Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Отношения нашей страны и франции. Введение. История русско-французских отношений

Дипломатические отношения между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 года. 7 февраля 1992 года был подписан Договор между Россией и Францией, подтвердивший стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве».

Франция - один из ведущих партнеров России в Европе и мире. Между странами налажено разноплановое сотрудничество в сферах политики, экономики, культуры и гуманитарных обменов. Участие Парижа в инициированных Евросоюзом антироссийских рестриктивных мерах оказало негативное влияние на динамику двусторонних связей, однако не изменило их традиционно дружественный и конструктивный характер. Высокой интенсивностью отличается российско-французский политический диалог.

В 2012 году, после завершения президентских избирательных кампаний во Франции и России, в рамках первой зарубежной поездки президента РФ Владимира Путина (в Белоруссию, Германию, Францию) 1 июня в Париже состоялась его встреча с президентом Французской Республики Франсуа Олландом . 27-28 февраля 2013 года прошел первый рабочий визит в Россию Франсуа Олланда. 17 июня 2013 года президенты вновь встретились «на полях» саммита «восьмерки» в Лох-Эрне (Северная Ирландия). 5-6 сентября 2013 года Франсуа Олланд принял участие в саммите «двадцатки» в Санкт-Петербурге.

В июне 2014 года Владимир Путин посетил Францию и участвовал в торжественных мероприятиях по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии. Накануне торжеств, 5 июня 2014 года, состоялась их с Франсуа Олландом двусторонняя встреча в Париже. Президенты Путин и Олланд виделись также на 10-м саммите «Азия-Европа» 17 октября 2014 года в Милане и «на полях» саммита «двадцатки» в Брисбене (Австралия) 15 ноября 2014 года. 6 декабря 2014 года Франсуа Олланд, возвращаясь из Казахстана во Францию, посетил Москву с кратким рабочим визитом, состоялась его беседа с Владимиром Путиным в аэропорту «Внуково-2» .

6 февраля 2015 года в Москве прошла встреча Владимира Путина с Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель , на которой обсуждались перспективы урегулирования украинского кризиса. 11-12 февраля 2015 года Владимир Путин и Франсуа Олланд приняли участие в саммите в «нормандском формате» в Минске.

24 апреля 2015 года в Ереване «на полях» мемориальных мероприятий в связи со 100-летней годовщиной армянского геноцида состоялась двусторонняя беседа Владимира Путина и Франсуа Олланда.

2 октября 2015 года Владимир Путин и Франсуа Олланд приняли участие в саммите в «нормандском формате» в Париже. В Елисейском дворце также состоялась двусторонняя встреча лидеров.

26 ноября 2015 года президент Франции Франсуа Олланд посетил Россию с рабочим визитом. В ходе переговоров лидеры двух стран обменялись мнениями по всему комплексу двусторонних отношений, обсудили вопросы противодействия международному терроризму, а также ряд других актуальных тем.

4 сентября 2016 года лидеры России и Франции провели встречу «на полях» саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу (Китай).

20 октября 2016 года Владимир Путин и Франсуа Олланд приняли участие в саммите «нормандской четверки» в Берлине. В этот же день Владимир Путин, Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель также провели переговоры по урегулированию сирийского конфликта.

29 мая 2017 года президент России Владимир Путин по приглашению президента Французской Республики Эммануэля Макрона посетил Париж с рабочим визитом. В Версальском дворце лидеры двух стран обсудили двусторонние отношения, ситуацию в Сирии и на Украине.

Владимир Путин и Эммануэль Макрон также осмотрели выставку «Петр Великий. Царь во Франции. 1717».

Россия и Франция поддерживают регулярный диалог на уровне глав внешнеполитических ведомств. 19 апреля 2016 года министр иностранных дел и международного развития Французской Республики Жан-Марк Эйро посетил Россию с рабочим визитом. Жан-Марк Эйро был также принят президентом России Владимиром Путиным.

29 июня 2016 года главы внешнеполитических двух стран провели переговоры в Париже, 6 октября 2016 - в Москве, 18 февраля 2017 года - «на полях» Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности.

Франция - один из приоритетных торгово-экономических партнеров России.

По доле в российском товарообороте в 2016 году Франция заняла 10-е место (в 2015 году - 13-е место). По итогам 2016 года стоимостной объем российско-французского товарооборота увеличился по сравнению с 2015 года на 14,1% до уровня 13,3 миллиарда долларов. При этом российский экспорт сократился на 16,4% и составил 4,8 миллиарда долларов, импорт увеличился на 43,4% до отметки 8,5 миллиарда долларов.

В структуре экспорта России во Францию в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (80,31% от всего объема экспорта); машины, оборудование и транспортные средства (5,08%); продукция химической промышленности (5,05%); металлы и изделия из них (3,31%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,63%).

Российский импорт включал продукцию химической промышленности (32,05% от всего объема импорта); машины, оборудование и транспортные средства (26,57%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (7,63%); металлы и изделия из них (2,48%); древесину и целлюлозно-бумажные изделия (0,99%).

По итогам 2015 года, по данным Банка России, объем накопленных в России прямых французских инвестиций составил 9,9 миллиарда долларов, а объем накопленных во Франции прямых российских инвестиций составил 3,3 миллиарда долларов. Объем накопленных в России прямых французских инвестиций на конец III квартала 2016 года - 12,8 миллиарда долларов. Объем прямых российских инвестиций, накопленных во Франции, на конец III квартала 2016 года - 2,8 миллиарда долларов.

