Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

В течение веков астрологию например усиленно культивировали. Тренировочные тестовые задания. А6. Какой вопрос можно поставить в начале текста

Темы кодификатора ЕГЭ: Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь

Внутримолекулярные химические связи

Сначала рассмотрим связи, которые возникают между частицами внутри молекул. Такие связи называют внутримолекулярными .

Химическая связь между атомами химических элементов имеет электростатическую природу и образуется за счет взаимодействия внешних (валентных) электронов , в большей или меньшей степени удерживаемых положительно заряженными ядрами связываемых атомов.

Ключевое понятие здесь – ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ . Именно она определяет тип химической связи между атомами и свойства этой связи.

– это способность атома притягивать (удерживать) внешние (валентные) электроны . Электроотрицательность определяется степенью притяжения внешних электронов к ядру и зависит, преимущественно, от радиуса атома и заряда ядра.

Электроотрицательность сложно определить однозначно. Л.Полинг составил таблицу относительных электроотрицательностей (на основе энергий связей двухатомных молекул). Наиболее электроотрицательный элемент – фтор со значением 4 .

Важно отметить, что в различных источниках можно встретить разные шкалы и таблицы значений электроотрицательности. Этого не стоит пугаться, поскольку при образовании химической связи играет роль атомов, а она примерно одинакова в любой системе.

Если один из атомов в химической связи А:В сильнее притягивает электроны, то электронная пара смещается к нему. Чем больше разность электроотрицательностей атомов, тем сильнее смещается электронная пара.

Если значения электроотрицательностей взаимодействующих атомов равны или примерно равны: ЭО(А)≈ЭО(В) , то общая электронная пара не смещается ни к одному из атомов: А: В . Такая связь называется ковалентной неполярной.

Если электроотрицательности взаимодействующих атомов отличаются, но не сильно (разница электроотрицательностей примерно от 0,4 до 2: 0,4<ΔЭО<2 ), то электронная пара смещается к одному из атомов. Такая связь называется ковалентная полярная .

Если электроотрицательности взаимодействующих атомов отличаются существенно (разница электроотрицательностей больше 2: ΔЭО>2 ), то один из электронов практически полностью переходит к другому атому, с образованием ионов . Такая связь называется ионная .

Основные типы химических связей — ковалентная , ионная и металлическая связи. Рассмотрим их подробнее.

Ковалентная химическая связь

Ковалентная связь этохимическая связь, образованная за счет образования общей электронной пары А:В . При этом у двух атомов перекрываются атомные орбитали. Ковалентная связь образуется при взаимодействии атомов с небольшой разницей электроотрицательностей (как правило, между двумя неметаллами ) или атомов одного элемента.

Основные свойства ковалентных связей

  • направленность ,
  • насыщаемость ,
  • полярность ,
  • поляризуемость .

Эти свойства связи влияют на химические и физические свойства веществ.

Направленность связи характеризует химическое строение и форму веществ. Углы между двумя связями называются валентными. Например, в молекуле воды валентный угол H-O-H равен 104,45 о, поэтому молекула воды — полярная, а в молекуле метана валентный угол Н-С-Н 108 о 28′.

Насыщаемость — это спосбность атомов образовывать ограниченное число ковалентных химических связей. Количество связей, которые способен образовывать атом, называется .

Полярность связи возникает из-за неравномерного распределения электронной плотности между двумя атомами с различной электроотрицательностью. Ковалентные связи делят на полярные и неполярные.

Поляризуемость связи — это способность электронов связи смещаться под действием внешнего электрического поля (в частности, электрического поля другой частицы). Поляризуемость зависит от подвижности электронов. Чем дальше электрон находится от ядра, тем он более подвижен, соответственно и молекула более поляризуема.

Ковалентная неполярная химическая связь

Существует 2 вида ковалентного связывания – ПОЛЯРНЫЙ и НЕПОЛЯРНЫЙ .

Пример . Рассмотрим строение молекулы водорода H 2 . Каждый атом водорода на внешнем энергетическом уровне несет 1 неспаренный электрон. Для отображения атома используем структуру Льюиса – это схема строения внешнего энергетического уровня атома, когда электроны обозначаются точками. Модели точечных структур Люьиса неплохо помогают при работе с элементами второго периода.

H . + . H = H:H

Таким образом, в молекуле водорода одна общая электронная пара и одна химическая связь H–H. Эта электронная пара не смещается ни к одному из атомов водорода, т.к. электроотрицательность у атомов водорода одинаковая. Такая связь называется ковалентной неполярной .

Ковалентная неполярная (симметричная) связь – это ковалентная связь, образованная атомами с равной элетроотрицательностью (как правило, одинаковыми неметаллами) и, следовательно, с равномерным распределением электронной плотности между ядрами атомов.

