Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Военная медицина: особенности и история развития. Подготовка военных врачей в России при Петре I. Военные врачи в новое время

Военврач – это не просто военнослужащий с медицинским образованием, а человек независимо от внешних условий, беспристрастно и с полной отдачей движимый желанием оказывать помощь всем пострадавшим от вооруженных конфликтов и войн. Профессия, которая зародилась еще во времена Древнего Египта, не теряет своей актуальности и в XXI веке, что обусловлено множеством горячих точек на карте земли.

Обязанности

Военный врач – это и медик, который по долгу службы способен оказать медпомощь военным и гражданским лицам, невзирая на ранги и статусы, но и вместе с тем обладать командирскими навыками. Особенность его работы состоит в необходимости действовать не только в мирное время, но и в ситуациях с риском для жизни, во время боевых действий или вооруженных конфликтов, когда требуется грамотно организовать медицинскую службу.

Основная задача военврача – медицинское обеспечение и оснащение вооруженных сил. В мирное время они тоже не остаются без дела, выполняя следующие обязанности:

    профилактика заболеваний среди военнослужащих, предотвращение возникновения эпидемий;

    контроль и наблюдение по выполнению санитарных норм составом;

    обучение военнослужащих базовым навыкам оказания первой медицинской помощи;

    медосмотры, оперативное лечение больных и проведение экстренных операций раненым солдатам и при необходимости их эвакуация;

    снабжение медпрепаратами и перевязочным материалом, инструментами, оборудованием.

Таким образом, функции военных врачей не ограничиваются одним лечением они значительно шире и включают комплекс мер по обеспечению войсковой части всем необходимым, т. е. исключить всевозможные барьеры, которые препятствуют выполнению поставленных боевых задач солдатами и офицерами.

Требования

Далеко не все соискатели желающие трудоустроиться врачом в воинскую часть смогут это сделать. К претендентам на данную вакансию предъявляется ряд требований и условий:

  1. Наличие высшего медицинского образования.
  2. Отсутствие судимости у претендента и его близких родственников.
  3. Эмоциональная стабильность, психическое здоровье.
  4. Военная подготовка, физическое развитие.
  5. Отсутствие каких-либо заболеваний (противопоказаний по здоровью).

Соответствие соискателя все заявленным критериям говорит не только о его квалификации, но и психологическом потенциале, что помогает быстрее и легче адаптироваться в условиях боевых действий и приступить к выполнению поставленных задач.

При этом важно заметить, что данная должность не подразумевает в отношении потенциальных кандидатов никаких ограничений в зависимости от половой принадлежности, кроме как, наличия образования и специальной военной подготовки, поэтому женщина военврач не является исключением.


Воинские звания для военных медиков

Медицинская служба вооруженных сил включает следующие категории работников:

    Военные врачи: хирург, стоматолог, санитарный врач.

    Провизоры, фармацевты, лаборанты.

    Фельдшера, медсестры, санитары.

    Санитарные инструктора.

Каждый медицинский работник как указано в Положении о прохождении службы независимо от того находится ли он в запасе или же состоит в Вооруженных Силах должен иметь персональное воинское звание. Таким образом, для военнослужащих предусмотрен целый ряд воинских званий, который был представлен еще в 1943 году НКО СССР в зависимости от того, где врач выполняет свои обязанности. Причем условия назначения действуют как для военно-медицинского, так и военно-ветеринарного состава.

При наличии медицинской или ветеринарной военно-учетных специальностей к соответствующим воинским званиям добавляют слова «медицинской / ветеринарной службы».

Войсковые звания

Младший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • младший лейтенант;
  • лейтенант;
  • старший лейтенант;
  • капитан.

Старший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • майор;
  • подполковник;
  • полковник.

Высший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • генерал-майор;
  • генерал-лейтенант;
  • генерал-полковник.

Однако с 1935 до 1943 года звания военврачей имели иное название. Среди них значились и ранги военных врачей.

Таким образом, военным врачам по постановлению ЦИК и СНК СССР могли присвоить следующие звания:

  1. Военфельдшер.
  2. Старший военфельдшер.
  3. Военврач 3-го, 2-го, 1-го ранга.
  4. Бригврач.
  5. Дивврач.
  6. Корврач.
  7. Армврач.

При этом звание «Военврач 3-го ранга» присваивалось лицам с высшим медицинским образованием, которые только поступали или призывались в армию.


Особенности

Карьера военврача начинается со звания лейтенанта. Присвоение последующих званий осуществляется в соответствии с основными правилами, которые действуют в отношении и других военных. Если кандидат на должность военного врача имеет лишь образование с дипломом гражданского вуза, после чего он еще прошел и срочную службу, то звание сержант – это максимум который только возможен.

Наличие таких вводных позволяет лишь претендовать на должность санитара (звание рядовой), фельдшера (прапорщик) или медсестры (сержант).

Карьерная лестница в таком случае ожидает, только если получить образование в специальном военном ВУЗе, по окончании которого будет присвоено наименьшее офицерское звание.

Именно студенты очного отделения медицинского военизированного ВУЗа, проходят как медицинские дисциплины, так и курс боевой подготовки. Высшие учебные заведения такого плана осуществляют прием и парней и девушек. Таким образом, осуществляется принцип равенства полов.

Причем интерес к данной профессии среди представительниц слабого пола значительно выше, нежели у юношей. Так, конкурс среди девушек в Военно-медицинской академии имени Кирова составил 35 человек на место, в противовес молодым людям, когда их количество не превысило и 12 человек на место.

Таким образом, если ранее военными врачами были исключительно мужчины, то сегодня среди имен полковников медицинской службы значатся и женские имена.

Получив звание лейтенанта, граждане, окончившие ВУЗ в обязательном порядке в военном комиссариате должны встать на учет, где им на руки будет выдан военный билет. Не выполнив это условие, в отношении их могут применить санкции административной ответственности.


Подготовка специалистов

Главной кузницей кадров военной медицины, начиная с советских времен, является ВМедА им. Кирова. Три факультета (летный, морской, сухопутный) выполняют подготовку специалистов данного направления. Срок обучения составляет 6 лет, после чего выпускник получает диплом и звание лейтенанта. Следующим этапом в образовании становится интернатура.

