Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Различия между фонетикой и фонологией. Биологический аспект в изучении звуков языка. Фонологические школы. Фонология Трубецкого

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т. е звуки речи, слоги ударение, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  • 1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.
  • 2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е работу производимую человеком при произношении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию. фонетика звук речь морфемика

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения.

Различают общую и частную фонетику, или фонетику отдельных языков. Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетика изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация илиассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

Фоноломгия -- раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования -- противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Фонемма -- минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов).

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Лекция 3. Фонология (Функциональная фонетика)

Роль звуковых единиц в образовании языковых значений является объектом фонологии (функциональной фонетики – термин А. Мартине). Фонология – семиотическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка в структурном, функциональном (собственно лингвистическом) аспекте. В отличие от фонетики, исследующей физические и артикуляционно-акустические свойства звуков речи, фонология изучает социально значимые различия и тождества звуковых элементов языка , служащие для распознавания (или опознавания), различения и образования морфем и слов.

Основоположником современной фонологии является Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), чьи взгляды были изложены в его фундаментальном труде «Основы фонологии» (1938).

Структурализм выводит фонетику за пределы языкознания; в отечественном языкознании принято считать, что фонология неразрывно связана с фонетикой и входит в нее как дисциплина. С этой точки зрения задача фонологии – установление состава фонем данного языка, выявление принципов их организации в систему и отношений между собой в речевой цепи.

Фонология делится на:

· линейную (сегментную) , имеющую дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и слог; в рамках сегментной фонологии различают учение о фонеме (в языках неслогового строя) и учение о слоге (в языках неморфемного строя);

· нелинейную (надлинейную, суперсегментную, супрасегментную) , которая занимается просодическими средствами (тон, ударение, интонация); в рамках супрасегментной фонологии различают тонологию, акцентологию, интонологию, изучающие соответственно такие просодические явления как тон, словесное ударение и синтаксическую интонацию.

Если единицей фонетики служат звук речи (аллофон); то единицей фонологии являетсяфонема – незначимая единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, и, через них, для опознавания и различения слов.

Функциональное назначение аллофонов – различать и отождествлять звуковые сигналы (звуковые цепочки); функция фонемы – различать знаковые единицы языка (морфемы и слова), т.е. единицы высших уровней.

Фонологическая структура морфем разного типа и использование фонологических чередований в морфологических целях изучается морфонологией . Морфонология рассматривается либо как связующее звено между фонологией и морфологией и как самостоятельный, но не базисный уровень языка, либо как часть грамматики (предморфология), либо как часть морфологии. Необходимость разделения фонологии и морфонологии основано на том, что хотя морфонологические явления имеют фонологическую природу, они не могут быть объяснены на основе чисто фонологических данных.

Фонема не тождественна звуку речи. Будучи абстрактной единицей языковой системы, она противостоит звуку - конкретной единице, реально существующей в речи. Иными словами, фонема реализуется в звуке, звук - представитель фонемы в речи. Не всегда одной фонеме соответствует один звук, возможны случаи, когда один звук реализует две фонемы. Например, в фонетическом слове с Женей фонемы <с> и <ж> произносятся как один звук [ж:]. И наоборот, одна фонема может быть представлена двумя звуками. Так, дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему (англ. boy).

I. Фонема – тип звука, представляющий собой совокупность акустико-артикуляционных признаков. Виды признаков :

· дифференциальные признаки различают звуковые оболочки значимых единиц языка,

· интегральные признаки не различают значимые единицы языка, а лишь дополняют состав фонемы.

Например, у фонемы /г/ в русском языке есть следующие признаки:

Один и тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем языка и интегральным для других. Так, глухость является дифференциальным признаком русских фонем <п>, <к>, <с>, но интегральным для фонемы <х>.

II. Фонемы выполняют свои функции только в составе морфемы, которая представлена разными морфами . Поэтому одна и та же фонема может быть реализована в речи несколькими звуками . Например, в корневой морфеме дом- в словах [дом], [дАма], [дъмАвой] фонема <о> представлена тремя звуками - [о], [А], [ъ], каждый из которых находится в определенной позиции. Такие реализации одной фонемы называются вариантами , или аллофонами . Среди вариантов выделяют основные, комбинаторные и позиционные.

