Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Потребность в признании примеры. Потребность в признании (Базовые потребности). Парная взаимосвязь мужских и женских потребностей

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования тяжелых случаев посттравматических неврозов помогают нам понять, насколько необходимо человеку чувство уверенности в себе и насколько беспомощен человек, лишенный этого чувства.

Если такому человеку постоянно нужно подтверждение, что его уважают, что его ценят, он значим для своего круга людей, быть уверенным в том, что его примут. Единственным способом постоянно получать такие подтверждения от окружающих, это любыми способами быть в центре внимания. Об этом писал Фромм в книге «Бегство от свободы», что человек гонимый чувством одиночества и беспомощности убегает от самого себя, туда, где его принимают, а еще лучше, где он будет в центре внимания. Еще Франкл в первых своих публикациях писал про «невроз выходного дня». Когда от бешеного темпа рабочей недели, человек даже и не пытается понять, кто он и чего хочет. Когда наступают выходные, ему надо, во-первых куда-то все время бежать и что-то делать, потому что привык и это не дает возможности подумать, остановиться и оглядеться, а во-вторых он не знает что делать с самим собою наедине. Все это говорит о том, что у такого человека, низкая самооценка, он себя не принимает или еще хуже не знает. Но проблема основная заключается в следующем: как бы человек не старался получить признание извне, этого признания ему все время мало, и ту внутреннюю тревогу не утолить (которую, кстати, не все в себе могут обнаружить, потому что уже достаточно долго с этой тревогой живут). И вот приходиться такому человеку постоянно разрываться, чтобы везде успеть, быть в центре внимания, подстроится под всех, и всячески показывать свою псевдо независимость.

Теологические дискуссии о гордости и гордыне, многочисленные теории глубинной диссоциации (или несоответствия собственной природе), выдержанные в духе философии Фромма, роджерсовские исследования «Я», эти работы способствуют все более глубокому пониманию опасных последствий нереалистической самооценки – самооценки, построенной только на основании суждений окружающих и утратившей связь с реальными способностями, знаниями и умениями человека.

Можно сказать, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих, не из факта известности или славы. Необходимо четко понимать разницу между самим достижением и связанным с ним чувством компетентности, между тем, что обретено исключительно усилием воли, напористостью, ответственным отношением к делу, и тем, что пришло к вам в результате осуществления ваших естественных, спонтанных склонностей, что даровано вам вашей природой, конституцией, биологическим предназначением, судьбой, или, говоря словами Хорни, вашим реальным Я, а не идеализированным псевдо-Я.

Потребность в признании и уважении – одна из основных потребностей человека. Каждому из нас свойственно чувство собственного достоинства. Все мы нуждаемся в поддержке и оценке как нашей личности, так и результатов нашего труда. На основе оценочных суждений мы понимаем, как нас воспринимают окружающие, в чем заключаются наши достоинства и недостатки. Мы можем составить свой собственный портрет в глазах окружающих.

Стремление самоутвердиться, показать свою значимость лежит в основе чувства собственного достоинства. Поддерживать его необходимо для ощущения чувства удовлетворенности. Если человек ощущает себя могучим, сильным, свободным, компетентным, уважаемым, независимым, то он идет по жизни уверенно. Если же его потребность не удовлетворяется, то он чувствует себя слабым, никчемным, беспомощным, не способным ни к чему. Он теряет вкус к жизни, его одолевают тоска и уныние, он погружает в депрессию, и ничем хорошим длительное пребывание в таком состоянии не заканчивается. Расстройство может привести к проблемам со здоровьем и психикой.

Поэтому важно в каждом человеке поддерживать чувство его значимости. Если этого не делать и постоянно унижать человека или отказываться признать его талант, то легко сломать его и нанести непоправимый урон его психологическому здоровью.

По мнению исследователей человеческой психологии потребность в признании и уважении можно условно разбить на две составляющие:

  • – собственно, сама потребность в том, чтобы человека заметили и оценили, причем неважно как;
  • – и потребность в престиже, в уважении, в признании его значимости.

Существуют различные пути к признанию. Кто-то старается выделяться своим талантом и своими достоинствами, а кто-то ищет признание «от обратного» – путем нарушения установленных правил, пристрастием к криминальным проявлениям своей личности. Одни ищут признания через любовь людей, а другие – через ненависть.

