Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Радость - это одна из основных положительных эмоций человека. Радость: определение, особенности и виды. Радость – это внешнее проявление любви, или что значит “Всегда радуйтесь!”

Радостность как качество личности – склонность испытывать и проявлять большое счастье, внутреннее удовлетворение и удовольствие.

Учитель всю жизнь был счастливым. Он всегда был в радостном настроении, и никто никогда не видел его грустным. Когда он состарился, один из его учеников спросил: — Мы поражены Вами. Почему Вы никогда не грустите? Как Вам это удается? На что старик ответил: — Когда-то, еще молодым, я спросил об этом у своего Учителя. Мне было семнадцать лет, а я был несчастным. Мой Учитель был стар, ему было 70 лет, он сидел под деревом и был счастлив. И он сказал мне: — Когда-то был таким же печальным, как и ты. И вдруг меня осенило: это же Мой выбор, Моя жизнь! И с тех пор каждый раз просыпаясь, я спрашиваю себя: «Ну, что ты выберешь сегодня, печаль или радость?», — и всегда получается так, что я выбираю радость! – «Сегодня самый счастливый день моей жизни», — восклицаю я и иду к людям.

Радость – это проявление состояния счастья. Поскольку человек имеет духовную сущность, постольку его правомерно отождествлять с радостью и счастьем. Душа человека имеет радостную природу: и утром, и вечером, и ночью она излучает радость, но далеко не у всех прорывается наружу. Счастье, присущее душе, живет в свободном состоянии радости только у радостных людей. Угрюмый, мрачный, безрадостный человек – это искусный инженер по строительству препятствий, созданию ловушек и капканов, которые становятся для радостности «китайской стеной» на пути к людям.

Радостный человек принял завет Иисуса Христа «Будьте детьми» и испытывает радость от созерцания, движения, общения и красоты. Он, подобно ребенку, восторженно, открыто и беспричинно радуется жизни вообще. Если ты радуешься миру, мир будет радоваться тебе. Радостность не имеет претензий к миру, ей чужды недовольство, роптание и страдальческие настроения. Жизнь – это праздник. Твердо усвоив это, радостность крепко подружилась со смехом.

Человек становится истинным обладателем такого проявленного качества как радостность, если склонность проявлять и испытывать большое счастье имеет неубывающий, а всевозрастающий характер. Не складывая «яйца в одну корзину», радостный человек не ограничивается одним источником счастья. Когда делаешь ставку на кого-то, например, ребенка, то, когда тот станет взрослым и уйдет, будешь испытывать стресс, уныние или депрессию.

К большому удовольствию, существует множество источников радостности, самый эффективный из них — дорога к любимой цели. Само путешествие к цели по излюбленному маршруту пробуждает в человеке радостность. Состояние внутреннего счастья проявляется на людях радостью. Счастье и ее форма проявления — радость — это наши попутчики на верном пути к цели. Когда мы идем к своей, а не к чужой, цели по правильно выбранному маршруту радостность сопровождает нас на протяжении всего пути. Жизнь становится праздником. Реализация цели только умножит нашу радость. Путь к своей цели вызывает прилив сил и доставляет нам внутреннее удовлетворение и истинное удовольствие. С легкостью преодолеваются преграды. Труд на благо цели становится жизненной потребностью и доставляет радость.

Помимо достижения цели источником радостности может стать любимый человек. Людей губит привыкание к хорошему, не умение жить здесь и сейчас, ценить мгновения своего настоящего. А надо жить со словами этой песни на устах: «Снова день промчится в заботах, в спешке и в делах, как всегда, только радость встречи с тобою будни не затмят никогда, никогда, никогда. Радоваться жизни самой, радоваться вместе с тобой я не разучусь, если только рядом, рядом будешь ты, рядом будешь ты».

Чем больше у человека интересов, тем больше источников радостности. Сколько радости можно испытать от бескорыстного служения какой-либо высоконравственной идеи, своего саморазвития, общения с друзьями, воспитании детей и заботе о родителях, общения с «братьями нашими меньшими». У Сергея Есенина есть замечательные строки: «Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове».

У разных людей и радостность разная. Завистливый, злорадный и невежественный человек испытывает счастье, которое выплескивается наружу в виде злорадства, когда кто-то, опустился, спился или деградировал. Насмехаясь, он говорит своим собутыльникам: «Классно! Я же говорил, что дочка соседей сядет «на иглу», а сами они разведутся. Такая любовь была, прямо голубки! А теперь разбежались по любовникам. Вчера видел, как сосед отоваривался в магазине водкой, а корчил из себя трезвенника. Скоро к нам будет в компанию проситься».

Благостный человек чувствует, что по мере своего личностного роста радостность его возрастает, и у него появляется потребность делиться свои счастьем. Внутреннее счастье не может находиться внутри, оно вырывается наружу, как радостность, и она поет: «Подставляйте ладони, Я насыплю вам солнца, Поделюсь тёплым ветром, Белой пеной морской, А в придачу отдам эту песню — Вы возьмите её с собой… Эта песня, солнышко и море — Ну зачем так много мне одной?»

К сожалению, большинство людей не могут постоянно проявлять эмоцию радости. Меняются обстоятельства жизни, то, что сначала было радостью, становится горестью. Все, что подвержено влиянию времени способно вызывать либо счастье, либо несчастье. Радостность и жадность – близкие подруги. Человеку недостаточно что-то получить, ему нужно от обладания чем-то получать все большую и большую радость. Но происходит все наоборот – радости все меньше и меньше, а потом вообще никакой. Когда купил еще в советские времена «жигуленок», был запредельно рад, а теперь уже поменял десяток классных иномарок, но той радостности уже нет. Человек, утративший способность радоваться от того, что получил, утрачивает желание что-либо получать новое.

