Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Учебные программы для начальной школы. Анализ образовательных программ и учебно-методических комплектов по математике для начальной школы. УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

УМК - это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ.

После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.

Компоненты

Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:

  • логическое изложение материала образовательной программы;
  • применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
  • соответствие научным сведениям в конкретной области;
  • обеспечение связи между разными предметными дисциплинами;
  • простота применения учащимися и педагогами.

УМК - это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.

В настоящее время в нашей стране есть две системы обучения: развивающая и традиционная.

Классические варианты

Традиционная школьная программа:

  • «Планета знаний».
  • «Школа России».
  • «Перспектива».
  • «Школа 2000».
  • «Начальная школа 21 века».

Развивающие варианты

Например, школьная программа Д.Б. Эльконина и Л. В. Занкова является типичным примером развивающего обучения. Данные материалы стали востребованными в начальной школе после того, как в отечественное образование были введены федеральные образовательные стандарты нового поколения.

«Школа России»

Проанализируем некоторые варианты УМК. Начальная школа при традиционной программе использует комплекс под редакцией А. Плешакова (издательство «Просвещение»).

Автор подчеркивает, что его система разработана для России. Основное предназначение данного УМК - это развитие у школьников познавательного интереса к историческим и культурным корням своего народа. Программа предполагает тщательную отработку навыков основной учебной деятельности: письма, счета, чтения. Только при их постоянном оттачивании и совершенствовании можно рассчитывать на успешность ребенка на средней ступени обучения.

Курс В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградовой направлен на развитие коммуникативных навыков и грамоты. Данный УМК - это комплект, который отвечает всем современным требованиям ФГОС в начальной школе.

В процессе обучение малышей грамоте педагог ведет целенаправленную работу по совершенствованию фонетического слуха, обучению письму и чтению, увеличению и конкретизации представлений учеников об окружающей реальности. Например, УМК по русскому языку состоит из «Русской азбуки» и двух видов прописей:

  • Пропись Н. А. Федосовой и В. Г. Горецкого;
  • «Чудо-пропись» В. А. Илюхиной.

В качестве отличительных характеристик данных пособий отметим не только возможность формирования навыков каллиграфического, грамотного письма, но и их коррекция на различных этапах обучения и в разных возрастных категориях.

Комплекс по математике

С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.

Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.

Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:

  • азбука;
  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • английский язык;
  • немецкий язык;
  • математика;
  • окружающий мир;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • физическая культура;
  • технология.

УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

Выпускается этот учебно-методический комплекс с 2006 года. В его составе учебники по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • обучение грамоте;
  • математика;
  • технология;
  • окружающий мир;
  • литературное чтение.

Создан этот УМК на концептуальной базе, которая отражает все современные достижения в сфере педагогики и психологии. При этом сохранена связь с классическим школьным российским образованием. УМК гарантирует доступность знаний и полное усвоение программного материала, способствует всестороннему развитию учеников начальных классов, в полной мере учитывает возрастные особенности детей, их потребности и интересы.

Отдельное внимание в учебно-методическом комплексе «Перспектива» уделяется формированию нравственных и духовных ценностей, ознакомлению подрастающего поколения с культурным и историческим наследием России и других стран мира. В учебниках ребятам предлагаются задания для групповой, парной и самостоятельной работы, для проектной деятельности.

Есть и материалы, которые вполне можно исподбзовать для внеурочной и внеклассной деятельности.

В УМК разработана удобная система навигации для родителей, учеников и педагогов, помогающая работать с предлагаемой информацией, организовывать последовательность действий, планировать самостоятельную домашнюю работу, формировать навыки саморазвития и самосовершенствования.

Обучение грамоте имеет духовно-нравственную и коммуникативно-познавательную направленность. Основной целью курса является формирование навыков письма, чтения, речи. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

Заключение

Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.

Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.

Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.

Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.

: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Планета знаний». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно.

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Итак, рассмотрим все программы.

Программа «Школа России»

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. «Школа России» - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа решает следующие задачи:

· личностное развите младших школьников;
· гражданско-ориентированное образование младших школьников;
· формирование глобально-ориентированного мышления;
· обеспечение экоадекватного образования.

Учебники программы “Школа России”:

Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

Математика. Моро М.И. и др.

Окружающий мир. Плешаков А.А.

Изобразительное искусство (2 линии):

· 1-я линия. Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).

· 2-я линия. Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Программа "Гармония" успешно решает такие задачи как:

· формирование приемов умственной деятельности - анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
· приоритет самостоятельной работы учащихся;
· активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;
· соблюдение баланса между интуицией и знанием;
· опора на опыт ребенка;
· единство интеллектуальных и специальных умений.

Учебники программы «Гармония»:

Русский язык, Обучение грамоте, Букварь. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.

Литературное чтение. О.В. Кубасова.

Математика. Н.Б. Истомина.

Окружающий мир. О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.

Технология. Н.М. Конышева.

Английский язык. М.З. Биболетова, Е.А. Ленская, Н.В. Добрынина и др.

Изобразительное искусство. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев

Музыка. М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева

Физическая культура. Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин

Программа «Начальная школа 21 века»

Эта программа является результатом многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования. Руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

В этой программе очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть.

Задачи, которые решает программа «Начальная школа 21 века»:

· использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;
· включение игровых методов обучения.

Учебники программы «Начальная школа 21 века»

Учитывая все вышеизложенное, авторский коллектив создал средства обучения для учащихся – учебники, рабочие тетради. А для учителя книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др. Здесь предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

Программа «Школа 2100»

«Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Задачи, решаемые в рамках программы "Школа 2100":

· непрерывность и приемственность образования по всем школьным предметам;
· самостоятельное открытие детьми нового знания;
· формирование единой картины мира;
· ориентация на творческое начало в учебной деятельности;
· возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

Учебники программы «Школа 2100»:

Информатика в играх и задачах. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.

Букварь, Русский язык, Прописи. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, М. А. Яковлева.

Окружающий мир. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, О. А. Куревина.

Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Детская риторика. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина.

Математика. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких; и т.д.

Программа «Классическая начальная школа»

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Задачи, решаемые в рамках программы «Классическая начальная школа»:

· сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Учебники программы «Классическая начальная школа»:

Литературное чтение. Чтение и литература. Джежелей О.В.

Русский язык. Рамзаева Т.Г.

Математика. Александрова Э.И.

Окружающий мир. Мир и человек. Вахрушев А.А. и др.

Окружающий мир. Введение в историю (3-4 класс). Саплин А.И., Саплина Е.В.

Изобразительное искусство. Кубышкина Э.И., Кузин В.С.

Технология. Своими руками. Малышева Н.А.

Музыка. Кичак Т.Н., Алеев В.В.

Программа «Перспективная начальная школа»

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Учебники программы «Перспективная начальная школа»:

Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

Литературное чтение. Чуракова Н.А.

Математика. Чекин А.Л.

Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.

Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа «Перспектива»

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Задачи образовательной системы «Перспектива»:

· формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
· изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
· развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;
· формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни.

Учебники программы «Перспектива»:

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Английский язык 2-4 класс «Английский в фокусе» («Spotlight») и «Звездный английский» (“Starlight”). Дули Д., Быкова Н.И., Эванс В., Поспелова М.Д., Баранова К.М., Копылова В.В., Мильруд Р.П.

– Немецкий язык 2-4 класс. Рыжова Л.И., Фомичева Л.М., Бим И.Л.

– Испанский язык 2-4 класс. Бухарова Ю.А., Воинова А.А., Морено К.В.

– Французский язык 2-4 класс. Белосельская Т.В., Касаткина Н.М., Береговская Э.М.

– Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В. Петерсон Л.Г.

– Информатика. Семёнова А.Л., Рудченко Т.А.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

– Музыка. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.

Программа «Планета знаний»

Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Задачи образовательной системы «Планета знаний»:

· умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
· работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами;
· овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации;
· самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
· определять способы контроля и оценки деятельности;
· определять причины возникающих трудностей и пути их устранения;
· умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Учебники программы «Планета знаний»:

– Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс) .

– Английский язык (2-4 класс). Ларькина С.В., Горячева Н.Ю., Насоновская Е.В.

– Музыка. Бакланова Т.И.

– Изобразительное искусство (1-2 класс). Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

– Технология (1 класс). Нефедова Е.А., Узорова О.В.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».

Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Задачи обучения по системе Занкова:

· формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
· создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
· реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
· актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
· развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.

Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Задачи, решаемые системой Эльконина-Давыдова:

· создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);
· дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;
· развитие способности необычно, глубоко мыслить.

Современная начальная школа предлагает две системы обучения детей: традиционную, которая включает в себя семь программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», и развивающую, включающую две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В последнее время некоторые традиционные программы начальной школы претерпели значительные изменения, очень сильно доработались и их уже вполне можно отнести к развивающим программам.

Традиционная программа “Школа России” - название говорит само за себя. Этот учебно-методический комплекс создан специально для обучения детей, проживающих в России, приобщая их к традициям и культуре своей великой страны. Это своего рода школа духовно-нравственного развития. Программа “Школа России” ориентирована на воспитание в детях таких качеств как доброта, ответственность, способность к сопереживанию и оказание помощи в трудную минуту. Развивает у школьников интерес к изучению своей Родины, ее природы, истории, тем самым, воспитывая такое немаловажное и редкое в наше время качество как патриотизм.

Авторы, создавая эту программу, опирались на многолетний педагогический опыт советской, а впоследствии и российской школы. Обучение основывается на плавном переходе от простого к сложному. Программа тщательно отрабатывает навыки чтения, письма и счета, что является основой для дальнейшего успешного обучения.

Учебники по программе «Школа России» очень современны, красочны и интересны для ребенка, отлично стимулируют познавательную деятельность.

Программа «Школа 2100» единственная из всех, которая представляет собой систему непрерывного образования от дошкольного возраста до окончания школы. По ее пособиям дети могут заниматься, начиная с трехлетнего возраста и заканчивая выпускным классом. Программа явно выходит из рамок традиционной, включая в себя элементы развивающейся программы.

Учебно-методический комплекс программы «Школа 2100» ориентирован на развитие ребенка как личности, выявление и развитие у него творческих способностей и интереса к обучению. Развивает в детях такие качества как решительность, самостоятельность, умение принять решение, способность к анализу, логическое мышление, воображение и речь.

Обучение построено на том, что основные понятия, правила и выводы не даются детям в готовом виде, они должны дойти до них сами, учитель лишь направляет ребенка в нужное русло. То есть дети учатся действовать самостоятельно. Многие задания основаны на получении информации из других источников помимо учебной литературы.

Образовательная программа "Школа XXI века" относится к традиционным программам, однако, также по сути своей является развивающей. Она мягче всего адаптирует бывших дошкольников к новой для них сфере деятельности - учебе в школе. Обучение построено в виде игры. Большинство учителей в России предпочитают заниматься именно по этой программе. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на развитие мотивации к учебной деятельности и самообразованию. Помогает ребенку понять, для чего вообще нужно учиться, почему нужно серьезно относиться к своему образованию.

Занимаясь по этой программе, дети учатся самостоятельно добывать знания путем размышлений, анализов, фантазий. Могут оценивать свои успехи и неудачи в учебе. Учитель с детьми на уроках ведет себя на равных, позволяя детям самим думать, дискутировать и, таким образом, достигать истины.

Каждый ученик имеет возможность обучаться в индивидуальном темпе, потому что учебный материал содержит задачи разного уровня. В комплект учебников входят так называемые тетради для коррекционно-развивающей работы ученика, по которым можно дополнительно заниматься с ребенком в случае отставания и недопонимания материала. Внимания уделяется не правильному ответу, а самому процессу решения.

Комплект учебников для программы «Начальная школа XXI века» был удостоен Премии Президента РФ в области образования, является победителем «конкурса по созданию нового поколения учебников для начальной школы».

«Гармония» - программа, сочетающая в себе методы традиционного образования с развивающими. Название говорит о том, что программа направлена на развитие гармоничных отношений учителя с учениками и детей между собой. Программа помогает развить логическое мышление, творческие способности. Направлена на укрепление физического и психического здоровья ребенка.

Учебный материал очень интересен, акцент идет на опережающее обучение, используются новые перспективные технологии в обучении детей разных уровней развития. Дети не зубрят правила, а сами своим умом с помощью специальных упражнений приходят к нужным выводам.

В комплект входят учебники, содержащие методическую часть, таким образом, родители сами дома могут объяснить ребенку тему, помочь справиться с домашним заданием. Дети, получившие начальное образование по программе «Гармония» отличаются высокой грамотностью.

Учебно-методический комплект по математике программы «Гармония» удостоен Премии Правительства РФ в области образования.

«Классическая начальная школа» - традиционная программа, практически идентичная с программой «Школа России». Отличается от нее своим комплектом учебников. Это самая что ни на есть классическая, выработанная годами эффективная программа для начального обучения. Полностью построена на традиционных методиках, но с внесением в них современных научных педагогических подходов. Благодаря поступенчатому изучению и твердому закреплению навыков чтения, письма и счета дает детям хорошую базу для продолжения обучения в средней школе. Программа с первых дней занятий ориентирована на то, чтобы заинтересовать детей в дальнейшем обучении.

Все учебники и тетради оформлены красочными иллюстрациями. Уроки наполнены различными конкурсами, играми и викторинами. Часть заданий направлена на работу вместе с родителями, тем самым, приобщая их к увлекательному процессу образования их детей. Программа помогает ребенку полюбить книгу и учит с ней работать. Знания по программе не даются в готовом виде, а должны добываться совместно учениками и учителем, то есть программа способствует развитию логического мышления.

Программа “Перспективная начальная школа” – наиболее удачная программа из всех существующих, подходящая для сельских школ, в которых сидя в одном помещении, обучаются одновременно ученики 1 – 4 классов. В ней собраны все важные методы из всех существующих программ. Программа создана с учетом возрастных категорий школьников, будь то шестилетний первоклассник или восьмилетний, и учитывает разный уровень подготовки школьника. Упор делается как на индивидуальную деятельность ребенка, так и на совместную работу учеников, способствуя развитию диалога между ними. Учит работать не только с учебником, но также с различными справочниками. Учитель дает задание группе учеников, сам удаляется для работы с другой группой. Таким образом, у школьников развивается самостоятельность, умение работать и жить в коллективе, то есть оказывать помощь другим, критиковать и адекватно реагировать на критику в свой адрес, уметь объяснять и отстаивать свою точку зрения.

Программа построена строго по принципу усложнения учебного материала. По этой программе дети быстрее всего осваивают навыки беглого чтения, письма и счета.

Учебники наполнены интересным сказочным материалом, помогающим развить творческое мышление, логику и память. Много времени уделяется физическому здоровью детей, приучению ребенка к чистоте, порядку, гимнастике и режиму дня. Учебные задания привлекают родителей к совместному выполнению заданий.

Традиционная программа «Планета знаний» хороша тем, что по ней могут учиться даже самые маленькие дети. Подход к обучению нестандартен и отходит от классики «учитель объясняет задание, дети выполняют». Все задания носят развивающий характер. Программа ориентирована на развитие у детей творческих способностей. Для каждого ребенка, обучающегося по программе «Планета знаний», существует свой метод преподавания, помогающий ему отлично усвоить материал. Программа стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, помогает видеть один и тот же предмет по-разному.

Комплект учебной литературы интересен тем, что перед началом каждого раздела расположен план дальнейшего обучения. Таким образом, ребенок видит то, что он будет изучать в дальнейшем. Каждый раздел после изучения завершается проверочной работой и тестовым листом, которые позволяют учителю, а также самому ученику проверить свои знания по данному разделу. Учебники содержать много заданий различных уровней сложности, что дает возможность ученикам выбрать задание именно для себя. Многие упражнения ориентированы на работу со справочной литературой и на работу в группе, формируя у детей навыки общения в обществе.

Развивающая программа Л.В. Занкова является полной противоположностью традиционным программам. Она основана на доверительном отношении учителя и ученика. Учитель сначала предлагает выполнить задания, а до теории ученики должны дойти уже своим умом путем различных дискуссий, добывания информации из различных источников, размышлений и споров. Программа отлично раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка. Ориентирована на пробуждение интереса к обучению, на развитие интеллекта и любознательности. Являясь достаточно тяжелой, потому что процесс обучения идет быстрыми темпами, в то же время она очень притягательна и увлекательна для детей.

Помимо школьных уроков, программа предполагает близкое общение между учителем и детьми и вне школы путем совместных посещений различных культурных мероприятий, прогулок и экскурсий. Дети, обучавшиеся по программе Л.В. Занкова, отличные собеседники, обладают широчайшим кругозором и знания у них намного выше, чем у детей, занимающихся по традиционным системам.

Развивающая программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова ориентирована на развитие у детей сильных теоретических знаний, то есть правила и понятия здесь занимают главенствующую позицию, однако они не даются в виде готовых истин. Дети должны доходить до них сами путем логических мышлений, работая в группе или индивидуально, дискутируя, споря между собой и обсуждая результаты. И только потом с помощью учителя делать правильные выводы. Программа развивает в ребенке умение глубоко и нетрадиционно мыслить.

Программа намного насыщенней обычных традиционных программ. Дети, обучавшиеся по ней, очень общительны, уважают мнение других, но и не принимают все слова на веру, они требуют обязательных доказательств.

По этой программе мало домашних заданий, все решается в классе, где дети загружены интересной работой, но зато дома они отдыхают.

Многие учебники являются победителями конкурсов учебников нового поколения.

Программа считается сложной, но только из-за того, что очень мало грамотных педагогов, умеющих работать по этой программе.

Сверху. Она позволяла учить и воспитывать ребенка, который подходил к средней школе во всеоружии.

В начале 90-х годов соответствующие службы стали уделять особое внимание программам. В итоге родилось множество вариантов обучения первоклассников. В настоящее время предлагается около десяти основных программ, призванные помочь детям развить заложенные в них задатки. По крайней мере, так выглядит на бумаге.

Согласно Закону об образовании, каждая школа вправе самостоятельно выбирать ту или иную программу. Родители же имеют возможность выбрать вариант обучения, исходя из способностей и уровня обучаемости ребенка, так как есть сложные программы, а есть и попроще.

«Школа России»

Самой традиционной школьной программой является «Школа России». По ней обучались в советские времена. Она рассчитана практически на всех обучающихся. Естественно, ее осовременили, добавили новых знаний, чтобы развивать логику. При этом она легко усваивается. Наверное, именно «Школа России» выступает как самая универсальная и лучшая программа для большинства детишек.

Развивающая программа Занкова

Данная программа рассчитана на то, чтобы давать ребенку максимум теории, тогда в определенный момент у него произойдет толчок в развитии. Материал дается максимально быстро, практически по всем областям жизнедеятельности.

Здесь нет главных и второстепенных предметов. Каждый урок выстраивается в форме диалога, присутствуют поисковые и творческие задания. Программа дается тяжелее, нежели «Школа России». Обучающиеся должны быть развитыми и подготовленными. Если ребенок не посещал детский сад, ему будет сложно освоить данный вариант программы.

Развивающая программа Эльконина – Давыдова

Весьма сложная программа, нацеленная на формирование у детей теоретического мышления. Школьника учат меняться самостоятельно, выдвигая простые гипотезы, находясь в поисках доказательств и аргументов. Это хорошо сказывается на памяти. Подойдет детям, которые немного опережают в развитии своих сверстников.

«Школа-2100»

Педагоги полагают, что данная программа призвана научить учиться. Дается множество заданий, развивающих логику, интеллект. Многие задачи подаются в готовом напечатанном виде, чтобы ученик мог их дорисовать, вписывая нужные значки или числа в клетки.

Система интересная тем, что является разноуровневой, то есть задания даются отдельно для сильных и отстающих ребят. Такой подход позволяет учитывать развитие каждого обучающегося в отдельности.

«Начальная школа 21 века»

Является щадящей программой, имеющей длинный адаптивный период . Авторы полагают, что дети адаптируются к школьной жизни лишь к окончанию первого класса. Учебные программы развивают мышление, воображение. При этом некоторые предметы могут быть объединены в один. К примеру, «Грамота» включает в себя русский язык и литературу. Программа может подойти любому ребенку.

Эта программа одна из самых безболезненных для адаптации ребят к школе.

«Гармония»

Весьма похожа на программу Занкова, но чуть проще. Программа призвана развить ребенка разносторонне – логика, интеллект, художественное творчество, эмоциональные способности. Роль учителя – создать комфортные по всем параметры отношения у обучающихся.

«Перспективная начальная школа»

В программе упор сделан на надпредметные компетенции, но не на умения, знания и логику. К примеру, математика развивает логику и интеллект.

Зубрить теоремы и всевозможные аксиомы ученик не будет. Зато детям будет предложено заниматься внеучебной работой. Например, первоклассники плюсом будут заниматься рисованием 10 часов в году, как музыкой и спортом. Программа рассчитана на обычных детей и подойдет большинству первоклашек.

Однозначно выделить самую лучшую программу нельзя, так как все зависит от особенностей развития ребенка, его предрасположенностей. Чтобы сделать правильный выбор, лучше пообщаться с педагогами, которые дадут рекомендации. Не стоит думать, что занимаясь по программе Занкова, ребенок будет умнее того, кто выбрал «Школу 2100». Все зависит от него самого и врожденных талантов, предрасположенностей.

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Школа России

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы : идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Классическая начальная школа

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Программа Перспектива

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

Программа Планета знаний

Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали». Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Задача обучения - дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Перед родителями логично возникает вопрос - какую программу выбрать для своего ребенка? Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования, опробованы на практике. Более того, результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускник начальной школы, общий для всех - независимо от того, по какой из программ обучался ребёнок.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно. Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании и подготовить ребенка к школе.