Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Уйти на долгий подвиг и мученье, и в этом видеть свет и благодать

На этой недели все мы будем праздновать День Учителя. Мы не можем представить себе жизни сегодня без общеобразовательной школы. И, несмотря на все чудеса технической модернизации, школа не представляется нам без Учителей!

И ценность этой профессии имеет место быть. Учителя учат наших детей постигать азы науки, учат жить и общаться в коллективе. Они проводят с нашими детьми много времени. Иногда они знают чужих детей лучше, чем их собственные родители.

Учителя — тоже люди, и они бывают разные: добрые и строгие, справедливые и злые, хорошие и плохие. Как бы там ни было это их праздник! И пусть эта подарит им подарки доброты и удачи! Ведь, чем счастливее Учитель, тем позитивнее его уроки и продуктивнее знания.

Давайте, начнем поздравлять учителей со стихотворений о них.

Стихотворения про учителей

Ваш скромный труд цены не знает,
Ни с чем он не сравним!
И все с любовью величают
Вас именем простым —
Учитель. Кто ж его не знает,
Простое имя это,
Что светом знаний озаряет
Живую всю планету!
Мы в вас берем свое начало,
Вы — нашей жизни цвет, —
И пусть года, как свечи, тают, —
Нам не забыть вас, нет!

Вы повели нас по дороге знаний.
Отдав нам много силы и ума.
А сколько приложили вы стараний,
Чтоб мы учились хорошо всегда!
Вы научили нас писать красиво,
Решать задачи и себя вести,
Всегда спокойно, чутко, терпеливо
И к каждому подход сумели вы найти.

Вы постоянно на передовой,
На самом стыке будущего с прошлым,
Добра со злом, возвышенного – с пошлым,
А завтра снова предстоит незримый бой:

Очередной опасный марш-бросок
Под бомбами невежества и лени,
На мыс любви, добра и вдохновенья –
От бездн отчаянья на волосок…

Под грудью вечно амбразура дзота,
А в дзоте – неокрепшие умы,
Вы день за днем горите на работе,
Спасая их от неученья тьмы.

К обеду тяжелеет голова,
Но вечером готовьтесь, как Буденный,
Прорваться сквозь тетрадные заслоны
И отразить атаку «Дома-два».

А ночью в караул идти опять:
В окоп прицельно сыплются шпаргалки,
И едет танк директора с мигалкой…
Звонок будильника – пора вставать!

Вы постоянно на передовой,
Привыкли уши к громким канонадам,
Шинель в мелу – пока не до парадов!
Но вы давно поладили с судьбой.

Учителя – герои наших дней,
Бойцы могучей Армии Спасения!
Участники великого сраженья
За наших подрастающих детей.

(Мария Калужская)

Учитель! Труд твой кропотливый,
С каким трудом еще сравнишь?
Ты словно сеятель над нивой,
Бесценный урожай растишь!
Ты будто первооткрыватель,
Ведешь по жизни молодежь,
Ты в тоннах знаний, как старатель,
Крупицу золота найдешь!

Учительство — не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство — когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!

Поздравление учительнице

Пришла учительница в класс,

Сама чуть-чуть постарше нас,

И провела такой урок,

Что мы забыли про звонок.

Нам хотелось больше знать,

И взрослыми быстрее стать,

И выбрать в жизни верный путь,

И в будущее заглянуть.

Быть может, кто-нибудь из нас

Войдет вот так же в школьный класс

И проведет такой урок,

Что все забудут про звонок.

(В. Малков)

День учителя

В день осенний, когда у порога

Задышали уже холода,

Школа празднует день педагога

Праздник мудрости, знаний труда.

День учителя! Вслушайтесь сердцем

В эти звуки, что дороги нам

Всем, что связано с юностью, детством,

Мы обязаны, учителям!

Горечь первой досадной ошибки,

Сладость первых нелегких побед

Пусть же все отразится в улыбке,

Излучающей мудрость и свет.

Вы душою - всегда молодые,

Труд и радости с нами деля,

Наши строгие, наши родные,

Терпеливые учителя!


Твой друг

Есть у тебя хороший друг,

Надёжней друга нет.

Спроси про север и про юг,

Про то, что у тебя вокруг,-

На всё он даст ответ.

Ты помнишь, как пришёл он в класс?

Решили все: суров!

Но сколько он нашёл для вас

Простых, понятных слов!

Тебе за партой одному

Задачу объяснял.

Помог соседу твоему

И драчунов разнял.

А помнишь, вас повёл в поход

С утра, в седьмом часу?

Какая птица как поёт,

Рассказывал в лесу.

Осенний вечер наступил.

Ты лёг уже в постель...

Учитель только что раскрыл

Тяжёлый свой портфель.

Ты крепко-крепко спишь сейчас,

Ты нагляделся снов.

А он, под лампою склонясь,

Похвалит: «Пять» на этот раз,

Серёжа Иванов!»

Хороших вырастил ребят

Твой друг за много лет.

Его теперь благодарят

Колхозник и поэт,

Учёный знатный, горновой,

Артист и лётчик боевой...

Надёжный друг -

Учитель твой!