1. Основные варианты менее всего зависят от окружения и проявляют свои качества в наибольшей степени (например, аллофон [о] в словах ода, осы, оба ).

2. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения. Таковы, например, продвинутые вперед по ряду русские гласные [о], [у], [а], произносимые в словах [л’од], [т’ул’], [м’ат’] после мягкого согласного.

3. Позиционные варианты фонем возникают в определенном положении в слове. Так, аллофон [ъ] в слове [дъмАвой] является позиционным вариантом фонемы <о>, а утрата огубленности и принадлежности к заднему ряду обусловлена его позицией (второй предударный слог).

III. Произносительные условия, в которых фонема реализуется в потоке речи называются позицией . Позиция – условия употребления и реализации фонемы в речи. Позиционные чередования связаны с фонетическими и морфологическими позициями. Выделяют сильные и слабые позиции фонем. Сильные позиции – это позиции, в которых фонемы наиболее независимы и отчетливо проявляют свои свойства.

Сильные и слабые позиции фонем

В ряде случаев фонема, находясь в сильной позиции, может видоизменяться: сохраняя свои различительные признаки, она приобретает еще некоторые… Возможны случаи, когда фонему в слове нельзя поставить в сильную позицию.… Гиперфонема - это особая функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для…

Фонологическая Типология

· в количественном составе фонем, соотношении гласных и согласных. Так, в русском языке 39 фонем (5 гласных и 34 согласных), во французском - 35… · фонологическом содержании фонем. В английском, венгерском, сербском языках… · системе оппозиций фонем. Так, для фонематической системы немецкого языка характерно противопоставление задних и…

Чтобы описать фонематическую систему того или иного языка, необходимо выделить дифференциальные признаки фонем, типы позиций, оппозиций, варианты фонем и т.д.

Система фонем не остается неизменной. В ходе развития языка фонемы могут утрачиваться, так как утрачиваются различающие их признаки. Например, сокращение числа гласных фонем в праславянском языке (с 10 до 5) было вызвано утратой такого существенного для них признака, как долгота - краткость. И наоборот, в языке могут складываться новые противопоставления фонем. Так, в русском языке в определенный период его развития возникла противопоставленность согласных по твердости - мягкости.

История фонологии. Фонологические школы.

Как самостоятельная дисциплина фонология окончательно оформилась в 20-30-х гг. 20 в. в Европе (пражская лингвистическая школа, лондонская школа Д.… В России (СССР) сложились две фонологические школы: ленинградская и… МФШ и ЛФШ одинаково рассматривают фонему в сигнификативно сильной позиции (звуки в этих позициях объединяются в одну…

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Лекция 2

История лингвистических учений.

1. Наиболее древняя – индийская лингвистическая традиция . Возникла 2,5 тыс. лет до н. э. Расцвет пришелся на 4-5 вв. В доктрине этой традиции содержится около 4 тыс. правил. Заслуга Панини (др.индийский лингвист создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка) в том, что он предложил идею фонемы (звука), а также идею нулевой морфемы:

Пример: стол, столам. В слове «стол» нет показателя единственного числа; в словах, обладающих внутренней флексией, такой показатель есть: foot – feet (здесь число выражено не окончанием, а внутренней флексией).

Последователи Панини: Вараруги и Катьяяна. К их заслугам относится идея глагольного корня. После них индийская лингвистическая традиция стагнировала и заслуги этих людей были признаны лишь в 19 в.

2. Греко-римское языкознание . Начиналась как часть философии. Эту лингвистическую традицию, как правило, разделяют на два периода:

а) 5 – 3 вв. до н. э.

б) с 3 в. до н. э. – Александрийская школа отделила языкознание от философии. Эту школу интересовали проблемы происхождения языков – теория «звукоподражания».С теорией происхождения языка связаны споры о природном или условном характере слуха.

Философы делились на две группы:

1) Те, которые считали, что существует связь между звуком и смыслом.

