Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Наблюдение за небом во время снегопада. Наблюдение за звездным небом. Игра – превращение «Облака»

Карточка 1

Тема: Снежинки

Учить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок - шесть лучиков в форме веточек.

Наблюдение

Сегодня тихий морозный день. Посмотрите, как красиво вокруг: сверкая на солнце, кружатся снежинки и тихо опускаются на землю. Поймайте снежинки на варежку, посмотрите, какие они разные. С чем вы можете их сравнить? Одна похожа на звездочку, другая - на цветочек. Снежинки - это кристаллики, которые состоят из шести лучиков-веточек. Что произойдет со снежинкой, если она упадет нам на ладонь? Да, она растает.

А почему так? Когда наступает потепление - снег падает хлопьями, которые состоят из множества снежинок, при похолодании снег идет в виде крупы, снежинки круглые, в ветреную погоду - он игольчатый, колючий.

Словарь. Снежинки, кристаллики, пушистый, игольчатый.

Художественное слово

Народные приметы

Тучи плывут низко - будет холодно, а против ветра - жди снега.

Первый снег

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

И. Суриков

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка.)

Подвижная игра «У зайчика»

Дети становятся в круг и берутся за руки. «Зайчик» стоит в центре круга. Дети идут вокруг него, приговаривая:

Зайчик прыгнул за плетень

И не выскочит теперь,

Плетень, заплетайся,

Зайчик прыгает, спасайся!

«Зайчик» пробует, где бы выскочить. А дети, которые стоят в кругу, не дают: преграждают путь крепко скрепленными руками, становятся плотнее. Когда «зайчик» прорвется, все начинают его ловить. Кто поймает - становится «зайчиком».

Ходить, переступая через снежные комья;

Кружиться, как «снежинки».

Карточка 2

Тема: Лед, гололед, гололедица

Показать детям, как образовывается лед на лужах; определять свойства льда, учить понимать зависимость - чем больше мороз, тем толще становится лед; во время гололедицы надо соблюдать осторожность.

Наблюдение

Посмотрите, сегодня на лужах появился первый ледок, сквозь него видно листочек, который остался на земле с осени. Если стать на лед, он трещит, легко ломается, очень хрупкий. Через время мороз усиливается и толщина льда увеличивается, он становится блестящим, прозрачным, образуются ледяные дорожки. Зимой можно наблюдать гололед - это осадки в виде слоя плотного стекловидного льда, образующегося на растениях, проводах, предметах. После оттепели может замерзнуть подтаявший слой снега - это гололедица.

Через какое-то время покажите детям, как изменились свойства льда, предложите покататься по ледяным дорожкам. Спросите, легко ли скользить по льду? Лед какой?

Словарь. Скользкий, твердый, трещит, хрупкий, ломается, замерзает, гололед, гололедица.

Художественное слово

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

И. Черницкая

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

В. Берестов

Подвижная игра «Горю-дуб»

Дети становятся по двое - пара за парой.

Один - «горю-дуб» - впереди на расстоянии и поет:

Горю, горю, сгораю,

Кого хочу, поймаю!

Раз, два, три! Беги!

Первая пара бежит к «горю-дубу», разорвав руки, пытается обежать его с двух сторон, чтобы опять соединиться. Если «горю-дуб» кого-то поймает, то становится с ним последней парой, а кто остался без пары - становится «горю-дубом».

Основные движения во время прогулки:

Кататься по ледяной дорожке между снежными комьями, положенными на расстоянии;

Ходить приставным шагом.

Карточка 3

Тема: Снегопад, метель

Учить детей наблюдать за зимними тучами, различать снегопад, метель, понимать, в чем их особенности, почему происходит то или иное явление.

Наблюдение

Посмотрите, как красиво вокруг. Это прошел снегопад: улицы стали сказочными, на ветках деревьев лежит снег, земля укрылась снежным ковром, образовались большие сугробы. Принесли такой снегопад серые снежные тучи. Давайте померяем: много ли снега намело, какая толщина снежного покрова? Такой слой снега полезен природе, он защищает ее от мороза. Детям очень нравится играть, когда много снега. А еще можно лопатками расчистить от снега дорожки, крыльцо. Но бывают метели, когда сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и переносит его в другое место. Это явление лучше наблюдать, стоя в укрытии.

Обратите внимание, где снег задерживается? На каких местах снег не остается? Почему?

Словарь. Снегопад, снежный покров, метель, заносы.

Художественное слово

Объясните детям приметы

Снег идет хлопьями - долго будут непогода и слякоть.

Январю морозы, а февралю - метели.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки

(Снежная туча.)

Подвижная игра «Метелица»

Дети выбирают «Метелицу» и становятся группой. «Метелица», оседлав метлу, подъезжает на ней к детям. Во время движения «Метелицы» дети проговаривают слова:

Снежная метелица

На улице вертится,

Закружила, замела,

Вся земля белым-бела.

После этих слов дети разбегаются, а «Метелица» старается «заморозить» как можно больше игроков. К кому она дотронется - тот замирает на месте и стоит до тех пор, пока взрослый не скажет: «Метелица прочь уехала». «Замороженные» фигуры «оттаивают», и игра повторяется.

Основные движения во время прогулки:

Ходить, повторяя движения конькобежца;

Кататься на санках с горки.

Карточка 4

Тема: Свойства снега

Учить детей определять свойства снега, понимать, что они зависят от погоды, в частности, от повышения или понижения температуры воздуха; упражнять в умении лепить из снега разные фигуры.

Наблюдение

Предлагаю вам поиграть со снегом. Возьмем его в руки - он очень холодный, мокрый, поэтому обязательно нужно надеть варежки, будет удобнее. Сегодня снег хорошо лепится, так как на улице оттепель, поэтому и цвет его меняется: он темнеет. А лепить можно снежные комочки - снежки, «пирожные» в различных формочках, разные фигурки зверушек, снеговика, снежную крепость и многое другое.

Со снегом играть очень интересно. А вот в морозный день снег под ногами скрипит и совсем не лепится, рассыпается.

Мы принесли снег в помещение. Почему он растаял?

Чистая ли талая вода? Почему?

Словарь. Снег: белый, рыхлый, скрипит, тает.

Художественное слово

Объясните народные приметы

Если снегопад прекратится после полудня или вечером, а небо не станет ясным - завтра опять жди снегопада.

Если снег сильно скрипит под ногами - быть морозу.

Глубокий снег зимой - на дождливое лето.^ч

Что за покрывало

Белое у нас

Все вокруг застлало

Сколько видит глаз?

Подвижная игра «Мост»

Игроки становятся по двое, лицом друг к другу, и берутся вверху скрещенными руками. Последняя пара проходит под руками других пар и становится первой, за ней идет вторая пара, которая была предпоследней, и так далее. Игру еще называют «Длинная лоза», потому что она не имеет конца.

Прекращается игра по желанию или тогда, когда на пути возникает преграда, например, возле дерева или беседки и т.п.

Основные движения во время прогулки:

Ходить шагом лыжника;

Размахивать руками, как будто дует ветер.

Карточка 5

Тема: Морозные узоры на окнах

Показать детям морозные узоры на окнах, объяснить, что они образуются, когда на улице большой мороз, а в комнате воздух влажный; учить видеть в узорах сказочные рисунки.

Наблюдение

Посмотрите, какие красивые узоры на окнах. Они блестят на солнце, привлекая нас своими необычными рисунками. Это мороз-волшебник создал такую красоту. А сделал он так, потому что на улице сильный мороз, а у нас в комнате влажный воздух. Посмотрите, все ли рисунки на окнах одинаковые. На что они похожи? Что произойдет, если дотронуться пальчиком до узора на окне? Всегда ли в мороз окна украшены узорами? (Нет, если в комнате воздух сухой.) А еще мороз может украсить деревья, кусты, траву игольчатыми украшениями - сказочные тоненькие белые листочки будто вырастают из веточек, стволов. Это - иней.