Стремление выделиться лежит в основе человеческой психологии. Но, к сожалению, это свойство имеет и свою обратную сторону. Так, стремление выделиться любой ценой приводит к тому, что некоторые люди теряют чувство реальности и пытаются необычными и даже опасными поступками добиться уважения и признания со стороны окружающих.

Люди, которые страдают от недостатка этой потребности, подвержены постороннему влиянию, что делает их в руках других людей послушным инструментом. Если вовремя не поддержать в человеке чувство его значимости для других, он может попытаться самоутвердиться за счет других людей и пойти по опасному пути.

Поэтому так важно своевременно оказывать поддержку окружающим, демонстрировать им их важность для вас. Но есть на этом пути и крайности.

Иногда потребность в признании и уважении перерастает в маниакальное влечение стать в глазах другим самым лучшим и выдающимся. Эти люди становятся перфекционистами. Они бояться ступить шаг, считая, что вокруг за ними все наблюдают и все их обсуждают. Поэтому они заранее просчитывают, как одеться, что и как сказать, как посмотреть. Они бояться: «А вдруг плохо подумают».

Есть и другие люди, в которых постоянное внимание со стороны окружающих породило манию величия. Он осознают себя самыми выдающимися и сильными личностями. Осуждение со стороны других или недостаточное внимание к их персоне вызывает в них чувство оскорбленного собственного достоинства. Такие люди становятся очень чопорными. Их в обществе принято именовать снобами.

Чтобы не впасть в крайность и не почувствовать себя ущемленным человеком, надо реально оценивать свои силы и то, что вы привносите в этот мир. Уважение окружающих надо заслужить. И если заслужить его хорошими поступками, то оно будет долгим и неподдельным.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Потребности в уважении (личностные потребности) - это потребности самоуважения, уважения со стороны других, потребность в престиже, власти, авторитете, служебном продвижении. Самоуважение обычно формируется при достижении цели, оно связано с наличием самостоятельности и независимости. Сущность потребностей этой группы - удовлетворение самолюбия человека. Работа для большинства людей является удачным местом для реализации такого рода потребностей. Наименование собственной должности, власть, признание хорошей работы, обращение окружающих за советами, возможность проявить себя специалистом, экспертом в сфере своей профессиональной компетенции - все это работает на самоуважение и повышение самооценки.

Потребности самореализации, развития - потребности творчества, осуществления собственных замыслов, реализации индивидуальных особенностей, в том числе познавательные, эстетические и т. п. потребности. Это возможность гордиться своей работой, ощущение достижений, служебный рост. Потребности этой группы характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности.

Первые четыре группы потребностей называют потребностями дефицита, поскольку степень их удовлетворения имеет предел. Пятая группа - это потребности роста, который может быть безграничным.

Согласно А. Маслоу, человек в первую очередь стремится удовлетворить самую важную потребность. Как только она реализована, она перестает быть движущим мотивом. Причем неудовлетворенные низшие потребности (базисные, безопасности) имеют приоритет - то есть удовлетворение потребностей начинается с первого уровня. Таким образом, потребность любого уровня может быть активной лишь по мере удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Важной является также степень насыщения потребности - она должна соответствовать ожиданиям человека. В противном случае наступает чувство неудовлетворенности, которое блокирует актуализацию более высоких потребностей .

Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем.

Рис. 5. Связь цели с удовлетворением потребностей

В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциирует у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциирует с недостаточным удовлетворением .

Этот факт известен как закон результата. Методы удовлетворения первичных потребностей очевидны. Методы удовлетворения потребностей высших уровней (вторичных потребностей) по Маслоу показаны в приложении 1.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Фредерик Герцберг дал свое представление о структуре потребностей «социального» человека и их влиянии на результаты трудовой деятельности. Исходная позиция Герцберга в постулате о прямой и непосредственной зависимости между уровнем удовлетворенности трудом и количеством и качеством результатов труда. Создана теория на основе данных интервью, взятых на разных рабочих местах, в разных профессиональных группах (инженеры, бухгалтера). Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых они чувствуют удовлетворенность и неудовлетворенность от работы. Буквально вопрос звучал так: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».

Самым незатейливым образом эту потребность используют льстецы. «Дедушка» Крылов очень точно охарактеризовал силу этого приема:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна,

Да только все не впрок.

