Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Отверженные список глав. Виктор гюго. Ночная охота с немой сворой

Роман-эпопея Виктора Гюго "Отверженные" (1862) - огромный текст, без которого невозможно представить себе духовную историю XIX века. В сущности, это "война и мир" великого французского классика, только здесь находит отражение не противостояние вражеских армий, но война, которую ведут между собой добро и зло в человеческой душе и в обществе. При создании "Отверженных" автора, по его словам, прежде всего волновали три темы: "угнетение мужчины... падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества", что отразилось в историях главных действующих лиц: каторжника Жана Вальжана, Фантины и Козетты. Фантастически закрученная авантюрная фабула заставляет следить с неотрывным вниманием за событиями, которые разворачиваются на улицах старого Парижа, в трущобах и на баррикадах. Не случайно в XX веке насчитывается десятки экранизаций "Отверженных" - от немой ленты "На баррикадах" (1907) до последнего фильма Тома Хупера.Сокращенный перевод с французского под редакцией Э. О. Выгодской.

Описание добавлено пользователем:

Инна Шапошникова

«Отверженные» - сюжет

1815 год. Бывший каторжник Жан Вальжан, отверженный, испытывающий злобу ко всему человечеству после своего 19-летнего заключения, попадает к католическому епископу Диньскому Мириэлю, изменившему его жизнь. Епископ отнесся к нему как к человеку, заслуживающему уважения, и более того, когда Вальжан украл у него серебряную посуду, простил и не выдал властям, и даже подарил ему вдобавок серебряные подсвечники, которые Жан Вальжан потом хранил долгое время с благодатным трепетом. Первое и единственное существо, пожалевшее его, каторжника, так потрясло Вальжана, что он очень резко переменил свою жизнь: под чужим именем основал фабрику по изготовлению мелких изделий из чёрного стекла, благодаря которой выросло благосостояние целого городка, и потом стал его мэром.

Оступившись на своём пути, он становится желанной добычей французской полиции и вынужден скрываться. Инспектор парижского отделения полиции Жавер считает его поимку делом всей своей жизни.

После смерти Фантины - женщины, за судьбу которой Жан Вальжан считал себя в ответе, - единственным близким ему человеком остаётся её дочь Козетта. Ради счастья девочки Жан Вальжан готов на всё…

Критика

«Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго

Роман-эпопея «Отверженные» создавалась Гюго на протяжении тридцати лет. В основу сюжета французский писатель положил два строго противоположных образа своей эпохи – каторжника и праведника, но не с тем, чтобы показать их нравственную разницу, а с тем, чтобы объединить их в единой сущности Человека. Свой роман Гюго писал с перерывами. В начале были созданы сюжетные перипетии произведения, затем оно стало обрастать историческими главами.

Главной целью «Отверженных» французский писатель видел показ пути, которой проходит как отдельная личность, так и всё общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка – материя, конечный пункт - душа». Центральный связующий образ роман – каторжник Жан Вальжан – воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи.

Самый «отверженный» герой произведения проходит тяжёлый путь нравственного становления, начавшийся для него с неожиданной встречи с праведным епископом Диня – семидесятипятилетним Шарлем Мириэлем. Благочестивый старик оказался первым человеком, который не отвернулся от Жана Вальжана, узнав о его прошлом, приютил в своём доме, обращался, как с равным, и не просто простил кражу столового серебра, а ещё и подарил два серебряных подсвечника, попросив употребить их с пользой для бедных. В очерствевшей от тяжёлого труда и постоянной несправедливости душе каторжника произошёл внутренний переворот, приведший его на первую ступень нравственного становления – он стал вести честный и благочестивый образ жизни, занявшись промышленным производством и заботясь о своих рабочих.

Вторым переломным моментом в судьбе Жана Вальжана стало дело Шанматье. Спасение неизвестного ему человека от каторги и раскрытие инкогнито далось герою путём тяжёой внутренней борьбы – Жан Вальжан промучился целую ночь, думая о том, стоит ли ему рисковать благополучием целого края ради жизни одного человека, и, если он остановится на последнем, не будет ли это свидетельствовать о его излишней гордости. На встречу судьбе герой отправляется, так и не приняв никакого решения. Своё имя он говорит на заседании суда, увидев в Шанматье обычного недалёкого старика, который понятия не имеет о том, что происходит вокруг него.

Самым трагическим для Жана Вальжана оказывается третий этап его духовного становления, когда он отказывается от Козетты. Любящий свою названную дочь всепоглощающей любовью, сочетающей в себе бесконечное разнообразие чувств (любовь к дочери, сестре, матере и, возможно, Женщине), он идёт на баррикаду улицы Шанврери, где спасает от смерти Мариуса – того самого Мариуса, которого он ненавидит лютой ненавистью, с тем, чтобы потом не просто отдать ему самое дорогое, что у него есть – Козетту, но и рассказать о том, кем является он сам.

Жизнь Жана Вальжана начинается после освобождения с каторги. В начале он учится делать добро людям, затем жертвовать собой во имя правды, потом отказываться от того, что любит больше всего на свете. Три отказа – от материальных благ, от самого себя и от земных привязанностей – очищают душу Жана Вальжана, делая её равной праведному епископу Диня и самому Господу. Бывший каторжник уходит из жизни, примирённый со своей душой, как и положено настоящему христианину.

Полной противоположностью Жана Вальжана в романе является полицейский инспектор Жавер. Строго следующий букве закона, он не видит вокруг себя ни истинной доброты, ни человеколюбия до тех пор, пока это не касается его самого. Неожиданное освобождение, дарованное ему злейшим врагом, выбивает Жавера из привычной колеи почитания правосудия. Он начинает задумываться о том, что есть на свете что-то большее, чем законы, придуманные людьми. Жавер настолько резко прозревает существование Бога, что его измученная грехами душа не успевает устоять перед открывшейся бездной правды, и он кончает жизнь самоубийством.

С момента выхода Жана Вальжана с каторги и до его смерти проходит восемнадцать лет. Художественное время романа не ограничено рамками октября 1815 – начала лета 1833 года. Гюго периодически погружает читателя то в прошлое, рассказывая о битве при Ватерлоо (18 июня 1815 года), об истории монастыря Малый Пикпюс, о развитии парижской канализации, то в будущее, когда говорит о Революции 1848 года, выросшей из восстания 1832-го.

Основным местом действия романа становится Париж, точкой пересечения всех сюжетных линий – лачуга Горбо, в которой Тенардье устраивает засаду для Жана Вальжана. Главные и второстепенные герои романа, связанные между собой родственными и событийными узами, не всегда знают о них: например, Козетта не узнаёт в Тенардье своего бывшего попечителя, Гаврош не признаёт в двух малышах младших братьев, Жан Вальжан, Тенардье и Жавер попеременно не узнают друг друга. Последнее обстоятельство служит основой для формирования многих сюжетных интриг.

Авантюристское начало «Отверженных» связано прежде всего с образом Жана Вальжана. Психологизм романа также проявляется именно в этом персонаже. Козетта и Мариус – герои романтического склада: их характеры почти не меняются на протяжении всего повествования, главной же их чертою становится любовь друг к другу. Герои парижского дна – семейство Тенардье, бандитское сообщество «Петушиный час», уличный мальчишка Гаврош – связаны с натуралистической основной произведения. В «Отверженных» Гюго одинаково хорошо удаётся как передача внутренних переживаний героев, так и детальное описание помещений, зданий, улиц, пейзажных панорам.

Любовная тема в романе тесно связана с темой смерти: любящая Мариуса Эпонина зазывает его на баррикады, предпочитая видеть героя мёртвым, нежели принадлежащим другой женщине, но в итоге сдаётся и погибает, спасая жизнь любимого; Мариус идёт на баррикады потому, что не может жить без Козетты; по той же самой причине вслед за ним отправляется и Жан Вальжан. Как и положено романтическим персонажам, герои мало контактируют с реальностью – они находятся во власти своих чувств и не видят других путей развития ситуации, кроме как «быть с любимым человеком» здесь и сейчас или умереть.

«Отверженные» обществом герои окончательно покидают его в момент наивысшего внутреннего подъёма низших слоёв общества: бывший церковный староста Мабеф отдаёт свою жизнь, водружая на баррикаде знамя Революции, Гаврош умирает, собирая патроны для восставших, «Друзья азбуки» погибают ради светлого будущего всего человечества.

Это воистину великолепный роман.На мой взгляд,лучше,чем "Собор Парижской Богоматери".
В "Отверженных" смешано все:Любовь,равнодушие,отзывчивость.В романе невероятно описаны связи между людьми.Читая "Отверженных",ты открываешь для себя все новые и новые моменты отношений между людьми.
Очень часто во время чтения я рыдала.Автор играет чувствами читателя настолько,что ты можешь улыбаться,радоваться,переживать все так,будто на месте героя ты сам,и это твоя жизнь на кону.
Советую читать даже тем,кто не любит классику или считает ее слишком тяжёлой.
Роман легко читается,но для меня сложной была книга про битву при Ватерлоо.

Оценка 5 из 5 звёзд от Malloy 19.09.2017 07:37

Абсолютно согласна с предыдущими комментариями:великолепный роман,не оторваться!Книга для всех времен и народов!!!

Оценка 5 из 5 звёзд от Елена 16.06.2017 21:23

Книга отличная учит добру,щедрости,умению прощать. Но епископ сумасшедший у него украли вещи,а он забирай ему нужнее.Он просто😇 в

Оценка 5 из 5 звёзд от 505 23.05.2017 21:15

Роман Віктора Гюго «Знедолені» є одним з найвизначніших творів літератури. З роками він не втрачає своєї актуальності, саме тому він не міг залишитися без уваги. Роман «Знедолені» є симбіозом усіх рис, притаманних епосі Романтизму. У творі переплітається не лише безліч людських доль, але й доля країни. Революційний дух, яким просякнутий весь твір – це не тільки дух Французької революції, а також дух протесту проти закону, часом сліпого, несправедливого та нелюдського.
Провідною ідеєю «Знедолених» письменник вбачав показ шляху від зла до добра, від брехні до істини не тільки окремої особистості, а також всього суспільства.
Головним героєм роману є Жан Вальжан. Він є безперечним героєм-романтиком, адже його життя – це нескінченний пошук самого себе, перетворення з каторжника на праведну людину, що керується чистими помислами та опирається на Божі закони. Дискурс подорожі є невід’ємною рисою Романтизму. Вальжан постійно знаходиться у русі, у пошуку правильного рішення, він тікає не лише від інспектора Жавера, але й від самого себе. В нього постійно присутній конфлікт з самим собою. Саме за допомогою цього персонажа письменнику вдалося втілити в життя свій задум.
Опозицією Жану Вальжану у романі виступає інспектор Жавер. Він сліпо слідує букві закону, забуваючи про закони моральні. В нього немає жалю, він не бачить навколо себе ні істинної доброти, ні людинолюбства до тих пір, поки це не стосується його самого. Несподіване звільнення, дароване йому найлютішим ворогом, вибиває Жавера зі звичної колії шанування правосуддя. Він починає замислюватися про те, що є на світі щось більше, ніж закони, придумані людьми. Жавер настільки різко прозріває існування Бога, що його змучена гріхами душа не встигає встояти перед безоднею правди, і він покінчує життя самогубством.
Мотив кохання у романі представлений історією Козетти та Маріуса. Їх почуття є чистим, щирим та високим, вони кохають один одного беззаперечно, не дивлячись на революційний дух, яким охоплено все навкруги.
Основним місцем дії роману стає Париж, точкою перетину всіх сюжетних ліній. Події описані у романі охоплюють великий проміжок часу, автор постійно повертається до опису подій минулого, чи звертається до далекого майбутнього. Такі часові рамки дають змогу краще відчути дух того часу, проникнутися соціальними проблемами та краще зрозуміти героїв.
Віктор Гюго описує події у доволі жорстокій формі. Проте слід зважати на те, що життя також іноді є не надто милосердним. Така манера оповіді дозволяє сповна відчути на собі, всі труднощі, яких зазнали герої. Це примушує читача переживати з героями та не дає змоги залишити книгу бодай на хвилину. До останнього рядка читач знаходиться у стані певної меланхолії, яка не покидає його певний час, навіть після прочитання цього феноменального роману.
За основу Віктор Гюго бере не матеріальне життя, а моральне буття, яке розуміється як споконвічна людська сутність. Слід змінювати не суспільні умови, аби змінилася людина, а людину, тоді зміняться суспільні умови, буде викоренено соціальне зло. Цей роман у цілому й у подробицях показує рух від зла до добра, від несправедливого до справедливого, від хибного до істинного, від темряви до світла, від пекла до неба, від нікчемності до Бога.
«Чи здатна людська натура змінитися докорінно? - запитує в романі Віктор Гюго. - Чи може людина, котру Бог створив доброю, стати злою через іншу людину? Чи може душа під виливом долі зовсім переродитися і стати злою, якщо доля людини виявилася злою? Чи нема в душі кожної людини тієї первісної іскри, тієї божественної основи, котра не зазнає тління в цьому світі й безсмертна в світі іншому та котру добро може розвинути, розпалити і перетворити на променисте сяйво, а зло ніколи не може погасити до кінця?». Гюго спробував довести, що все це можливо.

Оценка 5 из 5 звёзд от Алина Чолпан 21.11.2016 08:35

Всесвітньо визнаний роман Віктора Гюго «Знедолені» не може залишатися в тіні епохи Романтизму. Революційний дух суспільства, пошук себе та втеча від того ким ти є, закон, який намагається створити ідеальну людину в неідеальному світі, бінарні опозиції та пошук золотої середини власного «Я» змушують читача затамувати подих гортаючи сторінки роману, і здатність ковтнути таке бажане повітря з’являється лише після останніх рядків роману.
Жан Вальжан – головний герой твору. Безперечно він виступає типовим героєм-романтиком, який шукає себе, проходить шлях від каторжника та крадія до праведної людини. Та чи можна справді вважати його злочинцем? Згідно законів влади – звісно, та чи не влада змусила голодного хлопця вгамувати голод шматком хлібу, за що жорстоко покарала двома десятками років каторги? Це питання залишається на розсуд кожного, а головний герой продовжує свій шлях, на якому все ж таки знаходить себе і згодом життєві обставини перевіряють його на витривалість. Не лише душевні, але й фізичні блукання виступають основною моделлю руху героя-романтика, тому протягом усього твору Жан знаходиться в русі. Він втікає. Це одночасно є втечею від руки правосуддя, втечею від далеко неідеального світу та втечею від самого себе. Дискурс подорожі є невід’ємною частиною романтизму, і Гюго блискуче втілює його в своєму романі.
Часові рамки роману представляють собою досить великий проміжок часу, що дозволяє читачеві переконатися, що це є не одиничний випадок, а суворі реалії життя. Це дає можливість зіставити проблеми того часу та сьогодення і замислитись про те, що зміна форми не означає зміну змісту. Життя людини – це вічна боротьба, боротьба внутрішня та зовнішня, і життя варте того, щоб за нього боротися. Головне в цьому бою не втратити себе на уламках долі інших, поважати право власного вибору та не судити за цей вибір.
Тема релігії має ключове значення в романі. Немає ідеальних людей, проте всі люди є божими створіннями, отже, є в них щось прекрасне. Божі закони відкрили Жану очі на те, ким він є, пробудили бажання допомагати убогим та зневіреним в собі. Завдяки релігії, у своїй власній боротьбі за справедливість, Жан не втрачає себе, не вдається до обману заради власної вигоди, не чинить самосуд і не втрачає віру, що є найголовнішим.
Безперечно, автор у досить жорсткій формі передає події, жорстоку реальність того часу, проте це активізує читача, захоплює подих та викликає цікавість читати далі. Дуже важко передбачити, що ж буде далі, тому цей роман охоплює повністю, змушує щиро переживати та співчувати героям.
Не можна представити епоху Романтизму без дискурсу кохання. Історія кохання Козетти та Маріуса є однією з найяскравіших тем, які піднімає автор. Це щире та чисте почуття, не дивлячись на бунтівну хвилю того часу, просто не може залишити байдужим.
Роман «Знедолені» є багатошаровим, оскільки в ньому піднімаються проблеми закону і любові, жорстокості і людяності, незбагненних позбавлень бідних і нестерпних страждань багатих, нещастя і добробуту. Цей роман справляє незабутнє враження і точно не може залишити нікого байдужим. Він є вартим прочитання, оскільки є признаним шедевром світової класики.

Оценка 5 из 5 звёзд от Ірина 20.11.2016 17:55

бесспорно одно из лучших произведений мировой литературы

Оценка 5 из 5 звёзд от pih_to

Знаменитый роман Виктора Гюго повествует о судьбах людей социального дна Франции в начале 19 века. Главный герой повествования Жан Вальжан. Он беглый каторжник, который добивается значительного успеха в обществе, но его преследует жандарм Жавер, который считает, что ни один преступник не должен уйти безнаказанно от правосудия.

В результате безразличия, однажды проявленного Вальжаном, когда он был преуспевающим директором фабрики, погибает одна из его сотрудниц. Вальжан берет себе на воспитание девочку Козетту и скрывается вместе с ней в Париже. Спустя время, Козетта вырастает, она влюбляется в студента Мариуса, который связан с революционным кружком.

Жавер, тем временем, продолжает упорные поиски Вальжана, и дочь с отцом регулярно переезжают, поэтому влюбленные теряют друг друга из виду. Начинается студенческое восстание, Мариус ранен, его находит Жан Вальжан и пытается спасти юношу. В это время они встречают Жавера, который, преодолевая собственные убеждения, позволяет им уйти. Когда Мариус приходит в себя, он узнает, что большинство его друзей погибло. Горечь утраты сменяется радостью от воссоединения с Козеттой.

В романе ярко отражена идея Гюго о постоянной смене доброго и злого начала в душе человека. Писатель, через свое творчество, выражает твердое убеждение в обязательной победе светлого гения души над его темными порывами и склонностями.

Читать краткое содержание Отверженные Виктора Гюго

В дом к епископу городя Диня забредает беглый каторжник Жан Вальжан. Этот, честный когда-то, человек был осужден на тяжелые работы за то, что украл кусок хлеба для больной сестры. Сердце его очерствело от невзгод, но внезапная кротость и благородство священника заставляют Вальжана заново почувствовать силу добра. Он раскаивается в своем гнусном намерении и дает обещание вести честную жизнь.

Спустя несколько лет юная красавица Фантина уступает уговорам обходительного студента и дает совратить себя. Возлюбленный бросает ее с ребенком. Девочку Коззетту Фантина отдает на воспитание семейной паре Тенрадье, которые держат трактир в Париже, а сама возвращается в родной городок Монрейль-Приморский.

За прошедшее десятилетие родина Фантины превратилась в преуспевающий промышленный центр благодаря усилиями человека, называющего себя дядюшка Мадлен. Он открыл фабрику по производству стекла, заботится о бедняках и тружениках. Однажды Жавер, некогда служивший надзирателем на каторге, видит как Мадлен спасает попавшего под телегу бедняка, проявив огромную силу, какую он видел лишь однажды у бежавшего заключенного Жана Вальжана.

Между тем Фантина лишается места на фабрике Мадлена - управляющий прогоняет ее, узнав, что она имеет ребенка вне брака. Боясь за будущее девочки, которая не будет иметь средств к существованию, Фантина постепенно доходит до того, что становится проституткой. Больную Фантину арестовывают на улице. Узнав историю ее бедствий, Мадлен распоряжается перевести несчастную в больницу.

У постели умирающей Жавер настигает и разоблачает Жана Вальжана, но тот бежит, успев дать обещание Фантине позаботиться о ее дочери.

Забрав Козетту от Тенардье, которые отбирали у ребенка все присланные матерью деньги, Жан Вальжан увозит девочку в Париж. Здесь он устраивается садовником в обитель монастыря, где проходят несколько последующих счастливых лет.

Мариус, внук престарелого буржуа, начинает демонстрировать антимонархические взгляды, дед отказывает ему в наследстве. Своих новых друзей и поддержку Мариус находит в обществе "Друзей Азбуки". Это революционный кружок, предводительствуемый Анжольрасом, но ближе всего Мариус сходится с циничным выпивохой Курфейраком.

Однажды в Люксембургском саду Мариус замечает пожилого мужчину с девушкой, в которую влюбляется. Судя по ее взглядам - взаимно. Но, спустя несколько недель, девушка перестает приходит в парк и Мариус сходит с ума от любви.

Спустя некоторое время он находит возлюбленную благодаря Тенардье, который случайно замечает Козетту на улице и узнает ее. Они начинают встречаться тайком, но однажды Жану Вальжану снова приходится бежать от Жавера, и Мариус опять теряет уже обретенное было счастье. В это время начинается студенческий мятеж, Мариус присоединяется к нему, ища смерти. Он просит беспризорника Гавроша отыскать девушку и передать ей письмо с любовными признаниями. Послание попадает в руки Вальжана, который таким образом впервые узнает о связи между Козеттой и Мариусом.

Восстание студентов не обрело народной поддержки, небольшая группка революционеров оказывается окружена полицией. Идя на штурм, жандармы убивают маленького Гавроша, Мариус ранен. Его спасает Жан Вальжан, вынеся по канализационным путям. Студенты взяты в кольцо, их расстреливают на месте.

Вальжана с Мариусом на руках встречает Жавер, но дает своей жертве уйти. Спасеный Мариус идет на поправку, но у него в сознании отложилось воспоминание о том, что приемный отец жены был преступником. После свадьбы с Козеттой он неохотно общается с Вальжаном, Козетта так же начинает сторониться отца по воле мужа. Вальжан начинает страдать от одиночества. Однажды Мариусу открывается вся история беглого каторжника, и он хочет загладить свою вину раскаянием. Счастливый от возвращения дочери, Вальжан умирает на руках у молодых.

Картинка или рисунок Отверженные

  • Краткое содержание Лермонтов Вадим

    Молодой нищий, который к тому же горбач, встречает возле церкви дворянина Палицына. Он просится к нему на работу и представляется Вадимом.

  • 1. Праведник

    Благочестивый епископ Диня, Шарль Мириэль живёт в скромном больничном домике, тратит девяносто процентов личных денег на помощь бедным, отличается добродушием и умом, всю жизнь проводит за работой, помогает страждующим, утешает скорбящих. Он верит в Господа и руководствуется в своей жизни только одним – любовью к людям.

    2. Падение

    В Динь приходит бывший каторжник Жан Вальжан, арестованный девятнадцать лет назад за украденный для детей сестры хлеб. Он хочет найти ужин и ночлег, но его отовсюду прогоняют. По совету сострадательной женщины Вальжан находит приют в доме епископа. Ночью бывший каторжник крадёт у Мриэля столовое серебро. Утром его ловят жандармы и приводят к Его Преосвященству. Епископ прощает Вальжана, отдаёт ему серебряные подсвечники и просит употребить их с пользой для бедных.

    3. В 1817 году

    Книга открывается описанием исторических и культурных событий 1817 года. Затем Гюго рассказывает о четырёх парах молодых людей (студентов и девушек-работниц), одна из которых – Фантина – удивительно красивая блондинка. Возлюбленный бросает её вместе с маленьким ребёнком.

    4. Доверить другому – значит иногда бросить на произвол судьбы

    Фантина отправляется в родной город Монрейль-Приморский, чтобы найти работу. Она оставляет дочку владельцам харчевни «Сержант Ватерлоо» - супругам Тенардье. Последние плохо обращаются с Козеттой и в пять лет превращают девочку в служанку.

    5. По наклонной плоскости

    Дядюшка Мадлен превратил Монрейль-Приморский в развитый промышленный центр по производству чёрного стекла. Он заботился о своих рабочих и бедняках. За заслуги перед краем король назначил его мэром города.

    В начале 1821 года умирает епископ Диньский. Мэр Мадлен надевает по нему траур. Полицейский надзиратель Жавер узнаёт в почтенном горожанине бывшего каторжника, когда тот проявляет свою силу, подняв телегу, придавившую старика Фошлеваля.

    Работающую в женской мастерской Фантину выгоняют на улицу, узнав, что у неё есть ребёнок на стороне. Женщина начинает бедствовать. Тенардье тянут из неё деньги. В полицейском участке, где Жавер приговаривает её к шести месяцам тюрьмы, мэр Мадлен узнаёт историю Фантины, освобождает её и помещает в больницу.

    6. Жавер

    Мадлен оплачивает долги Фантины, но Тенардье не хотят отпускать от себя «золотоносную жилу» - Козетту. Жавер просит градоначальника уволить его за донос. Настоящий Жан Вальжан, по мнению полицейского, пойман – им «стал» дядюшка Шанматье, в вину которому вменяется кража яблок.

    7. Дело Шанматье

    Мэр Мадлен отправляется в Аррас, где на заседании суда открыто заявляет, что Жан Вальжан – это он, а не подсудимый Шантаматье.

    8. Удар рикошетом

    Жан Вальжан навещает Фантину в больнице. Женщина думает, что он привёз Козетту. Жавер арестовывает Вальжана. От шока Фантина умирает. Бывший мэр Мадлен бежит из тюрьмы.

    Часть II. Козетта

    1. Ватерлоо

    Автор описывает битву при Ватерлоо, произошедшую 18 июня 1815 года. Гюго подробно рассказывает о передвижении армий, потерях и роковых событиях, приведших к краху Наполеона. Ночью после битвы занимающийся мародёрством сержант Тенардье случайно спасает жизнь французскому офицеру Понмерси.

    2. Корабль «Орион»

    Перед арестом Жан Вальжан закапывает свои деньги в лесах Монфермейля. Бывший каторжник Башка тщетно пытается их найти. Работающий на лайнере «Орион» Вальжан спасает жизнь матроса, после чего прыгает в воду. Окружающие решают, что герой утонул.

    3. Исполнение обещания, данного умершей

    Рождественской ночью супруги Тенардье отправляют восьмилетнюю Козетту за водой к лесному роднику. На обратном пути девочка встречает Жана Вальжана. В трактире он весь вечер наблюдает за ребёнком, спасая его от побоев, дарит дорогую куклу, а утром выкупает за полторы тысячи франков.

    4. Лачуга Горбо

    Жан Вальжан вместе с Козеттой живут на окраине Парижа, в лачуге Горбо. Они покидают свой дом сразу же, как только в нём поселяется Жавер.

    5. Ночная охота с немой сворой

    Старик с девочкой долго плутают по ночным улицам Парижа. Пытаясь скрыться от погони, загнанный в тупик Вальжан перелезает через высокую стену и оказывается в монастыре Малый Пикпюс. Работающий там садовником старик Фошлеван размещает «мэра Мадлена» с Козеттой в своём доме.

    6. Малый Пикпюс

    7. В скобках

    Гюго рассуждает о сущности монастыря как формы человеческого общежития. Он рассматривает это явление с логической, исторической и моральной точки зрения.

    8. Кладбища берут то, что им дают

    В Малом Пикпюсе умирает мать Непорочность. Фошлеван просит настоятельницу принять в монастырь своего брата с внучкой. Она соглашается взамен на помощь похоронить благочестивую монахиню под алтарём вопреки государственным законам. В пустом гробе Жан Вальжан покидает обитель, чтобы вернуться в неё садовником.

    Часть третья. «Мариус»

    1. Париж, изучаемый по его атому

    2. Важный буржуа

    Престарелый буржуа господин Жильнорман воспитывает внука – сына младшей дочери и «луарского разбойника».

    3. Дед и внук

    Жильнорман вхож в ультра-кружок баронессы Т. Своего внука Мариуса он «купил» ценой наследства у его отца – бывшего полковника армии Наполеона, барона Понмерси. О любви отца сын узнал только после его смерти. Жильнорман не смог вынести новых воззрений Мариуса и выгнал его из дома.

    4. Друзья азбуки

    Общество «Друзья азбуки» своей главной задачей видит помощь униженным и обездоленным. Оно состоит из девяти студентов, отличающихся разной натурой и взглядами. «Друзья азбуки» помогают Мариусу начать новую жизнь.

    5. Преимущество несчастья

    Поначалу Мариус нищинствует, затем начинает немного зарабатывать переводами с немецкого и английского, но всё равно живёт в бедности. Из «Друзей азбуки» он общается только с Курфейраком и церковным старостой Мабефом.

    6. Встреча двух звёзд

    В Люксебургском саду Мариус встречает мужчину с четырнадцатилетней некрасивой девочкой, превращающейся через полгода в юную красавицу. Он страстно влюбляется в незнакомку, обменивается с ней взглядами, выясняет, где она живёт. Как только это происходит, мужчина с девушкой съезжают с квартиры.

    7. Петушиный час

    8. Коварный бедняк

    Потеряв любимую, Мариус страдает. Он узнаёт о бедственном положении и злом нраве своих соседей, занимающихся выманиванием денег у богачей. Подглядывая за семейством Жондретов, Мариус становится свидетелем прихода любимой девушки с отцом.

    Вместе с парижскими бандитами Жондрет готовит западню обещавшему вернуться вечером благодетелю. Мариус просит помощи у Жавера. В критический момент он узнаёт в соседе спасителя своего отца – Тенардье и не решается подать условный сигнал полиции. Последняя является сама. Бандитов арестовывают. Жан Вальжан сбегает.

    Часть IV. Идиллия улицы Плюме и эпопея улицы Сен-Дени

    1. Несколько страниц истории

    Гюго рассказывает читателю революционную историю Франции, знакомит его с буржуазным королём Луи Филиппом и описывает подготовку к революции 1832 года.

    2. Эпонина

    Старшую дочь Тенардье выпускают из тюрьмы. Она разыскивает Мариуса и с грустью сообщает ему адрес «красивой барышни».

    3. Дом на улице Плюме

    Жан Вальжан вместе с Козеттой и служанкой Тусен живёт в небольшом, спрятанном от посторонних глаз особнячке на улице Плюме. После отказа от посещений Люксембургского сада Козетта грустит.

    4. Помощь снизу может быть помощью свыше

    Гаврош хочет украсть яблоки у Мабефа. Он подслушивает разговор бывшего церковного старосты со служанкой и узнаёт, что у них нет денег. Ночью на улице мальчик видит Жана Вальжана с Монпарнасом. Бывший каторжник легко кладёт юного убийцу на лопатки. Гаврош крадёт кошелёк, данный Вальжаном Монпарнасу, и подкидывает его Мабефу.

    Мариус дежурит под окнами Козетты. Он отправляет ей рукопись с рассуждениями о любви и признанием в ней. Вечером они впервые встречаются наедине. Мариус узнаёт, что его чувства взаимны.

    6. Маленький Гаврош

    Гаврош, сам того не зная, находит на улице своих младших братьев. Он укладывает малышей спать в статуе слона. Ночью он помогает своему отцу бежать из тюрьмы.

    7. Арго

    8. Чары и печали

    Мариус каждый вечер приходит к Козетте. Эпонина прогоняет бандитов от дома влюблённых. Узнав, что девушка с отцом уезжают в Англию, Мариус идёт к деду, чтобы попросить у него разрешение на брак. Жильнорман предлагает ему сделать Козетту своей любовницей. Взбешённый Мариус уходит из дома.

    9. Куда они идут?

    Вместо Козетты Мариус находит пустой дом. Мабеф продаёт последнюю книгу.

    10. 5 июня 1832 года

    Гюго рассуждает о сущности мятежа, его отличии от восстания и переходе в Революцию. В день похорон генерала Ламарка, 5 июня 1832 года, в Париже начинаются беспорядки.

    11. Атом братается с ураганом

    Гаврош идёт по парижским улицам с пистолетом, ругается с привратницами, разбивает камнем стекло парикмахерской. Как и Мабеф, он примыкает к «Друзьям азбуки».

    12. «Коринф»

    Боссюэ, Жоли и Грантер завтракают в кабачке «Коринф», около которого восставшие днём строят баррикаду. Гаврош рассекречивает Жавера.

    13. Мариус скрывается во мраке

    Мариус идёт к баррикаде на улице Шанврери. Он размышляет о войне – классической и гражданской.

    14. Величие отчаяния

    Гвардейцы наступают на баррикаду. Мабеф водружает знамя Республики и погибает. Эпонина закрывает Мариуса от пули. Последний обещает гвардейцам взорвать баррикаду. Правительственные войска отступают. Эпонина умирает на руках у Мариуса. Перед смертью она отдаёт ему письмо Козетты. Мариус пишет возлюбленной и просит Гавроша отнести его послание.

    15. Улица Вооружённого человека

    Жан Вальжан узнаёт о наличии у Козетты возлюбленного. Он страшно ревнует девушку, которую любит как дочь, сестру, мать. Предназначенное Козетте письмо Гаврош отдаёт Вальжану.

    Часть V. Жан Вальжан

    1. Война в четырёх стенах

    Утром восставшие понимают, что они лишились поддержки народа. Присоединившийся к революционерам Жан Вальжан спасает от смерти Жавера. Гаврош погибает, собирая патроны. Днём гвардейцы берут баррикаду. Глава «Друзей азбуки» Анжольрас с Грантером умирают последними. Жан Вальжан выносит раненого Мариуса с поля боя.

    2. Утроба Левиафана

    Гюго рассказывает историю парижской канализации.

    3. Грязь, побеждённая силой духа

    Целый день Жан Вальжан с Мариусом на руках блуждает по водостокам. Он натыкается на полицейский патруль и «зыбучие пески». На волю Вальжан выходит с помощью Тенардье и тут же натыкается на Жавера. Последний помогает бывшему каторжнику доставить Мариуса к деду, отвозит Вальжана домой и исчезает.

    "Сочинение этой книги шло изнутри вовне. Идея родила персонажей, персонажи произвели драму".

    "Эта книга от начала до конца.в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к богу"

    - из первого предисловия к роману.

    Виктор Мари Гюго

    Год создания
    1862

    На фото - рукопись и рисунки В. Гюго

    Эту книгу он писал около 30 лет с перерывами..

    Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути.

    Узнав в 1823 году, что его друг Гаспар де Попе будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников.

    Интерес Гюго к каторге был, вероятно, пробужден наделавшей много шума историей беглого каторжника,

    ставшего полковником и арестованного в 1820 году в Париже.

    В 1828 году бывший префект Миоллис рассказал Гюго о своем брате, монсеньере Миоллисе, епископе города Динь,

    оказавшем в 1806 году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену.

    Духовно переродившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо.

    В 1829 году Гюго поместил в XXIII главе "Последнего дня приговоренного к смерти" рассказ каторжника,

    отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с предубежденностью и враждебностью окружающих;

    во многом это уже напоминало историю Жана Вальжана.

    К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему: "

    Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили,

    что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет,

    если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели...

    Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной..."

    В 1832 году Гюго намеревался приступить к непосредственной работе над "историей",

    ибо в марте этого года он заключил с издателями Госленом и Рандюэлем договор на издание романа,

    название которого не было обозначено, хотя нет никакого сомнения, что речь шла о будущем романс "Нищета" ("Les Miseres"),

    первом варианте "Отверженных" ("Les Miserables").

    Театр отвлек писателя от романа, однако замысел книги продолжал зреть в его душе, обогащаясь новыми впечатлениями,

    которые давала ему жизнь, и все усиливавшимся интересом Гюго к социальным вопросам

    (контуры будущего романа мы можем обнаружить и в повести 1834 года "Клод Ге", у героя которой немало общего с Жаном Вальжаном,

    и в стихотворениях 30-40-х годов, связанных с идеями социального сострадания).

    Наконец, шумный успех "Парижских тайн" Эжена Сю (1842-1843) обратил мысли Гюго к роману о жизни народа,

    хотя, конечно, вступая в явное соперничество с Сю, Гюго думал не о бойком романе-фельетоне, а о социальной эпопее.

    17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он столько мечтал и который был назван им "Жан Трежан";

    через два года заголовок меняется на "Нищету", и в это время Гюго настолько захвачен работой,

    что решает в течение двух месяцев обедать только в девять часов, "чтобы удлинить свой рабочий день".

    События революции 1848 года прервали эту упорную работу, и Гюго вновь вернулся к ней в августе 1851 года.

    Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря. Последнюю часть Гюго заканчивает уже в Брюсселе.

    Первая редакция романа была готова, таким образом, к 1852 году.

    Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений,

    чем окончательный текст. Когда в 1860 году Гюго решил переработать книгу, окончательно названную в 1854 году "Отверженные",

    он дал полную свободу лирическому началу своей прозы.

    Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии.

    В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо;

    в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество "Друзей азбуки",

    создается идеальный образ "жреца революции" Анжольраса.

    Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные черты

    молодого Виктора Гюго. Первое издание книги, появившееся в начале 1862 года, разошлось молниеносно:

    за два дня был распродан весь тираж - семь тысяч экземпляров.

    Тотчас же потребовалось новое, второе издание, которое и вышло через две недели.

    Стихотворения Гюго периода написания книги:

    Вам нечем драться? Ладно! Молот
    Возьмите в руки или лом!
    Там камень мостовой расколот,
    Сквозь стену вырублен пролом.
    И с криком ярости и с криком
    Надежды, в дружестве великом, -
    За Францию, за наш Париж! -
    В последнем бешеном боренье,
    Смывая с памяти презренье,
    Ты свой порядок водворишь.

    (.Перевод П. Антокольского)

    Прототипы

    Жан Вальжан - одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги

    за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис,

    принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют,

    Кроме Морена исследователи также называют среди прототипов Ж.В. знаменитого Франсуа Видока,

    шефа уголовной полиции Парижа, в прошлом каторжника.

    Именно с Видоком произошел описанный в романе случаи спасения Ж.В. старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки.

    Гаврош - Жозефа Бар. Он жил и сражался за полвека до того, как герой Гюго поднялся на баррикаду, в те великие дни,

    когда французы шли в бой за свободу, равенство и братство, штурмовали Бастилию,

    вели войну со всей аристократической Европой, воевали с собственной контрреволюцией.

    В судьбе тринадцатилетнего барабанщика Жозефа Бара не так уж много общего с Гаврошем.

    Но писателю часто и не нужно, чтобы точно совпадали факты жизни реального прототипа и его героя.

    Для Гюго было важно нарисовать героический характер, создать живой литературный персонаж.

    Жозеф Бара был в этом смысле великолепным "натурщиком", с которого было очень удобно писать образ юного героя.

    Его подвиг не мог не взволновать, не мог не вдохновить художника.

    И не случайно об этом маленьком храбреце было сложено столько песен и написано столько стихов,

    недаром его изображали в своих работах художники и скульпторы.

    Поэты Т. Руссо, М.-Ж. Шенье, О. Барбье посвящали ему стихи, художник Жан-Жозе Веертс, скульпторы Давид Д"Анжер,

    Альберт Лефевр создавали ему памятники, и даже Луи Давид, первый в мире великий живописец, ставший революционером,

    из трех картин, посвященных деятелям французской революции, "мученикам свободы" - Лепелетье и Марату, одну посвятил Жозефу Бара.

    Жозеф Бара - маленький гражданин французской республики, отважно сражался в рядах патриотов.

    В середине октября так называемая католическая и королевская армия вандейцев была окружена под Шоле.

    Шли ожесточенные бои, мятежные войска упорно сопротивлялись.

    Чем безнадежнее было их положение, тем яростнее они бились, применяя хитрость и коварство.

    Во время стычки в лесу Жозеф Бара был окружен отрядом мятежников.

    Двадцать ружейных дул направили на юного барабанщика. Двадцать вандейцев ждали приказа своего главаря.

    Мальчик мог спастись ценой позора. Стоило лишь прокричать, как требовали враги, три слова: "Да здравствует король!"

    Юный герой ответил возгласом: "Да здравствует республика!" Двадцать пуль пронзили его тело.

    А через несколько часов революционные войска ворвались в Шоле, последний оплот мятежников.

    После победы у стен Шоле, комиссары доносили Конвенту, что в боях отличились многие храбрецы.

    Барабанщик Жозеф Бара был первым в списках отважных.

    К тому времени в Париже стал известен еще один юный герой - Агриколь Виала .

    Ему было почти столько же лет, сколько и Жозефу Бара. И он тоже был маленьким солдатом -

    добровольцем вступил в небольшой отряд национальной гвардии в своем родном городе Авиньоне.

    Летом девяносто третьего года отряд принял участие в боях с контрреволюционерами.

    Роялисты, поднявшие на юге мятеж, шли на Авиньон. Им преградили путь воды реки Дюранс и отряд храбрецов.

    Силы были слишком неравными, чтобы сомневаться в исходе боя.

    Помешать продвижению мятежников вперед можно только одним способом: перерубить канат от понтона,

    на котором враги намеревались переправиться через реку. Но отважиться на это не могли даже взрослые -

    батальоны роялистов находились на расстоянии ружейного выстрела.

    Вдруг все увидели, как мальчик в форме национального гвардейца, схватив топор, бросился к берегу.

    Солдаты замерли. Агриколь Виала подбежал к воде и изо всех сил ударил по канату топором.

    На него обрушился град пуль. Не обращая внимания на залпы с противоположной стороны,

    он продолжал яростно рубить канат. Смертельный удар поверг его на землю. "Я умираю за свободу!" -

    были последние слова Агриколя Виала. Враги все-таки переправились через Дюранс.

    Мальчик был еще жив. Со злобой набросились они на смельчака, распростертого на песке у самой воды.

    Несколько штыков вонзились в тело ребенка, потом его бросили в волны реки.

    Прототипом Козетты была Жанна Ланвин , всемирно известный парижский дизайнер

    Своеобразное "продолжение" романа "Отверженные", было написано журналистом Франсуа Сереза (Francois Ceresa) -

    "Козетта, или Время иллюзий" ("Cosette ou le Temps des Illusions").

    Издание этого романа вызвало даже судебную тяжбу между праправнуком Виктора Гюго, Пьером Гюго и Франсуа Сереза.

    Экранизации

    1. "Отверженные" ,фильм,1935 г., США, реж. Р.Болеславский, в главной роли - Фредерик Марч.
    2. "Жизнь Жана Вальжана",фильм,1952г., США,реж. Л.Майлстоун.
    3. "Отверженные",фильм, 1958 г., Франция-Италия,реж. Ж. П. Ле Шануа, в главной роли - Жан Габен.
    4. "Отверженные",фильм,1978 г., США. в главной роли - Ричард Джордан.
    5. "Отверженные" ,фильм,1982 г., Франция,реж. Р.Оссейн, в главной роли - Лино Вентура.
    6. "Отверженные" ,фильм,1998 г., США, реж. Б.Огэст. ,в главной роли - Лайам Нисон.
    7. "Отверженные",фильм, 2000 г., Франция, в главной роли - Жерар Депардье.
    8. "Козетта", мультфильм, СССР, 1977
    9. "Отверженные: Козетта", мультипликационный сериал Япония, 2007
    10. "Отверженные",фильм, 2012 г., Великобритания, в главной роли - Хью Джекман.

    В чем же секрет великого и неувядающего французского романа, который Андре Моруа назвал «одним из великих творений человеческого разума», а Теофиль Готье - «порождением стихии».

    Ведь и критики, вот уже свыше полутора столетий ругающие «Отверженных» формально правы:

    структуру грандиозной эпопеи невозможно признать безупречной и логически непротиворечивой;

    здесь чересчур много длиннот, философских и нефилософских рассуждений, неоправданных отклонений

    от общей линии развития сюжета. И все же «Отверженных» читали, продолжают читать

    загораясь ненавистью против социальной несправедливости и мерзкой личины угнетателей.

    Почему так? Догадаться нетрудно!

    Потому, что Гюго вложил в свое великое творение часть собственного сердца -

    его биение и передается каждому, кто припадает к этому источнику пламенных чувств!