Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сообщение родина в творчестве ахматовой кратко. Тема поэта и родины в лирике Ахматовой. Их грубой лести я не внемлю

Анна Ахматова "гостила на земле" в трагическую эпоху, - трагическую, прежде всего, для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию.

Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы.

"По аллее проводят лошадок,

Длинны волны расчесанных грив,

О пленительный город загадок,

Я печальна, тебя полюбив".

Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость. Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность - все это связано с Петербургом.

"Был блаженной моей колыбелью

Темный город у грозной реки,

И торжественной брачной постелью,

Над которой держали венки

Молодые твои серафимы,

Город, горькой любовью любимый".

В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Первые сборники стихотворений - "Вечер" и "Четки" - посвящены, в основном, любовной теме. Сборник "Белая стая" включал в себя стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго и тяжело болеет. Личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной.

В "Белой стае" тема Родины заявлена с большой силой. Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину. Еще Лев Толстой считал, что самый верный взгляд на войну и политику - у женщин, потому что они, казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Так, княжна Марья в "Войне и мире" пишет в своем письме: "... Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты, Бог знает, как и зачем...

Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви... "

"Морозное солнце. С парада

Идут и идут войска.

Я полдню январскому рада,

И тревога моя легка.

Здесьпомню каждую ветку

И каждый силуэт.

Сквозь инея белую сетку

Малиновый каплет свет".

Для Анны Ахматовой Россия всегда была связана с народными традициями и православием, какие бы бесы ни пытались погубить душу родной страны. Стихотворение "Мне голос был... " в первоначальной редакции имел две строфы, в которых кратко дана историческая зарисовка, очень важная для понимания смысла дальнейшего диалога:

"Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица

Забыв величие свое,

Как опьяневшая блудница

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Нездешний голос зовет ее, предлагая покинуть грешную Россию. Но она решает остаться, принимая судьбу Родины как крестный путь.

"Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух".

По силе духовной, по мощи самоотречения этому стихотворению нет равных в русской поэзии! Надо признать, что Анна Ахматова совершила подвиг души и просто человеческий подвиг, оставшись в советской России в 1917 году. Ведь она как никто другой понимала суть событий. В другом стихотворении сборника "Подорожник" сказано:

"А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят".

В стихотворении 1922 года, вошедшем в сборник "Anno Domini", Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто "бросил землю". Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение. В этом стихотворении повторяется формула "А здесь" и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю:

"А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас".

Так же, как и М.Ю. Лермонтов в своем знаменитом "Бородино", Ахматова воспела в этом стихотворении силу русского духа, цельность народа.

Стихотворение "Петроград" продолжает эту тему. Здесь А. Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь приходят и образы вечной книги. Вот перед нами строки стихотворения "Лотова жена" из цикла "Библейские стихи":

"Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд".

Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет "родной", относящийся к Содому, душераздирающе точен. А "красные башни" уж не ассоциация ли с родными кремлевскими?

Сохраняя цельность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова ощущает внутренний свет. И это настоящее чудо. Свет, например, должен воссиять в самом несчастном евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и "нищих духом", то есть смиренных.

"Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло? "

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме "Requiem", посвященной страданиям репрессированной страны. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини - арест сына. Но голос ее сливается с голосами тысяч женщин-сестер, вдов репрессированных. И это второй план - как расширение личной ситуации.

Ахматова говорит от лица своих "невольных подруг". Она обращается к страницам истории России времен стрелецкого бунта, подобно тому, как А.С. Пушкин в стихотворении "Какая ночь! Мороз трескучий... " в картине кровавой казни, отнесенной к временам опричнины, оплачивал гибель декабристов. Евангельский сюжет "Распятия" расширяет рамки поэмы до общечеловеческого масштаба.

Поэма построена по образцу жанра реквиема, она содержит как бы хоровые и сольные партии, фрагментарность обусловлена сменой голосов воплениц. "Requiem" - не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой, поэма истинно народная и по содержанию, и по форме. Фольклорные элементы используются для передачи трагедии всего народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихи, отражающие духовный настрой сражающейся России. Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В цикл "Ветер войны" входят стихотворения, утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой - мать, жена, сестра, провожающая русского солдата.

Заключительным аккордом звучит стихотворение "Родная земля". Тема Родины так же близка обоим поэтам. В стихотворении "Родная земля" (1961 год) дается поэтическое определение понятия "Родина", которое полемически противопоставляется другим возможным трактовкам и толкованиям (стихотворение также своеобразная перекличка с лермонтовской "Родиной", сближает их и ритмика первой строфы). В основе этого определения - образ земли:

"И в мире нет людей бесследней,

Надменнее и проще нас"

"В заветных ладанках не носим на груди

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею".

"Отличительной особенностью стиля Ахматовой является взаимодействие в пределах одного текста разных значений слова, при этом контекст не снимает многозначности, а, напротив, подчеркивает ее".

Так, в приведенном стихотворении соотносятся разные значения слова "земля". Во второй строфе. Которая выделяется концентрацией сходных семантических признаков (прием, характерный для Ахматовой), подчеркиваемой звуковыми повторами, взаимодействуют два значения слова "прах": "пыль, в которую превращают землю, размельчая, раздробляя, рассыпая ее" ("И мы мелем, и месим, и крошим…"), и "останки всех тех, кто покоится в родной земле, в которую предстоит лечь и нам". Взаимодействуют здесь и ассоциативные "приращения смысла" у слов "мелем", "месим", "крошим", "прах", возникающие в тексте и усиливающие семантическую емкость строфы. Образный ряд, основанный на первом значении слова "прах", подчеркнуто снижен и связан с мотивом бренности. Избегая риторики. Ахматова в качестве источника образности обращается к бытовым реалиям и явлениям ("грязь на колошах", "хруст на зубах"), обозначения которых сближены выразительными звуковыми повторами. Образный ряд, построенный на втором значении слова "прах", напротив, характеризуется высоким эмоционально-экспрессивным ореолом и связан с мотивом исторической памяти.

В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни.

"Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чужих крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был".

"Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных", - скажет она потом.

Выполнила:,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 сУИО

Анпилогова Любовь АлександровнаП».

Г.Сорск, 2018


Введение:

2019 год будет годом 130-летия со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой.

«…Её поэзия близится к тому,

чтобы стать одним из символов

величия России».

Осип Мандельштам,

1916 год.


  • Годы жизни.
  • Название 1-го сборника.
  • Принадлежность к литературному направлению.
  • Кто стал критерием красоты и гармонии для поэтов данного направления?
  • Основная тема ранней лирики Ахматовой.

И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт. 9 июля 1959 Ленинград

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.


В лирике у Ахматовой «земная любовь» подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. звучат философские мотивы – размышления о смысле существования, о «жизни тленной… и прекрасной».

  • Я научилась просто, мудро жить,
  • Смотреть на небо и молиться Богу,
  • И долго перед вечером бродить,
  • Чтоб утомить ненужную тревогу.
  • Когда шуршат в овраге лопухи
  • И никнет гроздь рябины желто-красной,
  • Слагаю я веселые стихи
  • О жизни тленной, тленной и прекрасной.
  • Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
  • Пушистый кот, мурлыкает умильней,
  • И яркий загорается огонь
  • На башенке озерной лесопильни.
  • Лишь изредка прорезывает тишь
  • Крик аиста, слетевшего на крышу,
  • И если в дверь мою ты постучишь,
  • Мне кажется, я даже не услышу.
  • Май 1912 Флоренция

Тема любви:

В лирике Ахматовой тема Родины

неразрывно связана с темой любви.

Тема любви в её поэзии не ограничена

лишь изображением отношений любящих-

в ней всегда обнаруживается интерес

поэта к глубокому внутреннему миру

человека. Ранней любовной лирике

Ахматовой не свойственно изображение

романтически преувеличенных чувств,

которые «обесценивают всё обычное, простое и

земное». Ахматова, напротив, говорит о простом

и личном горе.


Ты знаешь, я томлюсь в неволе…

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,

О смерти Господа моля.

Но все мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.

И осуждающие взоры

Спокойных загорелых баб.

Осень 1913 Слепнево


Творчество А.Ахматовой.

Творческие образы поэзии А.Ахматовой никогда

не жили своей собственной жизнью, а всегда

неизменно служили раскрытию лирических

переживаний поэта, его радостей, скорбей и

тревог. Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства. Лирика Ахматовой почти всегда сюжетна.

В ней очень мало отвлечённых слов. Её стихи не только

песни, но зачастую - новеллы со сложным и ёмким

сюжетом. В творчестве А. А. Ахматовой преобладают две темы: тема Родины и тема любви.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.


МОЛИТВА

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

1915 г.

Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.


Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны.

В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.


Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.


Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»…

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух

1917 г.

  • Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
  • Каким образом выражена нравственная позиция автора?


Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней.

Надменнее и проще нас. 1922 г.


Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их.

О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».


Личная тема стихотворений А.А.Ахматовой.

Личная тема и тема любви развиваются в стихах Ахматовой не

параллельно, а в неразрывном единстве. Так стихи 1921 года

отличаются суровым и высоким трагизмом, отмеченным расстрелом

Н.Гумилёва. Боль за сына, за судьбы близких ей людей прорывались

во многих стихах Ахматовой.

