Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сенсорные модальности. Модальность в психологии. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову

Разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это происходит, в том числе, и потому, что и окружающий мир выглядит для нас по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Основные модальности бывают трёх видов: аудиальная, визуальная и кинестетическая.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: также существует дискретная модальность, которая включает в себя получение информации о мире путём логических выводов из уже имеющейся информации. Данный вид модальности встречается значительно реже остальных, поэтому его включение в структуру занятия оставляется на выбор преподавателя или слушателей.

Виды модальностей

Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

Для визуальной главное – зрение, то, что человек видит.

При кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но, в большинстве ситуаций, именно через призму ведущей модальности человек воспринимает мир.

Определить преобладающую у человека модальность можно благодаря , по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному. Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате – действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).

Взаимный перевод языка модальностей

Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система
Перспектива, точка зрения Комментарий, мнение Направленность, уклон, стойка
Осветить Обговорить Прочувствовать
Высматривать, выслеживать Выслушивать, подслушивать Добиваться, упорствовать, держаться
Показать Объяснить Раскидать, вытащить, рассортировать
Сиять, лучиться, искриться Звучать, резонировать Дрожать, вибрировать
Быть пустым, чистым Быть оглушенным, безмолвным Онеметь, замереть
Тусклый Однозвучный, приглушенный Вялый, дряблый, безвкусный
Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза Громкий, оглушительный Прилипчивый, упорный, поразительный
Присматриваться, приглядываться Прислушиваться Беспокоиться, волноваться
Упускать из виду Не услышать Не почувствовать, пропустить
Выставить на вид, проявить Провозгласить, оглашать Выдвигать вперед, выставлять
Осматривать Вслушиваться Вчувствоваться
Сделать обзор, просмотреть, обозреть Обговорить, проговорить Пройтись по …, прогнать
Показать Рассказать Провести
Вообразить Припомнить звучание Ухватить, охватить
Выглядеть знакомым Согласовываться с чем-либо, быть созвучным Состыковываться, соприкасаться
Указать Намекнуть Коснуться
Слепой Глухой Бесчувственный
Давайте рассмотрим Давайте обговорим Давайте прикинем

Определить, какая ведущая модальность у человека – это полезно не только для работы с пострадавшими в зоне ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.

Упражнение «Ведущая модальность»

Цель: отработка навыка определения ведущей модальности.

Инструкция

Для определения ведущей модальности в группе – зачитываются три заранее приготовленных текста, по которым группа определяет преобладающую модальность: сначала преподаватель зачитывает текст, потом группа совместно приходит к выводу. Далее обсуждение, направленное на обоснование каждого вывода.

Тексты для определения ведущих модальностей

1текст

Представьте себе, что вы идете на прием к стоматологу. На улице дождь. Большие крупные капли дождя попадают вам на лицо, шею, руки. Кожа становится прохладной, ощущается дискомфорт. Ноги промокли, и вы чувствуете неприятную сырость. Перед входом в кабинет, у вас от страха подкашиваются и тяжелеют ноги, каждая мышца моментально начинает каменеть. Вы в кресле. Вам трудно дышать. Усилием воли вы открываете рот, который совсем неудобно держать открытым – устают челюсти, трудно сглатывать слюну. Дыхание учащается, беспокойство переполняет вас, и вы, всеми фибрами души, ожидаете скорейшего окончания процедуры.

2 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Шум от машин, проезжающих по лужам, неприятен. Вы подходите к поликлинике. Дверь противно скрипит. Занимаете очередь. В коридоре постоянный шум громких голосов и бормашины. Вы заходите в кабинет. От специфического запаха лекарств становится трудно дышать. У врача резкий, неприятный голос. Звук бормашины длится долго, практически бесконечно. Наконец все окончилось. Вы выходите на улицу, где продолжается дождь, сопровождаемый уже раскатами грома.

