Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Штурман авиации. Штурман гражданской авиации. Г. Т. Гвоздецкая

18-22 февраля 2015 года в индийском Бангалоре на авиабазе ВВС Индии «Елаханка» прошла выставка Aero India 2015. Основной тематикой выставки является авиационная военная техника и вооружение. В работе салона приняли участие 623 компании, в том числе 295 индийской и 328 иностранных компаний. Общая площадь экспозиций составила 4,4 га, российские стенды с 274 образцами военной продукции удалось разместить на 800 кв метрах («Рособоронэкспорт», «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Ростех», холдинг «Вертолеты России» и др.). Такое скопление военной техники и людей, не могло оставить безучастным Армейского репортера.

История военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Индией тянется со времен СССР (1960-е гг.). ВТС охватывает все сферы — ВВС, ВМФ, ПВО, сухопутные войска. Лично выяснить нынешнее состояние дел в области военной авиации оказалось для меня большой удачей. Удивительно, но первым с кем мне удалось обстоятельно поговорить об этом, оказался главный штурман ВВС России — генерал-майор Михаил Звягин. Мы поговорили о планах главного штурмана на 2015 год, целях и задачах генерал-майора на авиасалоне Aero India 2015, о современной технике в ВВС России.



— Как давно вы в этой должности?

— Летом 2009 года был назначен указом президента РФ — Дмитрием Медведевым. В то время (министр обороны Анатолий Сердюков) были сложные времена у всех вооруженных сил страны — оптимизация, штатные мероприятия. Тем не менее штурманская служба сохранила свои позиции. Вначале пришлось серьезно ужаться. Сейчас имеем штатную структуру. Проводим все мероприятия, которые положены штурманской службе, в плане обеспечения.

— За что отвечает главный штурман ВВС?

— Он отвечает за три направления: а) штурманская подготовка летного состава, б) штурманское обеспечение принятие решения на военно-боевые действия, в) обеспечение безопасности штурманского отношения. Безопасность — это самая важная сфера ответственности: не столкновение летательных аппаратов между собой, не столкновение летательных аппаратов с земной и водной поверхностью — это целые методики. Кроме этого — это непопадание в зону разлетов своих авиационных средств поражения, исключение применения оружия вне полигонов (не по заданным целям), исключение потери ориентировки.


— Какие планы у главного штурмана ВВС на 2015 год?

— Мои планы не могут быть отдельны от планов ВВС. Все планы главного штурмана направлены на боевую и оперативную подготовку ВВС. Большое количество учений, показов, демонстраций и, возможно, внезапных проверок. Мои личные планы четко скоординированы со штурманской службой, которую я возглавляю. Все детально расписано: кто, когда и чем занимается. И поэтому иных планов нет.

— Наиболее важным в этих планах является подготовка кадров. В России сейчас определилось одно штурманское училище — Челябинское. В следующем году училище отметит 80 лет. Пока оно не стало самостоятельным — идет процесс аккредитации. По сути это было штурманское училище, которое утратило свой статус. Его не стало при прошлом руководстве вооруженными силами страны. Уже благодаря нынешним руководителям буквально за 2 года, мы возродили это училище. Сейчас активно проводим набор и нам удалось набрать необходимое количество абитуриентов. Было не все так просто. Собрать толковый коллектив и все возродить, это же огромное количество технических средств обучения.

— У нас свои учебные самолеты, которые предназначены только для обучения штурманов. Это своеобразная техника: самолеты Ту-134 и Ан-26 в салонах, которых установлены рабочие места с имитацией рабочего оборудования штурмана экипажа. Самолет сам по себе летит и выполняет задание. Там же находятся инструкторы. На рабочих местах есть радиотехническое, геотехническое, или астрономическое оборудование. Штурман должен знать множество способов позиционирования, поэтому самолеты свои. Вот такая несколько отличная от подготовки летчиков процедура. Поэтому одной из главных задач считаю курирование этого училища, я же его закончил — оно родное. Необходимо обеспечить нормальное функционирование подготовки кадров.


— Недавно вы заявили о необходимости пересмотра программы вооружения до 2020 года. Что требуется изменить?