(Я. Аким)

Ты нужен, нужен на веку
И юноше и старику,
Чтоб их обогащать упорно.
Так добывается руда.
Так весны света ждут всегда,
И так выращивают зерна.
Твой труд... Так ювелир подчас
Шлифует крохотный алмаз,
Так сообщают блеск булату.
Да, главным в нынешней судьбе
Земля обязана тебе.
Учитель! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!

Учитель! Даже через много лет,

И сердце, знаю, будет молодым
Пока огонь священный будет с ним.
Твоя душа от всяческих невзгод
Врачующее пламя сбережёт.
Оно ещё поможет нам в пути
Хитрейшие загадки превзойти.
Оно ещё поможет, и не раз,
Учитель мой, в делах продолжить вас!
Учитель! Даже через много лет,
Зажженный вами не погаснет свет!

Учитель

Только утро блеснёт,

Только восемь пробьёт,

Собираются школьники в класс.

Там встречает ребят

Чей-то искренний взгляд —

Наш учитель приветствует нас.

Не жалея трудов,

Он помочь нам готов

С каждым годом умнеть и расти.

Как заботливый друг,

Он в просторе наук

Открывает пред нами пути.

Учителям-наставникам

Не вечна жизнь. Недолог срок людской.

Уходят ветераны на покой.

Мы благодарны им за честный труд.

Их знания и опыт не умрут.

Старению и годам вопреки

За старшими идут ученики.

Идут года. Вращается Земля.

Растят учеников учителя.

Их мудрый взгляд и добрая рука –

Учебник главный для ученика.

Бессмертно дело, непрерывна нить.

Придут старейших юные сменить.

И примут на оставленном посту

Учителей надежду и мечту.

И потому так заповедь крепка:

«Учитель, воспитай ученика!»

(Л. Сирота)

Надеюсь каждый что-то для себя нашел…. Предлагаю послушать добрую и трепетную песню про учителей в исполнении ансамбля «МультиКейс»

Учителя

слова и музыка Елены Плотниковой

В стремительном мире
Тревог и событий
Судьбой вам даровано
Званье — «Учитель»,

И сердце открыто
Добру и надеждам —
Навстречу ветрам
В океане безбрежном...

Припев :

Все краски сентября
И солнце мая
Для вас, учителя,
Пускай сияют!

Наш светлый дом —
Просторный школьный остров
Согрет души теплом
Под небом звездным.

В мелькании дней
Закружилась планета —
Планета познания,
Правды и света!

И так хорошо,
Что на этой планете
Для вас, без сомнения,
Главное — дети!

Припев .

Терпенья, любви и благополучия учителям и воспитателям!

С любовью,

Пучежская гимназия - это дружный коллектив из 227 обучающихся и 16 педагогов. Педагогический состав школы отличается высокими профессиональными качествами и стабильностью. Подлинный труд педагога — это всегда творчество и вдохновение, щедрость души, еще любовь, безграничная любовь к детям, к делу, которому учитель посвятил свою жизнь.
Трудолюбие учителей, творческий поиск, постоянное стремление совершенствовать свое педагогическое мастерство делают насыщенными и интересными уроки, на которых царит неиссякаемая радость познания. Поддерживаются инициативы, подхватываются все новшества.
Ни шагу назад, только вперед - девиз педагогов гимназии. Наши коллеги - люди непохожие друг на друга, но всех их объединяет безграничная преданность своей профессии, своим ученикам.
Учителей начальной школы всегда можно увидеть в кругу детей, рассказывающими интересные истории, отвечающими на многочисленные вопросы. Г.А.Малкова, В.В.Шкинёва, Т.Б. Овчинникова, В.А.Червоннова — учителя с огромным опытом работы, учителя, уроки которых для обучающихся — интересные открытия и увлекательные путешествия. Люди, умеющие делать всё: шить, лепить, рисовать, петь, танцевать, а главное научить всему этому своих малышей.
«Учитель… В это слово вложен огромный смысл. Открыть светлый путь к знаниям, …воспитать человека…» — таким, должен быть любой педагог, посвятивший свою жизнь детям. Именно такого мнения придерживаются учителя, проработавшие многие годы в Пучежской гимназии: В.А. Мочалов и Г.В. Мочалова, В.П. Магдалинов, О.М. Лазарева, М.Ю. Касаткина, Е.К. Васин, И.В. Соколова. Сколько в их памяти первых и последних звонков: памятных, волнующих и грустных. И сегодня они шагают по знакомой дорожке в родную школу, в любимый класс, где ждут своих наставников мальчишки и девчонки — все такие разные, каждый со своим характером. И необходимо найти подход к каждому, и они находят его, потому что именно этим людям присущи и доброжелательность, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Есть в коллективе нашей гимназии и молодые учителя - А.В. Макарушкова и А.И. Лучинкина, которые с большой ответственностью относятся к проведению своих уроков, стремятся и достигают того, чтобы каждый урок носил обучающий характер. Каждый свой урок они тщательно продумывают, умело опираясь на любознательность детей.
А главными технологами в организации учебно - воспитательного процесса, конечно же, являются Л.Н. Киселёва, О. М. Дружинина - завучи нашей гимназии. Завуч в школе — самая важная и самая незаменимая должность.
Весь наш коллектив с большим уважением и почтением относится к ветеранам педагогического труда: Н.М. Зотиной, Н.А. Сивовой, О.В. Колпаковой, Л.В. Куцепаловой, И.Б. Костюничевой, А.А.Карпенко, Н.Ф. Серовой, В.А. Большаковой, А.Н. Лещёвой, Т.Н. Гараниной, Е.П. Буровой, Н.Н. Грегор, Е.В. Барановой, Р.Л. Климину, Ю.А. Дудорову и многим другим педагогам, работавшим ранее в Пучежской гимназии (средней школе №2).
А возглавляет это большое педагогическое сообщество молодая, энергичная, ответственная, шагающая в ногу со временем О.А. Воронкова - ключевая фигура в школе. Её уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы!
Каждый день жизни наших коллег — большой напряженный труд, постоянные поиски нового. Смотришь на них и удивляешься: откуда столько сил и энергии, откуда такое упорство? Ответ самый простой: источник неиссякаемых сил в любви, в большой любви к детям, к своему делу, к жизни…
Дорогие коллеги, уважаемые ветераны педагогического труда! С Днём Учителя вас! Спасибо за душевную щедрость, верность профессии. Здоровья вам, благополучия, счастья!

