Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Международный день грамотности. Когда отмечают Международный день грамотности

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа .

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

(Через книги, телевизор, компьютер).

Учитель: Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
- Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Учитель: Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Учитель: Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности ( International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

Ученик 3. И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить


© Depositphotos

Международный день грамотности - это один из дней, который отмечается во всем мире под эгидой Организации Объединенных Наций. Главная цель этого события - активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей всех людей.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Какие частые ошибки в разговорной речи ты допускаешь? © Depositphotos

Уже более чем полвека назад, с 1966 года, ЮНЕСКО официально стала отмечать Международный день грамотности 8 сентября. Дата выбрана не случайно. За год до этого в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая и рекомендовала активизировать усилия общества по распространению грамотности среди населения Земли.

В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН объявила Десятилетие грамотности Организации Объединенных наций, которое проходило в период с 2003 по 2012 гг. под девизом "Грамотность для всех". ЮНЕСКО выступал координатором для стимулирования и активизации в международном масштабе мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Международный день грамотности - значение грамотности

Международный день грамотности 2018 © Depositphotos

Что означает грамотность ? Это не только умение и писать на самом примитивном уровне. По определению ЮНЕСКО, грамотность для человека приравнивается к свободе.

Одно из значений слова "грамотность" - это владение целым комплексом общественно-необходимых знаний и, навыков, которые позволяют людям сознательно участвовать в социальных процессах, а также свободно общаться на разных языках и в разных культурах в современном мире.

Можно было бы предположить, что в наш XXI век, время развития новейших информационных технологий, проблема безграмотности совершенно неактуальна. Но, по данным ЮНЕСКО, на сегодня свыше 260 миллионов детей не ходят в школу, и практически каждый девятый взрослый человек в мире неграмотен!

Проблема заключается и в том, что многие дети и подростки в мире, несмотря на то, что они получают образование, не соответствуют должному уровню, по которому их можно считать грамотными в условиях нынешнего сложного и постоянно развивающегося мира.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Мероприятия, приуроченные к Международному дню грамотности

Программы ЮНЕСКО по повышению грамотности предоставляют людям сведения о защите окружающей среды, о гигиене, о вреде наркотиков, а также учат использовать и применять информационные технологии. С этой целью разработаны многочисленные программы: "Гуманитарное образование", "Образование и права человека", "Образование и информационные технологии", "Образование, наука и техника" и др.

Ежегодно Международный день грамотности посвящен разным тематикам: "Грамотность и здоровье", "Грамотность расширяет личные возможности", "Значение грамотности для женщин", "Грамотность и мир", "Читая прошлое, пишем будущее" и др. Так Международный день грамотности 2018 года проходит под девизом "Грамотность и развитие навыков".

Также в Международный день грамотности ЮНЕСКО присуждает людям денежные премии в размере 15000 долларов за наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего, это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах, Китае. Обычно наибольшее число неграмотных людей составляют бедные слои населения, женщины и подростки.

Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, остался позади , и ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.

История и традиции

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.

И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

Мероприятие для классного часа

Наиболее часто в учебных заведениях выбирается такая форма мероприятия к Международному дню грамотности, как классный час. Правда, еще чаще он сводится к короткому монологу учителя о необходимости учиться. Но для того чтобы у учеников (особенно после 12—13 лет) действительно появилось желание стать грамотным человеком, нужна более интересная мотивация, нежели просто «лекция».


Грамотность, функциональная, делает человека интересным, успешным. К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.

Мероприятие вне школы

Составить к празднованию Международного Дня грамотности сценарий можно и самостоятельно: не все же возлагать на плечи школ! Да и многие уже давно нигде не обучаются, но отпраздновать 8 сентября желают. Помимо краткой исторической справки, включите в сценарий интересные конкурсы и игры — праздник все-таки!


Можно добавить в сценарий и различные игры на литературную тему, написание сложных диктантов или просмотр подходящего фильма (например, короткометражки «Влюбить в себя с помощью негативных эмоций»).

Праздник пройдет не только весело, но и с пользой: кто-то вспомнит правила русского языка или даты истории, а кто-то поймет, что быть грамотным — это действительно здорово, и начнет свой нелегкий путь к знаниям!

Методическая разработка для среднего звена школы (для старшеклассников – на ), посвященная международному Дню грамотности. Праздник отмечается в соответствии с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2018/19 учебный год (Минобрнауки РФ, 27 апреля 2018 года). Разработки могут быть использованы при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков. В основу сценария положены: Методические рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка. А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, Н. А. Нефедова «РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». М., 2016.

Международный день грамотности один из международных дней, отмечаемых под эгидой Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», прошедшей в Тегеране 1965 году. 8 сентября - день торжественного открытия этой конференции. Главная цель данного Дня - активизировать усилия международного сообщества по Распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.

С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.

В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.

В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.

Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными

Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».

  • 1 В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
  • 2 Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
  • 3 В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
  • 4 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.
  • 5 Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Викторина (для учащихся 5-8 классов)

Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным. Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.

Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.

Викторина 1 Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)

  • 1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ
  • 2 Слово шампунь мужского рода. ДА
  • 3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ
  • 4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА
  • 5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ
  • 6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то
  • далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для
  • создания видимости благополучия.
  • 7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».
  • 8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА
  • 9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА
  • 10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА
  • 11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,
  • постоянный.
  • 12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ

Викторина 2 Нормы правописания (орфография, пунктуация)

  • 13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА
  • 14 В слове одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА
  • 15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.
  • 16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА
  • 17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ
  • 18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ
  • 19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ
  • 20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ
  • 21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ
  • 22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА
  • 23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА
  • 24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА
  • Викторина 3 Художественная литература
  • 25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»
  • 26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА
  • 27 «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое выражение
  • – из фильма «Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».
  • 28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста
  • Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.
  • 29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА
  • 30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.
  • 31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ
  • 32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений
  • 33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.
  • 34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.
  • 35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.

В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность - не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью ее распространения среди населения Земли был утвержден всемирный праздник.

Когда отмечают

Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. В 2019 году эту дату справляют 54-й раз.

Кто празднует

Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, селах и поселках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.

История праздника

В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению ее участников был утвержден данный праздник.

7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции № A/RES/42/104 провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года в аналогичном документе под № A/RES/56/116 она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 г. Через год резолюцией № A/RES/57/166 был одобрен и утвержден «План действий ООН для Десятилетия грамотности», в котором ЮНЕСКО назначено координирующим органом.

Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошел в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна - повышение показателей грамотности населения.

В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Перепись населения 2010 г. показала, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием. Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.