Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Социально педагогический процесс и пути его совершенствования. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса

По своей сущности социально-педагогический процесс, как отмечает В. А. Никитин - это «целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта» .

Процесс социально-педагогической деятельности имеет определенную структуру: субъект, объект, этапы и подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап социально-педагогического процесса имеет свои компоненты и определенные условия среды, которые обеспечивают ему наиболее оптимальное протекание и достижение оптимального результата.

Так, Л. В. Мардахаев выделяет внутренний и внешний социально-педагогический процесс. По мнению педагога, внутренний педагогический процесс, его этапы (стадии, периоды) характеризуют возрастные, качественные или количественные изменения (развитие) личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Этапы определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяют наиболее характерные возможные качественные изменения, позволяющие отличать один этап от другого.

Внешний социально-педагогический процесс обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное или сдерживает негативное развитие, благодаря ему наиболее полно реализуется потенциал внутренних периодов развития личности. По своей сути внешний социально-педагогический процесс представляет собой целенаправленную последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленную необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта.

При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса, Л. В. Мардахаев и В. А. Никитин выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный подход определяет компонентный состав социально-педагогического процесса, который может иметь условный или функциональный характер, что весьма важно для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели.

Функциональный подход определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе, что важно в процессе поиска наиболее оптимального варианта его работы с определенной личностью или группой, а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа по его назначению, а также наличием объекта и субъекта.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это подготовленный специалист (социальный педагог, работник) или родитель в отношении к человеку, на который направлена его (их) социально-педагогическая деятельность. Им выступает и сам человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию. Специалисту принадлежит последовательная деятельность, которая позволяет добиваться результативности в достижении поставленной социальнопедагогической цели.

В профессиональной деятельности позиция субъекта определяется его подготовкой и социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется социальным заказом общества. Иначе говоря, ориентиром для социального педагога выступает социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе ценности, национальная культура.

Другим ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса, выступает объект воспитания, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания и своему социальному самосовершенствованию.

Как видим, субъект (специалист) и объект (клиент) определяют своеобразие социально-педагогического процесса.

Социально-педагогический процесс как последовательность целенаправленной деятельности имеет определенные этапы:

  • - подготовительный;
  • - непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);
  • - результативный.

Каждый из названных этапов имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. Рассмотрим содержание каждого этапа социально-педагогического процесса.

Подготовительный этап включает подэтапы, определяющие содержание социально-педагогической деятельности. К ним относятся:

1. Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Понятие «социальная диагностика» является одним из центральных в социальной педагогике. Это связано с тем, что любое социальное явление, любой объект - человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу - может быть исследовано и подвергнуто коррекции в случае необходимости только на основе его всестороннего изучения и анализа.

Слово «диагностика» имеет несколько значений. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова данная лексема определяется следующим образом: «1. Учение о способах диагноза. 2. Установление диагноза» . В социальной педагогике слово «диагностика», становясь термином, получает дополнительное значение, включаясь в словосочетание «социальная диагностика». Обратимся к определениям понятия «социальная диагностика», представленным в специальной литературе.

Социальную диагностику Е. И. Холостова рассматривает с двух точек зрения. В широком смысле - как «процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурное, правовое, нравственное, психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. В более узком смысле - изучение отношения индивида к социальным ценностям общества, группы и т. д., исследование сущности социальных проблем, которые создают затруднительную жизненную ситуацию для индивида, семьи, группы» [ 81.

К примеру, П. Д. Павленок определяет социальную диагностику как «исследование социального явления для распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, которые характеризуют его состояние и определяют тенденции развития» .

В свою очередь, В. И. Курбатов отмечает, что социальная диагностика - это «методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе» . Автор подчеркивает, что социальная диагностика играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

Таким образом, сущность понятия «социальная диагностика» сводится всеми авторами к установлению причинно-следственных связей и отношений на разных уровнях: макросреды (общественное мнение и морально-психологический климат в обществе), микросреды (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.), личности. В нашей работе мы будем использовать в качестве рабочего следующее определение данного понятия: социальная диагностика - это комплексный процесс научного выявления, распознавания и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений человека в обществе.

Социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер, то есть ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем человека (ребенка, подростка, юноши, зрелого или пожилого человека), его индивидуальных возможностей или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления диагностика направлена на выявление:

  • - индивидуальных отклонений человека и возникших социальных проблем в его развитии и самореализации;
  • - индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, создающих перспективу для индивидуального, индивидуально-компенсаторного развития или наиболее целесообразного преодоления недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;
  • - особенностей жизненной позиции ребенка или взрослого человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию, возможностей достижения социально-педагогических целей, активности в работе над собой, восприятия воспитателя;
  • - условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самовыражения и самореализации .

В своей работе социальный педагог нередко взаимодействует с человеком, имеющим особые нужды. Поэтому диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, педагогов и др. Их сотрудничество позволяет получить более полную информацию о человеке и его проблеме, на основе которой можно:

  • - составить полную социально-педагогическую характеристику клиента;
  • - определить и дать характеристику его социально-педагогической проблемы;
  • - выработать рекомендации специалистам в работе с ним (показания, предостережения, советы и пр.) .

Диагностика является видом оперативного анализа социального объекта с целью определения его состояния, оценки конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом такого анализа является описание объекта в системе показателей, что позволяет поставить социальный «диагноз», то есть сделать научное заключение о состоянии социального здоровья изучаемого объекта или целого социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении.

Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки соответствующими управленческими структурами конкретных практических действий в интересах общества, тех или иных его групп и слоев.

  • 2. Формулирование социально-педагогической проблемы человека. Речь идет об адресной оценке, в чем нуждается данный человек и в каком направлении ему необходима социально-педагогическая помощь.
  • 3. Социально-педагогическое прогнозирование. В словаре по социальной педагогике социально-педагогическое прогнозирование понимается как «логическое обоснование выводов о наиболее вероятной динамике поведения, проявления человека в той или иной педагогической или жизненной ситуации» .

    Заключительный этап (итоговый, результативный). На этом этапе происходит оценка и анализ действенности практической реализации социально-педагогической технологии и определение последующих перспектив.

    К основным подэтапам результативного этапа относятся:

    • 1. Предварительная оценка действенности практической реализации социально-педагогической технологии. Предварительная оценка позволяет определить, в какой степени удалось решить социально-педагогическую проблему человека, принять решение о включении клиента в адаптационный процесс в новом состоянии и новых условиях.
    • 2. Адаптация в естественных условиях самореализации. Адаптация зависит от результатов педагогической реабилитации, коррекции, перевоспитания, исправления в специализированных образовательных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Адаптационный процесс позволяет закрепить полученные результаты реализации социально-педагогической технологии и оценить результативность всего процесса, что позволяет ее считать заключительной операцией.
    • 3. Общая оценка и анализ внешнего социально-педагогического процесса. Здесь выявляются позитивные и негативные аспекты реализованной социально-педагогической технологии, варианты ее реализации, социально-педагогической деятельности специалиста, а также роли и собственной деятельности клиента.
    • 4. Итоговые выводы по реализации социально-педагогического процесса. Выводы делаются по двум позициям: каковы результаты развития, изменения клиента, его качеств, индивидуальных возможностей в процессе социально-педагогической работы с ним и какова эффективность целенаправленной и последовательной социальнопедагогической деятельности специалиста.

    Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что социально-педагогическая деятельность направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. По своей сути профессиональная деятельность социального педагога представляет собой систему последовательных этапов, образующих определенный процесс, при котором достигается наиболее оптимальное взаимодействие внутренней и внешней его составляющих и полная реализация их возможностей.

    В социальной педагогике выделяют социально-педагогиче­ский процесс. Под ним понимают динамику развития соответ­ствующего социально-педагогического явления или сложившую­ся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуе-мого, обеспечивающие достижение определенной социально-пе­дагогической цели.

    Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показы­вает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствую­щем социально-педагогическом явлении. Качественные измене­ния часто характеризуются как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

    По своей сущности социально-педагогический процесс это це­ленаправленная последовательность действий социального педа­гога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достиже­ние определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслужи­вании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

    Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптималь­ного результата.

    Всякий социально-педагогический процесс осуществляет кон­кретный специалист (группа специалистов) субъект. Субъект социально-педагогического процесса это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) дея­тельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отно­шению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.

    Позиция субъекта в воспитании определяется прежде всего его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы со­циальным заказом данного общества. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педаго­гической деятельности.