3 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Разноцветные иномарки беспощадно едут по лужам, обливая прохожих. Подходите к поликлинике. Дверь недавно окрашена – светло-зеленая, с красиво сочетающимися золотистыми буквами на вывеске. В коридоре занимаете очередь. До этого места ремонт еще не дошел – тусклый свет делает коридор еще уже, стены, когда-то выкрашенные в голубой, кажутся бурыми. Входите в кабинет. На докторе мятый, серого цвета халат, а мед. сестра давно не чистила свои туфли. Вы садитесь в кресло в ожидании предстоящей процедуры.

– Что группа узнала о модальностях?

– Существует ли необходимость их определения? Для чего?

– Может ли это пригодиться в работе? Для чего?

После обсуждения ведущий подводит итоги вышесказанного.

Источники:

  • Василюк Ф. Е, Психология переживания (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г.).
  • Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2005.
  • Пособие «Экстренная психологическая помощь», ГУ «ЦЭПП МЧС России». Москва «Издательство НЦ ЭНАО». 2001.
  • Методические рекомендации по «Первоначальной подготовки спасателей МЧС России». ГУ «ЦЭПП МЧС России», 2009.

Данное понятие, как правило, относится как к ощущениям, так и к иным психическим процессам, описывающим качественные составляющие когнитивных образов любой сложности и уровня.

По существующим модальностям можно классифицировать как ощущения, так и представления, и восприятия.

Трактовка рассматриваемого термина

Модальность — это форма проявления раздражителя в существующей сенсорной системе человека (слуховой, зрительной, тактильной). В переводе с латыни данный термин означает «способ».

Ведущая модальность - это предпочтение индивидуума в отношении «сенсорной пищи», посредством которой человек лучше всего осознает происходящее.

В отличие от пространственных, интенсивностных и временных рассматриваемые характеристики отражают определенные свойства реальности посредством их специфически закодированной формы. Например, длина световой волны воспринимается как свет, а частота звуковых волн отражается как тон.

Модальность в психологии - это общее наименование и каналов первичного восприятия, и каналов внутренней обработки информационного материала.

Виды модальности

Известным фактом является то, что нервная система отдельно взятого человека индивидуальна и уникальна. Также обстоит дело и с так называемой информационной пищей для нее.

Выделяют следующие виды модальности:

  1. Визуальная - зрительная (картины, цвет, зрительные образы и свет).
  2. Аудиальная - слуховая (звуки, музыка, слуховые образы и интонации).
  3. Кинестетическая - тактильная (прикосновения, мышечное и кожное чувство, внутренние ощущения).
  4. Логическая - смысловая, абстрактная, дискретная (термины, рассуждения, обобщенные понятия).

Данный канал восприятия является дополнительным. Его особенность - использование информации, полученной не от первичных ощущений. Логический вид модальности выступает в роли вторичного сенсорного канала. Но и полученную посредством первичных каналов информацию человек может переработать так, что она теряет все связи с ними (семантический канал). Он отражает процесс осмысления информации с помощью абстрактных знаний.

По словам русского ученого И.П. Павлова, логическая модальность - это Данный канал чаще всего стремятся использовать ученые в качестве общения, его стараются активизировать у школьников.

Для общения наибольшее значение приобретают три первых вышеуказанных канала. Почти у каждого человека один канал восприятия существующей информации преобладает над другими.

В связи с этим возникает необходимость удовлетворения но не любой информацией, а исключительно такой, которая требуется ведущей модальности индивидуума.

Для большей ясности стоит привести наглядный пример: для решения поставленной задачи один человек будет разбирать возможные варианты ответов посредством зарисовки на бумаге, а другой - проговаривая их вслух, третий - подключит подручные предметы.

Кинестетический канал восприятия

Это модальность ощущений, то есть телесное восприятие, которое обозначается как «соматические ощущения». Они в свою очередь подразделяются на внутренние (боль, расслабление и напряжение, мышечное чувство, ощущение движения и позы, работа внутренних органов) и внешние (температура (холод и тепло), вибрация, давление).

Кинестетические каналы восприятия тесно переплетаются с эмоциями, которые отражают такие же внутренние ощущения, и вербально описываются так же, как и они. К примеру, «легко на сердце».