В отличие от мед. вузов гражданского направления для поступления в ВМедА есть жесткое ограничение по возрасту 16-22 года, причем полных 16 лет на момент поступления должно быть уже на 1 августа. Абитуриент, которому на 31 июля исполнилось 23 года, не сможет поступить в академию.

Будущий военный врач еще на студенческой скамье познает все тяготы воинской службы. Как на других военных кафедрах курсанты в ВМедА проходят строевую подготовку, на первых двух курсах у них казарменное положение и ранний подъем. Кроме этого, студенты носят обязательную форму одежды и выполняют суточные наряды. При этом весь процесс строится на соблюдении воинской дисциплины, физических тренировках (лыжная подготовка, бег, нормативы по стрельбе и плаванию).

Востребованность и перспективность

Спрос на квалифицированных специалистов профессии военный врач остается стабильно высоким. Причем это характерно не только в период военных конфликтов, но и в мирное время. Боеспособной армии наряду с вооружением для эффективности требуется и медицинское сопровождение.

Данная специальность сулит большие возможности и карьерный рост. При этом деятельность врача вовсе не ограничивается одной лишь врачебной практикой и позволяет заниматься сугубо научной деятельностью.

Заключив контракт, как правило, это бывает на 5 лет, военврач может пойти и в гражданскую медицину. Для этого потребуется лишь пройти переквалификацию, причем еще до окончания действия контракта. Единственным условием является выплата неустойки. Сюда включают все затраты, которые понесло государство. Значительная часть их приходится на выдачу вещевого довольствия, а это немалая сумма.

Профессия военного врача нелегкая и требует не только медицинских познаний, но и выдержки. Причем военная дисциплина нередко воспитывается еще с юных лет, когда большинство, начиная с военных лицеев, привыкает к военной жизни, до поступления в ВУЗ.

ВРАЧ ВОЕННЫЙ - врач, состоящий на действительной военной службе. В СССР профессиональные В. в. готовятся в высших воен.-мед. учебных заведениях. На действительную военную службу могут зачисляться также врачи, окончившие мединституты и добровольно избравшие профессию В. в. Гражданские врачи, получившие воен.-мед. подготовку при обучении в мединститутах, а также врачи, имеющие офицерское звание и уволенные с действительной военной службы, но годные по состоянию здоровья к службе в армии в военное время, являются военнообязанными и состоят в запасе Вооруженных Сил СССР.

Врачи военнообязанные зачисляются на действительную военную службу в соответствии с Законом СССР о всеобщей воинской обязанности 1967 г.

Сведения о первых воинах-врачах содержатся в «Илиаде» Гомера. Описывая Троянскую войну (12 в. до н. э.), Гомер называет воинов-врачей Махаона и Подалирия, к-рые оказывали раненым медпомощь в бою. Имеются сведения о наличии врачей в войсках Древней Греции (9 в. до н. э.), Древнего Египта, Персии (6 в. до н. э.), в армии Александра Македонского (4 в. до н. э.), Древнего Рима. В регулярной армии Римской империи (1 в. до н. э.) были постоянные В. в. в составе когорт, легионов, военных гарнизонов.

В средневековых боевых дружинах европейских феодалов постоянных В. в. не было. В. в. имелись только в армиях Священной Римской империи и во Франции, но они состояли при высших военачальниках. Воинов и низших военачальников обслуживали цирюльники, практики-хирурги и знахари.

С появлением наемных войск, а затем и регулярных армий возникла настоятельная необходимость в организации медпомощи воинам и, следовательно, в комплектовании войск проф. В. в. Так, в Испании 14 в. в каждом пехотном полку имелись штатные В. в.- медик и хирург. В течение длительного времени в армиях европейских государств В. в., как и врачи гражданские, подразделялись на медиков (врачей-терапевтов), к-рые получали мед. образование в учебных заведениях, и хирургов, получавших практическую подготовку в порядке ремесленного ученичества, а с 16 -17 вв.- в хирургических школах при леч. учреждениях. Лишь в конце 18 и в начале 19 в. в крупных европейских государствах началась подготовка В. в. по внутренней медицине и хирургии.

В русских княжеских воинских дружинах (9 - 16 вв.) не было штатных В. в. В летописях того времени имеются лишь упоминания о лекарях, сопровождавших дружины. Чаще это были иностранцы, к-рые обслуживали преимущественно воевод, а оказание медпомощи рядовым воинам возлагалось на лекарей-ремесленников, костоправов, знахарей. Имеются сведения о посылке в войска иноземных врачей Борисом Годуновым в 1605 г. Упоминание о лекаре, постоянно состоящем при войске, относится к 1615 г., а перечень лекарей в полку, оплачиваемых казной,- к 1616 г.

В 1654 г. в связи с растущей потребностью в В. в. и высокой стоимостью найма иноземных врачей была организована подготовка отечественных лекарей при Аптекарском приказе (см.). Для этого было набрано 30 учеников, из к-рых 13 наиболее успевавших уже в 1658 г. были выпущены лекарями и направлены в полки. Отечественные и иноземные врачи, состоявшие при войске, не числились в штатном расписании, хотя и оплачивались из казны.

Первые сведения о штатных полковых лекарях в русской армии относятся к 1711 г., а в «Уставе воинском» 1716 г. уже предусматривались в дивизии должности дивизионного доктора и штаб-лекаря, занимавшегося гл. обр. хирургией, в полку - полкового лекаря, в роте - цирюльника. Этим же уставом были определены и обязанности полкового лекаря, к-рые в последующем расширялись и уточнялись. Так, в «Своде военных постановлений» 1869 г., где впервые лекари в армии стали называться врачами, было указано, что «старший врач есть начальник медицинской части в полку с ее врачами, по наложению дисциплинарных взысканий на последних он пользуется правами командира неотдельного батальона. Ои подчиняется непосредственно командиру полка, по предметам же, относящимся до специальной медицинской части,- военно-медицинскому начальству». На старшего врача возлагалось попечение о сбережении здоровья и предупреждении болезней среди личного состава, лечение больных, наблюдение за качеством пищи, мед. освидетельствование военнослужащих, обучение низшего сан. персонала, ведение отчетности и др.