Словарь. Узоры, разрисовать, заморозить.

Художественное слово

Наблюдайте вместе с детьми, бывает ли так

Если «заплачут» окна - мороз станет слабее, будет потепление.

Мороз - волшебник!

Это видно сразу:

Я свой альбом

Еще не открывал,

А он уже

Без кисточек,

Без красок

Все окна

За ночь нам разрисовал!

К. Билич

Подвижная игра «Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается вызвать игроков на разговор. Кто заговорит первым, тот проиграл.

Основные движения во время прогулки:

Кидать снежки вдаль;

Пролезать под шнуром, пригнувшись.

Карточка 6

Тема: Зимнее солнце

Учить детей наблюдать за солнцем зимой, понимать, что оно светит, но не греет, поднимается низко, дни короткие, ночи длинные, много пасмурных дней.

Наблюдение

Зимой солнце показывается редко и совсем не греет.

Когда на улице солнце, говорят: погода солнечная, ясная, а когда солнце за тучами и его не видно - то пасмурно. Больше всего пасмурных дней в декабре, да и дни эти очень короткие. Поэтому декабрь считается самым темным месяцем в году. В январе дни становятся чуть длиннее, солнышко появляется чаще, но на улице становится холоднее. В конце февраля солнечные лучи начинают дарить земле тепло, хотя зима еще борется за свое превосходство. Однако уже чувствуется приближение весны.

Словарь. Солнечно, пасмурно, светить, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Художественное слово

Объясните народные приметы

Чистое голубое небо зимой - признак стойкой ясной погоды.

Сильный снег ночью и на рассвете при слабом ветре обещает солнечную погоду днем.

Почему так говорят?

Пришел новый год - день увеличился на заячий скок.

Где ты, солнце,

В самом деле?

Мы совсем

Окоченели.

Без тебя

Вода замерзла,

Без тебя

Земля промерзла...

Выйди, солнышко,

Скорей!

Приласкай и обогрей!

Т. Эльчин

Подвижная игра «Щенки»

Собираются игроки, десять или больше, меряются на палке, беря ее кулаком друг к другу, и чья рука окажется сверху, тому пасти. Забивают колышек, привязывают к нему веревку; возле колышка все кладут «шапки» (пластиковые тарелки) - это «щенки».

«Пастух» держится за веревку и оберегает «щенят»,

бегая, насколько достает «повод». «Пастух» стережет, а все игроки

«крадут щенков», хватая руками или выбивая ногой из круга.

Как только «пастуху» удается поймать кого-то, он кричит: «Чур-чура!» А если не закричал, значит, не поймал. Когда разберут всех «щенков», считается, что игра закончена, и назначают «пастухом» другого игрока, используя считалку.

Основные движения во время прогулки:

Перепрыгивать через снежные комья;

Бросать снежки в кольцо.

Карточка 7

Тема: Мороз или оттепель

Учить детей различать, когда на улице мороз, а когда оттепель, как в эти дни изменяется погода, когда лучше гулять; показать термометр, учить определять температуру.

Наблюдение

Погода зимой бывает разная. Собираясь на прогулку, мы должны знать температуру воздуха и соответственно одеваться. Это легко сделать: нужно только посмотреть на термометр за окном.

Если он показывает нулевую отметку, то мы понимаем, что на улице оттепель. А если мы видим на термометре градус ниже 0 - это уже мороз, одеваться нужно теплее, руки прятать в теплые рукавицы, завязывать покрепче шарф. А по каким признакам во время прогулки мы можем определить: мороз в воздухе или оттепель?

Словарь. Мороз, оттепель, термометр, температура.

Художественное слово

Народные приметы

Если вокруг солнца или луны видны круги - жди мороза.

Мороз не огонь, а жжет.

Снег сыплется, как крупа, - жди мороза на всю неделю.

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берез;

Ходит, бородою

Белою трясет,

Топает ногою,

Только треск идет.

С. Дрожжин

Сразу градусник отметил –

Прилетел морозный ветер:

Между черточек и точек

Синий столбик стал короче.

Е. Трутнева

Подвижная игра «Зайчик»

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбранный «зайчик» прячется в кустах, а все его просят:

Зайчик, зайчик, выйди к нам,

Беленький, выйди к нам.

«Зайчик» выходит из кустов и становится посередине круга. Дети опять поют:

Зайчик, зайчик, ложись спать.

Зайчик, зайчик, ложись спать.

«Зайчик» как будто ложится. После этого снова поют:

Зайчик, зайчик, ты вставай,

Беленький, ты вставай.

«Зайчик» встает. Тогда его просят умыться, обуться, причесаться. Он делает все, что ему загадывают.

Дети говорят:

Зайчик, зайчик, потанцуй,

Серенький,

потанцуй!

«Зайчик» танцует и выбирает другого на свою роль, а сам становится в круг.

Основные движения во время прогулки:

Катание на санках;

Ходьба парами между двумя натянутыми шнурами.

Карточка 8

Тема: Птицы зимой

Учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.

Наблюдение

Посмотрите: на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей, соек. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях. В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц. Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были.

Словарь. Зимующие птицы, кормушки, корм, искать, подкармливать.

Художественное слово

Народные приметы о птицах

Вороны зимой раскаркались всей стаей - на мороз; вьются в воздухе - на снегопад; сидят на земле - будет оттепель; расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра.

Синицы начинают с утра пищать - ночью будет мороз, а собираются под крышей - на холод, метель.

Воробьи прячутся в укромное место - на мороз и метель.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

А. Яшин

Подвижная игра «Снегири и кот»

Все дети - «снегири» - стоят группкой, один ребенок («котик») стоит в стороне. Ведущий говорит:

К нам пришли морозы, детки,

Снегири сидят на ветке.

Птички прыг, прыг, прыг,

Маленькие дыб, дыб, дыб.

Крошки ищут на снегу.

Я пойду, им помогу.

«Снегири» начинают прыгать, искать еду. На слова: «Котик крадется, птичек поймать хочет», - кот «мяукает», «снегири» разбегаются, а «кот» их ловит. После этого выбирают другого «кота». Игра продолжается.

Основные движения во время прогулки:

Провезти санки, толкая их;

Кидать снежки в большой снежный ком.

Карточка 9

Тема: Деревья зимой

Учить детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада.

Наблюдение

Зимой деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, потому что очень холодно, мало света, вместо воды - снежный ковер. Когда на улице морозные дни, ветки деревьев и кустов легко ломаются, поэтому их нужно оберегать. Если подсыпать снег под деревья и кусты, то во время таяния он напоит их корни. И мы лопатками подсыплем снег поддеревья. Зимой деревья различают по коре на стволе, расположению веток, плодам, которые остались на дереве. Очень красивы деревья после снегопада, но веткам тяжело держать много снега. А в инее деревья выглядят сказочно.

Словарь. Дерево, состояние покоя, ствол, кора, ветки.

Художественное слово

Гуляй и наблюдай

Дуб не сбросил листья - к суровой зиме.

Пушистый иней на деревьях будет погожий день.

Деревья ночью покрылись инеем - на тепло.

Белая береза под моим окном

Сергей Есенин

Подвижная игра «Найди дерево»

Взрослый вместе с детьми рассматривают деревья, хорошо знакомые детям (клен, березу, рябину, ель и др.). После этого взрослый говорит:

Кто быстрее всех найдет рябину?

Раз, два, три - к рябине беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к нему.

Основные движения во время прогулки:

Ходить по дорожке с приседанием;

Подскакивать, доставая рукой до ветки дерева.

Карточка 10

Тема: Зимняя ночь

Учить детей наблюдать, как наступает ночь зимой, обратить внимание, что она длинная; любоваться, как блестит снег в свете фонарей; находить в небе месяц, звезды.