Франция традиционно относится к числу ведущих европейских стран-инвесторов, работающих на российском рынке. Ни одна из порядка 500 французских компаний за последние три-четыре года не ушла из России, ни один крупный совместный проект не был свернут. Наиболее сильные позиции у французских компаний в топливно-энергетическом секторе ("Тоталь" , «Альстом», «ЭДФ»), автомобилестроении ("Пежо-Ситроен", "Рено"), фармацевтике ("Санофи Авентис", «Сервье»), пищевой промышленности ("Данон", «Бондюэль»).

В число крупнейших французских инвесторов также входят такие компании как "Ашан" (розничная торговля), «Сен-Гобен» (строительные материалы), «Эр Ликид» (химическая промышленность), «Шнейдер Электрик» (машиностроение и электроэнергетика), «Лафарж», «Винси» (строительство), «ЕАДС», "Талес Аления Спейс" , «Сафран» (авиакосмическая отрасль).

ОАО «Российские железные дороги» являются владельцами 75% акций логистической компании «Жефко», Новолипецкий металлургический комбинат владеет сталелитейным производством в Страсбурге. Российские компании также вкладывают инвестиции в традиционные французские товары - шампанское или коньяк.

Основными органами российско-французского межправительственного взаимодействия являются Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств (МПК) и Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (CEFIC).

Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств Комиссия создана 15 февраля 1996 года. Проведено 18 заседаний МПК, последнее состоялось 1 ноября 2013 года в Москве.

Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам является основной рабочей структурой Комиссии. В рамках Совета созданы 12 специализированных рабочих групп, ведущих деятельность по основным направлениям двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Заседания Совета проводятся на регулярной основе поочередно в России и во Франции. Очередное заседание прошло 14 марта 2017 года в Париже.

У России и Франции богатые культурно-гуманитарные связи. 19 октября 2016 года в Париже в присутствии министра культуры РФ Владимира Мединского и мэра Парижа Анн Идальго был торжественно открыт российский духовно-культурный центр.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Начиная с XVIII века, обстановка в Европе и мире зачастую во многом определялась именно российско-французскими отношениями. Их многовековая история берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого - Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.

Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г. Именно тогда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация сближения России и Франции - двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной в 1896 г.

Новейшая история отношений между странами началась с установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г. В этот день премьер-министр Франции Эдуард Эррио от имени Совета министров направил председателю Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) М. И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить теперь же нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путём взаимного обмена послами». Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 515. Французское правительство отмечало, что «отныне невмешательство во внутренние дела станет правилом, регулирующим взаимоотношения между нашими двумя странами». В телеграмме указывалось, что Франция признаёт де-юре правительство СССР «как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств» и предлагает обменяться послами. Эррио предложил направить в Париж советскую делегацию для ведения переговоров по общим и специальным экономическим вопросам. В ответной телеграмме на имя Эррио говорилось, что ЦИК СССР «придаёт серьёзнейшее значение устранению всех недоразумений между Союзом ССР и Францией и заключению между ними общего соглашения, которое может послужить прочной основой для дружественных отношений, руководствуясь при этом постоянным стремлением СССР к действительному обеспечению всеобщего мира в интересах трудящихся масс всех стран и к дружбе со всеми народами». 14 ноября 1924 г. Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Франции Л. Б. Красина с оставлением его в должности народного комиссара внешней торговли. Французским послом в СССР был назначен Ж. Эрбетт.

Одним из ярчайших эпизодов советско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместной борьбы с фашизмом как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка "Нормандия-Неман" и мужество воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления и военнопленных погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений- на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).

В 1970-е годы ХХ века СССР и Франция стали предвестниками конца «холодной войны» через проводимую в их отношениях друг с другом политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также инициаторами хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В 1980-е годы отношения между СССР и Францией были направлены на улучшение международной обстановки, хотя имелись определенны разногласия в некоторых вопросах. Франция, прежде всего, выступала за вывод советских войск из Афганистана.

В 1990-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог основан на широком совпадении подходов России и Франции к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией,- Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.

Цель исследования. Исследовать взаимоотношения СССР (России) и Франции с 1981 по 1995 годы, когда пост президента Франции занимал лидер социалистической партии Франсуа Миттеран.

Задачи исследования.

1. Охарактеризовать взаимоотношения СССР (России) и Франции в политическом, экономическом и правовом отношениях в отдельные периоды:

· с момента прихода к власти во Франции Франсуа Миттерана и до начала перестройки в СССР(1981-1985 гг.)

· с начала перестройки и до распада СССР(1985-1991 гг.)

· с распада СССР и до ухода с поста президента Ф. Миттерана(1991-1995 гг.)

2. Выявить положительные и отрицательные моменты советско(российско)- французского сотрудничества

Объект исследования. Внешняя политика СССР (России) и Франции в отношении друг друга.

Предмет исследования. Политические и торгово- экономические связи между СССР (Россией) и Францией, особенности взаимоотношений.

