждый день. Позаботься о том, чтобы твоя работа хорошо читалась. Пиши разборчиво, чётко. Графическое оформление работы должно помогать восприятию её содержания. Работая на экзаменатора, ты работаешь на себя.

3. Заруби на носу: самые неудачные работы те, в которых не чувствуется смысловой целостности, недостаёт логики и нет соразмерности и логической связанности частей. Многие пишут как бог на душу положит: то долго топчутся на одном месте, то вдруг уводят читателя в сторону от основной темы, то скачут с пятого на десятое. Изложение должно быть последовательным и связным. За это тебе могут добавить два балла. И, напротив, в соответствии с К5, баллы не начисляются, если в работе не просматривается коммуникативный замысел, допущена хотя бы одна логическая ошибка или имеется хотя бы одно нарушение абзацного членения текста. Запомни: экзаменатор не должен додумывать за тебя то, что осталось не выражено, недоформулировано, недообъяснено.

4. Особое внимание обрати на объём своей работы. Сочинения, содержащие менее 150 слов, не могут быть оценены высшим баллом. Но не стоит писать и очень длинный текст. У тебя не так много времени, чтобы написать объёмную работу надлежащего качества. Оптимальным является объём в 230—250 слов. Если твоя школьная отметка за сочинения — пятёрка, если ты пишешь с лёгкостью и абсолютно уверен(-а) в себе, можешь позволить себе и бо´ льший объём. Учти, считаются все слова, включая "маленькие": предлоги, союзы, частицы.

Дома при подготовке к сочинению обязательно подсчитывай количество слов. Необходимо выработать чувство времени и объёма. Постоянно контролировать, каким временем ты располагаешь для завершения работы и какой объём текста тебе ещё предстоит написать.

5. Научись работать с черновиком. Черновик не для того, чтобы, проверив ошибки, ты всё в точности перенёс в чистовой вариант работы. Это было бы непозволительной роскошью. Черновик нужен как исходный вариант для последующего улучшения текста. Научись безжалостно редактировать черновик. Читая готовую работу, обращай пристальное внимание на то, насколько точно выражены мысли, чётко ли они сформулированы. Избегай повторов: в пределах одного абзаца они сразу бросаются в глаза читателю.

Проверь, грамотно ли написан черновик. В случае, если написание слов или пунктуация вызывают сомнение, лучше поискать альтернативные варианты оформления мысли.

6. Тщательно проверяй ошибки в готовой работе. Для этого используй старинный приём: читай текст несколько раз в разной последовательности. В первый раз — от начала до конца, следя за пунктуацией. Объясни постановку каждого знака. Встретив запятую, проверь, не нужна ли вторая запятая, например, при обособлениях, вводных словах и др. необходимых случаях. Цель следующего прочтения — проверка орфографии. Каждый знает, что главное при этом не позволять взгляду бегло скользить вдоль строки, а вниманию — переключаться на анализ содержания. Чтобы этого не случилось, читай текст по-другому: с конца, предложение за предложением, медленно, побуквенно, фиксируя взглядом каждую орфограмму.

Как понимает каждый, существенную часть работы по подготовке к сочинению можно провести заранее. Центр тяжести нужно перенести с момента экзамена на предэкзаменационную пору. В чём полезно потренироваться?

1. Писать вступления и заключения. Обязательно напиши их штук по 10—15, а если ощущение лёгкости задачи не появится, то ещё больше: по 20—25. Существует масса приёмов, позволяющих эффектно начать и закончить работу. Главное, чтобы вступление и заключение были связаны с основной частью работы, а не уводили в сторону от её доминирующей идеи. Второе, на что нужно обратить внимание, это объём. И вступление, и заключение должны быть достаточно краткими, лаконичными. Только тогда они будут работать на тебя, а не против тебя.

Знаю, кто-то скажет: «За вступление и заключение баллы не ставят». Да, отдельно эти части работы не оцениваются, но... 2 балла можно получить за К5, то есть за целостность работы, связность и логичность изложения, за то, как в сочинении прослеживается коммуникативный замысел. Без вступления и заключения работа будет неполной. Это не страшно для тех, кто мечтает о тройке или надеется на четвёрку. Но для претендентов на высокий тестовый балл важна каждая мелочь.

Мое мнение: если без вступления еще как-то можно обойтись, то без заключения — никак. Сочинения без концовки выглядят незаконченными, прерванными на полуслове.

2. Стоит потренироваться в формулировании проблемы исходного текста. Образцы таких формулировок есть в достаточном количестве в пособиях ФИПИ (начиная с 2011 года). Эти формулировки не нужно заучивать. Их не стоит повторять. Они не идеал. См. об этом чуть ниже. Но нечто подобное нужно научиться создавать самим. В учебных целях очень полезно составить список, содержащий перечень формулировок различных проблем. Это отличная тренировка. Занявшись этой работой, вы скоро увидите, что список не бесконечен, поскольку проблемы начнут повторяться. Иногда с незначительными вариациями. Текстов гораздо больше, чем проблем. Прочитав, к примеру, сто разных текстов, вы обнаружите, что 20—25 из них посвящены военной теме и объединены не только ею, но и схожими проблемами. Посмотри, кстати, как формулируют подобные проблемы специалисты ФИПИ:

Проблема трагизма и величия судьбы защитника Отечества,
-проблема мужества и стойкости человека на войне,
-проблема исторической памяти народа и др. подобные.