2) Связь между звуком и смыслом условна (Аристотель)

Сегодня существуют и такие, и такие слова. Первичная связь между звуком и словом условна.

Фоносемантика – звуки связаны со смыслом: [и] – что-то маленькое [A] - что-то большое. Спор об аномалиях и аналогиях. Что преобладает в языке? Язык развивается по принципу аналогии.

Эта традиция также занималась грамматикой и фонетикой. Платон классифицировал слова на существительные и глаголы + предложные союзы.Этимология (происхождение слов). Однако греко-римская лингвистическая традиция не достигла таких высот, как индийская.

3. Арабская лингвистическая традиция. 7 – 8 вв. н. э. Цели данной традиции близки к индийской. Наиболее яркий представитель – Сибавихи (7 в.). Разработал систему арабской грамматики,много внимания уделял правильному произношению 3-х буквенного корня. Идея частей речи: имя, глагол, частица.



Сегодня (начиная с эпохи великих географических открытий) существует идея сходства языков и единства грамматики. 1660 г. – единая универсальная грамматика. Цель: изучение логических принципов, которые лежат в основе всех языков. В 19 в. главное место занимает проблем возникновения языка. Жан Жак Руссо – «Теория междометий», «Национальное самосознание» и др.

Лингвистика началась в 19 в. со сравнительно-исторического языкознания.Открытие санскрита и установление сходств во многих языках стало революцией в языкознании (сравнение санскрита с греческим, латинским, германским и др.языками). Наиболее яркие представители сравнительно-исторического анализа:Яаков Грин, Расмус Расс, А. К. Востоков.

Важные выводы, которые были сделаны: существуют соответствия между звуками в разных языках.

Закон 1: p, t, k (в санскрите) переходит в f, o, h (в германских языках).Пример: pitz (санскрит) – father (английский)

Закон 2: bh, dh, gh (в санскрите) переходит в b, d, g (в германских языках).Пример: bhat (санскрит) – brother (англ.)или Bruder (нем.)

Закон 3 : b, d, g (в санскрите) переходит в p, t, k (в германских языках).Пример: dasa (санскрит) – ten (англ.) – zehn (нем.)

В 19 в. развивалось также философское направление языкознания. Яркий представитель Вильгельм фон Гумбольдт. Большое влияние на это течение оказала работа Канта о языках острова Ява. Известен как автор идеи тождества духа народа и языка. На основе его идей создана теория о влиянии языка на мышление(американские лингвисты).

Эдвард Сепир утверждал, что язык влияет на образное мышление человека.Немецкий исследователь Вайсбергер интересовался, чем отличается язык по структуре, а также продолжал разрабатывать идеи фон Гумбольдта. Он делил языки на:

а) изолирующие (в которых существуют лишь корни, т. е. нет суффиксов, окончаний и т.д.). К таким языками относится, например,древне-китайский.

б) агглютинирующие - в которых суффикс и окончание соединяются с корнем без фонетических изменений. Например, слово «совет» => прилагательное«советский» [савецкий] - т. е. в русском языке происходят фонетические изменения (к агглютинирующим языкам относятся турецкий, корейский, японский)

в) флективные – самые живые языки (имеют окончания, систему спряжений, склонений и т. д.). К таким языкам относятся почти все европейские языки + санскрит.

г) интерпорирующие – все слова входят в одно целое.

Фон Гумбольдт разработал идею противопоставления языка и речи, а также идею о том, что говорящий и слушающий воспринимают слово с разных сторон(Например, слову «революция» разные люди придают разный смысл).

Середина 19 в. связана с развитием анализа различий и сходства языков.Шлейхер (1821 – 68) разработал концепцию праязыков. Он считал, что лингвистика относится к естественным наукам.

В России развитие лингвистический учений было зафиксировано в работе«История лингвистических учений в баснях» под редакцией Звегинцева.

Лекция 3

Начало индоевропеистики относится к 19 в. (открытие санскрита), то есть начало современной лингвистики. Было также открыто, что европейские языки происходят от одного древнего языка. Эти идеи пришли в процесс изучения европейских языков, которые и сейчас являются одним из важных направлений исследований.

