Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Осознание своих границ упражнения. Формирование психологических границ личности (от теории к практике). Как защитить психологические границы в конфликте

Что делать, если Вам нахамили ? Например, злобная старушка в трамвае громко закричала «Куда прешь?» Продавщица с ярко накрашенными губами нагло не дает сдачи? Или знакомый постоянно просит в долг. Коллега постоянно стреляет кофе/сигареты и т.д. А по дороге с работы элементарно подрезали на повороте?

Возможно, Вы думаете, что ответить на хамство можно только таким же хамством и, поэтому Вы, интеллигентный и воспитанный человек, выбираете «быть выше этого» и … МОЛЧАТЬ. На худой конец глупо улыбаться и отшучиваться, ДЕЛАЯ ВИД, что Вам все равно. Но внутри что-то сжимается, и очень хочется ударить обидчика посильнее, ЕСЛИ БЫ…не воспитание, принципы, да и нерешительность… А придя домой, Вы выдумываете в голове все то, что МОГЛИ БЫ ответить ТОГДА, и что можно БЫЛО БЫ сделать. Но уже поздно… Вы НЕ ответили.

Некоторые ситуации забываются, а некоторые долго не дают покоя ... Вы не можете заснуть, и ворочаясь с боку на бок, размышляете... ПОЧЕМУ? Почему со мной? Что я сделал не так? В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ я обязательно...

Слово «Нет» произнести порой очень нелегко. Ведь так хочется, чтобы в мире никогда не было войны, все вокруг улыбались друг другу, любимый «чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил…» и т.д. И так хочется отсутствия конфликта . Но, к сожалению, если кто-то обругал Вас, нарочно толкнул, обманул, поучил жизни без запроса, то конфликт уже начался и избежать его уже невозможно! Потому что невозможно отмотать время назад. (Даже герои фантастических фильмов, которым это удавалось, сами знаете, после долгих мытарств все равно пришли в ту же самую точку, из которой пытались убежать -вспоминаем фильмы «Эффект бабочки», «Господин Никто»).

То, что Вам нужно сделать - это принять ответственность за защиту себя, своей личности, чести, своей территории, времени и пространства. Психологи называют описанные выше ситуации - нарушениями психологических границ .

Вы считаете, что реагировать на хамство можно только двумя способами: молчать или хамить в ответ? На самом деле, кроме этих двух, существует огромное разнообразие вариантов.

Хотите решить эту проблему раз и навсегда? Научиться АДЕКВАТНО ДАВАТЬ ОТПОР И РЕАГИРОВАТЬ в соответствии со своими принципами, убеждениями и моральными ценностями?

Посмотрите примеры:
- Что на тебе надето? Это же просто кошмар!!!
- Да, ты знаешь, творческие личности такие загадочные, с тонкой душевной организацией, наши поступки порой очень сложно понять...

В утренней толпе:
- Мужчина, Вы отдавите мне ногу! Как Вам не стыдно! Все время толкаетесь! Какой неуклюжий! Как инвалид какой-то... Зачем вообще ездить такому, надо дома сидеть!
- Уважаемая…, если у Вас какие-то проблемы в сексуальной сфере, то я буду рад помочь:-)...

Хотите научиться также? Это - реально. Я предлагаю Вам овладеть 10 приемами защиты своих границ всего за 4 очных занятия - 3 простейших метода, 4 техники чуть посложнее - можно применить после тренировки и 3 продвинутых способа для установления границ в близких отношениях (это сложнее всего). А самые упорные после тренинга смогут создать свою собственную технику.

Если Вы сейчас в Москве, приходите 11 апреля в 18.30 на первое очное занятие по адресу ул. 1-я Брестская д.62 (м. Белорусская кольцевая). 4 занятия пройдут по понедельникам с 19.00 до 21.00. Предварительная регистрация на тренинг по кнопке после ввода адреса:


Введите e-mail:

Не получается присутствовать очно - посетите аналогичный заочный тренинг (3 занятия по средам с 19.00 до 20.30), который начнется 6 апреля - первое занятие бесплатное! Регистрируемся по кнопке после ввода адреса:

Введите e-mail:

И тогда Вы совершенно достойно сможете реагировать на любую напряженную ситуацию: в общественном месте, на работе, в общении с начальником, знакомыми, друзьями, родственниками и даже с очень близким человеком, с которым часто случаются конфликты. Вы сможете не тратить время на переживания , бесполезные споры и доказательства, даже если вдруг кто-то обзовет Вас или оскорбит:

Ты что, дура что ли?
- Она самая и есть! В прошлом году я даже участвовала в конкурсе дур и заняла первое место на планете. Ты тоже хочешь поучаствовать?