Русские В. в. 18-19 вв. нередко являлись новаторами в различных областях военной гигиены и организации мед. обеспечения войск. Так, П. 3. Кондоиди впервые в России разработал план мед. обеспечения войск, инструкцию для руководящего мед. состава армии; создал первый подвижной походный госпиталь, что позволило резко снизить смертность среди раненых. В 1793 г. штаб-лекарь Е. Т. Белопольский составил «Правила медицинским чинам», в к-рых значительное место было уделено мерам по предупреждению болезней. По приказанию А. В. Суворова правила были введены в действие. Это направление в мед. обеспечении войск получило дальнейшее развитие в трудах М. И. Мудрова «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих» (1809) и И. И. Эпегольма «Карманная книга военной гигиены, или замечания о здоровье русских солдат» (1813). Среди русских В. в. были видные представители мед. науки, в т. ч. Н. И. Пирогов, С. II. Боткин и многие другие, оказавшие большое влияние на развитие отечественной военной медицины. По мере развития военного дела и военной медицины (см. Медицина военная) в профессии В. в. появляется специализация.

В 15-16 вв. в связи с быстрым ростом военно-морского флота, строительством крупных военных кораблей появились военно-морские врачи. Вначале штатными врачами на кораблях были хирурги, на к-рых возлагалось оказание медпомощи раненым и больным, проведение мероприятий по предупреждению болезней, а также обязанности парикмахеров. Эту категорию военно-морских врачей в последующем стали называть корабельными врачами, в отличие от военно-морских госпитальных врачей, к-рые появились на флоте в 18 в. в связи с открытием военно-морских госпиталей и занимались лечением раненых и больных в госпиталях.

Первыми военно-морскими врачами на русских военных кораблях были, как правило, иностранцы, г. к. масштабы подготовки В. в. в России не обеспечивали потребностей армии и флота в этих специалистах. Правовое и служебное положение военно-морских врачей долгое время не было регламентировано. Денежное содержание они получали по соглашению в зависимости от квалификации и условий службы.

В 1762 г. был утвержден «Табель о рангах», по к-рому военно-морские врачи получили право на воинское звание, определенное денежное содержание, ношение формы, а также право на пенсию.

В 20 в. в связи с бурным развитием авиации сформировалась как раздел медицины авиационная медицина (см.). Как следствие этого в профессии В. в. появилась еще одна специальность - врач авиационный, основной обязанностью к-рого является мед. обеспечение полетов.

При современном уровне развития военного дела, мед. науки и военной медицины для комплектования армии и военно-морского флота как в мирное, так и военное время требуются врачи самых различных специальностей.

В Вооруженных Силах СССР представлены В. в. всех специальностей. Советский В. в.- преданный Советской Родине высококвалифицированный специалист в области профилактической, клинической и военной медицины, хорошо подготовленный в вопросах тактики и оперативного искусства, понимающий природу и характер современного боя, врач-организатор, способный успешно решать сложные и ответственные задачи по мед. обеспечению личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота в мирное время и в обстановке войны, осуществлять лечение раненых с поражениями, вызываемыми современными средствами вооруженной борьбы. Эти качества советского В. в. с особой яркостью проявились в годы Великой Отечественной войны. Кадровые В. в. составили основное ядро руководящего состава мед. службы Красной Армии. Воспитанники и сотрудники ВМА среди начальников сан. управлений фронтов и их заместителей составляли 71%, начальников мед. службы армии - 61,2%, главных хирургов -60%. Следует подчеркнуть, что от организаторов медицинского обеспечения войск в первую очередь зависели достигнутые успехи в деле лечения раненых и больных и предупреждения распространения заразных болезней в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

Подготовка военных врачей длительное время прово-дилась в высших мод. учебных заведениях, выпускавших врачей-терапевтов, и в хирургических школах с непродолжительным сроком обучения, где готовили хирургов, обученных лишь искусному выполнению хирургических манипуляций.

С конца 17 - начала 18 в. в ряде государств подготовка В. в. была унифицирована и они стали обучаться внутренней медицине и хирургии. В России подготовка В. в. впервые была организована в школе для обучения лекарской науке, открытой в Москве в 1654 г. Эта школа просуществовала недолго. В 1707 г. по указу Петра 1 при Московском генеральном госпитале (ныне Главный клинический военный госпиталь им. Н. Ы. Бурденко) для подготовки В. в. была открыта Госпитальная школа. В 1733 г. были организованы еще три такие школы: при Генеральном сухопутном госпитале, Адмиралтейском генeральном госпитале (Петербург) и в Кронштадте (см. Госпитальные школы). В 1798 г. был гг открыты медико-хирургические академии в Петербурге и Москве (см. Военно-медицинская академия), студенты к-рых получали государственную стипендию и после окончания обучения были обязаны отслужить в армии 10 лет. Такая система подготовки В. в. была введена и в ряде стран Зап. Европы.

Так, в Пруссии с 1724 по 1809 г. существовала медико-хирургическая коллегия для повышения общехирургической и мед. подготовки ротных хирургов, а в 1811 г. была открыта медико-хирургическая академия. В Австрии до 1785 г. подготовка В. в. проводилась в школах при военных госпиталях, а в 1785 г. в Вене была учреждена медико-хирургическая академия.

Для Советских Вооруженных Сил проф. В. в. готовят в Военно-медицинской академии и на военно-медицинских факультетах (см. Военно-медицинский факультет). В процессе обучения в академии и на факультетах они получают необходимую специализацию и направляются в последующем для прохождения службы в войска соответствующего вида Вооруженных Сил СССР. В ВМА осуществляется также подготовка В. в. на руководящие должности специалистов лечебных и профилактических учреждений, войсковых соединений и органов управления военно-медицинской службы.

В Советских Вооруженных Силах В. в. являются ответственными организаторами медицинского обеспечения войск. Они проходят военную службу в соответствии с положением о прохождении военной службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и ВМФ и пользуются всеми льготами, предоставляемыми советским законодательством генералам и офицерам.

Воинские звания В. в. аналогичны общевойсковым с указанием рода службы (напр., майор медицинской службы). Первичное воинское звание - лейтенант медицинской службы, высшее - генерал-полковник медицинской службы. Форма одежды- общеофицерская (армейская и морская). Отличительным знаком служит медицинская эмблема (см. Эмблема медицинская), прикрепляемая к погонам или к петлицам кителя (шинели).

Библиогр.: Бекштрем А. Г. Военносанитарное дело и общественная помощь в древней Греции, Журн. М-ва народи, просвещ., № 3, с. 91, 1916; Всеармейское совещание актива медицинской службы Вооруженных Сил СССР (11 -13 апреля 1972 г.), Воен.-мед. журн., № 6, с. 3, 1972; Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в старинной России, Казань, 1891; Змеев Л. Ф. Былое врачебной России, кн. 1, Спб., 1890; Л а х т и н М. Ю. Медицина и врачи в Московском государстве, с. 53, М., 1906; Розанов П. Врач военно-морской, Энциклопед, словарь воен. мед., т. 1, ст. 1028, М., 1946; Смирнов Е. И. Советские военные врачи в Отечественную войну, М., 1945; Соловьев 3. П. Вопросы военно-медицинского образования, в кн.: Воен.-сан. сб., под ред. 3 П. Соловьева и др., в. 1-2, с. 88, М., 1924; С т р а ш у н И. Д. Русский врач на войне, М., 1947; С т р а ш у н И. Д. и К р и ч e в с к и й Я. Н. Врач военный, Энциклопед, словарь воен. мед., т. 1, ст. 1005, М., 1946; Ф p e л и х Г. Военная медицина, Спб., 1888; ХмыровМ. Д. Русская военномедицинская старина (1616-1762 гг.), Воен.-мед. журн., ч. 104, кн. 1, с. 25, кн. 2, с. 71, кн. 3, с. 139, кн. 4, с. 217, 1869.

Д. Г. Кучеренко, А. И. Комаров.

В те трудные времена никто никогда не говорил плохого про врачей, медсестер, санинструкторов и санитаров - просто потому, что они были на вес золота и нужны были как воздух, на них молились и их уважали…

Военфельдшер комсомолка О. Масличенко оказывает первую помощь раненным бойцам. Южный фронт.


Санинструктор В. Немцова оказывает первую помощь раненому солдату на улице деревни на Воронежском фронте.


Время съемки: март 1943. Автор: Яков Рюмкин
Переноска раненых в советском полевом госпитале.


Автор: Анатолий Гаранин
Выгрузка советских раненых из санитарного грузовика ЗиС-5 в полевом госпитале. Калининский фронт.


Время съемки: август 1943
Советский военный медик оказывает помощь жителям освобожденного села.

Советский офицер медицинской службы осматривает освобожденных узников концлагеря Освенцим. Истощенный выживший узник - инженер Рудольф Шерм (Rudolf Scherm) из Вены. А вот имя врача неизвестно…


Место съемки: Освенцим, Польша. Время съемки: январь 1945
Советская врачебная комиссия осматривает освобожденных узников концлагеря Освенцим.


Врач из состава советской врачебной комиссии осматривает освобожденного узника концлагеря Освенцим.

Врачи советской медицинской комиссии опрашивают освобожденных узников концлагеря Освенцим.


Бывшая узница концлагеря Освенцим демонстрирует советской врачебной комиссии свой личный номер, выбитый на руке.


Групповой портрет раненых и врачей эвакогоспиталя № 3056 в Чебоксарах. Среди бойцов (предположительно, сидит справа) врач-хирург П.П. Николаева.


Советский военврач разговаривает с мирным жителем в Германии.


Группа раненых советских военнослужащих эвакогоспиталя № 424 города Ижевска с лечащим врачом-хирургом А.И. Воробьевой.


Военврач 3-го ранга Антонина Федосьевна Володкина (год рождения - 1912) выступает с докладом «Методы обезболивания на полевых медпунктах» на конференции военных хирургов Юго-Западного фронта.


Военврач старший лейтенант медицинской службы Александра Георгиевна Васильева.

Военврач 3-го ранга (капитан медицинской службы) Елена Ивановна Гребенева (1909-1974), врач-ординатор операционно-перевязочного взвода 316-го медсанбата 276-й стрелковой дивизии.

Время съемки: 14.02.1942
Врач советского госпиталя Николай Иванович Шаталин. Брянский фронт, ноябрь 1942-го года. Подпись на обороте: «Родная, любимая! Посылаю тебе свою карточку, чтобы ты могла вспомнить меня после 15-ти месяцев разлуки. Твой Коля. 21/1х 42 г Калуга ».

Время съемки: ноябрь 1942
Персонал советского госпиталя. На фото в очках Николай Иванович Шаталин, в армию призван в 1942 году на Брянский фронт в 19-ю отдельную роту медицинского управления 43-й армии. Закончил Войну в Германии в звании майора медицинской службы.


Время съемки: 1943
Военврач Е.А. Каверина (первый ряд в центре). Рядом медсестры и раненный Рязанцев. 421-й эвакогоспиталь, сентябрь 1943 года.


Время съемки: сентябрь 1943
Елена Андреевна Каверина (1909-1946). Окончила в 1939 году Военно-медицинскую академию РККА имени С.М. Кирова в Ленинграде.

Елена Андреевна Каверина (1909-1946). Окончила в 1939 году Военно-медицинскую академию РККА имени С.М. Кирова в Ленинграде. Участница Финской и Великой Отечественной войн. На этом снимке она в звании военфельдшера (соответствует званию лейтенанта). Умерла от туберкулеза (последствия Финской войны) весной 1946 года. Похоронена в Киеве.
Капитан медицинской службы Галина Александровна Исакова (1915 - 2000).

Аспирантка Ижевского государственного медицинского института Г.А. Исакова была призвана на военную службу в июне 1941 г. В годы войны служила военврачом полевого подвижного госпиталя № 571, 90-й армейской патологоанатомической лаборатории 22-й армии, начальником патологоанатомического отделения 1927-го сортировочного эвакогоспиталя.
Хирург Г.Т. Власов в сталинградском полевом госпитале №2208


Госпиталь №2208. На операции начальник хирургического отделения военврач 2 ранга Георгий Тимофеевич Власов (год рождения - 1909), кавалер трех орденов Красной Звезды и ордена Отечественной войны II степени, старшая хирургическая сестра военфельдшер Валентина Гавриловна Панферова (год рождения - 1922, справа), награждена медалями «За боевые заслуги», орденами Отечественной войны II и I степени, старшая перевязочная сестра Захарова Мария Ивановна (год рождения - 1923, слева), награждена медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени.
Место съемки: Сталинград. Время съемки: 1942
Выздоравливающие красноармейцы и медицинский персонал в полевом госпитале. Юго-Западный фронт.


