Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Виды социальных эмоций. Развитие социальных эмоций

Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста

дипломная работа

3.1 Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка

Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, раннее детство является "золотым временем" для эмоциональной жизни в нас. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния ребенка выступают показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер социально-эмоциональных проявлений детей в дошкольном возрасте представляет особый интерес для исследователей и практических работников.

Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание обращено на социальные эмоции. Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления.

Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций детей (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.). Это указывает на то, что развитие эмоций детей, в частности социальных, - это управляемый процесс, который позволяет воспитывать эмоции, делать их, по мнению Л.С. Выготского, культурными.

Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей ребенка - это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

Хрупкий мир детских переживаний характеризуется открытостью и эмоциональной подвижностью. Ситуативный характер эмоций и динамика видов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностных отношений, в которую включается ребенок в процессе совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.

При деформации личностных отношений, выражающейся в агрессивности и замкнутости, враждебности и напряженности между людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, которая тяжело переживается ребенком и оставляет свой, порой неосознаваемый, негативный след. Эмоциональная память ребенка фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий.

Внутренний мир детей резонирует на внешние обстоятельства и проблемы. Эмоциональный резонанс усиливается эмпатийностью реагирования детей на эмоциональные состояния близких людей. Эта особенность функционирования эмоциональной сферы ребенка позволяет понять непроизвольность включения детей в мир взрослых проблем и трудностей. Порой сами взрослые не задумываются над степенью переживания детьми семейных ссор, конфликтов, отчужденности или разрыва семейных отношений. В жизненном опыте, который интенсивно формируется в период дошкольного детства, накапливаются пережитые ситуации, за которыми закрепляется определенный эмоциональный знак. Доминирование какого-либо знака оказывает влияние на ценностные ориентиры, которые обуславливают характер действий ребенка, что, в свою очередь, определяет модель его поведения и схемы построения отношений с людьми.

Социальные эмоции детей также можно рассматривать и как своеобразный знак личностной успешности при изменении социальной ситуации. Расширение социального ролевого репертуара поведения ставит перед ребенком задачу оценивания новых условий и выбора соответствующих действий. В новой жизненной ситуации дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включаться в новый круг общения, принимать иные правила поведения.

В социально-эмоциональном плане успешность ребенка в новых жизненных ситуациях предполагает адекватное реагирование на происходящие изменения. Адекватность эмоциональных проявлений обусловлена освоением новых социально приемлемых способов взаимодействия, накоплением положительных эмоций, свидетельствующих о принятии окружающими ребенка. Именно позитивные социальные эмоции являются необходимой предпосылкой для развития у детей открытости, доверительности, искренности. Преобладание же негативного эмоционального фона в жизни ребенка может оказать пагубное влияние, как на его психическое здоровье, так и на процесс личностного становления.

Изучение особенностей социально-эмоционального развития современных детей позволяет обнаружить ряд противоречий, связанных с характером взаимодействий внутреннего мира ребенка и социального окружения. В процессе личностного становления ребенка возникают противоречия:

Между открытостью и направленностью эмоций ребенка к окружающему миру, стремлением к доверию и принятию его взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и преобладанием жесткости, агрессивности в межличностных отношениях - с другой стороны;

Между ранимостью и хрупкостью мира чувств и переживаний ребенка, его эмоциональной восприимчивостью, откликаемостью на состояние другого человека, с одной стороны, и трансляцией "взрослых", "посторонних" проблем, нагнетанием напряжения в эмоциональных отношениях - с другой стороны;

Названные противоречия определяют актуальность научного поиска путей и средств социально-эмоционального развития детей раннего возраста в современных условиях.

Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и экономические кризисы приводят к повышению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности и проявляется уже в дошкольном возрасте. Взрослые люди не всегда способны перенести возникающие жизненные трудности, справиться с проблемами, сохранить целостность и уверенность. Дети в этих условиях являются более беззащитными и уязвимыми, испытывая на себе груз внешнего неблагополучия.