Историография вопросов. Курсовая работа опирается на монографию и статью Киры Петровны Зуевой, кандидата исторических наук, которая изучала советско(российско)- французские отношения в разные периоды. В своей монографии «Советско-французские отношения и разрядка международной напряженности» (Москва,1987 г.) К.П. Зуева рассматривает взаимоотношения СССР и Франции с начала президентства Шарля де Голля- с 1958 года и до 1986 года- переизбрание Ф. Миттерана президентом Франции. В ней автор выделяет удачные и неудачные моменты во взаимоотношениях, разногласия по политическим вопросам между странами, торгово- экономические связи. В данной монографии автор рассматривает взаимоотношения между СССР и Францией в контексте разрядки международной напряженности, изучая пользу этого союза на международной арене.

Ещё одна статья этого автора «Эра Миттерана» и после…» опубликована в журнале «Международная жизнь» в 1996 году. В ней автор изучает советско(российско)- французские отношения с 1985 года- начала перестройки в СССР. Выделяет проблемы и разногласия между СССР(Россией) и Францией в период перестройки и распада СССР. Отмечает схожие и отличные позиции в вопросах мировой безопасности.

Некоторые моменты из жизни Ф. Миттерана выделены в учебнике В.П. Смирнова «Франция в XX веке» (2001 г.). В ней автор указывает основные вехи его политической карьеры, подъем к вершинам власти.

Торгово-экономические связи между Россией и Францией в 1990-е годы отражены в статье Э. Д. Малькова «Торгово - экономические отношения России с Францией», опубликованной в журнале «Бюллетень иностранной коммерческой информации» в №49 за 1997 год.

Источниковая база. В курсовой работе были использованы сборники с документами и материалами, посвященные встречам глав государств СССР и Франции. Первая встреча прошла 20 июня 1984 года в Москве, где встретились Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко и президент Франции Ф.Миттеран. Не смотря на различия во взглядах на причины ухудшения мировой обстановки, на этой встрече СССР и Франция испытали общую озабоченность и сошлись в том, что нельзя допускать ее дальнейшего обострения. В октябре 1985 года новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев посетил Париж, где встретился с президентом Франции Ф.Миттераном. Перед поездкой он заявил, что готов к диалогу с Францией, возвращению к разрядке, к поиску решений накопившихся проблем в Европе и мире. Следующая встреча произошла в Москве в июле 1986 года, куда с официальным визитом прибыл Ф.Миттеран. Встреча была оценена положительно с обеих сторон.

Хронологические и территориальные рамки. Курсовая работа охватывает период в 14 лет- от прихода к власти Ф. Миттерана во Франции- 1981 год, и до его ухода с политической арены- 1995 год. Территориальные рамки охватывают Западную Европу, СССР, США, Ближний Восток.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

В введении представлена актуальность темы курсовой работы- давнейшая дружба русского и французского народа, начиная с XI века страны связывают политические и экономические отношения. По сегодняшний день российско- французское партнерство продолжается и история развития этих отношений вызывает интерес в кругу ученых. Историография представлена работами К.П. Зуевой, которая изучала советско(российско)- французские отношения в период после Второй Мировой войны и до 1990-х годов, которые принесли большую пользу в исследовании данной курсовой работы. Источниковая база курсовой работы представлена документами и материалами, содержащими информацию о визитах глав государств.

В первой главе исследуются отношения Франции и СССР на момент прихода Франсуа Миттерана к власти во Франции. Представлены основные вехи его политической карьеры. Исследуются политические и торгово- экономические связи между странами, отрицательные и положительны моменты первого периода президентства Ф. Миттерана.

Вторая глава повествует о советско- французских взаимоотношениях в период перестройки в СССР. В этот период происходило определенное потепление отношений между странами, участились визиты глав государств, результатом которых было обоюдное согласие на разрядку международной напряженности.

Третья глава раскрывает сущность взаимоотношений новой России и Франции, в ней подводятся итоги президентства Ф. Миттерана, лидера социалистической партии, посвятившего всю жизнь делу возвеличивания Франции.

В заключении подведены итоги, достигнутые в исследовании курсовой работы. Это общие положения во взаимоотношениях СССР(России) и Франции на продолжении с 1981 года по 1995 год, отрицательные и положительные моменты.

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по курсу "Внешняя политика России"

Выполнил: студент 3 курса факультета МЭиМП 369 группы Авраменко Николай

Проверил: Кривушин И.В.

Для Ширака это было время для активных действий по продвижению французской геополитической программы, суть которой заключалась в борьбе с “американской глобализацией". К тому же, Россия была важна для Франции из-за угрозы политической и экономической дестабилизации при обладании большим военным потенциалом. Другая причина необходимости постоянного диалога с Россией заключалась в процессах ядерного разоружения. Такой факт, что Франция возобновила ядерные испытания в 1995 году, говорит о неуверенности и недоверии к России и новому президенту Б. Ельцину.

“Завтра какой-нибудь экстремист правый…придет к власти в России, где сохранилась значительная ядерная мощь", - Ж. Ширак.

Такая продолжающаяся дружба с Россией порождала разногласия Франции и США и обостряла борьбу по поводу расширения НАТО на Восток. Эти проблемы зависели в первую очередь от места России во французском проекте Европы, а в особенности, стремлении Франции утвердить Европу в качестве центра силы и распространить ее от Атлантики до Урала.