Природа человека такова: если поймал «птицу счастья», то жди, что к тебе слетятся со всего света ее сородичи. Человек жаден на радостность, ему хочется все больше и больше счастья. Предела не существует. Когда этого не происходит, человек пытается искусственно вызвать радостность: «Чем больше посижу — тем больше наловлю, чем больше наловлю – тем я поем сытней, чем больше я поем – тем крепче я посплю, чем крепче я посплю – тем буду веселей». Радости, как и счастья, много не бывает. Трудности и радости жизни экзаменуют личность. Нужно понимать, что счастье как причина радости находится внутри человека и означает чистую жизнь. Только глупый человек может считать, что радость и счастье находятся извне, это также не разумно, как лизать снаружи банку с медом.

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в радостном настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится!

Петр Ковалев 2013 год

Радость - это та эмоция, которую хотят испытывать большинство людей. Вам нравится быть радостным. Вы чувствуете себя прекрасно. По возможности вы выбираете для себя те ситуации, в которых вы будете чувствовать себя счастливым. Вы можете организовать свою жизнь таким образом, чтобы испытывать радость как можно чаще. Радость - это позитивная эмоция. В отличие от нее страх, гнев, отвращение и печаль являются негативными эмоциями, и большинство людей не испытывают от них удовольствия. Удивление не является ни позитивным, ни негативным. Чтобы понять опыт радости, нам нужно показать ее отличия от двух родственных состояний, которые часто возникают вместе с ней, - удовольствия и возбуждения.
Хотя наш язык приписывает практически синонимичные значения словам удовольствие, радость и наслаждение , здесь мы хотели бы ограничить использование слова «удовольствие» применением его только к позитивным физическим ощущениям. Такое удовольствие противоположно физическому ощущению боли. Боль приносит страдание, в то время как удовольствие по своей природе воспринимается как нечто, ощущаемое позитивно или получаемое в качестве вознаграждения. Вы цените и предпочитаете именно позитивные ощущения. Мы не знаем всех способов, с помощью которых можно вызывать ощущения удовольствия. Разумеется, тактильная стимуляция, вкус, звуки и изображения способны вызвать приятные ощущения. Обычно вы чувствуете себя счастливым, когда испытываете приятные ощущения, если только вас за это не наказывают и вы не чувствуете вины за то, каким способом вы их себе доставили. Часто вы испытываете радость в предвкушении события, которое, как вам известно, доставит вам приятные ощущения или сделает вас счастливым в скором будущем. Но вам не обязательно испытывать приятные ощущения, чтобы быть радостным. Есть и другие пути к радости, которые не предусматривают получения приятных ощущений.
Возбуждение рассматривается психологом Сильваном Томкинсом как первичная эмоция, отличная от удивления, гнева, страха, отвращения, печали и радости, но равная им по значению. Хотя мы согласны с таким утверждением, все же мы решили не обсуждать здесь эту эмоцию по двум причинам. Во–первых, нет достаточных доказательств того что ее возникновение является универсальным (хотя мы уверены, что так и есть на самом деле). Во–вторых, нам было бы трудно показывать возникновение этой эмоции на статичных по своей природе фотографиях, поскольку сигналы, появляющиеся на лице при возбуждении, часто бывают едва уловимыми. Мы опишем возбуждение для того, чтобы иметь возможность отличать его от радости.
Возбуждение противоположно скуке. Вы становитесь возбужденным, когда что–то вызывает ваш интерес. Часто это бывает что–то новое. Вы становитесь внимательным, заинтересованным и увлеченным тем, что вас возбудило. Когда вы испытываете скуку, то ничто не задерживает ваше внимание, вы не видите вокруг себя ничего нового и интересного. Вы можете быть радостны, видя в перспективе для себя что–то возбуждающее, особенно если это должно вывести вас из состояния скуки; вы можете также быть радостны после испытанного возбуждения. Но это только один тип радости, так как вы можете быть радостны и без возбуждения как аккомпанемента. Вполне возможно быть возбужденным и не испытывать радости; вместо этого возбуждение может смешаться со страхом (как это бывает, когда вы оказываетесь в состояний острой тревоги) или гневом (как это бывает во время припадков ярости).
Во время сексуальных отношений вы можете испытывать и обычно испытываете все три состояния: удовольствие от эротических ощущений до и во время оргазма, возбуждение до оргазма и радость в ожидании следующего полового акта и получения нового сексуального удовлетворения от переживаемого возбуждения, возникшего вслед за испытанным оргазмом. Но это лишь возможная комбинация, и она не обязательно является единственной. Эмоцией, возникающей после оргазма, может быть отвращение или печаль. Или же во время фазы возбуждения–удовольствия вы можете испытывать страх или отвращение, и это может привести к прекращению возбуждения и к невозможности полового акта. Или же гнев может возникнуть вместе с сексуальным влечением, возбуждением и получением удовольствия и помешать или не помешать половому акту.
Многие люди думают о радости либо как о возбуждении, либо как об удовольствии, либо как о том и другом одновременно, не понимая различий между этими видами опыта. Удовольствие и возбуждение - это два разных вида опыта, которые часто ассоциируются с радостью и таким образом могут рассматриваться как два возможных пути к его достижению. Каждый из этих путей подразумевает какой–то особым образом окрашенный опыт радости, что дает нам право говорить об удовольствии–радости или о возбуждении–радости. Третий путь - это облегчение–радость.
Когда прекращается боль, вы испытываете радость. Подобным образом вы испытываете радость, когда утоляете голод или жажду. То же самое обычно справедливо и для других негативных эмоций: когда вы перестаете чего–то бояться, когда прекращается ваш гнев, когда вы больше не испытываете отвращения, когда проходит ваша печаль, то вы обычно чувствуете себя радостным. Это и есть радость от облегчения. Она может также включать в себя и радость от достижения результата, если именно за счет собственных усилий вам удалось устранить негативные эмоции или ощущения. Как и в случае с удовольствием и возбуждением, некоторые люди также не могут отличить облегчение от радости. Есть люди, для которых это единственный часто испытываемый тип радости. Их жизнь ориентирована на получение облегчения, а не удовольствия или возбуждения. Облегчение–радость является особым опытом, отличным по ощущениям, образам, вероятным действиям и общим чувствам от удовольствия–радости, возбуждения–радости или радости, достигаемой четвертым путем.
