Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Взаимодействия школьного логопеда с учителем рисования. Образовательный портал. Игры со звуками

По коррекции нарушений письменной речи младших школьников

Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных классов (, Ефименкова,).

Современная школа должна быть готова к работе с каждым ребенком,

какой бы особенностью восприятия мира он ни был наделен природой.

По мнению, «наиболее полно эта задача может быть реализована в общеобразовательной школе адаптивного типа, учебно-воспитательный процесс который отвечал бы социокультурным особенностям региона, социальным запросам населения и требованиями государства к образовательным стандартам, гибко реагирующим на психофизиологические особенности, способности и склонности детей» (22,114).

Как видим, современная общеобразовательная школа ставит перед учителем начальных классов серьезные проблемы, к решению которых он не всегда готов или готов формально, имея определенные теоретические знания, но слабую практическую готовность к их решению.

Можно констатировать тот факт, что учителя начальных классов общеобразовательной школы недостаточно хорошо готовы к решению проблемы развития устной и письменной речи младших школьников (2,11).

По словам, «наиболее эффективным в решении данной проблемы будет тандем в работе школьного логопеда и учителя начальных классов. Школьный логопед и учитель начальных классов дополняют друг друга и решают специфические задачи в развитии речевой деятельности учащихся» (22,123).


Учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы ; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного сделать два: окино – окно и т. п.

Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.

По мнению, «взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов становится более тесной. Учителю-логопеду необходимо информировать учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости в течение учебного года» (25,34).

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках литературного чтения и литературного слушания в 1 классе часто используются скороговорки, потешки. Учитель-логопед обязательно подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.

Учитель начальных классов с помощью учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом.

По мнению, «одно из важных условий коррекционной работы – выработка единых требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика» (5,29).

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, научить педагога отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы обучающегося. К сожалению, этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителя.


Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

в книге «Организация логопедической работы в школе» пишет, что «целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках» (5,29).

На индивидуальных консультациях и беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению дисграфии:

В работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

Во время письма запретить проговаривание тем детям, у которых нарушения звукопроизношения, на логопедических занятиях ученик проговаривает, а логопед дублирует проговаривание, произносит правильно.

Использовать на уроках игры и задания на развитие фонематического слуха в любой этап урока.

1. Развитие языкового анализа и синтеза.

Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Формируются умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Могут использоваться сигнальные карточки на каждом уроке, выполняя домашние задания.

2. Развитие слогового анализа и синтеза.

При формировании слогового анализа и синтеза работу начинают со вспомогательных приемов (отстучать, отхлопать слово по слогам и назвать количество слогов). Опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, обучающиеся усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения на определение количество слогов в слове (поднять соответствующую цифру), записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количество слогов, восстановить слова, определить пропущенный слог, найти в предложении слова с определенным количеством слогов, из беспорядочных слогов составить слова, выделить первый звук, выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

3. Устранение аграмматической дисграфии.

В работе выделяются следующие направления:

Уточнить структуру предложения;

Следует отметить, что чем компетентнее будет организована совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, тем эффективнее пойдет развитие и устранение нарушений письменной речи.

Таким образом, в современных публикациях отводится важная роль сотрудничеству учителя-логопеда и учителя начальных классов в обеспечении эффективной работы по устранению нарушений письменной речи младших школьников. Важным условием эффективной коррекционно-педагогической работы выступает психолого-педагогическая грамотность учителя начальных классов в вопросах нарушений письменной речи и ее выявления и коррекция. По данным, в качестве основных направлений сотрудничества определяют: диагностическое и коррекционно-развивающее. Традиционными формами взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов являются консультации, беседы, выступления на педагогических советах, методических объединениях, на которых четко разграничиваются для учителя начальных классов специфические и орфографические ошибки, а также со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом. Но в то же время эти формы взаимодействия недостаточно разнообразны и поэтому необходим поиск новых форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Список использованной литературы

1. Борисова, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. – 36 с.

2. Бунина взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. – № 8. – С. 10 – 12.

3. Вавилкина приоритеты. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2006. – № 5 – С. 25.

5. , Горбачевская логопедической работы в школе. – М., 2007. – 162 с.

6. Ефименкова устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

7. , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

8. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников// Дефектология. – 1984. – №1. – С. 52 – 55.

9. Корнев чтения и письма у детей – СПб.: Речь, 2003 – 330 с.

10. Корнев чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

11. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. . – СПб.: СПбАППО, 2004 – 210 с.

12. Кукушкина в школе: практический опыт. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 368 с.

13. Лалаева, работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.

14. Левина письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1983. – 244 с.

15. Логинова, письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. . – СПб., 2004. – 395 с.

16. Наша новая школа. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 000, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 № 000 // Вестник Образования. – 2010. – №2. – С. 44 – 73.

17. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. , . М.: 1989 – 223 с.

18. Садовникова письменной речи у младших школьников. / /– М., 2003. – 296 с.

19. Садовникова чтения и письма и их преодоление у младших школьников. – М., 1995– 256 с.

20. Сардина ресурс. Режим доступа: http:// *****/articles/564381/

21. Когнетивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика/ Под. ред. . М., 1984. – 159 с.

22. Сунагатуллина учителя начальных классов к работе с детьми с нарушениями речи // Логопед. – 2009. – №6. – С. 114 – 125.

23. Токарева чтения и письма (дислексии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. .- М., 1999. – 159 с.

24. , Бессонова -методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито-Центр, 1996. – 47 с.

25. Яшлева в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2010. – № 5 – С.34 .

Взаимосвязь в работе

учителя - логопеда и учителя начальных классов.

Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качест­венного образования.

Для повышения эффективности работы школьного логопеда устанав­ливается тесная двусторонняя связь с учите­лями начальных классов. И учитель, и лого­пед стремятся к общей цели - дать качест­венное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы ус­пешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ре­бенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им рече­вые умения и навыки, т.е. происходит ин­теграция коррекционной логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Логопедическая работа в начальных классах условно делится на этапы: диагности­ческий, коррекционный и оценочный. Каж­дый из этапов имеет свои цели, задачи и технологии достижения. Продолжитель­ность этапов определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, вы­являемых непосредственно в процессе об­следования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Диагностический (1-15 сен­тября).

Задачами этого этапа являются опреде­ление структуры и степени выраженности речевых дефектов у школьников 1- 4 классов, планиро­вание соответствующей коррекционной ра­боты.

В первые две недели сентября проводится полное обследование состояния речи школьников, имеющих речевые де­фекты, и знакомство учителей с результатами обследования. Часть обследования, напри­мер, проверка техники чтения и его качест­ва, проводится вместе с учителем. В этот же период логопед знакомится с учебной прог­раммой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителями, их методами и приемами.

Далее планирова­ние коррекционной работы, учитывая уро­вень программных требований по русскому языку, чтению и другим предметам, после­довательность и время изучения тех или иных тем. Необходимо чтобы содержание коррекционной логопедической работы имело преемственные связи с программой обучения (в первую очередь по русскому языку и чтению) в данном классе.

На этом же этапе планируются такие мероприятия, как:

Совместное проведение родительских собраний;

Участие логопеда в работе методичес­кого объединения учителей начальных классов; консультации логопеда для учителей;

участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

Задачи этапа заключаются в устранении речевых дефектов и развитии устной и письменной речи до уровня, на котором ре­бенок мог бы успешно обучаться в школе.

Длительность данного этапа определя­ется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при дефектах звукопроизношения коррекционный этап может длиться от двух до шести месяцев, а при фонетико-фонематическом нарушении ре­чи - до двух лет.

На данном этапе взаимосвязь логопеда и учителя становится еще более тесной и содержательной. Логопед периодически информирует учителей о специфике и содер­жании коррекционной работы с детьми и одновременно получает информацию об их успеваемости.

На логопедических занятиях у школь­ников вырабатываются новые речевые на­выки и умения, которые получают дальней­шее развитие в ходе учебного процесса. Так, например, у учителей есть прекрасная воз­можность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текста или заучивании стихотворений учи­тель напоминает ребенку, какие звуки он должен произносить правильно.

Учитель с помощью логопеда осущест­вляет контроль за правильной речью детей, участвует в формировании у них самоконт­роля. Кроме того, он помогает ребенку фор­мулировать ответы на уроках и организует речевое общение школьника со сверстника­ми.

Программа обучения в начальных клас­сах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, за­труднено, поэтому логопед не дает задания сверх программного материала, не перегру­жает учащихся различной дополни­тельной информацией. Автоматизация зву­ков у школьников проводится на учебном материале по русскому языку, литературному чтению.

В целях пропаганды логопедических занятий логопед проводит индивидуальные тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальных школы осуществляется также путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются методические, организационные вопросы, изучается передовой опыт.

По совместно составленному плану логопед принимает участие в работе:
а) методического объединения учителей начальных классов

б) педсоветов, на которых он выступает по запланированным вопросам
в) психолого-медико-педагогического консилиума, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Оценочный.

В завершение работы подводятся итоги. Проводится анализ коррекционной и учебно-воспитательной работы, определяются перспективы дальнейшей деятельности.

Сообщение на тему:

«Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов»

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Чтобы работа школьного логопеда была более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Логопедическую работу в начальных классах условно можно разделить на 4 этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции. Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя. 1 этап – ориентировочный Март – май Задачи этапа: -определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника; -выявление детей с речевыми нарушениями; -консультативная помощь родителям в подготовке к школе детей с речевыми нарушениями. С марта по май в школе организуются специальные занятия для будущих первоклассников, которые проводит учитель один раз в неделю. Логопед имеет возможность обследовать состояние речи всех зачисленных детей на эти занятия, и выявить детей с речевыми нарушениями. 2 этап – диагностический 1 – 15 сентября Задачи этапа: -определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников; -планирование соответствующей коррекционной работы. В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников, и знакомит учителя с результатами. Логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами. Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе. Кроме того, на данном этапе возможно запланировать следующие мероприятия: -совместное проведение родительских собраний; -участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов; -консультации логопеда для учителей; -участие в работе ПМПк и др. 3 этап – коррекционный 15 сентября – 15 мая Задачи этапа: - устранение речевых нарушений; -развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе. Длительность данного этапа для каждого ребенка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения (дислалии) коррекция может продолжаться в среднем от 2-х до 6-ти месяцев, а при ОНР – до 2-х лет. В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится все более тесной. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года). На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР. На уроках русского языка учитель включает упражнения по развитию фонематического восприятия. Учитель, как и логопед, тоже учит различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учит соотносить звуки и буквы; производить звукобуквенный анализ. Чтобы детям было интересно - все эти упражнения можно проводить в виде дидактических игр. Некоторые из таких игр логопед может предложить учителю применять на своих уроках Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука р на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания: -прочитать словарные слова с буквой «р»; -прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, воробей ); -составить предложения с этими словами ит.д. Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы: -учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках); -учет возрастных особенностей детей; -предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения; -осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности; -закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках; -придание обучению воспитывающего характера; -всестороннее развитие личности учащегося. Подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий. Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок. В целях пропаганды своих занятий логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальных классов осуществляется также на методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Логопед выступает здесь с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Логопед, как и учителя начальных классов, является членом ПМПк, на заседаниях которой рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения. 4 этап – оценочный Задачи этапа: -подведение итогов; -проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы; -определение перспективы дальнейшей деятельности. Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. В обобщенном виде взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов представлена на схеме В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.

Ткачева Анжела Борисовна
учитель-логопед
ГБОУ СОШ №277
г.Санкт-Петербург

Взаимодействие логопеда и учителя в начальной школе.

Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога.

Самое важное для успешного сотрудничества - установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например, «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка.
Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы.

Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты:

. Не употреблять сложные специфические, малопонятные учителю термины;
. Обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;
. максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;

Совместное проведение логопедом и учителем диагностики проблем ребенка не исключает и специального . Важно, чтобы учитель не занимал пассивную позицию, ожидая, когда логопед во всем разберется и объяснит ему возникшую проблему, а сам попробовал в ней разобраться.
Это даст возможность увидеть проблему ребенка со всех точек зрения: учебного процесса и физиологии (недоразвитие, нарушение речевых функций).
Важно при обсуждении проблемы с учителем воссоздать картину психологической обстановки, окружающей ребенка в школе и дома, т.к. именно это может быть причиной возникновения учебной проблемы, а также сильно влиять на ее проявления и выбор пути ее решения.

Порядок обсуждения учителем и логопедом учебной проблемы ребенка ниже представлен в виде схемы. Эту схему удобно использовать и как основу диагностической карты по данной проблеме.

Схема анализа учебной проблемы ребенка

(для учителя и логопеда)

  • Предмет, по которому ребенок не успевает
  • Чему не получается научить ребенка?
  • Как объясняли принцип Понял ли ребенок суть принципа выполнения задания? или заучил формулировки?
  • Каков алгоритм действий Как действует ребенок при выполнении задания? при выполнении задания?
  • Как ребенок должен Как ребенок Ваши действия, комментировать комментирует чтобы добиться алгоритм в процессе выполнения? свои действия? понимания
  • Как учили ребенка проверять Как ребенок проверяет результат выполнения задания? результат выполнения задания?

Алгоритм работы с детьми, имеющими учебные затруднения.

Фамилия, имя ребенка ______________________
Дата рождения ______класс ______школа _____
Учитель __________________________________
Логопед __________________________________

Проблемы в обучении Действия педагога
1. Описание учебных затруднений ребенка.
1. Описать конкретные проявления учебных затруднений ребенка.
2. Определить максимально точно учебные затруднения.
2. Какие операции успешно выполняются, какие не выполняются? 1. Определить, что ребенок умеет, какими знаниями обладает.
2. Определить, чего он не умеет делать, чего не знает.
3. Постановка целей. Какие знания, умения должен приобрести ученик в результате обучения? Через какое время и какого результата он должен достичь? Каким образом? 1. Какие конкретные задачи надо решить? Для того, чтобы этого добиться, нужно …
2. Время выполнения.
4. Какими способами ученик может преодолеть трудности в обучении? 1. Выбор метода.
5. Достиг ли ребенок того учебного уровня, который был запланирован на определенный срок. 1. Провести анализ учебных умений и навыков (тест, контрольная работа и т.д.).

Памятка для учителя

Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:

. Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
. Особый характер ошибок на письме:
- ошибки не на правило;
- стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
- регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
- искажение графических образов букв;
- пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме;

Если вы наблюдаете у ребенка ошибки такого рода, пожалуйста, убедите его родителей обратиться за помощью к логопеду!

Просим вас:

. Оказать содействие в первичном логопедическом обследовании каждого ребенка;
. Обсудить вместе с логопедом проблему каждого из ваших учеников;
. Объяснить родителям необходимость логопедической помощи для их ребенка;
. Содействовать обеспечению посещаемости ребенком необходимых ему логопедических занятий.

Только взаимодействие педагога и логопеда может помочь детям преодолеть трудности в учебе и сделать учебный труд для них радостным творчеством!

Взаимодействие логопеда и родителей.

Полноценная коррекционная работа невозможна без помощи родителей ученика. Желательно, чтобы родители в ходе выполнения ребенком заданий логопеда стимулировали его волю и активность, побуждали объяснять свои действия, направляли и подсказывали, если у него возникнут затруднения. Кроме того, необходимо элементарно контролировать выполнение ребенком заданий логопеда.

Уже на диагностическом этапе можно спрогнозировать тот объем помощи, который смогут обеспечить родители. В зависимости от того, насколько родители готовы сотрудничать с логопедом, определяется форма работы с ними:

- периодические очные консультации или присутствие ;
- консультации по телефону;
- обратная связь через тетрадь ученика;
- записи в дневнике;
- заполнение специальных анкет.

Кроме того, логопед рекомендует специальную литературу и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.
Отношение родителей к трудностям ребенка значительно влияет на его душевное состояние, адаптационные возможности и взаимоотношения с логопедом и учителями.

Поэтому целесообразно организовывать психолого-педагогические консилиумы, основная цель которых убедить родителей в абсолютной необходимости сотрудничества с педагогами и оказания постоянной помощи ребенку дома.
В ходе проведения бесед с родителями логопед обращает их внимание не только на речевые проблемы ребенка, но и на факторы, оказывающие влияние на состояние речи, в частности на наличие хронических заболеваний, соблюдение режима дня (это особенно важно при значительной нагрузке в школе).

Учитывая огромную значимость сотрудничества с родителями детей, испытывающих затруднения в учебе, нельзя недооценивать важность информации о логопедической работе. Например, можно размещать информацию о логопедической работе на информационных стендах.

Семья является первым уровнем оказания помощи ребенку при возникновении у него проблем, тормозящих развитие. К сожалению, родители часто не различают собственные проблемы и проблемы, возникающие у детей и, как правило, в обоих случаях берут ответственность на себя. Таким образом, ребенок не учится принимать решения, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все решат взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, направляя это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.

Учитель начальных классов - это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся. Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.

Начнем сначала учебного года. После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.

После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.

Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целю которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы бесед могут выглядеть следующим образом:

  • «Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.
  • «Педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения в речевом развитии». Логопед подробным образом останавливается на психологических особенностях детей, имеющих нарушения речи, побуждает учителя более терпимо относиться к подобным учащимся.
  • «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи. Разумеется, в идеале, педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, но речевые дети наиболее остро нуждаются в этом.
  • «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, способствующими благоприятно влиять на развитие речи детей. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.
  • «Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.

Кроме всего прочего, учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.



По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.

В идеале, выпуск из логопедической группы так же должен осуществляться после подробного совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь может прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место на логопункте займет ребенок, который остро нуждается в оперативной логопедической помощи.

Таки образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходима для оптимизации учебного процесса.