Через некоторое время Борис Ельцин вошел в доверие Франции и стал в одно русло с М. Горбачевым, который противостоял экстремистским (коммунистическим и националистическим) силам . В период первой чеченской кампании Ж. Ширак ограничился своим взглядом о политическом урегулировании конфликта, хотя был озабочен ситуацией на юге России. Помимо политической поддержки, Франция продолжила финансирование России и при новом президенте. Главными задачами такого финансирования Жак Ширак видел в строительстве либеральных реформ. В основном, все кредиты шли через МВФ. Россия же потихоньку списывала царские долги французских вкладчиков. Если обратить внимание на экономические узы России и Франции, а это 3% внешнеторгового оборота России на Францию к концу 90-х годов, то можно с уверенностью сказать, что страны не были связаны друг с другом в экономической сфере, тем более, что среди инвесторов Франция была на 9-ом месте . Исключительно политическое сотрудничество делало отношения уязвимыми, ведь экономические возможности страны составляли основу могущества страны на международной арене, а экономические узы делают отношения более зависимыми и осторожными.

Конец доверительным отношениям наступил в 1999 году, когда И. Ахмадов посетил здание французского парламента. После встречи, Ведрин – министр иностранных дел Франции, выступил по радио с заявлением, что Франция намерена потребовать от Ельцина сесть за стол переговоров с лидерами Чечни . Прием, который Франция оказала Ахмадову, вызвал негодование в России. Москва попросила не вмешиваться Париж во внутренние дела России. Ж. Ширак отреагировал и подтвердил свое намерение занимать твердую позицию по этому вопросу. Это не означало потери интереса Парижа к России, но все-таки приостановило период франко-российских отношений, которые базировались на доверии и гаранте стабильности в России в лице Б. Ельцина. 9 декабря 1999г. На саммите в Хельсинки Франция подняла вопрос об экономических санкциях против России. Страны решили пересмотреть свои программы сотрудничества с Россией и уделить внимание только на те, которые касаются прав человека и служат улучшению жизни населения . Таким образом, Франция пыталась вынудить Москву вступить в переговоры с А. Масхадовым . Позиция Парижа заключалась в следующем: прекратить военные операции, затрагивавшие мирное население, допустить в Чечню любых представителей и организаций для гуманитарных целей.

В марте 2000 года избрание В.В. Путина на пост президента России заставило подумать французское политическое общество о продолжении либерального курса в России. Охлаждение отношений с Францией привело к смене географии общения – начались партнерские отношения с Шрёдером и Блэром. На протяжении 10 месяцев Путин не посещал Францию, хотя встречался с лидерами Германии, Англии, КНДР, Японии, 3 раза с лидером США. А во время встречи Большой Восьмерки в Окинаве в июле 2000 года В. Путин не побеседовал лично только с Ж. Шираком.

© Фото: РИА Новости, Сергей Гунеев

В тот период отношения были ухудшены не только из-за 2-ой Чеченской кампании, но и из-за разногласий по вопросам Косова. Такой кризис отношений показал Ж. Шираку, что его политический курс к России терпит неудачи. Франция и дальше хотела убеждать Россию в правильности западных норм в урегулировании внутренних конфликтов. Уже в конце октября 2000 г. Франция понимает, что ее курс терпит неудачу. Париж кардинально поменял свои взгляды и к саммиту Россия-ЕС 2000г. было ясно, что французская дипломатия сняла требования по поводу прекращения военных действий в Чечне, как одно из условий получения западных кредитов России. На этой же встрече, французский президент подчеркнул желание Франции и России сотрудничать в рамках создания многополярного мира. Дословно Ж. Ширак охарактеризовал российско-французские отношения так: “Франция, находящаяся в центре Европейского союза, но сохраняющая традиционное своеобразие, свои давние связи с Россией, и Россия, современная и демократическая, имеют общее видение организации многополярного мира, где каждый сохраняет свою идентичность, свои суждения и способность вести свои дела, - вот основа франко-российских отношений. "

Другими словами, наступило время, когда Россия начинает отстаивать свои права и интересы, а иногда и диктовать условия.

Это подтверждается, словами Ю. Ведрина 26 октября 2000 года: “Франция не может сделать Чечню центральной темой отношений с Россией ". Франция была готова еще больше сделать упор на отношения с Россией после событий 11 сентября 2001 года в США. Париж начал придерживаться позиции непрекословной борьбы с терроризмом, в том числе и в Чечне.

В 2002 году Ж. Ширак победил на выборах и был положен конец “сожительству" с социалистами, что позволило президенту руководствоваться голлистскими принципами во внешней политике. В 2002 году был создан франко-российский Совет сотрудничества в области безопасности. Главная цель совета – расширение и углубление двустороннего сотрудничества в рамках международной безопасности. Такой форум помог Франции и Германии найти поддержку в лице России по иранскому вопросу, когда даже страны-члены ЕС отказались поддерживать идеи Франции и Германии. Хотя Совет сотрудничества не смог противостоять военному вмешательству США, все-таки он заставил задуматься США о законности и целесообразности военного проникновения на территории других стран. Сотрудничество дополнилось еще одной важной проблемой – вопрос по ядерному потенциалу Ирана. Франция и Россия желали продолжать диалог с Ираном и были против курса США, который заключался в применении эмбарго и других методов политики “hard power".

Двустороннее политическое сотрудничество в последние годы носит достаточно интенсивный характер. Новый скачок в российско-французских отношениях случился в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась на саммите “Группы восьми" в г. Тояко 7 июля 2008 года. Когда Саркози стал президентом, ожидания были высоки относительно его восточной политики. После отношений тройки: Шрёдер, Путин и Ширак, Саркози, казалось, обещал более принципиальную позицию по отношению к России. Война в Грузии, сыгравшая значительную роль в политике Н. Саркози, в действительности показала это отношение. Как действующий президент ЕС, он активно вмешался в разрешение конфликта и даже договорился “о шести пунктах" решения конфликта с Медведевым, который, помимо прочего, подразумевал отвод войск и начало обсуждения вопросов безопасности Южной Осетии и Абхазии. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози прибывал в Москву в рамках усиления урегулирования кризиса на Кавказе. Франция сыграла роль посредника в урегулировании конфликта.

Намерения Николя Саркози были, конечно, искренними, но разработка перемирия, которое предоставляло российским войскам право внедрить дополнительные меры обеспечения безопасности и таким образом право остаться на территории Грузии, была непрофессиональной, и даже наивной. Позже, когда Россия не полностью выполнила эти шесть принципов и нарушила международное право, к тому же, односторонне признавая независимость Южной Осетии и Абхазии, со стороны Франции не было слышно никаких протестов и возмущений. Французский журнал “Le Nouvel Observateur" обнародовал другие смущающие данные. Во время переговоров с Саркози в Москве Путин, как говорили, нелестно отзывался о М. Саакашвили, но Саркози никак не отреагировал на это вульгарное замечание, которое могло интерпретироваться, как звонок убить демократически избранного главу государства страны. Такие тесные связи Саркози и Путина продолжились встречей французского премьер-министра Франсуа Филлона и Владимира Путина в Сочи 9 сентября 2008 года. На встрече обсуждались выгодные контракты для французских компаний. В то время российские войска все еще находились на территории Грузии, к тому же Россия не выполнила “шесть принципов". Грузинское правительство посчитало такое сотрудничество как “нож в спину" Грузии. Польша, Англия, Чехия и балтийские страны активно критиковали такие отношения в военное время, зато во французских СМИ это прошло практически незамеченным. После русско-грузинской войны отношения России и Франции расцвели. Явным доказательством этого послужила продажа вертолетоносцев класса “Мистраль". Согласно словам главнокомандующего ВМФ России Владимира Высотского, корабль как Мистраль позволил бы Черноморскому флоту выполнить военную операцию за 40 минут, а не за 26 часов. Грубо говоря, это показало, чьи позиции поддерживала Франция в грузинском вопросе. Ведь такая сделка явно огорчила Грузию, а в частности ее прокомментировал министр иностранных дел Григоль Вашадзе, что он “был очень обеспокоен покупкой" . Продажа кораблей класса “Мистраль" Москве не только проигнорировала интересы Польши, Украины, Грузии и других балтийских стран, но и увеличила военное преимущество России в Черном и Балтийском морях.

Двустороннее политическое сотрудничество продолжается достаточно интенсивным даже после разрешения конфликта. Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в г. Эвиан и в саммите Россия – ЕС, состоявшемся 14 ноября в Ницце. В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встретились в рамках “двадцатки" в Лондоне и Питтсбурге, саммита «восьмерки» в Аквиле (8–10 июля), на сессии генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (23–24 сентября), а также “на полях" мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября). Такие насыщенные встречи говорят о плотном сотрудничестве стран России и Франции.

Экономические отношения к 2010 году сравнялись с показателями 2008 года. Товарооборот в 2010 году составил 18,4 млрд. евро (6,2 млрд. евро экспорт из Франции в Россию и 12,1 млрд. евро из России во Францию) . Эти цифры означают положительный сигнал в экономических отношениях между Россией и Францией после экономического кризиса. Французский экспорт в российской экономике занимает 6-е место с 4,4% доли на рынке и 2-е место среди европейских поставщиков . Большая часть французского экспорта состоит из транспортных материалов(61% воздушный транспорт), химической промышленности, парфюмерной и косметической продукции, электрооборудования, фармацевтической промышленности, товаров агропромышленного комплекса и т.д. Среди всех клиентов России Франция в 2010 занимала 11-е место, а среди европейских – 5-е. В основном это энергетические продукты (87% всего экспорта) и углеводороды.

Отношений новых президентов Франции и Росиии Ф. Олланда и В. Путина начались со встречи в Париже, на которую прибыл В. Путин. Как сообщают Риа НОВОСТИ: “Президент РФ Владимир Путин и его французский коллега Франсуа Олланд на переговорах в Париже нашли взаимопонимание ".

"У Франции и РФ есть понимание по многим вопросам, Москва и Париж способны слышать друг друга, как это было на протяжении многих лет", - заявил Путин на пресс-конференции по итогам переговоров.

Все же, как говорят многие эксперты, отношения будут носить полемический характер. “Нам было удобнее иметь дело с прагматичным Николя Саркози, нежели с таким идеологизированным правителем как Олланд. Нас он будет очень раздражать", - считает руководитель Центра французских исторических исследований Института всеобщей истории Петр Черкасов .

