Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сценарий торжественной линейки, посвященный освобождению алушты от немецко-фашистских захватчиков. Сценарий "Солдат войны не выбирает" (встреча-реквием)

На сцене стоит класс кадетов Крыловской школы:

1й:
Просил я, играя погоном.-
Как ты по Берлину скакал на коне
С казачьим лихим эскадроном».

2й: Достав из кармана расшитый кисет,
Цигарку скрутив очень скоро
Отец обстоятельный дал мне ответ,
Как бился с фашистскою сворой,
Как фрицы убили лихого коня,
Как шел сквозь военные грозы…

1й: И долго стояли в глазах у меня
Скупые отцовские слезы.

3й: «Отец, расскажи о прошедшей войне,-
Просил меня сын мой однажды.-
Тебя из Афгана везли на броне,
Представлен ты к ордену дважды».

4й: Достав из платочка осколки гранат,
Где я их храню постоянно,
Я сыну сказал, что есть город Герат -
Жемчужина Афганистана.
И там, защищая Афганский народ,
Мы с «духами» насмерть сражались…

3й: С отцом помянули погибший мы взвод
И крепко друг к другу прижались.

5й: «Отец, расскажи о прошедшей войне,-

6й: Мой внук обращается к сыну.-

5й: Ведь ты воевал в этой самой Чечне,
Бандит расстрелял тебя в спину.

6й: И сын мой поведал сынку своему,
Как пал, прикрывая солдата,
Как смерть обмануть помогали ему
Врачи полевого санбата.
Как вынес его с поля боя комбат.
И силы спасли молодые…

5й: Три женщины, слушая, молча сидят,
Все три почему-то седые…

Исполняется песня «Солдаты России» -кадеты.

Вед:
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаще из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.

Звучит метроном. Сводка о героях страны.

1. Иван Данилович Черняховский (16 (29) июня 1906 — 18 февраля 1945) — выдающийся советский военачальник, генерал армии, дважды Герой Советского Союза.
. Самый молодой генерал армии и самый молодой командующий фронтом в Истории Советских Вооруженных Сил.
. «В лице тов. Черняховского, — говорилось в сообщении ЦК ВКП(б), СНК СССР и Наркомата обороны, — государство потеряло одного из талантливейших молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе Отечественной войны»

2. Никитич Юрий Иванович,
8 января 1995 года, во время прорыва к президентскому дворцу в Грозном, подразделение Никитича наткнулось на замаскированные огневые точки. Завязался бой. Капитан Никитич своим телом закрыл ствол безоткатного орудия противника. Погиб мгновенно, но взорвалась и бронемашина с 11-ю боевиками.
Посмертно присвоено звание Герой Российской Федерации.

3. Степан Савельевич Гурьев (1902—1945) — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, гвардии генерал-майор.
Командир 16-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-майор Гурьев умело организовал боевые действия частей корпуса в Восточно-Прусской операции.
После ожесточённых боёв войска корпуса 6 апреля 1945 года прорвали внутренний обвод обороны города Кёнигсберг (ныне — Калининград) и, овладев южной частью города, вышли к реке Прегель.
После разгрома гитлеровцев в Кёнигсберге корпусу Гурьева была поставлена задача — уничтожить остатки гитлеровских войск в районе военно-морской базы Пилау (ныне Балтийск). 22 апреля 1945 года, через три дня после Указа о присвоении звания Героя, в бою на Земландском полуострове, генерал-майор Гурьев погиб.
Похоронен в Калининграде на мемориале 1200 гвардейцам.
4. Кадырбулатов Рафик Валитович (13 июня 1976 года — 18 апреля 1995 года) — стрелок отряда специального назначения «Росич», рядовой, Герой Российской Федерации (посмертно).
18 апреля 1995 года группа бойцов отряда «Росич» попала в окружение на Лысой горе под Бамутом. Рядовой Кадырбулатов, прикрывая правый фланг обороны, сдерживал натиск превосходящих сил противника. Уничтожил в бою 12 боевиков. Получив тяжёлое ранение, продолжал вести бой. При попытке взятия в плен, подорвал гранатой себя и трёх боевиков.
5. Степан Кузьмич Нестеров (1906—1944) — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, гвардии полковник.
Заместитель командира 2-го гвардейского Краснознамённого Тацинского танкового корпуса (3-й Белорусский фронт) гвардии полковник Степан Нестеров в октябре 1944 года возглавил форсирование соединениями и частями корпуса реки Писса в районе населённого пункта Кассубен, расположенного в 14-и километрах южнее города Шталлупёнен, ныне город Нестеров, и обеспечил их дальнейшие успешные действия.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии полковнику Нестерову Степану Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Гвардии полковник Степан Кузьмич Нестеров похоронен с воинскими почестями в парке города Каунас (Литва).

6. Афганистан
Игорь Владимирович Чмуров (р. 25 апреля 1966, Ярцево) — Герой Советского Союза, десантник, сержант.
…Очень тяжёлый это был бой. Душманы прорывались к выходу из ущелья. осколки снарядов и скал свистели над головой. Патроны в пулемёте были на исходе, когда я заметил: душманы зашли нашему взводу в тыл. Бедро пронзила острая боль. И тут замолк пулемёт, кончился боекомплект. Тишина. Последнее, что я запомнил — лицо душмана, выглянувшего из-за скалы в нескольких шагах от меня. У меня ещё оставалась граната… Вражеская атака захлебнулась.…

7. Ладушкин Иван Мартынович - 1922-1945гг.
Командир танковой роты гвардии лейтенант Ладушкин получил приказ поддержать атакующую пехоту и овладеть опорным пунктом.
У населённого пункта Дёйч Тирау (ныне - посёлок Иванцево Багратионовского района) завязался тяжёлый бой.
Без предварительной подготовки, смело рывком танкисты ворвались на окраину поселка.
От прямого попадания снаряда загорелась машина Ладушкина. Кабина наполнилась дымом, но экипаж продолжал стойко сражаться, метко поражая появляющиеся цели. Раненный, обожжённый, в дымящемся комбинезоне, гвардии лейтенант выскочил из машины, на ходу пересел в другую, и в шлемофонах снова зазвучал его голос. Всю ночь не прекращался бой. Опорный пункт был взят.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Ладушкину Ивану Мартыновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен Герой в городе Людвигсорт, который с 1946 года носит его имя - город Ладушкин.

8. Алдар Баторович Цыденжапов (4 августа 1991, Агинское, Агинский Бурятский автономный округ, СССР — 28 сентября 2010) — матрос Тихоокеанского Флота России, погибший во время несения службы на эсминце «Быстрый». Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, он спас от возможной гибели само судно и экипаж в составе примерно 300 человек. Герой Российской Федерации посмертно.