Администрация МБОУ
Пучежской гимназии.

А отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Учительство - когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря.

Осыпанный цветным дождем букетов

И озаренный блеском сотен глаз,

Прими, учитель, не слова привета,

А часть души от благодарных нас!

Труд и радости с нами деля,

Наши строгие, наши родные,

Терпеливые учителя!

Сил вы нам отдаете немало

И любви - несмотря ни на что.

Как вы верите в нас! И, пожалуй,

Верить так не умеет никто.

Ни вчера, ни сегодня, ни завтра

Не погаснет той веры свеча

Без учителя - нет космонавта,

Инженера, поэта, врача.

Жизнь велит вам учить, нам - учиться.

Опыт ваш - это мудрости клад.

Все, что взяли от вас, пригодится

И весомее станет в стократ.

Вас радуем поднятием руки,

Но в этот день немало слов прекрасных

Вам высказать хотят ученики.

Ваш опыт, знанье, щедрость и участье

Оставят в душах наших добрый след.

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

И пусть года вперед летят,

Не надо возраста бояться

Пусть в стаже вашем - …надцать,

Но в сердце вашем – только 20!

Какое гордое призванье -

Давать другим образование, -

Частицу сердца отдавать

Пустые ссоры забывать,

Ведь с нами объясняться трудно,

Порою очень даже нудно

Одно и то же повторять,

Тетради ночью проверять.

Всегда бывали так правы.

Хотим мы пожелать,

Чтоб вы не знали бед,

Здоровья, счастья на сто лет!

Учитель! Труд твой кропотливый,

С каким трудом еще сравнишь?

Ты словно сеятель над нивой,

Бесценный урожай растишь!

Ты будто первооткрыватель,

Ведешь по жизни молодежь,

Тот, что не погаснет никогда.

Пусть же Ваши сбудутся желанья,

Пусть Ваш дом не навестит беда

Во дни торжеств и неприметных буден –

Невесть в каком году, в каком краю –

Мы добрым словом вспомнить не забудем

Учительницу первую свою!

Что, как цыплят, нас бережно считала,

Когда к себе под "крылышко" брала,

Когда по осени приветливо встречала

И в стены школьные торжественно вела.

Спасибо Вам за слово, за науку,

За тот звонок, что предвещал разлуку,

За светлый миг и вечный сердца зов!..

Профессии прекрасней нет на свете -

Источник знаний вы несете детям.

И наш учитель - наш кумир,

С которым познаем мы мир.

И в этот день хотим вам обещать,

Что, поднявшись со школьных парт,

И мы сумеем людям передать

Свой труд, тепло сердец и поиска азарт

Цели урока:

образовательные:

    совершенствовать умение анализировать текст;

    проанализировать несколько эпизодов;

    показать значение повести Быкова “Обелиск”;

воспитательные:

  • на примере произведений В.Распутина и В.Быкова показать самоотверженную любовь учителя к детям;
  • воспитание уважения к личности учителя в семье, обществе, государстве;
  • привлечь внимание педагогов, родителей, учащихся и общественности к проблемам повышения социального престижа профессии учителя

развивающие:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, выделять главное;
  • развитие культуры читательского восприятия художественного текста,
  • понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, читательских интересов,
  • развитие устной и письменной речи учащихся

Участники урока:

    учащиеся 11-го класса;

  • библиотекарь школы;

    родители;

    представители общественности.

Методические приёмы:

рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текстов.

Оформление класса:

фотографии учителей, рисунки по произведениям В. Быкова и В. Распутина, фотографии из к/ф “Уроки французского”, эмблема конкурса “Учитель года”.

Ход урока

Слово учителя и беседа с участниками.

Дорогие ребята, дорогие гости! Я рада приветствовать всех вас на публичном уроке, тема которого “Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать…”. Наш урок мне бы хотелось начать с легенды о пеликане.