ФИПИ: ЕГЭ —2011 "Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов
(под. ред. И.П.Цыбулько, М. "Национальное образование, 2010);
"Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011.
(Русский язык. И.П.Цыбулько и др. М., "АСТ, 2010")

Обрати внимание:

Вторая и третья формулировки достаточно корректны, т.к. содержат проблемный компонент содержания:

  • мужество и стойкость могут быть, а могут не быть,
  • историческая память тоже.
    А первая формулировка никуда не годится: в ней не заложено проблемного содержания: Да, судьба защитника Отечества в ВОВ полна трагизма и величия. И что? В чём проблема? Проблемы нет. Потому что это не проблема, а тема. Тема есть у любого текста, а проблема только у проблемного. Пойми это. Тему и проблему не путай. Формулируй проблемы.

Потратив незначительное время на составление подобного списка, вы окажетесь во всеоружии: определить тему исходного текста для вас уже не составит никакого труда. Кстати, подобный список, включающий примеры из пособий ФИПИ, может служить отличным доказательством правоты выпускника в случае, если эксперты не будут удовлетворены формулировкой проблемы. Для этого нужно только пометить страницы и выходные данные пособий, из которых вы отбирали образцы формулировок, и принести его с собой на апелляцию. См. статьи в рубрике, посвящённой подаче апелляций. Самооборона. Если нужна апелляция .

3. Более всего в домашних заготовках нуждается та часть вашего будущего сочинения, в которой вы будете обращаться к произведениям литературы и публицистики, истории и современной жизни общества, своему жизненному опыту за примерами, подтверждающими вашу точку зрения на проблему. К4 называет это "аргументацией экзаменуемым собственного мнения по проблеме". В статье Сочинение. Что это такое и какие проблемы таят исходные тексты и "критерии оценивания" я объяснила, что не стоит обманываться: лучше чётко осознавать, что никаким аргументом примеры, приводимые ребятами в сочинениях, не являются и являться не могут, что лучше понять: вы просто-напросто должны дать ссылку, демонстрирующую, что вы способны соотносить проблему текста с более широким общественно-историческим и культурным контектстом. Однако и эта, уже более корректно поставленная задача, может оказаться непростой для выпускников. Понятно, что материал для подобных ссылок нужно подготовить заранее. Как это сделать?

Очень просто. У вас есть список проблем. К каждому его пункту вы можете добавить информационную справку, содержащую необходимый вам материал.

Пример:

Проблема: Охрана памятников архитектуры.

Справочная информация:

1) Петр Барановский (не путать с Гавриилом Барановским, построившим Елесеевский магазин в Петербурге в XIX в.). Архитектор, реставратор, подвижник, посвятивший жизнь охране памятников древнерусской архитектуры. Благодаря ему были спасены храм Василия Блаженного, храмы в Коломенском, в Андронниковом монастыре, Крутицкое подворье, многие памятники архитектуры Русского Севера. Основатель музея в Коломенском, его бессменный руководитель, основатель музея имени Андрея Рублёва в Андронниковом монастыре. Провёл колоссальную по трудоёмкости и важности работу по обмерам памятников архитектуры. Уже после его смерти по его обмерам и чертежам в Москве на Красной площади была восстановлена церковь Казанской Божией Матери. В годы сталинских репрессий был осуждён, провёл три года в лагерях. Вся жизнь этого человека была подвигом.

2) Владимир Солоухин. "Письма из Русского музея" — небольшая книжка, пронизанная болью за судьбы русского искусства.

3) Дмитрий Лихачёв. Выступления в прессе, интервью, книги, например, "Письма о добром и прекрасном".

4) В наше время в центре Москвы были сломаны многие памятники архитектуры и простые здания XIX в., создававшие историко-архитектурную среду города. Кажется, не осталось ни одной улицы, ни одного уголка в центре города, не понёсшего утраты. Деятельность московского правительства противоречила федеральному закону об охране памятников архитектуры. Ни выступления специалистов, ни протесты общественности не принесли положительных результатов.

Поверь, имея под рукой справочные материалы подобного рода, составляя их самостоятельно, ты окажешь себе неоценимую услугу. Слишком специальная и детализированная информация не нужна. Но факты должны быть точными, а примеры — годными для того, чтобы подтвердить выражаемую в сочинении точку зрения. Почему такие материалы стоит поискать и подготовить самим? Потому что:

— при поиске ты наткнёшься на массу полезной и интересной информации, которую сможешь использовать в сочинениях с другой проблематикой,
— ты избежишь несуразностей, ошибок, недоразумений, возможных при использовании чужих материалов, которые могут оказаться некачественными,
— ты будешь активно владеть материалом, и тебе не понадобится время на специальное его заучивание.

Последний и самый бесспорный совет : к заданию 25 готовиться нужно, причём всем. Это можно делать по-разному, но в любом случае — отдавая себе отчёт в том, что и с какой целью ты делаешь.

Желаю тебе удачи! Да-да, хорошего тебе исходного текста!

И не забудь: для тебя создан наш курс интенсивной подготовки к ЕГЭ:

  • К1-К12 - «Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом»
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Что это такое и какие проблемы таят исходные тексты и «Критерии оценивания»?