Заплаканная осень, как вдова,

В одеждах чёрных, все сердца туманит.

Перебирая мужчины слова,

Она рыдать не перестанет.

* * * * * * * * *

Разлучили с единственным сыном,

В казематах пытали друзей,

Окружили неведомым тыном

Крепко слаженной слежки своей.


А.Ахматова не принадлежала к поэтам,

которые «навзрыд сочиняют» стихи о

Родине, однако образ России – один из

ведущих в её творчестве. «Какую

значительную по своему гражданственному

смыслу и внутреннему своему масштабу

маленькую антологию можно было бы

составить, если собрать воедино всё

написанное ею о Родине, о родной земле»,-

заметил исследователь её творчества

В.Я.Виленкин.


В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.


Тема Родины в годы войны.

Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».В него вошли

стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период первой мировой войны. В годы

Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой.

«Она патриотка,- записал в дневнике писатель П.Лукницкий, посетивший А.Ахматову в

августе 1941 г.,-и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень

ободряет её». В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной

земли связывается с судьбой родного языка, родного слова.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя русская речь,

Великое русское слово.


Образ России в лирике А.Ахматовой.

В период 20-30-х годов в поэзии Ахматовой Журавль у ветхого колодца,

впервые появляется определение великая Над ним, как кипень, облака,

(озёра, степи, города и зори Родины великой). В полях скрипучие воротца,

Образ земли характеризуется святостью и чистотой, И запах хлеба, и тоска…

святость Русской земли подчёркивается эпитетами,

сближающими стихи Ахматовой.


«Поэт и Родина»:

Своеобразно решается Ахматовой проблема «поэт и Родина»:разлуку

с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых

трагических обстоятельствах- нравственным долгом.

А весёлое слово – дома -

Никому теперь не знакомо,

Все в чужое глядят окно.

Кто в Ташкенте, а кто в Нью-Йорке,

И изгнания воздух горький-

Как отравленное вино.

Ты знаешь, я томлюсь в

неволе,

О смерти господа моля.

Но всё мне памятна до

боли

Тверская скудная

земля…


Сравнительно-аналитические наблюдения: Тема Родины

Познакомившись с творчеством поэтессы, я попытался подсчитать, сколько раз слова Родина, Отчизна встречаются в стихах А.А.Ахматовой и других поэтов:

Поэты

А.А.Ахматова

Кол-во встречающихся слов:

Е.А.Баратынский

Родина

Отчизна

А.А.Фет


В 1910 – 1916 г. А.Ахматова выезжала в имение Гумилёвых – Слепнёво в

Тверской губернии. Там она пишет поэму «У самого моря», восходящую

к переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем,

где она проводила каждое лето.


Заключение:

Итак, образ родной земли является одним из ключевых

в поэзии Ахматовой, а само слово регулярно используется при обращении к теме России. Мотив Родины является одним из сквозных, он органически связывает произведения начала века и позднее творчество А.А.Ахматовой . Образ России, созданный в её стихах, развивает традиции русской классической поэзии .

Любовь в творчестве Ахматовой – это то, «что близко каждому, то, что переживает и понимает каждый».


Список использованной литературы:

1.Н.А.Николина.Язык художественных произведений.- М.,Рус. Речь,1982.

2.А.Л.Дмитриев.Для великой земной любви.- М.,Русская речь,1973.

3.А.М.Совокин.Горьковский университет.-Г., Государственный

университет,1879.

4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- М. К и М,2009.

5.Н.В.Недоброво.Анна Ахматова.- М.,Русская речь,1915.

6 . Словарь языка поэзии(образный арсенал русской лирики конца XVIII

начала XXв), М., АСТ, Астель, 2004.

7.В.Я.Виленкин.В сто первом зеркале.-М., 1987.

8.Б.М.Эйхенбаум.О поэзии.-Л.,1969.

Презентацию на тему Тема родины в лирике А Ахматовой можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайдов.

Слайды презентации

Тема родины в лирке А. Ахматовой

Учитель муниципальной Новлянской СОШ Лебедева Евгения Игоревна

МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. 1915 г.

Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.

Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны. В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»… Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух 1917 г.

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней. Надменнее и проще нас. 1922 г.

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их. О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит… Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой… Забвенье боли и забвенье нег – За это жизнь отдать немало.

В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством.

КЛЯТВА. И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!

Но ложимся в нее

и становимся ею -

оттого и зовем так

свободно - свою...

"Родная земля" 1961г

На протяжении многих лет поэты обращаются к теме Родины, либо восхваляя ее красоту и силу, то, наоборот, относясь с критикой ко всем ее составляющим. Затрагиваю тему Родины в творчестве поэтов и писателей России, нельзя обойти стороной Анну Андреевну Ахматову (Горенко), большинство стихотворений которой посвящены тяжелому времени родной страны, ведь она не покинула ее в этот момент, а продолжила быть верной России, стойко выдержав все испытания. Многие поэты того времени были вынуждены покинуть страну, но Ахматова не могла допустить столь грешной мысли. Она была " не с тему, что бросил землю...".

если проследить по хронологии, можно заметить, как меняется слог Ахматовой, как ее переживание сливаются в одно страстное желание быть чем-то полезной для Родины.

Ее стихотворения полны патриотизма, даже голод и разрух не могут заставить ее отречься от решения поддержать родную страну. Сквозь годы гражданский войны и революций она проходит, ни разу не ударив в грязь лицом. Ахматова достойно несет свое призвание, за что и заслуживает почтение в нынешнее время.

Мужество поэтессы потрясает. В 30е годы, в годы жестких репрессий, под арест попадают ее муж и сын. Да что там говорить, она и сама стойко ожидает свой арест, сталкивая с жестокой критикой.

Своего апогея творчество Ахматовой достигает как раз в годы репрессий. Женщина пишет поэму "Реквием", строки которой насквозь пронизаны болью и отчаянием.

Она пишет от лица тысяч советский вдов. Здесь образ главной героини принимает обобщенный характер, выплескивая всеобщее чувство безнадежной тоски. Идея поэмы возникла у Ахматовой, когда она отстаивала очередь, чтобы передать коробку с продовольствием для сына. В этой поэме все горе разбитой на части России достигает огромных высот. Поэма писалась очень долго, ведь она должна была вместить в себя две разные эпохи российской жизни - царскую и советскую.

Тема Родины в творчестве Ахматовой переживает сложную эволюцию. Сначала она пишет о Царском Селе - месте, где прошло ее детство и юношество. Потом родина перебирается в Ленинград. И уже в годы войны и репрессий Ахматова по-настоящему сближается с народом, чувствует то, что чувствует страна, переводит это все на бумагу и называет Родиной страну, в которой живет ее народ. К концу своей жизни Анна говорит о России, как о русской земле.

В течение своей жизни Ахматова переживает и страдает за Россию. Каждый раз - по-разному, что вносит в ее творчество характерное разнообразие.

Анна Андреевна Ахматова – известная поэтесса серебряного века. В историю она вошла как яркий представитель акмеизма. Анна Андреевна Ахматова написала множество стихотворений на различные темы, но самый распространённый являлась тема родины. Поэтессы питала искреннюю любовь к России, пережила с ней вместе трудные моменты. Все свои чувства она передала через произведения. Как же отражалась в её лирике тема любви к родине?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит вспомнить биографию Ахматовой и проанализировать некоторые стихотворения. Начнём с Того, что поэтесса пережила нелучшие времена: гражданскую Войну, революцию и так далее. Многие писатели и поэты тогда эмигрировали, не желая оставаться в разрушенный стране.

Ахматова же настолько было предана родине, что решила остаться, несмотря на том, что искушение было очень велико. В стихотворении "мне голос был. Он звал утешно… " чувства лирической героини перекликаются с чувствами самой поэтессы. Какой-то голос считал, что нужно бежать из страны, но она осталась верна себе: "но равнодушно и спокойно руками я замкнула слух ".

Свою гражданскую позицию Ахматова также обозначила в стихотворении "не с теми я, кто бросил землю ". Применив антитезу, она смогла показать разницу между собой и другими людьми. Поэтесса была привязана к родине, она любила её и ни разу не предала, в то время как кто-то "бросил землю на растерзание врагам ".

Таких персон Ахматова даже не осуждала, она их попросту жалела.

Также в стихотворении "родная земля "мы можем увидеть, с такой теплотой поэтесса относилась к России. С помощью этого произведения она хотела донести до людей, что нужно замечать мелочи и не забывать о родине, потому что она самое дорогое, что у нас есть: "но ложимся в неё и становимся ею, оттого и зовём так свободно – своею".

Таким образом, проанализировав биографию и стихотворения Анны Андреевны Ахматовой, мы пришли к выводу, что поэтесса являлась одной из немногих, кто настолько ценил родину. Несмотря на то что она пережила много бед: расстрел мужа, арест сына – она смогла сохранить любовь к России. Получается, что Ахматова была не только великолепной поэтессой, но и просто хорошим человеком.