Четвертый тип радости затрагивает представление о самом себе, Я–концепцию. Время от времени в жизни происходит что–то такое, что развивает ваше представление о самом себе, что подтверждает или укрепляет благоприятное отношение к собственному Я. Если вы обнаруживаете, что кому–то понравились, то можете почувствовать радость - не от ожиданий того, что человек доставит вам приятные физические ощущения или сексуальное возбуждение, а потому, что когда вы нравитесь другим, это позволяет вам лучше думать о себе. Если кто–то хвалит вас за хорошо выполненную работу, вы испытываете радость. Похвала, дружба, уважение других людей воспринимаются как награда и дают возможность почувствовать себя счастливым. Это не тот тип радости, при котором вы обычно смеетесь. Это более содержательная, «улыбающаяся» радость. Этот тип радости первоначально возникает из опыта, при котором люди, которые оказывали вам поддержку (например, родители), также ласкали вас, кормили и облегчали боль. По мере развития ребенка общественное одобрение становится вознаграждением само по себе. Как и при других типах радости, к которым человек приходит иными путями, воспоминание или предвкушение того, что улучшится ваше представление о самом себе, вызывает радостные чувства.
Если вы задумаетесь о ситуациях и событиях, которые позволили вам испытать радость, то вы, вероятно, обнаружите, что они возникали на каком–то (не обязательно одном) из описанных нами четырех путей. Например, удовольствие, испытываемое вами при участии в спортивном мероприятии, может включать в себя возбуждение–радость от участия в соревновании, удовольствие–радость от движений и напряжения мышц, радость от осознания собственного Я, обусловленную вашим хорошим выступлением, и облегчение–радость, возникающую потому, что вы не подвели команду, не получили травму и т. п. Мы не собираемся утверждать, что перечислили все пути к радости - их гораздо больше, но мы уверены в том, что эти четыре являются наиболее распространенными и важными, а их описание должно сделать ясным то, что мы понимаем под опытом радости.
Радость различается не только по типам, о чем мы только что говорили, но и по интенсивности. Вы можете быть умеренно радостны, испытывать веселье или восторг. Радость может проявляться беззвучно и громко. Она может варьировать от полуулыбки до широкой улыбки во весь рот, на каких–то этапах это может быть хихиканье, на каких–то - хохот, в наиболее резкой форме это может быть смех со слезами. Присутствие смеха или хихиканья не является показателем интенсивности радости. Вы можете быть очень радостны и не смеяться; хохот и хихиканье возникают вместе с особыми типами переживаемой радости. Различные виды игр (как детских, так и взрослых), способные вызвать достаточное возбуждение, часто сопровождаются смехом радостных участников. Некоторые шутки вызывают радостный смех.
Улыбка, являющаяся одной из составляющих выражения радости на лице, зачастую возникает, когда человек не испытывает счастья. Вы можете улыбаться, чтобы замаскировать другие чувства или смягчить их. Улыбка может выражать отношение к другой проявленной эмоции: например, улыбка после выражения страха на лице покажет медсестре, что хотя вы и боитесь, но не убежите и позволите ей закончить болезненную для вас процедуру. Улыбка может указывать на покорное отношение к чему–то неприятному, а не только на готовность вытерпеть боль. Улыбка может быть реакцией на агрессию со стороны другого человека и помочь отвести или остановить его нападение. Улыбка может использоваться для того, чтобы разрядить острую ситуацию и сделать ее более комфортной; улыбаясь, вы можете заставить другого человека улыбнуться вам в ответ, потому что подавить в себе желание ответить улыбкой на улыбку довольно непросто.
Радость может сочетаться с любыми другими эмоциями. Далее мы проанализируем, как выглядит смесь радости с удивлением, гневом, отвращением, презрением и страхом. На следующей странице будут показаны различные сочетания радости и печали.
При обсуждении каждой из эмоций мы полагали, что события детства оставляют свой отпечаток, что личности может быть показано то, как именно должна переживаться каждая из эмоций, еще малом возрасте. Мы полагали, что люди отличаются друг от друга тем, насколько они могут наслаждаться, терпеть или вообще допускать чувства удивления, страха, отвращения или гнева (и печали, о чем мы узнаем далее). То же самое справедливо и для радости. Каждый чувствует себя радостным по–своему. Не все четыре пути - приятного ощущения, возбуждения, облегчения и улучшения Я–концепции - доступны каждому. Один путь может использоваться больше других из–за особенностей личности. Другой путь может блокироваться, поскольку человек не способен испытывать радость таким способом. Здесь мы можем привести лишь несколько примеров.
Если ребенок воспитывался в условиях острой критики его действий или пренебрежения к его достоинству, то, став взрослым, он будет испытывать голод на похвалу, одобрение и дружбу. Продвижение по пути осознания собственного Я, возможно, будет для него наиболее трудным, но он может оказаться неспособным испытывать радость подолгу. Получаемые им похвалы всегда будут казаться ему недостаточными, или же он не будет верить в их искренность. Такое же детство, не позволяющее выработать Я–концепцию, у другого человека сформирует совершенно иную программу. Он может быть настолько угнетен и разочарован в своих силах, что путь осознания ценности своего Я не будет использоваться им вовсе. Он может замкнуться в себе, будучи неспособным наслаждаться дружбой, и не станет стремиться к получению похвал и наград за свои достижения.
Много было написано о людях, испытавших во взрослом возрасте трудности в достижении радости в интимных отношениях. Некоторые родители приучают детей презирать «плотские удовольствия». Став взрослыми и вступая в интимные отношения, эти люди могут испытывать беспокойство или вину, а не удовольствие. Подобным образом иные виды чувственного опыта могут быть лишены для них удовольствия или переживаться ими только ценой последующего раскаяния и стыда. Ребенку могут с ранних лет внушать мысль о том, как опасно испытывать возбуждение - потому что оно может не нравиться другим и зачастую не поддается контролю. Для такого человека радость - нежелательное переживание, или наоборот - человек может начать испытывать патологическую зависимость от возбуждения: стремиться к новым острым ощущениям и пытаться найти радость в возбуждении.