9. Гусев Сергей Иванович -1918-1945гг.
1 января 1945 года советская артиллерия обрушила тысячи тонн металла и огня на головы врага, вперёд двинулись танки и пехота - начался Гумбинненский прорыв. На Гумбиннен была нацелена 130-я стрелковая дивизия.
«Во время боя на подступах к Гумбиннену 18 января 1945 года Сергей Иванович Гусев принял на себя командование одной из рот.
Он заменил командира, погибшего в бою, и повёл бойцов в атаку. Погиб, когда схватка с фашистами перешла в рукопашную. В память о замполите Гусеве городу Гумбиннену 7 сентября 1946 года присвоено его имя».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Гусеву Сергею Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

10. Раушан Мухамедович Абдуллин (1988, Нариманово, Тюменская область — 8 августа 2008, Цхинвал, Южная Осетия) — разведчик-сапёр отряда специального назначения 10-й отдельной бригады специального назначения Северо-Кавказского военного округа, рядовой.
8 августа 2008 года в составе отряда специального назначения 10-й отдельной бригады специального назначения Северо-Кавказского военного округа рядовой Р. М. Абдуллин находился в составе батальона миротворческих сил, который принял первые удары грузинских войск. Осколок снаряда перебил ему ноги. Получив осколочное ранение, рядовой Р. М. Абдуллин, ценой своей жизни уничтожил танк противника, обстреливающий позиции военнослужащих батальона и мирных жителей. Солдат погиб от потери крови на поле боя.
Указом 9 сентября 2009 года присвоено звание Герой Российской Федерации посмертно.

11. Герои Советского Союза
За время существования СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 12 тысяч 775 человека (из них 3266 посмертно)

12. Герои Российской Федерации
Общее число награждённых составляет 982 человека, из них 445 награждены посмертно.

Существенную часть Героев России составляют участники Великой Отечественной войны, по тем или иным причинам не получивших своих наград своевременно.

Почти половину награждённых составляют участники Чеченских войн.

Чтец:
Погибшие живут среди живых, ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских неслышные шаги их раздаются.
Забыть их - значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит, которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит, вот почему посмертно они живы!
Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,
Чтоб небосвод был вечно голубой.
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни шли в бессмертный бой.

Исполняется песня «Россия, береги своих мальчишек»

Вед:
Письма с фронта, - какие вы разные.
Со слезами и смехом порой.
Письма с фронта такие желанные -
Вы не все ведь попали домой…

Исполняется песня «Лизавета» -

На сцену выходят дети и зачитывают письма с фронтов
1. Что видел солдат на той войне?
2. О чем он писал семье?
3. Чем жил? О чем думал? Скучал по семье, по детям...
4. Воевал... Радовался и жил, сколько мог...
Вед: И еще. Чувствовал, что не вернется домой...
Одна была у солдата радость - письма из дома. А домой
солдат тоже писал, но писал так, чтобы не волновались.
1942 год битва под Москвой в разгаре, солдат в окопах, и он ни слова о войне...
5. По штемпелю 1942 г. Москва
Воронежская область. Новожизненский Пос. "Красный луч", Тормышовой Прасковье Степановне
3 батальон, 7 рота.
Здравствуйте, Папа, Мама, Маруся, Паша, бабушка, Валя и Станислав.
Привет вам из Москвы от Феди. Живу в данное время ничего.
Письма ваши получил. 2 письма Марусины и Пашины, которые вы писали 12
марта, за что большое спасибо.
И я так был рад вашим письмам, и как вы пишите на мое
письмо. Пришлось вам поплакать немного.
Да и на ваше письмо у меня тоже слезы из глаз полились от невыдержки.
Я соскучился по детям Вале и Станиславу, всему дому, а что касается моей жизни, то, по моему вам известно в каких условиях живут бойцы. То есть пример тот же, что у нас в лесу жили бойцы
летом в землянках, а мы на зимних квартирах, а что остальные условия - одни и те же.
6. Нина, я тебя сейчас вижу на тропинке теряющейся в высокой волнующейся ржи (а может быть и травы - не понял из твоего письма). Ты идешь по нему к школе. Как хочется встретить тебя на ней.
Поговорим о положении страны. Знаешь сама, начались жестокие кровопролитные бои за юг, за тучные колосившиеся жнивы центральных просторов нашей земли русской, сейчас стоит вопрос «мы или они?» Идет борьба за жизнь. Очевидно, исход начавшихся решит судьбу войны. Либо немцы будут разбиты и покатятся на запад, либо же… нет второго быть не может. Они в своем последнем наступлении захлебнутся в собственной крови. Да, я верю в это, ибо хочу. Черт взял, ведь под Воронежем он, у стен, а так же в районе Ростова, Новочеркасска. Как близко! Дальше не должны его пропустить. Не должны допустить его ко всем богатствам, нужным для обороны страны. Нет. До свидания.
7. Ты знаешь, Анюта, я сейчас на жизнь смотрю как-то несколько иначе. Кое-что в ней новое интересное нахожу. Раньше на это внимание не обращал. Теперь же то же рисуется в другом свете.
Часто, когда отдохнешь и есть свободное время, мысленно перекидываешься в гражданку. Вот, мол, кончилась война, отпустили из армии. С чего бы начал свою жизнь? За что бы сначала взялся? «Что бы ты стал делать?» - спрашиваю у товарища. То-то и то-то. «А ты?» - спрашиваешь другого. «А я, говорит, стал бы опять по-прежнему пасти скотину, ходить по домам обедать. А каждая хозяйка сготовит самое лучшее», - и начинает рассказывать, что он кушал, каким он приходил домой по праздникам, схватив то в одном доме, то в другом по стаканчику.
«После войны, жив буду, опять так заживу», - заканчивает он.

Посылаю не оконченным письмо.
Да кончать не знаю уж чем.
С приветом Борис.

8. Я убит подо Ржевом в безымянном болоте,
В пятой роте на левом, при жестком налете.
Я не слышал разрыва, я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва - и ни дна, ни покрышки.

9. Знаю, в сердце у тебя тревога, - нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу, по которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали, и чуть-чуть сутулей плечи…
Нынче насмерть мы в бою стояли, мама, за Победу, и за нашу встречу.

Исполняется песня «И она ответила - Победа!» -

Вед:
Много песен о войне звучало,
Только нет для нас дороже той,
Песни, что в шинели прошагала
Долгою дорогой фронтовой.
Мирною весною родились мы,
Но звучит гармонь по вечерам -
И приходят песни, словно письма,
С фронта адресованные нам.