Время съемки: июнь 1942. Автор: Ефим Копыт
Военфельдшер Людмила Гумилина оказывает помощь раненому солдату

Командир санитарного взвода гвардейского отдельного пулеметного батальона 13-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии военфельдшер Людмила Гумилина (1923 г.р.) оказывает помощь раненому советскому солдату.
Людмила Георгиевна Гумилина после окончания курсов медсестер с октября 1941 г. воевала на Крымском, Южном, Сталинградском, Донском, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах, гв. военфельдшер, с 1943 г. - гвардии лейтенант медицинской службы, в должности командира санитарного взвода дошла до Берлина, трижды ранена, награждена медалью «За отвагу» (28.11.1942 г.) и орденом Красной Звезды (06.06.1945 г.).
После войны окончила Киевский медицинский институт, работала врачом-невропатологом в Киевском госпитале для инвалидов войны, была награждена орденом Октябрьской Революции.
Место съемки: Сталинград. Время съемки: 17.11.1942. Автор: Валентин Орлянкин
Санитар Садык Гайфулин оказывает помощь раненому в бою. Западный фронт.

Санинструктор оказывает помощь раненному солдату во время боя в Сталинграде.


Место съемки: Сталинград. Время съемки: сентябрь-ноябрь 1942
Санинструктор Брюкова оказывает помощь красноармейцу-автоматчику, раненому в голову во время боя за Новороссийск.


Советская санитарка оказывает помощь раненому красноармейцу под вражеским огнем.


Санинструктор К.Я. Данилова обрабатывает ногу раненому партизану.

Время съемки: июнь 1943
Медсестра партизанского отряда имени Г.И. Котовского бригады имени С.М. Буденного читает во время ночного дежурства.


Место съемки: Пинск, Белоруссия, СССР. Время съемки: 23.12.1943
Медсестра делает перевязку раненому ребенку в госпитале блокадного Ленинграда.

Медсестра 174-го отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона им. Комсомола Удмуртии Инна Васильевна Механошина.

Раненые дети в палате Ленинградского государственного педиатрического института.


Место съемки: Ленинград. Время съемки: 1942. Автор: Борис Кудояров
Дети, раненые при артиллерийских обстрелах Ленинграда, на лечении в Ленинградском Государственном педиатрическом институте.

Медсестра 8-й гвардейской стрелковой дивизии В.И. Панфилова (р. 1923). Калининский фронт.

Валентина Панфилова - дочь командира 316-й стрелковой дивизии (8-й гвардейской стрелковой дивизии) генерала-майора И.В. Панфилова. Снимок сделан уже после гибели ее отца в ноябре 1941 г. В.И. Панфилова пошла в дивизию отца добровольцем, сразу после окончания школы. Начала службу в медсанбате дивизии. После гибели отца наотрез отказалась уехать домой, и прошла с дивизией всю войну. Трижды была ранена.
Время съемки: 1942. Автор: Иван Нарциссов
Старшая медсестра хирургического отделения госпиталя Брестской крепости Прасковья Леонтьевна Ткачева с женами и детьми командиров РККА в окружении немецких солдат.

Место съемки: Брест, Белоруссия, СССР. Время съемки: 25-26.06.1941. Автор: неизвестен.
Медсестра полевого госпиталя М. Ткачева у койки раненого старшего сержанта А. Новикова на Донском фронте. Фотография сделана зимой 1942-1943 года.


Медсестра Ленинградского Военно-морского госпиталя Анна Юшкевич кормит раненого краснофлотца сторожевого корабля В.А. Ухова.

Санинструктор старший сержант Аркадий Федорович Богдарин (1911 года рождения) перевязывает в окопе раненого в голову сержанта Ф.Л. Лисрата на Северо-Западном фронте.

Время съемки: 1942. Автор: Ефим Копыт
Санитар перевязывает раненого в руку красноармейца во время боя на Юго-Западном фронте.


Время съемки: ноябрь-декабрь 1942. Автор: Семен Фридлянд
Военфельдшер С.Н. Бовуненко перевязывает голову раненому красноармейцу, во время боем на «малой земле» в районе Новороссийска.

Советский санинструктор перевязывает раненого бойца во время бомбардировки. Солдат вооружен пистолетом-пулеметом системы Судаева (ППС). Предположительно, фото сделано не ранее 1944 года.

Санинструктор 125-го полка морской пехоты сержант Нина Степановна Буракова (1920 г.р.) перевязывает раненого бойца в Заполярье.


Время съемки: 1942. Автор: Евгений Халдей
Санинструктор 705-го стрелкового полка старший сержант В.А. Пономарева перевязывает раненого в голову младшего лейтенанта Н.С. Смирнова


Санитар 129-й стрелковой Орловской Краснознаменной дивизии 518-го стрелкового Краснознаменного полка старший сержант Ольга Ивановна Бороздина (год рождения - 1923) перевязывает раненого бойца на поле боя в Польше.

Доставка советских раненых в медсанбат на волокуше с собаками. Германия, 1945 год.


Эвакуация раненых бойцов на самолете У-2 в районе Сталинграда. Для перевозки раненых используются кассеты, устанавливаемые на нижние крылья. Кассеты состояли из площадки для носилок и легкой крыши над ними.

Время съемки: сентябрь 1942
Эвакуация советских бойцов с Керченского полуострова. Раненых загружают в специально модифицированный самолет У-2 (По-2).


Погрузка раненого в вагон санитарного поезда на эвакуационном пункте (ЭП) №125 в Москве.


Место съемки: Москва. Время съемки: май 1942. Автор: А. Хлебников
Подводы с ранеными у советского военно-санитарного поезда №72 на станции Гуев Тупик.


Место съемки: Гуев Тупик, Украина, СССР. Время съемки: 07.06.1944. Автор: А. Хлебников
Медики делают переливание крови раненому советскому бойцу в Берлине.


Женщины-медики делают перевязку раненому в вагоне советского военно-санитарного поезда №111 во время рейса Житомир-Челябинск.



Женщины-медики делают перевязки раненым в вагоне советского военно-санитарного поезда №72 во время рейса Житомир-Челябинск.



Раненые ожидают перевязку в вагоне советского военно-санитарного поезда №72 во время рейса Смородино-Ереван.