Китайское языкознание. Начало относится к правлению династии Хань. Китайское языкознание занималось в основном изучением языков с иероглифическим письмом. Важное место в нем занимал анализ знаков.

Александр Христофорович Востоков

В середине 19 в. наблюдалось главенство индоевропейских штудий.Одновременно развивалась лингвистика. Существовала гипотеза о том, что люди,говоря на разных языках, мыслят по-разному.

Шлейхер уподобляет развитие индоевропейских языков развитию дерева. К19 в. психологические направления в языкознании в основном исследовали речь индивида.

Фердинанд–де-Соссюр (швейцарский лингвист 1857 – 1913). Профессор лингвистики в основном занимался европейскими языками. Открыл звуки, которых не было ни в одном языке, но которые существовали ранее на уровне индоевропейских проязыков. Это действительно подтверждало открытие хеттского языка. Бали и Сеше(ученики Соссюра) записывали его теории – противопоставления Соссюра.

Соссюр разделял лингвистику на внешнюю и внутреннюю . Внешняя лингвистика – изучает взаимодействия языка и общества, язык и мышление (сейчас это социолингвистика ). Психолингвистика – фон и семантика,система ассоциаций. Внутренняя лингвистика изучает язык как некоторую знаковую систему (параллель с шахматами: сама игра и правила игры).

Знак – обладает двухсторонней сущностью, которая состоит из означаемого(предмет) и означающего (слово). То есть знаки имеют как внешнюю форму (как они выглядят на бумаге или еще где-то) и внутреннее содержание (какое понятие они несут в себе). Предложение рассматривается языкознанием внутри семиотики –науки о знаках. Язык – это сложная система. Знаки делятся на простые и сложные(морфемы, слова, предложения). В отличие от других систем знаки языка обладают способностью к бесконечному комбинированию. Знаки языка многозначны. В языке есть подсистемность, где многозначность имеет отрицательное значение.

Полисемия – слово имеет несколько значений(например, слово «кричащий» 1. прямое значение – кричащий человек 2. переносное значение – кричащая одежда, т. е. вызывающая одежда)

Омонимия слова – слова звучащие одинаково, но разные по смыслу (например, слово «ключ» 1. ключ от двери 2. гаечный ключ 3.ключ как родник). Следует избегать омонимов в терминологии, чтобы исключить многозначность трактования.

Избыточность символов: большая черная собака. Здесь выражены число,род, падеж, одушевленность, что часто не нужно.

После Соссюра язык рассматривали как знаковую систему.

Синхрония – описание современных языков. Диахрония – описание исторического развития языков.

1. Парадигматические отношения – логические отношения: или…, или…; дизъюнкция, система падежей.

2. Синтагматические отношения – конъюнкция: и…., и…; линейная последовательность – суффикс обычно следует за корнем; порядок слов в предложении.

Противопоставление языка и речи. Язык – система; речь – конкретная система реализации этой системы.

Системность есть только в синхронии. Лингвисты пражской школы пришли к тому, что системность есть и в диахронии, т. е. развитии языка. Изменение фонетической структуры языка повлияло на грамматические изменения, таким образом, все уровни взаимосвязаны.

Бодуэн-де-Куртене – казанский профессор польского происхождения. Ввел понятие морфемы.

3 современных школы языкознания вышли из работ Соссюра:

1. Американская школа. Ее представителями являются:

а) Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф. Изучали языки американских индейцев.Эти языки грамматикализуют (обязательные выражения) понятия, которые не выражают другие языки. Концептуализация действительности – как языки влияют на отражение в сознании окружающего мира. В настоящее время эту идею продолжает Анка Вежблицкая: как воспринимают одинаковые понятия люди, говорящие на разных языках.

б) Леонард Блумфельд. Занимался внутренней лингвистикой. Рассматривал языки как знаковые системы, литературное описание языков. Н. Хомский исследовал синтаксис. Целью этих исследований является создание универсальных законов для всех языков.