Дипольный момент неполярных связей равен 0.

Примеры : H 2 (H-H), O 2 (O=O), S 8 .

Ковалентная полярная химическая связь

Ковалентная полярная связь – это ковалентная связь, которая возникает между атомами с разной электроотрицательностью (как правило, разными неметаллами ) и характеризуется смещением общей электронной пары к более электроотрицательному атому (поляризацией).

Электронная плотность смещена к более электроотрицательному атому – следовательно, на нем возникает частичный отрицательный заряд (δ-), а на менее электроотрицательном атоме возникает частичный положительный заряд (δ+, дельта +).

Чем больше различие в электроотрицательностях атомов, тем выше полярность связи и тем больше дипольный момент . Между соседними молекулами и противоположными по знаку зарядами действуют дополнительные силы притяжения, что увеличивает прочность связи.

Полярность связи влияет на физические и химические свойства соединений. От полярности связи зависят механизмы реакций и даже реакционная способность соседних связей. Полярность связи зачастую определяет полярность молекулы и, таким образом, непосредственно влияет на такие физические свойства как температуре кипения и температура плавления, растворимость в полярных растворителях.

Примеры: HCl, CO 2 , NH 3 .

Механизмы образования ковалентной связи

Ковалентная химическая связь может возникать по 2 механизмам:

1. Обменный механизм образования ковалентной химической связи – это когда каждая частица предоставляет для образования общей электронной пары один неспаренный электрон:

А . + . В= А:В

2. образования ковалентной связи – это такой механизм, при котором одна из частиц предоставляет неподеленную электронную пару, а другая частица предоставляет вакантную орбиталь для этой электронной пары:

А: + B= А:В

При этом один из атомов предоставляет неподеленную электронную пару (донор ), а другой атом предоставляет вакантную орбиталь для этой пары (акцептор ). В результате образования связи оба энергия электронов уменьшается, т.е. это выгодно для атомов.

Ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму, не отличается по свойствам от других ковалентных связей, образованных по обменному механизму. Образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму характерно для атомов либо с большим числом электронов на внешнем энергетическом уровне (доноры электронов), либо наоборот, с очень малым числом электронов (акцепторы электронов). Более подробно валентные возможности атомов рассмотрены в соответствующей .

Ковалентная связь по донорно-акцепторному механизму образуется:

– в молекуле угарного газа CO (связь в молекуле – тройная, 2 связи образованы по обменному механизму, одна – по донорно-акцепторному): C≡O;

– в ионе аммония NH 4 + , в ионах органических аминов , например, в ионе метиламмония CH 3 -NH 2 + ;

– в комплексных соединениях , химическая связь между центральным атомом и группами лигандов, например, в тетрагидроксоалюминате натрия Na связь между алюминием и гидроксид-ионами;

– в азотной кислоте и ее солях — нитратах: HNO 3 , NaNO 3 , в некоторых других соединениях азота;

– в молекуле озона O 3 .

Основные характеристики ковалентной связи

Ковалентная связь, как правило, образуется между атомами неметаллов. Основными характеристиками ковалентной связи являются длина, энергия, кратность и направленность.

Кратность химической связи

Кратность химической связи — это число общих электронных пар между двумя атомами в соединении . Кратность связи достаточно легко можно определить из значения атомов, образующих молекулу.

Например , в молекуле водорода H 2 кратность связи равна 1, т.к. у каждого водорода только 1 неспаренный электрон на внешнем энергетическом уровне, следовательно, образуется одна общая электронная пара.

В молекуле кислорода O 2 кратность связи равна 2, т.к. у каждого атома на внешнем энергетическом уровне есть по 2 неспаренных электрона: O=O.

В молекуле азота N 2 кратность связи равна 3, т.к. между у каждого атома по 3 неспаренных электрона на внешнем энергетическом уровне, и атомы образуют 3 общие электронные пары N≡N.

Длина ковалентной связи

Длина химической связи – это расстояние между центрами ядер атомов, образующих связь. Ее определяют экспериментальными физическими методами. Оценить величину длины связи можно примерно, по правилу аддитивности, согласно которому длина связи в молекуле АВ приблизительно равна полусумме длин связей в молекулах А 2 и В 2:

Длину химической связи можно примерно оценить по радиусам атомов , образующих связь, или по кратности связи , если радиусы атомов не сильно отличаются.

При увеличении радиусов атомов, образующих связь, длина связи увеличится.

Например

При увеличении кратности связи между атомами (атомные радиусы которых не отличаются, либо отличаются незначительно) длина связи уменьшится.

Например . В ряду: C–C, C=C, C≡C длина связи уменьшается.