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

В большинстве случаев объект лести понимает, что ему льстят, но сам факт восхваления ему приятен, поскольку свидетельствует о зависимости от него, о высоком социальном положении, о желании снискать его расположение. Удовлетворение потребности в уважении и признании творит чудеса.

Один молодой человек, не уверенный в своей способности писать, из боязни быть высмеянным послал свою первую рукопись по почте глубокой ночью, тайком выскользнув для этого из дома. Все его рассказы неизменно отклонялись редакциями. Наконец, наступил великий день - один из них был принят. Правда, ему не заплатили ни шиллинга, но один редактор похвалил его произведение. Юноша был настолько возбужден, что бесцельно бродил по улицам, и слезы катились по его щекам.

Похвала и признание, ставшие следствием того, что какой-то из его рассказов попал в печать, изменили всю его судьбу, ибо, не случись этого, он, возможно, провел бы всю свою жизнь, работая на кишевших крысами фабриках. Но главное - мир не получил бы замечательного писателя, имя которому - Чарльз Диккенс.

В известной книге Дейла Карнеги (1888–1955) приводится множество историй подобного рода, когда проявление уважения к человеку, веры в него (особенно в трудный период жизни) помогло многим начать путь, сделавший их знаменитыми. Но автору хочется привести пример, более близкий по времени, но, главное, имеющий непосредственное отношение к этой книге.

В конце 1995 года малоизвестный автор отдал рукопись своей книги "Как управлять другими. Как управлять собой" в минское издательство «Амалфея». Через положенное время позвонил президенту этой фирмы Ларисе Ивановне Липень. Вот ее слова: "Я читала вашу рукопись до 4 часов утра, не могла оторваться. Никогда не думала, что в Беларуси есть автор, умеющий так увлекательно писать о серьезных вещах. Книгу берем. Пишите новые". Воодушевленный этой оценкой, автор написал за следующие несколько лет еще 9 книг. Все они вышли в различных издательствах Москвы, Петербурга, Минска. А та, которую похвалила Л. И. Липень, признана лучшей деловой книгой на Международной книжной ярмарке "Московская весна-96" и переведена на английский язык.

Книга, которую вы держите в руках, десятая по счету. И эта история - обо мне. Но я привел все подробности не для того, чтобы похвалиться, а чтобы быть документально точным. И иметь возможность поблагодарить Ларису Ивановну, безмерно уважаемую мной, за поддержку в нужный момент.

Были ли ее слова сознательной манипуляцией? Теперь, узнав ее поближе, могу смело сказать, что она просто действовала так, как привыкла: говорила, что думала и чувствовала. Но благодаря счастливому стечению обстоятельств ее, по-видимому, преувеличенная оценка автора принесла пользу многим: автору - найти себя, свое, может быть, главное призвание в жизни; издательству - постоянного автора, принесшего своими книгами определенный доход. И, судя по откликам, принесла пользу и определенному кругу читателей.

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Атрибуты успехов

В соответствии с классификацией А. Маслоу эта потребность наиболее высокого уровня. Ее удовлетворение также используется для скрытого управления человеком.

Самореализация проявляется в достижениях. Отражением этих достижений служат всевозможные документы: наградные листы, аттестаты профессора и доцента, дипломы доктора, кандидата наук, выпускника вуза, техникума, свидетельство об окончании средней школы, похвальные грамоты и т. п.

Степень важности этих атрибутов успеха различна, как и различны по степени весомости сами успехи. Но мы храним все, что свидетельствует о каких-то наших (пусть и очень давнишних и не бог весть каких) достижениях: пожелтевшие от времени грамоты, значки о спортивных разрядах, вымпелы победителей соревнований, трофеи спортивной удали.

Соответственно любим получать всевозможные подтверждения наших успехов. Опытные руководители используют это обстоятельство для управления людьми.

Знаки боевых отличий

Начнем с великих полководцев. Наполеон Бонапарт был величайшим мастером по части раздачи наградных лент и прочих внешних атрибутов воинской доблести солдат его армии. Руководимая им армия одержала победы в 400 больших и малых сражениях, благодаря гению предводителя и мужеству его солдат (более подробно обо всем этом можно прочесть в нашей книге ).

О том, как подобных результатов добивался гениальный полководец А.В. Суворов, чуть ниже.

Управление персоналом

Обратимся к современному менеджменту. В знаменитых «Макдональдсе», «Таппервэре», IBM и многих других фирмах, лидирующих в области эффективного бизнеса, потрясает многообразие ситуаций, которые считаются подходящими для раздачи работникам значков, брошек, жетонов и медалей. Руководители ищут и без конца используют предлоги для выдачи наград.

Для улучшения отношения работников к труду используется и "эффект наименования" :

Электрик фирмы требовал повышения себе заработной платы. Не желая идти на дополнительные затраты, администрация предложила ему должность "директор по энергообеспечению" с сохранением зарплаты. Это предложение удовлетворило работника. Теперь он ежедневно мог любоваться табличкой с названием своей новой должности на дверях его рабочей комнатушки.

Там, где наши руководители не были втиснуты в прокрустово ложе штатного расписания, они демонстрировали не меньшие успехи.

В пик расцвета космодрома Байконур на него стало прибывать столько груза, что на шоссе, идущем с ближайшей станции, потребовалось установить шлагбаум. Написали объявление: "Срочно требуется дежурный переезда. Оклад такой-то". Повесили объявление в пристанционном поселке, но, поскольку оплата была небольшой, а от самой работы не веяло какой-либо значительностью, местные жители проигнорировали его. Целый месяц никто не приходил в отдел кадров. Тогда в поселке появилось новое объявление: "Требуется начальник шлагбаума". Наутро в отделе кадров было столпотворение…

Таким образом была дана возможность подчиненным реализовать себя в нужном для руководства направлении. Этому же служат и приемы, применявшиеся генералиссимусом Суворовым. Вот один из них.

Новобранец Шапкин во время боя испугался и спрятался в кусты. Суворов увидел это, но не наказал его примерно [как было принято], а поступил иначе. Награждая отличившихся в бою, он вручил медаль и вконец растерявшемуся Шапкину. Не выдержав расспросов товарищей, за что награда, тот пришел к Суворову и возвратил медаль. Суворов медаль принял, сказав, что берет ее лишь на временное хранение.

В следующем бою Шапкин проявил чудеса героизма. Так Суворов растил своих (как он сам их называл) "чудо-богатырей".

Этот прием мы назовем "медаль на вырост". Относись к человеку, как к герою, и он постарается им стать. По существу тот же прием использовал начальник тюрьмы для особо опасных преступников в штате Нью-Йорк . Ему удалось проработать там много лет, не допуская эксцессов, которыми печально славилась эта тюрьма до него. Вот его принцип: "Я отношусь к ним, как к порядочным людям. Они и ведут себя порядочно".

Принизив человека, можно сделать его хуже, чем он есть. Говорят же: "Называй человека свиньей, он и захрюкает". Эффект успеха действует воодушевляюще, человек гордится собой и готов к большим свершениям. Наоборот, принижение успехов действует угнетающе и многих, особенно не окрепших душой детей и подростков, может сломить. Для иллюстрации приведем новеллу Виктора Драгунского "Третье место в стиле баттерфляй" из цикла "Денискины рассказы".

Когда я шел домой из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и видать, кто в них едет, что не жарко на улице и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе.

Я очень торопился домой, и, когда вошел в комнату, мама сразу спросила:

- Что ты так сияешь?

Я сказал:

- A y нас сегодня было соревнование.

Папа сказал:

- Это какое же?

- Заплыв на двадцать метров в стиле баттерфляй.

Папа сказал:

- Ну и как?

- Третье место! - сказал я.

Папа прямо весь расцвел.

- Ну да? Вот здорово! - он отложил в сторону газету. - Молодчина!

Я так и знал, что он обрадуется.

- А кто же первое занял? - спросил папа.

Я ответил:

- Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это нетрудно было

- Ай да Вовка! - сказал папа. - Так, а кто же занял второе место?

- А второе, - сказал я, - занял один рыженький мальчишка, не знаю, как зовут.

- А ты, значит, вышел на третье? - папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. - Ну, а кто же на четвертом остался?

Я сказал:

- Четвертое место никто не занял.

Он очень удивился:

- Это как же?

Я сказал:

- Мы все третье заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Кимка, все-все. Мы, восемнадцать человек, заняли третье. Так инструктор сказал!

Папа сказал:

- Ах, вот оно что. Все понятно!

И он снова уткнулся в газету.

А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.

Великий немецкий поэт Гете точно сформулировал рассматриваемое явление: "Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать".

При изучении работы школьных учителей оказалось, что когда они много ожидают от своих учеников, то уже одного этого достаточно, чтобы вызвать рост коэффициента интеллекта на 25 пунктов.

В "Братьях Карамазовых" Ф. М. Достоевского Карамазов-отец говорит: "Ведь если б только я был уверен, когда вхожу, что меня за милейшего и умнейшего человека сейчас же примут, - господи! Какой бы я тогда был добрый человек!"

"Чудики"

Самореализация - одна из наиболее индивидуализированных потребностей. Естественное для одного может быть совершенно непонятным для другого (и даже очень многих других).

В большом многоквартирном доме жил мужчина, который все свое время проводил во дворе, организуя досуг чужих детей. Он жил на мизерную пенсию инвалида и ничего не имел от своих благородных трудов. Автор узнал об этом подвижнике от одного своего сослуживца, который со смехом рассказывал о «чудике», бесплатно возящимся с кучей дворовых ребятишек. Подобная самореализация человека была для него непостижимой.

Или чудики-изобретатели, не понятые пассивным большинством: и чего им не живется спокойно, лезут со своими идеями, нарушают устоявшийся порядок вещей. И что имеют, кроме нервотрепки?

Если посмотреть на декабристов (русских дворян-офицеров, вышедших в морозный декабрьский день 1825 года на Сенатскую площадь в Петербурге защищать право России на прогрессивное развитие и право народа на счастье) глазами мещанина, обывателя, то было бы удивительным не задаваться таким вопросом: чего не хватало им в жизни? Ведь М. Орлов в 26 лет стал генералом, генералом был и М. Фонвизин. П. Пестель - сын генерал-губернатора Сибири, А. Ентальцев - подполковник, С. Волконский, С. Трубецкой и А. Одоевский - князья. В доме И. Анненкова было 150 лакеев, 14 поваров. Их самореализация состояла в том, что они не побоялись действовать в соответствии со своими убеждениями, а тем самым блестящим офицерским карьерам и роскоши быта предпочли лишения, кандалы, глумление позорной смерти.

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Потребности самоуважения

Потребности самоуважения

Хотя этот уровень обозначен как потребности самоуважения, А. Маслоу выделял здесь два типа потребностей: нужда в самоуважении и нужда в уважении со стороны других людей. Впрочем, они сильно зависят друг от друга, и разделить их подчас бывает трудно. Тем не менее можно уточнить, что к первому типу потребностей относятся потребности в:

– ощущении своей компетентности;

– уверенности;

– достижениях;

– независимости и свободе в принятии решений.

Ко второму типу потребностей можно отнести потребности в:

– престиже;

– признании;

– статусе;

– репутации;

– принятии.

Потребность в самоуважении – это стремление человека знать, что он способен справляться с встающими перед ним задачами и требованиями, испытывать чувство, что он является личностью. Потребность в уважении со стороны других – это желание быть уверенным, что окружающие люди признают и ценят то, что мы делаем.

Если эти потребности не удовлетворяются, возникает чувство неполноценности, зависимости и слабости, бессмысленности собственного существования. Чем сильнее эти переживания, тем слабее способность человека в реальности действовать эффективно – один из многих психологических порочных кругов, в которые можно попасть из-за дефицита в удовлетворении тех или иных потребностей.

Очень важный момент: самоуважение является здоровым и обеспечивает психологическую устойчивость только тогда, когда в его основе лежит действительное уважение со стороны других людей, а не лесть, жалость, статус и положение в обществе.

Отношение к нам окружающих хотя и зависит от наших качеств и поступков, но отнюдь не абсолютно; слишком многое в нем вызвано факторами, которыми мы не можем управлять. Проще говоря, это отношение определяем не только (и даже не столько) мы сами, но и личные особенности других людей, принятые в обществе стереотипы, самые разные влияния внешней ситуации. Поэтому весьма опасно строить свое самоуважение преимущественно на оценке других людей. Мы уже затрагивали эту тему в главе, посвященной самооценке: здоровое отношение к себе должно прежде всего основываться на собственном восприятии и знании себя, а не на мнениях окружающих.

Потребность в уважении зависит от возраста человека: предполагается, что сильнее всего она выражена у молодых людей (которые только-только сформировались как личность, еще находятся в поисках своей профессиональной ниши, налаживают семейные отношения), а в зрелые годы становится менее интенсивной. Психологи объясняют это двумя причинами.