Наблюдение

Зимой день очень короткий. Это связано с тем, что солнце светит мало, поднимается невысоко и быстро садится, на улице очень рано темнеет. Когда зимним вечером мы гуляем, то на улице уже темно и горят фонари. Посмотрите, как красиво блестит снег в свете фонарей. Интересно наблюдать за вечерним небом: как появляется месяц, рассматривать звезды. Все звезды образуют созвездия, которые имеют интересные названия: Большая (Малая) Медведица, созвездия Льва, Рыбы, Весов и др.

Словарь. Зимняя ночь, фонари, блестит, длинный - короткий.

Художественное слово

В народе так говорят

Зимний день такой: сюда тень, туда тень - да и прошел день.

Вечерний звездопад- на ночной мороз.

По синему морю серебристый кораблик плывет.

Тох, тох, тох, рассыпался горох,

Начало светать - нечего собирать.

Подвижная игра «Мороз и печь»

Дети выбираю двух ведущих - «мороз» и «печь».

С одной стороны площадки становятся дети, с другой - «печь». «Мороз» остается в стороне.

Я мороза не боюсь,

С тех, кто мерзнет, я смеюсь,

Всех детишек я согрею –

Не зря печкою зовусь.

С последними словами дети бегут к «печке», чтобы спрятаться за ней. «Мороз» старается их «заморозить». К кому он прикоснется рукой, тот замирает на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «мороз» и «печь», и игра повторяется.

Основные движения во время прогулки:

Бросание снежков через, два обруча;

Ходить «змейкой».

Карточка 11

Тема: Ель и сосна зимой

Обратить внимание детей на то, что зимой ель, сосна - единственные деревья, которые остаются зелеными, дать объяснение, почему именно так, показать шишки ели и сосны, семена в них.

Наблюдение

Ель и сосна - очень полезные деревья, любят песчаную почву. Зеленые они и зимой, и летом, форма листа - игольчатая и называется хвоей.

Эти деревья имеют приятный запах. Ствол прямой, покрыт шершавой коричневой корой. Ветки растут густо, внизу они увеличиваются. На ветках и стволе выступает сок - смола, которую называют живицей. В шишках есть семена, ими зимой лакомятся птицы. Ель и сосна - хвойные деревья, обладающие целебными свойствами (особенно живица), поэтому чаще нужно гулять в лесу, где растут эти деревья.

Словарь. Ель, сосна, иголки, хвоя, смола, живица, шишки.

Художественное слово

Намело,

Навьюжило.

Все деревья

В кружеве:

Снег на соснах,

На кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

Буйные метели.

Н. Гончаров

На дворе такой мороз

Колет иглами до слез.

Но не страшен он совсем

Для зеленой елки,

Потому что у нее

Тоже есть иголки.

В. Орлов

Подвижная игра «Горячая рука»

Дети образуют круг. Ведущий стоит в центре круга, приговаривая: «Холодно! Холодно!» Все участники выставляют руки ладонями вверх. Ведущий, у которого «горячая рука», идет вдоль круга, старается дотронуться до рук, а дети должны вовремя спрятать руки за спину. Ведущий проходит по кругу 2-3 раза. Тот, до кого он дотронется, делает шаг назад и выходит из круга.

Основные движения во время прогулки:

Ходить между разложенными высокими игрушками или вставленными прутиками;

Кататься на санках в парах по очереди.

Карточка 12

Тема: Зимние месяцы

Продолжать знакомить детей с названиями зимних месяцев, учить замечать изменения, которые происходят каждый месяц. Обратить внимание, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает.

Наблюдение

Зима - чудесное время года. Зимние месяцы имеют такие названия: декабрь, январь, февраль. Интересно, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает. Каждый месяц имеет свои особенности: в декабре земля замерзает раньше, чем выпадает снег (особенно это заметно на вспаханном поле или вскопанном участке); в январе мороз сечет - припекает нос, щеки; в феврале бываю сильные ветры, зима лютует морозами, снегопадами, метелями.

Словарь. Месяцы, начинает, заканчивает, изменяется.

Художественное слово

Расскажите, почему так говорят в народе

Пришел декабрь - студено стало, глаза снег радует, а уши морозом рвет.

Если декабрь сухой, то и весна будет сухой, и лето сухим долго продержится.

Январь наступает - мороз людей обнимает. Январь снегом сечет, а мороз огнем печет.

В феврале зима впервые с весной встречается.

Вот зима пришла серебристая,

Р. Кудашева

Подвижная игра «Два мороза»

Определяют место двух «домиков» на противоположных концах площадки.

Все дети находятся в одном из «домиков». Два «мороза» стоят в центре площадки. Они говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз - Красный нос.

Я мороз - Синий нос.

Кто из вас не боится

В путь-дорогу пуститься?

Дети вместе отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают к противоположному «домику». Морозы стараются «заморозить» бегущих, прикасаясь к ним рукой. «Замороженные» останавливаются на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «морозы», и игра повторяется.

Основные движения во время прогулки:

Пронести снежку на лопатке на дальность, не уронив ее;

Катание по ледяным дорожкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные прогулки зимой для дошкольников 4-6 лет

Карточка 1

Тема: Снежинки

Цель

Учить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок - шесть лучиков в форме веточек.

Наблюдение

Сегодня тихий морозный день. Посмотрите, как красиво вокруг: сверкая на солнце, кружатся снежинки и тихо опускаются на землю. Поймайте снежинки на варежку, посмотрите, какие они разные. С чем вы можете их сравнить? Одна похожа на звездочку, другая - на цветочек. Снежинки - это кристаллики, которые состоят из шести лучиков-веточек. Что произойдет со снежинкой, если она упадет нам на ладонь? Да, она растает.

А почему так? Когда наступает потепление - снег падает хлопьями, которые состоят из множества снежинок, при похолодании снег идет в виде крупы, снежинки круглые, в ветреную погоду - он игольчатый, колючий.

Словарь. Снежинки, кристаллики, пушистый, игольчатый.

Художественное слово

Народные приметы

Тучи плывут низко - будет холодно, а против ветра - жди снега.

Первый снег

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

И. Суриков

Загадка

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка.)

Подвижная игра «У зайчика»

Дети становятся в круг и берутся за руки. «Зайчик» стоит в центре круга. Дети идут вокруг него, приговаривая:

Зайчик прыгнул за плетень

И не выскочит теперь,

Плетень, заплетайся,

Зайчик прыгает, спасайся!

«Зайчик» пробует, где бы выскочить. А дети, которые стоят в кругу, не дают: преграждают путь крепко скрепленными руками, становятся плотнее. Когда «зайчик» прорвется, все начинают его ловить. Кто поймает - становится «зайчиком».

Ходить, переступая через снежные комья;

Кружиться, как «снежинки».

Карточка 2

Тема: Лед, гололед, гололедица

Цель

Показать детям, как образовывается лед на лужах; определять свойства льда, учить понимать зависимость - чем больше мороз, тем толще становится лед; во время гололедицы надо соблюдать осторожность.

Наблюдение

Посмотрите, сегодня на лужах появился первый ледок, сквозь него видно листочек, который остался на земле с осени. Если стать на лед, он трещит, легко ломается, очень хрупкий. Через время мороз усиливается и толщина льда увеличивается, он становится блестящим, прозрачным, образуются ледяные дорожки. Зимой можно наблюдать гололед - это осадки в виде слоя плотного стекловидного льда, образующегося на растениях, проводах, предметах. После оттепели может замерзнуть подтаявший слой снега - это гололедица.

Через какое-то время покажите детям, как изменились свойства льда, предложите покататься по ледяным дорожкам. Спросите, легко ли скользить по льду? Лед какой?

Словарь. Скользкий, твердый, трещит, хрупкий, ломается, замерзает, гололед, гололедица.

Художественное слово

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

И. Черницкая

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

В. Берестов

Подвижная игра «Горю-дуб»

Дети становятся по двое - пара за парой.

Один - «горю-дуб» - впереди на расстоянии и поет:

Горю, горю, сгораю,

Кого хочу, поймаю!