— Я имел в виду обновление нашего парка учебных самолетов. Мы им продлили назначенный ресурс по техническому состоянию. Но нам надо думать о перспективах. Техника, которая сейчас поступает в войска — это абсолютно другое поколение самолетов — 4+ и далее. А мы пока продолжаем учить на самолеты 2 и 3 поколения. Нынешние штурманы сейчас летают на самой современной технике. У нас в России на Су-30СМ в задней кабине летает штурман. Потому как самолет многоцелевой и очень большой спектр задач по земле идет. Там как раз нужен оператор с серьезной подготовкой, со знанием прицела локационного. Поэтому главком ВВС принял решение, что там будет летать штурман.

— Обновление учебных самолетов — это не простой процесс. Я сегодня подходил к ильюшинским специалистам. Их перспективные Ил-112 и Ил-114 мы давно облюбовали. Эти самолеты, по сути дела, возобновляют нашу программу обновления парка учебных самолетов для штурманов. Я говорил с генеральным директором, высказал ему свои пожелания, что бы мы хотели видеть. Вопрос не простой и ни одного года срока, надо очень серьезно этим заниматься, насколько хватит ресурсов в бюджете. Но это очень важная тема. У нас проведены исследования, написаны научные работы по размещению штурманского оборудования и адаптации. Мы подготовили технические требования с учетом того, что должны быть многофункциональные индикаторы в адаптированной современной технике.


— У вас есть информация о военной штурманской службе других стран?

— Во многих странах штурман как профессия не существует, а в некоторых штурман возведен в достаточно высокий ранг. В США штурман исполняет роль командира экипажа. Они серьезно подошли к процессу подготовки. У них сильная подготовка. Штурман принимает решения, он командир и пилот. В нашей стране штурман никогда не летает командиром и им не является. Во многих странах, я думаю, что это не от хорошей жизни, особенно в странах развивающихся, там штурманской службы нет вообще. Мне некоторое время назад довелось быть советником в алжирской народной республике (два года служил). Они серьезно не занимались штурманской подготовкой, и я предложил им подготовить специалистов на базе нашего Челябинского училища. В конце концов — это получилось. Теперь там порядка трех десятков штурманов. Они действительно поняли, что это очень важно.

— Повторюсь, что далеко не во всех странах профессия штурмана существует. Не каждая страна может себе позволить иметь дальнюю авиацию со стратегической доставкой оружия. Дальние полеты вокруг земного шара, автономные патрули просто не справятся без такого члена экипажа. Это реалии нашей российской армии. Только сильная страна может позволить себе иметь такой род авиации. А здесь формируется соответствующий подход к экипажу.


— С какой целью вы здесь и как регулярно посещаете такие выставки?

— В этом случае я здесь не как главный штурман. Я возглавляю делегацию министерства обороны. Поскольку эта выставка военно-авиационной направленности было принято решение направить сюда представителя главнокомандующего вооруженными силами. В этих рамках я и выполняю свои обязанности. У меня подобрана достаточно серьезная группа специалистов разных направлений. Мы интересуемся современными достижениями аэродромного и оружейного комплексов, боевой подготовкой пилотов, оружием и новой техникой. Я лично стараюсь больше узнать о навигационных комплексах и системах наведения оружия. Мне очень интересно как построены прицельно-навигационные комплексы. По мере возможности стараюсь собрать доступную информацию. Мы обошли практически все стенды выставки. Побывали на борту американских самолетов. Большой интерес у нас вызвал противолодочный самолет разведки P-8A «Посейдон». В начале нас встретили не очень любезно — наложили ограничения на проход в определенные отсеки. В конце концов, достаточно любезно пообщались.


— С определенной регулярностью в СМИ появляются статьи о поступлении в войска не совсем современной техники. Что вы скажите на это?

— Нет оснований для такого рода заявлений. Техника идет достойная, сразу говорю. Есть некоторые проблемы с надежностью, но это детские болезни любой новой техники. В прежние годы было точно так же. Эти моменты в частном порядке устраняются. Сейчас мы в больших объемах получаем технику, и полным ходом идет её освоение летным составом. Поверьте мне, я бываю во многих частях и слышу только положительные отзывы. Уверяю вас, верить тем, откуда поступает информация о недостойной технике, нет никаких оснований. В эту технику заложено много потенциала, не до конца готового к реализации. Мы же технику делаем не на год — два, и даже не пять лет. Заранее закладываются какие-то потенциальные возможности оружия. Поэтому сейчас эта техника используется не на полную мощность. Идут войсковые испытания, освоение летным составом. И это понятно профессионалам и специалистам, но не всем журналистам.