Во-первых, взрослый человек уже имеет достаточно реалистичную оценку своей настоящей значимости и ценности, основанную на жизненном опыте. Во-вторых, в большинстве случаев к зрелым годам люди уже приобретают опыт уважения, имеют некоторую уверенность в своих способностях и качествах – и потому потребности самоуважения хотя и не исчезают полностью, но перестают быть доминирующими: статус более или менее утвержден, знания о собственных возможностях и потенциале имеются, и открывается путь для более высоких потребностей – потребностей в самоактуализации (см. ниже).

Одна из самых распространенных и влиятельных потребностей этого уровня – потребность в достижениях , которой в западном обществе придается огромное значение. Сильно развитая потребность в достижениях считается одним из ключевых факторов жизненного успеха.

Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, решение которых требует усилий, – но важно, чтобы задача в принципе была решаема, то есть удовлетворение приносит не сам процесс решения, а достигнутый результат. Для этих людей важно иметь возможность самостоятельно планировать свою работу, ставить цели и задачи, полагаться при их решении на собственные силы, а не указания вышестоящих лиц.

Поскольку потребность в достижении относится к уровню самоуважения и уважения другими людьми, основным мотивом здесь является не столько практический результат деятельности (например, материальное вознаграждение), сколько получение одобрения со стороны окружающих. Люди, мотивированные на успех и достижения, могут работать и на «голом энтузиазме», если только их труд будет оценен, сами они получат столь необходимое им признание.

С сильно выраженной потребностью в достижениях тесно связана мотивация на успех , в то время как люди, менее стремящиеся к достижениям, часто предпочитают действовать, исходя из стремления избежать неудачи . Диагностическую методику, позволяющую определить ведущую мотивацию (мотивация на успех/избегание неудач), мы рассматривали в главе «Самооценка».

Особенности потребности в достижении закладываются в детстве, под влиянием родительских установок. Если родители сами обладают этой потребностью, они, как правило, требуют самостоятельности и инициативности от своих детей. Те же, кто имеет слабую потребность в достижениях, склонны чрезмерно опекать детей, предоставлять им меньше свободы, и в результате дети вырастают менее уверенными в себе и своих силах, предпочитают полагаться на руководство, авторитеты, нежели принимать собственные решения и брать ответственность на себя.

Потребность в достижениях может быть и искаженной: желая получить уважение, одобрение, признание со стороны окружающих, человек тем не менее не готов прикладывать усилия для воплощения этих желаний. Всеобщая гонка за достижениями часто «заражает» людей, не обладающих необходимым запасом энергии и уверенности в себе. Нередко люди относят к своим достижениям то, что на самом деле является лишь игрой случая – например, выигрыш в азартной игре.

Такого рода успех создает иллюзию повышения статуса, позволяет человеку почувствовать себя «состоятельным». Так что одним из ведущих мотивов азартного поведения является отнюдь не жажда материального обогащения, как принято думать, и не стремление к риску, а именно искаженная потребность быть признанным, заслужить уважение других .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Сколько вы стоите? автора Вегшида-Крус Шарон

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ВРАГИ САМОУВАЖЕНИЯ Путешествие к «самости» для всех начинается одинаково. Мы должны честно спросить себя:? Что я чувствую?? Почему я так чувствую?? Чувствовал ли я себя так раньше?? Какому событию или человеку обязан я своими чувствами?? Что я сделал, испытав

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Потребности Прежде всего обратимся к рассмотрению сущности, структуры и содержания понятия «потребность». Это важнейшая категория многих наук - социологии, философии, психологии, педагогики. В «Педагогической энциклопедии» потребность трактуется как «...объективная

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

16. Потребности Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней

автора Покрасс Михаил Львович

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” - НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Потребности Личность - это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, -

Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф

9. Потребности В этой главе мы рассмотрим потребности собаки и способы их удовлетворения. Перечислим некоторые из них: избегание опасности, потребность в обществе, в играх, в укрытии, в тепле и прохладе, в сне, сексуальные потребности и потребность в партнере.Потребности

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

Потребности (Глава из предыдущей книги)Основная мысль этой главы следующая – не бывает плохих, извращенных или неправильных потребностей. Абсолютно все потребности, присущие человеческому существу, естественны и физиологичны.У меня возникает впечатление, что многие

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности - признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

автора Сирс Марта

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта