Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Управление стрессом. Методы управления стрессом в организации на уровне предприятия и личности. Средства индивидуальной защиты

Важной составляющей любого конфликта или процедуры организационного изменения является стресс. Стресс – термин, используемый для характеристики разнообразных состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессоров. Различают два основных вида стрессоров : физиологические и психологические. К первым из них относятся: чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые ощущения и т.п. Второй вид включает в себя информационный дефицит или перегрузку, монотонность деятельности, отрицательные эмоции и др. В общем смысле стресс можно определить как ситуацию, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала.

Стресс может оказывать на персонал как положительное, мобилизующее влияние, так и отрицательное (дистресс), вплоть до полной дезорганизации его деятельности. Поэтому оптимизация организационного поведения в менеджменте должна предусматривать как комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса, так и действия, приводящие к периодическому проявлению стрессовых ситуаций слабой интенсивности.

В системе управления организацией часто проявляются недостатки, приводящие к стрессовым ситуациям, которые в менеджменте принято объединять понятием "организационные факторы стресса ". Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты их проявления.

Перегрузка работника, следствием которой являются следующие последовательно проявляющиеся реакции: беспокойство, фрустрация, чувство безнадежности, ожидание потерь (санкций) и дистресс.

Недогрузка работника, которая имеет два варианта основных реакций: при повышенной индивидуальной склонности к риску работника – "чувство отсидки", скука; попытка найти себя в новом виде деятельности; выполнение ненужных для системы управления действий, снимающих чувство скуки; боязнь контроля; наказание; дистресс; при средней и пониженной индивидуальной склонности к риску возникают фрустрация, беспокойство относительно своего положения в рабочей группе, ощущение собственной недооценки со стороны руководителей и дистресс.

Конфликт ролей, т.е. предъявление противоречивых требований к работнику. Например, менеджер требует от официанта максимально быстро обслужить посетителя и в то же время "раскрутить" его на большой заказ. Причинами возникновения конфликта ролей чаще всего являются следующие ошибки в управлении организационным поведением:

  • установление неправильных оценочных показателей трудовой деятельности (работник одновременно стимулируется за скорость и качество обслуживания);
  • нарушение принципа единоначалия (владелец предприятия категорически запрещает обсчет клиентов, а менеджер требует "свою долю" от незаконных доходов);
  • различие между нормами поведения работника и рабочей группы. Основными реакциями, возникающими как следствие конфликта ролей, являются попытки совместить несовместимое (найти средний вариант, устраивающий всех), фальсификация отчета о трудовой деятельности, страх разоблачения и дистресс;
  • неопределенность ролей, т.е. работник не знает четко, что от пего требует менеджер или по какой системе оценивают его действия. Основными реакциями здесь являются попытки упредить поступки менеджера, отрицательное отношение к этой ситуации менеджера, страх наказания и дистресс;
  • неинтересная работа, которая вызывает негативные эмоции. Основными реакциями от подобного явления будут переживание неудачи, фрустрация и дистресс;
  • излишне интересная работа, т.е. вызывающая очень интенсивные положительные эмоции в виде следующих основных реакций: отсутствие адекватного ответа работника на помехи в работе, сбой, наказание и дистресс;
  • плохие физические условия деятельности , температура, освещение, шум и т.п. Состояние дистресса при этом достигается в результате быстрой усталости;
  • прочие организационные факторы стресса : повышенная ответственность работника при отсутствии соответствующих прав и полномочий, плохое качество информационного обеспечения трудовой деятельности, несовместимость личностных качеств индивидуума и характера работы и др.

Рассмотрим основные способы элимирования организационных факторов стресса . Под элимированием организационных факторов стресса в менеджменте принято понимать действия, способствующие либо смягчению негативных состояний персонала, вызванных дистрессом, либо уменьшение частоты проявления дистресса.

Основные способы можно разделить на две большие группы : элимирование со стороны подчиненного и элимирование как следствие действий руководителя.

Элимирование со стороны подчиненного включает в себя семь основных приемов, которые можно применять как отдельно, так и в совокупности.

Во-первых, необходимо установление для себя четкой схемы действий и приоритетов в работе по степени важности тех или иных ее аспектов. Это позволяет в первую очередь выполнять функции, за ненадлежащее исполнение которых наступает максимальная ответственность.

Во-вторых, следует научиться отказываться от непосильных заданий. Стандартной схемой отказа является следующая: подтверждение понимания важности задания, описание заданий, которые вы уже выполняете, просьба объяснить, "что не делать" ради нового поручения.

В-третьих, необходимо налаживать неформальные отношения с руководителем. В этом случае ему гораздо легче объяснить свои проблемы.

В-четвертых, нельзя соглашаться с противоречивыми требованиями руководителей. Схема отказа обычно такова: объяснение противоречия, вопрос о том, какое из требований игнорировать или как их совместить.

В-пятых, при получении задания обязательно надо до конца уточнить: что вы должны делать, какой путь является наиболее приемлемым, как будет оцениваться проделанная работа.

В-шестых, нельзя скрывать от руководителя свои способности во избежание получения излишне простых заданий.

В-седьмых, на работе надо периодически отдыхать, обедать, а если есть возможность, уйти домой, то не делать вместо этого ту работу, которую можно перенести на завтра.

Элимирование организационных факторов стресса непосредственно руководителем включает в себя следующие пять правил.

