Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Происхождение названия турки османы. История османской империи - как турки построили мощную державу

Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы турецкими красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турков эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода - все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых. Поэтому среди турков мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой на лице.
Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды. В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более темноватым цветом лица и менее удлиненными очертаниями лица, арабского по северной границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Северной Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным.

Турки персидские и закавказские тоже сельджукского происхождения, но сильно перемешанные с присоединившимися к ним в 13 веке тюрками и монголами армии Гулагухана. Племенное единство османских турков основывается исключительно на общности языка (османское наречие южно-тюркских диалектов, по Радлову, или восточно-тюркских, по Вамбери), мусульманской религии и культуры и общности исторических традиций. В частности, турецкие османы объединены общностью политически господствующего класса в Турецкой империи. Зато в антропологическом отношении турки совершенно почти утратили первоначальные черты тюркского племени, представляя в настоящее время самую разнородную смесь различных расовых типов в зависимости от той или другой поглощенной ими народности, в общем, более всего приближаясь к типам кавказского племени. Причина этого факта заключается в том, что первоначальная масса турков, вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуостров, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и так далее.

Османы происходили из огузского племени кайы, обитавшего в Средней Азии. Спасаясь от нашествия монголов, часть племени откочевала на запад, где их предводители находились на службе у хорезмшаха Джалал ад-дина. Затем небольшое подразделение кайы, 400-500 шатров во главе с Эрторгулом, направилась во владения румского султана Кай-Кубада I, который пожаловал ему удел в Анатолии на границе с владениями византийцев. Постепенно усилившись, османы захватили огромные территории, включавшие в себя весь Балканский полуостров, Малую Азию, Северную Африку до Марокко, Сирию, Палестину, Аравийский полуостров, Месопотамию, Закавказье, Крым.

Сулайман Шах

Эрторгул (ум. 1282)

Осман I (1282-1326)

В 1402 году среднеазиатский завоеватель Тимур разгромил османов в битве под Анкарой. Султан Баязид I попал в плен, где и умер. Государство их Тимур разделил на части.

После смерти Тимура в 1405 году османы постепенно восстанавливают своё могущество. Впрочем, междоусобная борьба между сыновьями Баязида I продолжалась почти двадцать лет. Закончилась она победой Мурада II, вновь объединившего Порту (официальное название государства).

Сулейман Челеби (в Румелии) 1402-1411

В 1517 году Селим I уничтожил государство мамлюков в Египте и присоединил Египет к своим владениям. Он также присвоил себе титул халифа правоверных, а попавший в плен последний аббасидский халиф доживал при дворе Селима I в почётном плену. Турецкие османские султаны носили титул халифа до 1924 года.

Селим II 1566-1574

Мурад III 1574-1595

Мустафа I 1617-1618

Осман II 1618-1622

Мустафа I (вторично) 1622-1623

Мурад IV 1623-1640

Ибрахим 1640-1648

Мехмет IV 1648-1687

Сулейман II 1687-1691

Ахмет II 1691-1695

Мустафа II 1695-1703

Ахмет III 1703-1730

Махмуд I 1730-1754

Осман III 1754-1757

Мустафа III 1757-1774

Абд ал-Хамид I 1774-1789

Селим III 1789-1807

Мустафа IV 1807-1808

Махмуд II 1808-1839

Абд ал-Маджид I 1839-1861

Абд ал-Азиз 1861-1876

Абд ал-Маджид II (только как халиф правоверных) 1922-1924

С начала XVII века могущество Османской империи стало падать, они неоднократно терпели поражения в войнах с соседями. Соответственно уменьшалась территория государства. После Первой мировой войны она сократилась до полуострова Малая Азия и небольших владений в Европе вокруг города Стамбул.

В 1922 году султан Мехмет VI бежал из Стамбула на Мальту на борту английского крейсера. Практически с этого момента монархия в Турции перестала существовать. Документально это было оформлено в октябре 1923 года, когда была провозглашена Турецкая республика (29.10. 1923).

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 774.

Далее читайте:

Турки , тюрк (самоназвание), народ, основное население Турции (этнографическое описание).

Турецкие государства (за все века их существования).

Турки-сельджуки (правящие династии).

Турецкие эмираты , возникшие в Анатолии после распада Конийского султаната.

Раньше на территории Турции жили совсем другие народы: армяне, греки, евреи, ассирийцы. Откуда появились турки? Кто они?

Сельджуки

Согласно официальной науке, первые тюркоязычные народы появились в Малой Азии в шестом веке. Византийские правители здесь селили булгар, арабы привлекали сюда тюркоязычных мусульман из Средней Азии, а для охраны окраин армянские цари селили аварцев. Однако племена эти сгинули, растворившись в местном населении.