Существует также и осмическая модальность ощущений (обонятельная - вкус и запах). Чаще всего данный канал восприятия объединяется вместе с кинестетическим. Однако запах и вкус относятся к совсем разным системам восприятия, но все же человек анализирует их одновременно, и в связи с этим они группируются совместно. Примером могут выступать выражения: «тонкий вкус», «сладкий запах» и т. д.

Без запаха существенно теряется вся вкусовая палитра. На практике подтверждением этому может служить распространенное явление, когда человек с нарушенным обонянием (заложенность носа) принимает пищу, которая кажется ему безвкусной и пресной, хотя орган, отвечающий за вкус, функционирует нормально.

Модальность суждений

Это в определенной степени выраженная в соответствующем суждении дополнительная информация касаемо логического или фактического его статуса, а также оценочных, регулятивных, временных и др. характеристик.

Модальность суждений представлена такими важными и наиболее распространенными разновидностями, как:

  • алетическая;
  • эпистемическая;
  • деонтическая;
  • аксиологическая.

Сущность алетической модальности

Она представлена в суждении, которое выражается посредством таких контрастных терминов, как необходимость - случайность, возможность - невозможность его логической либо фактической детерминированности информации. Если быть точным, то модальными в данной ситуации в нашем языке считаются непосредственно слова «случайно» и «возможно», а также их синонимы.

Виды алетической модальности

Они представлены следующими сужениями:

  1. Проблематические (суждение касаемо возможности наступления события). Теперь вышерассмотренный пример принимает следующий вид: В России могут быть проведены реформы в отношении Вооруженных Сил. Ассерторические (суждения о реально существующем факте). К примеру: В России в настоящее время действительно проходит реформирование Вооруженных Сил. Как видно из примера, отсутствует выражение модальности, а констатируется лишь непосредственно факт происходящего.
  2. Аподиктические (суждения касательно необходимости свершения события). Пример: В России необходимо провести ряд реформ в отношении Вооруженных Сил.

Деонтический вид модальности

Она распространяется исключительно на человеческую деятельность, правовые и нравственные нормы их поведения в рамках общества.

Деонтическая модальность - это выраженная посредством суждения просьба, приказ, предписание или совет, побуждающий к определенным действиям. Данные предписания могут быть нормативными (включая нормы права). Выражение деонтической модальности восприятия осуществляется с помощью слов: «разрешается», «обязательно», «запрещается» и т.п.

Классификация деонтической модальности в зависимости от существующего характера норм

В этой связи суждения бывают:

  1. О наличии либо отсутствии права. Они выражаются посредством таких слов, как «вправе», «разрешено», «запрещено» и др.
  2. О наличии либо отсутствии обязанности. Словами, формирующими суждения, выступают: «должен», «обязан» и др.

Определение эпистемической модальности

Она характеризует степень правдивости знания. Эпистемическая модальность - это выраженная посредством суждения информация касаемо оснований его принятия и степени обоснованности. То есть в процессе обмена информацией в ходе общения людей предполагается отчетливое осознание оснований для принятия либо непринятия выраженных с помощью высказываний оценок, мнений, фактических данных и т. д.

На решение о принятии высказывания влияют многие объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, важнейшими среди которых признаны логические (основанием выступают мнения суждений, выражающие веру) и внелогические (суждения, которые логически обоснованы и выражают знание). Проявление данной модальности восприятия происходит посредством слов: «недоказуемо», «опровергнуто», «доказано» и т.п.

Разновидности эпистемической модальности

Они представлены двумя суждениями:

  1. Базой выступает вера. Пример: Я верю, что будет все хорошо.
  2. Основанием являются знания. Пример: Согласно показаниям свидетелей, Иванов не принимал участия в совершении данной кражи.

Аксиологическая модальность

Она представлена отношением человека к духовным и материальным ценностям и выражается посредством таких слов, как «плохо», «хорошо» и т. д. Примером данной модальности выступает суждение: Хорошо, что начался дождь.

Лингвистическая сфера применения данного понятия

Модальность в языке (английском) представляет собой определенную характеристику, которая обозначает вероятность, необходимость, возможность.

Выделяется пять основных четыре из которых имеют форму прошедшего времени (указано ниже через соответствующий знак «/»).

Итак, стоит перечислить их:

  • can /could;
  • may /might;
  • shall /should;
  • will /would;
  • must / отсутствует.

Однако данное понятие выражается не только посредством модальных глаголов, но и с помощью модальных наречий, таких как:

  • likely (скорее всего);
  • surely (наверное);
  • possibly (возможно) и т.д.

Александр Любимов


Люди могут воспринимать мир разными способами: видеть, слышать, чувствовать. Вот эти способы восприятия мира как раз и называются в психологии модальностями .

На самом деле более правильно «сенсорная модальность» . Вообще, в лингвистике термин «модальность» обозначает отношение или оценку информации, и может касаться как канала получения информации: увидел, прочитал, вспомнил; так и отношения или эмоции: восхищён, нравится, важно; и определения границ: можно, нельзя, должен, законно. Сенсорная модальность относится к каналу получения информации.

Визуальная модальность (В): т о, что мы видим. Образы, картинки, кино.

Аудиальная модальность (А или Ат): то, что мы слышим. Свист ветра, звук капающий воды, шорох. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетическая модальность (К): то, что мы чувствуем. К кинестетике в НЛП относят:

  • тактильные ощущения : ощущения кожи, осязание;
  • внутренние ощущения : мышечное напряжение, ощущения в желудке;
  • вкус ;
  • запах ;
  • мета-ощущения : - оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции.
Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Дигитальная модальность (Ад): внутренний диалог, фокус на содержание.

Дигитальная модальность больше связана с речью, с процессом проговаривания. Но при этом это всё касается слуха, так что аудиальная система делится на аудиально-тональную (отсюда как раз Ат), которая связана с аналоговыми характеристиками звука: высота, тон, тембр и т.д. И на аудиально-дигитальную (Ад), которая связана с содержанием речи.

В НЛП, когда речь идёт о поступлении информации «снаружи», говорят о каналах восприятия . А если описываются внутренние процессы - о репрезентативных системах.

«Презентация» - показ, приставка «ре» обозначает повтор, всё вместе - что-то вроде «воспроизведения».

На данном этапе это разделение нам не очень важно, поэтому просто будем говорить о сенсорных модальностях.

А полезно знать о модальностях вот почему:

когда человек преимущественно находится в какой-то модальности, у него будет соответствующая этой модальности невербалика: поза, жесты, высота и скорость речи.

И тогда можно к невербалике этой модальности присоединиться : то есть при подстройке использовать не конкретные жест, позу или тон голоса, а просто визуальные (кинестетические, аудиальные, дигитальные) жесты, позы или характеристики голоса. Что даёт, как вы понимаете, кучу преимуществ: если человек сидит в кресле откинувшись в кинестетической позе, то вам совершенно не обязательно сидеть в той же позе (и даже сидеть не обязательно), достаточно что ваша поза тоже будет кинестетической. А голос не должен быть именно такой же высоты и скорости, а достаточно того, что он тоже визуальный (если собеседник сейчас в визуальной модальности).
Итак, а какие же у нас невербальные признаки модальности.

То есть когда человек в данный момент больше сосредоточен на чувствах (то есть у него сейчас преобладает кинестетическая модальность ), то его поза будет более расслабленная, либо с наклоном вперёд, либо откинувшись на спинку (это если сидя), если стоя - то ссутуленная или опершись на стену. Жесты в нижней части туловища, передающие состояние или демонстрирующие действие. Голос более хриплый и медленный. Дышать он будет, скорее всего, животом.

Если же ваш собеседник сосредоточен на образах (преобладает визуальная модальность ), то поза будет прямой, расправленной. Жесты указующие, скорее всего в верхней части туловища. Голос более быстрый и высокий. А дыхание грудное.

При концентрации на звуках (преобладает аудиальная модальность ). Поза нечто среднее между визуальной и кинестетической: достаточно прямая, но расслабленная. Жестов мало. Зато голос постоянно меняется, и по высоте, и по скорости. Дыхание полное.