Легенда о пеликане

Обеспокоенный бесплодными поисками пищи, страдающий от голода, тяжело опустился пеликан на гнездо, где его нетерпеливо ждали пятеро птенцов. Голоса голодных детей терзали материнское сердце. Усталая птица тяжело поднялась в небо и снова устремилась на поиски. Облетела окрест и вернулась с пустым клювом. Малыши шумно встретили свою мать, щипали, били её в грудь. Бедная птица, одержимая одной страстью, - накормить своих детей, не чувствовала боли. Сильным движением клюва разорвала она свою грудь. Тёплые струйки материнской крови потекли прямо в клювы голодных птенцов. Их жизнь была спасена.

Легенда о пеликане, жертвующим собой для спасения потомства, пережила века и дожила до наших дней. Сегодня пеликан в европейской культуре – это символ благородства, самопожертвования и милосердия. Как вы думаете, какое отношение имеет эта птица к теме сегодняшнего урока?

- (ответы участников)

Я абсолютно с вами согласна. Учитель, как пеликан, отдаёт себя работе, детям. Неслучайно пеликан – символ самоотверженной любви к детям, символ гуманизма в образовании. А ещё он – символ всероссийского конкурса “Учитель года”.

На экране высвечиваются строки из стихотворения:

Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать!
- Объясните, пожалуйста, значение этих строк.

-(заслушиваются ответы участников урока)

На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем выяснить, действительно ли “Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать…” на примере произведений В.Распутина “Уроки французского” и В.Быкова “Обелиск”. Кажется, это два таких разных произведения, но в течение урока мы попробуем разобраться, что их объединяет.

В.Быков и В.Распутин – это писатели, жизнь которых опалена войной.

Василь Быков добровольцем ушёл на фронт, участвовал во многих боях, был дважды ранен. Однажды даже попал в список погибших. Пережитое явилось для Быкова главным источником знания войны и природы человеческого поведения на войне. В 1972 году он пишет повесть “Обелиск”, за которую был удостоен Государственной премии СССР.

Валентин Распутин относится к тому поколению, которое из-за войны лишилось детства. Военное и послевоенное время для детей того времени – это суровое испытание, опустившееся тяжёлым бременем на хрупкие детские плечики. Именно об этом рассказ Распутина “Уроки французского”.

Беседа по рассказу “Уроки французского”

  1. О чем говорит название рассказа? (это произведение о школе, уроках, сверстниках, учителях).
  2. От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).
  3. Почему? (потому что рассказ автобиографичен, многое, что описано в рассказе, происходило с самим автором в тяжелое послевоенное время – в 1948 году).
  4. Какие испытания выпали на долю главного героя? (голод, одиночество, разлука с домом, матерью, острое переживание несправедливости, горечь обмана, игра на деньги, унижение и избиение, болезнь).
  5. Кто приходит на помощь герою в его трудные минуты жизни? (учитель Лидия Михайловна)
  6. Как она пытается помочь мальчику?
  7. (- занимается после уроков;

    Приглашает на занятия домой;

    Хочет его накормить;

    Присылает посылку, и, в конце концов, решается на самый отчаянный шаг: играть с героем на деньги – в пристенок.

    Как вы расцениваете поступок Лидии Михайловны?

  8. Правильно ли она поступила?
  9. А что бы сделали вы, если бы оказались на ее месте?
  10. Чем закончились “уроки французского”?
  11. Почему Лидия Михайловна не пытается оправдать себя в глазах директора школы, объяснить ему суть произошедшего?
  12. (Да потому что он бы ничего не понял, он не такой человек. Оправдываться ей было не в чем. В коротких и правдивых ответах Лидии Михайловны проявляется чувство собственного достоинства. В этом она сходна со своим учеником).

  13. Почему всю вину она берет на себя?
  14. Какую роль играет послесловие?

(Послесловие отрывает новые черты личности учительницы: она обладает выдержкой, чувством ответственности. Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его, ободрила).

Подведем итоги нашего разговора о Лидии Михайловне, заполнив схему.

Итак, какие качества вы бы выделили в Лидии Михайловне?

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

“Умение всего себя отдать

К какому литературному герою вы бы еще отнесли эти строки?

(к А. И. Морозу из повести В. Быкова “Обелиск”)

Беседа по повести “Обелиск”

  1. Почему повесть называется “Обелиск”?
  2. (Во-первых, это памятник мальчишкам, который был поставлен хлопотами Миклашевича в Сельце школьникам, расстрелянным в 1942 г.

    Во-вторых, этот же Миклашевич хлопотал всю жизнь о том, чтобы здесь появилась еще одна фамилия – сельского учителя А. И. Мороза).

  3. Кто такой Мороз?
  4. Кто рассказывает автору о Морозе? (Ткачук Тимофей, бывший заведующий районо)
  5. Как произошло первое знакомство Ткачука с Морозом? (при распилке дерева)
  6. Почему личность учителя Мороза казалась Ткачуку неординарной?
  7. Как повел себя Мороз, когда началась война?
  8. Кто входил в группу, принадлежавшую Морозу? (Коля Бородин, Тимка и Остап Кажины, Николай и Андрей Смурные, Павел Миклашевич)
  9. Как дети оказались в руках фашистов?
  10. Что случилось с Морозом?
  11. Почему Мороз принимает решение покинуть партизанский отряд?
  12. Мог ли иначе поступить Алесь Иванович?