Переживая ситуацию эмоционального дискомфорта, ребенок, как правило, неосознанно выбирает тот или иной способ психологической самозащиты активного или пассивного характера. Совершая агрессивные действия или пребывая в депрессивном состоянии, дети таким образом пытаются прожить конкретную ситуацию, противостоять эмоциональному негативизму, который возникает в процессе взаимодействия с окружающими людьми и искажает духовную связь ребенка с миром.

В этой связи функциональное предназначение педагога как духовного наставника в поисках личностно приемлемых и социально принимаемых способах взаимодействия ребенка с социумом возрастает. Однако, как показывает педагогическая практика, в настоящее время из-за отсутствия системно разработанных условий и методов, способствующих эмоциональному развитию детей раннего и дошкольного возраста, педагоги испытывают трудности в формировании мира чувств ребенка, не владеют педагогическим инструментарием тонкого и бережного влияния на переживания детей. В связи с этим возникает необходимость освоения специалистами педагогических технологий, направленных на регулирование эмоционального состояния детей, на овладение детьми таких способов поведения, которые позволили бы преодолевать напряженность и возможную стрессовость возникающих ситуаций без существенных эмоциональных потерь, на формирование у детей позитивного эмоционально-оценочного отношения к различным жизненным изменениям.

Эмоции - это внешний знак внутреннего мира ребенка. Для детей всего важнее признание, принятие его другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми.

Дети раннего возраста осваивают способ взаимоотношения с другими людьми. От преобладания позитивных или отрицательных эмоций зависит все поведение ребенка, его личностное становление.

Роль педагога, как духовного наставника,- помочь детям пережить сложную ситуацию без значительных эмоциональных потерь, научить преодолевать трудности. Воспитывать эмоции у детей, делать их более культурными, формировать социально приемлемое поведение.

Социальные эмоции - основа поведения ребенка, причина его благополучия или неблагополучия.

Влияние эмоций на жизнь человека

Эмоциональный процесс имеет положительный и отрицательный знак. Регуляция поведения осуществляется благодаря формированию мозговых структур, функционирующих в определенном порядке...

З. Фрейд: теория личности

Заменяющие воспоминания при забывании иностранных слов по Фрейду

В этом наглядном примере волнение мужчины произошло от потока мыслей, который был прерван, но чье содержание не имело никакого отношения к самой теме беседы. Подавляемая тема, вспыхнувшая в голове собеседника Фрейда...

Зло как феномен

Фрейд объясняет все зло мира. Именно так. Почему нам иногда так хочется кого-нибудь ударить? Физически или хотя бы словом? Откуда в нас раздражение и ненависть, злоба и страхи, комплексы и фрустрации, стрессы и депрессии и т.д. и т.п.? Наконец...

Изучение эмоциональной сферы ребенка рисуночным методом

Что же такое эмоциональное состояние ребенка? Что такое для него печаль? Радость? Тревога? Как ребенок рисует свой эмоциональный мир? И как определяется по рисунку его эмоциональное состояние? Что такое Эмоция? В руководстве "Физиология...

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Два процесса - применение орудий и использование символов -- ранее рассматривались в психологии как изолированные и независимые друг от друга. На протяжении долгого времени в науке существовало мнение...

О возможных нейрофизиологических основах природы внутреннего "Я" в изучении личности учащихся

К теме внутреннего "Я" обращались и неврологи, и нейрофизиологи, и психофизиологии, пытающиеся использовать свои методы для поиска и исследования субстрата и механизма внутреннего "Я". В работе философа Д. Дубровского логически показано...

Проблема развития в возрастной психологии

Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте

Используя методику «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталова (УСЦД), можно определить степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, а также внутренней конфликтности...

Если обратиться к изобразительному искусству, то здесь всегда существовало традиционное разделение между формой и цветом. Хотя такое разделение может показаться весьма поверхностным и слишком академическим...

Теория личности Зигмунда Фрейда

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты...

