Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Объект и предмет социальной психологии старения. Понятие о психическом старении. Психологическая теория старения

Федеральное агенство образоваения ГОУ ВПО

ГОУ ВПО "Омский Государственный Технический университет"

Факультет Педагогики и психологии

Кафедра психологии и педагогики

Социальная геронтология

Психологическая теория старения

Проверил:

Выполнила: студентка 5 курса

Шваб Юлия

Введение

1. Теория старости и старения

2. Социально-психологические подходы к старости

3. Психологические теории старения зарубежных мыслителей

Заключение

Список литературы

Введение

Старение человека, как и старение <#"justify">1. Теория старости и старения

Обычно период старения рассматривается как один из этапов жизненного пути личности, который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта и имеет ряд новых свойств и признаков, не встречающихся на ранних периодах развития. Вместе с тем пока еще мало известно о психологических механизмах старения и способах нейтрализации отрицательных проявлений этого процесса. Пожилой возраст, как и всякий другой, имеет свои положительные и отрицательные стороны, связан с потерями, но имеет и преимущества, предоставляя человеку возможность прожить этот период своей жизни активнее, реализуя интересы, склонности в тех границах, которые оптимальны с точки зрения возможностей и потребностей пожилого человека.

Понятия о сущности, причинах и механизмах старения со временем менялись. Это связывалось не только с развитием научных знаний, но и с изменением особенностей старения в обществе. Росла, прежде всего, средняя продолжительность жизни как результат изменения условий жизни и социального строя, успехов медицины и других преимуществ прогресса и цивилизации.

Современные представления о старении базируются на следующих положениях:

-старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;

-старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно. Закон гетерохронности развития и инволюции универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне;

-процесс старения сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности .

Сам по себе процесс старения, очевидно, начинается с момента начала становления и развития человека. Процесс старения заложен в генетическую программу и обусловливается использованием и исчерпанием как энергетических, так и психологических ресурсов человека. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а под старостью - достижение некоторого предела этих изменений.

В психологической литературе, так же как в философской, геронтологической, отсутствует четкое определение того, кого можно отнести к понятиям "пожилой" и "старый человек". Большой отрезок поздней жизни, который может длиться 20 лет и более, плохо дифференцирован и расплывчат, во многом непознан. Его можно условно разделить на пожилой возраст, старость и долгожительство. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями. 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.

Многие исследователи указывают на то, что приведенная градация относится исключительно к биологическому возрасту. Поэтому большинство из них приходят к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. Количественные показатели возраста очень приблизительно фиксируют физиологическое и социальное "качество" человека и его самочувствие. Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей или поведения в соответствующем возрасте. Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным .

Биологический возраст не может рассматриваться как некая внешняя социальному, но не сопряженная с ним, параллель. Поэтому психологический аспект старения часто рассматривают применительно к сенсорно-перцептивной и интеллектуальной сферам, к характеристикам личности, динамике творческой продуктивности. Кроме того, при определении пожилого возраста в качестве наиболее существенного признака служит социально-экономический "порог" - уход на пенсию, изменение источника дохода, социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Рамки пожилого возраста в любом случае всегда будут условными, ибо психологическая, биологическая или социальная границы всегда останутся индивидуальными. Более того, по мере старения дифференциация и индивидуальная организация каждого человека усиливаются. Даже внутри одной и той же общественной группы обнаруживаются большие функциональные и другие различия.

Изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвимым, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли, паттерны поведения.

На психологическом уровне, когда человек осознает происходящие изменения и приспосабливается к ним. Это дает основание определить старение как результат ограничения возможностей механизмов саморегуляции, проявляющихся в снижении возможностей компенсации первичных изменений в регулировании генетических процессов. Таким образом, проблема старения - это проблема гармоничного функционирования биологической системы - системы, которая невозможна без соответствующего психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве .

Социально-психологические подходы к старости

До сих пор нет общей теории старения, которая была бы приемлема для психологов. Все теории по существу являются не более чем "микротеориями", объясняющими не процесс старения в целом, а только какие-либо его аспекты и уровни. Современная психология старения выглядит лишь коллекцией теорий и концепций.

Исключительно биологические или исключительно социальные определения старения - это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к выводу: биологи обеспечивают определение старения чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают.

Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе .

В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса: психологическое старение - как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективными признаками (снижение интеллектуальных способностей сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и "чужой" старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные; биологическое старение - биологические изменения организма с возрастим (инволюция); социальное старение - как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.

По мнению К. Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический - на мыслительных и психических аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем направлениям: индивидуальные переживания пожилого человека; место пожилого человека в обществе; проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики .

Таким образом, во всех этих подходах можно вычленить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и переживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе.

В нашей стране проблема старения интересовала не только психологов и медиков, но и философов, например, феномен смерти, способы продления жизни в русле теории русского космизма. Социально-экономические аспекты проблемы (привлечение трудоспособных пенсионеров к производственной деятельности), так же как медико-гигиенические и медико-социальные, разрабатывались до недавнего времени в основном киевским Институтом геронтологии. Там же поднимался вопрос об адаптации пожилых людей к пенсионному периоду жизни. Проблемы социально-психологической адаптации лиц старших возрастов в домах-интернатах изучались в рамках программ исследований Научно-исследовательским институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (г. Москва).

В современной отечественной психологии только школа Б. Г. Ананьева рассматривает старение и старость с точки зрения возрастной психологии и акмеологии. По мнению Ананьева необходимо более многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации, вычленять в них биологические, психологические и социальные составляющие и устанавливать их взаимосвязи. По ходу исследования проблем психического старения отчетливо отмечаются проступающие связи последнего с социальными изменениями, сопутствующими этому возрастному периоду. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе .

Проблема старения исследуется в рамках клинической психологии, и практически не изучалась отечественной социальной психологией в отличие от зарубежных исследователей, которые разработали несколько психологических теорий старения.

3. Психологические теории старения зарубежных мыслителей

Карл Юнг (1875-1961) придавал еще большее значение изучению проблем, как он называл, "второй половины жизни" человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал "индивидуацией". Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем "Я" как "женское", так и "мужское" начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. Обладая энциклопедическими знаниями во многих областях, он сумел убедительно доказать правоту своей теории на примерах различных культур и социальной, и индивидуальной жизни разных обществ .

Другой известный в научном мире современник Юнга Альфред Адлер чрезвычайно плодотворно работал над психологическими проблемами старости. Ситуация снижения физических и физиологических возможностей в старости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости от чего-то отказываться, что-то менять. К данной ситуации применим принцип компенсации, предложенный А. Адлером, его "основной психологический закон" о диалектическом превращении органической недостаточности через субъективное чувство неполноценности в психическое стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которому препятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая в свою очередь создает стимул для стремления и компенсации), Л. С. Выготский отмечал, что стремление компенсировать дефект порождается не внутренними причинами, а внешними факторами - социальной средой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о "социальном протезе", который должен заменить работу реальных физиологических систем. Для пожилых и старых людей в качестве такого "социального протеза" может выступить система социальной помощи .

Размышления Адлера относительно мотивационной стороны поведения человека имеют прямое отношение к социальной геронтологии. В пожилом возрасте чувство неполноценности переживается особенно остро, поскольку человек, как правило, начинает испытывать физическое недомогание, утрачивает привычный социальный статус, былую физическую привлекательность, а также многое другое, к чему он успел привыкнуть. Особенно болезненно пожилой человек переживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей для интимных отношений. Адлер считал также, что иногда проявляемая замкнутость пожилого человека, уход "в себя" может объясняться боязнью потерять независимость и стать реально неполноценным. Подходы Адлера к решению проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека .

Попытки объяснить процессы психологического старения индивида содержатся не только в психологических исследованиях, но и в других теориях психологического научного знания.

Одной из наиболее интересных зарубежных концепций, вошедших в научный "арсенал" современной геронтологии, является теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности, каждая из которых имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценностного качества: доверия, автономии, инициативы и др.

В пожилом возрасте существует конфликт между целостностью, т. е. эго-интеграцией (позитивная сила), и отчаянием (негативная сила). Задача - пройти этот этап и закончить жизнь с преобладанием эго-интеграции, чувства цельности. Достижение этого - залог благополучной старости. Тем не менее, как и на предыдущих этапах, человек не застрахован от кризиса, который является результатом неизбежных биологических, психологических и социальных воздействий.

Характеристики эго-интеграции:

-жизнь имеет цель и дает чувства;

-то, что происходило, было неизбежным, и могло произойти только тогда и там, когда и где это произошло;

-убеждение, что весь жизненный опыт имеет ценность. Опыт приобретается с каждым произошедшим событием. Оглядываясь назад, человек видит, как он вырос психологически, преодолевая все взлеты и падения, удачи и неуспех, благополучные и кризисные периоды;

-оценка человеком своих родителей в новом свете и получение возможности лучше понять их, так как он прошел через свою собственную зрелость, вырастил своих собственных детей .

Эриксон вводит для описания задач зрелого возраста (взрослого) понятие продуктивность (генеративность), когда человек может, хочет и способен передать свой опыт последующим поколениям, а для описания зрелого возраста (старости) - интегрированность (целостность), когда человек способен переоценить и принять свой опыт. Кризис последней, восьмой, стадии знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По Эриксону, наиболее важным является то, как данный кризис будет преодолен. Таким образом, задача поздней зрелости - оценка прожитой жизни, переосмысление ее, принятие ее такой, какая она есть, достижение чувства полноты и полезности прожитого. По мнению Эриксона, основная задача развития на этой стадии - достижение целостности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она проходила, как внутренне необходимой и единственной возможности. Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями. В противном случае неизбежно отчаяние, горечь по поводу неправильно прожитой жизни, невозможности начать все сначала. Поэтому основная проблема пожилого возраста - это понимание и принятие пожилым и старым человеком своего "Я" во всех его проявлениях. Они осуществляются благодаря решению задач развития, которые относятся к социальным взаимодействиям. Это принятие Э. Эриксон называет генеративностью. Когда предыдущие задачи развития решены, пожилые люди способны продвигаться к следующей задаче, каковой для пожилого возраста является развитие эго-интеграции, которая включает в себя рефлексию и самопроявление. Если результаты этого процесса позитивны, то все "Я"-компоненты могут быть приняты как интегрированные, т. е. эго-интеграция завершилась. А если они негативны, то в результате наступает депрессия, отчаяние.

Неудачная эго-интеграция выражается в страхе смерти, который является наиболее ярким симптомом отчаяния, когда человек чувствует, что уже слишком поздно что-то изменить в прошлом и пытаться повернуть время вспять, чтобы исправить ошибки или сделать то, что не сделано. Жизнь - не репетиция, каждому предоставляется лишь один шанс. В отношении приспособления к старению Эриксон считал, что человек должен пересмотреть свое прошлое, все вспомнить и научиться с ним жить, поддерживать контакты с обществом и признать конечность жизни.

Задача человека пожилого возраста, по Эриксону, состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего "Я" (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни, как отдельного индивида, так и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгармонии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществление этой задачи приводит человека к "ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случае необходимости, не должна быть подвергнута никаким изменениям". Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи, когда у человека не остается времени на то, чтобы повторить свою жизнь с начала или найти альтернативу решения проблем своей целостности. Отчаяние и недовольство самим собой у пожилого человека часто проявляется через осуждение поступков других, особенно молодых людей.

Психическая деятельность человека и его социальная среда, по Эриксону, взаимосвязаны и взаимозависимы. Успешное развитие индивида зависит, прежде всего, от благоприятных психосоциальных или социо-культурных факторов, включая его ближайшее (семья, родители) и более широкое социальное окружение (общество в целом). В свою очередь, такое развитие является основой для успешной эволюции любого другого, общающегося с ним индивида. Эриксон в своих выводах сделал акцент на взаимозависимости и взаимосвязи поколений, пытаясь доказать, что пожилые люди необходимы молодым ровно настолько, насколько сами нуждаются в молодых .

Теория Э. Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была расширена Р. Пеком. Р. Пек считал, что для достижения "успешной старости" человек должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности ролями. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой профессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может не справиться. Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом - измерение, имеющее отношение к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им "шагнуть" за пределы поглощенности своим телом.


Заключение

старение психологический генетический энергетический

Современную ситуацию в изучении различных вопросов старения, в том числе психологических, можно характеризовать как процесс интенсивного формирования науки о старении, специальной отрасли знания.

В обыденной жизни принято уделять гораздо больше внимания психологическим аспектам старения, нежели биологическим. Однако, как ни странно, сама психология как наука в полной мере практически почти не занималась проблемами старости. Лишь сравнительно недавно, когда над современным обществом навис "пресс" глобальных демографических изменений, проблемы психологического старения стали предметом пристального изучения психологов-теоретиков. Эти исследования стали активно проводиться в рамках междисциплинарных проектов в контексте исторических, экологических и биологических подходов, причем каждое традиционное направление психологии вносило в эти исследования свои специфические нюансы и варианты.

Наибольшее количество психологических теорий старения было разработано в начале прошлого столетия.

Современным ученым-геронтологам необходимо уделить большее значение рассмотрению проблемы психологии старения и восполнить пробелы в изучении данного вопроса.

Список литературы

1.Анциферова, Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости/ Л.И. Анциферова // Психол. журн. № 3 (2001). - С. 21-30.

2.Выготский Л. С. Соб. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 1.

Ермолаева М. В. Практическая психология старости /М.В. Ермолаева. - М.: ЭКСМО-Пресс. - 2002. - 94с.

Козлова Т. З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности. // Социальная идентификация личности. / Отв.ред. Ядов В.А., М.: РАН Ин-т социологии, 1993. - С. 107-123.

Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 288 с.

Краснова О. В. Социально-психологические вопросы старения/ Журнал практического психолога. - 1997. - №3. - С. 3-19.

Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений/ Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 416 с.

Феофанов К. А., Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 41 -57.

Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Ленато. - 1996. - 592 с.

10.ru.wikipedia.org - Электронная энциклопедия "Википедия".

Пожилые люди как большая группа общества имеют свою специфику и оказывают прямо или опосредованно существенное влияние на жизнь социума. Поэтому их выделяют в научных целях в особую социальную группу для организации всестороннего комплексного исследования их проблем и наиболее эффективных решений в этой области. В связи с этим объектом исследования социальной психологии старения является пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений (как мы условились, под пожилым человеком в нашей работе понимается индивид, достигший 60 лет).

Сегодня многие ученые и практики сталкиваются с проблемой недостаточности знаний в области пожилых людей и с необходимостью изучения их социальных установок и переживаний, отношения к ним в обществе со стороны разных социальных групп, исследования ролевых аспектов пожилых и старых людей, контактов и активности, установок и функций старших в семье, роли профессиональной и общественной деятельности в жизни пожилых, т.е. с теми вопросами, которые представляют собой предмет изучения социальной психологии старения, а именно адаптация и социализация пожилого человека в социуме.

В зависимости от конкретных целей научного исследования социальной психологии старения могут быть определены следующие важнейшие взаимосвязанные направления :

Место и роль старения и старости в жизнедеятельности личности;

Социальное самочувствие пожилого человека, его возможности и их реализация и использование в интересах самого пожилого человека, его семьи и общества;

Проблема взаимоотношений и взаимодействия, солидарности поколений;

Семейный статус пожилого человека.

Указанные направления социально-психологических исследований (не все возможные направления исследований здесь приведены) показывают, что социальная психология старения занимает место на стыке различных гуманитарных, естественных и социальных наук – философских, медицинских, исторических и др. Психология старения опирается на психолого-ориентированные концепции старения, изучает влияние психических процессов и состояний на старение и протекание старости, особенности психологического статуса пожилых людей, специфику воздействия на него и способы его оптимизации.

Главной задачей социальной психологии старения является осмысление старости как периода, не исключающего позитивного, поступательного развития личности, и выявление социальных условий, способствующих этому.

Реализация этих задач поможет достичь следующих целей: повышение социального статуса пожилых людей, содействие самоактуализации пожилых, реализация их творческого потенциала. На основе знаний социальной психологии старения вырабатываются практические рекомендации для оптимизации состояния и тенденций развития индивида и социума.

Социально-психологические черты пожилого человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения и стереотипизации поведения, для компенсации которых должны разрабатываться различные меры кА государственного, так и индивидуального порядка.

В литературе описаны две стратегии поведения пожилых людей, которые они вырабатывают, реагируя на неблагоприятные условия жизни.

Первую стратегию реагирования можно отнести к конструктивным способам. Многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями.

К конструктивным способам относится психологическое сопротивление : реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни.

Мотивация психологического сопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личностную свободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решений, правом выбора среди нескольких альтернатив, способностью интерпретировать стрессовые события жизни и справляться со стрессовой ситуацией путем выработки соответствующих навыков.

Ключом к умению справляться со стрессовой ситуацией в позднем возрасте является компетентность , которая определяется как успешное представление пожилых о своих социальных ролях, как способность адаптироваться к окружающей среде, изменениям в социальной ситуации, что дает чувство интернального контроля. Таким образом, психологическое сопротивление является своего рода защитным механизмом.

Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя компетентными людьми. Социальная поддержка имеет разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказываемая другими.

По значимости функциональной поддержки близкие люди распределяются следующим образом: супруг, друзья, взрослые дети. Социальная поддержка должна быть часть реабилитационных мероприятий в позднем возрасте.

Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Она включает, по меньшей мере, следующие факторы:

Пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;

Пожилой человек должен понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), - вполне нормальны, т.е. соответствуют их возрасту и положению;

Общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;

Общество должно учитывать важность обратной связи («взаимно-ответное действие пожилого на социальное ободрение»).

Социальная поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативныеспособы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.

Таким образом, расширение компетентности в пожилом возрасте – это решение задач развития, таких как:

Приспособление к потере физической силы и здоровья;

Приспособление к выходу на пенсию;

Приспособление к потере супруга (супруги);

Эксплицитное присоединение к возрастной группе пожилых;

Гибкое и пластичное принятие социальных ролей пожилых.

Этот вид стратегии является неконструктивным, во-первых, по причине внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии постоянного поиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм социального поведения. Во-вторых, находясь в непосредственной близости к своим внукам или детям, они создают в доме, в быту очаги социальной напряженности, отрицательно влияющие на настроение, работоспособность активной части населения, прецеденты для подрыва авторитета старших у подрастающего поколения и т.д. Таких людей относят к агрессивному типу старения.

Основной способ психологической поддержки стареющих людей – обращение к тем их способностям, которых лишены более молодые люди. Прежде всего, этого мудрость. Познавательная сфера взрослого описывается в терминах «социальный интеллект», «мудрость» и «компетентность».

Познавательное развитие взрослого тесно связано с его личностным развитием (синтезированный интеллект) и межличностной сферой. В пожилом возрасте обычно достигает максимального развития диалогическая компетентность личности: умение устанавливать и поддерживать диалогические отношения с другим человеком, умение видеть и ценить его уникальность, его человеческие права, «всеобщую человечность» его глубинных переживаний.

Практическое задание по теме 1. Общие основы психологии.

1. Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

3. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.

4. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.

б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.
в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.
г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.
е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.
з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

5. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.

6. Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях:

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.
г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.
ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.
з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог, под видом обычного туриста, вступает в одну из таких групп.

и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.

к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Тема 2. Общие положения о психических явлениях.

1. Развитие психики в процессе эволюции.

2. Классификация психических явлений.

3. Сознание как высшая форма психики. Сознание и деятельность.

Психика - отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их значения и смысла.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика – это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы многомерны – они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предместное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны . Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты возможного развития действительности.

Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Поэтому в практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и всеобщим законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.

Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно – исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно – историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сфер его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между субъектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.

Научная трактовка сущности психики сводится к следующим положениям:

Психика возникла на определенной стадии развития материи и является отражательно – регуляционным механизмом приспособленного поведения живых организмов. По мере их эволюционного развития развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты→индивидуальное научение;

Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения;

Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психический образ в регулируемое им действие;

Психика опосредствована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – обусловлена социокультурными факторами;

Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ошущать внешнюю среду, ее жизненно значимые компоненты.

Отражение в широком смысле слова - это взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого.

Возникновение живой материи представляет собой новый способ су­ществования материи. Для существования живых организмов необходим постоянный обмен веществ - взаимодействие со средой. Любая форма существования жизни связана с ассимиляцией (усвоением веществ из внешней среды) и диссимиляцией (выделением продуктов распада во внешнюю среду).

Возникновение живого связано с появлением особого типа отражения -раздражимости.

Раздражимость - свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; это биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реаги­ровать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение, В отличие от растений, животный организм активно ищет пишу или уходит от" вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам.

Форма отражения действительности, при которой биологически индифферентные раздражители начинают отражаться, если они сигнализируют о жизненно важных явлениях, называется чувствительностью.

Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по отдельным их свойствам). По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган

чувствительности - центральная нервная система,

В процессе эволюции животные становятся все более и более приспособленными к изменению условий среды, у них вырабатываются новые, наиболее целесообразные формы поведения, совершенствуется психическое отражение действительности, развивается центральная нервная система (головной мозг).

Первичным механизмом регуляции поведения животных, находящихся на низших ступенях эволюционного развития, являются инстинкты (от лат. instinctus- побуждение) - наследственно закрепленные формы поведения.

Инстинктивные формы поведения вызываются не в результате сложного анализа окружающей обстановки, а относительно простыми, но биологически кочевыми сигналами, которые служат толчком к реализации сложной системы врожденных реакций. Физиологической основой инстинктов являются врожденные безусловные рефлексы.

Такое индивидуально-изменчивое поведение осуществляется сложным нервным механизмом - головным мозгом. Физиологическим механизмом индивидуально-изменчивого поведения являются условные рефлексы, формирующиеся в коре мозга.

Первичной формой психики являются инстинкты

ответ организма на отдельные биологически значимые элементы внешней среды системой врожденных приспособительных реакций (элементарный анализ действительности), Нейрофизиологической основой инстинктов являются безусловные (врожденные) рефлексы

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность научения - способность отражения устойчивых связей между элементами привычной ситуации; на основе этого вырабатывается индивидуализированная форма поведения - навыки, формируется система условных рефлексов.

Психологическая теория старения

2. Социально-психологические подходы к старости

До сих пор нет общей теории старения, которая была бы приемлема для психологов. Все теории по существу являются не более чем "микротеориями", объясняющими не процесс старения в целом, а только какие-либо его аспекты и уровни. Современная психология старения выглядит лишь коллекцией теорий и концепций.

Исключительно биологические или исключительно социальные определения старения - это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к выводу: биологи обеспечивают определение старения чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают.

Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе .

В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса: психологическое старение -- как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективными признаками (снижение интеллектуальных способностей сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и "чужой" старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные; биологическое старение -- биологические изменения организма с возрастим (инволюция); социальное старение -- как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.

По мнению К. Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический -- на мыслительных и психических аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем направлениям: индивидуальные переживания пожилого человека; место пожилого человека в обществе; проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики .

Таким образом, во всех этих подходах можно вычленить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и переживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе.

В нашей стране проблема старения интересовала не только психологов и медиков, но и философов, например, феномен смерти, способы продления жизни в русле теории русского космизма. Социально-экономические аспекты проблемы (привлечение трудоспособных пенсионеров к производственной деятельности), так же как медико-гигиенические и медико-социальные, разрабатывались до недавнего времени в основном киевским Институтом геронтологии. Там же поднимался вопрос об адаптации пожилых людей к пенсионному периоду жизни. Проблемы социально-психологической адаптации лиц старших возрастов в домах-интернатах изучались в рамках программ исследований Научно-исследовательским институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (г. Москва).

В настоящее время над проблемами старения работают в Центре психического здоровья РАН, НИИ "Международный центр по проблемам пожилых" г. Самары; функционирует Геронтологическое общество РАН, работающее в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах. В 1997 г. создан НИИ геронтологии Минздрава России. При этом основные направления научных исследований сосредоточены преимущественно в медико-биологической области.

В современной отечественной психологии только школа Б. Г. Ананьева рассматривает старение и старость с точки зрения возрастной психологии и акмеологии. По мнению Ананьева необходимо более многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации, вычленять в них биологические, психологические и социальные составляющие и устанавливать их взаимосвязи. По ходу исследования проблем психического старения отчетливо отмечаются проступающие связи последнего с социальными изменениями, сопутствующими этому возрастному периоду. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе .

Проблема старения исследуется в рамках клинической психологии, и практически не изучалась отечественной социальной психологией в отличие от зарубежных исследователей, которые разработали несколько психологических теорий старения.

Адаптация к обществу выпускников детских домов

К таким проблемам можно отнести: - проблемы взаимоотношений с окружающими; - проблемы создания семьи; - досуговые предпочтения. Выход за пределы стен детского дома влечет за собой ряд проблем. «Неумение найти общий язык с людьми (сокурсники...

Безработица как социально-психологический фактор

Социально-психологические последствия безработицы, прежде всего, вызваны потерей работы, неудачами в её поиске в течении длительного периода времени...

Жизненные установки лиц без определенного места жительства

бездомный общество социальный жизненный К бездомному человеку мы подходим, как к личности в трудной жизненной ситуации, кризисе, который он не смог разрешить и встал на путь бездомности. Внутренний мир личности формируется в деятельности...

Мифические аспекты идентификации

Уже в работах немецкого психолога Вундта произошло сильное сближение этнологии с психологией, причем в связи с генезисом мифов особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а также ассоциативных цепей...

Особенности семейной идентичности у одиноких мужчин находящихся в разводе

Право на развод с давних времен было предметом обсуждения в любом обществе. Признание права на развод, то есть свободы людей не только заключать браки, но и расторгать их, является одним из доказательств демократизации общества...

Особенности социальной работы с людьми пожилого возраста

пожилой возраст социальная работа Процесс старения человека индивидуален. Возраст не определяет степень физической и социальной деятельности - одни в 70 лет не утратили общения, а другие в 60 лет - одиноки...

Система социальной помощи многодетным семьям

В 2000-е гг. в среде многодетных семей наблюдается социальное расслоение - выделяются бедные и богатые. Если раньше "многодетность" ассоциировалась с невысоким уровнем дохода, то сейчас и в большой семье появилась прослойка богатых родителей...

Содействие занятости безработных граждан в органах службы занятости населения

В зависимости от социально-демографических особенностей выделяют несколько основных групп безработных. 1. Неквалифицированные или мало квалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных...

Социализация детей-сирот

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен...

Социальная структура коллектива и задачи социолога

Социальная структура трудового коллектива - это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей...

Социально-психологические методы исследования

Социально-психологические методы управления персоналом: социологическое обеспечение эффективности применения

Значительная роль в управлении персоналом принадлежит социально-психологическим методам воздействия. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения, и связи...

Старение общества

Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них -- проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество...

Теоретический анализ и экспериментальное изучение проблемы успешности деловых женщин в новых социально-экономических условиях Республики Казахстан

Технология метода опроса и эффективность его применения для решения проблем туристской индустрии

1. Выдержаны ли требования к языку опрашиваемых? Нет ли в формулировке сложных, непонятных терминов? 2. Компетентны ли опрашиваемые в информации, необходимой для ответа на данный вопрос? Не следует ли включить фильтры на компетентность? 3...

Старость. Это слово вызывает страх, панику, смирение. Положительные эмоции – почти никогда. С чем это связано? Почему мы боимся взрослеть? Чем обусловлен процесс и как отражается на организме? Обо всем по порядку. Рассмотрим психологию и виды старения.

Специалисты отмечают, что программа увядания активируется в нашем организме буквально с рождения. Процесс этот, увы, неизбежен. Когда мы считаем себя молодыми, наш организм уже изнашивается. Постепенно идти на спад функции начинают примерно с 25 лет – это расцвет и точка максимума.

Существует множество классификаций, выделяются различные виды и типы старения в геронтологии. Одна из главных теорий опирается на скорость изменения тела и систем. Считается, что скорость увядания может быть быстрой, нормальной или замедленной.

Нормальная

Естественное одряхление – понятие относительное. Это выделенные учеными средние показатели, которые постоянно меняются. Для ясности откажемся от точных цифр. Люди индивидуальны. У одного уже в 60 наблюдаются нарушения психики, у другого в 80 ясный разум.

Примерно в промежутке между 40 и 50 суставы теряют гибкость. Даже при нормальном состоянии здоровья затрудняются движения, падает скорость. За 5 лет (45-50) в среднем физическая сила уменьшается на 7%. За 15 – на 35%. Нагрузки и регулярные тренировки замедляют дегенеративные изменения, но не могут остановить их полностью.

В этот же период появляются проблемы со слухом и зрением. Зачастую у человека развивается дальнозоркость или близорукость. Ничего страшного, однако, если нарушения выходят за пределы нормы, необходимо срочно обратиться к врачу. Бездействие чревато головными болями, мигренью и другими проблемами. Ослабление органов чувств – первый признак старения и старости.

Другой «симптом» – потеря эластичности кожи. Эпидермис не способен удерживать прежние формы, отчего велика вероятность появления второго подбородка даже при нормальном весе. Формируются мешки под глазами.

Страдает способность к адаптации: как физической, так и психологической. Тело не выдерживает прежние нагрузки столь легко, теряет возможность восстанавливаться. С психологической точки зрения у человека возникает однобокость мышления. Пожилые люди зачастую избегают всего нового: техники, контактов, ярких впечатлений и эмоций.

Полностью остановить естественные изменения невозможно. В наших силах избежать психологического старения, замедлить процессы увядания, как можно дольше удерживать разум ясным, а тело – здоровым.

Быстрая

Характеризуется стремительным одряхлением и преображением психики. Специалисты выделили 3 основных причины укороченной жизни:

  • постоянные стрессы;
  • тяжелые патологии;
  • неблагоприятные условия.

Под эти категории попадают: опасная работа, проживание вблизи источников загрязнения, одиночество и т.д. Основными признаками преждевременного одряхления считаются хроническая усталость, плохая память, рассеянность и слабость. Нижняя граница – 30 лет.

Иногда преждевременный упадок связан с ранней менопаузой и импотенцией. На фоне происходящего нарушается работа сердечно-сосудистой и нервной систем, происходят гормональные сбои. Изредка обнаруживаются серьезные поражения мозга, в результате которых человека моложе 65 лет приходится поместить в дом престарелых, где ему оказывается профессиональный уход.

Увы, эликсира молодости еще не существует. Способ борьбы с ранним увяданием лишь один – здоровый образ жизни. Складывается он из правильного питания, спорта, отсутствия вредных привычек и стрессов.

Замедленная

Редкое явление. Ученые пока не пришли к единому выводу по поводу причин замедления увядания. По статистике большинство долгожителей проживает в горных районах Абхазии, а также в Украине и Литве. Было выяснено, что всех рекордсменов объединяет общий признак – пониженное артериальное давление.

Пока резкое увеличение продолжительности жизни невозможно, но исследования в этом направлении ведутся. Предположительно причины заключаются в экологических особенностях и положительных привычках.

Итак, увядание – это совершенно нормальный естественный процесс. Мы можем повлиять на этапы и удерживать качество жизни на приемлемом уровне, но остановить – не в наших силах. Так почему же тогда этой теме уделяется так много внимания? Что пугает людей? Здесь нам тоже придется обратиться к науке.

Психология старения

Основные виды нормального старения в геронтологии – это хронологический, биологический, психологический и социальный. Первый связан с цифрой в паспорте, второй – с состоянием здоровья. Социальный показатель больше указывает на благополучность общества, а не отдельно взятого человека. Понятно, что многих интересует психологическое старение, в том числе как последствие биологического.

Как меняется психика с возрастом? Для лучшего понимания процесса предлагаем ознакомиться с двумя теориями.

8 психосоциальных кризисов Эрика Эриксона

Американский психолог, рассматривая старение психологическое и социальное, выделяет 8 личностных кризисов, которые влияют на становление личности. По мнению Эрика Эриксона, успешность их преодоления имеет особенный смысл именно на последнем этапе жизни.

  1. Первый год жизни. Насколько ответственно подходят опекуны или родители к уходу за малышом? Если ребенок не получает достаточно внимания, а его потребности не удовлетворяются, зарождается недоверчивость к окружающему миру.
  2. Приучение к чистоте. Происходит в раннем детстве. Именно чистоплотность является первым шагом к социализации. От успешности приучения зависит появление самостоятельности или неуверенности.
  3. Второе детство. Напрямую связан с предыдущим кризисом. Подпитывается воспитанием родителей. Насколько опекуны доверяют ребенку? Позволяют ли ему самостоятельно выполнять работу или же постоянно критикуют, переделывают, не допускают к действиям? В результате приобретаются такие качества, как инициативность, активность или привычка плыть по течению, чувство вины и зависимость.
  4. Школа. Прививает любовь к работе или ощущение собственной неполноценности, бесполезности.
  5. Выбор предназначения. Заключается в выборе подростком своей профессии, дальнейшего жизненного пути. Наполняет существование смыслом или, наоборот, заставляет испытывать дискомфорт в дальнейшем.
  6. Поиск партнера. Одиночество или семья? Молодые люди активно ищут будущего спутника жизни. Это сказывается на многих сферах жизни.
  7. Семья. Характеризуется сохранением или разрушением семьи, успехом в других начинаниях, карьерным развитием или спадом. Один из последних переломных моментов.
  8. Завершение пути. Оценка итогов собственной деятельности. Успешность преодоления кризиса целиком и полностью зависит не от нынешних действий, а от предшествующего опыта. Возможные последствия – ощущение целостности или разочарование

Если у человека возникает чувство удовлетворения, если он уверен в своих решениях, он становится уравновешенным, спокойным и не ощущает особенного беспокойства. В противном случае приходит осознание того, что исправлять ошибки уже поздно. Возникает страх перед смертью, безнадежность, отчаяние. Именно поэтому психология старости и старения вынесена в отдельный раздел.

Стадии

Если за рубежом принято часто обращаться к психологам, то у нас этого почему-то стесняются. В итоге возникает ряд особенностей, которые свойственны жителям СНГ в большей степени. Это не значит, что у иностранцев этапы психологического старения совершенно другие. В иных государствах взросление может внутренне переживаться по-другому.


Отечественные ученые попробовали разработать собственную классификацию. В проведении экспериментов наибольшее участие принял В. В. Болтенко. Отечественная геронтопсихология выделила 5 основных этапов увядания.

  1. Сохранение интересов. У пенсионера после ухода с работы остается заинтересованность в своей профессиональной деятельности. Особенно это касается творческих личностей: они все еще читают последние новости, рисуют картины, посещают выставки и т.д. Возможно эпизодическое возвращение к своей прежней работе. Если у человека не было связи с творческим или интеллектуальным трудом, то он, как правило, переходит сразу на вторую стадию.
  2. Быт. Круг интересов сужается до быта. Преобладают мысли о том, какой ужин приготовить, как провести побольше времени с внуками, обсуждаются семейные успехи. Становится сложно отличить бывшую домохозяйку от вчерашнего инженера.
  3. Здоровье. Все чаще слышны разговоры о заболеваниях и докторах. Ключевой фигурой в жизни человека становится лечащий врач. Это – своеобразная попытка схватиться за жизнь, инстинкты.
  4. Резкая изоляция. На стадии изоляции пенсионер отсекает от себя всех лишних. Он может отказаться от общения с дальними родственниками, шапочными друзьями, не заводит новых знакомств. Порой пожилые стараются пореже выходить из дома. Среди контактов остаются соседи, социальные работники, врач и те члены семьи, которые не доставляют неудобств.
  5. Потребности. Общение прекращается почти полностью. Исчезает тяга к эмоциям и новым впечатлением. Удовлетворяются только основные потребности. Если самостоятельно не предпринимаются никакие меры, остаются только сон и еда.

Не самые впечатляющие перспективы, верно? Для того чтобы стареющий человек не чувствовал себя дискомфортно, ему нужно много работать над собой. Большое значение в конце пути имеет семья. Без поддержки близких пенсионер обречен на одиночество.

Изменения

Чтобы помочь пожилому почувствовать себя лучше, необходимо немного разбираться в психологии. Что происходит в душе у ближнего?

  1. Появление пустот. Особенно актуально для тех, кто всегда занимался только карьерой. Увольнение оставляет огромное незаполненное пространство, которое легко может быть занято негативом.
  2. Идеализация прошлого. Имеется в виду не собственное прошлое, а социальное. Как только звучат слова о том, что молодежь нынче не та, пожилой будто бы соглашается со своим положением.
  3. Физиологические нарушения психики. Обычно выражаются в ухудшении памяти, медлительности и рассеянности. При тренировках внимательности разница практически незаметна, поэтому так важно заниматься собой.
  4. Неприятие изменений. Из-за пониженной адаптивности пенсионеры не принимают не только новинки, но и какие-то небольшие перестановки. Например, поставленный не туда чайник может стать причиной скандала. Следует относиться к этому с пониманием.
  5. Усугубление черт характера. Ворчливый становится невыносимым, угрюмый – депрессивным, а заботливый – навязчивым. Окружающие не всегда понимают это, из-за чего сердятся. Часто – совершенно зря.
  6. Приближение смерти. Усиливается страх. Если в молодости смерть казалась отдаленной и не слишком реальной, то теперь это одна из главных мыслей. Значительно проще в таких ситуациях верующим и успешным людям.

Общаться со старшими членами семьи порой сложно, но необходимо. Не стоит обижаться на ссоры из-за мелочей. Старайтесь всячески оказывать поддержку близким и беседовать. Не зря говорят, что старики похожи на детей.

Как помочь близким и себе

До сего момента мы говорили об общих чертах. Не пугайтесь: старость, конечно, не радость, но и в ней есть свои плюсы. Взросление не означает, что в один момент вы проснетесь насквозь больным и будете отчаянно хвататься за последнюю соломинку. В наших силах противостоять возрасту!

Для начала стоит понять, что вы не одиноки. Стареют все. Это не наказание, не болезнь, не особенность. Не следует бороться в одиночку. Старость – это время, которое можно посветить детям, внукам, любимому хобби. Главное – не ставить на себе крест. Облегченные тренировки, правильное питание, общение и радостные события возвращают энергию и позитив. Даже молодой будет чувствовать себя мертвым, если его будни пусты и серы!

Ни в коем случае нельзя оставаться в одиночестве. На фоне изоляции развиваются комплексы и неврозы. Именно они и становятся причиной многих заболеваний. Кстати, патологии и старость – далеко не синонимы. Даже в преклонном возрасте можно быть практически здоровым.

Хоть у старения и есть свои особенности, многое зависит от самого человека и его настроя. Если он будет относиться к происходящему, как к заслуженному отдыху и возможности побыть с близкими, все будет хорошо. При негативном настрое даже молодые люди превращают себя в затворников.

Заботьтесь о себе, берегите своих родных. Залог успеха – здоровые привычки, правильное питание, спорт, социальная активность. Тогда никакие годы не будут страшны.

Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный от­резок онтогенеза. Для этого возрастного периода, как, впрочем, и для каждого периода жизни человека - детства, юности, зре­лости, характерны свои особенности, своя возрастная норма. Кроме того, процесс психиче­ского старения индивидуален. Однако ученые выделяют некоторые общие закономерности пси­хического старения человека:

1. С возрастом отмечается потеря психо­логической гибкости и способности к адаптации. И мужчины, и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охо­та экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестно­му сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Доказано, что год безработицы может уменьшить вероят­ную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет, отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей.

В процессе старения происходит постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям - как к большим переменам, так и к серьезным изменениям в жизни.

2. Исследователи данного возраста указывают и на позитив­ные моменты в процессе старения (наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы). Многие из этих адаптационных механизмов последова­тельно закреплены и закономерно проявляют себя на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптацион­ных механизмов во многом определяет темп старения отдель­ных систем и продолжительность жизни организма в целом. Научиться управлять процессом старения – значит, научиться подавлять сокращение приспособительных возможностей (ре­зервов организма), ограничение механизмов саморегуляции, на­рушение обмена и функций организма и стимулировать мобили­зацию важных приспособительных механизмов.

3. Старость явля­ется не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, мно­гие из которых имеют негативную окраску. К таким изменениям относят утрату общеизвестного положения, связанного с выполняющейся работой, снижение физических возможностей, ухуд­шение экономических условий жизни, изменение функций в се­мье, смерть или угрозу утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Позитивные стороны изменения жизненной ситуации про­являются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др. Таким образом, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального поло­жения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрас­тными изменениями. Существует необходимость перемены прежнего образа жизни, перестройки существующего динамиче­ского стереотипа поведения, принятия новой социальной роли, изменения самовосприятия.


4. Кроме внешних изменений, происходят изменения в пред­ставлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъ­ективной картины мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспо­мощности и бесполезности являются источником страха и апа­тии.

Следовательно, можно говорить о большом количестве психологических факторов, влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления к старости. Большую роль здесь играют и личность самого человека, его поведение, привычки, потребность в социальных контактах и привычный стиль жизни. Так, для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других - само­стоятельность, независимость, возможность заниматься люби­мым делом.