ЧАСТУШКИ -

Исполняется военное-поппури.

Чтец:
Спасибо вам, ветераны, - солдаты минувшей войны
За ваши тяжелые раны, за ваши тревожные сны.
За то, что отчизну спасли вы, сыновнему долгу верны,
Спасибо, родные, спасибо, от тех, кто не знает войны!

Исполняется песня «Ты же выжил солдат»

Калининград
Я не полз к нему под огнем, не лежал у его черты.
Я апрельским солнечным днем не врывался в эти форты.
И в дыму последних атак, напрягая остаток сил,
Я не видел, как красный флаг над горящим городом взмыл.

Не меня провожала мать с эшелоном первым сюда
Из руин его поднимать в те неласковые года.
Но я сердцем к нему прирос, и своим навсегда назвал.
Стал мне дорог теперь до слез этих улиц каждый квартал.

Для меня, хоть мало здесь жил, каждый метр земли этой свят,
Ведь в любой из братских могил наши русские люди спят.
Ветер с моря резок и свеж, гонит к западу облака…
Здесь России моей рубеж - значит, городу жить века!

Вед: Этот год знаменателен для нашей области, 65 лет со дня образования калининградской области. Старожилы хорошо помнят, что представляла собой эта земля после войны. Выжженные города и поселки, разрушенные фабрики и заводы. Кругом воронки от бомб и снарядов.
чтец:
Переселенцев поезда шли к нам из Брянска и Тамбова.
И были первые суда, и были первые уловы.
Был первый старенький трамвай,
Был первый плуг, поднявший пашню,
Так начинался новый край,
И так кончался край вчерашний.

Исполняется песня «В славном 45-м»

Чтец:
Разговор с дождем.
Ни дня без дождя, небо полное слез,
А хочется солнца, а хочется звезд…
Но дождь все идет, то прямой, то косой,
То с градом в обнимку, то вместе с грозой.

Ты мне надоел, - говорю я ему,
А он мне: - Я что-то тебя не пойму,
Бранишь ты меня, проклинаешь ты град,
Зачем же ты выбрала Калининград?

Я зонтик раскрою, дождю расскажу,
Зачем по земле этой мокрой хожу,
Зачем, побродив по другим городам,
Погреюсь, подсохну - и снова сюда.

В тот город, где я в сорок пятом, весной
В солдатской шинели прощалась с войной,
Где после бомбежек, пожаров, боев
Осталось прописано сердце мое.

Дождь стих, замолчал. Опустила я зонт,
Слегка улыбнулся вдали горизонт.
Последние капли успели сказать:
- Ну ладно, пусть светит. Пойдем отдыхать.

И я повторяю - пусть светит. А если и дождь,
Мой город в любую погоду хорош.
Мой труженик город, мой город солдат.
Зеленокудрый Калининград.

Вальс в исполнении кадетов.

1**Великая Россия, родная наша мать!
Каким высоким словом мне подвиг твой назвать?
Скажи, какой же славой венчать твои дела?
Какой измерить мерой тот путь, что ты прошла?

2** Никто в таком величье вовеки не вставал.
Ты - выше всякой славы, достойней всех похвал!
И все народы мира. Что с нами шли в борьбе,
Поклоном благодарным поклонятся тебе!

3** Поклонятся всем сердцем за все твои дела, ...
За подвиг твой бессмертный, за все, что ты снесла;
За то, что жизнь и правду сумела отстоять,
Великая Россия, родная наша мать!

Исполняется песня «О России»

На сцену выходят все участники концерта

1. Пусть войн не будет никогда,
2. Пусть солнце ярко светит.
3. Пусть слезы высохнут до дна.
ВСЕ: И пусть смеются дети.

Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Примокшанская средняя общеобразовательная школа»

Ковылкинского муниципального района

Республики Мордовия

«Ты же выжил солдат…»

Руководитель: Звонарева Екатерина Александровна

п.Примокшанский

1.Введение______________________________________________3

2.Основная часть_________________________________________

3.Выводы ________________________________________________8

5.Список литературы_______________________________________10

6. Приложение ____________________________________________11

Введение

Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства. По разрушениям и количеству погибших людей она превзошла все вместе взятые войны, когда - либо пылавшие над нашей многострадальной страной. Советский Союз вынес эту тяжелую и длительную войну. Города и села на огромных пространствах лежали в руинах, частично разрушили или сожгли 1710 городов, свыше 70 тысяч поселков и деревень. Около 30 миллионов человеческих жизней советских людей унесла эта самая кровопролитная война в истории человечества.

В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.

Забывать об этих событиях и о людях, победивших в этой войне, мы просто не имеем права, поэтому я и выбрала эту тему для своей исследовательской работы.

Цель и задачи моей работы :

Изучить историю жизни ветерана Великой Отечественной войны, нашего земляка- Дёмина Михаила Степановича.

Воспитать у сверстников чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое своей страны, народа, а также чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины

Объект исследования:

Объектом моего исследования являются собранные материалы о земляке - ветеране Великой Отечественной войны

Предмет исследования:

Методы исследования:

В исследовании был использован метод опроса, интервью, источниковедческий анализ. Проводилась работа с материалами из сельской библиотеки.

Тема моей исследовательской работы очень узкая, она касается только одного земляка – ветерана нашего поселка. Поэтому обобщено информации относительно немного. В своей работе я использовала воспоминания ветерана, материалы, накопленные в сельской библиотеке. Документы, которые хранятся в семейных архивах родственников.

Самое главное, я поняла, что всё уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

2.Основная часть

2.1.Наш земляк – участник Курской битвы.

Я хочу рассказать о жителе нашего посёлка, ветеране Великой Отечественной войны, Дёмине Михаиле Степановиче, который смог пройти все тяготы войны и дожил до нашего времени. Это мужчина сильный духом и жизненной энергией. В этом году ему исполнилось 90 лет. Всякий раз, вспоминая войну, мы неизбежно возвращаемся к её началу.

Родился Михаил Степанович 16 февраля 1925 годав селе Самаевка Ковылкинского района, в семье рабочих. Война началась, когда Михаилу Степановичу было 17 лет. К этому времени он закончил Самаевскую школу и поступил в фабрично- заводское училище.

Михаил Степанович вспоминает, что по местному радио поступило неожиданное сообщение о том, что 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города. Как было страшно это слышать людям! Внезапность удара имела большое значение. Русские держались с твёрдостью и упорством.

Война это всегда горе для всех. Двух его братьев в первый же день забрали на войну. Старший брат Николай воевал с Германией, а потом его перевели на восток воевать с Японией, а средний брат Ефим воевал под Москвой. Подошёл призывной возраст и Михаила Степановича.

Свой боевой путь он начал в 18 лет, т.е. в 1942 году он попал на Донской фронт. В течение двух с половиной месяцев был на передовой, участвовал в боях под Сталинградом. Затем был направлен в батальон, который дислоцировался на Орловско-Курской дуге. Здесь вскоре начались ожесточенные бои.

Михаил Степанович был танкистом и принял участие в сражении под Прохоровкой. Он с ужасом и болью вспоминает: «Страшно было. Неба не было видно, горели танки, в небо шел дым, копоть, к концу дня на поле остались обгорелые останки танков, их было около тысячи, немецких и наших. А сколько в этих танках погибло людей!». И мне хочется рассказать вам историю, которая мне запомнилась на всю жизнь, и до сих пор снится мне во снах: «Моя основная профессия- это танкист. А вообще судьба была странная, она бросала меня с фронта на фронт, из положения в положение. Но в основном я танкист, наиболее тяжелые события для меня связаны с моим танком. По нам начали бомбить. Снаряд пробил нам бак. Топливо вылилось в танк. А вот следующий снаряд пришелся мне в плечо, я боль даже не почувствовал. Он прошел вскользь, но ямка у меня тут осталась. В танке была темнота. Но мы уже научились видеть в темноте. Следующий снаряд вошел моему товарищу в руку. Потом я увидел как он хрипит, снаряд ударил его в горло. Командир вытащил его на улицу и потащил к другому танку. Наш танк был подбит уже, он не двигался. Мы остались вдвоем с товарищем. Но в это время фашисты ударили по нашему танковому полку, мы стояли метрах в 15- 20 от него. Снаряды взрывались фонтанами и после этого я уже их не видел (раненого и командира) их наверное там убило. Вот в этом бою я и получил тяжелое ранение и меня отправили в госпиталь в г.Кузнецк Пензенской области. Затем я был направлен в батальон для выздоравливающих».

В минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб Михаил Степанович писал письма домой матери и братьям на фронт. Написанные письма складывал в “солдатский треугольник”, писал адрес назначения, вместо обратного адреса писал № полевой почты. О чём думал солдат, когда, склонившись над листом бумаги, торопливо сочинял письмо домой? Он спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная забота Михаила Степановича – успокоить близких, сообщить, что он жив, здоров, воюет, бьёт врага, и заверить, что вернётся с победой.

Отдых солдатам был необходим, хотя бы короткий. Иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение. И тогда звучали на войне шутки, пелись весёлые песни. При встрече Михаил Степанович исполнил нам известную любимую песню «Катюша». Песни во время войны поднимали настроение.

После выздоровления он был направлен в 3 танковую гвардейскую часть, в Белоруссию. Там он и узнал об окончании войны. Хотя все давно знали, что день победы близок, но всё же утро 9 мая произвело большие изменения в душах людей. Прошёл страх, пришло спокойствие, пришла радость, пришёл мир, вселился покой. Было обыкновенное солнечное утро 9 мая. Вдруг поступило сообщение из штаба: "Победа! Победа!" Все радостные, со слезами на глазах выбежали на улицу. Это были слёзы радости, все обнимались и целовались. Для Михаила Степановича это был самый счастливый день в его жизни.

После окончания войны Михаил Степанович вернулся в родное село и трудился на благо родного колхоза. В 1952 году Михаил Степанович создал семью. В браке у него родилось 2сына и 2 дочери.

Нам было понятно насколько Михаилу Степановичу было тяжело вспоминать о тех страшных военных годах.

Сквозь слёзы ветеран вспоминал о самой кровопролитной в истории человечества войне. Сколько молодых, ни в чем не виновных солдат погибло? Матери со слезами на глазах провожали своих сыновей на фронт. Они не могли подумать, что видят своих сыновей последний раз. Каждая мать надеялась и верила до последнего, что именно её сын сможет отстоять свое Отечество, выдержит тяготы войны, и вернется домой. Но, увы, вернулись десятки, а то, и меньше.

Участник Великой Отечественной войны ветеран Дёмин Михаил Степанович награждён боевыми наградами, которые напоминают ему о славных страницах борьбы с врагами Отечества, а именно:

Награды:

орден Отечественной войны II степени,

медали «Курская битва 1943-2003» к 60-летию курской битвы,

«Фронтовик 1941-1945гг.»,

«25 лет Победы в Великой Отечественной войне»,

«60 лет Победы».

3. Выводы

При изучении и анализе сохранившихся в архиве документов и наград ветерана, я узнала:

О тяжелых испытаниях, которые легли на плечи нашего земляка в военные годы;

Судьба Дёмина Михаила Степановича, судьба всех тех, кто защищал свою Родину - яркое отражение истории нашей страны.

Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
По словам Михаила Степановича, война оставила глубокий след в его душе, подорвала его здоровье. Она научила его по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала его волевым человеком, серьезным, и ответственным.

При беседе с ветераном я переживала страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи его воспоминаний хотелось заплакать от гордости за него, за то, что у нас счастливое детство.

4. Заключение

Тема трагической судьбы людей никогда не будет исчерпана. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится война, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности.

Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы, погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!

Девятое мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Для нашей Родины всегда будет светлым майский день 1945 года. И наш человеческий долг, поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кто воевал, защищал Родину от врагов, кого нет с нами, кто погиб на этой войне, ведь без их мужества и стойкости не было бы нас!

«Я знаю поздно или рано,

Лавиной в сердце хлынет грусть,

Уйдут из жизни ветераны

И вздрогнет горестная Русь!

Не потому, что тяжко будет

Без дедов продолжать житье,

А потому, что эти люди

Из пепла вынесли её».

5.Список литературы

    Архивные документы и фотоматериалы ветерана ВОВ.

    Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.

    Г.К.Жуков. Книга «Воспоминания и размышления».

    История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.

    Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69.

    Е. В Малашевич «1418 дней Великой Отечественной Войны». Москва- Феникс. 2010год.

    Большая Российская энциклопедия. Научно – редакционный совет. Москва. Научное издание. 2004год.

    Великая Отечественная война, 1941-1945: Словарь- справочник под общ. Редакцией М.М. Кирьяна1985 год. Стр 240-242

    Летопись Великой Отечественной 1941-1945 Краткая иллюстрированная история для юношества В. Таборко 1985год. Стр 188.-196.

ГУ «Аршалынский отдел образования»
ГУ «Константиновская средняя школа»

Интегрированный урок
о Великой Отечественной войне

«Ты же выжил, солдат!»

Подготовили учителя:
учитель литературы - Коробкина О.В.
учитель музыки - Биденко А.А.
учитель ИЗО - Гричуха Т.Б.
Цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами поэзии; силой слова, живописи и музыки воздействовать на души детей.

: Задачи урока

 формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества
 способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, ИЗО), находить образные слова и выражения в рассказах о них
 содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, ИЗО)

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943).
Ход урока:
1. Орг. момент: проверка готовности учеников к уроку, запись домашнего задания (Выучить наизусть стихотворение по изученной теме, см. учебник). Предложить делать записи по ходу урока: фамилии писателей, исполнителей песен, названия стихов и песен.
2. Объявление темы урока, целей. Слайд.
3. Эпиграф. Слайд.
Учитель: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас
4. Проблемные вопросы:
- Нужны ли - Нужны ли песни о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со дня Победы? Надеюсь, что на эти вопросы вы сможете ответить в конце нашего урока.
А вот на эти вопросы попрошу ответить сейчас:
- Каких поэтов, писавших о Великой Отечественной войне, вы помните?
- А какие песни о войне знаете? Сегодня вы, надеюсь, пополните свои знания: познакомитесь с замечательными поэтами, исполнителями песен, услышите стихи и песни о Великой Отечественной войне. Постарайтесь запомнить как можно больше, постарайтесь проникнуться тем, что услышите. Вы должны знать историю и культуру нашего народа.

5. Обзор книжной выставки по теме урока – библиотекарь школы.

Ученица
Пусть с малых лет учили нас прилежно,
Что мы скорбеть над павшими должны,
Я не могу заплакать безутешно.
Я никогда не видела войны.

Я никогда не видела сражений
И никогда не видела побед,
Не видела потерь и поражений.
Я заслужила право плакать? Нет!

И потому всегда глотаю слёзы,
Услышав даже слово о войне.
По выражению глаз, сухих, серьёзных,
Порой с ошибкой судят обо мне.

Порой меня считают бессердечной
И говорят, что я не понимаю
Тот подвиг незабвенный, бесконечный.
А я молчу и лишь в душе рыдаю…

Я сердцем верю: кровь лилась недаром,
Но голос мой не тронет тишины.
Кто помнит - знает, как я благодарна,
Что никогда не видела войны.
(Ася Апанасенко)

6. Вводное слово учителя по теме урока.
.
Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?
На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.
Радуясь лету и миру
Утро встречала Москва
Вдруг разнеслось по эфиру
Памятные слова.
(звучит голос Левитана)
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала весна.
Недруг лихой, вероломный,
Встал у советских ворот,
тучей угрюмой и темной
К нашему солнцу плывет

До стихов ли, до песен ли в такое тяжкое время? Время показывает, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
Музыка «Священная война» - 1-2 куплеты.
Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Эту песню по праву называли гимном Вов.
…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
Учитель Почему несколько раз исполнили? (перебарывали страх, воодушевляли слова)
Учитель изо В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Кукрыниксов и Тоидзе «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», «Родина-мать зовет!».
Всмотритесь в суровое лицо Матери-Родины, которая призывает своих сыновей на защиту Отечества, вслушайтесь в торжественные слова песни и вы почувствуете тревожную обстановку того времени

Учитель изо Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?
К чему призывают эти плакаты?
Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?
Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам.
«Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину».
Плакат-символ того времени «Родина-мать зовет» можно было увидеть всюду, а из всех репродукторов-громкоговорителей звучала песня «Священная война». СЛАЙД – плакат И.М.Таидзе «Родина-мать зовет» и

Учитель литерат Война длилась четыре страшных года-1418 дней и ночей. Более20 миллионов сынов и дочерей потеряла страна в этой битве. Каждый девятый житель страны не вернулся с этой войны.
Поэты и писатели. Они ведь тоже были сыновьями и дочерьми своей Родины, поэтому тоже стремились на фронт. Многие воевали в действующей армии, а многие являлись военными корреспондентами, работали во фронтовых газетах и журналах. Те, кто не были на фронте, не могли не писать о войне, потому что в то время не было темы более важной. Очень многие писатели и поэты погибли на войне, потому что, стараясь донести правду своим читателям, часто оказывались в опасной обстановке, а иногда приходилось по-настоящему браться за оружие, оставив на время блокнот и карандаш. СЛАЙД – репродукция Х.Якупова «Фронтовые зарисовки» - краткая беседа.

За победу заплачено дорогой ценой. На фронт уходили молодые мужчины и совсем юные, о которых скажет потом поэт того поколения Н. Майоров, погибший в феврале1942года
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы…

Поэты и писатели старшего поколения не были на фронте из-за своего преклонного возраста, но и их искусство было боевым и действенным. Одним из известных поэтов был во время войны Михаил Исаковский. СЛАЙД - портрет.

Многие его стихотворения стали популярными песнями. Сегодня мы поговорим только о двух: «Катюша» и «Враги сожгли родную хату».

В стихотворении «Враги сожгли родную хату» Исаковский рисует типичную картину того страшного времени: солдат с победой возвращается домой, а дома - нет, семьи – нет. Правдиво показано горе человека, прошедшего все муки ада во время войны и не нашедшего родного очага после возвращения. По воспоминаниям того времени, многие плакали, слушая песню на эти стихи.
-Какое произведение вы изучали с подобным сюжетом? («Судьба человека»)
Стихотворение читает ученик.
СЛАЙД – репродукция Ст. Косенкова «На пепелище».

Учитель изо- Что объединяет стихотворение и произведение живописи? Можно ли считать его иллюстрацией к стихотворению?

Позже появились стихи и песни с другой интонацией, с другой мелодией. Наибольшее признание получили песни в форме любовного послания. Одно из таких стихотворений поэт Алексей Сурков, находясь на фронте, написал своей жене, фактически это было письмо в стихах. СЛАЙД - портрет Суркова.

Позднее оно было напечатано под названием «В землянке», написана музыка, и стихотворение стало популярнейшей песней, которую пели и на фронте в минуты отдыха, и в тылу. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении Леонида Осиповича Утесова, но сначала несколько слов об исполнителе.
Леонид Осипович Утесов - это известнейший в свое время советский эстрадный певец, киноактер, народный артист СССР. Надо сказать, что артисты также не остались во время войны в стороне от общего дела. Они приближали победу своим трудом: создавали фронтовые бригады, выезжали в действующую армию с концертами, поддерживали моральный дух солдат. Леонид Осипович Утесов с эстрадным оркестром только за первый год войны дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии. В репертуаре артиста постоянно появлялись новые песни, только что созданные фронтовыми поэтами. Популярность Утесова в годы войны была необычайная. Послушайте песню «В землянке». СЛАЙД с портретом Утесова и песней.

Слайд с портретом Симонова. Перед вами поэт, прозаик, драматург, публицист Константин Симонов. В годы войны он работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах Великой Отечественной, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Его перу принадлежат стихи, очерки, пьесы, романы. Много стихов было создано на фронте. В декабре 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», которое стало настоящей молитвой для тех женщин, кто ждал своих мужей с войны. Он посвятил стихотворение своей жене, актрисе Валентине Серовой, но как только стихотворение было напечатано, этот факт уже не имел ни для кого значения. Стихотворение переписывали, заучивали, пересылали домой, своим женам и любимым женщинам. На стихи была написана музыка, и оно стало песней.
(Чтение стихотворения или прослушивание):
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:
-Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
СЛАЙД портрет Друниной.

Женщина на войне Женщинам на фронте было тяжелее, чем мужчинам, но они сознательно шли на трудности и лишения ради Отчизны, потому что так были воспитаны, так понимали свой долг.
Поэтесса Юлия Друнина после начала Великой Отечественной войны в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале, потом была санитаркой пехотного полка, получила звание «старшина медслужбы». Дважды была ранена, затем контужена и в ноябре 1944 года признана негодной к несению военной службы. Поражает ее настойчивость быть там, где и мужчинам-то приходилось несладко. Опыт войны лег в основу творчества поэтессы, а писать она начала еще на фронте. В стихотворении 1942 года она ясно определила причины, побудившие ее, дочь учителя истории и школьного библиотекаря, выпускницу московской школы№131, пойти на фронт.

Ученик:
- Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем
«Россия»
Не могла сыскать.
Учитель изо (Прекрасная Дама – символ женственности в поэзии Блока, вы познакомитесь со стихами о ней в 11 классе).

Репродукция картины В.Артамонова «На дорогах войны» - беседа: Кто изображен на картине? Где находятся девушки? Почему? Как они выглядят? Во что одеты? Можно ли назвать картину строкой из стихотворения Друниной «Я ушла из детства»?

Слайды Дети ВОв
Учитель: Дети и война-несовместимое сочетание слов,но война соединила их.
Дети войны…Они рано и быстро постарели. Не детская это тяжесть-война, а они хлебнули ее полной мерой! Дети своего народа,они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти,и многие из них воевали, погибли,стали Героями. Среди них Марат Казей,Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и многие другие.

Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать!Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!(Леонид Татаренко)

Учитель: В воспоминаниях известного детского писателя Юрия Яковлева есть такие строчки: «В моем путевом блокноте есть запись: могилка в лесу.Наташа Новикова.6 лет. Убита фашистами.» Вы спросите,какой же подвиг она совершила, шестилетняя девочка,еще не покинувшая мир сказок и игр,Она не стреляла в фашистов, не взрывала мосты. Но ее гибель от руки презренного врага уже сама по себе есть подвиг.
Агния Барто.

Ученик:Глаза девчонки семилетней,
как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая,тяжкая тоска.
Она молчит,о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ.
Как будто ей не семь,не восемь,
а много, много горьких лет…
гибли дети,старики, женщины.Казалось, фашисты воюют со всем миром.

Иосиф Уткин(погиб в 1944г.) «Я видел сам…»
Я видел сам…Но нет не верю,
Не верю собственным глазам,
Что б то, что я увидел сам,
Свершили люди,а не звери!
Не верю, нет! Но тише, тише…
Я видел сам…я видел их-
Невинных, мертвых и нагих
Штыками проткнутых детишек!
И, как слепой. Руками шаря,
Не веря собственным глазам.-
Их матерей в костре пожара,
Товарищи, я видел сам…
Учитель: Муса Джалиль-писатель,поэт,который знал о войне не понаслышке. В первый же день войны ушел в ряды Красной армии,а в июне 1942г. Тяжело раненный попал в плен,был в концлагере затем в тюрьме Маобит в Германии. Там он написал цикл стихов «Маобитская тетрадь». Поэта казнили в 1944г.,а в 1956г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец «Варварство » видео

Учитель: Дети воевали на фронте, работали и погибали в тылу.А еще ждали,ждали своих отцов и матерей,верили в их победу и писали им письма…
Елена Благинина «Письмо солдату»
Ученик:
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невридимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький,голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя,конечно,поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть!

Казахстан-фронту.видео фильм: учитель: В годы войны Казахстан послал на фронт около 1 млн.200тыс. человек.512 казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза,а летчики Бегельдинов, Бяда, Луганский, Павлов- дважды Герои. (на фоне песни «Журавли»)
- Кого из ветеранов нашего села вы знали?
Слайд фото ветеранов, музея.
Казахстанские писатели и поэты писали о войне. Это Жамбыл Жабаев, Габиден Мусрепов, Абдильды Тажибаев в ст. «Казахи под Москвой» писал:

Люди военной поры…
Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.
Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.

Из воспоминаний Николая Ивановича.
Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла

Уняться от плача: «мутти, мутти…- мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Учитель изо
Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евгений Вутетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов.
Учитель И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.(слайд «Вечный огонь») .
Зажигают свечу и зачитывают цитаты из своих сочинений о войне.

Слайд «Вечный огонь на Мамаевом кургане».

Учитель: Мамаев курган можно поистине считать огромной братской могилой, в которой покоятся тысячи героических защитников Сталинграда. Из уроков истории вы помните, какое значение имела Сталинградская битва для Великой Отечественной войны. Неслучайно на Мамаевом кургане воздвигнут целый мемориальный комплекс в память о героических подвигах советских воинов. Вечный огонь, горящий там, как будто говорит нам, ныне живущим: «Помните! О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, пожалуйста, помните!»
Минута молчания
. Но вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец «Ветеранам войны посвящаю…»
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордиться ими вся страна-
Они свободу отстояли.

Все меньше остается их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года…

Идут ветераны в строю,
На них ордена и медали,
И те,что добыли в бою,
И те, которыми позже их награждали…

Если вы помните, я поставила в начале урока вопросы, на которые, я надеюсь, вы сможете сейчас ответить.
- Нужны ли были стихи и песни на войне?
- Только ли о войне они были?
- Нужны ли стихи, песни, фильмы о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со Дня Победы?

Вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю
Страшнее слова нету, чем «война»
Которое уносит все святое.
Когда зловеще давит тишина,
Не возвратился друг из боя
Спасибо им за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы будем помнить Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек.

Учитель. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках идет война, но люди не должны смириться с этим, они будут бороться за мир. Только всегда нужно помнить о цене победы.
- Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4»

Сценарий

«Солдат войны не выбирает»

(встреча-реквием)

г. Троицк, 2016 год

Цель:

Формировать представление о событиях Афганской войны, ликвидации вооружённого конфликта в Чеченской республики.

Задачи:

- воспитывать чувства патриотизма, ценностного отношения к историческим событиям своей страны;

Способствовать воспитанию готовности к защите Родины, выполнению служебного долга;

Способствовать развитию чувств сострадания, сочувствия, понимания.

На ММК надпись «Солдат войны не выбирает».

(Демонстрируется видеоролик «Посвящение»)

Ведущий: Получают мальчики повестки,

И уходят в армию служить.

Есть обязанность у них такая -

От врага Отчизну защитить.

Матери сыновей провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-женски жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжёл солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают,

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап всё меньше,

Все они уходят в мир иной.

А сынок в граните остаётся,

Остаётся вечно молодой!

Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой - матерью, потерявшей единственного сына при выполнении интернационального долга.

Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.

(На экране ММК демонстрируется видеоролик «Молитва»)

Ведущий 1: 27 декабря 1979 года. По радио и телевидению Советского Союза с утра передают сообщение ТАСС.

Ведущий 2: Согласно договорённости между Советским Союзом и правительством дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка идемократии вводится ограниченный контингент советских войск.

Чтец 1: Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: Летим в Афганистан.

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем ни строки,

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески,

И сапогами скалы будем мерить...

Звучит песня «Едут на войну пацаны»».

(На ММК демонстрируются видеоролик «Едут на войну пацаны»)

Ведущий 1: Как гарант стабильности и спокойствия в стране, на землю Афганистана временно введена 40-я Армия. Так началась «афганская война».

Ведущий 2: Война, которая многих обрекла на пожизненные страдания и опустошения души, а кого-то погребла в азиатских песчаных пустынях и на горных перевалах.

Чтец 2: Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя.

Та память нам не надоела,

Как мыслят «некие друзья».

Её события и даты,

Огнём вошли в сердца людей,

Ещё живут её солдаты,

Хранители святых идей.

Ведущий 1: Дорогие друзья! На нашу встречу мы пригласили участников боевых действий в Афганистане и Чечне.

Ведущий 2: Участник боевых действий на Северном Кавказе -

Терегулов Алексей Николаевич.

Ведущий 1: Председатель комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимир Иванович.

Ведущий 2: Педагог-организатор школы № 7 Щеглова Зоя Ивановна и учащиеся школы.

Ведущий 1: Слово предоставляетсяпредседателю комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимиру Ивановичу.

(Представление гостей.

Выступление председателя комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимира Ивановича)

Ведущий 1: Любая война - это насилие. Можно спорить насколько необходимо было участие советских войск в «афганской войне». Но был дан приказ, а приказы не обсуждаются.

Ведущий 2: Солдаты, матросы, сержанты, прапорщики, офицеры разных подразделений честно, мужественно и героически выполняли интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.

Чтец 3: О, сколько было подвигов на свете,

Они уже в предание отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

Но из всего того, о чём мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Звучит песня «Ты же выжил, солдат».

Ведущий 1: Почти 10 долгих лет шла «необъявленная война» в Афганистане.

15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. Свой воинский интернациональный долг солдаты и офицеры выполнили честно, мужественно и героически.

Ведущий 2: Для многих это страшное время стало синонимом войскового товарищества, проверенного леденящим дыханием гор. Их солдатская дружба крепнет с каждым годом.

Чтец 4: На земле, изувеченной язвами мин,

Измождённые, злые как черти,

Ветераны боёв возвращаются в мир

На правах победителей смерти.

Вот поднялся наш лайнер,

Мы вышли в зенит,

Жизнь и смерть - мы раздвинули грани.

Только тело на север, на север летит,

А душа? А душа остаётся в Афгане...

Звучит песня «Уходим»

(На ММК демонстрируются видеоролик «Уходим с востока»)

Ведущий 1: 27 лет прошло, как закончилась война в Афганистане для советского народа. Но почему так волнуются мамы, провожая своих сыновей в армию?

Ведущий 2: Каждое поколение сдаёт свой экзамен на прочность и наступает тот час, когда российские солдаты и офицеры будут выполнять свой воинский долг, когда в полной мере надо взять на себя ответственность за Россию, за народ.

Чтец 5: Сегодня вновь в смятение нервном

Тревожно по земле идут...

В огне Кавказ, Чечня пылает...

И мамы не смыкают глаз,

Их дети снова погибают

В который раз, в который раз.

Воюют правнуки и внуки,

Воюют на своей земле,

Узнав военную науку,

Не по наслышке - на себе.

Вздыхают деды - ветераны:

«Лихой опять нагрянул час -

И кровь, и смерть, и в сердце раны,

Неужто мало было нас?»

Ведущий 1: В 1994 году над молодой Россией нависла угроза возрастающих терроризма и преступности в Чеченской Республике. Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чечне, разрешить её мирным путём.

Ведущий 2: Однако надежды не оправдались. В этих условиях оставался единственный путь восстановления конституционного порядка в Чечне –

это разоружение бандформирований. Возникла необходимость ввода частей Вооружённых сил Российской Федерации на территорию Чеченской Республики.

Чтец 6: Кавказские горы, колючие скалы,

Опять перестрелка и взрывы гранат.

На этой войне мы узнали немало,

Немало погибло здесь наших ребят.

Мы пишем домой, как спокойна округа,

Что редко касается службы война,

Что пуля, убившая старого друга,

Случайно до нас долетела она.

Когда-нибудь правду об этом узнают

И наши родные, что ждут нас в дали,

О том, как в Кавказских горах умирают

Дозорные нашей Российской земли.

Звучит песня «Чечня в огне»

(На ММК демонстрируются видеоролик).

Ведущий 1: Десятки тысяч искалеченных судеб. Десятки тысяч не вернувшихся домой солдат и офицеров. Не обошли стороной наш город и район ни война в Афганистане, ни ликвидация вооружённого конфликта в Чеченской Республике. 178 солдат и офицеров участвовали в боевых действиях на афганской земле. Пятеро земляков домой не вернулись.

Ведущий 2: В ликвидации вооружённого конфликта в Чечне приняли участие 560 троичан. Восемнадцать из них никогда не переступят порог родного дома. Имена погибших земляков увековечены на стеле мемориального памятника воинов - интернационалистов.

Ведущий: Давайте вспомним поимённо

Тех, с кем навеки сроднены,

Кто был частицей батальона,

А стал частицей тишины.

Давай, не чокаясь, ребята,

Выпьем молча и до дна

За офицера и солдата,

За тех, кого взяла к себе война.