Большинство людей верят в то, что эмоции - это природная, неуправляемая реакция организма человека на события окружающей среды. Благодаря этому мифу в нашем обществе преобладают негативные эмоции, бездушие, жестокость, эгоизм.

Теория социального психоанализа эмоций показывает то, что основные социальные эмоции человека зарождаются и развиваются из событий детства, в первую очередь из обстоятельств взаимодействия ребенка с родителями. Также теория объясняет, что маленькие дети мастерски владеют управлением своими эмоциями - включают, выключают, подбирают их как ключики для решения тех или иных ситуаций.

Теория развенчивает миф о неуправляемости эмоций и доказывает, что управлять эмоциями - это для нас естественно. Это возвращение к своему мастерству, которое было у каждого из нас в детстве.

Вот основные положения теория социального психоанализа эмоций:

Дети рождаются не беспомощными, а достаточно сильными и владеющими всеми необходимыми инструментами управления родителями для того, чтобы заботиться о своих интересах и потребностях. Основные детские инструменты управления: это комплекс оживления, удивление, интерес, хныкание, разные виды плача (недовольство, агрессия, страх, отвращение). На начальном этапе этого ограниченного арсенала ребенку достаточно для управления родителями.

Примерно с 3 до 7 лет дети мастерски владеют своими эмоциями, знают для кого и зачем они их проявляют, эмоции у них намерены, осознанны и произвольны.

В этом возрасте ребенок может мгновенно запустить и остановить свой плач, выбрать необходимую громкость и тембр, адресат. Дети четко отвечают на два вопроса: кому они плачут и зачем. Также с 3-х лет для того чтобы обыгрывать родителей и родственников ребенок осваивает новые, более серьезные, энергичные эмоции - истерику, обиду, капризы, раздражение, злость, возмущение, стеснительность, скуку, усталость, страхи, отчаяние, ужас.

С 4- лет в процессе социализации у ребенка постепенно начинается деградация управления своими эмоциями, которые к 16-18 лет превращаются в непроизвольные и неуправляемые.

В процессе общения со сверстниками, такими же профессионалами во владении эмоциональными манипуляциями, ребенок осознает, что побеждает в эмоциональных боях сверстников тот, кто делает свои эмоции максимально сильными - т.е подключает всё тело, отключает мозги и делает себя будто неуправляемым. Дети постепенно начинают скрывать намеренность эмоций, ответственность за эмоции перекладывают на других. Усваивается привычка в трудных ситуациях не думать, а переживать. Требования родителей сопровождаются эмоциями, закладывается основа для Внутреннего саботажника.

Таким образом в возрасте от 16 до 18 лет ключи управления эмоциями теряются полностью. Ребенок надевает маску. Эмоции становятся шаблонной привычкой, непроизвольной, автоматической реакцией.

При выходе во взрослую жизнь ребенок встает перед выбором: вернуть ли себе ключи управления эмоциями или же верить в то, что его эмоции непроизвольны.

Если раньше выученные автоматические эмоции помогали ребенку выигрывать, то выходя во взрослую жизнь, взрослый ребенок понимает, что на его эмоции уже никто не реагирует, что уже так не получается получить то, что хочется.

Кто-то взрослеет и возвращает себе ключи управления эмоциями. А кто-то остается в состоянии ребенка и находит друзей, с которыми можно продолжать играть в эмоции, как в детстве, и продолжает по привычке выяснять отношения, спорить, мстить уже самому себе и своей Жизни.

Если в процессе всего воспитания родители не управляют ребенком, то ребенок начинает управлять родителями.

Если не управлять ситуацией, то в первую очередь ребенок выучивает негатив. Ребенок начинает подбирать ключи и управлять родителями с помощью негативных эмоций. Родители могут управлять ребенком - его вниманием, переключать и опережать его требования, устанавливать правила и требования, проявлять твердость. Важно не потакать капризам, но и не обвинять в ловкачестве, так как это негативные внушения. Искать и внушать позитив.