Скорее всего, он будет вести себя действительно не так, как Саркози. Не в том смысле, что он будет скромнее, а просто он не будет таким вызывающе активным, пытающимся вклиниться в любую щель, которая возникает, для того, чтобы проявить французские лидерские качества. Олланд совсем другой человек, он гораздо более традиционный, солидный президент. Но суть французской политики, конечно, не изменится, потому что она в принципе редко меняется.

Олланд мало известен в России, его нужно узнавать и налаживать отношения. Но на самом деле, дело заключается в другом: каким бы человеком он ни оказался, как бы он сейчас ни относился к России, сама традиция дипломатии Франции абсолютно стабильна. Начиная с де Голля и заканчивая Н. Саркози - президенты признавали, что отношения с Москвой в советскую и в постсоветскую пору - это залог стабильности в Европе. Для Франции эти отношения столь же важны, как западное направление (Соединенные Штаты и континентальная Европа). Отношения с Россией это одни из передовых отношений французской внешнего курса. Тем более, что Н. Саркози довольно сильно добавил прослойку бизнес-отношений между странами. То есть взгляд французской деловой элиты в отношении России изменился в позитивную сторону, и французские компании стали активнее работать на российском рынке. И при таком положении дел, Олланду будет сложно что-то изменит кардинально.

Заключение

Партнерство Франции и России базируется на многовековом сотрудничестве между двумя странами, расположенными в западных и восточных пределах европейского континента. Удивительно, но потрясения истории не расшатали отношения между Москвой и Парижем. Исторические события, сотканные с XVIII-ого века, позволили получить представление о специфическом отношении между двумя странами. В течение последнего десятилетия, отношения между Францией и Россией конечно базировались на наследстве вековой дружбы, но они этим не ограничивались. Они смогли возобновиться и развиться, добавляя к традиционным политическим и культурным связям новые сферы сотрудничества. И так вышло, что для России, Франция - страна, которая котируется в Европе и к которой прислушивается много стран. Для Франции, Россия - неизбежный партнер, именно в рамках безопасности европейского континента.

Отношения Франции и СССР (России) всегда являлись неотъемлемым диалогом в международных отношениях как в Европе, так и в мире в целом. Диалог строился на периодах падения и подъемов отношений, на которые часто оказывали влияние международные процессы. По сути своей, франко-русские узы никогда не носили привилегированный характер, несмотря на то, что провозглашались таковыми. Это можно объяснить тем, что центристская идея голлизма (возвращением величия Франции) – была эгоистична: Франция сближалась с теми, с кем было выгодно в тот или иной момент истории. В свою очередь, для СССР Франция также была только одним из важных партнеров – здесь приоритеты менялись от Германии к Франции и обратно.

Франция и Россия традиционно поддерживают тесные связи. Благодаря хорошим личным отношениям между президентами обеих стран, они усилились в течение последнего десятилетия. Сегодня они отличаются большим интенсивным политическим диалогом, ориентированным к будущему. Что касается международных вопросов, обе страны часто имеют одинаковый взгляд и поддерживают друг друга; часто происходит так, что французская позиция может противиться позиции других стран-членов ЕС.

Что касается экономического сотрудничества, то торговые связи между Францией и Россией заявили с недавнего времени о новой динамике и диверсификации. Несмотря на тесные экономические и политические отношения с Москвой, Париж еще не сумел установить прочную европейскую позицию по отношению к России и согласовать двусторонние и многосторонние отношения на европейский уровень. Но зато Париж пользуется своим привилегированным положением в российском руководстве. В решении международных проблем, связанных с Россией, Франция одна и первых стран, которая будет вести переговоры с Москвой.

Год Франции в Росиии (2010) породил многообразные обмены, которые питают политический, экономический и интеллектуальный диалог между обеими странами. Французская политика сотрудничества делает упор на несколько направлений, среди которых: обмены студентов, исследователей (заключение партнерских отношений между научно-исследовательскими институтами) или диалог с элитой и гражданским обществом. Этому способствуют усилению диалога между культурами. Еще одно значимое событие - двустороннее соглашение об обучении языка партнера (Россия-Франция), подписанное в 2004, что и позволило внедрить международные программы русского языка во французских учреждениях среднего образования (Ницца и Страсбург).

В общем, России и Франции довольно-таки легко вести диалог. Это можно объяснить тем, что наши руководители прекрасно понимают французское руководство и наоборот. У президентов Франции и России были и есть представления о национальном величии. Но все-таки, “такие отношения необходимо продолжать подпитывать бизнес-отношениями", - заявил Федор Лукьянов в одном из своих интервью . Уровень доверия между обеими странами и качество отношения мало способны ухудшиться в ближайшие годы, несмотря на то, что на выборах во Франции победил социалист Франсуа Олланд.

Список литературы

  • 1.“Франция в поисках новых путей" под ред. Ю.И. Рубинского, издательство “Весь Мир", 2007г.
  • 2.Ю.И. Рубинский, “Франция: Время Саркози", 2011 г.
  • 3.Журнал “Дипломатический вестник" 1997-2011, МИД России
  • 4.Островская Е.П. Экономика Франции в постиндустриальном мире. Опыт системного анализа. М.:Русская Лютеция, 2008.
  • http://www.diplomatie.gouv.fr/

Русско-французские отношения имеют многовековую историю. Еще в середине XI века дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне - будущем короле Франции Филиппе I, фактически правила Францией. Первое посольство России во Франции появилось в 1717 году после указа Петра I. Это стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между нашими странами.

Кульминационной точкой сотрудничества стало создание в конце XIX века военно-политического альянса. А символом дружеских отношений стал мост Александра III, построенный в Париже.

Современная история отношений России и Франции начинается с 28 октября 1924 года, со дня официального установления дипломатических отношений между СССР и Францией.

7 февраля 1992 года между Россией и Францией было подписано соглашение, которое подтвердило желание обеих стран развивать "согласованные действия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". В течение 10 лет договор между двумя странами был дополнен более чем 70 соглашениями и протоколами, касающимися различных сфер сотрудничества между нашими странами.

В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный визит президента Путина во Францию. Соглашения, заключенные во время этого визита, подтвердили важность сотрудничества России и Франции в мировой политике. Президент Ширак совершил официальный визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года, во время которого побывал в Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между Жаком Шираком и Владимиром Путиным способствовали принятию совместной декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям.

Товарооборот

Франция на восьмом месте среди стран ЕС - основных торговых партнеров России по объему товарооборота. Кризис внес свои коррективы, и по итогам 2009 года российско-французский товарооборот по сравнению с 2008 годом сократился на 22,8%. В результате он составил 3,3 миллиарда долларов. Среди стран Европейского союза падение было более значительным - 41%. Российский экспорт увеличился на 40,4% - до 12,2 миллиарда долларов, а импорт из Франции вырос на 29,6% и составил 10 миллиардов долларов. Франция для России является одним из стратегических торгово-экономических партнеров. Товарооборот между нашими странами за последние пять лет вырос почти в три раза. По итогам 2008 года он увеличился на 35,3% и составил 22,2 миллиарда долларов. Кроме того, Франция стала одним из основных инвесторов для России: на конец марта 2009 года французские инвестиции в российскую экономику составили 8,6 миллиарда долларов.

Наиболее крупными товарными позициями российского экспорта во Францию являются: нефть и минеральное топливо, продукция химической промышленности, металлы, древесина, целлюлозно-бумажные изделия. А также машины, оборудование и транспортные средства. Структуру импорта из Франции в Россию формируют три товарные группы: машины и оборудование, продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную. И кроме того, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Для развития российского экспорта главный потенциал в промышленной кооперации в области высоких технологий. Из уже реализующихся проектов в этой области с участием предприятий двух стран заслуживает внимание совместная разработка двигателя на базе НПО "Сатурн" для российского регионального самолета "Суперджет-100" и организация производства комплектующих для Аэробуса.

Культура

Прежде всего "перекрестный" год станет годом культуры. Поэтому очень символично, что 25 января 2010 года в зале Плейель выступлением оркестра Мариинского театра Санкт-Петербурга под управлением Валерия Гергиева было отмечено торжественное его открытие. Многочисленные проекты культурного сотрудничества поставят этот франко-российский Год под знак творчества. Хореограф Анжелен Прельжокаж объединит балет Большого театра и свою танцевальную труппу в современном балете, который будет поставлен сначала в Москве, а затем во Франции с интервалом в несколько недель. Национальная Парижская опера и Большой театр запланировали совместную постановку оперы на музыку Филиппа Фенелона по мотивам пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад". В России также пройдут гастроли Комеди Франсез в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге. Балетная труппа Парижской оперы покажет "Пакиту" в Новосибирске. Передвижной фестиваль уличных театров разместится на борту корабля, плывущего по Волге. По транссибирской магистрали пойдет специальный литературный поезд писателей, который по всему следованию будет знакомить российскую публику с современной французской литературой.

Многие известные музеи готовят интереснейшую программу выставок, которые пройдут и в регионах. Со 2 марта по 26 мая 2010 года в Лувре пройдет выставка, которая представит несколько веков русского искусства - с XI до XVII века, в ее подготовке примут участие более 10 российских музеев. Среди французских выставок пройдет экспозиция в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, посвященная Парижской школе, и выставка в Государственном историческом музее "Наполеон и искусство". В Санкт-Петербурге в Эрмитаже будет открыта экспозиция севрского фарфора, а выставку из собрания музеев Нанси увидят в Екатеринбурге.

Образование

По мнению главы российского МИДа Сергея Лаврова, от проектов в области совместного образования выигрывают и Россия, и Франция. По его словам, совместная деятельность России и Франции в этой области имеет серьезное значение не только для студентов, "от этой деятельности выигрывает Европа" и весь мир. Особую популярность среди желающих изучать французский язык получила российская сеть Альянс Франсез, которая насчитывает 11 ассоциаций. Волна ее создания в России началась в 2001 году, когда по инициативе посла Франции г-на Бланшмезона подобные общественные ассоциации появились в Самаре и Нижнем Новгороде. Затем во Владивостоке посол Франции в РФ г-н Станислас де Лабуле официально открыл 11-й российский Альянс Франсез.

В рамках сотрудничества в сфере высшего образования успешно работает франко-российская образовательная программа на основе договора сразу с двумя вузами, один из которых - французский, другой - российский. Эта программа будет интересна тем, кто нацелен на преподавание на французском языке и желает получить французский диплом. Различные франко-российские образовательные программы, известные в настоящий момент, представляют собой самые разнообразные академические схемы обучения, начиная с модуля обучения на французском языке и заканчивая включенными программами, предусматривающими получение двух государственных дипломов.