Настоящими предками турков стали сельджуки – тюркоязычные кочевые народы, обитавшие в Средней Азии и на Алтае (язык турков относят к алтайской языковой семье), которые сосредоточились вокруг племени огузов, чьи правители приняли ислам.

Это были туркмены, кыныки, авшары, кайы, караманы и другие народы. Сначала сельджуки укрепились в Средней Азии, покорили Хорезм и Иран. В 1055 году они захватили столицу Халифата Багдад и двинулись на запад. В их ряды вливались земледельцы из Ирана и Арабского Ирака.

Империя сельджуков росла, они вторглись в Среднюю Азию, покорили Армению и Грузию, заняли Сирию и Палестину, изрядно потеснив Византию. В середине XIII века империя, не пережив нашествия монголов, распалась. В 1227 году на территорию сельджуков переселилось племя кайы, которым правил Эрторгрул, чей сын Осман стал основателем турецкого государства, которое позже назвали Османской империей.

Смесь

Нашествие монголов вызвало новый поток переселенцев, и в XIII веке в Малую Азию пришли племена из Хорезма. И сегодня по Турции кочует древнее племя хорзум.

С XII века тюрки стали переходить на оседлость, смешиваясь с коренными народами, что положило начало исламизации и тюркизации населения. Одновременно с этим с северо-запада в Малую Азию мигрировали печенеги, румыны и восточные славяне.

Турецкий народ сформировался к концу века. Уже в 1327 году официальным языком в некоторых областях Турции был тюркский, а не персидский. Современная турецкая наука считает, что население Турции на 70 % состоит из потомков турков-сельджуков и на 30% – из коренного населения.

Другая версия

Русская наука считала иначе. В энцкилопедии Эфрона и Брокгауза указывалось, что предками турков были «урало-алтайские племена», но из-за массы переселенцев других национальностей они давно утратили аутентичность, и теперь турки - это потомки греков, болгар, сербов, албанцев и армян.

Оказалось, такая уверенность базируется на истории воинственных османов. Сначала они завоевали территории Византии, затем Балканы, Грецию, Египет. И отовсюду вывозили пленников и рабов.

Рабами расплачивались покоренные народы, детей и жен забирали за долги у славян. Турки женились на армянках, славянках, гречанках. И дети наследовали черты этих народов.

Был еще один процесс, который привел к «отуречиванию» греков и других народов, находившихся раньше под протекцией Византии. После того, как в 1204 году Константинополь был варварски разграблен крестоносцами, греки перестали считать латинян союзниками.

Многие предпочли остаться «под османами» и платить джизью - налог для неверных, вместо того, чтобы уезжать в Европу. Как раз в это время появились исламские проповедники, вещавшие о том, что различий между религиями не много и уговаривавшие византийцев принять ислам.

Генетика

Генетические исследования подтверждают – турки разнородны. Почти четверть анатолийских турок можно отнести к автохтонным народам, четверть – к кавказским племенам, 11% имеют финикийскую галлогруппу (это потомки греков), у 4% населения имеются восточно-славянские корни.

Антропологи считают, что среднестатистический турок – представитель европеоидной расы, а ведь турки-сельджуки не были европеоидами. Средняя Азия и сейчас населена моноголоидными народами.

Что думают турки

Этим вопросом заинтересовался турецкий этнограф Махтурк. Он поехал в Среднюю Азию и на Алтай, чтобы найти там родственные туркам национальности, отыскать общие сказания, одинаковые элементы в узорах и на одежде, общие ритуалы. Он забирался в глухие аулы и отдаленные стойбища, но ничего не нашел.

Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.

Этнограф отметил, что чистокровные турки есть в Турции до сих пор, они сохранили монголоидную внешность и компактно проживают всего в нескольких районах страны.

Согласно статистике, в мире сейчас живет 89 миллионов турок. 59 миллионов из них живут на территории Турции, пять - в Сирии и в Ираке, и почти семь- в Европе.

Больше всего турок в Германии - четыре миллиона, в Болгарии проживает 800 000 турок, в Британии - полмиллиона. Миллион турок живет в Нидерландах и в Австрии. В Бельгии – 200 000 турков, в Греции – 120 000, в Швейцарии – 100 000, в Македонии – 78 000, в Дании - 60 000, в Румынии – до 80 000, в Италии - 21 000. В США находится 500 000 турков. В России проживают всего 105 058 турков.

Османы были не только завоевателями, но и народом, оказавшим огромное влияние на культуру современной Турции. Созданная ими империя существовала несколько веков и стала известна в мире благодаря своему могуществу и богатству.

История

До османов значительной территорией в Азии владели сельджуки. В конце 10 века нашей эры именно они стали процветающим народом, однако с течением времени произошел раскол на несколько государств. Предпосылки рождения Османской империи следует искать в 13 веке, когда туркменские племена были вынуждены отправиться на запад и остановиться в Малой Азии. Здесь они встречаются с Алаэддином - румским султаном, который враждовал с Византийской империей. Оказав значительную поддержку, туркмены получили земли для владения.
Предводителем туркменов был Эртогрул, сын которого и стал великим султаном Османом I. Осман боролся с Византией, а к началу 14 века стал султаном и отказался подчиняться румским правителям. С течением времени влияние османов только возрастало. К концу 15 века в их власти оказался весь Малоазиатский полуостров. Их влияние было настолько велико, что многие турки сами объявляли себя османами и признавали власть султана. В результате в 17 веке османы захватили огромные области, в которые входили территории современных стран Европы, Египта, Туниса, Аравийского полуострова и других.

Культура

Османы активно развивали литературу, архитектуру, науку и технику. Невероятного уровня у них достигло прикладное искусство, главным образом сосредоточенное на производстве ковров. Развитие получила и каллиграфия, книжное искусство (османская миниатюра). Интересной особенностью последней был отказ художников от добавления подписи. Другой особенностью миниатюры стало изображение нескольких периодов времени в рамках одной картины. Центральной темой для османских миниатюристов стала демонстрация безграничной силы и благодетели Аллаха. Ближе всего к османской миниатюре находится абстракционизм.
Среди творческих деятелей османов было много поэтов. Прозаики стали появляться только в начале 19 века. Активное развитие получила строфа газель, вместе с ней развивался диван, представляющий собой лирические стихотворения группы поэтов, которые объединяли по конкретному признаку.
Особое место в османской культуре занимают архитектурные достижения народа. Величайшими шедеврами строительства стали мечеть Улу-Джами, мечеть Баезида II, мечеть Махмуд-паши и дворец Топкапы. Немало вдохновения архитекторы почерпнули у европейцев, что наглядно отражают купола мечетей, созданные Мимаром Синаном. В позднем периоде империи стал проявляться патриотизм, подчеркивание многонациональности. Ярким примером архитектуры поздней Османской империи является здание Стамбульской почтовой службы.

Традиции


У османов сложился целый ряд традиций, многие из которых не были переняты современными потомками. Однако именно эти традиции в серьезной мере влияли на жизнь всего народа. Были среди обычаев и довольно варварские.

  1. При Мехмеде Завоевателе распространение получение братоубийство. Он был первым султаном, который повелел казнить всех родственников, принадлежавших к мужскому роду. Расправу учинили даже над самым младшим братом, едва появившимся на свет. Мехмед повелел расправляться со своими родственниками и другим сыновьям, чтобы у того, кто станет султаном, не было потенциальных врагов.
  2. Братоубийство не считалось правильным, однако оно подчеркивало проблему борьбы за престол. Решение нашлось в создании нового обычая, следуя которому, султаны должны были ограничивать свободу родственников мужского пола. Их держали в специальных комнатах под охраной, которые становились для членов королевской семьи золотыми клетками. Они могли получать наложниц в пользование, пить, есть сколько душе угодно, но фактически свободы не имели.
  3. Еще одним примечательным обычаем стала немногословность правящего султана. Этикет не позволял ему говорить много, поэтому была создана система жестов, с помощью которых султан отдавал приказы.
  4. Палачами выступали садовники, причем у османов казнь в виде отрубания головы для представителей царской семьи отсутствовала. Казнили иначе, используя веревку. Такой метод использовали не только в отношении неугодных наследников престола, но и чиновников.
  5. Ближе к 19 веку сложился обычай вручения шербета, который позволял одариваемому понять, ждет ли его смерть. Красный означал казнь, а белый - помилование.

Даже в случае, если визирю грозила смерть, он мог попробовать убежать от садовника, скрываясь в лабиринтах дворцовых садов. Если он убегал, его лишали титула, но оставляли в живых. Далеко не всем визирям удавалось сбежать, ведь садовник был моложе, сильнее и крепче. Известен случай, когда один из садовников за свою службу сумел занять место губернатора провинции. В связи с частыми казнями визирей последние даже стали носить при себе завещание, ведь они прекрасно знали, что в случае возникновения больших проблем в империи, первыми обвинят их.


Роксолана

При османах широкое распространение получили гаремы, в которых могло насчитываться несколько сотен женщин. Большинство было рабынями, других же покупали на своего рода аукционах. Удивительно, но некоторым из этих женщин посчастливилось стать значимыми особами при дворе. Одной из таких стала Роксолана - девушка, родившаяся на Украине. Ее полюбил султан Сулейман, что позволило ей достигнуть процветания.
Подготовка янычаров тоже стала своеобразным обычаем. Янычарами становились мальчики, которых забирали из семей. Выбирали наиболее сильных, после чего отправляли в специальные лагеря, где они проходили усиленные тренировки. Если мальчик демонстрировал недюжинные умственные способности, его направляли во дворец на службу. Впоследствии он мог стать визирем и занять важную государственную должность. Остальные по достижении 20 лет отправлялись в войско янычаров, где они обучались военному делу и становились членами элитных войск.

Внешность

Одежда


В изготовлении костюма османы многое переняли у завоеванных народов, в том числе персов. Основными тканями для пошива служили сукно, лен, атлас, батист, сафьян и мех. Воинам надлежало носить одежду белого и зеленого цветов, султаны наряжались исключительно в белые наряды, а представители духовенства носили одежды зеленого цвета.
В мужской моде простых османов роскоши не было. Верхней одеждой служил кафтан или куртка, под ней мужчина носил рубашку, на ноги надевал штаны из шелка или тонкого полотна. Такой вариант одежды был характерен не только для простых, но и для большинства мужчин Османской империи в целом. Штаны могли быть длинными и широкими, хотя с течением времени появились и более короткие. В первую очередь их предпочитали янычары. Носили такие штаны вместе с чулками и длинной рубашкой с широкими рукавами.
Кафтаны были преимущественно одноцветными, застегивали их на пуговицы. У янычаров кафтаны зачастую не имели рукавов или были короткими - до локтей. Кафтаны постепенно уступали место камзолам, которые шили из сукна.

Основным цветом мог быть синий или красный. Как и кафтаны, камзолы украшали вышивками и пуговицами. Его подпоясывали кушаком с красивой бахромой. Разумеется, военным было положено использовать ремень или пояс из кожи.
Некоторые османы могли позволить себе верхнюю одежду фередже. Это своеобразная одежда, которую изготавливали из шерсти, отделывали дорогим сукном и мехом. Отличительной чертой фередже стал роскошный воротник. Спереди одеяние украшали пуговицы. С помощью фередже обладатель демонстрировал свой статус, который подчеркивали определенные цвета. Остальные же для холодного времени года использовали плащи, которые шили из верблюжьей шерсти. Обувью могли служить ботинки с заостренными носами или сапоги на каблуке.

Во многом женский костюм копировал мужской. Главным его отличием было использование полукафтана, отличавшегося от полноценного кафтана более короткой длиной. Поверх женщина могла надеть дополнительный кафтан с глубоким вырезом в районе ворота. Второй кафтан был более длинным и имел разрез в районе колен. Его завязывали с помощью пояса или кушака. У богатых женщин кушак и пояс украшались драгоценными металлами.
В моде у османок были плащи. Шли их из шелка черного цвета. Воротники же были зеленые, причем такой предмет гардероба обычно носили только представительницы знати, а вот шерстяные плащи были доступны всем. Женщины не могли открывать лицо и ноги, поэтому носили длинные штаны и покрывала марамы. Марамы завязывали под подбородком и закрывали лицо так, чтобы видны оставались лишь глаза. Покрывать приходилось и голову. Из обуви были распространены сафьяновые башмачки, обычно красного цвета.

Еда


Многообразие османской кухни удивит любого гурмана. На нее повлияли соседние народы, хотя и сами османы сделали собственную кухню самобытной. Изначально этот народ вдохновлялся греками, заимствуя у них многие рецепты. Место приготовления пищи располагали обычно в подвале. При наличии сада печь устраивали прямо там. До сих пор в Турции сохранились пекарные лавки, наглядно подтверждающие особенности приготовления пищи у османов.
Простой народ питался овощами, бараниной, крупами, а на сладкое любил есть мед. Всему миру известны турецкие кебабы, первые из которых начали делать еще до появления Османской империи на свет. К каждому блюду всегда подавали свежеприготовленные лепешки, заменяющие хлеб.

Рацион тех, кто был приближен к султану, отличался роскошью. Для султана же могли достать практически все, чего пожелает его душа.

  • омары, рыба-меч, креветки, икра и многие другие деликатесы всегда были доступны правителям Османской империи;
  • знать любила баловать себя шербетом, который популярен среди турков и в наши дни;
  • в каждом блюде присутствовали специи, их особенно много добавляли в плов; богатые ели плов с шафраном - очень дорогой специей;
  • из весьма экзотических блюд можно отметить фаршированную дыню.

Между делом османы могли есть фисташки или другие орехи. Они никогда не гнушались добавлять в пищу масло - их кухня сама по себе не являлась диетической. Современные турки остались верны этой тенденции. Еда, по их мнению, должна быть сытной и вкусной. Поэтому они всегда едят много, особенно на завтрак, который может включать целый набор блюд, как при шведском столе.

Османы заслуживают большого уважения. Их народ смог создать могущественную империю, которая долгое время правила железной рукой. Они создали культуру, которой восхищаются миллионы людей, и повлияли на мир кулинарии. Их самым великим достижением стало развитие военного дела, но не забыли о том, что важно не только завоевывать, но и строить.

Видео

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.


Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.


Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.


Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.