Раз, два, три! Беги!

Первая пара бежит к «горю-дубу», разорвав руки, пытается обежать его с двух сторон, чтобы опять соединиться. Если «горю-дуб» кого-то поймает, то становится с ним последней парой, а кто остался без пары - становится «горю-дубом».

Основные движения во время прогулки:

Кататься по ледяной дорожке между снежными комьями, положенными на расстоянии;

Ходить приставным шагом.

Карточка 3

Тема: Снегопад, метель

Цель

Учить детей наблюдать за зимними тучами, различать снегопад, метель, понимать, в чем их особенности, почему происходит то или иное явление.

Наблюдение

Посмотрите, как красиво вокруг. Это прошел снегопад: улицы стали сказочными, на ветках деревьев лежит снег, земля укрылась снежным ковром, образовались большие сугробы. Принесли такой снегопад серые снежные тучи. Давайте померяем: много ли снега намело, какая толщина снежного покрова? Такой слой снега полезен природе, он защищает ее от мороза. Детям очень нравится играть, когда много снега. А еще можно лопатками расчистить от снега дорожки, крыльцо. Но бывают метели, когда сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и переносит его в другое место. Это явление лучше наблюдать, стоя в укрытии.

Обратите внимание, где снег задерживается? На каких местах снег не остается? Почему?

Словарь. Снегопад, снежный покров, метель, заносы.

Художественное слово

Объясните детям приметы

Снег идет хлопьями - долго будут непогода и слякоть.

Январю морозы, а февралю - метели.

Загадка

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки

(Снежная туча.)

Подвижная игра «Метелица»

Дети выбирают «Метелицу» и становятся группой. «Метелица», оседлав метлу, подъезжает на ней к детям. Во время движения «Метелицы» дети проговаривают слова:

Снежная метелица

На улице вертится,

Закружила, замела,

Вся земля белым-бела.

После этих слов дети разбегаются, а «Метелица» старается «заморозить» как можно больше игроков. К кому она дотронется - тот замирает на месте и стоит до тех пор, пока взрослый не скажет: «Метелица прочь уехала». «Замороженные» фигуры «оттаивают», и игра повторяется.

Основные движения во время прогулки:

Ходить, повторяя движения конькобежца;

Кататься на санках с горки.

Карточка 4

Тема: Свойства снега

Цель

Учить детей определять свойства снега, понимать, что они зависят от погоды, в частности, от повышения или понижения температуры воздуха; упражнять в умении лепить из снега разные фигуры.

Наблюдение

Предлагаю вам поиграть со снегом. Возьмем его в руки - он очень холодный, мокрый, поэтому обязательно нужно надеть варежки, будет удобнее. Сегодня снег хорошо лепится, так как на улице оттепель, поэтому и цвет его меняется: он темнеет. А лепить можно снежные комочки - снежки, «пирожные» в различных формочках, разные фигурки зверушек, снеговика, снежную крепость и многое другое.

Со снегом играть очень интересно. А вот в морозный день снег под ногами скрипит и совсем не лепится, рассыпается.

Опыт

Мы принесли снег в помещение. Почему он растаял?

Чистая ли талая вода? Почему?

Словарь. Снег: белый, рыхлый, скрипит, тает.

Художественное слово

Объясните народные приметы

Если снегопад прекратится после полудня или вечером, а небо не станет ясным - завтра опять жди снегопада.

Если снег сильно скрипит под ногами - быть морозу.

Глубокий снег зимой - на дождливое лето.^ч

Загадка

Что за покрывало

Белое у нас

Все вокруг застлало

Сколько видит глаз?

(Снег.)

Подвижная игра «Мост»

Игроки становятся по двое, лицом друг к другу, и берутся вверху скрещенными руками. Последняя пара проходит под руками других пар и становится первой, за ней идет вторая пара, которая была предпоследней, и так далее. Игру еще называют «Длинная лоза», потому что она не имеет конца.

Прекращается игра по желанию или тогда, когда на пути возникает преграда, например, возле дерева или беседки и т.п.

Основные движения во время прогулки:

Ходить шагом лыжника;

Размахивать руками, как будто дует ветер.

Карточка 5

Тема: Морозные узоры на окнах

Цель

Показать детям морозные узоры на окнах, объяснить, что они образуются, когда на улице большой мороз, а в комнате воздух влажный; учить видеть в узорах сказочные рисунки.

Наблюдение

Посмотрите, какие красивые узоры на окнах. Они блестят на солнце, привлекая нас своими необычными рисунками. Это мороз-волшебник создал такую красоту. А сделал он так, потому что на улице сильный мороз, а у нас в комнате влажный воздух. Посмотрите, все ли рисунки на окнах одинаковые. На что они похожи? Что произойдет, если дотронуться пальчиком до узора на окне? Всегда ли в мороз окна украшены узорами? (Нет, если в комнате воздух сухой.) А еще мороз может украсить деревья, кусты, траву игольчатыми украшениями - сказочные тоненькие белые листочки будто вырастают из веточек, стволов. Это - иней.

Словарь. Узоры, разрисовать, заморозить.

Художественное слово

Наблюдайте вместе с детьми, бывает ли так

Если «заплачут» окна - мороз станет слабее, будет потепление.

Мороз - волшебник!

Это видно сразу:

Я свой альбом

Еще не открывал,

А он уже

Без кисточек,

Без красок

Все окна

За ночь нам разрисовал!

К. Билич

Подвижная игра «Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается вызвать игроков на разговор. Кто заговорит первым, тот проиграл.

Основные движения во время прогулки:

Кидать снежки вдаль;

Пролезать под шнуром, пригнувшись.

Карточка 6

Тема: Зимнее солнце

Цель

Учить детей наблюдать за солнцем зимой, понимать, что оно светит, но не греет, поднимается низко, дни короткие, ночи длинные, много пасмурных дней.

Наблюдение

Зимой солнце показывается редко и совсем не греет.

Когда на улице солнце, говорят: погода солнечная, ясная, а когда солнце за тучами и его не видно - то пасмурно. Больше всего пасмурных дней в декабре, да и дни эти очень короткие. Поэтому декабрь считается самым темным месяцем в году. В январе дни становятся чуть длиннее, солнышко появляется чаще, но на улице становится холоднее. В конце февраля солнечные лучи начинают дарить земле тепло, хотя зима еще борется за свое превосходство. Однако уже чувствуется приближение весны.

Словарь. Солнечно, пасмурно, светить, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Художественное слово

Объясните народные приметы

Чистое голубое небо зимой - признак стойкой ясной погоды.

Сильный снег ночью и на рассвете при слабом ветре обещает солнечную погоду днем.

Почему так говорят?

Пришел новый год - день увеличился на заячий скок.

Где ты, солнце,

В самом деле?

Мы совсем

Окоченели.

Без тебя

Вода замерзла,

Без тебя

Земля промерзла...

Выйди, солнышко,

Скорей!

Приласкай и обогрей!

Т. Эльчин

Подвижная игра «Щенки»

Собираются игроки, десять или больше, меряются на палке, беря ее кулаком друг к другу, и чья рука окажется сверху, тому пасти. Забивают колышек, привязывают к нему веревку; возле колышка все кладут «шапки» (пластиковые тарелки) - это «щенки».

«Пастух» держится за веревку и оберегает «щенят»,

бегая, насколько достает «повод». «Пастух» стережет, а все игроки

«крадут щенков», хватая руками или выбивая ногой из круга.

Как только «пастуху» удается поймать кого-то, он кричит: «Чур-чура!» А если не закричал, значит, не поймал. Когда разберут всех «щенков», считается, что игра закончена, и назначают «пастухом» другого игрока, используя считалку.

Основные движения во время прогулки:

Перепрыгивать через снежные комья;

Бросать снежки в кольцо.

Карточка 7

Тема: Мороз или оттепель

Цель

Учить детей различать, когда на улице мороз, а когда оттепель, как в эти дни изменяется погода, когда лучше гулять; показать термометр, учить определять температуру.

Наблюдение

Погода зимой бывает разная. Собираясь на прогулку, мы должны знать температуру воздуха и соответственно одеваться. Это легко сделать: нужно только посмотреть на термометр за окном.

Если он показывает нулевую отметку, то мы понимаем, что на улице оттепель. А если мы видим на термометре градус ниже 0 - это уже мороз, одеваться нужно теплее, руки прятать в теплые рукавицы, завязывать покрепче шарф. А по каким признакам во время прогулки мы можем определить: мороз в воздухе или оттепель?

Словарь. Мороз, оттепель, термометр, температура.

Художественное слово

Народные приметы

Если вокруг солнца или луны видны круги - жди мороза.

Мороз не огонь, а жжет.

Снег сыплется, как крупа, - жди мороза на всю неделю.

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берез;

Ходит, бородою

Белою трясет,

Топает ногою,

Только треск идет.

С. Дрожжин

Сразу градусник отметил –

Прилетел морозный ветер:

Между черточек и точек

Синий столбик стал короче.

Е. Трутнева

Подвижная игра «Зайчик»

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбранный «зайчик» прячется в кустах, а все его просят:

Зайчик, зайчик, выйди к нам,

Беленький, выйди к нам.

«Зайчик» выходит из кустов и становится посередине круга. Дети опять поют:

Зайчик, зайчик, ложись спать.

«Зайчик» как будто ложится. После этого снова поют:

Зайчик, зайчик, ты вставай,

Беленький, ты вставай.

«Зайчик» встает. Тогда его просят умыться, обуться, причесаться. Он делает все, что ему загадывают.

Дети говорят:

Зайчик, зайчик, потанцуй,

Серенький,

потанцуй!

«Зайчик» танцует и выбирает другого на свою роль, а сам становится в круг.

Основные движения во время прогулки:

Катание на санках;

Ходьба парами между двумя натянутыми шнурами.

Карточка 8

Тема: Птицы зимой

Цель

Учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.

Наблюдение

Посмотрите: на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей, соек. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях. В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц. Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были.

Словарь. Зимующие птицы, кормушки, корм, искать, подкармливать.

Художественное слово

Народные приметы о птицах

Вороны зимой раскаркались всей стаей - на мороз; вьются в воздухе - на снегопад; сидят на земле - будет оттепель; расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра.

Синицы начинают с утра пищать - ночью будет мороз, а собираются под крышей - на холод, метель.

Воробьи прячутся в укромное место - на мороз и метель.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

А. Яшин

Подвижная игра «Снегири и кот»

Все дети - «снегири» - стоят группкой, один ребенок («котик») стоит в стороне. Ведущий говорит:

К нам пришли морозы, детки,

Снегири сидят на ветке.

Птички прыг, прыг, прыг,

Маленькие дыб, дыб, дыб.

Крошки ищут на снегу.

Я пойду, им помогу.

«Снегири» начинают прыгать, искать еду. На слова: «Котик крадется, птичек поймать хочет», - кот «мяукает», «снегири» разбегаются, а «кот» их ловит. После этого выбирают другого «кота». Игра продолжается.

Основные движения во время прогулки:

Провезти санки, толкая их;

Кидать снежки в большой снежный ком.

Карточка 9

Тема: Деревья зимой

Цель

Учить детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада.

Наблюдение

Зимой деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, потому что очень холодно, мало света, вместо воды - снежный ковер. Когда на улице морозные дни, ветки деревьев и кустов легко ломаются, поэтому их нужно оберегать. Если подсыпать снег под деревья и кусты, то во время таяния он напоит их корни. И мы лопатками подсыплем снег поддеревья. Зимой деревья различают по коре на стволе, расположению веток, плодам, которые остались на дереве. Очень красивы деревья после снегопада, но веткам тяжело держать много снега. А в инее деревья выглядят сказочно.

Словарь. Дерево, состояние покоя, ствол, кора, ветки.

Художественное слово

Гуляй и наблюдай

Дуб не сбросил листья - к суровой зиме.

Пушистый иней на деревьях будет погожий день.

Деревья ночью покрылись инеем - на тепло.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой –

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Сергей Есенин

Подвижная игра «Найди дерево»

Взрослый вместе с детьми рассматривают деревья, хорошо знакомые детям (клен, березу, рябину, ель и др.). После этого взрослый говорит:

Кто быстрее всех найдет рябину?

Раз, два, три - к рябине беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к нему.

Основные движения во время прогулки:

Ходить по дорожке с приседанием;

Подскакивать, доставая рукой до ветки дерева.

Карточка 10

Тема: Зимняя ночь

Цель

Учить детей наблюдать, как наступает ночь зимой, обратить внимание, что она длинная; любоваться, как блестит снег в свете фонарей; находить в небе месяц, звезды.

Наблюдение

Зимой день очень короткий. Это связано с тем, что солнце светит мало, поднимается невысоко и быстро садится, на улице очень рано темнеет. Когда зимним вечером мы гуляем, то на улице уже темно и горят фонари. Посмотрите, как красиво блестит снег в свете фонарей. Интересно наблюдать за вечерним небом: как появляется месяц, рассматривать звезды. Все звезды образуют созвездия, которые имеют интересные названия: Большая (Малая) Медведица, созвездия Льва, Рыбы, Весов и др.

Словарь. Зимняя ночь, фонари, блестит, длинный - короткий.

Художественное слово

В народе так говорят

Зимний день такой: сюда тень, туда тень - да и прошел день.

Вечерний звездопад- на ночной мороз.

Загадки

По синему морю серебристый кораблик плывет.

(Месяц.)

Тох, тох, тох, рассыпался горох,

Начало светать - нечего собирать.

(Звезды.)

Подвижная игра «Мороз и печь»

Дети выбираю двух ведущих - «мороз» и «печь».

С одной стороны площадки становятся дети, с другой - «печь». «Мороз» остается в стороне.

Печь:

Я мороза не боюсь,

С тех, кто мерзнет, я смеюсь,

Всех детишек я согрею –

Не зря печкою зовусь.

С последними словами дети бегут к «печке», чтобы спрятаться за ней. «Мороз» старается их «заморозить». К кому он прикоснется рукой, тот замирает на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «мороз» и «печь», и игра повторяется.

Основные движения во время прогулки:

Бросание снежков через, два обруча;

Ходить «змейкой».

Карточка 11

Тема: Ель и сосна зимой

Цель

Обратить внимание детей на то, что зимой ель, сосна - единственные деревья, которые остаются зелеными, дать объяснение, почему именно так, показать шишки ели и сосны, семена в них.

Наблюдение

Ель и сосна - очень полезные деревья, любят песчаную почву. Зеленые они и зимой, и летом, форма листа - игольчатая и называется хвоей.

Эти деревья имеют приятный запах. Ствол прямой, покрыт шершавой коричневой корой. Ветки растут густо, внизу они увеличиваются. На ветках и стволе выступает сок - смола, которую называют живицей. В шишках есть семена, ими зимой лакомятся птицы. Ель и сосна - хвойные деревья, обладающие целебными свойствами (особенно живица), поэтому чаще нужно гулять в лесу, где растут эти деревья.

Словарь. Ель, сосна, иголки, хвоя, смола, живица, шишки.

Художественное слово

Намело,

Навьюжило.

Все деревья

В кружеве:

Снег на соснах,

На кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

Буйные метели.

Н. Гончаров

На дворе такой мороз

Колет иглами до слез.

Но не страшен он совсем

Для зеленой елки,

Потому что у нее

Тоже есть иголки.

В. Орлов

Подвижная игра «Горячая рука»

Дети образуют круг. Ведущий стоит в центре круга, приговаривая: «Холодно! Холодно!» Все участники выставляют руки ладонями вверх. Ведущий, у которого «горячая рука», идет вдоль круга, старается дотронуться до рук, а дети должны вовремя спрятать руки за спину. Ведущий проходит по кругу 2-3 раза. Тот, до кого он дотронется, делает шаг назад и выходит из круга.

Основные движения во время прогулки:

Ходить между разложенными высокими игрушками или вставленными прутиками;

Кататься на санках в парах по очереди.

Карточка 12

Тема: Зимние месяцы

Цель

Продолжать знакомить детей с названиями зимних месяцев, учить замечать изменения, которые происходят каждый месяц. Обратить внимание, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает.

Наблюдение

Зима - чудесное время года. Зимние месяцы имеют такие названия: декабрь, январь, февраль. Интересно, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает. Каждый месяц имеет свои особенности: в декабре земля замерзает раньше, чем выпадает снег (особенно это заметно на вспаханном поле или вскопанном участке); в январе мороз сечет - припекает нос, щеки; в феврале бываю сильные ветры, зима лютует морозами, снегопадами, метелями.

Словарь. Месяцы, начинает, заканчивает, изменяется.

Художественное слово

Расскажите, почему так говорят в народе

Пришел декабрь - студено стало, глаза снег радует, а уши морозом рвет.

Если декабрь сухой, то и весна будет сухой, и лето сухим долго продержится.

Январь наступает - мороз людей обнимает. Январь снегом сечет, а мороз огнем печет.

В феврале зима впервые с весной встречается.

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучит к нам во двор со свежей елочкой.

Р. Кудашева

Подвижная игра «Два мороза»

Определяют место двух «домиков» на противоположных концах площадки.

Все дети находятся в одном из «домиков». Два «мороза» стоят в центре площадки. Они говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз - Красный нос.

Я мороз - Синий нос.

Кто из вас не боится

В путь-дорогу пуститься?

Дети вместе отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают к противоположному «домику». Морозы стараются «заморозить» бегущих, прикасаясь к ним рукой. «Замороженные» останавливаются на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «морозы», и игра повторяется.

Основные движения во время прогулки:

Пронести снежку на лопатке на дальность, не уронив ее;

Катание по ледяным дорожкам.


Избранные астрономические события месяца (время московское):

1 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,98-) звезды Регул при видимости на севере и востоке России,
7 февраля — Луна в фазе последней четверти,
7 февраля — Луна (Ф= 0,48-) близ Юпитера,
9 февраля — Луна (Ф= 0,35) близ Марса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405700 км от центра Земли,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) близ Сатурна,
11 февраля — Марс проходит в 5 гр. севернее Антареса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,15-) в максимальном склонении к югу от небесного экватора (-20гр.),
14 февраля — Луна (Ф= 0,01-) в нисходящем узле орбиты,
15 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,0) планеты Меркурий (не видно из-за близости к Солнцу),
15 февраля — новолуние,
15 февраля — частное солнечное затмение (видимость в Антарктиде и южной Америке),
15 февраля — покрытие астероидом (189) Phthia на 4 секунды звезды HIP42917 (5,6m) из созвездия Рака при видимости на Европейской части России,
16 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,01+) планеты Венера при видимости в Южной Америке и Африке,
17 февраля — Луна (Ф= 0,02+) близ Нептуна,
17 февраля — Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
17 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда T Большой Медведицы (6,5m),
20 февраля — Луна (Ф= 0,2+) близ Урана,
21 февраля — Венера проходит в 0,5 гр. к югу от Нептуна,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Близнецов 6m,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Волопаса (6m),
22 февраля — покрытие астероидом (1032) Pafuri на 9 секунд звезды HIP73007 (7,6m) из созвездия Весов при видимости на Европейской части России и в Средней Азии,
23 февраля — Луна в фазе первой четверти,
23 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,54+) звезды Альдебаран при видимости почти на всей территории России и СНГ (кроме южных и восточных районов),
25 февраля — Меркурий проходит в 0,4 гр. к югу от Нептуна,
25 февраля — Луна (Ф= 0,77+) в максимальном склонении к северу от небесного экватора (+20 гр,),
26 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда V Змееносца (6,5m),
27 февраля — Луна (Ф= 0,92+) в перигее своей орбиты на расстоянии 363935 км от центра Земли,
28 февраля — Луна (Ф= 0,95+) в восходящем узле орбиты,
28 февраля — покрытие астероидом (451) Patientia на 18 секунд звезды HIP22949 (6,2m)
из созвездия Тельца при видимости на севере и востоке страны.

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль — не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru db msg 1222232).

Луна начнет движение по февральскому небу при полной фазе в созвездии Льва, покрыв в первый день месяца Регул при фазе 0,98- при видимости на севере и востоке России. В этом созвездии Луна пробудет до 3 февраля, перейдя затем в созвездие Девы при фазе 0,9-. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, уменьшающийся овал Луны пересечет созвездие Девы за три дня, 5 февраля пройдя севернее звезды Спики. Перейдя при фазе 0,6- в созвездие Весов 6 февраля, Луна на следующий день примет фазу последней четверти и пройдет севернее Юпитера (близ альфа Весов) при фазе 0,48-. 8 февраля лунный серп (Ф= 0,4-) посетит созвездие Скорпиона, а 9 февраля вступит во владения созвездия Змееносца, наблюдаясь в рассветные часы низко над юго-восточным горизонтом. 10 февраля стареющий месяц при фазе 0,22- перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет севернее Сатурна утром 11 февраля (близ максимального склонения к югу от небесного экватора и апогея своей орбиты). 13 февраля тонкий серп (Ф= 0,05-) Луны покинет созвездие Стрельца, перейдя в созвездие Козерога, 15 февраля в этом созвездии Луна примет фазу новолуния (близ нисходящего узла своей орбиты). В это новолуние произойдет частное солнечное затмение, которое будет наблюдаться в Южной Америке и Антарктиде. Перейдя в созвездие Водолея, молодой месяц появится на вечернем небе близ Венеры 16 февраля. В этот день произойдет покрытие планеты Луной (Ф= 0,01+) при видимости в Южной Америке и Африке. На следующий день растущий месяц сблизится с Нептуном при фазе 0,02+. Покрытия планеты не произойдет, т.к. серия покрытий Нептуна закончилась, а следующая серия начнется в 2023 году. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, Луна 18 февраля посетит созвездие Рыб при фазе около 0,1+, 19 февраля зайдет в созвездие Кита, а 20 февраля снова пройдет по созвездию Рыб, увеличив фазу до 0,2+ и пройдя южнее Урана. 21 февраля растущий серп еще раз зайдет в созвездие Кита, и в этот же день перейдет в созвездие Овна при фазе около 0,3+. В созвездии Овна Луна пробудет недолго и 22 февраля перейдет в созвездие Тельца при фазе близкой к 0,4+. Здесь 23 февраля Луна близ фазы первой четверти совершит покрытия звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости на большей части территории страны (кроме южных и восточных районов). На следующий день лунный овал посетит созвездие Ориона при фазе около 0,6+, а 25 февраля перейдет в созвездие Близнецов, пройдя точку максимального склонения к северу от небесного экватора. Наблюдаясь большую часть ночи, Луна (Ф= 0,88+) 27 февраля перейдет в созвездие Рака, где пройдет перигей своей орбиты (пройдя южнее звездного скопления Ясли — М44) близ восходящего узла своей орбиты. 28 февраля яркая Луна перейдет во владения созвездия Льва, и закончит путь по зимнему небу близ Регула при фазе 0,98+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога до 16 февраля, когда перейдет в созвездие Водолея. В начале месяца быстрая планета находится на утреннем небе, но близко к Солнцу, поэтому не видна. Постепенно сближаясь с центральным светилом, Меркурий 17 февраля пройдет верхнее соединение с Солнцем, а затем перейдет на вечернее небо. Но возможность увидеть планету на фоне вечерней зари появится лишь в конце месяца (элонгация 8 градусов). Видимый диаметр быстрой планеты сохраняется весь месяц на уровне 5 угловых секунд, а блеск увеличивается от -0,5т до -1,5т. Фаза Меркурия весь описываемый период близка к 1. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 8 февраля переходя в созвездие Водолея, где проведет остаток описываемого периода. Вечерняя звезда постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца, и во второй декаде месяца ее можно будет найти в лучах восходящего Солнца. В телескоп наблюдается небольшой белый диск без деталей. Видимый диаметр Венеры составляет около 10”, а фаза близка к 1,0 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона, 8 февраля переходя в созвездие Змееносца. Планета наблюдается в утренние часы над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск планеты за месяц увеличивается от +1,2т до +0,8т, а видимый диаметр увеличивается от 4,7” до 6,6”. Марс постепенно сближается с Землей, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится в июле месяце. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов близ звезды альфа этого созвездия. Газовый гигант наблюдается на утреннем и ночном небе более шести часов. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается за месяц от 36” до 39” при блеске около -2т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно в утренние часы над юго-восточным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,6т при видимом диаметре, имеющим значение около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета видна на вечернем небе. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в середине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на вечернем небе, заканчивая видимость во второй декаде месяца. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет , видимых в феврале с территории нашей страны, расчетный блеск около 11т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRN (С/2016 R2) и Heinze (С/2017 Т1). Первая при блеске около 11т движется по созвездию Тельца (близ Плеяд). Блеск второй кометы составляет также около 11т, а перемещается она по созвездию Пегаса. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений — на http://195.209.248.207 .

Среди астероидов самыми яркими в феврале будут Церера (6,9т) — в созвездии Рака и Веста (7,4т) — в созвездии Змееносца. Эфемериды этих и других астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn022018.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RR Андромеды 9,1m — 1 февраля, R Лисички 8,1т — 7 февраля, Т Зайца 8,3т — 12 февраля, S Весов 8,4т — 12 февраля, U Девы 8,2т — 15 февраля, X Жирафа 8,1т — 16 февраля, Т Большой Медведицы 7,7т — 17 февраля, R Микроскопа 9,2т — 20 февраля, R Близнецов 7,1т — 21 февраля, R Волопаса — 7,2т 21 февраля, V Змееносца 7,5т — 26 февраля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Ясного неба и успешных наблюдений!


Прогулка

«Весна: Наблюдаем за небом и облаками».

(Вторая младшая группа)

Цель:

Познакомить детей с внешними особенностями весеннего неба;

Развивать познавательный интерес;

Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход прогулки

Наблюдение

Посмотреть вместе с детьми на небо.

Воспитатель:

Каким цветом небо?

Небо стало голубым. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу.Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Художественное слово.

Стихи

Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом,
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать".
3. Александрова

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Белые лошадки на синем поле.
(Облака на небе)

Исследовательская деятельность

Цель: Приобщать детей к процессу познания. Развивать мыслительные операции, речевое развитие. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.

Взять горсть снега и высыпать её.

Воспитатель:

Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Вывод: снег – сыпучий, а лёд – хрупкий.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Сбор снега для постройки.

Цель: учить детей работать сообща,развивать трудовые навыки, воспитывать чувство коллективизма

Развитие движений

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.

Воспитатель:

Два прыжка! Пять прыжков!

Прыгнем мы до облаков.

Мы такие прыгуны,

Что допрыгнем до луны!

Игра – превращение «Облака».

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Воспитатель говорит детям:

Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над землёй, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Пальчиковая гимнастика.

"Кулачки - ладошки".

Цель: Развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковых игр, речь. Пополнять словарный запас. Учить соотносить действия с текстом.

Воспитатель:

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка.(Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки-баловницы.
Тоже не отстали.

Игра малой подвижности «Зеркало»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Ход игры

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Подвижная игра

"Мы веселые ребята".

Цель: учить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Ход игры

Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три - лови!
Воспитательловит детей.

Прогулка Средняя группа.

Наблюдение за летним небом.

Цель: обратить внимание детей на красоту летнего неба, воспитывать любовь к природе, развивать у детей любознательность, творческое воображение.

Воспитатель: Дети посмотрите на небо, какое оно ярко-голубое. А зимой небо серое, тёмное. Летом на улице светло, светло, и небо кажется высоко, высоко, птички носятся друг за другом, радуются теплу, хорошей погоде. По небу плывут белые облака. Посмотрите, какой формы, на что похожи? А какое небо было с утра, когда мы пришли в детский сад? Белые облака поменяли свои очертания?

Хочу рассказать о некоторых приметах: направление ветра и движение облаков неодинаковое – к дождю; если мы видим облака черные, тёмные, низкие, быстро движущиеся- ненастье сохранится.

А вот некоторые поговорки и пословицы, запомните: в июне день-с год; в июне всякий кустик ночевать пустит.

Стихотворение о лете.

И. Суриков

Ярко солнце светит,

На дворе тепло,

И куда ни взглянешь.

Всё вокруг светло.

А теперь ребятки загадка:

Выше леса. Выше гор

Расстилается ковер,

Он всегда- всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий

То он нежно-голубой.

Ну, догадайтесь – небо, правильно. Молодцы!

Опытно-экспериментальная деятельность «Весёлые кораблики» (Плавучесть предметов)

Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.

Наливаем в таз воду и опускаем предметы, сделанные из различных материалов.(Пробки, крышки, пластмассовые. деревянные детали)Наблюдаем вместе с детьми какие тонут, а какие остаются плавать.

Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны.

Предлагаю немного поиграть, «Бездомный заяц»

Молодцы, вам понравилась наша прогулка?

Астрономия является одной из древнейших наук, она возникла на основе практических потребностей человека и развивалась вмести с ним.

Мы часто обращаем свой взор в ночное звездное небо, но знаем ли мы, какие созвездия можно увидеть в разное время года в нашем регионе?

Этот вопрос меня заинтересовал. После посещения всем классом Омского планетария я стала проводить собственные наблюдения. В течение года я следила за изменениями на звездном небе, поставив перед собой цель.

Астрономия – наука о Вселенной и населяющих ее объектах: планетах, звездах и гигантских звездных системах – галактиках.

Название этой древнейшей науки, изучающей небесные тела, образованно от греческих слов «астрон» - звезда и «номос» - закон.

Главный предмет астрономии - звезды – огромные газовые шары, излучающие энергию. Эта энергия вырабатывается в недрах звезд в основном при ядерных реакциях.

Вместе с облаками водорода звезды образуют гигантские системы – галактики.

Ближайшая к нам звезда – Солнце. Вокруг него кроме 9 больших планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона, нашей Земли – вращаются несколько тысяч астероидов, комет, метеорной пыли.

Когда солнце исчезает за горизонт и наступает ночь, перед нашими глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звездное небо.

Все мы любим, наблюдать за этими бесчисленными сверкающими точками, которыми усыпано небо, - звездами. На первый взгляд можно насчитать несколько тысяч звезд, но в действительности их миллиарды. Так же, как днем не видно света лампочки или фонаря, а в темноте они хорошо различимы, звезды ярко сверкают в темноте ночи и не видны днем, поскольку их затмевает солнечный свет. И по этому же их плохо видно при ясной луне.

Обращая свой взор, в ночное небо видишь, как Луна светится отраженным светом Солнца. Она перемещается на фоне звезд вокруг земли.

Глядя невооруженным взглядом, в ночном небе звезды нам кажутся точками, потому что даже ближайшая из них в миллионы раз дальше Солнца.

Солнце – одна из звезд, а звезды – это очень далекие от нас солнца.

Большинство галактик с земли выглядят как туманные пятна. Они состоят из миллионов звезд, как, например светлая полоска Млечного Пути – наиболее плотная часть нашей Галактики, на окраине которой находится Солнце.

Звезды похожи на огромные шары огня, они излучают огромное количество света – и с Земли мы воспринимаем этот свет как серебристый блеск. Это происходит потому, что звезды образованы горящими водородом и гелием, а эти газы при горении выделяют свет и тепло. У самых сияющих звезд яркость во много миллионов раз больше, чем у Солнца, хотя встречаются звезды, чье свечение в миллионы раз меньше.

Все сведения о Вселенной и звездных системах, о природе звезд и планет астрономы получают, анализируя электромагнитное излучение, исходящее от небесных тел.

2. 2. Элементарные астрономические сведения.

Элементарные астрономические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта. Тысячи лет назад астрономы Древней Греции и Китая рассматривали созвездия и дали им имена в честь героев мифов и легенд. Названия некоторых созвездий дошли до наших дней: созвездия Льва, Большой Медведицы, Кентавра, Пегаса, Кассиопии и т. д3.

Чтобы лучше различать звезды, в древнем мире тысячи лет назад астрономы группировали их между собой, как если бы они были точками воображаемой фигуры: льва, весов, змеи или других предметов и мифологических существ. Эти группы звезд они назвали созвездиями Южного полушария и созвездиями Северного полушария. 7.

В древности созвездия помогали путникам ориентироваться и находить дорогу, особенно на море. Уже тогда люди заметили, что все звезды как будто вращаются вокруг Полярной звезды. Полярная звезда кажется неподвижной.

Она расположена почти прямо над Северным полюсом, поэтому по ней моряки могли ориентироваться и определять, где находится юг, запад и восток. В Южном полушарии удобно ориентироваться по созвездию Южного Креста. Оно изображено на флаге Австралии и Новой Зеландии.

Когда я смотрю в ночное небо, то вижу, на его черном бархате мерцают и переливаются тысячи огоньков. Некоторые из них – планеты, в том числе наша Земля. Все яркие, видимые с Земли звезды ученые объединили в условные фигуры – созвездия. Астрономы насчитывают восемьдесят восемь созвездий. Каждое из них имеет свое название. Названия многих созвездий взяты из древних легенд. С земли, кажется, что звезды в созвездии расположены близко, но это не так. Во Вселенной звезды одного и того же созвездия, как правило, находятся друг от друга очень далеко. Говоря о звездах, люди обычно имеют в виду все светящие тела, которые можно увидеть в ночном небе.

Рассмотрим, как происходит рождение звезд. Почти все они развивались небольшими группами из относительно холодной массы, состоящей из газа и звездной пыли. Эта масса сконцентрировалась, то есть частицы космической материи объединились, образовав своего рода облако, называемое туманностью.

Возможно, эта туманность начала вращаться и достигла высочайших температур, приблизительно около миллиона высочайших температур, приблизительно около миллиона градусов по стоградусной шкале. Туманность, загоревшись, уже становится звездой. Многие из них, однако, являются не звездами, а планетами или просто облаками газа.

Звезда – газовый шар, раскаленный до такой температуры, что он светится. Температура звезд колеблется от 2100 градусов Цельсия до 50 000 градусов Цельсия.

Когда мы смотрим на звезды, нам кажется, что все они одного и того же цвета: бело-голубоватого.

Но несомненно, что все они имеют разные цвета, которые зависят от их температуры. Звезды, выделяющие большее количество тепла, - белые и голубые. Температура их поверхности доходит до 100000 градусов. Желтые и оранжевые звезды имеют среднюю температуру. Самые холодные звезды – красные. Их температура 2000 градусов. Солнце – желтая звезда. Ее температура 6000 градусов.

3. Практическая часть.

Наблюдения за звездным небом.

Наблюдая за звездным небом в разное время года, можно увидеть некоторые созвездия зодиака. Весной на небе появляются большие пространства, на которых нет ярких звезд. В этот сезон Млечный Путь виден около северного горизонта. За это весну особенно любят астрономы, изучающие другие галактики. Они окружают нас повсюду, но лучше всего видны именно в это время года.

3. 1. Главные созвездия весеннего неба.

Весной на небе появляются большие пространства, на которых нет ярких звезд. В этот сезон Млечный Путь виден около северного горизонта.

По моим наблюдениям весной хорошо видны некоторые созвездия, а именно созвездия Льва, Волопаса, Девы, Рака, Гидры и Чаши. .

3. 2. Главные созвездия летнего неба.

Конец лета – лучшее время для изучения созвездий. Ещё тепло, темнеет не слишком поздно, и в ясные вечера, пока не появилась Луна, можно видеть прекрасную картину звездной ночи.

Перед нами открывается небеса, сияющие множеством звезд. Через все небо наискосок протянулась туманная обтрепанная лента Млечного Пути. К нему прислонился правым углом Летний треугольник. Летний треугольник образуют три главные звезды разных созвездий: Вега - Лиры, Денеб - Лебедя и Альтаир - Орла. .

3. 3. Главные созвездия осеннего неба.

Если летом в ночном небе взгляд мгновенно притягивает Летний треугольник, то при взгляде на осеннее небо сразу бросается в глаза почти правильный четырёхугольник ярких звёзд, так называемый Квадрат Пегаса.

В древности созвездие просто называлось Конём. У этого крылатого коня, как, впрочем, и у Тельца, на небе показана только передняя часть. Он виден нам опрокинутым.

На осеннем небе можно увидеть такие созвездия как – Пегас, Андромеда, Рыбы, Водолей, Козерог. .

3. 4. Главные созвездия зимнего неба.

Зима в наших широтах – наиболее благоприятный сезон для наблюдения Луны и планет, поскольку Млечный путь в это время года поднимается высоко над горизонтом. Богато зимнее небо и яркими звёздами, и заметными, легко находимыми созвездиями. А кроме того, зимой рано темнеет и поздно светает, так что время для наблюдения звёздного неба увеличивается.

В середине Млечного Пути сверкает огромное и, пожалуй, самое яркое созвездие нашего неба – Орион. Его легко узнать – это четырехугольник ярких звезд, отмечающих колени и плечи великого охотника. Между ними сияют три звезды пояса героя, идущие вверх слева направо. Пояс Ориона – настоящее украшение зимнего неба наших широт.

Даже я слабо ориентирующая в звездах, легко найду этот ряд из трех ярких звезд и, взяв его за ориентир, без труда смогу увидеть другие звезды Ориона и окружающие звездного охотника – великана созвездия как Большей и Малый пёс, Единорог, Заяц, Эридан.

Неудивительно, что и астрономы довольно долго, более 200 лет, наряду с изучением свойств отдельных небесных тел стремятся изучить свойство Вселенной в целом. Они изучают звезды и планеты, наблюдают за их движением и описывают их особенности. Благодаря Астрономам мы знаем, что такое Млечный путь, сколько планет в Солнечной системе и каковы фазы Луны. Астрологи же считают, что положение звезд и планет влияет на жизнь человека. Согласно мнению астрологов существуют двенадцать созвездий на небосводе, влияющих на жизнь и судьбу людей. Астрологи называют их знаками зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Каждый знак зодиака соответствует определенному времени месяца. Так согласно астрологам факт рождения под определенным знаком оказывает влияние на личность каждого человека.

На старинной схеме, изображающей движение планет вокруг солнца, представлен и пояс эклиптики с изображением 12 фигур зодиакальных созвездий.

Мне при помощи анализа энциклопедической литературы и моих наблюдений удалось составить перечень созвездий, которые видны невооруженным глазом в разное время года.

Причина смены созвездий на небосводе связана с вращением земли вокруг солнца и поэтому в разных полушариях в разное время года видны разные созвездия.

В нашем регионе мы, к большому сожалению, не можем увидеть созвездие Южный крест, Корабль Арго (состоящий из созвездий Паруса, Кормы, Киль), Золотая рыбка и многие другие, потому что они находятся на южном полушарие и при вращении земли нам их не видно.

Интерес к астрономии у меня не угас, а лишь укрепился. И я уверена, что в скором будущем, наблюдение за звездами преподнесет человечеству еще не мало сюрпризов, будет сделано еще не мало мировых открытий: ведь сегодня астрономия – одна из самых динамично развивающихся наук.