2. Пражская школа . Занимается функциональной лингвистикой. Была основаны в 1926 г. Вилемом Матезиусом (возникновение ее связывают с созданием Матезиусом пражского лингвистического кружка). Основу этой школы составляет русская лингвистика (Якобсен). Представители этой школы видели системность и в синхронии, и в диахронии – изменение одного уровня языка ведет к изменению другого. Занимались также фонологией, синтаксисом (теория актуального деления: «летит птица» и «птица летит» здесь слово, которое хотят актуализировать ставят в конец словосочетания). Языковой союз – совместность языков, которые приобретают общие черты в результате контактов – такие явления описываются изоглоссой (наукой, занимающейся изучением территориального распространения того или иного явления языка).

3. Копенгагенская школа . Представитель – Луи Ельмслев (1899 – 1965). Занимался общей теорией языка. Язык – особая семиотическая система.

а) субстанция содержания – все, что можно помыслить на уровне мысли не обличается в языке.

б) форма содержания – все мыслят время, но количество времен в языках различно; различно количество для обозначения цветов и т.д.

в) субстанция выражения – все звуки языка.

Лексические отношения в языках – взаимосвязь зависимость: если есть согласные, то есть гласные и наоборот.

Детерминализация – если есть существительное, то есть и прилагательное,необязательно наоборот.

Свободная зависимость (констелляция) – лицо и род в глаголах русского языка не предопределяют друг друга.

Лекция 4: фонетика и фонология

Фонетика – учение о звуках языка. Звуки – односторонняя единица, не имеющая никакого значения и смысла. Смысл появляется на уровне морфем: стол –столик (т. е. маленький стол).

Уровни языка выделяются по одноименным единицам. Звук – единица речи.Язык – некоторая система, которая существует для общения. Речь – конкретная реализация этой системы. Картавость и дрожащее «р» являются разными единицами речи, но одной единицей языка, так как не меняют смысл слова.

Две функции звука:

1. персептивная (воспринимающая)

2. сигнификативная – способность звука служить для различия значимости единиц: п ел – д ел (изменение звука меняет смысл).

Общая теория звука изучается физикой:

Параметр звука – частота, длительность, амплитуда колебаний. Колебания могут быть периодическими (гласные) и непериодическими (некоторые согласные).Согласные могут быть как теми (л, м, н, р - сонорные), так и другими.

У звуков существует также акустическая характеристика. Сонорные звуки определяются резонансными тонами ротовой и носовой полости. Если звуки состоят только из тонов, то это гласные. Если к тонам примешиваются шумы, то это сонорные согласные. Звонкие согласные, длину которых можно тянуть – ж, з, в;звонкие согласные, которые нельзя тянуть – б, д, г (они еще называются мгновенными); глухие согласные, которые можно тянуть – ф, ш, с; глухие,которые нельзя тянуть – т, к, п (шумные или взрывные).

Артикуляционная характеристика:

1) по способу образования :свободное прохождение через ротовую полость – гласные; звуки суженного прохода– фрикативные, щелевые звуки (х, з, ж, с, в, ф – звонкие и глухие);сомкнутые губы (на пути воздуха выдвигается полная преграда - смычка) – смычные звуки : они подразделяются на а) взрывные (п, б, т, д, к, г), а также гортанный взрыв [?]; б) аффрикаты, когда смычка немного раскрывается для прохода струи воздуха (пф, ц, дз, ч, дж); в) носовые воздух проходит обходом через нос (английское ng); г) боковые(звук л); д) дрожащие – смычка переодически размыкается (звук [р])

2) по месту образования :звонкие звуки включают в себя голосовые связки, смычные образуются путем полной преграды на пути воздуха, которая создается губами и языком. Органы,участвующие в образовании звуков, делятся на активные (т.е. которые двигаются –язык, губы) и пассивные (не двигаются – нёбо).

а) губные - губно-губной (п,б, м), губно-зубной (в, ф): переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные,гортанные, надгортанные

б) зубные: межзубные,нёбные, глубокие

Самыми сонорными являются гласные, затем носовые, боковые, дрожащие и фрикативные.

Дополнительной артикуляцией служит палатализация (смягчение) и веляризация (отвердение). Например, [л] в слове «люк» палатализовано, а в слове «лук» - веляризовано.

Также существует придыхание– одновременно со смычкой образуется сужение щелей между голосовыми связками.

Гласные – это звуки свободного прохода. Они различаются объемом и оформление резонатора. [у] - самый низкий звук, [и] – самый высокий. Артикуляция различается тем, какая часть языка и насколько поднимается.

Передние Средние Задние
Высокие i ы и
Средние e э о
Низкие а

Фраза – самая крупная фонетическая единица,которая отделяется паузой и объединяется интонацией. Характеризуется ритмом –соотношением сильных и слабых слогов, темпом – скоростью протекания речи во времени, интенсивностью. Внутри фразы есть паузы, но они меньше, чем между фразами. Такт – часть фразы, объединенная одним ударением. То, что примыкает к слову спереди, называется проклитикой (например, из-под горы, из-за дома – в этих частиц нет самостоятельного ударения). Энклитика – то, что примыкает к слову справа (например, был ли мальчик). Такт делится на слоги, которые могут быть открытыми и закрытыми, а также прикрытыми (начинается с согласной) и неприкрытыми (начинается с гласной). Слоги образуются гласными,но иногда и сонорными согласными. Гласные могут быть одиночными или дифтонгами.Дифтонги в свою очередь делятся на:

1) нисходящие (первый элемент главный, как в слове toy– ударение на [o])

2) восходящие (второй элемент главный, как в слове puerta)

Суперсегменты – единицы,характеризующие сразу кусок текста, ударением (выделение одного слова из группы).

1) силовое = экспираторное – слог, выделенный из других силой или интенсивностью артикуляции.

2) Количественное = квалитативное – выделение длительностью.

3) Тоновое – выделение частотой

Ударение может быть фиксированным и нефиксированным на определенном слоге. В первом случае оно называется одноместным, иначе – разноместным.

Лекция5: Звуки речи.

Звуки речи бывают в сильной (те, которые не подвержены изменениям) и слабой (подвергаются изменениям) позиции. Изменения в свою очередь могут быть позиционными и комбинаторными (комбинируются с другими звуками). Если изменяются гласные, то это называется редукцией .Редукция может быть:

1) количественной – гласные теряют немного в долготе и силе. Сокращается в основном тембр и его нельзя путать с другими видами редукции.

2) Качественная – гласная становится слабой и короче,а также теряет характерные признаки своего тембра.

Комбинаторные изменения :

1) Аккомодация –приспособление, возникающее между гласной и согласной стоящими рядом. В звуке есть экскурсия (или «приступ» - органы речи установлены в определенной позиции для произнесения звука), выдержка (когда звук произносится), рекурсия (возвращение в исходную позицию). Когда мы произносим слова, рекурсия предыдущего звука должна приспосабливаться к экскурсии следующего – это и есть аккомодация. Если последующий приспосабливается к предыдущему, то это регрессивная аккомодация , а если наоборот, то прогрессивная .В русском языке гласная приспосабливается к согласной (например, «и грать»,но «оты гран» – [и] приспособилась к [т]).

2) Ассимиляция –уподобление, возникающее между звуками того же рода: т.е. гласная к гласной,согласная к согласной. Бывает также прогрессивная и регрессивная. Может быть полной и неполной (в отличие от аккомодации).

Примеры: «сбить» произносится как «збить» - регрессивная неполная ассимиляция; лодка – [лотка] – регрессивная, неполная;

Ассимиляция может быть контактной и дистактной (когда звуки стоят не рядом).

