Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Салтыков щедрин дикий помещик читать в сокращении. Дикий помещик, салтыков-щедрин михаил евграфович

Иллюстрация к сказке «Дикий помещик» М.Е.Салтыкова-Щедрина
российской художницы Л.Макаровой

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал сатирические сказки. Хотим предложить Вашему вниманию краткое содержание одной из популярных сказок — «Дикий помещик»

Жил-был один помещик, жил припеваючи. Все у него было: хлеб, крестьяне, сады, земли, скот. Вот только ума у него мало было, попросту помещик был глуп. Взмолился как-то он богу, что всем-то он доволен, вот если бы еще мужики в царстве перевелись, а то их мякинный дух ему, помещику, не нравится. Не прислушался бог к его мольбе, он знал, что помещик ума был не далекого. Тогда сделал помещик жизнь своим крестьянам просто невыносимой: отбирал их скот, забирал дрова, штрафовал за малейшую провинность. Теперь уже мужики взмолились богу, что лучше пропасть им всем вместе с детьми, чем так мучиться. Смиловался бог над крестьянами глупого помещика и забрал их вместе с женами и детьми из его владений. Кто-то видел, как поднялся мякинный вихрь и унес всех мужиков разом. Обрадовался помещик. Даже воздух для него стал чище, без мякинного мужицкого духа. И стал он жить да радоваться.

Решил он душу театром потешить и пригласил к себе в гости труппу известного актера Садовского. Да только актер, когда узнал, что некому ставить декорации и поднимать занавес, обозвал его глупым, и уехал.

Затем пригласил помещик к себе старых знакомых генералов сыграть в карты. Генералы приняли приглашение с радостью. Но когда приехали и узнали, что кормить их будут пряниками и леденцами, страшно рассердились, обозвали помещика глупым и уехали голодные и злые.

Задумался помещик, что опять его дураком назвали, но отмахнулся от этих мыслей. Дальше живет помещик, радуется чистому воздуху, ест пряники и леденцы, не умывается и не бреется. Не кому стало еду готовить, умыть и побрить его. Мечтает он, что закупит паровые машины, которые будут все делать; как разведет коров, посадит сад и огород. В доме без слуг все пылью покрылось. По старой привычке кликнет он слугу Сеньку, только никто на его зов не идет. День он мечтает, а ночью ему сны еще веселее снятся. Что за его непреклонность сделали его министром.

Только однажды приехал к нему капитан-исправник. Думал помещик, что за его выдумку с выселением мужиков, исправник его хвалить будет. Но дождался только выговора. Некому стало платить налоги и привозить на рынок хлеб и мясо. И снова назвали помещика глупым. Теперь задумался он всерьез, что из-за его нежелания видеть в своих владениях мужиков, он нанес вред государству: не платятся подати, а на базаре нет продуктов. Струсил помещик, что отправят его в ссылку в дальнюю провинцию. Скоро в саду у него все дорожки заросли сорняками, в кустах завелись змеи, даже медведь к усадьбе подошел.

Вскоре помещик совсем одичал, зарос волосами и когтями, передвигаться стал на четвереньках, рычать, а не разговаривать. Даже с медведем подружился. Охотился на зверей и съедал их сырыми вместе со шкурой.

Между тем начальство обеспокоилось исчезновением крестьян, пустой казной и отсутствием продуктов на рынке. Решили они мужиков найти и вернуть на прежнее место жительство, а помещику сделать внушение за глупость и упрямство. Рой мужиков как раз пролетал через губернский город. Крестьян поймали и послали в уезд глупого барина. Дикого помещика с трудом изловили, отмыли и побрили. Следить за ним поставили его слугу Сеньку. В казну стали поступать подати, а базар завалили продуктами. Помещик живет и поныне, раскладывает пасьянс и рычит временами.

Таково краткое содержание сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

  1. Главным героем данного произведения является глупый и богатый помещик, чью судьбу и изъяны характера и описывает автор. Помимо помещика особое внимание в сказке уделяется слугам помещика. Второстепенные герои произведения – это Митька (слуга помещика), соседи помещика, друзья-мужики, мышонок, живущий в доме помещика. Также в процессе повествования автор упоминает вымышленного героя Уруса Кучума Кильдирбаева.
  2. Главный герой произведения – человек необразованный, льстивый, самодовольный и лживый. Он называет себя опорой Русского государства. Главное его достоинство – это наличие дворянского титула, которым он кичится перед первым попавшимся знакомым. Как и Обломов в одноименном романе Гончарова, помещик проводит свою жизнь в бессмысленных разговорах с мужиками, в удовольствие и безделье. Цель жизни помещика сводится к одному – приятное время препровождение, чтобы его «мягкое, бело и рассыпчатое» тело не уставало от житейских забот.
  3. Помещик общается только со своими мужиками, крестьянами, которые находятся у него в услужении. При этом он боится их, не переносит «простой люд». В произведении описывается, как мгновенно исчез весь крестьянский люд со двора помещика. Помещик рад избавиться от надоедливых мужиков, однако вскоре понимает, что жить без них от не в состоянии. Недальновидность и глупость главного героя показана с преувеличением, в каждой части повествования автор делает отсылки к глупым поступкам помещика.
  4. Стоит отметить, что и сами крестьяне считают своего хозяина необразованных, недалёким, глупым потомственным дворянином. В сказании три раза крестьяне называют помещика глупым (автор использует принцип троекратного повтора). Каждый кто знаком с помещиком отмечает его глупость и неправильный подход к ведению хозяйства, однако сам герой этого не замечает и ведет разгульный образ жизни, предаваясь нереальным мечтам.

Безоблачная жизнь помещика

Князь Урус-Кучум-Кильдибаев, помещик средний руки – в меру богатый и очень глупый. Живет он безмятежно, проводя дни в раскладывании пасьянсов, в карточных дебатах, и читая местную газету «Весть». Как-то раз от нечего делать, попросил помещик избавить его от назойливых крестьянских мужиков. Но Бог был намного умнее князя и не «услышал» его просьб. Читая газету, помещик стал искать способы, как оштрафовать крестьян. И так стала жизнь крестьян сложна, что взмолились они Богу – услышав их Бог избавил помещика от мужиков.

Поместье без крестьян

Обрадовался помещик тому, что за один день все мужики исчезли с его владений. Вот только, все приезжают и обзывают его глупцом. Попробовал поиграть в пасьянс – выиграл (из чего заключил, что совсем не глуп). И стал предаваться помещик мечтам, как превратить свое хозяйство в крупное поместье. Мечтал, мечтал помещик – а сад зарос, голод его измучил и весь скот разбежался.

Как-то раз заехал к помещику исправник и видит, все кругом заброшено, скот не кормлен, на базаре ни мяса, ни хлеба нет, да и подати платить помещик не собирается. Испугался князь, что его поместье могут забрать за долги, но от своих мечтаний не отказался. Помещик начал медленно одичать – мыться и стричься перестал, начал охотиться на птиц и зайце, начал разговаривать с медведем.

Возвращение мужиков

Как узнало губернское начальство про исчезновение крестьян, стало искать по свету мужиков. В это время над городом как раз куча мужиков пролетала. Мужиков спустили на землю и к помещику отвели – возвращать к жизни.

Первое, что сделали мужики, — забрали у помещика газету «Весть», чтоб больше не мечтал о заоблачных штрафах и немецких автомобилях. Мужики быстро приведи хозяйство в порядок, а князь отмыли и заново научили раскладывать пасьянс.

Тест по сказке Дикий помещик

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, «и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был он глуп, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

Одно только ему не нравится, и вот, жалуется он Богу: слишком много развелось мужиков! Но Бог знал, что помещик глуп, а потому его не послушал. Тогда помещик решил сам их извести и начал всячески притеснять. Крестьяне взмолились всем миром к Господу Богу: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Бог услышал их молитву - «и не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика». Помещик обрадовался. Решил он завести у себя театр, пригласил труппу, но в доме помещика пусто, некому даже поднимать занавес, так что актеры уехали. Помещик созвал гостей, те приехали голодные - а есть-то нечего! Пришлось уезжать несолоно хлебавши, дивясь глупости помещика. А тот решил разложить пасьянс: если три раза кряду выйдет, значит, надо стоять до конца. Как раз три раза пасьянс и выходит. Помещик бродит по комнатам и думает, какие он машины из Англии выпишет, как сад разведёт, какие коровы у него будут. Забудется, позовет слугу, а никто не откликается. И тут приезжает к нему сам капитан-исправник и спрашивает, кто за мужиков подати платить будет. Да и на базаре стало совсем пусто, нет ни мяса, ни хлеба. «Глупый же вы, господин помещик!» - говорит исправник. Тут уж помещик призадумался: все его глупым называют, неужели он в самом деле дурак?

Между тем имение помещика приходит в запустение, зарастает травой, а однажды появился даже медведь. «Сенька!» - вскрикнул испуганный помещик, спохватился и… заплакал. Но все ещё хочет держаться до конца. «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться он уж давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… Но хвоста ещё не приобрёл». Залезет он на дерево и сидит. Прибежит заяц - он на него бросается сверху и поедает прямо со шкурой. «И сделался он силён ужасно, до того силён, что даже счёл себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем».

Исправник тем временем сообщил об исчезновении мужиков губернскому начальству. Созвали совет. Было решено: «Мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил».

Мужиков вернули в уезд, и на базаре снова появились и мука, и мясо, и живность всякая, да и подати потоком пошли в казначейство. Помещика, с большим трудом, изловили. «Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти». Капитан-исправник отобрал у помещика газету «Весть» и поручил его надзору Сеньки. Помещик «жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, «и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был он глуп, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

Одно только ему не нравится, и вот, жалуется он Богу: слишком много развелось мужиков! Но Бог знал, что помещик глуп, а потому его не послушал. Тогда помещик решил сам их извести и начал всячески притеснять. Крестьяне взмолились всем миром к Господу Богу: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Бог услышал их молитву - «и не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика». Помещик обрадовался. Решил он завести у себя театр, пригласил труппу, но в доме помещика пусто, некому даже поднимать занавес, так что актеры уехали. Помещик созвал гостей, те приехали голодные - а есть-то нечего! Пришлось уезжать несолоно хлебавши, дивясь глупости помещика. А тот решил разложить пасьянс: если три раза кряду выйдет, значит, надо стоять до конца. Как раз три раза пасьянс и выходит. Помещик бродит по комнатам и думает, какие он машины из Англии выпишет, как сад разведёт, какие коровы у него будут. Забудется, позовет слугу, а никто не откликается. И тут приезжает к нему сам капитан-исправник и спрашивает, кто за мужиков подати платить будет. Да и на базаре стало совсем пусто, нет ни мяса, ни хлеба. «Глупый же вы, господин помещик!» - говорит исправник. Тут уж помещик призадумался: все его глупым называют, неужели он в самом деле дурак?

Между тем имение помещика приходит в запустение, зарастает травой, а однажды появился даже медведь. «Сенька!» - вскрикнул испуганный помещик, спохватился и… заплакал. Но все ещё хочет держаться до конца. «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться он уж давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… Но хвоста ещё не приобрёл». Залезет он на дерево и сидит. Прибежит заяц - он на него бросается сверху и поедает прямо со шкурой. «И сделался он силён ужасно, до того силён, что даже счёл себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем».

Исправник тем временем сообщил об исчезновении мужиков губернскому начальству. Созвали совет. Было решено: «Мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил».

Мужиков вернули в уезд, и на базаре снова появились и мука, и мясо, и живность всякая, да и подати потоком пошли в казначейство. Помещика, с большим трудом, изловили. «Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти». Капитан-исправник отобрал у помещика газету «Весть» и поручил его надзору Сеньки. Помещик «жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

Только одно беспокоило помещика: «...Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Только ничем Бог ему помогать не стал.

Решил тогда помещик ответ на вопрос искать в газете «Весть». А там написано: «Старайся!»

«И начал он стараться». Штрафы стал брать с мужиков, а если курица крестьянская к нему во двор забредет, он ее «по правилу, в суп».

«Моя вода!», «Моя земля!» — кричит помещик людям. Совсем зажал крестьян и стали они тогда к Господу Богу молиться: «Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

Послушал Господь молитву мужицкую и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

Стал тогда у помещика «воздух чистый». Обрадовался, решил театр у себя устроить. Приехал к нему актер Садовский «и актерок привез». Только ставить театр некому. И умыться гостям никто не подает. Уехал Садовский.

Решил тогда помещик с генералами в « пульку-другую сыграть!».

Только поесть им никто не приготовит. Тогда и генералы ушли. Стал помещик сам раскладывать гранпасьянс. Решил, если три раза выйдет, значит, он прав. И все у помещика вышло. Стал он тогда думать, как он «плодовый сад разведет», а потом и спать ложится. «А во сне сны еще веселее, нежели наяву, снятся. Снится ему, что сам губернатор о такой его помещичьей непреклонности узнал и спрашивает у исправника: «Какой такой твердый курицын сын у вас в уезде завелся?» Потом снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали...»

И тут к помещику приезжает сам капитан-исправник. Для него даже достал «два печатных пряника».

Только исправник заставил помещика за каждого мужика подати платить. Ведь из-за него даже мяса на базаре нет.

И теперь помещика даже мышонок не боится. Понимает, «что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может». А в саду дорожки репейником поросли. Совсем одичал помещик, « ...ногти у него сделались, как железные». Сам стал зайцев ловить. Решил с медведем подружиться. Говорит ему медведь:

— Ты напрасно мужика этого уничтожил!

— А почему так?

— А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!

Затем поступила жалоба, что какой-то человеко-медведь чуть не задрал человека. И все решают, что это помещик.

«Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд».

А помещик «жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».