Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Правящие династии японии. Императорская династия. Оазис тишины и спокойствия

Япония знает лишь одну императорскую династию, она никогда не прерывалась и не сменялась. Это уникальный случай в истории, учитывая продолжительность правления семьи (более 2,5 тысяч лет) и значимость страны на мировой арене. Фамилии у правящей династии нет, лишь имена. Это еще раз подчеркивает ее исключительность и постоянство. Ныне императором Японии является Акихито – 125-ый представитель своей семьи на троне.

Уникальная династия

Императорский дом берет свое начало от Дзимму, который возглавил Японию в 660 году до нашей эры. По легенде, он был потомком Аматэрасу, верховной богини, таким образом, в жилах всех императоров Японии течет божественная кровь.

Собственно, это и является одной из причин столь долгого правления: согласно преданию, если правителя свергнут, боги отвернутся от Японии, и она погибнет.

Вторая причина до банальности земна и проста: император практически ничего не решает. Поэтому во все времена борьба шла не за престол Японии, а за право управлять страной от имени государя.

Сохранились имена всех правителей страны восходящего солнца. Женщины власть получали редко – девять раз за всю историю, последний раз императрица возглавляла государство чуть меньше 400 лет назад – в середине 17 века. Сейчас престолонаследие в Японии передается исключительно по мужской линии.

Главные атрибуты правителя, передающиеся по наследству, – меч, зеркало и яшмовая печать. Иногда эта печать – хризантема с 16 желтовато-охристыми лепестками – используется как герб Японии, так как у страны нет официального герба.

Кстати, сейчас это единственный император на земле. Больше такой формы правления в мире нет нигде.

Что могут императоры

В политике страны роль императора довольно номинальная. По европейским представлениям, это скорее Папа Римский, чем президент. Сходство усиливает и тот факт, что император также является верховным жрецом синтонизма и, соответственно, проводит важные церемонии, которые даже для современных японцев имеют большое значение.

Одна из главных привилегий императора – выбирать свой девиз правления. Например, Акихито выбрал «Мир и спокойствие». По этим девизам идет летоисчисление – такая система была принята еще в VII веке. С объявления нового девиза в Японии начинается новая эра.

Ранее один император мог несколько раз менять девиз. Обычно это происходило после различных бедствий в стране или в честь важного события в жизни правителя. Такая система привела к тому, что Годайго за 21 год своего правления поменял 21 девиз.

И каждый раз начиналась новая эра. Лишь чуть более 100 лет назад было решено, что у одного правителя может быть лишь один девиз. Например, 2018 год – это 29 год эры «Мир и спокойствие» («Хэйсай»), так как Акихито пришел к власти в!989 году.

Однако истории известно, как минимум два случая и более глобального влияния японских императоров на ход истории. В конце XIX века молодой Мэйдзи санкционировал реформирование Японии по европейским образцам, а спустя полвека Хирохито взял ответственность за тяжелое и важное для всего мира решение – капитуляцию своей страны во Второй мировой войне.

В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.

Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.

Посмертные имена

После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина ), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.

Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.

Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления.

Император Японии

Перечень императоров

Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.