3) Диссимиляция –это расподобление подобных звуков. Также может быть полной и неполной, и прогрессивной и регрессивной. Например, бомба – [бонба], прорубь – [пролубь]

4) Диереза – ситуация,когда звук выкидывается (праздник произносится как празник)

5) Гаплология –выкидывание целых слогов (например, слово «знаменоносец» произносят как«знаменосец)

6) Протеза –наоборот вставка слогов или букв (конкурентоспособность часто произносят как «конкурентноспособность»)

Фонемы . Ученые давно заметили, что некоторые звуки служат противопоставлениями смысла, а другие нет. Впервые это было открыто в казанской школе де-Куртенэ. Фонема – минимальная единица звукового строя языка и служит для складывания и различия значений единиц языка (морфем и слов). Фонемы противопоставляются по дифференциальному признаку, благодаря которым и различаются. Есть признаки, по которым фонемы не различаются –интегральность фонем (например, признак взрывности у [г]). В одних позициях фонемы различают смысл, в других нет. В персептивно слабых позициях бывают различные вариации фонем. Также существует такое понятие, как гиперфонема. Это такая ситуация, когда фонему нельзя точно идентифицировать. Она служит«над-единицей» разных фонем, объединяющей все конкретные фонемы в одно целое,например, в таких случаях, как бо/аран, со/абака и т.д. (такую фонему нельзя проверить проверочным словом).

Фонемы также выполняют разграничительную (делимитативную)функцию, то есть сигнализируют конец слова (в русском языке согласная на конце слова всегда оглушается). Дистинктивная и экспрессивная (например, более долгое произнесение [р]) функции фонем.

Лекция6: Письмо

Письмо делится на два типа:

1) основанное на звучании

2) основанное на смысле (например, знаки цифр во всех языках пишутся одинаково, а читаются по-разному в разных языках)

Все знаки, которые обозначают звуки языка, называются фонограммами. Фонематический принцип – это когда записывается фонема, а не звучание слова. Просодии – накладывание сверху на звуки дополнительных качеств (ударение, тон).

1. Знаки, отображающие смысл делятся на иконические(похожи на смысл) и пиктографические (практически полностью отображающие смысл).

2. Знаки, отображающие звучание. На основе этих знаков существуют следующие типы письма:

А) фонетическое – звуки

Б) фонематическое – фонемы

В) консонантное письмо

Г) слоговое письмо (древнеиндийское, японское)

Принципы орфографии:

1) запись фонемы

2) грамматический (мышь – мягкий знак показывает женский род и третье склонение)

3) дифференцированный – стремление разграничить омонимы (например, в словах «ко мпания» и «ка мпания», «k night» - «night»)

4) этимологический (традиционный, консервативный) –слова пишутся так, как они писались раньше (see – sea)

Большинство типов письма относится к фонематическому, но на него накладываются пункты 2), 3), 4).

Письмо служит и нелингвистическим целям: на Востоке оно носит религиозный оттенок. Считается, что все мусульмане должны писать арабским шрифтом. В Индии шрифт отождествляется с национальной и религиозной принадлежностью.

Транскрипция . Существует несколько типов транскрипции:

1) фонетическая (если нужно полностью отобразить произношение): легкий – [l"ohkej ]

2) фонематическая (соответственно орфографии): легкий– [l’ogkoj ]

Например, слово «безжалостный» по первому типу транскрибируется как [bizzalasnej ], а по второму как [bezzalostnoj ]

3) практическая – звуки одного языка записываются знаками своего: beautiful [bju:tэfl ] – [бьютифул ]

4) транслитерация – передача графем одного языка знаками своего: beautiful – [беаютифул ]

Примеры транскрипции по первому и второму типу:

Яблоко – – ; ногти – - ;сказка – –

Исторические чередования: скак ать – скач у (к g ч), ног а – нож ка(г gж).Собирать – собрать – чередования в корне могут быть традиционными или служить грамматическим различием.

Лекция 7

Каждый уровень языка имеет одноименную единицу. На уровне морфологии это морфемы. Морфема – это единица языка, единица речи. Существуют также корневые морфемы, деривационные (словообразовательные), реляционные(словоизменительные). Например, окно является реляционной морфемой по отношению к слову «окно» и деривационной по отношению к слову «подоконник».

1. Семантическое деление : «сестрица»– уменьшительное от «сестра», в случае же «лисица» - «лиса» оба слова идентичны и суффикс «иц » не меняет значения. Значения морфем: корневое –семантика, реляционное – связь между словами, деривационное – образование новых слов.