Мы будем рассматривать только те проявления радости на лице, которые не сопровождаются смехом, потому что когда человек смеется, определить, что он радостен, совсем нетрудно. Даже при безмолвном выражении радости распознать такое состояние довольно легко за исключением, возможно, тех случаев, когда на лице выражается смесь эмоций. Простота распознавания выражений радости была продемонстрирована в исследованиях, проведенных в самых разных культурах.
Веки и нижняя часть лица имеют характерный внешний вид» в то время как брови - лоб не обязательно участвуют в создания выражения радости. На рис. 1 Патрисия показывает три выражения радости на лице. В каждом случае утолки ее рта оттянуты назад и слегка приподняты. Губы в улыбке могут оставаться сомкнутыми (А), губы могут размыкаться при сомкнутых челюстях и зубах (B) или же рот может быть приоткрыт (C). При улыбке во весь рот могут показываться только верхние зубы или же одновременно верхние и нижние, могут обнажаться также и верхние и/или нижние десны. У шимпанзе эти три типа улыбок могут иметь разные, но родственные значения, но пока что нет доказательств того, что у людей имеются какие–то универсальные различия в значениях разных улыбок. Рисунок 1


У Патрисии также видны морщины, идущие от крыльев носа к области, находящейся за уголками рта. Эти носогубные складки возникают отчасти в результате оттягивания назад и поднятия вверх уголков рта и являются характерным признаком выражения радости на лице. Кроме того, при явно выраженной улыбке щеки приподнимаются, что делает носогубные складки более отчетливыми. Кожа под нижними веками подтягивается кверху, и на ней под глазами появляются морщинки. Морщинки, называемые «гусиными лапками», образуются и у внешних уголков глаз. Такие морщинки появляются не у каждого, они становятся более заметными с возрастом. На фотографии Патрисии они скрыты под ее волосами. Чем сильнее улыбка, тем отчетливее будут носогубные складки, выше поднимутся щеки, будут заметнее «гусиные лапки» и морщинки под глазами. При улыбке во весь рот (рис. 1C) щеки могут приподниматься достаточно высоко, сужая глаза.

Интенсивность

Интенсивность выражения радости определяется главным образом положением губ, но положение губ обычно дополняется углублением носогубных складок и появлением более отчетливых морщинок под нижними веками. На рис. 1C Патрисия выражает более сильную радость, чем на рис. 1B, - ее улыбка шире, носогубные складки отчетливее, глаза уже, а число морщинок под ними больше. Выражение радости на рис. 1А чуть слабее, чем на рис. 1B. Это происходит не потому, что на рис. 1B ее рот открыт, а на рис. 1А закрыт, а потому, что на рис. 1B уголки ее рта оттянуты назад больше (а носогубные складки заметнее), чем на рис. 1А. Если степень оттягивания назад уголков рта и глубина носогубных складок были бы примерно одинаковыми, то независимо от того, был бы рот открыт в улыбке или закрыт, интенсивность выражения была бы примерно одинаковой. На рис. 2 Джон показывает примеры двух улыбок приблизительно одной интенсивности. Рисунок 2


Улыбка радости может быть намного более слабой, чем улыбки, показанные на рис. 1 и 2. На рис. 3 Патрисия демонстрирует две очень легкие улыбки радости, а ниже для сравнения показано ее нейтральное лицо. Отметьте, что обе эти улыбки слабее, чем ее улыбка на рис. 1А, но здесь несомненно присутствует улыбка, потому что оба лица выглядят действительно счастливыми по сравнению с нейтральным лицом на рис. 3C. На фотографиях с изображением улыбающегося лица Патрисии на рис. 3 можно наблюдать легкое напряжение губ и незначительное оттягивание назад уголков рта. Это проще всего увидеть, если вы закроете остальную часть ее лица рукой и сравните губы на всех трех фотографиях. Обратите также внимание на появляющийся след носогубных складок на обеих фотографиях, которого нет на нейтральном лице. Вы можете также заметить, что у Патрисии слегка приподняты щеки по сравнению с положением щек на нейтральной фотографии, в результате чего ее лицо выглядит более округлым. Когда улыбка оказывается такой слабой, заметных изменений в положении нижних век не наблюдается, хотя глаза выглядят более радостными, чем на нейтральной фотографии. Состояние радости выражается только нижней частью лица, поскольку глаза и брови - лоб одинаковы на всех трех снимках. Фотографии с улыбающейся Патрисией являются составными: нейтральные глаза и лоб дополняются на них нижними веками и ртом, взятыми с изображений улыбающегося лица. Рисунок 3

Смешанные выражения

Рисунок 4


Радость часто смешивается с удивлением. Происходит что–то неожиданное, и вы даете случившемуся положительную оценку. Например, ваш друг, которого вы не видели много лет, неожиданно входит в ресторан и садится за ваш столик. На рис. 4А Патрисия демонстрирует одновременно радость и удивление. Сравнивая ее лицо с лицом, выражающим только удивление (рис. 4B), отметьте, что различие есть только в нижней части лица. В случае смешанного выражения рот не только приоткрывается от удивления, но и уголки рта начинают оттягиваться назад в улыбке. Это смешанное выражение получается за счет комбинации элементов удивления и радости в нижней части лица (вы видели пример другого смешанного выражения эмоций на рис. 8).
Выражение радости–удивления появляется только на короткое мгновение, потому что удивление проходит очень быстро. К моменту, когда Патрисия оценит удивившее ее событие и начнет испытывать и выражать радость, ее удивление уже пройдет. На рис. 4C Патрисия показывает комбинацию элементов удивления и радости (удивленные брови - лоб и глаза, радостная нижняя часть лица, нижние веки), но это выражение не является смешанным. Она не испытывает удивления и радости одновременно, потому что выражение радости доминирует на ее лице; Патрисия вовсю улыбается, если она и испытывала удивление, то оно давно уже прошло. Однако этот тип выражения лица возникнет в том случае, если человек добавит к своему радостному выражению восклицательную нотку. Энтузиазм и особое внимание могут быть показаны подобным же образом. Или такое выражение может возникнуть при приветствии: элементы удивления сохраняются для того, чтобы другой человек понял, что встреча с ним - это «нечаянная радость». При таком радостном выражении приподнятые брови и широко раскрытые глаза могут сохраняться в течение нескольких секунд вместе с улыбкой. Рисунок 5