Имя императора
(название правления)
Начало правления (коронация) Окончание правления
Акихито (Хэйсэй) 1989 (1990)
Хирохито (Сёва) 1926 (1928) 1989
Ёсихито (Тайсё) 1912 (1915) 1926
Муцохито (Мэйдзи) 1866 (1868) 1912
Комэй 1847 1866
Нинко 1817 1846
Кокаку 1780 1817
Гомомодзоно 1771 1779
Госакурамати 1763 1770
Момодзоно 1747 1762
Сакурамати 1735 1747
Накамикадо 1710 1735
Хигасияма 1687 1709
Рэйгэн 1663 1687
Госай 1656 1663
Гокомё 1643 1654
Императрица Мэйсё 1630 1643
Гомидзуно-о 1611 1629
Гоёдзэй 1586 1611
Огимати 1557 (1560) 1586
Гонара 1526 (1536) 1557
Гокасивабара 1500 (1521) 1526
Гоцутимикадо 1465? (1465) 1500
Гоханадзоно 1429? (1429) 1464
Сёко 1412 (1414) 1428
Гокомацу 1392 1412
Гокамэяма 1383 1392
Тёкэй 1368 1383
Гомураками 1339 1368
Годайго 1318 1339
Ханадзоно 1308 1318
Гонидзё 1301 1308
Гофусими 1298 1301
Фусими (1288) 1298
Гоуда 1274 1287
Камэяма 1259 1274
Гофукакуса 1246 1259
Госага 1242 1246
Сидзё 1232 1242
Гохорикава 1221 1232
Тюкё 1221 1221
Дзюнтоку 1210 1221
Цутимикадо 1198 1210
Готоба 1183 (1184) 1198
Антоку 1180 1183
Такакура 1168 1180
Рокудзё 1165 1168
Нидзё 1158 1165
Госиракава 1155 1158
Коноэ 1141 1155
Сутоку 1123 1141
Тоба 1107 1123
Хорикава 1086 1107
Сиракава 1072 1086
Гасандзё 1068 1072
Горэйдзи 1045 1068
Госудзаку 1036 1045
Гоитидзё 1016 1036
Сандзё 1011 1016
Итидзё 986 1011
Кадзан 984 986
Эн-ю 969 984
Рэйдзи 967 969
Мураками 946 967
Судзаку 930 946
Дайго 897 930
Уда 887 897
Коко 884 887
Ёсэй 876 (877) 884
Сэйва 858 876
Монтоку 850 858
Ниммё 833 850
Дзюнна 823 833
Сага 809 823
Хэйдзэй 806 809
Камму 781 806
Конин 770 781
Императрица Сётоку 764 770
Дзюннин 758 764
Императрица Кокэн 749 758
Сёму 724 749
Императрица Гэнсё 715 724
Императрица Гэммей 707 715
Момму 697 707
Императрица Дзито (690) 697
Тэмму (673) 686
Кобун 671 672
Тэндзи (662) 671
Императрица Саймэй (655) 661
Котоку 645 654
Императрица Когёку (642) 645
Дзёмэй (629) 641
Императрица Суйко 592 628
Сусюн 587 592
Ёмэй 585 587
Бидацу (572) 585
Киммэй 539 571
Сэнка 535 539
Анкан 531 535
Кэйтай (507) 531
Бурэцу 498 506
Нинкэн (488) 498
Кэндзо (485) 487
Сэйнэй (480) 484
Юряку 456 479
Анко 453 456
Ингё (412) 453
Нандзэй (406) 410
Ритю (400) 405
Нинтоку (313) 399
Одзин (270) 310
Регент Дзингу Кого 201 269
Тюай (192) 210
Сэйму (130) 190
Кэйко (71) 130
Суйнин 29 г. до н.э. 70
Судзин (97 г. до н.э.) 30 г. до н.э.
Кайка 158 г. до н.э. 98 г. до н.э.
Когэн 214 г. до н.э. 158 г. до н.э.
Корэй 290 г. до н.э. 215 г. до н.э.
Коан 392 г. до н.э. 291 г. до н.э.
Косё 475 г. до н.э. 393 г. до н.э.
Итоку 510 г. до н.э. 477 г. до н.э.
Аннэй 549 г. до н.э. 511 г. до н.э.
Суйдзэй 581 г. до н.э. 549 г. до н.э.
Дзимму (660) г. до н.э. 585 г. до н.э.

Император Хирохито (裕仁 яп. ; 1901—1989) — 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 198

Император как жрец

В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет - а вот в Японии почти нет республиканцев.

Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии. Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория "мандата Неба", по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.

Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути - ее копировала), в Японии доктрину "небесного Мандата" не признавали. Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну. По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии - откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.

В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства - его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами. По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов. Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена - строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато - изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования. Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто ("путь богов") отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью. И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот - в таком положении находилось и большинство его предков. Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране. Именно династии сёгунов - Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль "обычных", сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.

В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ. Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: "Власть - императору!". Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране. Так началась "реставрация Мэйдзи ("Мэйдзи", то есть "просвещенное управление" - девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).

Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу. Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами. Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.

После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет. Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными. Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.

В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция - политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство. Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. В то же самое время "император", в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.

В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления "Сёва"), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года. Одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как "военного преступника", и сохранение в Японии императорской династии. В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что "форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа". После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.

С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина "военные преступления" мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора "символом государства и единства народа", но не предусмотрела для него никаких обязанностей - кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента. Последующие полвека Хирохито, оставшийся "символом государства", вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой "в миру" являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).

Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых - главным образом, коммунистов и социалистов. Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев. В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.

В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к "новой" аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).

Впрочем, сын Акихито - родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН. Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.

Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления "Хэйсэй") во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более "открытой", более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца. Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения - короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как "современный" европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный. Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад. Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к "рациональной", "дешевой" и "открытой" монархии. Японское общество тоже постепенно меняется - и, скорее всего, в том же самом направлении. Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.

В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей - в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.

Доброго времени суток, друзья! Всегда интересно было читать о том, что японские императоры являются прямыми потомками бога. Сегодня хочется рассказать о возникновении этого мифа и о том какую роль играл император Японии на том или ином отрезке развития японского государства. Это тема очень большая и сложная, поэтому не претендуя на академичность изложения материала постараюсь кратко и доступно рассказать о титуле японского императора.

На сегодняшний день глава японского государства единственный в мире монарх, который имеет титул императора. Императорский дом Японии старейшая наследственная монархия, истоки которой уходят к божественному императору Дзимму.

Император Дзимму первый правитель Японии (11.02.660 года до н.э. — 09.04.585 года до н.э.), согласно «Записи о деяниях древности» он являлся праправнуком богини Солнца Аматэрасу. Его мавзолей находится в городе Касихара, в префектуре Нара ( — первая столица японского государства). Согласно легенде богиня Аматэрасу, унаследовав Землю, отправила своего внука Нининги-но Микото править Японскими островами, подарив ему в помощь три священных вещи: меч, ожерелье из драгоценных камней и бронзовое зеркало. Принц Ниниго спустился с небес на гору Такатико на острове Кюсю и обосновался там, женившись на Сакуе-Биме, дочери горного бога, у них родились дети, а затем и внуки. По истечению времени Дзимму, получив священные регалии, символизирующие мужество (меч), процветание (драгоценные камни) и мудрость (зеркало), от своего деда Ниниго отправился на завоевание центральной Японии. Так начал свое царствование первый император Японии.

Следующей легендарной фигурой в череде правителей Японии был император Судзин (17.02.97 года до н.э. — 09.01.29 года до н.э.), между правлением Дзимму и Судзина было ещё восемь «вставных» правителей. Историки сходятся на том, что фигура Судзина (Мимаки — посмертное имя) была реальной, именно он был основателем династии Ямато, его так же называли первоправителем новой страны.

В древности (VI-VII вв.) императоры, подчинив себе местных правителей создали централизованное государство, разработав государственно-правовую базу, в это же время появился титул Тенно (天皇), что означает «небесный государь». Легитимность власти тенно основывалась на небесном происхождении монарха.

Начиная с X века власть Императора стала постепенно уменьшаться и с XII века, когда появилось альтернативное правление самурайского сёгуната власть и могущество японских императоров постепенно сошло на нет. Начиная с этого времени и до эпохи Мэйдзи (1868 год) императоры потеряли своё влияние и стали номинальной единицей при дворе. Ещё какое-то время они продолжали быть главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов, а в XV-XVI вв были полностью отстранены от управления страной.

К 1867 году в Японии шел уже 265 год правления сёгуната Токугавы, его 15-ый правитель сёгун Кейки (Токугава Ёсинобу) 9 ноября 1867 передал всю полноту государственной власти 122-му Императору Японии Муцухито. Передача власти состоялась в сложных политических условиях. Представители сёгуната надеялись, что после принятия отставки они продолжат играть существенную роль в управлении страной, но Императорский двор дал тайные указания о наказании и уничтожении сёгуната.