Энергия связи

Мерой прочности химической связи является энергия связи. Энергия связи определяется энергией, необходимой для разрыва связи и удаления атомов, образующих эту связь, на бесконечно большое расстояние друг от друга.

Ковалентная связь является очень прочной. Ее энергия составляет от нескольких десятков до нескольких сотен кДж/моль. Чем больше энергия связи, тем больше прочность связи, и наоборот.

Прочность химической связи зависит от длины связи, полярности связи и кратности связи. Чем длиннее химическая связь, тем легче ее разорвать, и тем меньше энергия связи, тем ниже ее прочность. Чем короче химическая связь, тем она прочнее, и тем больше энергия связи.

Например , в ряду соединений HF, HCl, HBr слева направо прочность химической связи уменьшается , т.к. увеличивается длина связи.

Ионная химическая связь

Ионная связь — это химическая связь, основанная на электростатическом притяжении ионов .

Ионы образуются в процессе принятия или отдачи электронов атомами. Например, атомы всех металлов слабо удерживают электроны внешнего энергетического уровня. Поэтому для атомов металлов характерны восстановительные свойства — способность отдавать электроны.

Пример . Атом натрия содержит на 3 энергетическом уровне 1 электрон. Легко отдавая его, атом натрия образует гораздо более устойчивый ион Na + , с электронной конфигурацией благородного газа неона Ne. В ионе натрия содержится 11 протонов и только 10 электронов, поэтому суммарный заряд иона -10+11 = +1:

+11Na ) 2 ) 8 ) 1 — 1e = +11Na +) 2 ) 8

Пример . Атом хлора на внешнем энергетическом уровне содержит 7 электронов. Чтобы приобрести конфигурацию стабильного инертного атома аргона Ar, хлору необходимо присоединить 1 электрон. После присоединения электрона образуется стабильный ион хлора, состоящий из электронов. Суммарный заряд иона равен -1:

+17Cl ) 2 ) 8 ) 7 + 1e = +17Cl ) 2 ) 8 ) 8

Обратите внимание:

  • Свойства ионов отличаются от свойств атомов!
  • Устойчивые ионы могут образовывать не только атомы , но и группы атомов . Например: ион аммония NH 4 + , сульфат-ион SO 4 2- и др. Химические связи, образованные такими ионами, также считаются ионными;
  • Ионную связь, как правило, образуют между собой металлы и неметаллы (группы неметаллов);

Образовавшиеся ионы притягиваются за счет электрического притяжения: Na + Cl — , Na 2 + SO 4 2- .

Наглядно обобщим различие между ковалентными и ионным типами связи :

Металлическая связь — это связь, которую образуют относительно свободные электроны между ионами металлов , образующих кристаллическую решетку.

У атомов металлов на внешнем энергетическом уровне обычно расположены от одного до трех электронов . Радиусы у атомов металлов, как правило, большие — следовательно, атомы металлов, в отличие от неметаллов, достаточно легко отдают наружные электроны, т.е. являются сильными восстановителями .

Отдавая электроны, атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы . Оторвавшиеся электроны относительно свободно перемещаются между положительно заряженными ионами металлов. Между этими частицами возникает связь , т.к. общие электроны удерживают катионы металлов, расположенные слоями, вместе , создавая таким образом достаточно прочную металлическую кристаллическую решетку . При этом электроны непрерывно хаотично двигаются, т.е. постоянно возникают новые нейтральные атомы и новые катионы.

Межмолекулярные взаимо-действия

Отдельно стоит рассмотреть взаимодействия, возникающие между отдельными молекулами в веществе — межмолекулярные взаимодействия . Межмолекулярные взаимодействия — это такой вид взаимодействия между нейтральными атомами, при котором не появляеются новые ковалентные связи. Силы взаимодействия между молекулами обнаружены Ван-дер Ваальсом в 1869 году, и названы в честь него Ван-дар-Ваальсовыми силами . Силы Ван-дер-Ваальса делятся на ориентационные , индукционные и дисперсионные . Энергия межмолекулярных взаимодейстий намного меньше энергии химической связи.

Ориентационные силы притяжения возникают между полярными молекулами (диполь-диполь взаимодействие). Эти силы возникают между полярными молекулами. Индукционные взаимодействия — это взаимодействие между полярной молекулой и неполярной. Неполярная молекула поляризуется из-за действия полярной, что и порождает дополнительное электростатическое притяжение.

Особый вид межмолекулярного взаимодействия — водородные связи. — это межмолекулярные (или внутримолекулярные) химические связи, возникающие между молекулами, в которых есть сильно полярные ковалентные связи — H-F, H-O или H-N . Если в молекуле есть такие связи, то между молекулами будут возникать дополнительные силы притяжения .