А что Вы думаете о теории социального психоанализа эмоций?

Управляете ли Вы своими эмоциями полностью или же ключи управления ими где-то потерялись?

Милена Владимова


Итак, что же относят к социальным эмоциям и чувствам? К ним относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические.
Нравственные эмоции и чувства возникают у детей и развиваются в процессе общения и в ходе совместной деятельности и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами.
Интеллектуальными называются те эмоции и чувства, которые возникают у детей в процессе познания действительности. Интеллектуальные чувства дошкольников выражаются в познавательных интересах, любознательности, в переживаниях, связанных с поисками истины, с анализом и решением проблемных ситуаций.
Эстетические эмоции и чувства есть те, которые возникают у ребенка при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического. Такие эмоции и чувства вызывают у детей как творения природы, так и творения рук человека.

Формирование высших человеческих чувств и эмоций происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения.

В связи с этим А.В. Запорожец даёт следующее определение социальным эмоциям: «социальные эмоции - эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников». В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или как отталкивающие, как интересные, удивительные или неинтересные, обычные, добрые или как злые, как красивые или как безобразные. В соответствии с ней, как пишет А.В. Запорожец, ещё до того, как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых – педагогов и родителей.

Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий, и, вызванной им высокой оценки со стороны взрослых, связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующим поведение. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Развитие эмоциональной сферы идёт «рука об руку» со становлением произвольной регуляции. Эта произвольность сначала появляется в игровой деятельности, а на 5-6 году жизни входит в другие виды деятельности. Благодаря этому эмоциональные процессы начинают актуализировать и следы прошлого опыта, т.е. как бы переносить ребёнка не только в будущее, но и в прошлое, отсюда возможность появления таких феноменов, как «стыд», «чувство вины». Вышеперечисленные эмоции и чувства являются психологическими новообразованиями, которые характеризуют личность ребёнка дошкольного возраста в целом, его «систему Я» и мироощущение.

Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький , как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам .

б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

2. «Мои эмоции»

Игра направлена на умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый , обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

3. «Покажи настроение»

Данная игра снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький , а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной лужайке».

4. Игра-обсуждение «Взаимоотношения»

Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:

Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

— Входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет Баба-яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После прочтения стихотворения обсудите его с ребенком и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте следующие вопросы:

Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?

Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?

5. «Мимическая гимнастика»

Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб - расслабиться. Поднять брови - расслабиться. Сморщить лоб - поднять брови - расслабиться. Закрыть глаза - открыть и расширить глаза - поднять брови - раскрыть рот - расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри - расслабиться. Улыбнуться.

6. «Настроение»

Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения.

Ребенок садятся на . Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:

добрый - злой; веселый - грустный; ясный - мрачный; тихий - громкий; красивый - страшный; теплый - холодный; сильный - слабый; молчаливый - общительный.

7. «Продолжи предложение»

Ребенок садятся на . Бросающий произносит какое-нибудь незаконченное предложение, а тот, кто ловит мяч, должен его закончить.

8. «Послушай»

Это упражнение помогает детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.

Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Сидим тихо-тихо и слушаем, что происходит вокруг нас, внутри нас. Прислушиваемся к своим ощущениям. Далее пусть поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.

9. «Ролевая гимнастика»

Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка.

а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:

Очень быстро;

Шепотом;

Со скоростью улитки;

Как иностранец;

Как робот.

б). Походи, как:

Младенец;

Глубокий старик.

в). Улыбнись, как:

Кот на солнышке;

Как само солнышко.

г). Посиди, как:

Пчела на цветке;

Наездник на лошади.

д). Попрыгай, как:

Кузнечик;

Кенгуру.

е). Нахмурься, как:

Осенняя туча;

Рассерженная мама;

Разъяренный лев.