  • 1. Менеджер должен знать реальные способности каждого работника. Обычно это достигается применением методов психодиагностики профессиональной пригодности или путем экспериментального доведения деятельности подчиненного до предела возможностей на основе использования сильных стимулов к труду.
  • 2. Необходимо позволять подчиненным отказываться от заданий, если они могут объяснить объективные причины своих просьб. В крайнем случае можно изменить условия и характер их трудовой деятельности.
  • 3. Следует очень точно определять полномочия подчиненных, меру их ответственности и систему оценочных показателей результатов их труда.
  • 4. По необходимости менять стиль лидерства. За хорошую работу необходимо предусматривать чувствительные для персонала вознаграждения.
  • 5. Все сложные вопросы трудовой деятельности необходимо подробно обсуждать с подчиненными, которые ее выполняют.

Рассмотрим классификацию психических состояний персонала как результатов стресса . Подобные состояния выступают обычно в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием стрессовых нагрузок. Механизм утомления обычно укладывается в следующую логическую схему: темп работы начинает поддерживаться не за счет увеличения ударного объема сердца, а путем увеличения частоты сердечных сокращений, в результате чего нарушается устойчивость вегетативных реакций организма, возникает разбалансированность функций, замедляется темп работы, точность и степень четкости моторики и движений.

Субъективными ощущениями утомления работником, в порядке очередности их проявления, являются следующие:

  • появляется чувство слабосилия и неверия в собственные возможности;
  • наблюдается расстройство внимания, нарушается процесс переключения на другой род деятельности, нужные факторы не замечаются, ненужные – сильно отвлекают;
  • наступает расстройство сенсорных возможностей работника за счет увеличения порога чувствительности;
  • нарушаются двигательные функции: все делается замедленно либо очень быстро и неточно;
  • нарушается память как краткосрочное запоминание (куда положил авторучку), так и в форме извлечения информации из долговременной памяти (какой сегодня день недели);
  • ухудшается мышление: обычно вместо новых решений работник безуспешно пытается применить старый способ действий или просто не может сосредоточиться на конкретном предмете;
  • происходит трансформация мотивов деятельности, т.е. поиск способов достижения цели замещается на поиск причин для невыполнения заданий;
  • ослабевает воля, снижается выдержка, решительность, самоконтроль и настойчивость;
  • появляется сонливость.

Принято выделять три стадии утомления. на первой из них его признаки проявляются слабо и за счет волевых усилий или повышенного эмоционального интереса трудовую деятельность можно поддерживать на нужном уровне.

На второй стадии качество деятельности начинает ухудшаться за счет увеличения частоты неправильных действий. Признаки утомления уже нельзя компенсировать волевым усилием. При наступлении третьей стадии работа уже не может выполняться.

В обязанности менеджера должны входить следующие функции.

На первой стадии утомления работу следует прервать, если ее продолжение не является существенно важным для организации. На второй стадии работа прерывается в любом случае. При достижении третьей стадии работнику необходимо предоставить время для отдыха во избежание развития хронического переутомления.

Монотония – это временное снижение работоспособности как результат однообразия деятельности. Механизм проявления монотонии следующий: несложные стереотипные действия приводят к бедности внешней информации, это вызывает погружение в дремотное состояние и снижение общей активности.

Субъективные ощущения монотонии во многом аналогичны ощущениям, возникающим при утомлении. Однако если при утомлении работоспособность прогрессивно падает, то при монотонии – колеблется. Утомление наступает у всех работников без исключения, монотония – не у всех. (Отдельные личности, монофилы, не испытывают монотонии за счет способности находить в однообразии малоощутимые различия.)

В обязанности менеджера по профилактике монотонии входят:

  • стимулирование монотонного труда за счет его повышенной и сдельной оплаты;
  • периодическая перестановка работников на другие операции;
  • постоянная информация персонала о результатах его деятельности;
  • введение посторонних раздражителей, например музыки.

Психическая напряженность – это состояние возбуждения как следствие ожидания неблагоприятного развития событий. Механизм проявления психической напряженности следующий: повышенная активность приводит к быстрой утомляемости, далее это развивается аналогично состоянию утомления.

В трудовой деятельности персонала встречаются четыре формы психической напряженности.

Во-первых, напряженный тип поведения, признаками которого являются общая заторможенность, скованность, напряженность и интенсивность движений, судорожное сжатие предметов, прикусывание губ, сжимание кулаков и т.п.

Во-вторых, тормозной тип поведения, выражающийся в отсутствии каких-либо внешних реакций (поза статуи).

В-третьих, трусливый тип поведения, признаками которого являются апатия, пассивность, повышенное чувство самосохранения, желание оттянуть начало действий.

В-четвертых, прогрессивный тип поведения, внешне выраженный в полной мобилизации, оптимизме и повышенном фоне настроения.

Врожденно к первому типу поведения склонны, как правило, лица с холерическим типом темперамента, ко второму – с меланхолическим, к третьему – с флегматичным и к четвертому – с сангвиническим.

В обязанности менеджера по профилактике психологической напряженности входят психодиагностика профессиональной пригодности при найме персонала; создание благоприятного социально-психологического климата в рабочих группах; создание условий для повышения работниками уровня саморегуляции психической деятельности (комната психологической разгрузки, тренажерный зал, сауна и т.п.).

Слова стресс, стрессоустойчивость последнее время на слуху у многих наших соотечественников. Примерно представляя значение этого слова, многие не до конца понимают, что же кроется под этими широко известными понятиями. В соответствии с классическим определением, стресс является неспецифической реакцией на воздействие, оказываемое внешней средой .

Суть стресса и его разновидности

Таким образом, стресс по сути своей является ответной реакцией организма на перенапряжение, на какие-то негативные эмоции или же всего лишь на монотонность повседневной суеты. При стрессе организмом человека вырабатывается гормон адреналин, заставляющий начать поиск выхода из стрессогенной ситуации. В небольших дозах стресс необходим для всех, поскольку он вынуждает думать, толкает к поиску выхода из сложившейся ситуации, жизнь без стресса была бы чрезвычайно скучна. С другой же стороны, чрезмерное обилие стресса является причиной ослабления организма, потери сил и, следовательно, способности поиска решений. С полной уверенностью можно заявить, что с самого момента рождения жизнь человека представляет собой постоянный стресс . Изначальная физиологичность стресса позволяет выделить две его разновидности:

  • эустресс, представляющий собой позитивное воздействие внешних факторов, повышающих иммунитет, тренирующих и активизирующих внутренние ресурсы человека;
  • дистресс, заключающийся в затяжном, хроническом, долговременном и застойном процессе, приводящем к сбоям в организме, выражающимся в банальной усталости или даже в психоматических заболеваниях.

То есть, немного упрощая, можно сказать, что стрессорами могут являться как сильные положительные, так и отрицательные эмоции. Однако стрессоры характеризуются сугубой индивидуальностью , зависящей от особенностей конкретного человека и сложившегося у него мировоззрения.

Симптомы стресса и его причины

Признаками, позволяющим определить наличие у себя или у другого человека стресса, являются следующие симптомы:

  • чувство постоянного раздражения, ощущение подавленности, появляющиеся зачастую без явных причин;
  • плохое качество сна, беспокойство во сне;
  • наличие депрессии, физической слабости, головной боли, нежелание чем-либо заниматься;
  • наличие проблем с памятью, замедление мыслительного процесса;
  • понижение концентрации внимания, отрицательно сказывающейся на работе или учебе;
  • невозможность расслабиться и отбросить свои проблемы и дела;
  • исчезновение интереса к окружающим людям, даже к родным и друзьям;
  • постоянное присутствие желания всплакнуть, слезливость иногда перемежающаяся рыданиями, пессимизм, тоска, жалость к себе самому;
  • исчезновение аппетита или его чрезмерное возрастание;
  • появление нервных тиков и навязчивых привычек – человек может начать покусывать губы, грызть ноги и т.д.;
  • появление недоверия к окружающим, суетливости.

Если вы почувствовали, что пребываете в стрессовом состоянии, данный факт свидетельствует о том, что ваш организм отреагировал на какой-то фактор, находящийся во внешней среде или даже внутри самого вас. Стресс может обусловить все, что человек принимает близко к сердцу, что его может раздражать. К примеру, внешней причиной может явиться беспокойство по вполне определенному поводу (измена любимого человека, смена работы), тогда как жизненные убеждения, ценности внутренняя самооценка могут стать внутренней причиной. Стрессам в равной степени подвержены мужчины и женщины , однако у каждого организма имеются собственные характерные особенности. В том случае, когда вы начали замечать за собой признаки, свидетельствующие о стрессовом напряжении, то, прежде всего, необходимо выявить причины их возникновения. Это необходимо потому, что устранение причин является более легкой задачей, чем ликвидация последствий, вызванных стрессом. Подтверждением тому является расхожая народная мудрость, в соответствии с которой причиной всех болезней являются нервы. Как свидетельствуют клинические наблюдения, незначительные стрессы не только не вредны для организма, они даже полезны для него . Стрессы стимулируют человека к поиску возможностей выхода из создавшейся затруднительной ситуации. Чтобы депрессия в результате стресса не трансформировалась в более тяжелое состояние, каждому из нас следует обращать внимание на самовоспитание, развитие силы воли, умение применять методы управления стрессом. Зачастую люди пытаются справиться со стрессами, применяя антидепрессанты, наркотики, алкоголь. Этим они стараются избежать ненужной, с их точки зрения, потери сил и времени на самовоспитание при наличии кажущихся им приемлемыми простых путей. Они не дают себе труда задуматься о возможном возникновении зависимости, справиться с которой можно лишь с помощью специалистов. Самый надежный путь предотвращения депрессивных состояний – это управление стрессом.

Основные стратегии, позволяющие управлять стрессом

Не исключено, что вы предполагаете, что со своим стрессом вы сделать ничего не в силах, что управление конфликтами и стрессами не для вас. Вы можете даже считать, что вам следует всего лишь подождать, чтобы ваш организм пришел в норму сам собой. Такая точка зрения является глубоко ошибочной, и подобный подход к стрессу способен стать причиной печальных последствий. Управлять стрессом можно и нужно , для чего изобретено большое количество методов и техник. Более того, следует научиться проявлять устойчивость по отношению к стрессовым ситуациям. Каждый человек должен понимать, что сложившаяся на настоящий день ситуация едва ли изменится сама собой, если вы не предпримете каких-то усилий в этом направлении. У вас каким-то непонятным образом не добавится времени для решения всех задач и выполнения всех дел, счета как приходили, так и будут продолжать приходить. Со стрессовыми ситуациями вы можете столкнуться на каждом шагу, однако, в ваших руках больше, чем вы думаете, возможностей контроля над своей жизнью, над самим собой и над своей реакцией по отношению к стрессовым ситуациям. Одно лишь понимание того, что вы способны подчинить контролю собственную жизнь, является большим вкладом в дело борьбы со стрессом. Управление стрессом предполагает, что человек умеет взять на себя ответственность за собственную жизнь и за свою реакцию на события, которые в ней происходят. Вам необходимо понять, что ответственность за ваши эмоции, мысли, вашу среду, ваше время и возникающие на вашем пути проблемы лежит только на вас. Конечной целью для вас должна стать сбалансированная жизнь, в которой вы будете располагать достаточным временем для работы, веселья и отдыха, отношений, в которой вы сумеете стойко принимать проблемы и задачи, а также решать их.

Здоровые пути управления стрессом

Если применяемые вами методы борьбы с трудностями не оказывают положительного воздействия на ваше эмоциональное и физическое здоровье, следует задуматься об их замене. Здоровые способы управления и борьбы со стрессом довольно многочисленны, но все они потребуют от вас определенных изменений. Однако у этих изменений есть лишь два объекта – это сама ситуация и ваша реакция на нее . Как известно, внешние изменения приводят к изменениям внутренним и наоборот. Четыре существующие тактики противостояния стрессу состоят в бегстве от них, в их изменении, принятии и адаптации к ним. Поскольку реакция каждого человека на стресс уникальна, единственной методики , способной решить все проблемы, связанные со стрессом не существует . Ни один метод не способен быть эффективным для всех или для любых ситуаций, поэтому вы должны поэкспериментировать, применяя различные методы и стратегии. Выбрать же стоит ту технику, которая даст вам возможность чувствовать спокойствие и уверенность в самоконтроле. Работа, производимая со стрессовыми ситуациями, может вестись по двум путям:

  • изменение ситуации методом:
    • бегства от стресс-фактора;
    • изменения стресс-фактора;
  • изменение вашей реакции методом:
    • адаптации к стресс-фактору;
    • принятия стресс-фактора.

Данные методы управления стрессом позволили разработать шесть стратегий, описываемых ниже.

Стратегия бегства от излишнего стресса

От любых стрессоров бегством спастись невозможно, и данный прием борьбы со стрессом вовсе не является самым здоровым, тем более если избегаемая ситуация требует решения. Однако то количество стресса, которое можно избежать в жизни, должно вас приятно удивить. Принципы данной стратегии состоят в следующем:

  • Следует научиться говорить «нет» . Для этого нужно знать свои пределы и придерживаться их, отказываясь от излишних обязательств, особенно тех, которые вы не способны выполнить. Принятие на себя большого числа задач, выполнение которых для вас невозможно, является верным способом формирования стрессовой ситуации.
  • Необходимо избегать людей, выводящих вас из себя . Если кто-то своим присутствием провоцирует ваш стресс, а у вас нет возможности повлиять на данную ситуацию, следует ограничить проводимое с этим человеком время или полностью приостановить с ним отношения.
  • Следует контролировать окружающую вас среду . Выключите телевизор, если вечерние новости вселяют в вас беспокойство. Воспользуйтесь более длинным путем на работу, если на коротком пути возникли пробки.
  • Сторонитесь горячих тем. Если обсуждение какого-то вопроса вас расстраивает, то просто перестаньте принимать участие в его обсуждении. Если спор на данную тему постоянно идет с какими-то людьми, то дайте им понять, что обсуждать ее больше не желаете.
  • Сократите список дел. Обязательно займитесь анализом вашего расписания, обязанностей или повседневных задач. Если количество дел превосходит ваши возможности, список необходимо сократить. Переместите во вторую очередь или вовсе уберите из списка задачи, необходимость которых не является однозначной.

Стратегия изменения ситуации

Если вам не удается избежать стрессовой ситуации, попытайтесь изменить ее. Попытайтесь выяснить, что можно сделать для того, чтобы поменять ситуацию таким образом, чтобы проблема больше не всплывала. Зачастую это бывает связано с изменениями в вашей манере общения или в порядке работы. Основными постулатами этой стратегии, обеспечивающей управление стрессом, являются:

  • Старайтесь выражать свои чувства, а не взрываться . Если чувства не выражать, то обида будет накапливаться, а ситуация – усугубляться.
  • Стремитесь к компромиссу. Прося кого-то изменить поведение, будьте в готовности поступить точно также, что облегчит нахождение взаимно приемлемой золотой середины.
  • Будьте напористым. Делайте все, чтобы предвидеть проблему и исключить ее возникновение. Если вы занимаетесь подготовкой к экзамену, и если в этот момент в комнату входит ваш болтливый товарищ, однозначно скажите ему, что времени на общение у вас нет.
  • Научитесь управлять временем. Отсутствие этого навыка может стать причиной значительного стресса. Если у вас имеется существенное отставание от графика, то оставаться сосредоточенным и спокойным очень трудно. Если же планирование времени происходит разумно, и у вас есть убеждение в том, что вы не подвержены перенапряжению, то уровень стресса можно значительно уменьшить.

Стратегия адаптации к стрессовой ситуации

Если вам не удается изменить ситуацию, то следует попробовать изменить себя. Это позволит вам адаптироваться к стрессеру, восстановив ощущение контроля, изменив свои ожидания и свое отношение к стрессовой ситуации. Вот основные меры, которые необходимо предпринять в рамках данной стратегии:

  • Переосмыслить проблему . Попробуйте взглянуть на обстоятельства стрессовой ситуации более позитивно. Попав в пробку, не злитесь, а просто включите любимую мелодию и наслаждайтесь ею.
  • Взглянуть с другой точки зрения. Попробуйте оценить значимость сложившейся ситуации с точки зрения долгосрочной перспективы. Насколько она будет важна через неделю? Через год? Есть ли смысл расстраиваться в связи с этим? Если понимаете, что смысла нет, то свою энергию и свое время сосредоточьте на чем-то более значимом.
  • Настроить уровень стандартов. Перфекционизм представляет собой основной источник стресса. Необходимо перестать готовить себя к неудаче, стараясь быть совершенным. Вам следует установить разумные стандарты для других и для себя. Стремиться к совершенству – это неплохо, однако это вовсе не значит, что вам следует быть совершенным во всем.
  • Сосредоточиться на положительном. Когда вы валитесь с ног от стресса, подумайте о том, что является ценным для вас в жизни, вспомните о своих положительных качествах и талантах. Эта несложная стратегия поможет вам настроиться в позитивном ключе.
  • Мыслить позитивно. Эта техника чрезвычайно эффективна, но она довольно трудна. Способ вашего мышления в значительной мере сказывается на вашем эмоциональном и физическом благополучии. Думая о себе негативно, вы вынуждаете тело на такую реакцию, которая свойственна ему в стрессовой ситуации.

Стратегия принятия

Определенные источники стресса являются неизбежными. Вы не в состоянии избежать таких стресс-факторов, как уход из жизни близкого человека, расовые предрассудки или тяжелая болезнь. Вы не в состоянии и изменить их. В подобных случаях лучший способ борьбы со стрессом заключается в принятии событий в таком виде, в каком они происходят. Это достаточно непросто, но все-таки проще, чем страдать от ситуации, над которой вы не имеете власти. Что же необходимо предпринять в рамках данной стратегии?

С помощью отдыха и развлечений, балуя себя, можно зарядить себя положительной энергией и тем самым уменьшить присутствие стресса в своей жизни. Регулярно отдыхая и развлекаясь, вы приобретаете большую устойчивость по отношению к неизбежным стресс-факторам. Об этих своих потребностях нельзя забывать ни в коем случае. Реализация этой стратегии, дающей возможность обеспечить управление конфликтами и стрессами, предполагает:

  • Выделение времени для отдыха . Расслабление и отдых должны быть непреложной частью ежедневного графика. Другие обязанности в это время входить не должны. Время на отдых от выполнения любых обязанностей позволяет вам зарядиться новой энергией.
  • Общение. Стремитесь чаще бывать в компании позитивных людей, с которыми вам комфортно, которые оказывают поддержку вам и вашим стремлениям. Хорошая система поддержки представляет собой великолепную защиту от последствий вероятного стресса.
  • Любимые занятия. Вам следует выделить время для своего досуга, приносящего для вас радость. Каждый человек должен иметь хобби или любимое дело.
  • Чувство юмора. Следует уметь смеяться и над самим собой. Смех оказывает помощь организму в борьбе со стрессом, что подтверждается и научными исследованиями.

Стратегия здорового образа жизни

Устойчивость к стрессу вы можете увеличить, укрепляя ваше физическое здоровье. Стремясь обеспечить управление стрессом с помощью этой стратегии, необходимо:

  • Регулярно упражняться. Физическая активность является ключевым фактором для предотвращения негативных последствий стресса. Постарайтесь найти время, хотя бы полчаса, чтобы выполнять определенные физические упражнения не реже трех раз в неделю. Особо эффективными в борьбе со стрессом являются аэробные упражнения.
  • Употреблять здоровую пищу . Здоровое питание увеличивает сопротивляемость тела по отношению к стрессовым нагрузкам. Начинайте день здоровым завтраком, насыщайте свой ум и свое тело питательными и сбалансированными блюдами на протяжении всего дня.
  • Сократить количество сахара и кофеина. Кофеиновые и сахарные допинги поднимают уровень вашей энергии до максимума, после которого зачастую наступает спад, сопровождающийся ухудшением настроения. Сведите к минимуму количество выпиваемых напитков, кофе, сахара, шоколада, и это даст вам возможность чувствовать себя более спокойным и положительно отразится на качестве сна.
  • Исключить наркотики, сигареты и алкоголь. Алкоголь и наркотики помогают лишь временно спрятаться от стресса. Курению свойственно ощущение ложного облегчения в то время как оно негативно воздействует на ваше психическое и физическое здоровье.

Для человеческой натуры свойственно стремиться закрывать глаза на неприятное, стараться избегать неприятных обстоятельств в личной жизни и на работе. Однако проблемы проще разрешаются, пока они не превратились в серьезные и не стали неуправляемыми. Стресс присущ всем людям, избегать его постоянно совершенно невозможно. Однако его можно и нужно контролировать, управлять им, реально оценивая при этом все, что происходит вокруг, стараясь смотреть на проблему в ракурсе перспективы и делая паузы в череде своих дел и обязанностей.

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организации.

Стресс - эмоциональное состояние организма, который обусловлен чрезмерным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Например: ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информации, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др. Стресс - это обязательный компонент человеческой деятельности.

Заметим, что стресс характеризуется наличием трех фаз; тревоги, сопротивления и истощения.

Люди по-разному переносят на себе названные фазы стресса, зависит как от их личных, так и от многих других факторов: одни проявляют реакцию соперничества и борются с ним, другие - идут.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Тип стресса, который имеет отношение к руководителям характеризуется чрезмерными психологическими или физиологическими напряжениями .

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов - болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и спине, артрит, астма и др.).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не поспевает принять решение и др. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, созданию и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз, опасности, образ. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается ее интерес к общению. Основными причинами стресса являются следующие : организационные факторы - перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, или дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределенные обязанности ее работы, кому она подчинена и какие у нее есть права;

обязательность, повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собрании и совещаниях, насыщенные в организации;

ответственность за выполнение задания, особенно в условиях неопределенного будущего;

постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрым технологическим изменениям, полученная новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

взаимоотношения с подчиненными - неумение управлять критически настроенным или незгуртованим коллективом, трудности в оппонирование власти;

взаимоотношения с коллегами - нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом, трудности в достижении сотрудничества;

ненадежность рабочего места, связанное с опаской сокращение штатов, старением, досрочной пенсии;

чувства, вызванные работой или карьерой - разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

влияние организации, связанный с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

внешнее воздействие, включающий; конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки.

Указанные причины могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей, которые имеют давление сверху и снизу. Положительные жизненные события могут также вызвать большой стресс.

Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние, состоящий в том, что способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться управлять ими.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом .

Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы :

разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать "сегодня", "завтра", "когда придет время...");

научиться говорить "нет", когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с вашим руководителем, научите руководителя уважать Ваше рабочую нагрузку;

не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не трогайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для Вас противоречивыми)

сообщите руководителю, что Вы не уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

определите цель своей карьеры, которая по Вашему самооценка реальная, проверьте которых способностей и квалификации Вам недостает;

найдите время каждый день для отключения и отдыха;

выделите время для расслабления, когда Вы находитесь под убыточным давлением;

реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой.

Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо :

определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

используйте стиль лидерства в зависимости от конкретной ситуации;

обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника.

Одной из насущных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера - это его способность сознательно противостоять длительном стресса. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье.

Нужно знать, что стресс - это также и необходимое условие жизнедеятельности. Известный канадский физиолог Ганс Салье, который впервые описал стресс, считает, что жизнь без стресса не мыслимо. Негативные последствия имеет не сам стресс, а дистресс как его составная часть, которого и следует избегать.

Все, что связано с дистресс несет в нашу жизнь болезни, депрессию, одиночество, определенные функциональные неврозы, в то время как эйфорическое стресс означает здоровье, удовольствие, счастье.

Принципы мудрого отношения к жизни (по Г. Салье) уметь отличать главное от второстепенного;

знать степень влияния на события, то есть знать реальную оценку как собственных возможностей так и ситуации, в которой мы находимся; уметь подходить к проблеме с разных сторон; готовить себя к любым неожиданным событиям;

воспринимать деятельность такой, какой она есть в реальности, а не в нашем воображении;

стараться понять других;

уметь приобретать положительный опыт по тому, что происходит; "Заслужить любовь ближнего" .

Как эффективно применять управление стрессом на предприятии, в организации? Какие существуют методы и способы управления стрессами?

Корпоративная культура для многих людей очень важна. Но всю ее ценность может свести на нет одно слово - «стресс». Действительно, в наше время это слово вошло в лексикон современного человека наравне с такими понятиями, как фастфуд, мобильный телефон и интернет.

«Работа, требующая большой стрессоустойчивости», - так многие описывают свою деятельность, повышая ее престиж в глазах окружающих. Но для людей, находящихся на грани нервного истощения, стресс перестает быть чем-то далеким. Для них стресс превращается в болезнь. Поэтому управление стрессами в менеджменте является важнейшей проблемой.

Поведенческие и физиологические симптомы стресса

Внешнее давление стимулирует, мотивирует и побуждает к действию, но когда резервы, позволяющие справляться с трудностями, исчерпаны, мы на пороге стресса.

Если у человека начинают проявляться разнообразные поведенческие и физиологические симптомы стресса значит, он перешел ту тонкую грань, которая отделяет стресс от умеренного давления.

Поведенческие симптомы:

  • Раздражительность
  • Потеря способности принимать решения
  • Потеря чувства юмора
  • Беспричинные вспышки гнева
  • Неспособность сконцентрироваться
  • Неспособность довести дело до конца
  • Подозрительность
  • Ощущение духовной опустошенности
  • Желание расплакаться из-за любой мелочи
  • Нежелание что-либо делать после возвращения с работы домой
  • Чувство усталости утром, даже если вы рано легли
  • Хроническая усталость

Физиологические симптомы стресса:

  • Потеря аппетита
  • Желание «заесть» проблему, повышенный аппетит
  • Частые расстройства желудка, сердцебиение
  • Запор или диарея
  • Бессонница
  • Обильное потоотделение без причины
  • Нервная дрожь, покусывание ногтей и т. д.
  • Головная боль
  • Судороги и мышечные спазмы
  • Тошнота
  • Одышка на ровном месте
  • Приступы слабости
  • Импотенция или фригидность
  • Экзема

Управление стрессом в коллективе: выявляем источники

Если сотрудник говорит об упадке сил, необходимо определить источник стресса. Только тогда можно разрабатывать план действий, чтобы управление организационным стрессом было максимально эффективным.

Ниже приведены самые распространенные источники стресса на рабочем месте.