С этого же времени Император стал реальным главой государства, эпоха Мэйдзи, эпоха коренных перемен в развитии Японии. Страна из отсталой аграрной страны, закрытой ото всех, стала превращаться в быстро развивающее индустриальное государство.

Статус Императора был закреплен в Конституции Великой Японской империи 1890 года, император стал носителем высшей политической и религиозной власти в стране. С этого же времени закреплено, что титул Императора может передаваться только по мужской линии (до 1890 года в Японии правило 10 женщин — императриц)

Император имел реальную власть и мог контролировать деятельность всех органов власти, он мог утверждать законы, собирать или распускать Парламент, являлся главой исполнительной власти и главнокомандующим Вооруженных сил Японии, являлся гарантом Конституции.

Ситуация коренным образом изменилась после окончания Второй мировой войны, исконная религия японцев синто была отменена. В 1946 года Император Японии Хирохито впервые обратился к своему народу с новогодним выступлением. В своей речи император сказал народу о предстоящих изменениях, о том, что Япония будет развиваться как демократическая страна, но в целом его речь сводилась к тому, что император отказывается от своего божественного происхождения. Эту речь называют как "декларация человечности".

Связь между Нами и Нашим народом всегда основывалась на взаимном доверии и привязанности... Она не происходит из ложной концепции, что император — божество, а японцы превосходят все другие народы и должны править миром.

С этими словами исчезла последняя монархия на Земле, глава которой официально являлся божеством.

В мае 1947 года была принята новая Конституция, согласно которой Император Японии является символом Японского государства и единства японской нации. С этого времени император не имеет права вмешиваться в государственные дела и его роль в управлении страной номинальна. Те незначительные действия, которые может совершать император должны быть согласованы с Кабинетом Министров Японии. Осуществление всех полномочий могут быть произведены императором только «по совету и с одобрения Кабинета министров». Всё имущество императорской семьи принадлежит государству, а их расходы утверждаются парламентом при составлении государственного бюджета.

В заключение несколько моментов из института императорства:

  • В Японии не принято правящего императора называть по имени, императора называют «Тенно Хэйка», что означает «Его величество Император» или просто «Хэйка» — Его величество
  • Престол передается только по мужской линии, старшему сыну
  • Каждый император правит под своим девизом, период такого правления называется эрой или эпохой, подробнее можно почитать
  • Название эпохи становится посмертным именем императора. После ухода из жизни, императора называют только посмертным именем, другие варианты считаются непочтительными
  • Дни рождения царствующего императора являются национальным праздником. Этот день один из редких случаев, когда император в своем дворце выходит поприветствовать японский народ.
  • Дни рождения ушедших императоров так же являются национальными праздниками, но иногда с другими названиями. Так день рождения Императора Мэйдзи 3 ноября — национальный праздник День культуры. День рождения Императора Сёва — 29 апреля, ранее в этот день был национальный праздник — День зелени.

Перечислю несколько имен императоров, правивших в обозримом прошлом.

Государство: Япония

Столица: Токио

Форма правления: Конституционная парламентарная монархия

Провозглашена: 1947 год

Монарх: Акихито

Японский император является формальным главой страны и "символом государства и единства народа", не обладающим суверенной властью. Исполнительную власть осуществляют Кабинет министров во главе с премьер-министром.

С 7 января 1989 года императором Японии является Акихито - 125-й правитель в династии. В апреле 1959 года, еще будучи крон-принцем, Акихито женился на Митико Сёде. Его избранница - старшая дочь Хидэсабуро Сёды, президента крупной мукомольной компании. Данный брак нарушил многовековые традиции, предписывающие членам императорской семьи жениться на девушках исключительно аристократического происхождения.

В 1959 году Акихито женился на Митико Сёде

У императорской четы трое детей: принц Нарухито (23 февраля 1960 года), принц Акисино (Фумихито) (30 ноября 1965 года), принцесса Саяко (18 апреля 1969 года).

Императорская чета

Наследным принцем Японии является старший сын императора Акихито - Нарухито. Он учился в Мертон Колледже в Оксфорде, имеет ученую степень магистра исторических наук Университета Гакусюин.