— Есть ли у вас отзывы по Су-35С?

— Общие сведения, конечно, есть. Мы обсуждаем все вопросы. Я и говорю, что они носят несистемный характер. Никто не оспаривает замечательные возможности Су-35С — самолета многоцелевого назначения с высокими пилотажными свойствами.


— Ходят слухи, что в ОАКе есть негласная конкуренция самолетов Су-30СМ и Су-35С. Говорят, что Су-30СМ лучше, чем Су-35С.

— Нет, я бы не стал так говорить. Абсолютно беспочвенное заявление. Оно не связано с заложенными в техническое задание для этих самолетов качествами. Если и есть, какие-то огрехи, помарки на начальном этапе освоения, то только потому, что самолет Су-35С стал несколько позднее осваиваться летчиками. Поэтому в рабочем порядке идет притирка. Наладка этой техники. Но, я не скажу, что она ненадежна. Этот самолет уже освоен летчиками и используется по основному предназначению. Но это не так быстро делается. Я даже не хочу комментировать, какие-то слухи о конкуренции самолетов. Я вас уверяю, что в среде военных летчиков центрального аппарата, где я прохожу службу, достаточно конструктивно идет разговор, и нет никакого предпочтения или сравнения. Мы прекрасно знаем, какой самолет для чего предназначен и у нас в этом плане все хорошо. Уверяю вас, я это абсолютно искренне говорю.


ЗВЯГИН Михаил Иванович: 1957 года рождения. Выпускник Челябинского ВВАУШ 1978 года. Прошел все штурманские должности — от штурмана самолета до главного штурмана объединения. С 2009 года — главный штурман ВВС. Освоил более десятка самолетов: Ан-26, Ан-30, Ту-134, Як- 28 (и его модификации), самолеты фронтовой авиации снятые с производства. В настоящее время выполняет полеты на самолетах Су-24 (всех модификаций), Миг-31 и Су-34 с боевым применением в полном объеме. Военный штурман-снайпер, заслуженный военный штурман России.

Posted on Mar. 3rd, 2015 at 03:24 pm | | |

24 марта – День штурманской службы ВВС России. Штурман истребителя Су-30СМ рассказал «Экстре» о своей профессии

Небо. В нем нет указателей и верстовых столбов. В нем каждый день, разрезая крылом облака и потоки воздушных масс, в заданном набором букв и цифр направлении движутся самолеты. Благополучие крылатых машин в воздухе подчинено ювелирной точности авиационных вычислений штурмана.

В нужное место в нужное время

Воздушная навигация для Владимира Рубана, как и любого штурмана авиаполка, базирующегося на военном аэродроме «Домна», начинается задолго до того как руководитель полетами отдаст разрешение командиру экипажа на выруливание самолета со стоянки. Она берет начало в учебном классе с постановки задач, с описания схем предстоящих вылетов, с расчетов скоростей, времени и топлива, с ознакомления с рабочими зонами, с условными целями и их координатами на картах.

Сегодня перед нами поставлена задача на предстоящий летный день – выполнение практических стрельб по воздушным мишеням на полигоне Телемба. Прежде всего, штурман отвечает за воздушную навигацию, - рассказывает Владимир. - Я должен отслеживать, где и куда летит самолет. Иными словами, моя задача, чтобы самолет летел в нужное место в нужное время. То есть, определенное полетным заданием расстояние нужно пройти в строгом соответствии со временем. Для этого нужно провести ряд необходимых расчетов и подготовить соответствующую полетную документацию.

В расчетах и прокладывании маршрутов на помощь специалистам столь точной профессии приходят нехитрые на взгляд простого обывателя предметы: географическая карта, представление о которой имеет и стар, и млад, а также специальная навигационная линейка, адаптированная для решения задач самолетовождения и навигации. Ее летчики ласково называют «НЛчка». На вид же, ни дать ни взять - логарифмическая линейка, которой пользуются на уроках математики в школе. Просим штурмана истребителя рассказать как она «работает».

Все полеты выполняются не просто «взлетел и полетел». Они выполняются по определенному маршруту, на определенной скорости, в определенное время. Узнать те или иные параметры предстоящего вылета нам помогают расчеты. Они же помогают штурману вести корректировку движения самолета в воздухе, например, в зависимости от метеоусловий. Зная расстояние и скорость при помощи НЛ-ки можно узнать время, которое потребуется нашему истребителю для прибытия в заданную точку или в район цели, - делится секретами мастерства наш собеседник.

И тут же, установив красный треугольник напротив числового значения скорости 900 км/ч на верхней шкале линейки, отметив расстояние 30 км на другой шкале, сопоставив величины, Владимир в течение минуты получил искомую цифру. Как оказалось, все гениальное просто: 30 км на скорости 900 км/ч самолет пролетит за 2 минуты.

В определении угла сноса, времени разворота, при переводе скоростей при изменении температуры наружного воздуха помогает все та же линейка. Кроме этого есть специальные электронные комплексы для расчетов и прокладки маршрутов, которые пришли вместе с самолетами.

Работа с боевым применением

Сверхманевренному «тридцатому» по силам работать как по воздушным, так и по наземным целям. Если за поражение первых отвечает командир экипажа, то «по земле» работает штурман истребителя. Он отвечает за отыскание и опознавание цели, выполняет прицеливание.

На самолете установлен радиолокационный прицел, который позволяет находить и распознавать цели во всем высотном диапазоне. Даже со стратосферы, с высоты 12 км на этом самолете мы можем применять вооружение. Работу радиолокационного прицела можно сравнить с действием аппарата УЗИ: на любой высоте, есть облака - нет облаков, видна земля - не видна земля, прицел передает на борт самолета точную информативную черно-белую картинку, которая также похожа на снимок ультразвукового аппарата. Примерно так на ней выглядит земная поверхность. Моя задача – распознать на этом изображении нужную для поражения цель и выполнить прицеливание. В этом также помогает изучение визуальных ориентиров местности на картах при подготовке к полетам, - откровенничает Владимир Рубан. - На больших высотах, километрах в шести от земли, в обыкновенный дом или в мишень «танк» на полигоне неуправляемым вооружением попасть достаточно легко.

Процесс прицеливания начинается с определения района поиска объекта, а затем от больших ориентиров переходят к распознаванию авиамишени. Точность попадания - показатель профессионализма и опыта летного состава. Бомбометание можно производить по координатам без использования радиолокационного прицела. Можно использовать оптико-электронные средства, или видеокамеры, установленные на самолетах.

От винта!

Подготовка своего рабочего места, коим является кабина самолета, к предстоящим вылетам - есть начало летного дня нашего собеседника: «Сажусь в самолет, проверяю системы управления данным воздушным судном, все тщательно осматриваю. Если полеты с боевым применением, также произвожу осмотр боеприпасов».

Что значит «проверить системы управления самолетом»? Это значит, произвести контроль программы полета на правильность введения исходных данных, например, времени, провести проверку контрольных значений навигационных и прицельных систем.

В небо штурман истребителя берет с собой линейку, расчетчики, карту и планшет, который можно сопоставить с уменьшенной копией справочного пособия. Находясь на расстоянии в несколько тысяч метров от земли, подсказку в виде информации о маршрутах полета, о пилотажных зонах, о запасных аэродромах, а также данные об основных отказах самолета штурман всегда сможет найти в своем планшете. Поправки скоростей позволит выполнить НЛ-линейка: «Исходные данные беру с приборов, подставляю в линейку и определяю быстрее нужно лететь или медленнее. А вот ответ за визуальное ориентирование несет карта».

И тут же нашему взору предстает карта с возвышенностями, реками, городами, равнинами и… цифрами, цифрами, цифрами, которые, если быть честной, вызывают панику в моей голове. Прошу Владимира помочь разгадать этот ребус:

Это зона работы, а это маршрут полета. Синий? Синий – еще один маршрут. Их одной карте допускается рисовать несколько. Здесь мы видим аэродром, поворотные пункты, их названия и дальность. Также для каждого поворотного пункта пишется азимут и дальность – это для приборного контроля. Рядом с маршрутом указывается курс, время, расстояние. Кстати, мы можем проверить точность расчета времени.

Вновь за работу взялась НЛчка. Минута и «дебет с кредитом» сошелся – цифра на карте совпала со своим собратом на шкале линейки: «Вот это воздушные трассы, по которым летают воздушные суда гражданской авиации. Пересечение их должно проходить весьма осторожно с соблюдением всех мер безопасности».