Звучит песня «Ты знаешь, так хочется жить».

(На ММК демонстрируются слайды с фотографиями погибших воинов - интернационалистов).

Чтец 7: В память павших своих земляков

Зажигаем потухшие свечи,

Пусть расправит неяркий их свет

Ветеранов усталые плечи.

Поколение, не знавшее войны,

Как свою - вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

(На экране ММК демонстрируется слайд «свеча»).

(Звучит песня «Они рядом с нами»)

Ведущий 1: У каждого из нас есть свой долг. Долг перед страной, родителями, любимыми, друзьями, долг перед своей совестью.

Ведущий 2: Выполняя свой долг перед Родиной, пусть всегда наши мальчики возвращаются домой живыми и невредимыми.

Звучит песня «Я служу России».

(На экране ММК демонстрируются слайды о Российской Армии)

Ведущий 1: Время - справедливый судья, искусный лекарь. Что бы сегодня ни говорилось об афганской войне, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, выполняют приказ своей Родины.

Ведущий 2: Солдат войны не выбирает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть - жизнью.

Ведущий 1: С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические события Афганистана и Чечни. Поколение, живущее в мирное время, всегда должно помнить тех ребят, которые верили в справедливость и правоту государства, отдавая здоровье и жизнь.

Ведущий 2: В нашей памяти они останутся Солдатами своей Родины. И сколько бы лет ни минуло с начала войны, мы будем оплакивать её безвинные жертвы и воспевать подвиг Солдата, исполнившего свой воинский долг и ушедшего в бессмертие.

Звучит песня «Птицы белые».

Ведущий: Гремят истории колокола, взывая к памяти моей,

И в них набаты жестоких битв, и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостережение,

Кто помнит, тот не знает поражения,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Звучит песня «Есть только миг».

Сценарий

посвященный Великой Отечественной войне

«Ты же выжил, солдат»

Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Задачи:

изучение истории своего края;

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Звучат фонограмма военных песен.

Ведущий: Помните, через века, через года

Помните, о тех, кто уже не придет никогда!

Мы рады приветствовать вас, дорогие ветераны и гости. Проходят годы, но хотя мы всё дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Великую победу одержал наш народ в Отечественной войне (1941-1945). Страна наша напоминала тяжелораненого, истерзанного человека. Фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов, уничтожили многие миллионы людей.

Трудно найти в нашей стране семью, которая не пострадала от той страшной войны. Победа досталась нам очень дорого, поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны.

9 мая 1945 года – это второй день рождения каждого из нас. Мы низко кланяемся воинам победителям.

Музыкальный номер.

Ведущий: Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам.

Всем маршалам страны и рядовым.

Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, кого нам забывать нельзя.

Поклонимся, поклонимся друзья!

Война – это не только тяжелые, кровопролитные бои, решающие сражения, такие, как победа под Москвою в декабре 1941 года, Сталинградская битва в июле 1942 года, танковое сражение на Курской дуге. Да, это главные события войны. Но прежде всего война – это тяжелый, изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу. Жили впроголодь, не доедали, не отдыхали, забывали о себе.

«Всё для фронта, все для победы» - главный лозунг тех дней.

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней.

Пусть будет ясным наше небо,

А травы будут зеленей!

Слово предоставляется ветерану ВОВ Каменец Михаилу Евгеньевичу

(Музыкальный номер)

Ведущий: Многие из наших земляков воевали с фашистами, один из них Е.С.Смык, которого к сожалению уже нет с нами, но память о нём останется навсегда.

От Кубани до Берлина прошёл путь солдата Евгений Степанович. Он участник многих боёв, оставил славу о себе – в прозе и в стихах.

С фотографии смотрят на меня

Боевые мои побратимы.

Отпусти их, родная земля

На живые мои именины.

Будет встреча у нас горяча,

Пусть бокалы искрятся шампанским

И горит на окошке свеча…

Ее нашли под Волгоградом

В степной некошеной траве,

На сквозь пробитую снарядом

В кроваво-ржавой кожуре.

Война осколки разметала

В бессильной злобе по полям.

И мнится мне, что из металла

Земля хлеба рождает нам,

Что из пробоин русской каски.

Взметнулись всполохи огня –

Жар-птицею из детской сказки.

Горят тюльпаны для меня,

Мне эта степь до боли люба,

С ней распрощаться не могу.

Для вас, потомки, шепчут губы –

«Я эту каску сберегу».

Вот такие стихотворения оставил нам наш земляк, участник ВОВ Е.С.Смык.

Ведущий: Почетным гражданином в нашем городе был писатель К.Симонов, который освобождал от фашистов, тогда ещё село Гулькевичи. Симонов квартировал в доме Марии Ивановны Новиковой, которая жила на улице Школьной – этой женщине-солдатке К.Симонов посвятил своё стихотворение.

Она душою роднилась с солдатскими душами

Не той, что из сказок, не той,

Что была по учебникам пройдена,

А той, что рыдала, мне помнится Родина.

Она мне привиделась после Победы

И гордою статуей, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, видевшей беды,

Все вынесшей русскою женщиной,

Я помню тебя, моя Марья Ивановна,

Солдатская мать из деревни Гулькевичи.

А сегодня эта улица носит имя великого писателя К.Симонова

Люди! Покуда сердца стучатся

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляйте в полёт,

Помните!

О тех, кто уже никогда не споёт

Помните!

Почтим героев, погибших в той войне, минутой молчания.

Ведущий: Всё меньше остаётся тех, кто защищал нашу Родину, к сожалению, время безжалостно. У нас в гостях сегодня ветераны, которые расскажут вам ребята о своих наградах.

Рассказ ветерана – Горшенёва Владимира Ивановича

(Музыкальный номер)

Ведущий: Много лет тому назад

Был великий День Победы.

День Победы помнят деды

Знает каждый из внучат

Чтит великий День Победы

Вся могучая страна.

2-й чтец: В День Победы наши деды

Надевают ордена.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ,

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас

Рассказ ветерана – Радионовой Ларисы Григорьевны.

Ведущий: А сейчас, я хочу вам уважаемые гости, преподнести сувениры на память сделанные руками наших ребят.

    Вам поклон солдаты,

За цветущий май,

За рассвет над хатой,

За родимый край.

    Поклонюсь, солдаты

Вам за тишину,

За простор крылатый –

Вольную страну.

Ведущий: Думать о мире, бороться за мир, мы должны ежедневно, ежечасно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.

(Музыкальный номер)

Ведущий: Спасибо вам, за мир, за чистое небо над головой. Низкий поклон, дорогие ветераны!

Звучит песня «День Победы».