Старший сын императора Акихито - Нарухито с женой Овадой Масако

9 июня 1993 года Нарухито женился на Оваде Масако, работавшей дипломатом в Японском Министерстве Иностранных Дел. Ее отец - Овада Хисаси - в настоящее время является судьей в Международном суде ООН. Единственный ребенок Нарухито и Овада Масако, Айко, принцесса Тоси, родилась 1 декабря 2001 года.

Семья наследника престола Нарухито

Интересные факты:

  • Япония - страна с самой старой правящей монархией в мире. По легенде, она зародилась здесь в 7 веке до нашей эры.
  • Государственный гимн Японии "Kimigayo" в переводе означает "Господство Императора". Слова гимна взяты из стихотворения, написанного в десятом веке.
  • В отличие от монархов Европы и других японских родов, императорская династия не имеет фамилии.
  • В Японии насчитывается 15 государственных праздников, называемых сюкудзицу, включая День конституции, День зелени и День детей.
  • Дочь Нарухито, Айко, может стать первой японской кронпринцессой, если парламент изменит Императорский закон о порядке наследования.

Удивительно, но император Японии фактически не является главой государства. Его статус – представительство Страны восходящего солнца на встречах, в поездках за рубеж, на государственных праздниках и в других церемониях. Возникает резонный вопрос: «Кто же управляет Японией?» Ответ прост. Согласно Конституции, все бразды правления страной находятся в руках премьер-министра. Именно он принимает все важные для государства решения и подписывает различные международные соглашения. Но всегда ли было так?

История возникновения и развития титула

Как и многое в японских культуре и традициях, титул императора был заимствован из соседнего Китая. В даосской религии существовал термин «Тяньхуан». Так называли Полярную звезду, которая считалась «Хозяином неба». Но в качестве титула данный термин не использовался китайскими императорами.

В Древней Японии сначала правителей называли терминами «Сумэра микото» или «Субэроги», что переводилось как «Правящий хозяин». Вторым значением слова «микото» было «божество».

Современный титул императора, произносимый японцами как «Тенно»(天皇), то есть «Хозяин неба», впервые стал использоваться в стране восходящего солнца принцем-регентом Сётоку. Это стало основным термином для обращения к правителям государства. Но также использовались и другие слова, целью которых было подчеркнуть и усилить божественную природу императоров в глазах подданных. К таким терминам относились: акицу-миками (в переводе означает «воплощение божества») и арахито-гами (то есть «человек-Бог») и многие другие древние японские слова («его правящее высочество», «первейший», «великий хозяин»). Впервые они получили свое применение как обращения к императорам в конце VII века.

Также в качестве титула правителей использовался термин «хи-но-мико». Что в переводе означает «Сын Солнца». Он сохранился со времен синтоистской религии, то есть еще до появления в Японии даосизма, буддизма и христианства. Считается, что первый император Страны восходящего солнца был праправнуком Аматэрасу, одной из верховных божеств синто. Согласно религиозным положениям синтоизма, она озаряет небеса. То есть это богиня Солнца, имеющая огромное уважение и почтение у верующих, а ныне тождественная Будде. По статистическим данным Министерства культуры и науки Японии синтоизм до сих пор является ведущей по популярности религией среди населения Страны восходящего солнца.

Кроме того, часто использовались титулы, применяемые к императорам Китая («хозяин Поднебесной», «южноликий», «сын Неба», «хозяин мириада колесниц»), а также термины из буддизма («святой хозяин», «золотое колесо», «господин десяти добродетелей»), поскольку исторически императоры всячески помогали внедрению и развитию данного религиозного направления в Японии.

Такое многообразие слов-обращений обязано возникновению традиции запрета произношения вслух титулов и имен императоров. Что напрямую связано с верованиями о возможности сглаза правителя злыми духами и тому подобным, взятыми из японской мифологии. Подобные страхи привели к тому, что зачастую императоров называли словами-ассоциациями с местами расположения их резиденций: «дворец» (по-японски «синги»), «врата» («микадо»), «покои» («ути») и другие.