    Вторым ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса, высту­пает объект воспитания, его индивидуальные особенности, воз­можности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспи­тания.

    Всякий социально-педагогический процесс как последова­тельность целенаправленных действий, как было сказано выше, можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют сле­дующие основные этапы социально-педагогического процесса:

    1-й подготовительный этап, включающий подэтапы, которые определяют содержание социально-педагогической деятельности (диагностика и выявление индивидуальности объекта, формулиро­вание социально-педагогической проблемы человека, социально-пе­дагогическое прогнозирование, моделирование, выбор технологии и способа ее реализации, планирование социально-педагогической дея­тельности);

    2-й непосредственной деятельности. Он представляет собой непосредственную реализацию социально-педагогической техно­логии с применением совокупности методов, средств, приемов;

    3-й итоговый. На данном этапе имеют место анализ и оцен­ка действенности социально-педагогической технологии и опре­деление последующих перспектив.

    Достигнутый результат чаще всего определяется через оценку изменений, происшедших в ее объекте. Оценка динамики субъек­та как результата воздействия обычно не проводится.

    Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс со­стоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Прак­тика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качест­венные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

    Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в тече­ние какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характер­ные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.

    В широком плане это, например, процесс социального развития че­ловека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности со­циального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристи­ки на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориен­тироваться в определении цели и характера социально-педагогичес­кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.

    Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реали­зации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечи­вает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообраз­ное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо­го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического про­цесса и умение использовать его применительно к себе, своей профес­сиональной деятельности очень важно для социального работника.

    По своей сущности внешний социально-педагогический про­цесс - это целенаправленная последовательность действий социаль­ного педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспече­ния прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес­кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.

    При рассмотрении содержания социально-педагогического про­цесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению опре­деленной цели. Функциональный определяет особенности профессио-

    нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (по-дэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъ­екта и объекта.

    Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной дея­тельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

    Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес­кого процесса.

    Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

    Внешний социально-педагогический процесс также включает оп­ределенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следую­щие (структурный подход):

    1-й - подготовительный;

    2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации вы­бранной педагогической технологии);

    3-й - результативный.

    В литературе чаще встречается функциональный подход при вы­делении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора тех­нологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.

    Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутрен­него социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги­ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:

    Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти­рована на конкретную личность. В зависимости от социальных про­блем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор­ных, или ограничений (физических, физиологических, психологичес­ких), своеобразия повседневного социального поведения можно пред­метно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:

    а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;

    б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по- зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;

    в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа- ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе- ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ- нику;

    г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.

    При взаимодействии социального работника с человеком, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных пе­дагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:

    а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;

    б) сформулировать его основные социально-педагогические про- блемы;

      показания;

      предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;

    Советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.

    Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность че­ловека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к сле­дующему подэтапу.

    Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания чело­века, закономерностей его развития (закономерностей развития ка­честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внут­реннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.

    Предметом социально-педагогического прогнозирования выступа­ют два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль­но-педагогическими процессами:

    а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги- ческим процессом, а именно:

      направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;

      возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;

    б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально- педагогическим процессом, а именно:

      способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;

      способность социального работника обеспечить достижение про­гнозируемой цели;

      соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.

    Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии доста­точно полной информации о личности клиента, необходимой соци­альному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.

    В начале своей профессиональной деятельности специалист (со­циальный работник) пользуется преимущественно учебными посо­биями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно­зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобре­тает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозиро­вания перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.

    Основываясь на личностном понимании своего социального пред­назначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особен­ностей, собственных возможностей, условий работы социальный ра­ботник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.

    Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .

    В соответствии с целью определяются задачи, которые необходи­мо решить для ее достижения.

    Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм­пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятель­ности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей дости­жение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или част­ный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Глав­ное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному ра­ботнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.

    Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогичес­кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.

    Для выбора (разработки) технологии социальному работнику не­обходимо знать:

      социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

      индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;

      цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные за­дачи, которые следует решить в процессе ее достижения;

      условия реализации технологии (в специализированном центре, дома);

      формы реализации технологии (в стационарных условиях; в до­машних условиях; в центре социального обслуживания);

      свои возможности в применении той или иной технологии;

      временные возможности для реализации технологии.

