Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Обзорная лекция. Виды лекций и их методическая характеристика. Лекция-конференция: что это и чем отличается от остальных типов

Лекция (от лат. Lесtio – «чтение» ) является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Различают следующие виды лекций:

Академ-ая лекция - это традиционно вузовская лекция. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы.

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.

Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.

Вводная - намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.

Обзорная - читается обычно перед экзаменами - государственными или курсовыми. Они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Обзорные лекции часто читают на вечерних и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.

Комплексная - читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.

Установочная - читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.

Традиционная (информационно - объяснительная, повествовательная) - «это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени». Это дидактическое определение с некоторыми оговорками можно применить также к вузовской лекции. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий.

Лекция-беседа характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами. Диалог с аудиторией - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.

Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция с разбором конкретных ситуаций - это по форме та же лекция-дискуссия, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме.

Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;

Лекция вдвоем . В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками.

Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Методика подготовки и чтения лекции

Методика подготовки и проведения лекции.

Лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Различают следующие виды лекций:

Академическая лекция - это традиционно вузовская учебная лекция. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы.

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.

Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.

Вводная лекция намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.

Обзорная лекция читается обычно перед экзаменами - государственными или курсовыми. Они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Обзорные лекции часто читают на вечерних и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.

Комплексная лекция читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.

Установочная лекция читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.

Для студентов дневных факультетов установочные лекции читаются во время выбора тем курсовых или дипломных работ - это методические лекции, из которых можно узнать, как подготовить курсовую или дипломную работу (подбор литературы, ее изучение, план работы подготовка текста, защита работы и др.).

Традиционная (информационно - объяснительная, повествовательная) лекция - «это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени». Это дидактическое определение с некоторыми оговорками можно применить также к вузовской лекции. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий.

Лекция-беседа характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами. Диалог с аудиторией - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя. На этих лекциях процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.

Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция с разбором конкретных ситуаций - это по форме та же лекция-дискуссия, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме, поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Это, так называемая, микроситуация. Слушатели анализируют и обсуждают ее сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным слушателям, выясняет их оценку суждениям коллег, предлагает сопоставить с собственной практикой, «сталкивает» между собой различные мнения и тем развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит аудиторию к коллективному выводу или обобщению.

Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;

Лекция вдвоем. В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивал» в общение и слушателей, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позицию, формулировать свое отношение к обсуждаемому содержанию.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера.

Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки, чтобы назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут.

Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Таким образом, каждый преподаватель должен овладеть всеми стилями лекционного изложения учебного предмета, всеми видами лекций и знать, где и какой вид уместно применить. Даже лекция на одну и ту же тему читается преподавателем на разных потоках курса порой с весьма заметными различиями.

Подготовка к лекции. Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.

В заключение отметим, что смешивать разные стили или разные виды лекции (например, сочетать академическую и популярную лекции или аналитическую - с лекцией-беседой) в одной не следует, так как от этого может снизиться качество лекции, а главное - нарушиться контакт с аудиторией. К тому же, при смене стилей студентам трудно приспособиться к лектору.

 нравственная сторона лекции и преподавания;

 научность и информативность (современный научный уровень);

 доказательность и аргументированность,

 наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

 эмоциональность изложения

 активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

 четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

 методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

 изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

 использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.

 научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Подготовка к лекции включает в себя:

 сбор материала по теме лекции;

 составление плана лекции;

 отбор материала для лекции;

 составление конспекта лекции.

За каждой хорошей лекцией – огромный труд. Специалист собирает материал в области своей науки всю жизнь. Минимальный срок подготовки - неделя. Необходимо знать тему, назначение, место и характер аудитории, ее подготовленность к восприятию темы.

Лекция состоит из трех частей: вступление, изложение и заключение.

Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место.

Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется вся тема. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, центральная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Имеет значение ораторский стиль.

Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций.

Основная часть лекции разбивается на главные логические узлы – основные учебные вопросы. Вопросы должны совпадать с учебной программой.

Количество вопросов в двухчасовой лекции составляет 2-3. План сообщается слушателям. Вопросы плана порой совпадают с будущим семинаром или экзаменом.

Отбор материала определяется планом лекции. Отбирая материал, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студенты сами эту основу расширили, дополнили собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств.

Лекцию не следует загромождать цитатами. Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение.

Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией.

Нельзя злоупотреблять пословицами, поговорками или забавными историями.

Проведение (чтение) лекции включает в себя: объявление темы лекции и ее плана, определение целей и краткую характеристику плана и проблем, показ связи с прошлой лекцией, краткую характеристику литературы.

Нетрадиционное вступление ставит целью привлечь особое внимание аудитории к данной лекции. Это могут быть, например, проблемный вопрос, случай из жизни, демонстрация наглядного пособия и т.д.

Раскрытие темы лектор может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т.е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т.е. начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением.

В конце лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции.

В заключение необходимо сформулировать выводы и определить направления для самостоятельной работы студентов.

Методические приемы чтения лекции:

 четкая структура лекции и логика изложения;

 ознакомление с литературой по теме лекции;

 доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий, используемых в лекции;

 выделение главных мыслей и выводов;

 использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции и т.п.);

 использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), средств компьютерных и информационных технологий;

 применение опорных материалов при чтении лекции.

Управление работой студентов включает:

 требование вести запись и контроль над выполнением этого требования;

 обучение студентов методикам ведения записей;

 использование приемов поддержания внимания;

 ответы на вопросы.

Форма проведения лекции предполагает:

 ясность, правильность речи;

 соответствующий внешний вид;

 умение держаться перед аудиторией и установить с ней контакт;

 поддержание дисциплины.

Классификация лекций

Существуют классификации лекций по различным основаниям:

· по месту в лекционном или учебном предметном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

· по преимущественной форме обучения (очном, вечернем, заочном обучении);

· по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т.п.);

· по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, лекция-дискуссия и т. п.) и др.

Однако строгая классификация в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

Вводная лекция проводится в начале изучения дисциплины с целью в сжатой, схематичной форме представить структуру и содержание того объема материала, который предполагается изучать в течение семестра. Студент получает целостное представление о предмете изучения, о его месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Здесь же устанавливается объем предъявляемых требований, что необходимо сделать (контрольные и промежуточные зачеты), как работать с лекционным материалом, как его конспектировать (это имеет важное значение для студентов I курса) Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и излагаться монологически. При наличии хорошей видеотеки и целесообразно использовать видеозаписи, иллюстрирующие практическую значимость данной дисциплины в конкретных формах деятельности.

На вводной лекции может быть дан список основной литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических, лабораторных и других занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с раскрытия приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны студентов краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, перспективах сотрудничества с кафедрой.

Установочная (установочно-обзорная) лекция включает основной материал предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием дисциплины или ее части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер с использованием демонстрационного материала. На них лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего исследования.

В работе на заочных отделениях и факультетах рекомендуется применение проблемного метода чтения лекций, предлагая студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.


В педагогической практике «установочная лекция» может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют фондовые лекции, которые составляются преподавателями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия студентами темам. Они являются базовым материалом для разработки и написания авторских курсов по дисциплинам кафедры.

Таблица 1

Характеристики видов лекций

Слайд 51

Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей.

Слайд 52

В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Слайд 53

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену.

Задача лектора - дать студентам возможность осмысленного конспектирования.

Слайд 54

Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории.

Каковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией,

Слайд 55

Повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Слайд 56

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, знаку NB - "nota bene", использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции.

Тест 7

Структура лекции не зависит от содержания и характера излагаемого материала?

Слайд 57

способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Слайд 58

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество.

Можно назвать узловые критерии оценки качества. Это содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Слайд 59

Раскроем смысл каждого из них.

Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения.

Слайд 60

Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания - риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.

Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

Слайд 61

РАЗВИТИЕ ЛЕКЦИОННОЙ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 62

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция - пресс-конференция.

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элементы традиционной формы на части занятия (полпары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Попытаемся кратко охарактеризовать новые варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств Обучаемых.

Слайд 63

Проблемная лекция.

Слайд 64

О проблемной лекции мы будем говорить в связи с активными методами обучения. А сейчас лишь приведем ее содержательные и процессуальные характеристики. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию,

на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Слайд 65

Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге - как результат - студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание.

Лекция (значение слова - «читаю» в переводе с латинского) как метод передачи информации от наставника ученикам возник еще в те далекие времена, когда только начала зарождаться философия. В середине первого тысячелетия в ряде развитых стран (Китай, Индия, Эллада, европейские государства) лекции использовались для одновременного обучения большого количества людей одним учителем.

Так как книги в те времена были чрезвычайно дорогими и редкими вещами, задачей лектора становилось публичное чтение или цитирование трудов ученых наизусть.

Сегодня практически каждый человек знает, что такое лекция, ведь смысл и содержание метода практически не изменились. Преподаватели средней и высшей школ повсеместно пользуются его преимуществами, постоянно совершенствуя и дополняя своими собственными приемами.

значение и применение

Углубляясь в значение термина, можно сказать, что лекцией следует называть такой способ изложения информации, который имеет стройную логическую структуру, выстроен с позиций системности, а также глубоко и ясно раскрывает предмет.

Основной компонент большинства учебных программ - это лекция. Предназначение ее заключается в следующем:

  • Изложение важнейшей информации по заданной теме.
  • Помощь в освоении фундаментальных проблем курса.
  • Упрощение процесса овладения методами научного познания.
  • Популяризация новейших достижений современной научной мысли.

Функции лекций

Изучив данные, предложенные выше, можно перечислить основные функции лекции: методологическая, организационная, информационная. Иногда этот способ обучения становится единственно доступным, например, если нет учебников и пособий. Это часто случается в учебных заведениях на периферии и при разработке новых образовательных программ.

В таком случае лекция - это средство раскрытия конкретной области науки или знания, а также ее проблем. Она способна дать цельное представление о том, что является сутью предмета, и показать, как он взаимосвязан с другими науками. Лекции предоставляют базовую основу для использования других форм учебных занятий, таких как семинар, лабораторное и практическое занятие, курсовой и дипломный проект, консультация, зачет, экзамен.

Преимущества метода

Без всестороннего и объективного изучения невозможно составить достоверное представление о том, что такое лекция. Как и любой другой преподавательский прием, она имеет плюсы и минусы. Рассмотрим основные преимущества:

Недостатки, свойственные лекционной системе подачи информации

Выбирая лекции как способ передачи фундаментальных знаний учащимся, администрация учреждения должна отдавать себе отчет в том, что он отличается некоторыми специфическими особенностями.

Чтобы процесс обучения был действительно качественным, лектор должен обладать не только необходимой информацией и опытом, но и способностью к преподаванию. Многие могут вспомнить популярные в студенческой среде анекдоты о скучных и длинных лекциях. Надо ли говорить, что данные, надиктованные монотонным голосом без интонаций, практически не усваиваются? Эту проблему эффективно решает тренировка ораторского мастерства преподавателя.

Другая особенность кроется в самом понятии того, что такое лекция: фактически это монолог. Максимум общения между лектором и студентом заключается в ответе на заданные учащимся вопросы. Однако, как правило, от слушателей инициатива поступает редко. В результате можно наблюдать низкую вовлеченность студентов, отсутствие активности и высокого уровня усвоения информации.

Виды лекций: характеристика вводной лекции

В зависимости от задач, назначения и стиля проведения различают несколько основных видов лекций:

  • Вводная.
  • Информационная.
  • Обзорная.
  • Проблемная.
  • Визуализационная.
  • Бинарная.
  • Конференция.
  • Консультация.

Вводные лекции читают, чтобы дать первое представление о том, что представляет собой учебный предмет. Благодаря этому студенты могут сориентироваться в системе будущей работы. Задачей лектора становится ознакомление студентов с назначением и главными задачами курса. Он повествует о его роли и месте в системе дисциплин.

Учащиеся получают краткое изложение будущего курса, узнают о вехах развития науки и практики, а также о том, кто из ученых добился важнейших достижений и когда это было сделано. Кроме того, вводная лекция предполагает изложение перспективных направлений в исследованиях.

Также лектор поясняет студентам, что значит лекция, семинар и другие организационные виды учебного процесса. Он уточняет, какую литературу им следует использовать, когда и в какой форме сдавать отчеты.

Обзорная, информационная и другие лекции

Лекцией-информацией называют такие мероприятия, целью которых является информирование студентов о каком-либо предмете. Преподаватель в общих чертах или более подробно излагает и объясняет учащимся научные сведения, которые должны быть осмыслены и запомнены ими. Зачастую в процессе проведения таких мероприятий каждый студент ведет конспект лекций, где кратко фиксирует важнейшие моменты выступления. Следует отметить, что информационные лекции относят к традиционному типу.

Обзорная лекция призвана систематизировать научные знания на довольно высоком уровне. При этом ее особенностью становится наличие большого количества задействованных при осмыслении информации. Обычно обзорные лекции не предусматривают конкретизации и детализации, они предназначены для раскрытия внутрипредметных и межпредметных связей.

Мероприятия, на которых лектор использует визуальные средства передачи материала, называют лекциями-визуализациями или видеолекциями. Задачей преподавателя становится своевременное комментирование демонстрируемых роликов, фотографий или слайдов. Такой способ подачи учебного материала используется в практике многих учебных учреждений, предоставляющих гуманитарное или техническое образование.

Бинарная - интересный тип лекции, при которой вместо монолога студентам предлагают диалог двух преподавателей. Как правило, каждый из них представляет отдельную научную школу или защищает конкретный взгляд на рассматриваемый предмет.

Лекция-конференция: что это и чем отличается от остальных типов

Когда мероприятие принимает вид научно-практического занятия, то есть присутствует заранее поставленная проблема и система докладов, то его называют лекцией-конференцией.

Выступления, из которых состоит такая лекция, имеют строгую логическую структуру (вступление, основная часть, вывод). Их готовят заранее на основе заданий, предоставленных преподавателем. Результатом всех выступлений становится всестороннее освещение проблемы. Роль лектора сводится к формулировке вывода и подведению итогов самостоятельно подготовленных текстов. Кроме того, он дополняет и уточняет излагаемую информацию.

Специфика лекции-консультации

Существует несколько сценариев такого типа лекций:


Структура и разделы классической лекции

Обычно выступление лектора состоит из нескольких частей: введения, основного содержания и заключения.

Введение предназначено для установки связи данной темы с тем, что уже было изучено. Здесь озвучиваются цели и задачи выступления, а также приводится его план. Иногда в этом разделе указывают список использованных при подготовке источников, но чаще его оставляют для заключения. Введение занимает не больше 5-8 минут.

Вторая часть (основное содержание) представляет собой наиболее важный и содержательный этап лекции. Здесь преподаватель отражает ключевые идеи и теорию вопроса, излагает различные точки зрения, предоставляет оценочные суждения.

Заключительная часть каждой лекции отводится для обобщения и выводов по изложенной информации. Затем может быть презентован будущий лекционный материал, и определено направление для самостоятельной работы учащихся.