Интересен тот факт, что имена монархов при жизни в Стране восходящего солнца до сих пор находятся под запретом и не фигурируют ни в одном из официальных документов на японском языке. А после смерти им присваиваются двойные имена, одно из них – это «Тенно», то есть титул, а второе указывает на заслуги покойного (например, «Император Просвещённого правления» или «Император Божественный воин»). Во всех остальных странах мира японских правителей называют их именами, полученными при рождении, добавляя обращения «Его величество» и «Его величество Император».

Значения перечисленных титулов подчеркивают и помогают понять всю фундаментальность и «божественность» происхождения императоров Японии. Усиливался императорский статус первосвященника, а благодаря проведению ритуалов и праздников, они отождествлялись с Богом. Таким образом, и их методы правления, и все принятые решения совершались от Божественного имени и должны были приниматься и выполняться беспрекословно.

После проведенных императором Мэйдзи комплексных мер по внесению политических, экономических и ряда других изменений в законодательство, государственный строй и многие сферы жизни японцев было принято решение о том, что с 1868 года для официальных отношений с другими странами будут использоваться 2 термина для обозначения японского императора – «Тенно» и «Котей». Но с 1936 года остался лишь один официальный титул «Тенно» для применения в международных документах на японском языке, имеющий во всех западных странах значение «Император».

Легенды об императорах Японии

Существует древняя синтоистская легенда о происхождении японских императоров. Она гласит о том, что одно из верховных божеств Аматэрасу отправила на Землю своего внука Ниниги. Он должен был стать правителем островов Японии, которые ранее были созданы родителями богини-солнца. Перед дальним путешествием Аматэрасу вручила внуку три волшебных предмета: ожерелье из драгоценных камней, зеркало из бронзы и меч. Они были необходимы Ниниги, чтобы облегчить себе путь с неба.

Сойдя на остров Кюсю, принц привел с собой многих из почитаемых до сих пор богов, а также предков некоторых из древнейших японских родов. Впоследствии многие из этих кланов свято чтили и поклонялись каждый своему богу-родоначальнику.

Богиня Аматэрасу

Уже на Земле Ниниги женился и родил детей. Первым императором Японии на Земле стал Дзимму. Это внук Ниниги, которому последний передал свои регалии. У японцев принято считать, что Дзимму правил, начиная с 660 г. до н.э. Но в официальных документах правление императора впервые было отмечено лишь в начале V века н.э., что еще больше усиливает в глазах японцев «божественность» монарха.

Император Дзимму

Принц Ниниги считается богом прорастания и урожая риса, являющегося важным продуктом питания японцев на протяжении тысячелетий, о чем свидетельствовал ежегодно проводимый во дворце императоров праздник первого риса и ритуалы поклонения внуку Аматэрасу.

На сегодняшний день три регалии, врученных богиней Солнца Ниниги, считаются символами японских императоров. Но никто из японских подданных никогда не видел эти предметы, так как они постоянно хранились у жрецов. Да и император мог лично лицезреть их лишь в момент проведения процедуры восхождения на трон.

Однако, в июле 1945 года, когда над Японией возникла угроза капитуляции, и император понимал, что страна не сможет противостоять влиянию Америки, был отдан приказ жрецам уберечь регалии ценою жизни. Сегодня никому точно не известно, где хранятся символы императорской власти. Но некоторые историки предполагают, что драгоценное ожерелье из яшмы хранится в императорском дворце в нынешней столице Японии, меч спрятан где-то в Нагое, а бронзовое зеркало – в главной синтоистской святыне Японии храме Исэ-Дзингу, посвященном богине Аматэрасу.

А по одной из неофициальных версий все три оригинальных регалии были утеряны во время легендарного сражения кланов Минамото и Тайра, а впоследствии заменены копиями.

Краткий обзор истории императорской власти

Страна претерпевала множество неожиданных изменений в правящих кругах – вначале государством руководили императоры, затем регенты, впоследствии пришедший на смену тоталитарный режим сёгуната, а после вновь возобновилась власть монархов. Судьба не всегда была благосклонна к японским императорам. Одним из переломных моментов также стал и 1945 год, период после поражения Японии во Второй мировой войне.