В результате тренинга Вы:

- Научитесь определять свои личные границы, разберетесь, на что Вы действительно имеете внутреннее право.
- Сможете выявлять моменты нарушения «границ» и находить конструктивные выходы из таких ситуаций
- Научитесь применять от 3-х до 10 вариантов защиты границ (в зависимости от уровня интереса к теме)
- Задумаетесь о возможности новых способов коммуникации с людьми, и при желании сможете начать осваивать более эффективные модели поведения.

    Чаусова Ольга Эдуардовна,
    педагог-психолог.

  • При составлении содержательной части занятий (подборе упражнений и заданий) следует учитывать следующие теоретические аспекты развития психологического пространства и его границ.

      С.К. Нартовой-Бочавер выделены шесть измерений психологического пространства личности, которые представляют собой отвечающие разным потребностям человека каналы взаимодействия человека с миром (онтологические языки):
    • I - собственное тело (открывает человеку самого себя, в онтогенезе возникает первым, основа для идентификации субъекта, важнейшие потребности: пища, комфортность размещения и местоположения в пространстве (поза), сексуальная потребность (с пубертата));
    • II - территория (обозначает факт существования других людей, которых нужно принимать во внимание);
    • III - личные вещи (мир предметов (артефактов), которые не только функционально необходимы, но также обозначают склонности и предпочтения людей. Предметы представляют собой текст, иносказательное сообщение другим людям о себе);
    • IY - временной режим (единственное, измерение, которое определяет и упорядочивает время пользования всеми остальными секторами пространства, это измерение особенно сильно отражает краткосрочность жизни вообще, напоминая о том, что все сущее дано на время);
    • Y - социальные связи (содержит возможность поддерживать, углублять и развивать межличностные отношения таким образом, чтобы уметь противостоять большому социуму, устанавливать безопасную дистанцию с близкими, расширять и корректировать круг знакомых);
    • YI - вкусы (ценности) (отражают индивидуальную позицию в начале жизни, а затем - мировоззренческий аспект человеческого бытия, направлены не на условия выживания, а скорее на ресурс развития, те «запасные элементы» системы, которые и делают возможной индивидуализацию).

    Все эти измерения выполняют необходимые для самосохранения и самоутверждения функции.

    Развитие психологического пространства происходит в следующей последовательности: ощущение тела возникает в младенчестве, личная территория и вещи - на протяжении раннего и дошкольного детства, временные привычки - с дошкольного по младший школьный возраст. Социальные связи начинают формироваться в дошкольном возрасте, вкусы и ценности - тогда же, но становятся регулятором поведения в подростковом возрасте. В случае гармоничного развития человек начинает обладать средовыми языками самовыражения, адекватными всем шести измерениям психологического пространства, и пользуется ими согласно контексту актуальной ситуации.

    Понятие телесности, исследуемое Т. С. Леви, раскрывает смысл и особенности формирования психологической границы личности. Основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму .

    Телесность предполагает наличие особой границы, которая с одной стороны, защищает нашу психику от разрушающих внешних воздействий, а с другой пропускает необходимые для нас энергии. Она обеспечивает нам возможность выражать себя в мире и, вместе с тем, сдерживать, «контейнировать» определенную внутреннюю энергию.

    В психотерапии понятие «граница» является широко используемым. Опыт переживания границы концептуализируется в виде «линии, обода или мембраны», разграничивающих "Я" и «не-Я». Установить границы — это значит определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром.

    Психологическая граница формируется в процессе осознания своего собственного внутреннего пространства и его отстаивания, преодоления симбиотических отношений. Такое преодоление означает обретение права на самоопределение, свободу, но вместе с тем и ответственность за себя .

    Психическое развитие есть, по сути, выстраивание психологической границы .

    Адекватное и дифференцированное восприятие человеком границы физического тела, способствует переживанию «Я есть» и является фундаментом самоидентичности. Осознание и оптимизация психологической границы обеспечивают переживание «Я могу» и является основой активности человека.

    Варианты изменений оптимальной психологической границы представлены ниже в таблице.

    Для адекватного взаимодействия человека с окружающим миром важно владение всем спектром вариантов изменения границы. Ни один из вариантов не может быть априори правильным или неправильным. Он может быть интерпретирован лишь в контексте жизненной ситуации человека, логики его внутреннего развития. Однако базовым вариантом границы, позволяющим ей быть гибкой и адекватной, является способность удерживать ее в нейтральном состоянии, что соответствует переживанию спокойствия и уверенности в себе .

    Потребности, переживания Я Позитивные установки Состояние Я Психологическая граница Состояние Мира
    1 Потребность в покое, состоянии «здесь и теперь» Могу быть в контакте с миром и чувствовать себя спокойно Спокойное Нейтральная(в меру проницаема). Потенциально содержит в себе все другие характеристики границы Спокойное
    2 Непринятие воздействия Мира, потребности в защите, независимости Могу сказать «нет» Активное, вектор движения направлен против, сдерживает активность Мира Непроницаемая, что достигается путем увеличения ее плотности, изменения размеров, перетекаемости и др..
    3 Принятие воздействия Мира, потребности в эмоциональном насыщении, присоединении к иному Могу сказать «да» Пассивное, вбирающее воздействие Мира Полностью проницаемая, иногда растворенная. Активное, вектор движения энергии направлен в пространство Я
    4 Потребность в помощи, эмоциональном насыщении Могу попросить «дай» Активное, вектор движения направлен из пространства мира к себе Проницаемая и втягивающая Пассивное или активное, но вектор движения направлен не в пространство Я
    5 Потребность в самовыражении Могу выразить себя Активное, вектор движения направлен в пространство мира Проницаемая или частично проницаемая, позволяющая энергии выходить в пространство мира Пассивное или активное
    6 Потребность в сдерживании собственных чувств Могу сдерживать себя Активное, вектор движения направлен к себе Непроницаемая Пассивное или активное

    Если граница физического тела начинает осознаваться благодаря прикосновениям Мира, то психологическая граница формируется, прежде всего, в результате нашей собственной активности, собственных усилий. Психологическая граница возникает и развивается в результате осуществления человеком движений и действий и, вместе с тем, благодаря им, она проявляется .

    Движение воплощает и формирует взаимодействия между Я и Миром, оно воздействует, с одной стороны на Мир, с другой — на Я. Действие занимает место посредника между „объектом“ и „действующим“» .

    Осознание человеком особенностей собственных границ и их оптимизация возможны в процессе практической личностно-развивающей работы.

    Формирование оптимальной в данный момент, для данной ситуации границы предполагает соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Чувствительность к Себе предполагает умение концентрироваться внутри собственного тела, погружаться во внутреннее пространство.

    М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» .

    Подавление чувственного начала формирует усеченное самосознание. Самоощущение, самочувствование является основой самосознания, формирует его «бытийный слой» (В. П. Зинченко). «Чувство собственной активности» (М. М. Бахтин), ощущения своего действования лежат в основе субъектности, самоорганизации поведения. Ведь истинно произвольное поведение есть следование осознанному выбору, сделанному на основе прислушивания к Себе, чувствования Себя (и, безусловно, Другого). А. В. Запорожец пишет: «предпосылкой перехода реакций из непроизвольных в призвольноуправляемые является превращение их из неощущаемых в ощущаемые..» .

    Второе условие, связанное с предыдущим, заключается в необходимости отстраниться от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе нашего прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и довериться внутренней спонтанности, открыться своему внутреннему опыту «здесь и теперь».

    Третье условие состоит в готовности встретиться со спонтанно возникающим, а значит, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить. Осознание своих потребностей и истинных чувств может вызвать болезненные переживания и, порой, требуется мужество, для встречи с самим собой.

    Прислушивание предполагает тишину и немыслимо в спешке. Оно весьма затруднительно в суетливости нашей жизни и ее зашумленности, однако оно является необходимым условием нашего самоосуществления. Навык прислушивания и осмысления того, что открылось, развивается через различные телесные техники. Одним из наиболее эффективных путей его развития является практика спонтанного, аутентичного движения, используемая, в частности, в арт-терапии.

    Для того чтобы человек мог понять Другого, он должен быть определенным образом настроен, психологически готов. Такая психологическая готовность возможна при наличии, по крайней мере, двух условий.

    Первое условие состоит в необходимости иметь развитые органы чувств, развитую способность чувствовать, быть восприимчивым к новому.

    Второе условие состоит в том, что для понимания другого человека необходима, по выражению А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого». Она возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми». Чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я. Тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлен. Ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить».

    Выполнение одного и другого условия возможно в результате освоения человеком внутреннего пространства, его дифференцированности и осознанного принятия. «Характер восприятия внешнего пространства является функцией развития внутреннего пространства», — пишет Д. В. Михалевский. Если эти два условия соблюдены, то становится возможным вхождение в резонанс с внутренним миром Другого, его чувствование, т.е. «бытие на одной с ним волне».

    Двунаправленная чувствительность, с одной стороны, является необходимым условием адекватного функционирования границы, а, с другой стороны, гибкость границы обеспечивает возможность чувствительности. Чувствительность к миру и чувствительность к себе, как вдох и выдох, бессмысленны друг без друга и вместе составляют единый цикл и единицу развития.

    Учитывая вышесказанное, структура программы формирования оптимальной психологической границы личности младшего школьника, по нашему мнению, выглядит следующим образом:

    Блок 1
    (4 занятия).

      Компенсация возможных отставаний в развитии психологического пространства:
    1. Собственное тело (младенчество):
      • образ собственного тела (дифференцированный и интегрированный);
      • телесные ощущения;
      • возможности тела и его частей (разнообразные движения, активность - пассивность, мимика, позы);
      • забота о собственном теле (самообслуживание, гигиена, здоровье);
      • отличие и подобие с другими людьми (пол, возраст, комплекция, желания, основанные на физических возможностях).
    2. Личная территория и вещи (раннее и дошкольное детство):
      • необходимые и достаточные для жизни вещи; вещи для удовольствия; вещи особенного назначения;
      • количество вещей, вещизм;
      • моя территория, мой мир (размеры, защиты, местоположение, приоритеты);
      • обустраивание моего мира (вещи + мир).
    3. Время (с дошкольного по младший школьный возраст):
      • что меряет время (дела, режим, жизнь);
      • чем меряют время;
      • распознавание времени (по часам, календарю, линии жизни);
      • формирование своей линии жизни (по годам и событиям);
      • как переплетаются линии жизни разных людей.
    4. Социальные связи, вкусы и ценности (начинают формироваться в дошкольном возрасте, становятся регулятором поведения в подростковом возрасте):
      • что я люблю и почему;
      • что такое семья;
      • кто такой друг;
      • почему люди живут рядом друг с другом и, каковы основные принципы их взаимодействия;
      • зачем нужны правила взаимодействия и почему их нужно придерживаться, что будет, если не выполнять эти правила (в семье, в классе, в государстве - на разной территории).

    Блок 2
    (2 занятия).

      Развитие чувствительности к себе:
    1. Концентрация внутри себя и осознание своего внутреннего мира (мои чувства, ощущения, мысли, желания, потребности). Фокусировка на внутренней картине движения, перевод внимания от видимого, внешне наблюдаемого движения к его ощущению изнутри, «переключиться с внешнего свидетеля на внутреннего свидетеля». Видимое движение всегда осуществляется для Другого, оценивается с точки зрения Другого (красиво-некрасиво, правильно-неправильно и т.п.). Этот Другой, его критерии оценки, позиция, подразумеваются в случае видимого движения, поэтому оно осознанно или неосознанно программируется извне. Требуется значительное усилие, чтобы полностью сконцентрироваться на движении изнутри. Однако только в этом случае возможно распознать истинно свое движение, свой «внутренней голос», «организмический сигнал» (А. Менегетти), «естественный организменный оценивающий процесс» (К. Роджерс).
    2. Концентрация на внешнем мире с помощью активизации всех органов чувств (что я слышу, вижу, обоняю, осязаю, какие чувства у меня возникают, что я думаю и что я хочу сделать).
    3. Спонтанность (отстранение от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и доверие внутренней спонтанности) развитие умения открываться внутреннему опыту «здесь и теперь».
    4. Готовность встретиться со спонтанно возникающим, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить.
    5. Соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Сообщение внешнему миру о состоянии внутреннего мира.

    Блок 3
    (4 занятия).

    1. Восприимчивость к новому.
    2. Понимание другого, идентификация (по выражению А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого», возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми», чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я, тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлён, ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить»).
    3. Способы защиты (неконструктивные и конструктивные, экологичные).
    4. Мир без меня. Возможность чувствовать и себя, и ситуацию почти одновременно, «держать в себе и себя и мир» дает возможность решать задачи саморегуляции, самоорганизации и саморазвития, «быть Собой» во взаимодействии с Миром.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
    2. Запорожец А. В. Психология действия. М., 2000.
    3. Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Послесловие к кн. Риты Л. Аткинсон, Ричарда С. Аткинсон и др. Введение в психологию. М. 2003.
    4. Нартова-Бочавер С. К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. N 1.
    5. В. А. Подорога Феноменология тела. М., 1995.
    6. Эльконин Б. Д. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004.
    7. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
    8. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005.
  • Стартовая страница

Каждый человек обладает правом иметь собственные мысли и чувства, для каждого – необходимо свое личное пространство.
Представьте, что ваша душа - это дом. И в него приходят разные люди. У каждого из них своя цель, свои мотивы, свои потребности. Кто-то приходит с цветами, кто-то с мусором, кто-то с тортом, а кто-то не буду говорить с чем.
И вот заходит человек – вы встречаете его на пороге. И дальше вам нужно решить – готовы ли вы его впустить и как далеко?
Если сразу видно, что у человека полные руки всякой грязи – почему бы не оставить его там, где он есть? При этом не обязательно орать на него и обижаться. Можно просто закрыть дверь, предварительно улыбнувшись и сказав «Нет».
Кого-то вы может быть, впустите в гостиную. Хорошо, пообщайтесь там. Но обязательно ли после хорошего общения разрешать человеку распоряжаться своим домом по его усмотрению? Ведь хороший человек из лучших побуждений пойдет и мебель переставит. И вроде ничего плохого не сделал – хотел помочь. Но вам от этого плохо.
Почему бы сразу не определить, где и как вы будете общаться? С коллегами и сотрудниками – только в кабинете и иногда в обеденном зале. С приятелями и друзьями – в гостиной. С теми, кто к нам с мечом – на пороге. И только с тем, кто нам близок и дорог, кому мы полностью доверяем – мы даем ключи от дома. Хотя и тут есть одна деталь. Одну кладовку, все-таки оставьте только для себя.

У каждого из нас должно быть сугубо личное интимное пространство. Даже у идеальной жены и матери троих детей. Чем занять ту кладовку – решать вам. Может быть, это будет творческая мастерская или салон красоты. А может быть, библиотека или музыкальный салон. Фитнес-центр, храм или spa-салон. Решать вам, что именно будет у вас в этом месте.

Есть хорошее упражнение - "Карта моей жизни" , помогающее понять свои отношения с границами (а значит и другими людьми!).

Вы можете выполнить его самостоятельно.

"Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.

А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад?

И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:

Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением" и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.

Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям

Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять?

А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные)

Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них кампании…

И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве"

Валяева О. "Личные границы. Беречь и охранять"

Цель: Выработать навыки защиты собственных границ, уме ние отстаивать собственную позицию.

Начало работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Обмен чувствами, любая активность с именами и настроениями.

Инструкция участникам:

« Ребята! С раннего возраста мы начинаем приспосабливаться к жизни в обществе и ощущаем его давление. Это давление со стороны окружающих сохраняется в течение всей жизни.

Очень отчетливо давление среды начинает чувствоваться при поступлении в школу. Здесь завязывается множество социальных контактов, но возникает и множество проблем: не обходимо налаживать отношения с товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. В вашем возрасте у школьников особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых значимых взрослых. Они стремятся попасть в определенную компанию сверстников, иметь определенных друзей и готовы для этого пойти на многие жертвы. Для того чтобы быть готовыми к возможному давлению со стороны окружающих, мы пого ворим сегодня о способах самозащиты в подобных случаях ».

2. Разминка . Продолжительность - 15 минут.
Цель: Опыт ответственности и доверия.
Методы: Упражнение « Слепец и поводырь ».

Упражнение « Слепец и поводырь »

Группа разбивается на пары. « Поводырь » ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций.

Упражнение направлено на получение опыта ответственно сти и беспомощности, доверия партнеру. Участники могут в разной степени доверять разным членам группы.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность - 20 минут.
Цель: Осознание собственных границ.

Методы: Рисунки: « Я и мир вокруг меня », « Границы моей личности ».

Рисунок « Я и мир вокруг меня »

Участников просят взять лист бумаги и, оставив середину пустой, нарисовать все, что окружает их в жизни, с кем и с чем им приходиться общаться, взаимодействовать - то есть соци альный мир. Затем в центре они изображают себя.

Ведущий просит группу рассказать о своих рисунках, отве чая на вопросы:

Как вам нравится рисунок?

Что из нарисованного наиболее важно?

Есть ли разделяющая граница между вами и миром?

Как происходит взаимодействие с нарисованным окруже нием?

Игра направлена на осознание психологических границ и способов взаимодействия с окружающим миром.

Рисунок « Границы моей личности »

Участникам дается задание нарисовать свое личное про странство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу на звание, очертить его границы.

Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы:

Где проходит граница моего личного пространства?

Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу?

Кого я могу пустить на более близкое расстояние в моем личном пространстве?

Игра направлена на осознание психологических границ.

4. Разминка. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение « Ручеек ».

Упражнение « Ручеек »

1. Участники встают в две шеренги, образуя коридор. Один участник закрывает глаза и идет через этот коридор. Задача ос­ тальных участников - здороваться с ним за руки и поглажи вать по другим частям тела. Нельзя трогать низ живота, грудь, голову. Прошедший коридор участник становится в конец ше ренги. Затем в коридор входит следующий участник, стоящий в начале шеренги. Так коридор проходит вся группа. Важно, чтобы прикосновения участников были легкими и нежными.

Очень мощное упражнение на осознание телесных границ. Может возникнуть бурная реакция участников.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность - 40 минут.

Цель: Осознание собственной роли в ситуациях давления группы.

Методы: Упражнение « Моя территория », ролевая игра « Дис котека ».

Упражнение « Моя территория »

Каждый из участников объявляет себя суверенным государ ством, выбирает себе название, герб, устанавливает границу вокруг своего государства. Он может ее обозначить словами или как-то иначе (выложить из предметов).

Каждый представитель суверенных государств имеет право послать дипломата на территорию другого государства. Однако суверенное государство само решает вопрос о том, кого и как далеко пускать на свою территорию. Государствам разрешается объединяться друг с другом, захватывать чужие территории, совместно защищаться от нападения и т. п. Участники могут использовать любые методы убеждения и противостояния, включая физические. При этом важно никого не поранить.

Игра направлена на осознание физических и психологических границ, развитие навыков противостояния давлению и от работку навыков прояснения ситуации - умение сказать « нет », умение убеждать, умение распознать обман и развитие внима ния к невербальным проявлениям. В игре могут принять уча стие 10 - 25 подростков.

Ролевая игра « Дискотека »

Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и весе лятся.

Ситуация 1

1. К каждому по очереди подходит торговец наркотиков и пред­ лагает « взбодриться ». Задача участников - отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца - уговорить любыми способами.

Ситуация 2

Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут с ним дружить, или угрожа­ ют физической расправой.

Затем проводится обсуждение.

6. Завершение работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Обмен чувствами.

Представьте себе дом, хозяин которого всегда держал двери нараспашку. Кто угодно мог зайти в него, натоптать грязными ногами, что-то украсть, или даже пожить там какое-то время. Никакого разрешения на это не требовалось. И вдруг хозяин решает, раз уж дом принадлежит ему, то и жить он там будет один, и захлопывает дверь. Забудут ли люди сразу об этом доме «все двери нараспашку»? Вряд ли. По привычке будут приходить снова и снова. Кто-то развернется и уйдет. Кто-то будет ломиться в дверь, возмущенный неожиданным препятствием. Кто-то будет давить хозяину на жалость – «Ну, друг, будь человеком — мне же жить больше негде». Будут, вероятно, и такие, кто вежливо спросит разрешения зайти. Каково будет хозяину? Порой страшно, порой он будет чувствовать виноватым, а иногда непривычно одиноким. Что же он с этим сделает? Поставит замок покрепче от непрошенных гостей, и напомнит себе, что это ЕГО дом. А соскучится — так позовет друга или, если захочет, разрешит войти тому, кто вежливо просится в гости.

Восстановление границ нашего внутреннего мира – такая же непростая задача. Поэтому не стоит отчаиваться, если первые шаги даются вам с большим трудом.

Начать следует с фундамента – осознания кто Я есть. Для чего это нужно? Во-первых, прежде чем отделить «Я» от «не Я», необходимо понять, что есть «Я», что окружают мои личные границы. Во-вторых, осознавая свое Я, мы берем его под свой контроль, возвращаем себе ответственность за то, какие мы есть. А это первостепенный шаг на пути к изменениям.

Наше личное пространство включает много составляющих. Во-первых, это наше физическое Я и его границы. Что входит в него? Это наши физиологические потребности, наши телесные ощущения, зона нашего физического комфорта. В чем я испытываю потребность прямо сейчас? Какие ощущения мне приятны, а каких я хотел бы избежать? Как я выгляжу, как мне хотелось бы выглядеть?

Люди с нечеткими личными границами часто испытывают определенные трудности в отношениях с едой, вплоть до пищевой зависимости. Постарайтесь стать более осознанным в этом вопросе. Хотите ли вы есть сейчас или нет, сколько для вас достаточно, что вы бы хотели съесть, а от чего хотели бы отказаться. Мы лучше всего знаем, что нужно нашему телу. Ешьте, когда голодны. Отдыхайте, если чувствуете, что устали. Занимайтесь физическими упражнениями, если чувствуете в теле энергию, требующую реализации.

Осознание своего тела и его потребностей – важная составляющая гармонии сексуальных отношений. Будьте чуткими к своим чувствам и ощущениям. Осознавайте свои желания в данный момент, почувствуйте, что вам нравится, что нет, и где находится для вас граница допустимого в интимных отношениях.

Также определите границы вашего личного физического пространства. Это может быть ваша квартира, комната, рабочий стол, ваши личные вещи.

Другая важная составляющая нашего Я – это наши эмоции и чувства . Очень часто родители запрещают своему ребенку выражать свой гнев и страдание. Нас учат подавлять такие чувства, как злость и обида. Убеждают, что на самом деле мы чувствуем совсем другое, и учат полагаться на чужое мнение в этом вопросе.

Осознание истинных чувств – насущная необходимость для нашей личности. Как физические ощущения (болезненные, или наоборот, приятные) дают нам информацию о том, что происходит с нашим телом, так эмоции дают нам знать о том, что происходит у нас в душе. Не имея доступа к своим эмоциям, мы не можем знать о том, что что-то действует на нас разрушительно. И как мы узнаем, что что-то действительно хорошо для нас, если не почувствуем радость, соприкоснувшись с этим?

Стоит регулярно «быть начеку». Стараться осознать, что мы чувствуем в той или иной ситуации, общаясь с разными людьми, занимаясь тем или иным делом. Заведите дневник чувств. Записывайте туда регулярно те чувства, которые возникали у вас в течение дня. Когда вы это переживали, где, с кем, как они выражались. С выражением каких чувств вы испытываете трудности? Людям, не привыкшим осознавать свои эмоции, поначалу может быть очень трудно. В таком случае можно обратиться к своим телесным ощущениям. Это могут быть мышечные зажимы, неприятные ощущения в желудке, головная боль и т.п. Попробуйте понаблюдать, в ответ на какие воздействия возникают подобные ощущения. Поразмышляйте, какие чувства могут за этим стоять.

Если помните, в мы говорили о том, что наши чувства чаще всего сигнализируют нам о том, что личные границы нарушены. Понаблюдайте, какие ситуации вгоняют вас в отчаяние, что вызывает необъяснимую панику, что обижает или вызывает гнев.

Еще одна важная составляющая нашего Я – убеждения и ценности . Это то, как мы относимся к различным сторонам нашей жизни, что считаем важным, на что опираемся, принимая решения.

Установки, искаженные вторжением извне, являются разрушительными для нас. Возьмем, к примеру, убеждение, что «заботиться о себе – эгоистично». Такая установка может быть привнесена в наше сознание кем-то ДРУГИМ. Вероятнее всего этот другой убежден, что «все должны заботиться в первую очередь о моих потребностях». И разочарование, в случае неудовлетворения этой потребности – это ЕГО ответственность.

Однако, наши установки – это зона нашей ответственности. И принимая ее, мы можем их изменить. Снять с себя ответственность за то, что не можем контролировать (поведение и чувства других людей), и взять в свои руки то, чем мы можем управлять (наши чувства, наши убеждения, наше поведение).

И, наконец, еще одна важная составляющая нашего внутреннего мира – наши желания . Мы никогда не сможем исполнить наши мечты, если не признаем их.

Вспомните, о чем вы мечтали, чего вы запрещаете себе хотеть, чем вам нравится заниматься, но вы не можете себе позволить. Отличный способ овладеть своими желаниями – подумать над тем, кому и почему вы завидуете. Зависть – это сигнал изнутри о том, что мы очень хотим чего-то, что считаем для себя недоступным. Мы даже не пытаемся до этого дотянуться, однако злимся на того, кто этим уже обладает. Чтобы преобразовать зависть в энергию действия необходимо сказать себе «Я хочу!».

Осознавая себя, мы также постепенно понимаем, что есть «не Я». Это то, чего мы НЕ хотим, НЕ чувствуем, с чем мы НЕ согласны и чего мы НЕ хотим. Понимая это мы можем, наконец, отделить себя от внешнего мира.

Однако, одного лишь осознания мало для установления личных границ. Следующим шагом вы должны обозначить их. Выражайте свои эмоции, говорите с другими людьми о том, что чувствуете. Делая это, вы даете людям информацию о том, что происходит с вами в процессе взаимодействия с ними. Сообщайте о ваших ценностях, позициях и мыслях по разным вопросам. Говорите, если вы с чем-то не согласны. Сообщайте другим, чего вы действительно хотите. Прямое выражение наших желаний дает другому человеку свободу выбора. Выражение ваших истинных чувств, мыслей, намерений дает возможность людям строить отношения с вашим реальным Я. Быть собой – это непременное условие для создания искренних отношений, основанных на взаимном уважении.

Важнейший шаг на пути к изменениям – перестать обвинять в своих бедах других людей и играть роль жертвы. Конечно, другой человек несет ответственность за свое поведение по отношению к вам. Но вы несете ответственность за свое поведение и свои решения. Роль жертвы снимает с нас эту ответственность и лишает контроля над своей жизнью. Мы можем вечно жить в ожидании некоего «волшебного Другого», — как хорошо сформулировал известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис, — того, кто решит за нас все проблемы и сделает нашу жизнь счастливой. И только отказ от этой иллюзии дает нам возможность ощутить силу внутри себя, возможность принимать самостоятельные решения и менять свою жизнь к лучшему.

И, наконец, осознайте, где заканчиваются ваши личные границы . Каковы ваши возможности, что вы можете позволить себе в отношениях с другими людьми, где начинаются границы других людей. Человек с размытыми личными границами с трудом понимает, как можно быть во взаимоотношениях с кем-то и при этом существовать как отдельная личность. Не чувствуя своих границ, он также зачастую не замечает чужие. Есть еще один момент. Если мы долгое время жили без четких личных границ, то, пытаясь установить их, мы порой можем перегибать палку и залезать на чужую территорию. И вторжения эти также могут вызывать у других людей негативные эмоции. Например, принимая на себя ответственность за наши желания, мы прямо просим кого-то о том, что нам нужно. Но соглашаться или нет – это уже зона ответственности другого человека. И надо понимать, что он может принять то решение, которое нам не понравится, которое ограничит нас в чем-либо. Однако, это уже – его граница, его свобода выбора. Уважайте чужую личность и чужие решения. Помните, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

«Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты, а я – это я. И если нам случится найти друг друга - это прекрасно. Если – нет, этому нельзя помочь.»