2. Структурное деление : Например,в слове «паро ход» - структурная морфема «о» образует данное слово из двух других. В словах «желток», «кипяток» - суффикс «ок » -словообразовательная морфема. Однако в слове чулок – «ок » не словообразовательная морфема, поскольку «ок» входит в состав корня (корень слова «чулок» - корня «чул» нет). Квазиморфемы: мамина, буженина, смородина.

3. Внутренняя флексия (суперморфема): foot – feet – в английском это единичное явление, обычно множественное число образуется по-другому. В арабском – это постоянное явление (3-х буквенный корень): kitab (ед. ч.) – kutub (мн.ч.) Существуют случаи,когда внутренняя флексия не служит для противопоставления смысла. Например, в русском языке слова «скакать» и «скачу», хотя и обладают внутренней флексией,однако смысл слова не меняют. Если морфемы находятся в отношении дополнительного распределения, то они являются вариантами одной морфемы(никогда не попадают в одинаковое окружение, поэтому не служат для различения смысла). Например, во да [ва да] и во ды (ударение на первый слог), где «о» и «а» варианты одной и той же морфемы. «Сороки » и «стола »- варианты одной морфемы, так как одинаковые род, число и падеж – находятся в отношении дополнительного распределения.

Морфология занимается также проблемой грамматических значений, и грамматических категорий.

1. Грамматическое значение .Например, в слове «лиса », где «а» несет в себе грамматическую функцию:показатель падежа, рода, числа. Грамматическое значение выражается:

1) аффиксами (приставки,суффиксы, окончания)

Префикс – перед корнем

Суффикс – после корня

Флексия – окончание

Например, «подоконники», где «под» - префикс, «окон» - корень, «ник»суффикс, «и» - окончание.

Трансфиксы – разрывают корень 2 раза и больше

Инфикс – разрывает корень один раз

Конфикс – аффикс, который охватывает корень с двух сторон. Например,второе причастие от глагола sagen – ge sagt ,где «ge...t» - конфикс

Постфикс – суффикс и окончание

Интерфикс – выполняет соединительную функцию (как в слове «паро ход»)

2) внутренними флексиями .Например, как в слове «лоб» - «лбу». Внутренняя флексия может выражать как грамматическое значение, так и сопутствующее грамматическое изменение.

3) повторами : в малазийском языке arang – человек, arangarang – люди.

4) супплетивизмом –соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов для выражения грамматического значения: я – меня – мной; идти – шел. Может существовать только на фоне регулярной аффиксации. Грамматическое значение может выражаться ударением, как в словах «но ги» - «ноги ».

Все эти способы делятся на синтетический (грамматическое значение выражается внутри слова) и аналитический (наоборот).

Лекция 8

Отношение числа морфем к числу слов (m/w): идеальный аналитический язык: m/w=1; аналитический язык m/w на пять частей, а затем прослушивал каждую из этих частей. Первый сегмент звучал как звук [ъ], похожий на очень краткое [ы], второй сегмент напоминал краткий звук [э], третий сегмент [ά], четвертый сегмент опять напоминал звук [э], а пятый – звук [ъ]. Таким образом, в общем звучании только центральная часть напоминает звук [а]. Но если снова прослушать целый отрезок, мы услышим единый звук [а]. При разрезании мягкого согласного на 2 части: первая часть воспринималась как твёрдый согласный звук, а вторая часть – как и-образный, или i-образный звук. Однако целый фрагмент звучал как мягкий согласный. Звук [к] при разрезании распадался на звуки [т] и [х]. Однако в целом звук [к] в потоке речи (неизолированно) получает свои первоначальные качества. Изолированно в речевом потоке он не выделяется вообще. Примеры несовпадения слитного звучания и звучания искусственно разделённого (с помощью электронной аппаратуры) крайне многочисленны, и они говорят о том, что в сознании человека происходит достаточно сложная работа по формированию цельных звуковых образов и их дифференциальных признаков. Психофизиологический механизм этого процесса еще не вполне ясен, но, несомненно, что процесс фонологизации постоянно сопровождает осмысление речевого звукового потока.