Наблюдая как палец бежит на карте летного маршрута, создается впечатление, что наш герой и с закрытыми глазами с такой же легкостью передаст всю картинку. Конечно, современная электроника - это хорошо, только без карты в небе все равно делать нечего. Контрольный вопрос: «Считать и на земле, и в воздухе не надоедает?»

Нет. Моя работа интересная. Чем? Да всем. Расчетами, поставленными практическими задачами. Чем они сложнее, тем больше удовлетворения получаешь от их выполнения. Полетами интересная. И небо. Оно всегда красивое и разное. На аэродроме дождь, все в серых красках, залетаешь за облака – солнце светит. Или полеты в стратосферу - на таких высотах наша планета «закругляется».

Оказывается, все просто – в тех цифрах прячется душа.

Фотографии предоставлены Владимиром Рубаном

Штурман военного самолета является самым главным членом экипажа, потому что именно от его действий зависит судьба операции. Он координирует весь процесс полета, рассчитывает множество факторов, влияющих на него, и в итоге, приводит аппарат к цели.

В эпоху существования высокоточных навигационных приборов профессия штурмана не теряет своей важности. Специалистам данной профессии и посвящен праздничный - день День штурмана ВВС.

История

По приказу главы государства с 2000 года отмечается праздник – День штурмана ВВС. Дата празднования связана с формированием в 1916 году аэронавигационной станции. Служба была создана в связи с развитием авиации в период Первой мировой войны.

На начальном этапе не существовало точных карт и приборов, позволяющих определять маршрут полета. Поэтому штурманы были универсалами своего дела. Они не только задавали летчику направление, ориентируясь по наземным объектам, но и полностью руководили полетами. Также их задачей было держать самолет в исправности, а при необходимости ремонтировать.

Сегодня появилось много приборов, помогающих пилоту ориентироваться в воздушном пространстве, но роль штурмана так и осталась чрезвычайно важной. Особенно это касается военной авиации, когда в бою оборудование может выйти из строя.

Профессии штурмана обучали еще в далеком 1701 году при Петре Первом. Но никто и подумать не мог, что она покорит воздушное пространство.

Традиции

24 марта руководство выносит благодарность всем штурманам Военно-воздушных сил Российской Федерации. Работа каждого специалиста приносит неоценимый вклад в обеспечение безопасности страны. Чествование одного из самых важных членов экипажа происходит в кругу коллег, друзей и близких.

Средства массовой информации готовят интересные сюжеты о аэронавигации России. Все мероприятия в этот день посвящены заслугам штурмовиков перед родиной.

Штурманская служба ВКС России / Фото: 4725.ru

В 2000 году в календаре российских праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России . Приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации от 2 августа 2000 года датой праздника был установлен день 24 марта. В этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

В ходе Первой мировой войны стремительно совершенствовалась структура военной авиации, вследствие чего появились специальные службы: метеорологическая, аэронавигационная, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная и инженерно-техническая. Тогда же была создана и центральная аэронавигационная станция.

В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут, находясь в полете. Поэтому в обязанности штурмана-авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой летчику направление дальнейшего полета. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полетов, следить за исправностью навигационного оборудования самолетов и аэродромов, а в случае необходимости — ремонтировать его.

С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Тем не менее, роль штурманской службы по-прежнему высока , особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Большой вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Васильевич Стерлигов, которого по праву называют отцом-основателем штурманской службы в том виде, в каком она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Ещё Стерлигов известен как участник авиаперелёта по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году.

В 1933 году он становится Главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время Стерлигов успел разработать методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

И сегодня значимость штурманской службы для ВВС России и безопасности страны в целом сложно переоценить. По данным Минобороны РФ, в настоящее время в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более двух тысячи штурманов различных родов авиации. А основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Нагрудный знак / Фото: i020.radikal.ru

Также хочется сказать, что штурманскому делу в России начали обучать более 300 лет назад в Навигацкой школе . Однако в далекие петровские времена и не помышляли о том, что по прошествии двух столетий специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы. Можно сказать, что у российских штурманов целых четыре праздника. Еще один официальный - День штурмана Военно-морского флота. Он празднуется 25 января в честь открытия в 1701 году по указу Петра I Школы математических и навигацких наук в Москве.

Приказом Главкома ВВС РФ № 370 от 02.08.2000 г. именно 24 марта объявлен Днем Штурманской службы ВВС России.
Этим подчеркнута особая важность штурманов в летном деле даже в век электроники и искусственного интеллекта, все больше выступающих в роли помощников лётчика. Ведь техника должна кем-то управляться , к тому же она иногда выходит из строя. Поэтому присутствие штурмана на борту воздушного корабля - по-прежнему фактор надежности и качества полетов. Недаром штурманы шутят: летчик - это всего лишь тот, кто нас на работу возит.
Работа воздушного штурмана заключается не только в управлении и обслуживании бортовой навигационной техники, но и в личном счислении (прокладке на карте) пути, который проходит воздушный корабль, выдаче курсов полета для принятия решения командиром экипажа. Проще говоря, штурманы должны привести самолёт к цели в точно определённое время, рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и вывести в неё машину, неустанно собирать данные о скорости и направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом-многом другом. В последнее время в подготовку штурманов ВВС ввели и новое направление - управление беспилотными летательными аппаратами.
Насколько эта работа важна, мне довелось однажды убедиться во время дальнего океанского похода на
большом противолодочном корабле «Адмирал Трибуц». На корабельном вертолёте в Индийском океане мы вылетели на ночную разведку. Понадеявшись на электронику, штурман не стал вести прокладку пути вертолёта. Но когда пришло время возвращаться, вдруг пропал так называемый привод — своеобразная электромагнитная привязка к кораблю. Не зная своего точного места, мы толком не знали точного курса на корабль, а топлива оставалось впритык. Повезло: привод в конце концов заработал, и мы на последних литрах горючки добрались до палубы (об этом РГК подробно писал в статье ). Вот какова роль скрупулезной работы воздушного штурмана!

Это всегда понимали руководители российского военного ведомства. Подготовке штурманов ВВС уделялось необходимое внимание. В советское время шесть высших военных авиационных училищ готовили этих специалистов в нашей стране. Но когда у руля министерства обороны стал деятель, которого в войсках прозвали Табуреткиным, штурманскую службу ВВС (впрочем, как и саму военную авиацию) сократили до неприличного размера. Из шести штурманских училищ осталось только одно высшее учебное заведение, которое пережило трудный период расформирования и последующего восстановления. Сейчас количество выпускников Военно-воздушной академии им. проф. Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А. (филиал в Челябинске ), единственного в России ВУЗа военных штурманов, едва достигает 30 (это в 12 раз меньше, чем выпускалось в СССР) .
И все-таки Штурманская служба ВВС обретает второе дыхание, развивается и крепнет.
- Штурманская служба в России имеет все перспективы, несмотря на то, что не очень много специалистов пока выпускается ежегодно, - прокомментировал ситуацию главный штурман дальней авиации Р оссии , полковник Федор Сафронов . - Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков в свое время требовал сокращения числа военных штурманов, как это было сделано в случае со штурманами гражданской авиации. Однако весь широкий спектр задач показал, что одними летчиками их не решить. Очень большая номенклатура средств поражения, которыми нужно управлять, и обилие других задач, особенно в условиях боевых действий, не позволяют в боевой авиации обойтись без штурманов. Это постоянно озвучивается и на совещаниях главкома. Без штурманов - никуда.
Своим коллегам хочу пожелать крепкого летного здоровья, благополучия в семье и хороших командиров!».

А вот мнение подполковника ВВС в третьем поколении, штурмана Станислава Нестеров а :
- Глядя на то, что сейчас происходит, можно сказать однозначно, что роль штурманской службы возрастает ! Не так давно все было намного печальнее: меньше полётов, обслуживание и авиапарк - на пределе. Но, несмотря на это, руководящий состав делал все возможное по передаче опыта и поддержке боевой готовности. Радует, что роль штурманской службы теперь признана на уровне п равительства РФ, вводятся инновации и модернизации в авиапарк. Что касается сегодняшнего состояния штурманской службы, могу сказать следующее. Т о, с какими задачами экипажи работают, говорит само за себя: постоянные учения, перебазирования, многое другое. Работы стало больше, ответственность возросла. Боевая, тактическая и летная подготовка выросли с большой прогрессией! Самое главное в нашем деле - отвага, достоинство, честь. Преданность делу, профессионализм и любовь к небу!
Желаю всем коллегам здоровья и лётного долголетия, а семьям - радости в праздничные и нелегкие будничные дни, отданные службе!
Использованы материалы и фото