  • Проблемы с клиентами/покупателями
  • Работа допоздна
  • Постоянный поток посетителей
  • Проблемы с начальством
  • Работа в сжатые сроки, постоянные дедлайны
  • Принятие решений
  • Бюрократия
  • Технические неполадки
  • Конфликты с коллегами
  • Потеря интереса к работе
  • Слишком большая ответственность
  • Большой объем работы
  • Телефонные звонки
  • Дорога с работы/на работу
  • Командировки
  • Ошибки в работе
  • Несоответствие корпоративных целей личным идеалам
  • Работа мешает личной/семейной жизни
  • Огромные объемы корреспонденции
  • Невозможность отказаться от работы
  • Отсутствие стимулов
  • Усталость от постоянного общения
  • Отсутствие представления о дальнейшей карьере
  • Неуверенность в безопасности работы
  • Отсутствие поддержки со стороны супруга/партнера
  • Работа наносит ущерб семейной жизни
  • Необходимость говорить подчиненным неприятные вещи, например, о грядущих сокращениях

Технологии управления стрессом: устраняем «пожирателей времени»

А где Бет? - Она утомилась. - Утомилась? Да, прекрати. Это Нью-Йорк, здесь все утомлены.

Из всех проблем, с которыми менеджеры сталкиваются ежедневно, самый большой стресс они испытывают из-за нехватки времени. «Пожирателей» времени можно разбить на несколько категорий, с каждой из которых нужно бороться по-разному.

«Кормящие завтраками». Лица, попадающие под эту категорию, усложняют себе жизнь, постоянно откладывая дела на завтра. Они предпочитают думать о работе, а не делать ее.

Причинами постоянных отсрочек являются отсутствие интереса, неуверенность в себе и страх перед переменами.

Чтобы справиться с данной проблемой, воспользуйтесь следующими подсказками:

  • разделите большое и сложное задание на маленькие задачи;
  • составьте список задач, которые необходимо решить быстро (например, за неделю) и которые можно отложить;
  • планируя свой рабочий день, постарайтесь рутинные обязанности перемежать с деятельностью, которая приносит удовольствие;
  • смиритесь с мыслью, что риски неизбежны и что не бывает абсолютно правильных решений.

Неумеющие делегировать. Эти люди тратят массу времени на выполнение работы, которую гораздо лучше сделал бы кто-то другой. Им следует взять на вооружение следующие правила:

  • делегирование не означает потерю полномочий;
  • не жалейте времени на то, чтобы объяснить подчиненному, что от него требуется. Люди, не умеющ ие делегировать, обычно плохие коммуникаторы, поэтому результаты работы подчиненных их часто разочаровывают;
  • делегируя часть обязанностей, позвольте подчиненному выполнить их самостоятельно;
  • не давайте даже небольших заданий людям, которые с ними не справятся. Учитесь отказывать вежливо и корректно.

Неорганизованные. Эту категорию работников можно опознать по заваленном бумагами рабочему столу. Неорганизованные сотрудники часто забывают о встречах или опаздывают. Они полагают, что причина их проблем лежит в высокой загруженности. Им следует:

  1. научиться планировать свою работу
  2. составлять список дел на день и вечером сверяться с ним
  3. взяться за одно дело и довести его до конца
  4. обдумывать каждый телефонный звонок и составить список вопросов, которые необходимо задать собеседнику
  5. определить наиболее продуктивное время для работы и перенести на это время самые сложные задачи, а остальную часть дня посвятить рутинным обязанностям
  6. назначая встречи, указывать в своем ежедневнике не только время начала беседы, но и время окончания.

«Овощи». Обычно эти сотрудники имеют мало представления о целях и задачах, которые перед ними стоят. Они больше размышляют о работе, чем делают ее. У них низкий уровень притязаний и плохо развитые коммуникативные способности. Две вещи, которым им необходимо научиться:

  • говорить «не знаю», если Вы чего-то не знаете
  • говорить «не понимаю», если Вы не понимаете свою задачу, обязанности или цель задания.

Приемы управления стрессом: справляемся с помехами

Еще один источник стресса для многих менеджеров - «постоянные помехи», к которым относятся теле­фонные звонки, письма, надоедли­
вые коллеги.

С появлением голосовой и элек­тронной почты, мобильных телефо­нов и прочих устройств остро стал вопрос управления технологиями, пока они не начали управлять Вами. Есть несколько общих правил, помогающих упорядочить работу и избежать напряжения. Благодаря этому управление профессиональным стрессом станет гораздо легче.

Для телефонных звонков: разбейте звонки, которые необходимо совершить, по группам; продумайте, что будете говорить и какую информацию необходимо получить и установите лимит на продолжительность разговора.

Для голосовой почты: используйте ее, если знаете, что на решение сложной проблемы уйдет много времени. Не пытайтесь проверять голосовые сообщения каждые 10 минут. В первую очередь уделите внимание самым важным сообщениям, остальные оставьте на потом.

Для электронной почты: отправляйте письма в порядке значимости и по том же принципу отвечайте. Обычно люди отвечают на письма по мере их поступления, а не по мере значимости.

Для мобильных телефонов: отключайте мобильники во время важных встреч или дел, чтобы не отвлекаться лишний раз. Пользуйтесь телефоном преимущественно в поездках или в периоды низкой трудоспособности, иначе придется заниматься этим во время основной работы.

Надоедливые коллеги. Хотя «пожиратели времени» помогают расслабиться и отвлечься от скучной или утомительной работы, толпы посетителей отбирают уйму времени, мешают и раздражают. Предлагаем вам несколько методов контроля над ними.

  • Установите «тихий час», во время кото­рого вас не будут отвлекать. Закройте двери и повесьте предупреждающую табличку.
  • Установите приемные часы.
  • Назначайте встречи за пределами своего кабинета или офиса. Это позво­лит вам контролировать потраченное время и уйти в любой момент.
  • Уверенно пресекайте пустую болтовню, делая это вежливо и дружелюбно. До­статочно узнать основные тезисы собеседника.
  • Если вас неожиданно прервали, спро­сите у посетителя, сколько времени ему нужно, и, не имея возможности отреа­гировать немедленно, назначьте встре­чу на другое время.

Нежеланные посетители. Ими движут несколько причин, например:

  • желание обменяться информацией;
  • потребность перестраховаться или очертить круг обязанностей;
  • неуверенность в необходимости выпол­нения данной работы;
  • желание пообщаться во время перерыва или отвлечься от скучных обязанностей.

Научитесь определять причину по­мехи. Если коллеги вас отвлекают по поводу работы, уделите им время, если нет - воспользуйтесь советами, описанными выше.

Управление эмоциональным стрессом: 5 простых шагов

Итак, основная причина стрес­са для наемных работников сегод­ня - понимание того, что практика пожизненного найма больше неактуальна.

Используя термин «новая психология найма», работодатели ожидают, что сотрудники будут бо­лее гибкими, ответственными, работоспособными и продуктивными.

В то же время компании постоян­но уменьшают гарантии относитель­но стабильности и карьерного рос­та. Совсем несложно представить, что множество людей вскоре перей­дут в категорию фрилансеров, кото­рых привлекают на постоянной или временной основе.

Они могут полу­чать задания и проекты как после­довательно, так и одновременно, ра­ботать самостоятельно или в группе. Их зарплата представляет собой как фиксированный оклад, так и бывает привязана к результатам труда.

Специалисты, которые работа­ют в «закостеневшей» компании, где нет карьерных перспектив, долж­ны смириться с тем, что развитие карьеры и обучение - это скорее дело рук самого человека, а не ком­пании, в которой он работает. А это требует высокого уровня мотивации и самоконтроля.

Хотя перспектива самостоятельно заниматься своей карьерой за пределами организа­ции вдохновляет далеко не всех, ис­следования показывают, что уход в собственный бизнес или фриланс обычно повышает уровень удовлет­воренности работой и жизнью.

Для того чтобы минимизировать риски и управлять собственным стрессом, необходимо:

#1 Изучить себя - понять, какие причи­ны вызывают у вас стресс и как его можно избежать. При этом полезно проанализировать предыдущие си­туации стресса, вспомнить, как вы себя чувствовали, как реагировали и чем все закончилось. Ретроспек­тивный анализ поможет вам лучше управлять своим состоянием.

#2 Принять на себя ответственность. Слишком часто люди либо отрицают наличие проблемы, либо винят в не­ приятностях других людей. Даже если виноват кто-то другой, ведь это вы пострадали и вы должны найти ре­шение. Часто люди боятся, стыдятся или неспособны признать, что испы­тывают стресс, но чем дольше они это скрывают, тем негативнее будут последствия.

#3 Определить причину стресса. Вы­зван ли он работой, положением в коллективе, взаимоотношениями, переменами на работе или чем-то еще? А может быть, работа здесь вовсе ни при чем? Определение симптомов и признание наличия стресса - это только начало.

Следу­ющий шаг - выявление причин. Тут трудность кроется в том, что стресс может быть вызван рядом причин, которые скрыты от вас за стеной других. Постарайтесь разобрать стену, которой вы окружили себя, кирпичик за кирпичиком. Стресс не преодо­леть одним ударом, потребуется це­лый комплекс мер.

#4 Предвосхищайте периоды стресса (как на работе, так и дома) и плани­руйте. Обращайтесь к тем источни­кам и профессионалам, которые мо­гут помочь в данной ситуации.

#5 Изучайте и используйте методы предотвращения и понижения уров­ня стресса. Например, управление временем и уверенность в своих си­лах - два ключевых навыка в борьбе.

Таким образом, проблема управления стрессом на рабочем месте требует тщательного подхода как со стороны сотрудника, так и со стороны его руководителя. Снижение и предупреждение стресса позволит повысить продуктивность и мотивацию персонала.


АНО ВПО «Омский экономический институт»

Кафедра менеджмента и маркетинга

Курсовая работа

по дисциплине: Основы менеджмента

Тема: «Управление стрессами»

Выполнила:

студентка гр. Зиу 1-39

Ревкова З.М.

Проверила: Бакун Т.В.

Введение

Глава I Общие понятия стресса

1.1 Понятие стресса

1.2. Причины и последствия стресса

1.3. Методы борьбы со стрессом

Глава II Характеристика школы

2.1. Характеристика МОУ «СОШ № 6»

2.2. Проблема стрессов в отделе кадров МОУ «СОШ № 6»

ГЛАВА III Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе МОУ «СОШ№ 6»

Заключение

Список литературы

Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

    Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

    Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

    Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

    Изучить методы борьбы со стрессом.

    Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

Глава I

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса 1 .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость 2 .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня 3 .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс . Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям 4 .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности 5 .