    Для каждой социально-педагогической проблемы может быть не­сколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различ­ным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она вклю­чает: описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению; рекомендации к реализации, основные требования к лич­ности, профессиональной подготовке и деятельности социального ра­ботника.

    В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из тех­нологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.

    Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее опти­мальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.

    Планирование своей деятельности - следующий подэтап подгото­вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализа­ции по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий ком­плексность и интенсивность деятельности.

    Как правило, реализация технологии предусматривает определен­ное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной дея­тельности по достижению цели.

    Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социаль­ная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого дела­ется ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совмест­ной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.

    Второй этап - основной - непосредственной деятельности по ре­ализации выбранной технологии с использованием совокупности мето­дов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче­ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэта-пов проводится вся предшествующая деятельность.

    11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.

    Завершается он достижением в той или иной степени поставлен­ной цели.

    Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

    а) предварительная оценка результативности процесса деятель- ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш- него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе- ни человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож- ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;

    б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле- ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилита- ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова- тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея- тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво- ляет ее считать заключительной операцией;

    в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;

    г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги- ческого процесса.

    Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще­ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наи­более оптимальное протекание (практическую реализацию), достиже­ние рационального результата.

    Каковы пути повышения эффективности деятельности социально­го работника?

    Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен сле­дующими факторами, определяющими соответствующие пути его со­вершенствования:

    а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со- ответствующей адаптации, реабилитации;

    б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер- кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пас- сивным фактором, а активным самосозидателем;

    в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут- ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;

    г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен- него социально-педагогического процесса клиента.

    Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преиму­щественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности - повышение действенности каждого этапа, в том числе:

    Повышение качества диагностики индивидуальности клиента;

      качественная и наиболее полная социально-педагогическая ха­рактеристика клиента;

      умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов­ленных внешним социально-педагогическим процессом;

      достаточно точное определение социально-педагогической (соци-алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - це­левой установки внешнего социально-педагогического процесса; зада­чи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;

      умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной техно­логии;

      выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализа­ции;

      обеспечение качества подготовки к реализации процесса дея­тельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально-педагогического процесса);

      обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги­ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;

      обеспечение адаптации клиента после завершения реализацион­ной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.

    Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодейст­вие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».

      Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагоги­ческого процесса.

      Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про­цесса.

      Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического процесса.

    5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- цессов?

    6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.

    7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

      Внутренний социалыю-педагогичсский процесс.

      Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.

    ЛИТЕРАТУРА

      Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982.

      Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.

      Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

      Сласпенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

      Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

    6. Стефаиовская ТА. Педагогика: наука и искусство. М, 1998.

    В социальной педагогике выделяют социально-педагогический процесс. Под ним понимают динамику (изменение) развития соответствующего социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.

    Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показывает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

    Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается, воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать и оценивать своеобразие одного этапа от другого.

    В теоретическом и практическом плане необходимы определенные, наиболее важные и существенные критерии оценки того, что получило качественное изменение и их показатели на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их показатели позволяют оценивать динамику протекания исследуемого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального педагога они свидетельствуют о соответствии развития норме или проявления своеобразного отклонения.

    Рассмотрим содержание социально-педагогического процесса как развитие (изменение) какого-либо характерного социального явления, социального развития человека в целом.

    В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В этом случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов. Такой социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и проявления человека на каждом этапе его возрастного развития. Современной возрастной психологией и педагогикой выявлены особенности развития человека на протяжении всей его жизни, выделены в нем определенные этапы (этапы возрастного развития), их качественные и количественные характеристики. Эти знания помогают социальному педагогу ориентироваться в целях и характере педагогической деятельности в социальной среде по отношению к конкретному человеку, в зависимости от его возраста и определять направленность своих педагогических усилий.



    В узком плане социально-педагогический процесс как изменение (развитие) того или иного качества, особенностей человека, его индивидуальных возможностей представляет собой результат саморазвития, самосовершенствования, а также целенаправленной педагогической деятельности социального педагога по отношению к нему, воздействия на него социальной среды. Выявление динамики процесса развития того или иного качества, свойства личности является прерогативой специального исследования либо результатом опыта работы социального педагога с определенной категорией людей. Знание содержания, особенностей протекания и проявления процесса развития определенного качества личности позволяет специалисту предвидеть особенности его динамики и, ориентируясь на нее, организовывать и реализовывать свою целенаправленную педагогическую деятельность. Эти знания помогают человеку осознанно подходить к самопознанию, самооценке личностных возможностей, в процессе определения целей работы над собой и самосовершенствования.

    По своей сущности социально-педагогический процесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

    Процесс социально-педагогической деятельности имеет определенную структуру. Он включает субъект и объект, этапы, подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты и существуют определенные условия среды, которые обеспечивают ему наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.

    Всякий социально-педагогический процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) - субъект (субъекты). Этому специалисту принадлежит собственно та последовательная деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в достижении поставленной социально-педагогической цели.

    Субъект социально-педагогического процесса - это либо подготовленный специалист (социальный педагог), либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) в отношении к человеку, на который направлена его (их) социально-педагогическая деятельность. Им выступает и сам человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию.

    Позиция субъекта в воспитании во многом определяется, с одной стороны, его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным заказом данного общества. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педагогической деятельности. С другой стороны, ориентиром для практической деятельности специалиста выступает назначение специализированного центра и его функциональные обязанности в нем.

    Вторым основным, ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса выступает объект воспитания, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания, своему социальному самосовершенствованию.

    Всякий социально-педагогический процесс как последовательность целенаправленной деятельности можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют следующие основные этапы социально-педагогического процесса (см. схему на стр.303):

    1-й - подготовительный;

    2-й - непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);

    3-й - результативный.

    Каждый из них имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий.

    Подготовка к социально-педагогической деятельности занимает особое место в социально-педагогическом процессе. Общеизвестно, как подготовлена деятельность, таковы возможности для ее реализации по обеспечению наиболее полного достижения цели.

    Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют содержание социально-педагогической деятельности. К таким подэтапам относятся (см. схему на стр. 304.):

    Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-педагогическая деятельность носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем человека (ребенка, подростка, юноши, зрелого и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления. Диагностика предусматривает выявление:

    а) индивидуальные отклонения человека и в связи с ними возникшие социальные проблемы в развитии и самореализации;

    б) индивидуальные особенности, возможности человека, его позитивный потенциал, создающие перспективу для индивидуального, индивидуально-компенсаторного развития или наиболее целесообразного преодоления недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;

    в) особенности позиции человека, его отношение к саморазвитию, самосовершенствованию, возможности достижения социально-педагогических целей, активность в работе над собой, отношение к воспитателю;

    г) условия среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации.

    Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с человеком, имеющим особые нужды, его диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медиков, психологов, педагогов. Такой подход позволяет получить более полную информацию о человеке, на основе которой можно формулировать рекомендации социальному педагогу:

    показания;

    предостережения (главное их назначение - “не навреди”);

    советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его окружением.

    Диагностируемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности), что позволяет перейти к следующему подэтапу.

    Формулирование социально-педагогической проблемы человека. Речь идет об адресной оценке, в чем нуждается данный человек и в каком направлении нужна ему социально-педагогическая помощь.

    а) направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекции развития человека, социального воспитания, перевоспитания, исправления, реабилитации, адаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ориентации и подготовки (начальной, средней);

    б) возможности человека в развитии в целом, либо по определенным направлениям;

    в) способность воспитателя обеспечить оптимальное и направленное развитие, обучение и воспитание человека;

    г) способность воспитателя обеспечить достижение определенной социально-педагогической цели;

    д) соответствие условий, возможностей воспитуемого и воспитателя в направленном развитии человека.

    Прогнозирование возможного социально-педагогического развития человека - один из наиболее сложных подэтапов социально-педагогического процесса. Он в значительной степени основан, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности объекта, необходимой социальному педагогу для прогнозирования, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социально-педагогического процесса.

    В начале своей профессиональной деятельности социальный педагог преимущественно пользуется данными учебных пособий, специальных исследований о возможностях социально-педагогического развития человека в зависимости от его индивидуальных отклонений, рекомендациями, в какой ситуации, какие могут быть варианты социально-педагогических технологий и их возможностях. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя реализацию различных технологий, он приобретает социально-педагогический опыт, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего объекта и своей социально-педагогической деятельности.

    В соответствии с личностным пониманием воспитателем социального заказа в воспитании человека, его знанием индивидуальности воспитанника, своих педагогических возможностей, условий воспитания он определяет цели и задачи своей педагогической деятельности. В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса.