Механизм образования водородной связи частично электростатический, а частично — донорно–акцепторный. При этом донором электронной пары выступают атом сильно электроотрицательного элемента (F, O, N), а акцептором — атомы водорода, соединенные с этими атомами. Для водородной связи характерны направленность в пространстве и насыщаемость .

Водородную связь можно обозначать точками: Н ··· O. Чем больше электроотрицательность атома, соединенного с водородом, и чем меньше его размеры, тем крепче водородная связь . Она характерна прежде всего для соединений фтора с водородом , а также кислорода с водородом , в меньшей степени азота с водородом .

Водородные связи возникают между следующими веществами:

фтороводород HF (газ, раствор фтороводорода в воде — плавиковая кислота), вода H 2 O (пар, лед, жидкая вода):

раствор аммиака и органических аминов — между молекулами аммиака и воды;

органические соединения, в которых связи O-H или N-H : спирты, карбоновые кислоты, амины, аминокислоты, фенолы, анилин и его производные, белки, растворы углеводов — моносахаридов и дисахаридов.

Водородная связь оказывает влияние на физические и химические свойства веществ. Так, дополнительное притяжение между молекулами затрудняет кипение веществ. У веществ с водородными связями наблюдается аномальное повышение тепературы кипения.

Например , как правило, при повышении молекулярной массы наблюдается повышение температуры кипения веществ. Однако в ряду веществ H 2 O-H 2 S-H 2 Se-H 2 Te мы не наблюдаем линейное изменение температур кипения.

А именно, у воды температура кипения аномально высокая — не меньше -61 о С, как показывает нам прямая линия, а намного больше, +100 о С. Эта аномалия объясняется наличием водородных связей между молекулами воды. Следовательно, при обычных условиях (0-20 о С) вода является жидкостью по фазовому состоянию.

Характеристики химических связей

Учение о химической связи составляет основу всей теоретической химии. Под химической связью понимают такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы. Различают четыре типа химических связей: ионную, ковалентную, металлическую и водородную . Различные типы связей могут содержаться в одних и тех же веществах.

1. В основаниях: между атомами кислорода и водорода в гидроксогруппах связь полярная ковалентная, а между металлом и гидроксогруппой - ионная.

2. В солях кислородсодержащих кислот: между атомом неметалла и кислородом кислотного остатка - ковалентная полярная, а между металлом и кислотным остатком - ионная.

3. В солях аммония, метиламмония и т. д. между атомами азота и водорода - ковалентная полярная, а между ионами аммония или метиламмония и кислотным остатком - ионная.

4. В пероксидах металлов (например, Na 2 O 2) связь между атомами кислорода ковалентная неполярная, а между металлом и кислородом - ионная и т. д.

Причиной единства всех типов и видов химических связей служит их одинаковая химическая природа - электронно-ядерное взаимодействие. Образование химической связи в любом случае представляет собой результат электронно-ядерного взаимодействия атомов, сопровождающегося выделением энергии.


Способы образования ковалентной связи

Ковалентная химическая связь - это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар.

Ковалентные соединения – обычно газы, жидкости или сравнитель­но низкоплавкие твердые вещества. Одним из редких исключений явля­ется алмаз, который плавится выше 3 500 °С. Это объясняется строением алмаза, который представляет собой сплошную решетку ковалентно связанных атомов углерода, а не совокупность отдельных молекул. Фак­тически любой кристалл алмаза, независимо от его размера, представля­ет собой одну огромную молекулу.

Ковалентная связь возникает при объединении электронов двух атомов неметаллов. Возникшая при этом структура называется молекулой.

Механизм образования такой связи может быть обменный и донорно-акцепторный.

В большинстве случаев два ковалентно связанных атома имеют раз­ную электроотрицательность и обобществленные электроны не принад­лежат двум атомам в равной степени. Большую часть времени они нахо­дятся ближе к одному атому, чем к другому. В молекуле хлороводорода, например, электроны, образующие ковалентную связь, располагаются ближе к атому хлора, поскольку его электроотрицательность выше, чем у водорода. Однако разница в способности притягивать электроны не столь велика, чтобы произошел полный перенос электрона с атома водо­рода на атом хлора. Поэтому связь между атомами водорода и хлора можно рассматривать как нечто среднее между ионной связью (полный перенос электрона) и неполярной ковалентной связью (симмет­ричное расположение пары электронов между двумя атомами). Частич­ный заряд на атомах обозначается греческой буквой δ. Такая связь называется полярной ковалентной связью, а о молеку­ле хлороводорода говорят, что она полярна, т. е. имеет положительно заряженный конец (атом водорода) и отрицательно заряженный конец (атом хлора).

1. Обменный механизм действует, когда атомы образуют общие электронные пары за счет объединения неспаренных электронов.

1) Н 2 - водород.

Связь возникает благодаря образованию общей электронной пары s-электронами атомов водорода (перекрыванию s-орбиталей).

2) HCl - хлороводород.

Связь возникает за счет образования общей электронной пары из s- и р-электронов (перекрывания s-р-орбиталей).

3) Cl 2: В молекуле хлора ковалентная связь образуется за счет непарных р-электронов (перекрывание р-р-орбиталей).

4) N 2: В молекуле азота между атомами образуются три общие электронные пары.

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи

Донор имеет электронную пару, акцептор - свободную орбиталь, которую эта пара может занять. В ионе аммония все четыре связи с атомами водорода ковалентные: три образовались благодаря созданию общих электронных пар атомом азота и атомами водорода по обменному механизму, одна - по донорно-акцепторному механизму. Ковалентные связи классифицируют по способу перекрывания электронных орбиталей, а также по смещению их к одному из связанных атомов. Химические связи, образующиеся в результате перекрывания электронных орбиталей вдоль линии связи, называются σ -связями (сигма-связями). Сигма-связь очень прочная.

р-орбитали могут перекрываться в двух областях, образуя ковалентную связь за счет бокового перекрывания.

Химические связи, образующиеся в результате «бокового» перекрывания электронных орбиталей вне линии связи, т. е. в двух областях, называются пи-связями.

По степени смещенности общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной. Ковалентную химическую связь, образующуюся между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называют неполярной. Электронные пары не смещены ни к одному из атомов, т. к. атомы имеют одинаковую электроотрицательность - свойство оттягивать к себе валентные электроны от других атомов. Например,

т. е. посредством ковалентной неполярной связи об­разованы молекулы простых веществ-неметаллов. Ковалентную химическую связь между атома­ми элементов, электроотрицательности которых различаются, называют полярной.

Например, NH 3 - аммиак. Азот более электро­отрицательный элемент, чем водород, поэтому об­щие электронные пары смещаются к его атому.

Характеристики ковалентной связи: длина и энергия связи

Характерные свойства ковалентной связи - ее длина и энергия. Длина связи - это расстояние между ядрами атомов. Химическая связь тем проч­нее, чем меньше ее длина. Однако мерой прочности связи является энергия связи, которая определяет­ся количеством энергии, необходимой для разрыва связи. Обычно она измеряется в кДж/моль. Так, согласно опытным данным, длины связи молекул H 2 , Cl 2 и N 2 соответственно составляют 0,074, 0,198 и 0,109 нм, а энергии связи соответственно равны 436, 242 и 946 кДж/моль.

Ионы. Ионная связь

Для атома существует две основные возможности подчиниться прави­лу октета. Первая из них - образование ионной связи. (Вторая - образова­ние ковалентной связи, о ней речь пойдет ниже). При образовании ион­ной связи атом металла теряет электроны, а атом неметалла приобретает.

Представим себе, что «встречаются» два атома: атом металла I группы и атом неметалла VII группы. У атома металла на внешнем энергетическом уровне находится единственный электрон, а атому неметалла как раз не хватает именно одного электрона, чтобы его внешний уровень оказался завершенным. Первый атом легко отдаст второму свой далекий от ядра и слабо связанный с ним электрон, а второй предоставит ему свободное место на своем внешнем электронном уровне. Тогда атом, лишенный одного своего отрицательного заряда, станет положительно заряженной частицей, а второй превратится в отрицательно заряженную частицу благодаря полученному электрону. Такие частицы называются ионами.

Это химическая связь, возникающая между ионами. Цифры, показывающие число атомов или молекул, называются коэффициентами, а цифры, показывающие число атомов или ионов в молекуле, называют индексами.

Металлическая связь

Металлы обладают специфическими свойствами, отличающимися от свойств других веществ. Такими свойствами являются сравнительно высокие температуры плавления, способ­ность к отражению света, высокая тепло- и электропроводность. Эти особенности обязаны существованию в металлах особого вида связи - металлической связи.

Металлическая связь - связь между положительными иона­ми в кристаллах металлов, осуществляемая за счет притяжения электронов, свободно перемещающихся по кристаллу. Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов - 1, 2, 3. Эти электроны легко отрываются , и атомы при этом превращаются в положительные ионы. Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Соединяясь с ионами, эти электроны образуют временно атомы, потом снова отрываются и соединяются уже с другим ионом и т. д. Бесконечно происходит процесс, который схематически можно изобразить так:

Следовательно, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот. Связь в металлах между ионами посредством обобществленных электронов называется металлической. Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной, поскольку основана на обобществлении внешних электронов. Однако при ковалентной связи обобществлены внешние непарные электроны только двух соседних атомов, в то время как при металлической связи в обобществлении этих электронов принимают участие все атомы. Именно поэтому кристаллы с ковалентной связью хрупкие, а с металлической, как правило, пластичны, электропроводны и имеют металлический блеск.

Металлическая связь характерна как для чи­стых металлов, так и для смесей различных ме­таллов - сплавов, находящихся в твердом и жид­ком состояниях. Однако в парообразном состоянии атомы металлов связаны между собой ковалентной связью (например, парами натрия заполняют лам­пы желтого света для освещения улиц больших городов). Пары металлов состоят из отдельных мо­лекул (одноатомных и двухатомных).

Металлическая связь отличается от ковалентной также и по прочности: ее энергия в 3-4 раза меньше энергии ковалентной связи.

Энергия связи - энергия, необходимая для разрыва хими­ческой связи во всех молекулах, составляющих один моль ве­щества. Энергии ковалентных и ионных связей обычно велики и составляют величины порядка 100-800 кДж/моль.

Водородная связь

Химическую связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы (или ее части) и отрицательно поляризованными атомами сильно электроотрицательных элементов , имеющих наподеленные электронные пары (F, O, N и реже S и Cl), другой молекулы (или ее части) называют водородной. Механизм образования водородной связи имеет частично электростатический, частично донорно-акцепторный характер .

Примеры межмолекулярной водородной связи:

При наличии такой связи даже низкомолекулярные вещества могут быть при обычных условиях жидкостями (спирт, вода) или легко сжижающимися газами (аммиак, фтороводород). В биополимерах - белках (вторичная структура) - имеется внутримолекулярная водородная связь между карбонильным кислородом и водородом аминогруппы:

Молекулы полинуклеотидов - ДНК (дезокси­рибонуклеиновая кислота) - представляют собой двойные спирали, в которых две цепи нуклеотидов связаны друг с другом водородными связями. При этом действует принцип комплементарности, т. е. эти связи образуются между определенными пара­ми, состоящими из пуринового и пиримидиново­го оснований: против аденинового нуклеотида (А) располагается тиминовый (Т), а против гуанинового (Г) - цитозиновый (Ц).

Вещества с водородной связью имеют молеку­лярные кристаллические решетки.

Вариант 4

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из слов дано в правильном произношении?

1) снег [с"н"эх] 3) крем [крэм]

2) Бог [бох] 4) пюре [п"ур"э]

А2. Укажите пример без нарушения норм лексической сочетаемости.

1) Это беспрецедентная вещь.

2) Подавляющее большинство выступавших высказались за введение новых правил дорожного движения.

3) Текст написан очень понятливым языком.

4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.

A3. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок.

1) Обращение к правительствам мира подписали более семиста известных учёных.

3) Лейтенант заявил, что никаких разъяснений и комментарий к приказу не было.

4) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.

А4. Укажите предложение без грамматических (синтаксических) ошибок.

1) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, на котором нанесены были многочисленные деления.

2) Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли согреться.

3) Современными автомобилями управлять гораздо легче, не­жели чем автомобилями, выпущенными в 20-х - 30-х годах прошлого века.

4) У более половины горожан есть дачные участки.

А5. Укажите возможный (грамматически правильный) вариант для

пропущенной части фразы: В шахматах, как и в жизни,.........,лишь осознав свои ошибки и недостатки.

1) успех может быть достигнут,...

2) можно достичь успеха,...

3) успех достигается,...

4) достижение успеха возможно,...

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

A. Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось рань­ше звуковой речи на целую археологическую эпоху, однако такая теория не имеет реальных оснований.

Б. А данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи.

B. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка.

Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии человече­ское общество, которое бы пользовалось письмом, не обла­дая речью.

А6. Какой вопрос можно поставить в начале текста?

1) Сколько лет назад появилась письменность?

2) Как возник язык?

3) Какая форма речи возникла раньше: устная или пись­менная?

4) Благодаря чему было изобретено письмо?

А7. После какого предложения должна следовать данная ниже фраза?

Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказательств о существо­вании или отсутствии звучащей речи в дописьменный период пред­ставить вообще не в состоянии.

1) между А и Б 3) между В и Г

2) между Б и В 4) после Г

А8. Укажите правильное утверждение о предложении В.

1) состоит из 3-х частей; нераспространённых нет

2) состоит из 2-х частей; обе распространённые

3) состоит из 3-х частей; одна из них - нераспространённое предложение

4) состоит из 4 -х частей; две из них - нераспространённые

А9. Какая характеристика соответствует предложению Г?

1 ) сложноподчинённое

2) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

А10. В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении Г?

1) в именительном

2) в родительном

3) в дательном

4) в винительном

All . Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях В и Г.

1) организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели,

2) определённый слой населения, отличающийся от других сло­ев условиями жизни, образованием и т. п.; класс, сословие

3) совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно-исторических условиях

4) государство, страна

А12. На месте каких цифр пишется НН?

В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: «Свинцовый карандаш». Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.

2) 2,3,4 4) 1,3,4

А13. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

1) пор..сль, компань..н, г..рячий

2) р..стение, кр..пива, прик..саться

3) прот..реть, нат. .рать, к..снуться

4) р..стеряться, к..сноязычный, г..реть

А14. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) пр..ветствие, пр..образовать

2) пр..двещать, пр..украсить

3) без..нициативный, контр..гра

4) транс..ранский, сверх..нициативный

А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква А?

1) дыш..щий, (они) выскоч..т

2) плач..щий, (они) изуч..т

3) служ..щий, (они) скач..т

4) реж..щий, (они) выдерж..т

А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) помощ.., помощ..ник, ветош..

2) спряч..тесь, добит..ся, создаст..ся

3) восем..десят, мен..шинство, настеж..

4) в..ющийся, разоб..ётся, из..ян

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1 ,5 4) 4

А18. В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходи­мости (не)навидеть другие народы, потому что ты патриот.

2) (В)скоре пловцы оказались под самым кораблём, вздымав­шим (над)ними свои голые, покрытые почерневшей от вре­мени смолой борта.

3) Поэты облекают (в)плоть и кровь (не)смелую утончённость чувств толпы.

4) (С)лева от дороги мы увидели котлован, (до)верху напол­ненный водой.

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В известной пьесе Шварца тень ученого начинает жить соб­ственной жизнью () и поставить её на место не так-то просто.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединя­ет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.

4) Занятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второ­степенный член.

А20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) В комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь.

2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубле­ние в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело ры­бы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.

3) Шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь.

4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.

А21. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть за­пятые ?

В тот день белая луна стояча в небе, с утра (I) наконец-то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, ка­жется (3) наступила зима.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.

3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.

4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесе­нью и почерневшей от времени смолой борта.

А23. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто на­зываемое Голландией.

2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая на­дёжная в мире.

4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками кам­ней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли .

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.

1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4 4) 1,2,3,5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным обо­ротом?

1) Люди, которые жили 20 назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2) Было бы несправедливым обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

3) Грядущая третья технологическая революция, которая изме­нит саму природу труда, будет основываться на силе умст­венной активности человека.

4) Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются изза испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

А27. Прочитайте текст.

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказы­вало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие свои­ми методами, методологическими и мировоззренческими установка-

ми и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным явля­ется такое воздействие в нашу Эпоху. Сейчас для всех очевидно, что фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях знаний уже немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В наше время воздействие естествознания на все науки яв­ляется особенно мощным.

2) Естествознание играет всё большую роль в развитии всех на­ук, включая гуманитарные, и фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях требует ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

3) Естествознание является основой всякого знания. Оно игра­ет главную роль в нашу эпоху, поэтому фундаментальная подготовка специалистов в областях знаний немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием есте­ствознания.

4) Методы естествознания используются во всех науках, в том числе гуманитарных.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом чело­веке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология , хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (ано­мальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увле­чениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специ­ального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3аирет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, пло­дит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результа­тов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических эле­ментов». (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изуче­ние поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опро­метчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идёт и увлечение ал­химией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолков­ского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притя­заний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий поря­дочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У нею недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

(А. Сухотин)

А28. Найдите продолжение предложения 14, которое соответствует содержанию текста и позиции автора ?

1) ...не придавать этому изучению серьезного значения.

2) ...придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

3) ...отказаться от выводов, сделанных классической наукой.

4) ...обязательно внедрить открытие в жизнь.

А29. Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль; описание

2) научный стиль; описание

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; рассуждение

АЗО. Какое слово или словосочетание объясняется через контекст ?

1) оккультная паука

2) хиромантия

4) телепатическая связь

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле­точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запитыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не ис­пользуются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 17-19 выпишите существительное, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

82. Из предложений 2-3 выпишите все одушевленные существи­тельные.

83. Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, с прилагательным в качестве главного слова.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

85. В каком из предложений 7-18 есть однородные обособленные определения? Напишите номер этого предложения.

86. Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.

87. Какое из предложений 15-22 связано с предыдущим с помо­щью местоименного наречия? Напишите номер этого предло­жения.

88. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

(предложения 18, 19, 20, 21 и др.),_(например, в предложениях 8, 9,

12, 17), используются разговорные грамматические средства (_в предложениях 8, 9, 10, 11) и книжные синтаксические конструкции (_в предложениях 3, 8, 9, 11).

Одно из средств, подчёркивающих ироническое отношение автора как к псевдоучёным, гак и к слишком недоверчивым специа­листам, -_(в предложениях 4, 5, 7).»

Список терминов:

1) малоизвестные термины

3) слова с уменьшительными суффиксами

4) фразеологизмы

5) частицы

6) метафора

7) экспрессивный лексический повтор

8) сравнительные обороты

9) ряды однородных членов

10) нарушение логической однородности

Дли ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочине­ние.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

соотечественников

(в)человеке избранных

3,4,7,8,9

(не)ясных науке

  • 1) 1, 2, 3, 4, 6

  • 2) 3, 4, 5, 6

  • 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6

  • 4) 1, 2, 5, 6

    • В течение веков астрологию (1) например (2) усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и (3) потому (4) к ней приобщалось немало ученых.

    • 1) 1, 2, 3

    • 2) 2, 3

    • 3) 2, 3, 4

    • 4) 1, 2



      Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав (3) якобы (4) В. Бехтерева и К. Циолковского. Например (5) известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей.

    • 1) 1, 2, 5

    • 2) 3, 4, 5, 6

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 1, 3, 4, 5



      Ведь (1) чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому (2) в конечном счете (3) нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. Всё это из области вечного, к которому (4) конечно (5) нельзя относиться без волнения.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5

    • 2) 2, 3, 4, 5

    • 3) 1, 4, 5

    • 4) 4, 5


    • Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении - новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 3, 4, 5, 6


    • Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целеустремленной и (3) к тому же (4) холодной, заносчивой и аристократически наивной. Например (5) она считала деньги тяжким бременем.

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 1, 2, 3, 4, 5

    • 3) 1, 2, 5

    • 4) 1,2,3,5


    • «Покой нам только снится...» - через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5

    • 2) 1, 4, 5

    • 3) 1, 2, 3

    • 4) 2, 3, 4, 5


    • Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.

    • 1) 1, 2, 3, 5

    • 2) 1, 2, 4, 5

    • 3) 1, 3, 4

    • 4) 2, 5


    • Управлять своей речью, властвовать над нею - значит (1) не произносить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом (2) все-таки (3) пожалеешь. Слова (4) ведь (5) не забываются. Конечно (6) лишь очень мудрые умеют тщательно обдумывать свои речи, с их языка никогда не сорвётся опрометчивое слово.

    • 1) 1, 2, 3, 6

    • 2) 2, 3, 4, 5

    • 3) 2, 3

    • 4) 6


    • Не раз в дождливые осенние вечера мне (1) бывало (2) тоскливо. Но (3) бывало (4) бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

    • 1) 1, 2

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 3, 4

    • 4) 1, 3


    • В счастливую пору юности многие (1) наверное (2) пишут дневник. Дело это (3) конечно (4) святое, тайное и берет много сил. Но что придумать иное? Ведь (5) человеку нужны исповедь, очищение, а дневник помогает ему в этом.

    • 1) 1, 2, 3,4, 5

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 1,3, 4, 5

    • 4) 1, 2, 5


    • Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и (1) к тому же (2) наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение (3) кажется(4) странным. Почему (5) в самом деле (6) садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись?

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 3, 4, 5, 6

    • 3) 5, 6

    • 4) 1, 2, 5, 6


    • Ленинград (1) как говорили (2) славился своими букинистами. Перед войной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была (3) буквально (4) сплошными книжными магазинами. Здесь (5) уверяют (6) можно было найти все: старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники.

    • 1) 1, 2, 5, 6

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 3, 4, 5, 6

    • 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6


    • От блокады книга (1) несомненно (2) сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею (3) наконец (4) топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей.

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 1, 2

    • 3) 3, 4

    • 4) 1, 2, 4


    • Вандалу (1) бесспорно (2) свойственна ненависть (3) буквально (4)ко всему прекрасному. Но (5) очевидно (6) от ненависти ко всему прекрасному, к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему, что сотворено другими людьми и для общей людской пользы.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    • 2) 5, 6

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 1, 2, 3, 4


    • Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться - он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания.

    • 1) 1, 2, 4,5

    • 2) 1, 2, 3, 4, 5

    • 3) 3, 4, 5

    • 4) 1, 2, 3



      Для меня (1) вообще (2) чрезвычайно загадочен этот слой, который называется новые русские. Чем они берут и почему оболтус, казавшийся всем на протяжении четверти века ничтожеством во всех областях, неожиданно (3) вдруг (4) воспарил и смотрит на всех сверху вниз? Эти люди (5) с одной стороны (6) вызывают у меня какую-то такую улыбку, а (7) с другой стороны (8) они мне абсолютно противопоказаны и страшны.