Время съемки: декабрь 1943. Автор: А. Хлебников
Установка катетера раненому в вагоне советского санитарного поезда №72 во время рейса Житомир-Челябинск.


Время съемки: июнь 1944. Автор: А. Хлебников
Наложение гипсовых повязок раненому в вагоне военно-советского санитарного поезда №72 во время рейса Житомир - Челябинск.


Время съемки: июнь 1944. Автор: А. Хлебников
Перевязка раненого в вагоне советского военно-санитарного поезда №318 во время рейса Нежин-Киров.


Старшая хирургическая сестра операционно-перевязочного взвода 106-го медико-санитарного батальона 52-й стрелковой дивизии М.Д. Кучерявая

Мария Дементьевна Кучерявая, 1918 года рождения, лейтенант медицинской службы. На фронте с 22.06.1941 г. В сентябре 1941 г. во время боев на Крымском полуострове получила контузию. В сентябре 1944 г. награждена орденом Красной Звезды.
Из наградного листа: «Лейтенант медслужбы Кучерявая М.Д. с 25 по 27 августа 1944 г., в дер. Тамой Когульского района Молдавской ССР, при потоке тяжело раненых, работая двое суток не отходя от операционного стола, давала лично наркоз 62 тяжело раненым, кроме того ассистировала при операциях 18 тяжело раненых в живот и грудную клетку».
Место съемки: Севлиево, Болгария. Время съемки: сентябрь 1944

В третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Накануне профессионального праздника врачей наш корреспондент побывал в Военно-медицинской академии имени Кирова, где узнал, зачем российской армии робот-санитарка, как будущие военные хирурги учатся не бояться крови с помощью плачущих манекенов и каково будущее российской военной медицины.

Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова без преувеличения можно назвать уникальным высшим учебным заведением. Только здесь готовят врачей для Вооруженных сил России. Семь факультетов, 63 кафедры и около 30 клиник при них — потенциал, которому позавидуют многие гражданские медицинские вузы.

В отличие от гражданских институтов в академии большое внимание уделяется занятиям по военной экстремальной медицине. Наряду с изучением общепринятых медицинских дисциплин слушатели постигают работу в полевых условиях, проводят военно-медицинские учения и стажируются в войсках. Факультеты, на которых учатся военные врачи, делятся по видам Вооруженных сил.

Будущие специалисты медицинских подразделений Военно-воздушных сил углубленно изучают проблемы, связанные с воздействием на человеческий организм многократных перегрузок и недостатка кислорода на больших высотах. Также на факультете преподают методику специального контроля за состоянием здоровья летчиков и систему их медицинского обследования.

Факультет подготовки врачей для РВСН и Сухопутных войск готовит специалистов по широкому кругу вопросов. Как правило, его выпускники становятся врачами войсковой части и на них ложится ответственность не только за оказание медицинской помощи, но и за санитарно-эпидемиологическое состояние подразделения, а также за профилактику заболеваний. Без военврача не обходится и боевая подготовка — стрельбы, марши, полевые выходы всегда проходят под его контролем.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Своя специфика и у военно-морского факультета. Здесь особое внимание уделяется влиянию глубоководных погружений и повышенного давления воздуха на здоровье моряков-подводников: врач на субмарине должен уметь оказывать помощь при кессонной болезни и в случае чрезвычайных происшествий, связанных с резкими перепадами давления.

К тому же все выпускники военно-морского факультета получают квалификацию хирурга. Корабельный врач, что на подлодке, что на надводном корабле, в дальних походах часто работает в одиночку и потому обязан уметь проводить операции на борту. Как правило, это ушивание ран, удаление воспаленного аппендикса или вскрытие гнойника.

Отработка ушивания резаных ран. Фото: Анна Горбань

Наука лечить

Обучение слушателей Военно-медицинской академии построено в соответствии с государственным стандартом, однако учебный процесс военных медиков имеет ряд преимуществ по сравнению с их гражданскими коллегами. В первую очередь это возможность учебы «у постели больного». Как было сказано выше, кафедры ВмедА обладают собственными клиниками. Они одновременно работают на медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей и на практическое обучение слушателей.

Эти клиники оборудованы самой современной медтехникой, и будущие военврачи имеют возможность знакомиться с ней уже в процессе учебы. В то же время студенты гражданских вузов иногда сталкиваются со сложной аппаратурой только после выпуска.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Еще одно новшество Военно-медицинской академии — Центр симуляционного обучения. Роботизированные манекены, напичканные датчиками, изображают различные повреждения и травмы. Специальная компьютерная программа, контролируемая преподавателем, выдает на диагностические мониторы изменения в работе «организма». Если слушатель допускает ошибки, то «пациент» начинает истошно кричать от боли, умирать и даже брызгать красной краской из поврежденных «конечностей».

Как рассказал корреспонденту «Защищать Россию» заместитель начальника Академии по учебной и научной работе генерал-майор медицинской службы профессор Богдан Котив, применение интерактивных симуляторов облегчает подготовку слушателя к практической врачебной работе.

Отработка реанимационных мероприятий на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Помимо манекенов в занятиях используются и макеты отдельных участков человеческого тела, которые покрыты специально выделанной свиной кожей, а также имитируют всю структуру мягких тканей под ней. На них слушатели отрабатывают множество навыков — от внутримышечных и внутривенных инъекций до наложения и снятия швов.

«Раньше нужно было определенное время, чтобы адаптироваться, не бояться работать с тканями и понимать границы болевых ощущений человека», — отметил профессор Котив, — «А на симуляторах это делать безопасно и комфортно. Слушатель может повторить это много раз. Это перспективный метод обучения, потому что многократное повторение без риска навредить живому человеку позволяет хорошо закрепить навыки».

Богдан Котив. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Работа с симуляторами также является одной из стадий в психологической подготовке будущего врача. Вообще же процесс его созревания имеет комплексный многоступенчатый характер. Поначалу вид крови, мертвых или живых тканей вызывает у человека эмоциональное потрясение или страх. Побеждают его за счет систематических занятий, на которых слушатель постепенно знакомится со строением человеческого тела, изучает нормальные и патологические процессы в организме.

Затем обучаемые получают первичные навыки реанимации, хирургии, перевязок, обезболивания. В определенный момент весь этот комплекс знаний и навыков формирует у слушателя спокойное восприятие пациента, находящегося в тяжелом состоянии. После третьего курса обучения, подчеркнул Богдан Котив, слушатель уже способен оказывать медицинскую помощь на достаточно серьезном уровне.

Диагноз «Ратника»

Наряду с учебой в Военно-медицинской академии ведется интенсивная научная работа. О некоторых реализованных научных проектах «ЗР» побеседовал с начальником отдела подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы Евгением Ивченко.

Евгений Ивченко. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Так, в ВМедА продолжается разработка мобильного стоматологического кабинета, предназначенного для переброски в удаленные и труднодоступные войсковые части. В медицинские подразделения российской армии уже поступил один такой кабинет на базе автомобиля КАМАЗ с прицепом, однако его пробная эксплуатация выявила ряд недостатков, которые были учтены при постройке других стоматологических комплексов. В ближайшее время на снабжение войск будет передано четыре модернизированных кабинета.

Другая разработка научного коллектива академии — индивидуальные аптечки нового образца. В отличие от общеизвестных аптечек АИ-2 и АИ-4 , содержавших в себе противохимические и противорадиационные препараты, новые комплекты содержат в себе кровоостанавливающие и перевязочные средства. Также в нее включен новый противошоковый препарат ибупренорфин, которым заменили устаревшее обезболивающее промедол, вызывавшее у раненых угнетение дыхательного аппарата.

Что касается перспективных направлений, то сегодня в академии ведется разработка автоматизированной системы дистанционной оценки состояния здоровья военнослужащих. Электронный модуль, интегрированный в комплект боевой экипировки « », с помощью нескольких датчиков будет измерять температуру тела, частоту дыхательных движений и сердечных сокращений бойца, и на основе этих замеров выдавать ответ о состоянии его здоровья.

Боевая экипировка «Ратник». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также планируется оснастить этот модуль системой геопозиционирования и соединить его с цифровым комплексом разведки, управления и связи «Стрелец» (командирский планшет), также входящим в состав «Ратника». Одновременно идет разработка планшета начальника медицинской службы. На его экране военнослужащие будут обозначены точками, цветовая гамма которых будет сигнализировать об их состоянии по шкале «здоров-ранен-убит» . Глядя на них, военный медик будет решать, куда посылать бригаду санитаров.

В дальнейшем устройство мониторинга состояния военнослужащего будет доработано до возможности оценки психофизиологического состояния человека на поле боя. Эта система позволит командиру решить, кто из его подчиненных наиболее пригоден для выполнения конкретной задачи в бою.

Что касается сегодняшних медицинских исследований, то ученые академии совершили несколько интересных открытий в области лечения черепно-мозговых травм контузионной природы. Евгений Ивченко отметил, что полученные данные являются ноу-хау российских военных медиков, поэтому от дальнейших комментариев по этому поводу он отказался.

Фото: Анна Горбань

Срочная работа

Вместе с кадровыми сотрудниками академии изысканиями занимаются и солдаты срочной службы в недавно созданной в ВМедА научной роте. Она включает в себя три взвода: биофармацевтический, медико-профилактический и инженерно-технический. В первом служат выпускники гражданских медвузов, которые сегодня занимаются вопросами раневой баллистики. С помощью баллистического мыла и геля они моделируют повреждения мягких и твердых тканей. В последующем результаты модельных расчетов войдут в разработку государственного стандарта по оценке заброневой контузионной травмы.

«Это очень важное направление, которым кроме Военно-медицинской академии никто не занимается», — подчеркнул Евгений Ивченко, — «В ряде случаев тяжесть повреждения при попадании в бронежилет пули может оказаться больше, чем если бы эта пуля прошла насквозь».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Медико-профилактический взвод вместе с сотрудниками кафедры общей и военной гигиены участвует в исследованиях комплекта боевой экипировки «Ратник». Среди научно-практических вопросов — сколько можно держать в ухе гарнитуру рации, чтобы не образовалось пролежня, как чувствуют себя мягкие ткани в подременном пространстве и т. д.

Инженерно-технический взвод разработал и представил на форуме « » концепт робота-доставщика лекарств до постели больного. По проекту, лечащий врач будет делать назначения больному через компьютер, лекарственный терминал отсортировывать необходимые препараты по контейнерам, а робот — забирать их и развозить по палатам. Также инженеры научной роты планируют разработать робота-уборщика. Конечно, эта техника не заменит труд младшего медперсонала, но существенно облегчит его работу. В боевой же обстановке, когда каждая пара рук необходима для приема раненых, такие робот будут очень востребованы.

Отработка остановки кровотечения на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Будущее военной медицины

Одним из перспективных направлений станет дальнейшая работа по вопросам психофизиологического обеспечения военнослужащих, в частности дистанционная оценка их состояния. Связано это с тем, что сегодня в Вооруженных силах появилось много должностей, на которых военнослужащие работают со сложной компьютеризированной техникой, однако, с точки зрения их медицинского обеспечения, никаких рекомендаций сегодня, по большому счету, не выработано. Также будет развернута работа по вопросам пребывания наших воинских формирований в различных климатических условиях, в том числе экстремальных. Например, специалисты будут изучать возможности безопасного потребления в пищу российскими военнослужащими животных и растений, обитающих в разных регионах мира.

Одним из главных направлений развития военной медицины специалисты Военно-медицинской академии называют телемедицину, когда врач на экране монитора сможет не просто посмотреть на пациента, но и увидеть его электрокардиограмму, результаты ультразвукового исследования или рентгеновский снимок. В далеком же будущем, когда наука изобретет сверхнадежные каналы связи, военные врачи станут дистанционно делать хирургические операции с помощью робота. Но до этого пока далеко.

Солдат научной роты за работой в лаборатории. Фото: Анна Горбань

Медики бывают разные, есть среди них и такие, у кого на плечах - погоны. Военврач - профессия непростая, но чрезвычайно нужная. И уж точно самая гуманная среди всех военных специальностей. Прежде всего военный врач - это человек с высшим медицинским образованием и офицерскими погонами на плечах. В принципе, в армии военных медиков больше – это и рядовые-санитары, и сержанты-санинструкторы, и фельдшеры-прапорщики. Но на врачебных должностях могут находиться только офицеры, только к их званию добавляется словосочетание «медицинской службы», например, «старший лейтенант медицинской службы». В еще не столь отдаленном прошлом военврачами были исключительно мужчины. В наше время соотношение полов в медицинской службе практически выровнялось, некоторые женщины даже до полковников дослужились.

Чем занимается военный врач? Самый очевидный ответ – лечит раненых. На самом деле, это лишь одна из многочисленных задач военврача, да и то в основном в боевых условиях. В мирное время обязанностей у него море и далеко не все из них имеют отношение к медицине. Если говорить коротко, на нем держится всё медицинское обеспечение Вооруженных Сил, а это и лечебно-профилактическая работа, и санитарно-гигиенический надзор, и противоэпидемические мероприятия, и медицинское снабжение, и много других страшных слов. Если говорить более простым языком, военврач должен уберечь солдата и офицера от всего, что может помешать им выполнять свои боевые задачи. Собственно, поэтому медики никогда не были в армии на первых ролях, а всегда входили в состав частей и подразделений обеспечения.

Есть две больших группы военврачей. Первые на военно-медицинском сленге называются «организаторами», вторые – «лечебниками». Чем они отличаются – должно быть ясно из названий. Первые в основном занимаются административной и управленческой деятельностью. Вторые, соответственно, лечат. Первые – различного рода начальники (начальник медпункта, командир медроты, начальник медицинской службы части и т.п.), вторые – ординаторы в госпиталях, врачи-специалисты и т.п.

Первичное звено военврачей еще называют войсковым. Это врачи и начмеды батальонов, бригад и т.д. Они входят в штат воинских частей и обитают в местах их постоянной дислокации. Именно на них ложится основная работа по профилактике, а также максимально раннему выявлению заболеваний у солдат, контролю за качеством пищи, воды, должной температурой воздуха в казармах, регулярностью помывки в бане и смены нательного белья. Именно они первыми сталкиваются со вспышками ОРВИ или кишечных инфекций в частях, борются с инфицированными потертостями и прочими инфекциями кожи, ездят на ночные стрельбы, поднимаются по тревоге и уезжают с частями на учения.

Как стать военным врачем? Первый вариант – пройти путь от курсанта до лейтенанта, поступив в профильный военный вуз. Правда, после реформ г-на Сердюкова в России он остался один единственный: Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова в Санкт-Петербурге (ВМедА).Впрочем, возможен и второй вариант: с момента окончания гражданского медвуза и до 35 лет любой врач может поступить на службу по контракту.

Поступление в ВМедА существенно отличается от поступления в гражданский медицинский вуз. Например, есть жесткое ограничение по возрасту: поступать можно только в возрасте 16-22 лет, причем возраст считается на 1 августа года поступления. Если 16 лет исполняется 2-го августа, придется ждать целый год, а если 23 стукнуло 31 июля, от академии придется отказаться. Еще одно существенное отличие: поступлением нужно озадачиваться заранее. Заявление необходимо подавать в местный военкомат не позднее 20-го апреля года поступления. Здесь же, в местных военкоматах, проходит первый тур отбора. Самый главный рубеж, который предстоит преодолеть – медицинская комиссия. Проводится она в соответствии с «Положением о военно-врачебной экспертизе», точнее, пунктом «г» Таблицы дополнительных требований к состоянию здоровья граждан. Чаще всего препятствием для поступления становится зрение, оно должно быть не менее 0,8/0,5 для близи без коррекции и не менее 0,8/0,5 для дали с коррекцией, а «плюсы» или «минусы» в очках не должны превышать 4 диоптрий. Также закроет путь к погонам военврача аллергия на прививки и антибиотики. Самое интересное, что солдатом служить при всех вышеперечисленных патологиях можно, а вот стать офицером-медиком уже нельзя. Второй этап отбора проводится по документам. Причиной отказа может быть, например, судимость. На третий этап абитуриенты приглашаются с 1 по 30 июля в учебный центр ВМедА в Красном Селе. Здесь они еще раз проходят расширенную медицинскую комиссию, профессионально-психологический отбор в виде многочасового тестирования (в соответствии с приказом министра обороны №50 от 2000 года), а также сдают нормативы по физической подготовке – бег на 100 метров, кросс 3 км и подтягивание (приказ министра обороны №200 от 2009 года). Требования к физподготовке достаточно жесткие, а балльная система позволяет отсевать практически неограниченное количество кандидатов. Относительной гарантией могут считаться 170 баллов и выше. В более понятных цифрах: 15 подтягиваний (70 баллов), 3 км за 12 мин 24 сек (50 баллов), 100 м за 13,9 сек (51 балл). Возможны варианты, скажем, можно меньше подтянуться, но быстрее пробежать «трешку». Или пробежать стометровку за 11,8 сек и получить за это 100 баллов. Для девушек, которые с некоторых пор тоже могут поступать в военные вузы, требования мягче. Им достаточно пробежать 1 км вместо 3, а подтягивания для них заменяют на наклоны туловища. И только после всего этого смотрят результаты ЕГЭ по русскому, биологии и химии, причем один из них обязательно является профилирующим, т.е. при равной сумме баллов преимущество у того абитуриента, который лучше сдал, например, химию, как в этом году. Определение итоговых критериев приема (аналог «проходного балла») определяется академией ежегодно, так что заранее невозможно спрогнозировать – каковы шансы на поступление у вашего ребенка.

Особенности учебы. В ВМедА на факультетах подготовки врачей (а их три: II, где готовят сухопутчиков, III, летный и IV, морской) учатся 6 лет. 6 лет уходит на получение диплома врача, а еще один год – на первичную врачебную специализацию (интернатуру). С 1 по 5 курс – курсанты (с солдатскими и сержантскими званиями), 6-й курс – лейтенанты.

К сложности учебы в медвузе добавляются «тяготы и лишения воинской службы». Хождение строем, казарменное положение первые 2 курса, ранний подъем, обязательная утренняя зарядка, соблюдение формы одежды, суточные наряды и т.п. Поэтому юношам, у которых есть большие проблемы со словом «надо», лучше избегать курсантских погон. Будущие военврачи регулярно бегают кроссы, проходят лыжную подготовку, сдают нормативы по плаванию и стрельбе. Учтите, что при наличии у вас лишнего веса, все это будет проблематично.