Радость может соединяться с презрением, при этом на лице появится самодовольное или высокомерное выражение. На рис. 5 Джон демонстрирует выражения презрения (5А), радости (5B) и комбинации этих двух эмоций (5C). Отметьте, что его рот неизменно остается в положении, выражающем презрение, при этом его щеки приподняты, а нижние веки сморщены от выражения радости. Смешение радости и презрения может также выражаться с помощью презрительно поднятого левого или правого уголка рта в сочетании с улыбающимися губами. Рисунок 6


Радость совмещается также с гневом. Обычно улыбка или легкая усмешка используются для маскировки гнева, в результате чего человек выглядит не разгневанным, а радостным. Иногда улыбка или легкая усмешка появляются после гневного выражения как комментарий к гневу, указывающий на то, что гнев не следует воспринимать слишком серьезно, либо на то, что человек не собирался после выражения своего гнева переходить к каким–то агрессивным действиям, либо на то, что человек, вызвавший гнев, может считать себя прощенным. В последнем случае улыбка или усмешка не выглядит очень искренней и не смешивается с выражением гнева, а добавляется потом. Однако человек может быть и радостен, и разгневан одновременно, наслаждаясь своим гневом и своим триумфом над противником. Два примера такого удовольствия–гнева приведены на рис. 6. Радость выражает нижняя часть лица, а гнев - брови, лоб и веки. На этих лицах читается: «Ну, я ему показал!» Рисунок 7


Радость также сочетается со страхом. Обычно это выражение является не смесью двух эмоций, а либо комментарием, либо маской. На рис. 7 лицо Джона выражает страх (7А), радость (7B) и сочетание этих двух эмоций (7C) (улыбка с испуганными глазами, бровями и лбом). Это сочетание улыбки с выражением страха может возникнуть, когда Джон, испытывающий страх, садится в кресло стоматолога улыбаясь, тем самым показывая, что он готов терпеть боль. Такое выражение может также возникнуть в результате неудачной попытки замаскировать страх. Оно может быть смесью двух искренних эмоций, если Джон испытывает и страх, и радость - например, катаясь на американских горках. Разновидности смешения радости и печали будут показаны на следующей странице.

Резюме

Радость выражается с помощью нижней части лица и нижних век (рис. 8). Рисунок 8

  • Уголки рта оттянуты назад и вверх.
  • Рот может быть приоткрыт или закрыт; в первом случае будут видны зубы, во втором - нет.
  • Морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областям, находящимся у краев рта.
  • Щеки приподняты.
  • Нижние веки могут быть подняты, но не напряжены; под ними появляются морщинки.
  • Морщинки в виде «гусиных лапок» идут от внешних уголков глаз к вискам (на рис. 8 прикрыты волосами).

«Конструирование» выражений лица

Поскольку движения рта и щек вызывают изменение внешнего вида нижних век и поскольку при проявлении радости на лице отсутствуют заметные движения бровей - лба, то вы не сможете «сконструировать» многие из тех лиц, которые показаны здесь. Но все–таки можно составить несколько лиц, способных продемонстрировать эти выводы.
  1. Наложите часть А на любое из лиц рис. 8. Их выражения не изменятся. Поскольку брови не задействованы в придании этим лицам радостного выражения, то закрытие бровей нейтральными бровями части А не окажет никакого эффекта.
  2. Наложите часть B на рис. 8А. Новое выражение не выглядит странным, но анатомически оно невозможно. Если произойдет движение такого рта вместе с носогубными складками, то нижние веки должны будут сморщиться и приподняться. Наложите часть Б на рис. 8B. Анатомическая невозможность создания такого лица будет здесь еще более очевидной.
  3. Наложите часть D на любое из лиц рис. 8. Вы создали выражение лица с «улыбающимися» глазами. Такой взгляд мог бы возникнуть в результате легкого напряжения век и приподнятия щек, что было бы трудно заметить на статичной фотографии. Или такой внешний вид могли бы придать человеку его постоянные морщины. Но в любом случае указание на то, что человек испытывает радость, будут очень слабыми.

Есть знаменитая фраза “Всегда радуйтесь!” Но многих новоначальных смущает, что в храме не часто можно увидеть улыбки верующих, их лица скорее строгие, а то и хмурые. Словно верующие решили: раз я хожу в храм, то должен быть очень серьезным. Получается странное несоответствие, которое очень смущает неофитов.

О радости мнимой и настоящей и как ее достичь, мы решили поговорить со священником храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади Игорем ФОМИНЫМ.

Двое у окна

Свой ответ я бы хотел начать с примера. Два человека ночью смотрят в окно и видят на улице путника. Один говорит: “Наверняка это страшный разбойник. Грабил, убивал, пил, блудил и теперь еле тащит ноги”. Другой отвечает: “Нет, что ты! Это замечательный человек. Он наверняка весь день трудился на работе, вечером пошел в храм на службу. Потом кому-то еще помог, и теперь идет домой”. Так давайте будем изначально оправдывать людей, а не осуждать, договорились?

Если отвечать на вопрос, что такое радость, думаю – это внешнее проявление любви. Когда ты в любых обстоятельствах, с любыми людьми можешь так пообщаться, так заглянуть им в глаза, что и у них на душе станет светлее, чище. С радостным человеком приятно находиться рядом.