В рамках Года Франции в России и России во Франции пройдет конференция "Студент и научно-технический прогресс" (в Новосибирске), франко-российский форум "Студенты-предприятия" (в Санкт-Петербурге). Кроме того, в Париже и в Порт де Версаль состоится встреча ректоров и президентов французских и российских высших учебных заведений.

"Россия - почетный гость на Европейском Слоне Образования".

ФРАНЦИЯ (Французская Республика), государство в Западной Европе, на западе и севере омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла–Манш), на юге - Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Площадь 551 тыс. км2. Население 57,7 млн. человек, в том числе свыше 93% - французы. Официальный язык - французский. Верующие преимущественно католики (свыше 76%). Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание). Столица - Париж. Административно-территориальное деление: 22 района, включающих 96 департаментов. Денежная единица - франк.

Западные и северные районы Франции - равнины (Парижский бассейн и другие) и низкогорья; в центре и на востоке - средневысотные горы (Центральный Французский массив, Вогезы, Юра). На юго-западе - Пиренеи, на юго-востоке - Альпы (высшая точка Франции и Западной Европы - гора Монблан, 4807 м). Климат морской умеренный, на востоке переходный к континентальному, на побережье Средиземного моря субтропический средиземноморский. Средние температуры января 1-8°C, июля 17-24°C; осадков 600-1000 мм в год, в горах местами 2000 мм и более. Крупные реки: Сена, Рона, Луара, Гаронна, на востоке - часть течения Рейна. Под лесом (преимущественно широколиственные, на юге - вечнозеленые леса) около 27% территории.

В древности территорию Франции населяли галлы (кельты), отсюда ее древнее название Галлия. К середине 1 в. до нашей эры завоевана Римом; с конца 5 в. нашей эры - основная часть Франкского государства. Образованное по Верденскому договору 843 Западно-Франкское королевство занимало приблизительно территорию современной Франции; в 10 в. страна стала называться Францией. До середины 12 в. господствовала феодальная раздробленность. В 1302 созваны первые Генеральные штаты, сложилась сословная монархия. Абсолютизм укрепился после Религиозных войн 16 в., достиг апогея при Людовике XIV. В 15 - 17 вв. французские короли вели длительную борьбу с Габсбургами. Феодально-абсолютистскую систему ликвидировала Французская революция. В 1792 учреждена республика (1-я республика). После государственного переворота 18 брюмера (1799) установлена диктатура Наполеона (с 1804 провозглашен императором; 1-я империя). Период реставрации базировался на конституционной монархии Людовика XVIII (1814/15 - 24) и Карла X (1824 - 30). В результате революции 1830 к власти пришла финансовая аристократия. Февральская революция 1848 установила республиканский строй (2-я республика), который сменил правление Наполеона III (1852 - 1870). В период 3-й республики (1870 - 1940), провозглашенной после пленения Наполеона III под Седаном во франко-прусской войне 1870-71, в Париже 18 марта 1871 произошло мощное движение социального протеста, приведшее к установлению Парижской коммуны (март - май 1871). В 1879 - 80 создана Рабочая партия. В начале 20 в. образованы Социалистическая партия Франции (под руководством Ж. Геда, П. Лафарга и других) и Французская социалистическая партия (под руководством Ж. Жореса), которые объединились в 1905 (французская секция рабочего интернационала, СФИО). К концу 19 в. в основном завершилось образование французской колониальной империи. В январе 1936 на основе единого фронта (Французская компартия, основана в 1920, и СФИО, с 1934) создан Народный фронт. Правительства Народного фронта запретили фашистские организации, приняли меры к улучшению положения трудящихся. В 1938 Народный фронт распался. В период 2-й мировой войны Франция была оккупирована германскими и итальянскими войсками. Организаторами Движения Сопротивления были Французская компартия и возглавляемое Ш. де Голлем движение “Свободная Франция” (с 1942 - “Сражающаяся Франция”). К концу 1944 Франция (в результате действий войск антигитлеровской коалиции и Движения Сопротивления.) была освобождена. В 1958 принята конституция 5-й республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом стал де Голль. К 1960 в обстановке распада колониальной системы завоевала независимость большая часть французских колоний в Африке. Массовые волнения в 1968, вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому государственному кризису. Де Голль был вынужден уйти в отставку (1969). В 1981 президентом был избран Ф. Миттеран.

Франция - высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимает одно из ведущих мест в мире по объему промышленного производства. Валовый национальный продукт на душу населения - 22320 долларов в год. Добыча железной и урановых руд, бокситов. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе автомобилестроение, электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другие), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Франция - один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), черных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры (производится около 400 сортов). Франция - один из крупнейших в Европе производителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. Главная отрасль сельского хозяйства - животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство; основные культуры - пшеница, ячмень, кукуруза. Развиты виноградарство (ведущее место в мире по производству вин), овощеводство и садоводство; цветоводство. Рыболовство и разведение устриц. Экспорт: машиностроительная продукция, в том числе транспортное оборудование (около 14% стоимости), автомобили (7%), сельскохозяйственные и продовольственные товары (17%; один из ведущих европейских экспортеров), химические товары и полуфабрикаты и др. Иностранный туризм.