Эту игру можно провести, когда у вас дома гости. В нее с удовольствием будут играть не только , но и взрослые. Для этой можно использовать различные рисунки, аппликации, выполненные ребенком и упакованные в конверты, бандероли и т. п. На каждому игроку прикрепляется номер, который будет играть роль его адреса. Перед игрой можно предложить играющим отгадать загадки, которые связаны с почтой. Например:

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей -

Не для белки, не для мыши

Не для нижнего жильца -

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести дома не гостят -

Во все стороны летят.

(Почтовый ящик)

Что путешествует по свету, оставаясь в одном и том же углу?

Каждый участник затем решает, кому он хочет отправить свое письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер-адрес. Если вы заметите, что кому-нибудь из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами - в этой игре никто не должен чувствовать себя одиноким и обиженным. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет письма и бандероли адресатам.

Эта игра - релаксационная. С ее помощью снимается мышечное напряжение, успокаиваются и расслабляются.

Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают-Отдыхают, засыпают...

Отдыхают, засыпают--

Шея не напряжена,

А расслаблена... .

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется...

Все чудесно расслабляется-

Напряжение улетело...

И расслаблено все тело...

И расслаблено все тело...

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые,

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали.

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Открыть глаза и встать».

В процессе этой , подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять своим телом. Игра способствует раскрепощению.

«Зайчик»

Руки согнуты перед ю, кисти опущены. Скачет, пе­редвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

«Кошечка»

Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.

Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз.

«Петушок»

Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.

«Воробушек»

Скачет на двух ножках одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крыльями», движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.

«Лошадка»

Бьет копытом - поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу вперед-назад. Затем скачет приставным галопом - приставляет на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой.

«Особенности развития социальных эмоций у детей»

составила педагог-психолог Чванова Ю.И.

Проблема эмоций, принадлежит к числу наименее разработанных в психологии. Ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным.

Эмоции это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами , потребностями , мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей – помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение эмоций у детей проявляются в их мимике, словах, движениях.

Воспитание эмоций, чувств является важнейшей педагогической задачей, так как усвоение знаний и умений, полученных при обучении, и их дальнейшее использование решающим образом зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим людям и окружающей действительности.

Сферу эмоциональных проявлений у дошкольников формируют нравственное воспитание ребенка, знакомство с жизнью и трудом людей, практическое овладение нормами поведения. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния, среди которых особенно важны социальные эмоции.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные педагогом различные виды совместной со сверстниками деятельности – игры, занятия, прогулки и т.д.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как универсальное средство возникновения социальных эмоций. Именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившейся смысл эмоционально переживается.

Для развития социальных эмоций и социальных качеств личности применяют также игры с правилами. Специфика игр с правилами состоит в том, что отношения в ней определяются правилами и нормами, а также она предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным.

Особые условия для переживания социальных эмоций создаются в процессе восприятия ребенком художественной литературы, входе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляется моральные оценки и новое эмоциональное отношение к окружающему. Но наиболее важным и необходимым для лучшего понимания и более глубокого прочувствования смысла сказки, детям необходимо, воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в форме игры-драматизации.

Эмоции, развиваясь в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.

По мере усложнения деятельности эмоции начинают предвосхищать выполнения решаемой задачи. Ребенок предварительно представляет отдаленные результаты своих действий, и заранее может прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого. И таким образом осуществлять адекватную эмоциональную регуляцию сложных форм целенаправленной деятельности.

На основе практической деятельности начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое значение, положительное или отрицательное, имеют те или иные объекты или их свойства для самого ребенка. То есть ориентировка осуществляемая при помощи системы пробующих действий, направленных, например, на то, представляет ли какой-либо угрозы встретившийся незнакомый объект или лицо и не опасно ли иметь с ним дело.

Еще одна функция это роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Так эмоциональное удовлетворение, которое способно побудить ребенка к осуществлению социально значимой деятельности при определенной ее организации, может превысить, перерасти в его первоначальные побуждения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.

Именно в детский возраст является благотворным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей, в том числе и развитию социальных эмоций ребенка.

Формирование эмоций человека это важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.