Мне вспоминается моя первая встреча со знаменитым старцем Кириллом (Павловым) из Троице-Сергиевой Лавры. Я тогда был еще студентом семинарии и шел к отцу Кириллу из-за эгоистических чувств: все ходят – и мне тоже надо приобщиться к духовности. …После долгого ожидания подошел мой черед. Отец Кирилл пригласил меня в келью, усадил на стульчик, пошутил, подарил иконку. А я был словно не в себе, ошеломленно наблюдал за ним. И ушел от него с необычайным чувством радости. Это ощущение похоже на то, как входишь с мороза в натопленную комнату: тебя сразу обнимает тепло. А здесь – любовь. Я тогда не ожидал такого и запомнил эту первую встречу на всю жизнь.

Золото тонет, мусор всплывает…

О неулыбчивых верующих могу сказать… Знаете, золото всегда тонет, а мусор всплывает и бросается в глаза. Если немного успокоить свое раздражение на других и приглядеться, обязательно увидишь эти сокровенные золотинки. Признак того, что человек на правильном пути в деле спасения своей души – это как раз радость и любовь. Господь дал четкое определение, кто Его ученики: их можно будет узнать по тому, что они будут любить друг друга. Тем не менее, наличие в храме людей со знаком “минус” не означает, что нет никого со знаком “плюс”. Если хочешь найти хорошее, обязательно найдешь.

Чтобы рутина не заслонила Христа

Узнать, настоящая твоя радость или нет, можно по плодам. Например, люди собрались на пикник за город, пожарили шашлычки, весело поговорили, выпили, разошлись за полночь. Вроде все хорошо. А с утра у одного с похмелья голова раскалывается, другой подсчитывает, сколько его посуды побили и потеряли, третий вообще с больной ногой: вчера полез купаться и поранился. Важны последствия.

Духовная же радость совсем другая. Каждый из вас наверняка испытывал такое. Приходите на концерт классической или народной музыки, не имеющий отношения к Православию. Например, в Москву каждый год приезжает Кубанский хор, я всегда хожу его слушать. И знаете, они начинают петь – и ты просто плачешь. Это показатель того, что радость духовна. И утром просыпаешься с легким сердцем, голова не болит и не сожалеешь о проведенном вечере. Сам Cпаситель, апостолы, пророки говорят, что радость – это один из основополагающих моментов бытия Божия. И очень важно, чтобы верующий человек, который образован духовно, исполняет внешние правила – не терял этой радости, не ходил с угрюмым, напыщенным лицом, как сегодня некоторые делают, считая, что это важный показатель их веры.

Бывает и так. Человеку легко, радостно в храме. Выходишь, как на крыльях: “Я готов обнять весь мир!”. Заходишь в метро – а тебе там наступили на ножку. Как у нас часто бывает, наступили немножко, а получили множко – и понеслось-поехало: “Ах, ты корова, смотри, куда лезешь!”. И благодать от тебя отлетела, а вместо нее пустота. Потом начинаются думы о земном: “Сейчас приду домой. Надо столько дел переделать…Обед приготовить, дать по уху старшему сыну – наверняка уроки не сделал, прибить полку…”. Как будто человек и не был в храме. То есть очень важно уметь сохранять эту хрупкую радость.

У английского писателя и богослова Клайва Льюиса есть рассказ “Расторжение брака”, который подходит к нашей теме. Сюжет его вкратце таков. Есть день, когда из ада приезжает поезд в рай, умершие грешники могут посмотреть, чего они лишились. И вот в раю встречаются двое. В земной жизни они вместе учились в университете на богословском факультете. Один стал епископом – и после смерти попал в ад. А другой стал богословом и попал в рай. Он говорит епископу: “Слушай, тебе надо успеть взойти на эту гору до рассвета. Тебя там встретит Христос – и тогда ты останешься здесь навсегда. Пойдем быстрее. Я тебе помогу”. А епископ отвечает: “Понимаешь, у нас там, в преисподней, на завтра назначен богословский кружок. Мне надо будет выступить с докладом как раз по теме Христа: какой бы Он был, если б дожил до 50-летнего возраста. Я бы с удовольствием поднялся, но не могу” – “Какой кружок! Вот гора, брось все и пойдем!” – “Скоро отправление поезда, я могу опоздать. И мой доклад…” И уезжает, так и не поднявшись на гору. А совсем рядышком был Христос. Надо было сбросить с себя всю эту рутину и просто пойти Ему навстречу. Эта напыщенность заслоняет от человека радость, заслоняет самого Господа. Это не значит, что надо перестать мыть посуду, пылесосить – нет, есть необходимые вещи – я говорю об отношении к ним.

“Радость моя”

Есть еще один момент, связанный с радостью. Это защитное средство от любых скандалов. Если ты все переводишь, скажем так, в смешную, улыбчивую плоскость, очень часто с тобой просто связываться не будут – все равно не разозлишься.

Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: “Здравствуй, радость моя!” Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему. Мне кажется слова “радость моя”, сказанные с любовью – это то, что может обезоружить грубияна в семье. Я специально ограничиваюсь семейными проблемами, потому что мы читаем: надо возлюбить ближнего. Но насколько же легче любить на расстоянии! Говорят, что любовь к ближнему измеряется километрами: чем дальше, тем крепче. Когда человек, живущий рядом с тобой, храпит, ругается, пьет… Возлюбить его, лежащего пластом на диване в нетрезвом состоянии или валяющегося около входной двери очень сложно. Позвать в нашу жизнь радость – это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: “Я вас люблю!”. И здесь Господь дает нам очень четкий ответ. В 15 главе Евангелия от Иоанна есть прямая речь Христа к нам. Он сравнивает Себя с лозой, нас с ветвями, а наши дела – с виноградной гроздью. И там есть слова о том, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды – добрые дела. Виноградная лоза получает двойное питание: из земли соки, воду и из воздуха – солнечный свет. То есть должна быть гармония нашего общения с миром небесным, духовным и с земным. И наш плод должен рождаться таким, чтобы с нами рядом легко жилось нашим ближним.