А если человек больше внимания обращает на содержание речи или обсуждение какого-то вопроса с самим собой (внутренний диалог, дигитальная модальность ), то поза будет отстранённой, зажатой, движений будет мало, дыхание верхнее, а голос монотонным.

Как тренироваться

Когда мы подстраиваемся присоединением, нам нужно не просто заимствовать элементы поведения - жест или позу, - а полностью перейти в соответствующее состояние. Ну, продемонстрировать по крайней мер.

Первый способ (изнутри - наружу): просто сосредоточьтесь на внутреннем образе (для визуальной модальности), мелодии (для аудиальной), ощущении (кинестетической) или разговоре с самим собой (дигитальная модальность). А после этого «отпустите» своё тело. Скорее всего вам захочется сесть в соответствующую позу, изменится дыхание, голос, движения.

Второй способ (снаружи - внутрь): выберите модальность, в которую хотите перейти; начинайте последовательно менять свою позу, жесты, дыхание, голос пока не обнаружите, что фокус вашего внимания сместился на чувства (К), образы (В), звуки (А) или внутренний диалог (Ад).

При этом многие изменения пойдут одно за другим: для того, чтобы начать дышать животом, вам нужно слегка ссутулиться, прямо сидя дышать животом довольно сложно; если же вы выпрямитесь, то автоматически перейдёте на грудное «визуальное» дыхание. Для того, чтобы дышать и грудью, и животом («аудиальное дыхание», вам придётся сидеть прямо, но слегка ссутулено - отсюда и аудиальная поза).

Как подстраиваться

После того, как вы научитесь переходить в нужную модальность, начинайте тренироваться на людях. Сначала калибровка - вам нужно определить, в какой сенсорной модальности сейчас находится человек. Потом просто сами переходите в соответствующую модальность. Тренироваться можно в самых разных местах, где у вы по ситуации «зависаете»: в магазинах, автобусах, метро, аэропортах и т.д.

Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

Репрезентация;

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем . Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.

Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальность человека.


Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой .

Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный).

Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.

Раппорт – это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности (congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).

Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса (табл. 1).

Таблица 1. Репрезентативные системы

Индикаторы (признаки) Репрезентативные системы
Визуалист Кинестетик Аудиалист Дигитал
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего) Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собой Вниз влево, иногда вниз перед собой Влево, вправо, вниз вправо В сторону, вправо, голова поднята вверх
Модальные предикаты (употребляемые слова) картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь коснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущать громкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тон анализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы
Признаки
Фразы Я вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективы Я затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания. Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный удар Надо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию.
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, тихая, низкий грудной тон Выразительная, размеренная, мелодичный голос Монотонный голос
Жесты рук На уровне головы, шеи, плеч На уровне живота На уровне грудной клетки На уровне грудной клетки
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряженные, резкие Раскрепощенные средние Однообразные
Дыхание Неглубокое, верхом легких Глубокое дыхание, низ живота Ровное дыхание, всей грудью Неглубокое
Правила слушания "Видеть, чтобы слышать" "Чувствовать, чтобы слышать" "Не видеть, чтобы слышать" Никакого контакта глаз
Цвет лица Бледнее во время монолога Розовеет во время монолога Нормальный во время монолога

Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты – типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической - другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Модальность - качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т. д.

Интенсивность - классическая количественная характеристика ощущений

.Локализация - пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Длительность - временная характеристика ощущения.

Роль ощущений в жизни человека . У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха - раздражители адекватные, а все другие - неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.

Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители - механический, электрический - в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.

10.В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений . Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический игенетический .


Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952) . Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные .

Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения , отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные . Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.

Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.

Обонятельные ощущения , по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.

Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения - это ощущения, отражающие движение и положение тела впространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным , у человека – Н.А. Берштейном . Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Интероцептивные (органические ) ощущения - это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств» . Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.

Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения , занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.

Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха .

Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро .