Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Нод первоцветы в подготовительной группе. Конспект открытого показа НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Первоцветы. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Ознакомление с окружающим "Первоцветы"

ттЗемля, Вода, Лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.

Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому надо помнить, что в руках человека красота и богатство родной Земли.

Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

Формирование системы элементарных экологических знания, доступных пониманию ребенка дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитание гуманного эмоционально – положительного бережного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, Развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами, явлениями.

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).

Мотивы:

Готовность к охране природы выпускника детского сада экологической направленности.

Желание помочь природе сберечь ее богатство.

Система экологического образования в детском саду включает в себя:

Профессиональная подготовка педагогов

Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении

Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Поддержание тесных связей с социумом: школа, станции юнатов, музеи, экологические организации и др. субъекты.

Я хочу предложить Вашему вниманию сценарий познавательно – информационного занятия «Берегите первоцветы».

Время проведения – начало мая месяца.

Форма проведения – занятие проводится на природе.

Цель: Развивать экологическую культуру и экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие народного творчества.

Ход мероприятия.

Подготовительный этап:

Рассматривание иллюстраций о цветах: полевых лесных луговых, садовых

Чтение познавательной литературы

Наблюдения на прогулках за растениями и цветами.

Организация выставки поделок родителей вместе с детьми «Берегите первоцветы».

Заучивание стихов, загадывание загадок, народных пословиц, примет.

Труд на клумбе, в уголке природы.

Опыты «Что нужно растению для роста и развития»

Дидактические игры «Узнай цветок», «Где растет», «Загадай мы отгадаем».

Сочинение сказки о любимом цветке и оформление книги – самоделки.

Коллективная работа аппликация «Цветы на клумбе».

Организационный этап:

Выбор дня с соответствующей погодой

Подготовка площадки с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.

Подготовка костюмов.

Конспект

Познавательно – информационного занятия по экологии в подготовительной группе

Тема: «Берегите первоцветы».

Воспитатель: Бойцова Ольга Владимировна

МДОУ Д/С №5

Г. Можайск, Московская область

Цель: Развивать экологическую культуру, экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие поэзии, народных пословиц, примет.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с весенней растительностью

Расширять знания о весенних цветах, первоцветах, видеть красоту и неповторимость каждого цветка.

Воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте природы, любоваться красотой цветов.

Воспитывать желание охранять и оберегать цветы.

Подготовка к занятию:

Занятие проводится на природе

Выбор дня, с соответствующей погодой

Подготовка площадки, с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.

Подготовка костюма, Флоры. Костюмы для детей: мальчики в костюмах бутонов, девочки – в костюмах цветов

Ход занятия

В гости к детям приходит Флора (воспитатель).

Флора: Я Флора – хозяйка всех растений на земле приглашаю вас в свою цветочную страну «Цветляндию»

Я от природы к вам пришла

Букетики весны в подарок принесла.

Дети отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Правильно дети идет месяц май. В загадке вы слышали приметы мая. Древнерусское название мая – травень, цветень. Зеленеет цветет и веселится все в природе. В народе говорят: «май леса одевает, лето в гости ожидает».

Флора: А какие цветы появляются первыми весной? (Ответы детей: подснежники, ветреницы, медуницы, мать и мачеха, одуванчик)

Красивые цветы радуют нас, мы ими любуемся, восхищаемся их красотой, а кто еще радуется появлению цветов? (ответы: насекомые: пчелы осы, шмели, бабочки.)

Почему они радуются цветам? (ответы)

Правильно насекомые питаются нектаром и сладкой пыльцой цветов.

Скажите, а какую пользу приносят насекомые цветам? (ответы)

Флора: Перелетая с цветка на цветок, частички золотой пыльцы остаются на брюшке, спинке и ножках насекомых и перелетая на другие цветки, они их опыляют.

Не даром в народе говорят: «Где цветок, там медок»

Объясните мне дети как вы понимаете эту пословицу. (ответы детей)

Флора: первыми зацветают подснежники в лесу. Скажите, почему они называются подснежники? (ответы детей)

На лесной полянке море из цветов

Расцвели подснежники после зимних снов.

На лесной полянке море из цветов!

Украшают землю после зимних снов.

Эти цветы занесены в красную книгу, потому что люди срывая цветы не думают о том, что можно совсем уничтожить и тогда нечем нам будет любоваться ранней весной.

Флора: Дети давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Подснежник» (дети выполняют движение руками в соответствии с текстом)

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сияние

Дружно дают под землей корешки.

Флора: Затем появляются на проталинках цветы мать – и – мачехи. Дети, почему этот цветок так называют? (ответы)

Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, то ощутишь мягкость и тепло, словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная словно прикосновение суровой мачехи.

Цветы мать – и – мачехи открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь, берегут капельку сладкого драгоценного нектара. Цветки и листья мать и мачехи имеют целебные свойства.

Флора: А затем зацветает другой цветок похожий на солнышко. Сейчас Валя расскажет про этот цветок стихотворение:

Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого.

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

З. Александрова

Цветки и листья одуванчика имеют целебные свойства.

Дети, полюбуйтесь красотой цветущих одуванчиков (дети любуются одуванчиками, рассматривают цветки, убеждаются, что они на самом деле похожи на солнышко, наблюдают как пчелки перелетают с цветка на цветок).

Флора: Предлагаю детям выполнить дыхательную гимнастику «Вдыхаем ароматы цветов» (дети закрывают глаза и глубоко дышат, чувствуя аромат цветов).

Флора: К концу мая зацветут очень нежные и душистые бусинки – ожерелья цветов: «белые горошинки на зеленой ножке». Дети что это за цветы? (ответы)

Правильно, это ландыши. У нас на участке тоже растут ландыши – садовые.

(предложу детям рассмотреть ландыши, набравшие бутоны).

Много легенд связано с ландышами. Его цветы сравнивают со слезами, а плоды с каплями крови. Цветок ландыша настолько красив, что кажется чудом. По древней легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко.

Но Садко отдал свое сердце девушке полей и лесов Любаве.

Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезы, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца.

По другой легенде: ландыш проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки.

Флора: Предложу Насте рассказать стихотворение «Ландыш» Е. Серовой

Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется: его задеть – он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты!

Флора: Дети давайте поиграем в игру «Цветы и пчелы». (одни дети изображают пчел, другие цветы, затем меняются)

После подвижной игры, предлагая игру «Четвертый лишний»

Задание. Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.

Март, Апрель, Февраль , Май.

Мать – и – мачеха, подснежник, ромашка , ландыш.

Медвежонок, лисенок, теленок , бельчонок.

Бабочка, трясогузка , шмель, пчела

Одуванчик, колокольчик, астра , василек

Флора: Дети, предлагаю вам викторину «Знатоки цветов» (дети делятся на две команды)

Вопросы к викторине:

Какие цветы расцветают весной? (подснежник, мать – и – мачеха, одуванчик, медуница, ветреница)

Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком? (Бутон)

Какие насекомые опыляют цветы? (пчелы, осы, шмели, бабочки)

Какой цветок расцветает самый первый? (подснежник)

Что необходимо растению, чтобы оно росло и цвело? (земля, вода, солнце, воздух)

Какие цветы раскрывают цветки утром, а закрывают их перед ненастьем и на ночь? (мать – и – мачеха, одуванчик)

Какая часть цветка находится в земле? (корень)

Какие цветы мы называем маленьким солнышком? (одуванчик, мать – и – мачеха)

Что появляется после того как отцветет цветок? (семена)

Что случится если исчезнут цветы? (погибнут насекомые, птицам будет нечем питаться, и они погибнут, не будет птиц будут гибнуть деревья)

Флора: Молодцы, дети, хорошо вы знаете цветы. А как их беречь вы знаете?

(ответы)

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто –то еще – что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны. Почему? (ответы и рассуждения детей)

Флора: Дети, давайте сформулируем природоохранительные и запрещающие знаки о поведении в лесу, на лугу, в поле.

Нельзя вытаптывать траву, рвать и бросать цветы, собирать букеты цветов.

Нельзя ловить бабочек, стрекоз, давить муравьев, пчел…

На природе надо убирать за собой мусор.

Нельзя разводить костры

Можно нюхать и любоваться цветами

Наблюдать за бабочками и другими насекомыми.

Можно сфотографировать красоту лесной природы, полянки с цветами, красивых бабочек…

Задание на дом:

Нарисовать природоохранительные и запрещающие знаки.

Флора: Предложу Роме прочитать стихотворение «Май» В. Берестова

Фиалки, ландыши припас

Веселый май в тиши для нас.

Но мы их обрывать не будем

Пускай цветут на радость людям.

Ритуал окончания занятия «Пирамида добрых дел».

Флора: Давайте построим «пирамиду добрых дел»

Как правильно вести себя на природе, с добром относиться к каждому растению, цветку, давайте пожелаем друг другу, всем нам.

Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь. (Воспитатель вытягивает вперед руку ладонью вверх и говорит:

Прошу вас, дети,

Цветы поберегите

В лесу и в поле ногами не топчите,

Огромные букеты в город не несите!

(пожелания детей)

После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добрых дел, ведущий тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат и запомнят все и пусть они всегда сбываются» - подталкивает лежащие на его ладонях ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Флора: Дети давайте вспомним гимн цветам (дети вместе с воспитателем читаю гимн)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: И я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Флора: Вот и закончилось наше путешествие в цветочную страну «Цветляндию».

Литература:

«Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горбатенко

«Мир растений» А. И. Иванова

«Воспитание любви к природе у дошкольников» Ю.А. Вакуленко

«Формирование экологической культуры дошкольников» Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова

«От осени до лета» Л. А. Владимирская

«Познание мира растений» М. Н. Сигимова

«Фольклорно – экологические занятия» Г.А. Лапшина


Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Тема: «Первоцветы»

Цель : Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Материал: Аудиокассета «Звуки природы», карточки с изображением цветов, кукла Гномик.

Ход занятия:

Дети, я обещала вам новое путешествие. Готовы? Сегодня мы отправимся в весенний лес и на луг, а поможет нам в этом Гномик. Вот он (воспитатель надевает на руку куклу и говорит от его имени)

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, что я вам принес? (Игра «Да – нет»)

Это рукотворное? (Нет)

Это природное? (Да)

Это животное? (Нет)

Это растение? (Да)

Это высокое? (Нет)

Это низкое? (Да)

Это комнатное растение? (Нет)

Это лесное растение (Да)

Это красивое? (Да)

Это цветы? (Да)

Воспитатель. Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. Ине просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Рассматривают иллюстрации.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е.Серова)

По – зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком. И утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Физминутка.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко – красные. Вот она, природа волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать – и – мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по – цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках чешуйках.

В каждой семейке мать - и – мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т.д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С.Красиков)

Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д.Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Цветы в вазу» (Детям раздаются карточки или ободочки с изображениями различных цветов. Воспитатель командует: Первоцветы, вазу; Садовые цветы в вазу; Полевые цветы в вазу.)

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке, с цветком в руке.

В косах – ленты атласные –

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала, Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон.

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что можем мы им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

Ине будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Конспекты занятий по экологии по теме «К первоцветам в гости»

Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)

Материал и оборудование : Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия.

1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветения – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».

Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».

Очень зло глядит на вас

Из травы «вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветения образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».

Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек?

Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.

Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.


Олеся Трубникова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме «Первоцветы»

Конспект

НОД по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

по теме : «Первоцветы »

Образовательная область : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель : формирование у детей основ экологической культуры .

Программные задачи.

Учить различать и правильно называть первоцветы Южного Урала , занесенные в красную книгу. Выделять характерные их признаки и особенности приспособления к условиям обитания.

Закрепить знание детьми значения «Красной книги» .

Формировать представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле.

Развивать связную речь, активизировать словарный запас.

Воспитывать желание охранять и оберегать цветы.

Интегрируемые образовательные области : коммуникация, познание, художественная литература, социализация, безопасность, речевое развитие.

Словарная работа : Красная книга, угроза исчезновения, первоцветы (адонис, прострел, ландыш, мать-и мачеха) .

Предварительная работа : знакомство с иллюстрированными энциклопедиями «Царство растений» , «Животный мир» , НОД по экологическому воспитанию , рисование по теме , чтение природоведческой литературы, беседы об обитателях нашего края, беседы о правилах поведения в природе, игры экологического характера , изготовление ширмы «Правила поведения в природе» , сезонные экскурсии-практикумы в лесопарковую зону.

Материал : схемы (растения, карточки с изображением опасных и полезных ситуаций, иллюстрации (слайды) редких и исчезнувших растений, Красная книга, презентация.

Ожидаемые результаты.

Дети больше узнают о жизни растений из «Красной книги» .

Сформируется эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе родного края.

Дети, родители и педагоги сблизятся еще больше, принимая участие в создании нашей Красной книги.

Ход НОД

Здравствуйте,ребята!Предлагаю вам пройти за мной.

Ребята,посмотрите на экран. Что так бережно держат руки?

Правильно.

(Cлайд.) Наша планета самая красивая во Вселенной.

Все мы – люди, звери, птицы, растения – живём на планете Земля. Это наш общий дом.

Обратите внимание на этот уголок нашей планеты. Почему он кажется мне пустым?

Кого здесь не хватает?

Возьмите по картинке и оживите этот уголок природы.

В лесу живут…

В небе мы должны видеть ….

А в воде должны ….

За миллионы лет все виды растений и животных приспособились друг к другу. И мы знаем, что человек – это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, делая благо одному, причиняли вред другому.

Задумались учёные, как остановить это безобразие? Как не допустить исчезновения живых существ? Чтобы этого не случилось, составили Всемирную Красную книгу (слайд) .

Которая, к сожалению, с каждым годом становится всё толще и толще.

В эту книгу занесены и птицы и представители водного мира и животные и растения.

(Расклеивание магнитов Красной книги на макете)

Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей?

Что символизирует красный цвет в светофоре?

Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда. (Слайд мигающей книги)

С приходом весны пробуждается природа. Появляются первые цветы .

Назовите те, которые вам известны.

А может вы знаете,как их можно назвать одним словом?ПЕРвыеЦВЕТы ?Перво… .

Большинство первоцветов занесены в Красную книгу.

Правильно, потому, что они первые появляются после долгой зимы и людями не терпится их сорвать.

Презентация (Слайд 1)

Посмотрите внимательно на эти первоцветы . Может какие то вы знаете и можете назвать? Это прострел, он как- будто простреливает весенний снег, чтобы появится первым . Это адонис. Это ландыш. Это мать-и-мачеха, помните, почему это растение так назвали?

Правильно, потому что её большой лист с одной стороны ворсистый и тёплый, как любовь матери, а с другой гладкий и холодный, как характер мачехи в сказках.

Первоцветы вырастают ,когда дуют холодные ветра, когда земля ещё не прогрелась.

У всех первоцветов короткий стебель , как вы думаете почему? Чего ранней весной не хватает первоцветам ? Правильно, потому, что им не хватает тепла и света.

Что делают люди, когда им холодно? Одеваются.

А как природа позаботилась об этих растениях, чтобы они не замёрзли?

Посмотрите на стебель и листья прострела, чем они покрыты? (ворсинками)

Он стоит словно в шубке, которая его согревает. А как адонис приспособился к холоду?

У него очень много мелких листочков, которые полностью покрывают стебель, тоже как шубка.

А как тонкий стебель ландыша укрывается от холода?

Его большие листья полностью закрывают его и он спрятался, как будто в домике.

А как мать –и – мачеха приспособилась к холоду?

Нижняя часть листа, покрыта тёплыми мягкими ворсинками, которые согревают растение.

В этих растениях человека привлекает сам цветок.

У какого из этих растений самые крупные цветы? Про какой из них говорят – «У него белые цветки? Продолжите моё предложение. Желтые цветы у ….

У кого из них много цветов на стебле?

На что похожи цветки прострела и ландыша?

Мы с вами, ребята пойдём в лес, где растут первоцветы . Но сначала, я вам предлагаю вспомнить правила поведения в лесу и поиграть в игру «Разрешено, запрещено»

Посмотрите внимательно на картинку и расскажите своим друзьям что там нарисовано, и дайте правильный ответ - разрешено это делать или запрещено.

(Игра «Разрешено,запрещено)

Ну вот мы с вами и вспомнили правила, а теперь отправляемся в лес.

Физминутка

(музыка)

По лесу дружно мы гуляем,

На первоцвет не наступаем ,

По сигналу колокольчика встречаемся у адониса.

На двух ногах попрыгай ты,

На первоцвет не наступи

По сигналу колокольчика встречаемся у мать-и мачехи.

Легко на носочках ты пробеги,

Первоцвет не погуби .

По сигналу колокольчика встречаемся у прострела.

Предлагаю одному из вас превратиться в нежный первоцвет , а вот какой, мы сейчас узнаем.

(На голову ребёнка одевается ободок с изображением первоцвета )

Что за цветок ты, мы не скажем,

Но про тебя мы подробно расскажем

Послушай своих друзей.

Давайте опишем этот первоцвет , не говоря его название.

В этом нам поможет схема.

Я вижу, что вы хорошо запомнили названия и внешний вид этих первоцветов .

Теперь вы знаете, что эти цветы надо беречь, но знать и про другие растения нашего края, которые нуждаются в защите.

Поэтому в этой книге, которая останется у вас, много пустых страниц.

Предлагаю вместе оформить первую страницу , которая раскроет содержание данной книги.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Подведение итогов :

Все поставленные задачи были выполнены. Дети больше узнали о жизни растений из «Красной книги» Южного Урала.

Сформировано эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе родного края.

У детей сформировались представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле. Дошкольники познакомились с Красной книгой. Уяснили значимость «Красной книги» .

У детей начало формироваться гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Экскурсия в весенний парк» Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Экскурсия в весенний парк» Цель: учить наблюдать изменения в живой и неживой.

Конспект интегративно - образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами в зимний период года. Задачи: 1.

Конспект НОД по экологическому воспитанию совместно с родителями в подготовительной группе «Наш край - природная кладовая» Цель: Формирование представления о растительной и животной среде нашего края. Задачи: Воспитательные: - Воспитывать ответственное и бережное.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в Крыму «Морское путешествие» (вторая младшая группа) Конспект НОД по экологическому воспитанию в Крыму (II младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9

Тема

«Весна. Первоцветы»

НОД по развитию речи в подготовительной группе

Составила

Старший воспитатель Сущик С.Н.

Кизел 2016г.

Программное содержание:

Расширять кругозор, уточнять и закреплять элементарные представления о весне, о весенних цветах, обогащать активный словарь, активизировать речь воспитанников, познакомить детей с Красной книгой;

развивать связную речь: умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений и знаний; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение, образные представления; способствовать развитию познавательных способностей;

воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка, прививать любовь и бережное отношение к природе, к цветам.

Ход НОД

1. Сюрпризный момент: картинки весенние цветы (нарцисс, тюльпан, лесная фиалка, мышиный гиацинт, гиацинт, ветреница, чистяк весенний, прострел).

2. Дыхательное упражнение: «Аромат цветов».

Вдох через нос, выдох через рот, 3 раза.

3. Рассматривание цветов, сравнение, составление описательного рассказа по плану: (мнемотаблица)

Что это?

Какого цвета?

Какие особенности строения? (Назовите части растения) .

Где растёт?

Какую пользу приносит?

Чем примечателен этот цветок?

Примерный рассказ: Это аптечная ромашка. Она белая, а серединка у неё жёлтая. У неё есть корень, стебель, тонкие зелёные листья, белые нежные лепестки, желтые тычинки. Ромашка растёт на лугу. Из неё делают лекарства, мыло, шампунь. Она пахнет приятным запахом.

V. Физкультминутка «Вместе мы идём»

Вместе по лесу идём, (Ходьба) .

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг, (Ходьба) .

Тысяча цветов вокруг! (Потягивание, руки в стороны) .

Вот ромашка, кашка, клевер, (Наклон на каждый цветок) .

Расстилается ковёр (Руки развести в стороны) .

И направо, и налево. (Наклон, правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) .

К небу ручки потянули

Позвоночник растянули (Потягивание, руки вверх) .

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети присаживаются на свои места) .

Предметные картинки: «Весенние цветы».

Назовите цветы - первоцветы, т. е. те которые расцветают первыми.

Назовите цветы, которые занесены в красную книгу. (Тюльпан, прострел, мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, ветреница, лютик, ландыш) .

Почему эта книга называется Красной? (Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности). Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет! »

Что мы с вами можем сделать, чтобы спасти их. (Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Надо только любоваться ими) .

VI. Просмотр на интерактивной доске слайд-шоу «Весенние цветы» под аудиозапись произведения: «Подснежник» Петра Ильича Чайковского.

Воспитатель: Вам понравилась музыка, которая сейчас звучала? Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку и смотрели весенние цветы? Какая эта музыка? (замечательная, волшебная, красивая, лёгкая,) Автор этой музыки великий композитор Петр Ильич Чайковский, а называется она «Подснежник» из произведения «Времена года». Запомните, пожалуйста!

Упражнение «Составь предложение» - преобразование деформированной фразы.

Деревья, на, листья, распустились.

Высоко, ласточки, над, летать, земля.

Под, сидеть, берёза, ёж.

Луг, одуванчики, на, растут.

Игра: «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое) .

Зимой дни холодные, а весной … (тёплые) .

Зимой часто погода пасмурная, а весной … (солнечная) .

У тюльпана толстый стебель, а у подснежника … (тонкий) .

Нарцисс высокий, а пролеска … (низкая) .

Лютик ядовитый, а мать-и-мачеха … (лекарственная) .

У гиацинта гладкий стебель, а у незабудки … (шершавый) .

Лесная фиалка – полевой цветок, а анютины глазки - … (садовый) .

Игра: «Назови признаки» - уточнение и закрепление словаря прилагательных.

Итог.

Воспитатель Ой, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами играть. А вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? Нарисуйте своё настроение в виде смайлика с помощью цветных карандашей.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли:

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Конспект занятия "К первоцветам в гости"

Конспект занятия «К первоцветам в гости» (старший дошкольный возраст)

Цель: расширять знания детей о первоцветах.

Задачи:

    Закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с ландышем;

    Научить находить связь между цветущими растениями и насекомыми;

    Продолжить работу по обогащению словаря (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, первоцветы, галантус, гиацинт, нарцисс, нектар)

    Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Материал и оборудование: цветная бумага для оригами, игрушечный поезд, фотографии цветов: первоцветов, ландыша, мать-и-мачехи. Диск с записью Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия:

На столе собрать «железную дорогу», вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд. Остановки – закрытые фотографии.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему? Как одним словом назвать травянистые растения, зацветающие весной? (первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую фотографию вдоль дороги.

Первая остановка - «Сказочная».

Педагог читает сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-Царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная».

Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог дает описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растет мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчел, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, опушенная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. Вспомнить лечебные свойства растения.

Четвертая остановка – «Ландышевая».

Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок?

(Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная».

Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Мышиная».

Какой цветок назван мышиным, потому что его стебелек умещается даже в лапке такого маленького зверька, как полевая мышь? (Мускари – мышиный гиацинт).

Седьмая остановка – «Настоящий подснежник».

Чтение легенды о галантусе. Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к лешему. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

Восьмая остановка – «Бабочки – пчелы».

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек, пчел? Они пьют нектар. Рано проснувшиеся насекомые испытывают голод, так как цветов еще нет, и счастлива та пчелка, которой удается найти первоцвет. Первоцветы – единственные в это весеннее время цветущие растения, которые спасают жизнь насекомым.

Девятая остановка – «Береги цветы».

У платформы знак: изображение букета цветов, перечеркнутое красной линией.

Почему надо беречь первоцветы? Почему нельзя их собирать? (Первые медоносы; источники лекарственных средств; сохранение целостного почвенного покрова; положительные эмоции). К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди скрывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая».

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: « Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – «Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону. Меняются команды местами. Чья команда больше угадает.

Одиннадцатая остановка – «Букет тюльпанов».

Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и собирание из них букета в заранее приготовленную вазу.