    Цель социально-педагогического процесса определяет, к чему следует стремиться воспитателю в решении общей или специальной (направленной) проблемы: индивидуальном (индивидуально-коррекционном) развитии человека, обучении его самообслуживанию, профессиональной ориентации и подготовке, развитии навыков социального общения, социальной адаптации, педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитании, исправлении и др. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной цели.

    Моделирование - следующий подэтап подготовительного этапа социально-педагогического процесса. Под ним понимается - эмпирическое создание образа целенаправленной педагогической деятельности по реализации конкретной педагогической технологии, обеспечивающей достижение социально-педагогической цели, с учетом возможностей среды реализации. Моделирование носит общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное назначение педагогического моделирования заключается в том, чтобы помочь социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему обеспечить в данной ситуации, с учетом его личного опыта, достижение оптимального результата.

    Выбор технологии и способа ее реализации - необходимый подэтап социально-педагогического процесса. Педагогическая технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели.

    а) обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности в работе с конкретной категорией людей, обеспечивающих достижения определенного результата;

    б) целесообразная, оптимальная последовательность педагогической деятельности в работе с человеком, позволяющая достигнуть оптимального результата.

    Первый подход носит теоретический характер - обоснование наиболее оптимального варианта достижения педагогической цели, второй - практический - целесообразная деятельность по ее достижению. Первый предшествует второму, он позволяет спроектировать предстоящий процесс педагогической деятельности, второй - вариант его реализации. Педагогическая технология предусматривает определенную программу педагогической деятельности. Она бывает готовой по варианту, либо специально разрабатываемой в соответствии с индивидуальностью объекта.

    Для выбора (разработки) педагогической технологии социальному педагогу необходимо знать:

    индивидуальные особенности объекта: отклонения и возможности;

    социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует ожидать);

    условия реализации педагогической технологии (в специализированном центре, дома);

    возможные формы реализации педагогической технологии (специалистом в стационарных условиях; матерью в домашних условиях; специалистом - консультационно-практическая в специализированном центре и матерью - практическая деятельность в домашних условиях и др.).

    педагогические возможности субъекта социально-педагогического процесса, его отношение к достижению цели;

    возможности по времени для реализации педагогической технологии.

    Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной педагогики может создаваться банк технологий по различным социальным проблемам. Каждая технология включает: особенности объекта и социально-педагогическую проблему; описание варианта социально-педагогической деятельности, ее решения; рекомендации к реализации.

    В зависимости от характера объекта, личного опыта социального педагога, условий среды выбирается одна из педагогических технологий. Реализация ее осуществляется социальным педагогом через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    # # # ## #
    ## ## ## # # ##
    # # # # # #
    # # #### # #
    # # # # #
    ### ### # #### ###

    Введите число, изображенное выше:

    Подобные документы

      Сущность понятий "социально-педагогическая поддержка" и "неполная семья". Педагогические условия успешной социально-педагогической поддержки детей из неполных семей. Опытно-поисковая работа по реализации программы социально-педагогической поддержки.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2014

      Категории детей с проблемами в социализации и социально-педагогическая работа с ними. Основные виды социально-педагогической деятельности. Содержание и формы социально-педагогической работы в начальной школе. Структура школьной социальной службы.

      презентация , добавлен 08.08.2015

      Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента. Особенности организации работы социально-педагогической работы в школе и система деятельности социального педагога. Содержание технологии менеджмента социально-педагогической деятельности.

      дипломная работа , добавлен 07.10.2012

      Становление социально-педагогической деятельности в Росии. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь. Законодательная основа. Практическая деятельность социального педагога.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2006

      Сущность, функции и принципы измерения как основы социально-педагогической диагностики. Объект социально-педагогической диагностики Н.К.Голубев, К.Д.Радина. Структура и уровни социально-педагогической диагностики. Гипотезы и решения. Этика исследователя.

      монография , добавлен 21.02.2009

      курсовая работа , добавлен 12.07.2015

      Понятие социально-психологической адаптации у детей в приемных семьях, деятельность социального педагога. Социально-педагогическая деятельность, направленная на обеспечение преодоления возникающих трудностей в адаптации ребенка в приемной семье.

      курсовая работа , добавлен 21.08.2015