Так, в том же году синтоизм перестает быть государственной религией. В 1946 году правящий император Хирохито отказался от своего божественного происхождения. В 1947 году принята новая Конституция Японии, согласно которой император объявлен символом государства и единства нации, теперь он может участвовать в различных церемониях (вручать различные награды, принимать послов), но все свои действия обязан согласовывать с Кабинетом министров. Также монарх лишен всех функций по управлению государством и не имеет права вмешиваться в руководство страной премьер-министром. Кроме того, императорское имущество может переходить по наследству только с согласия Парламента.

В том же 1947 году был подписан новый закон, согласно которому монарх остается правителем до конца своих дней. Наследник же избирается из его родственников по мужской линии.

Всего история Японии насчитывает 125 императоров.

Знаменитые императоры Японии

Вот список некоторых из знаменитых японских правителей:

  1. Дзимму – праправнук Аматэрасу, первый император Японии, содействовал миграции японских племен и созданию их союза, предположительно основал японское государство;
  2. Суйдзэй – первый из «восьми незарегистрированных императоров», о которых ничего не известно, кроме их имен и генеалогии, и не сложено ни одной легенды;
  3. Судзин – расширил владения Ямато и наладил дипломатические отношения с правителями южнокорейских территорий;
  4. Одзин – активно налаживал внешнеэкономические и политические отношения с Кореей.
  5. Нинтоку – под его личным контролем и руководством было создано первое в Японии инженерное сооружение – защитные валы на равнине Кавати;
  6. Суйко – в период его правления буддизм был признан в стране официально;
  7. Тэндзи – был поэтом;
  8. Камму – перенес столицу из Нары в Киото, что стало началом периода Хэйан;
  9. Ёдзэй – поэт жанра вака, известен также тем, что на троне пробыл лишь 8 лет, после чего был свергнут братом из-за психического расстройства, жестокости и самодурства;
  10. Сутоку – развязал смуту Хогэн;
  11. Мэйдзи – изменил название города Эдо на Токио и сделал его столицей страны. Также известен своими реформами, которые восстановили абсолютную власть монархии.
  12. Хирохито – многие страны считают, что он несет ответственность за начало Второй мировой войны. Отказался от своего божественного происхождения для того, чтобы уберечь Японию от полной оккупации американцами.

Император Японии. Современность

Сегодня главой государства является Его величество Акихито. Он знаменит тем фактом, что нарушил многовековые традиции бракосочетания, согласно которым японские императоры женились на девушках из самых знатных семей. Настоящая императрица, которую зовут Митико Сёда, не имеет аристократического происхождения, а приходится дочерью главе крупной мукомольной компании. Но Совет императорского двора согласился с выбором Акихито, и свадьба состоялась 10 апреля 1959 года.

Наследным принцем объявлен Нарухито, старший сын действующего императора Японии.

На сегодняшний день, несмотря на очень малые полномочия императора, народ относится к своему «Тенно» с уважением и благоговением. Одним из доказательств этому можно считать то, что день рождения императора является национальным праздником и с 1989 года отмечается в Японии 23 декабря. Именно в этот день и еще 2 января ежегодно открываются ворота Императорского дворца в Токио, который в остальное время закрыт для посетителей. В свой день рождения император с женой появляется на балконе, где несколько минут приветствует собравшуюся огромную толпу подданных.

Истории монархии в Японии более 2-х тысяч лет. В данной статье рассказывается об истории появления титула императора Японии, легендах, связанных с правящим домом, о современных функциях главы государства.

Если вы читаете данную статью, то, возможно, мечтаете когда-нибудь поехать в Японию. Возможно, вы уже даже выбрали время и место. Но знаете ли вы, что бОльшая часть населения Страны Восходящего Солнца не говорит по-английски? Что вы скажете Императору Японии, если увидите его вживую? (шучу) Чтобы сделать ваше путешествие незабываемым, я бы советовала выучить хотя бы основы японского языка. Знаете, японцы очень радуются, когда иностранцы говорят им даже самые простые фразы!

Как выучить японский язык? Для начала я вам предлагаю записаться на наш .