Бывает, близкий человек радуется, как тебе кажется, какой-то ерунде. У него выиграла любимая футбольная команда. Не надо портить ему настроение: “Ну что, закончился твой дурацкий футбол? Сходи, наконец, за молоком, козел!” Извините за грубость, внешне все может звучать гораздо мягче, но в душе-то мы ворчим, возмущаемся. А у человека убито хорошее настроение. Обрати ты его в мирное русло, порадуйся вместе с ним, посидите рядом. Может, он увидит, что ты его понимаешь – и перестанет пить или не замечать тебя, наоборот, вы по-новому сблизитесь.

И самое главное: радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам это понять. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: “Не смотри ты воплощением мирового горя. Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают? ” – толку не будет. Также, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Тот человек может над тобой смеяться. издеваться. А потом останется один и подумает: “Какой все-таки он хороший, ничего плохого мне не сделал. После него легко на душе”.

Безусловно, в поисках радости очень поможет Священное Писание. В нем столько мест, которые открывают человеку совершенно потрясающий мир, мир духовной радости. Мы каждое утро встаем и заглядываем в зеркало, чистим зубы, причесываемся, прихорашиваемся. Наводим марафет, чтобы выйти к людям в приличном виде. А Священное Писание – это зеркало нашей души. Заглянешь туда и скажешь себе: “О! Как тебя перекосило, дружок. Надо что-то менять, надо подтянуться”. Мы даже не представляем, что Господь нам подарил. Эту небольшую книжечку – Евангелие – человек может читать на протяжении всей жизни и каждый раз находить что-то новое, жить этим.

Господь дал нам прекрасный стартовый капитал: ум, сердце, душу. Нам нельзя все это расточить, как младший сын из знаменитой Притчи о блудном сыне. Но нельзя и, как старший сын, требовать от отца награду. Лучший путь – царский, посередине: покаяние и смирение от младшего сына и трудолюбие старшего. И получится замечательный, радостный человек.

Записала Елена Меркулова

«Радость — счастье, которое приходит изнутри» ОШО

Почему мы все печальны и недовольны? Я очень часто задаю себе этот вопрос, когда чувствую грусть и тоску. Часто, выйдя на улицу, в общественном транспорте, когда оглядываешься по сторонам, и видишь, что ты один из тех, кто составляет серую, унылую, угрюмую и печальную толпу.

Люди так привыкли к маске недовольства и раздражения, что счастливый и улыбающийся человек кажется инородным телом, каким-то инопланетянином среди остальных. Говорят, в других странах люди улыбчивее и открытее друг к другу. Но так ли это? Или это просто формальность, привычка с детства? Может этому учит этикет, и улыбается только лицо, а душа тоскует и грустит? Судя по тому пути, каким идёт человечество, по количеству болезней, бед и несчастий, вражды и насилия, в нашем мире очень мало счастливых и радостных людей. Потому, что радостные люди творят мир радости вокруг.

Быть несчастным и безрадостным стало таким естественным в нашей жизни. Всё вокруг: разговоры людей, телевидение, интернет, радио всё трубит о несчастьях, напастях и бедах. Как мало хороших новостей мы получаем каждый новый день. Как мало радостных! С каким упоеньем смотрим и читаем про аварии, войны, скандалы, катастрофы, светские сплетни. Как будто в мире не существует альтернативы, и нет ничего светлого и доброго. Мы сами создали культ страдания, несчастий и негатива, и свято верим только в такую реальность. Своими мыслями, словами и поступками творим нашу безрадостную и несчастную жизнь. Выбираем только эту сторону Бытия, и отворачиваемся от другой, светлой, радостной, созидающей.

Многие так упиваются своими страданиями, проблемами, болезнями, взахлёб рассказывают о них, ещё и приукрашивая, и очень обижаются, если их не поддерживают жалостью и сочувствием.

Большинство считает, как можно быть радостным, когда вокруг всё так плохо? Попробуйте сказать, что дела у вас замечательно, прекрасно и становятся всё лучше и лучше. Попробуйте улыбаться без причины в пасмурный день или в час пик в городской маршрутке. Вас, наверняка, запишут в лжецы и лицемеры, или подумают, что вы не в себе, что вы ненормальный, но никто и никогда не поверит в вашу радость жизни. Очень мало людей верит, что в жизни вообще существует радость. Большинство из нас так заигралось в свое несчастье, так поверило в значимость страданий, что в радость уже никто не верит. Поэтому никто её и не ищет, не замечает. Поэтому так мало радости в нашей реальности, так мало светящихся радостью людей, так мало улыбок на улицах.

Все нас учат страданию: общество, государство, религия, родители и учителя, средства массовой информации. Все твердят только о плохом, страшном, небезопасном мире. Нас учат быть серьёзными и послушными с самого детства. Ведь радостный человек никому не удобен! Радостный человек — это прежде всего человек свободный! Свободный в выражении себя, свободный в своих мечтах и делах, следующий только своим правилам и законам Мироздания, с которым он ощущает единство. Радостного человека невозможно контролировать, невозможно напугать, невозможно использовать. Радостные люди не нужны системе. Они непредсказуемы и спонтанны. Они ищут правду.
Иногда удивляешься сам себе, как же можно жить так безрадостно, уныло и однообразно в этом поистине земном совершенстве и красоте? Как можно смотреть в звёздное небо или любоваться утренним лучистым солнышком, и не чувствовать этой звенящей повсюду радости? Как можно спать так крепко, чтобы не просыпаться никогда для восхищения и благодарности? Как можно не замечать хорошего и доброго? Всё вокруг в мире счастливо и радостно, и пребывает в гармонии: деревья, птицы, звери. Несчастлив и уныл только человек.