В. Быков строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука

Давайте обратимся к последним страницам повести и посмотрим:

Что утверждает Ксендзов?

А что заявляет Ткачук в конце произведения?

Так почему же для Ткачука, Миклашевича было важно, чтобы имя Мороза было в списках на обелиске? (Потому что Мороз, действительно, настоящий герой. Необязательно убивать, чтобы совершить героический поступок. По словам Ткачука, “он сделал больше, чем если бы убил 100 врагов”. “Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно”. И как знаменательно, что спасенный Миклашевич в свою очередь сделался учителем и, главное, таким же неутомимым борцом за правду и справедливость, каким был Мороз…

“Бывало, смотрю и не могу нарадоваться, - говорит о Миклашевиче Ткачук, - ну словно он брат Морозу А.И.. Всем: и характером, и добротой, и принципиальностью”.

Давайте мы с вами снова обратимся к схеме. Какими же качествами обладал учитель Мороз? (теми же, что и Лидия Михайловна).

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

“Умение всего себя отдать

“Учительство не труд, а отречение…”

Вот они образы героических учителей, которые ценой своей жизни приносят себя в жертву детям, как великая и могущественная птица пеликан. И это жертвоприношение не напрасно.

Писатель Валентин Распутин навсегда запомнил жизненный урок Лидии Михайловны. Эта учительница действительно учила его в 5 классе французскому языку, последние годы жизни она провела во Франции. Может быть, благодаря ей, он верен правде жизни. В своих произведениях он поднимает вопросы нравственности, совести, памяти. Его рассказы и повести учат нас жить.

Не прошли бесследно и уроки Алеся Ивановича Мороза. Герой повести Ткачук решительно размышляет: “Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей. Пусть, может, я и ошибаюсь, но так считаю”.

Согласны ли вы с этим высказыванием?

В чём заключается заслуга учителей, в том числе и сельских?

Какими качествами должен обладать учитель?

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

“Умение всего себя отдать

“Учительство не труд, а отречение…”

Легко ли быть учителем?

Да, быть учителем трудно. Нужно отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, мыслить об учениках, как о собственных детях, воспринимать близко к сердцу их трудности. Но в то же время, быть учителем благородно и почётно.

В нашей стране всегда ценили учителей, потому что “Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!”.

Быть учителем – это призвание. Человек обязан ощущать себя таким в душе.

Назовите имена педагогов, которые действительно являются учителями с большой буквы. Можно привести примеры как из жизни, так и из произведений художественной литературы, кинофильмов, средств массовой информации. (Звучат сообщения и рассказы родителей, учителей, детей о педагогах, которые всю свою жизнь посвятили детям. Были названы имена таких известных педагогов, как Ильина, Сухомлинского, Макаренко. Прозвучали имена педагогов школы Гординой Л.Я., организатора школьного музея, Гордина П.А., учителя истории, участника Великой Отечественной войны и многих других. Вспомнили художественные фильмы “Первый учитель”, “Доживем до понедельника”, “Вам и не снилось” и другие. )

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фотографии сельских учителей, которые работали в нашей школе в семидесятые-восьмидесятые годы. И хотя они не очень хорошего качества, черно-белые, но очень дороги, потому что это наша история. (К уроку была подготовлена презентация о педагогах. Фотографии собирали учителя, ученики, родители. Во время показа презентации звучит “Журавлиная песня”).

Подведение итогов

На сегодняшнем уроке мы затронули очень важную тему – тему учительства. Мы постарались рассмотреть, что учитель – это не только человек, дающий знания, но и обладающий “умением всего себя отдать”, как это сделали герои книг Быкова и Распутина.

Но героизм педагогов можно рассматривать не только по книгам. Вспомните сентябрьские события 2004 года в Беслане. Тогда вместе с детьми гибли и учителя. Ни один педагог не бросил своих ребят. Все были вместе. Давайте и мы вместе составим синквейн (малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок на стадии рефлексии):

1 строчка - Учитель

2 строчка -2 прилагательных или причастия

3 строчка -3 глагола (описание темы, слова можно соединять с союзами и предлогами)

4 строчка – 4 слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-й строчке)

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-й строчке, обычно существительное

В конце урока предлагается посмотреть видеоролик об учителях школы.

В память о сегодняшнем уроке каждому участнику я хочу подарить символ благородства - пеликана (вручение эмблемы с пеликаном).

Домашнее задание: Написать эссе на тему “Есть такая профессия – учить детей”.

Своих учителей умел я радовать

Своих учителей умел я радовать,
На муки шел, науки грыз гранит.
Но никогда не понимал, где складывать,
Где вычитанье делать надлежит.

Куда ни поползу, куда ни кинусь,
Один вопрос томит меня опять:
Под знаком плюс или под знаком минус
Все то, что осознал, воспринимать?

Александр Межиров

Наш старший друг

Наш старший друг, наш друг бесценный,
Наш неизменный костровой!
Огня могучее растенье
Шумит негибнущей листвой.

И он превыше наших споров,
И развлечений, и затей –
Огонь живительный, который
Вы сберегли, наш Прометей.

Вы это имя заслужили.
Вы бескорыстием своим
Нас заражали и учили,
Светя другим, сгорать самим.

Не раз, топорща злые перья,
Как Прометея среди скал,
Орёл бездушья, недоверья
Вас беззастенчиво клевал.

Но, одолевшая напасти,
Как прежде светит, тьму круша,
Исполненная высшей страсти,
Неугасимая душа.

Дарит от старости спасенье,
И наша молодость жива,
И на негибнущем растенье
Шумит зелёная листва.

Любовь Сирота

Кто нас учит?
Кто нас мучит?
Кто нам знания дает?
Это школьный наш учитель -
Удивительный народ.
С вами ясно и светло,
На душе всегда тепло.
И простите, если в срок
Был не выучен урок.
От души мы поздравляем
Наших всех учителей
И здоровья всем желаем
От проказников детей!

Кто нас учит

Достучаться до каждого сердца

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

И какой-то проспавший мальчишка
Опоздает на первый урок,
И проказница в прошлом девчонка
Пригласит на последний звонок!

И пройдут еще многие годы,
Может сложится чья-то судьба,
И исчезнут и боль, и невзгоды,
Прекратится повсюду стрельба!

А пока будут будни учебы
И ответы звучат у доски,
Без насилия мир и без злобы,
И подаренных роз лепестки!

Марк Львовский

Нравится всезнайке Оле

Нравится всезнайке Оле
Быть учительницей в школе.
Мелом на доске писать
Букву «А» и цифру «пять»
И указывать указкой:
«Это сом! А это ласка!
Это рыба! Это зверь!
Это парта! Это дверь!»

«Динь-динь-динь!» – звенит звонок,
Вот и кончился урок.
И должны ученики
Тряпкой мел стереть с доски.

Олеся Емельянова

Пришла учительница в класс

Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И в будущее заглянуть.
Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.

Вадим Малков

Учителя! Они как свет в пути,
Какое ж нужно огненное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!
А чем их труд измерить, ты спроси
У миллионов армии народной.
Подвижников немало на Руси,
Но нет мудрее их и благородней!

Учителя! Они как свет в пути

не труд, а отреченье

Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!

Учительство

Профессии прекрасней нет на свете -
Источник знаний вы несете детям.
И наш учитель - наш кумир,
С которым познаем мы мир.
И в этот день хотим вам обещать,
Что, поднявшись со школьных парт,
И мы сумеем людям передать
Свой труд, тепло сердец и поиска азарт!

Профессии прекрасней нет на свете

Учитель щедро учит нас тому

Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
И верности родной Отчизне.

Виктор Викторов

Учитель, дни жизни своей, как один

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.

Михаил Садовский

Учитель – три слога

Не так уж и много,

А сколько умений вмещает оно!

Уменье мечтать! Уменье дерзать!

Уменье себя работе отдавать!

Уменье учить! Уменье творить!

Уменье детей беззаветно любить!

Учитель – три слога.

Но как это много!

И это призванье вам Богом дано!

Надежда Веденяпина

Учителя, учителя…

Пpофессий нет добpей!

Стоите твеpдо у pуля,

Откpыв pебенку двеpь.

Учитель – самый веpный дpуг,

Не выдаст, не предаст;

А если что случится вдpуг,

Он pуку всем подаст.

Как напpяженен этот тpуд:

Пойми и научи.

Всегда к учителю идут

Студенты и вpачи…

Зайдете в светлый класс когда,

Не замечать нельзя

Такие милые всегда,

Усталые глаза.

О, как отважен этот тpуд:

Задиpы, шалуны…

Поpой в глаза упpямо лгут.

Вы их понять должны.

Учителя, учителя…

Пpофессий нет добpей!

Стоите твеpдо у pуля,

Откpыв pебенку двеpь.

Вы повели нас по дороге знаний.

Отдав нам много силы и ума.

А сколько приложили вы стараний,

Чтоб мы учились хорошо всегда!

Вы научили нас писать красиво,

Решать задачи и себя вести,

Всегда спокойно, чутко, терпеливо

И к каждому подход сумели вы найти.

Вы повели нас по дороге знаний

Пожелания учителям

В большую жизнь вы нам открыли двери,
Вы нас не только азбуке учили.
Учитель! Мы вас любим, мы вам верим!
Мы доброты уроки получили!
Наш путь по жизни только-только начат,
Спасибо вам - он начат так, как нужно.
Желаем вам здоровья и удачи,
Учеников - хороших и послушных!

Наталья Иванова

Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг - единица!

Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль - единица?

Марина Цветаева

Памяти Иннокентия Анненского

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем,

предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул

томленье -
И задохнулся…

Анна Ахматова

Такая есть профессия – учитель

Такая есть профессия – учитель.
По-моему, её важнее нет.
Преподаватель, мастер, просветитель,
Хранитель знаний, детских душ творитель,
Учитель держит на себе весь свет.

Он, каждый год шлифует поколенья,
Как ювелир топаз, или алмаз.
Уместно будет это здесь сравненье,
Учитель, не имеющий терпенья,
Профессию оставит в тот же час.

Ведь сколько надо приложить усилий,
Чтоб научить детей чему-нибудь.
Порой учитель плачет от бессилья
И оттого, что труд в стране России
Его не ценят. Как тут не всплакнуть.

Зато вопят на каждом перекрёстке
Ему: «Халтуришь! Выпускаешь брак!»
Обидны те слова, конечно, хлёстки.
Так перевозбуждённые подростки
Куражатся в предвосхищенье драк.

Возможно, обвиненья справедливы,
И грош ему, учителю, цена.
Ведь дети курят, лживы, нечестивы,
Грубы, циничны и душой ленивы,
Но только ли учителя вина?

Ольга Панчишкина

И снова в позолоте тополя,
А школа - как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.

На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые.
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.

Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой учитель.»

Мы все в его надежнейших руках:
Ученый, врач, политик и строитель…
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан - учитель!

И снова в позолоте тополя

Учитель, школьный учитель!

Вы, за нас беспокоясь,

Незримо в космос помчитесь,

Пойдете в тайгу на поиск,

В пустыню по зыбким дюнам,

В море пенной дорогой…

Мы – ваша вечная юность,

Надежда, радость, тревога.

Вам по-прежнему нет покоя,

Всю жизнь посвятив детворе.

Учитель, школьный учитель

Прозвучал звонок весёлый
В жёлто-красном сентябре,
Распахнули двери школы
Нашей шумной детворе.
В долгий жизненный экзамен
По дорожке непрямой
Поведёт в страну познаний
Наш учитель – рулевой.

Прозвучал звонок весёлый

Учитель, сколько же терпенья
Таите вы в своей душе,
Волненья, думы и сомненья –
Все пережили вы уже.
Какая ж быть должна любовь,
Чтоб ее детям посвящать!
У каждого характер свой,
И каждый нужно понимать.
Ведь детям нужно отдавать
От сердца своего частицу,
Им каждый день добра желать,
О них и думать, и молиться.
Им нужно знания давать,
И научить, к чему стремиться,
Когда им трудно, поддержать,
Не дать страдать, не дать лениться.
Чтоб вы, хотим мы, не грустили,
Обида камнем не ложилась,
И все добро, что вы вложили,
Отдачей к вам чтоб возвратилось.

Учитель, сколько же терпенья

Душою красивы и очень добры,

Талантом сильны вы и сердцем щедры

Все ваши идеи, мечты о прекрасном,

Уроки, затеи не будут напрасны!

Вы к детям дорогу сумели найти,

Пусть ждут вас успехи на этом пути!

Душою красивы и очень добры

Слово об Учителе

«Сейте разумное, доброе, вечное…»
Н. А. Некрасов

Я поэтов видел
в бронзе и граните,
И царей встречал
на медных скакунах.
Имена великих
в позолоте литер
Ярко полыхают
в солнечных лучах.

Я – за справедливость!
Надо бы поставить
Где-нибудь на улочке
скромный пьедестал –
Памятник Учителю…
И на нём бы надпись:
«Без него бы Пушкин
Пушкиным не стал.

Без него б Матросов
не пошёл под пули,
Не закрыл бы сердцем
амбразуры зев.
Без него бы люди
в космос не шагнули,
И не добрый был бы,
не разумный сев…»

Жизнь не оборвётся,
если есть Учитель:
Строгий и не очень,
старый, молодой…
Если он приходит
в школьную обитель –
То не остановится
шарик наш земной.

Коль порой ночною
он сидит усталый,
С кипою тетрадок
будущих Толстых,
Значит, вновь поставят
где-то пьедесталы
С именами новыми
в строках золотых.

Значит, вновь Чайковский
где-то народится
И волшебной музыкой
души восхитит.
Значит, вновь России
будет кем гордиться,
Значит, вновь Учитель
землю посетит.

Помните учителя!
Много ему надо ли?
Весточку, улыбку,
передать «привет»…
Годы ему в волосы
серебром нападали,
Но в душе учителя
не погаснет свет.

Будет он по-прежнему
звездочкой для юности,
Не устанет сердце
в унисон стучать
С детскими сердечками.
Огонечки мудрости
Он в смышлёных глазках
будет зажигать.

Помните учителя
где-нибудь под звёздами,
Звездолёт уверенно
направляя ввысь!
Помните учителя!
И навек запомните
Те слова заветные:
«Ты учись. Учись!»

Владимир Евплухин

Наставникам

Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»

Не смейте забывать учителей

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Андрей Дементьев

Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.
С едва заметной сединой
На темно-русой прядке
Стоит она перед тобой,
Сложив стопой тетрадки.
И любишь ты, как он, как я,
Ее - и скажем прямо:
Она - вторая мать твоя.
А кто дороже мамы?

Мы замечаем не всегда

Я маленький еще ребенок,
Но стал ходить уже я в школу.
Учиться стал делам отличным
И заниматься на «отлично».
Учитель мой проходит мимо,
Я жду сигнала от него.
Ведь мне учиться на «отлично»
Почти совсем уже легко.
Учитель учит нас добру,
И мы помочь ему стремимся.
И буквы, цифры учим мы,
И к знаниям мы просто мчимся!
Учитель первый, ты мой друг!
Твоя профессия – луч света.
Я потому тебя люблю,
Так как дела твои ценю!
Научишь ты меня и всех
Ценить родителей, планету.
Любить, мечтать, стремиться к свету!
И не забыть тебя никак.
Профессии нужнее нет на свете!

Я маленький еще ребенок

Ты нужен, нужен на веку
И юноше и старику,
Чтоб их обогащать упорно.
Так добывается руда.
Так весны света ждут всегда,
И так выращивают зерна.
Твой труд… Так ювелир подчас
Шлифует крохотный алмаз,
Так сообщают блеск булату.
Да, главным в нынешней судьбе
Земля обязана тебе.
Учитель! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!

Ты нужен, нужен на веку

Я помню как сейчас:
Пришла я в школу в первый класс,
Букет цветов в руках держу,
Учителю вручить хочу.
Я громко «Здравствуйте!» сказала,
Учителю навстречу побежала,
Букет цветов ей подарила
И улыбнуться не забыла.
Знакомство наше состоялось
С него жизнь школьная началась.
Первого учителя я повстречала
Она мне мамою второю стала.
Писать, читать училась я
Учитель рядом был всегда.
И если что-то я не понимала,
Она мне терпеливо объясняла.
И это длилось много лет,
Я много знаний получила,
Профессии «учитель» лучше нет
Я это твёрдо уяснила.
Профессий много знаю я,
Но если список составлять,
С профессии «учитель»
Его нужно начинать.

Я помню как сейчас

И вот звонок,
Пустеет быстро школьный дом.
В звенящей тишине
Последние шаги.
Но в тихом классе все сидишь ты за столом,
И вновь перед тобой твои ученики.
И в тишине ты думаешь о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет…
А завтра снова день придет,
И школьный радостный народ
Наполнит шумом этажи
И в вихре жизни закружит!
Когда-то сам на третьей парте у стены
О будущем мечтал и взрослым стать спешил
Уже тогда ты быть учителем решил,
Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…
В твоих руках судьба страны, судьба земли,
Твоих учеников исполнятся мечты.
Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,
Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…

И вот звонок

Учительница. Все ее черты
Прояснены по - утреннему просто:
Уединенность тихой доброты,
Величие стародавнего строительства.
Но снова речь - спокойна и легка,
И снова дышат отраженным блеском
Гекзаметры старинного стиха,
И плеск листвы в былых садах библейских.
Отчизна, воля, тот горчайший дым,
Что нас разбудит поздно или рано,
Но дай хоть раз заплакать покаянно:
«Учитель, перед именем твоим…»

Учительница

Учитель, какое прекрасное слово

Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.

Учитель! Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он – ключ, открывающий кладезь наук!

Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.

Надежда Веденяпина

Быть учителем – призванье

Быть учителем – призванье.
Нужно так детей любить,
Чтобы душу и старанье
Без остатка им дарить.
Быть примером подражанья,
Интересно объяснять,
Чтоб имели все желанье
На уроках отвечать.

Ольга Повещенко

Объяснять пойду к доске.И сердце, знаю, будет молодым
Пока огонь священный будет с ним.
Твоя душа от всяческих невзгод
Врачующее пламя сбережёт.
Оно ещё поможет нам в пути
Хитрейшие загадки превзойти.
Оно ещё поможет, и не раз,
Учитель мой, в делах продолжить вас!
Учитель! Даже через много лет
Зажженный вами не погаснет свет!

Учитель! Даже через много лет

Учителям

Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих – будь они трижды… – детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Роберт Рождественский

Если б не было учителя

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!Порядочности и честности.
Многие морщатся от болтовни,
Пустопорожней бойкости,
Личным примером учат они
Элементарной стойкости…
Имеют крепкий душевный костяк,
Уважают свое призвание.
Некоторые - заслуженные,
Прочие - так,
Без всякого звания!
Когда постигнешь, что в личной судьбе
Не все теоремы докажутся,
Старые учителя тебе
Такими родными кажутся!
Незримо поддерживают плечом
Птенцов своего племени.
Поговорить бы с ними - и есть о чем -
Да все как-то нет времени.

Разными бывают учителя

В городах больших и селах
По утрам звенит звонок,
И спешат ребята в школу -
Начинается урок.
На учителя пытливо
Смотрит столько разных глаз!
Отвечает терпеливо
Он на сто вопросов в час!
«Почему заходит Солнце?»
«Где ночует бегемот?»
«Слон когда-нибудь смеется?»
«Дождик отчего идет? »
Если трудно - он поможет,
Непонятно - объяснит.
Драчунов вихрастых тоже
Очень быстро примирит.
Нет, учитель - не волшебник,
Просто должен много знать.
Не ленитесь же учебник
Тоже чаще открывать.