Где же та точка истории, где та ошибка в развитии, когда человечество потеряло радость и вкус к жизни? Где мы потеряли самих себя и свою суть? Может, это случилось, когда наша цивилизация выбрала идти путём технического прогресса, путём соперничества и конкуренции, денег и власти? Самая большая иллюзия человечества в том, что деньги приносят радость жизни и счастье, удовлетворение. Что богатство, слава, успех, комфорт — это смысл и единственная цель нашего существования. На самом деле деньги приносят недолгую и очень сомнительную радость, а позже пустоту и разочарование или желание иметь больше и лучше. Доказательством этому служит жизнь людей обеспеченных, живущих даже в самых экономически процветающих странах, но несчастных или внутренне опустошённых. Ведь истинное Богатство происходит от слова Бог. Быть богатым это не ворочать капиталами и управлять корпорациями, быть богатым значит быть счастливым и реализованным человеком во всех ипостасях, а не только в карьере. Жить в радости и в гармонии с самим собой и всем мирозданием, быть здоровым и любящим, выполнять своё предназначение, иметь смелость исполнять мечты. Значит деньги, власть и слава - это вовсе не то, что нужно для радости. Ведь существуют люди, не имеющие больших материальных благ, но счастливые. Они проживают каждый день в гармонии и благо дарности за всё то, что им даровано Вселенной, и с любовью делают своё дело. В глазах этих людей свет и удовольствие. Они узнали и поняли секрет радостной жизни. Секрет в том, что ты можешь жить в радости только если пойдёшь своим путём, только если не испугаешься исполнять свои мечты, и не побоишься служить миру своим предназначением. Только если будешь уникальным в выражении себя и своих талантов, если будешь делать то, что любишь, и что доставляет тебе удовольствие. Так значит вот что создаёт несчастье и безрадостность человечества: все мы не там, где должны быть, и не те, кем должны быть.

Все мы на чужих местах, в чужих масках, живём по чужим правилам. Трудно быть в радости, не будучи самим собой. Все мы забыли, что нужно следовать своим мечтам, которые для нас, как знаки, как подсказки Бога на жизненной дорожке. Всё перекосилось в нашем мире в погоне за престижем, комфортом, богатством: художники лечат людей, философы строят дома, танцоры перебирают бумажки в офисах, и никто не верит ни в себя, ни в то, что может стать в жизни тем, кем мечтает. Если бы каждый из нас следовал зову своей души и делал с любовью своё дело, то мир был бы другим. Ведь жить радостно можно только в настоящем, здесь и сейчас, творя с любовью каждое мгновение своей жизни.

И как теперь вернуться нам на путь единства и созидания, роста, развития, света и безусловной радости? Если жить в счастье и радости — смысл нашего существования. Если радость и любовь — сама наша суть. Если Бог создал нас по образу и подобию своему, то все мы созданы для радостного сотворения мира вокруг себя. Но осознаем ли, но задумываемся ли, но чувствуем ли мы силу внутри себя, и творим ли прекрасный мир, светлое будущее? Исполняем ли своё предназначение на этой Земле? Дарим ли радость миру, другим? Или тратим бесценную энергию жизни не на то и не так: на сожаление о прошлом, беспокойство о будущем, жалобы и нытьё, сплетни по телефону, на социальные сети, компьютерные игры и глупые ток-шоу о чужих жизнях, на нелюбимую работу. Где уж тут жить в радости, если все мы живём под копирку. Так, как кому-то надо, так, как все, так, как роботы по накатанной колее. Мы совсем не знаем и не чувствуем себя. Мы понятия не имеем, чего хотим, куда идём и для чего живём. Мы давно забыли, что такое радость и что нас радует. Мы предаём свои мечты и не следуем своему предназначению. Мы давно перестали слышать голос своей души. А душа тоскует и грустит в такой жизни. Душа жаждет развития и созидания, стремления к росту и творчеству. Душа хочет делать то, что ей созвучно, то, что ей нравится, то, что приносит удовлетворение и дарит развитие не в «вечном завтра», не потом когда-нибудь, а здесь и сейчас. Душа хочет наполняться счастьем и дарить его людям. Душе нужен полёт и вдохновение на пути к мечте!

И как же страшно нам прислушаться к своему внутреннему голосу, остановив хоть на мгновение сумасшедший бег нашей жизненной суеты. Как страшно осознать всю бессмысленность и бесполезность своего существования, почувствовать неимоверную тоску и глубокую печаль, в которой пребывает наша душа. Как страшно пойти своим путём, путём своего предназначения, выделиться из толпы и взять ответственность за свой мир, за свою жизнь и своё будущее. Ведь наша тоска и грусть к нам приходят не просто так. Они помогают нам понять и осознать, что идём мы не тем путём и не в том направлении. Приходят для того, чтобы мы задали себе главные вопросы: в чём я живу не так? Что я могу изменить? Что делает меня несчастным? Ведь нам свыше даровано главное: свобода выбора и сила творить свою жизнь, по своему желанию и по вере своей. И мы в состоянии видеть не только тёмную сторону жизни.

Человечество просто растворилось в игре под названием «страдания и несчастья». Мы сами творим ад на земле. Мне очень нравятся слова из книги Н. Д. Уолша об этом: «Ад — это противоположность радости. Это нереализованность. Это знание того, кто ты и что ты есть, и невозможность пережить это. Это значит быть меньше. Это и есть ад, и нет ничего худшего для твоей души».
Значит, мы сами выбираем страдать и жить в несчастьях. Нужно просто сделать другой выбор. Нужно поверить, что жизнь создана для радости, и найти смелость изменить себя, свою жизнь и искать свой истинный путь. Ведь каждый в какой-то степени понимает, что хочет жить другой жизнью, но веры и отваги на это не хватает.

Нам всем нужно учиться радоваться заново.

Мы просто забыли, как это. Ещё в детстве помнили, и были безусловной радостью, праздновали каждый новый день в этом мире и себя в нём. Пока взрослые не стали учить нас быть серьёзными и загонять в свои рамки, условности и представления. Веками мы учились подавлять радость и выражать страдания. Это стало нашей второй натурой. Нам просто нужно отбросить этот неправильный механизм и учиться другому. Ловить и замечать радостные мгновения жизни и благодарить искренне за них.

Говорят, что благодарный получит ещё больше, а неблагодарный не достоин и того, что имеет. Давайте жить с радостью, и жизнь обязательно подарит ещё больше поводов для радости! А радость, лёгкость и вдохновение нашей души нам обязательно подскажут каким путём нужно идти дальше.

Юлия ЦЫБЕНКО

Еще статьи в этом разделе