Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Методические рекомендации мониторинг метапредметных ууд. Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Типовые диагностические задачи

Федеральные образовательные стандарты задают новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, включающих в себя не только предметные результаты, но и метапредметные и личностные достижения ребёнка. Я расскажу о процессе формирования в начальной школе метапредметных учебных действий и мониторинге развития УУД.

Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные универсальные учебные действия подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Выйти на высокий результат в образовательном процессе учителю может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием универсальных учебных действий в течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития метапредметных универсальных учебных действий является мониторинг.

Мониторинг помогает педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа.

  • 1 этап - выполнение учебного действия по образцу. Например, выполнение задания, требует того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения. Кратко данный этап обозначается нами как «Представление».
  • 2 этап - осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик знает алгоритм выполнения задания, может назвать способ, опирается на назначение способа.
  • 3 этап - применение способа в учебной деятельности. Краткое название - «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности

На этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.

Три этапа развития УУД являются одновременно 3-мя уровнями развития универсальных учебных действий для начальной школы.

В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе - на уровне «Способа» и в 4 классе - на уровне «УУД» (для значительной части показателей).

С 1 по 3 класс происходит увеличение числа УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее - до 34 умений в 4 классе.Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы.

Федеральными научно-методическими центрами разработаны важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся. Это интегрированные и комплексные работы, которые наряду с предметными результатами, проверяют и оценивают развитие метапредметных УУД.

В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре и в марте. На 3-4 неделе обучения первоклассников проводится педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению. Со 2 по 4 класс мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного года.

Процедура обработки результатов диагностики максимально упрощена. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Сейчас на примере педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению и мониторинга развития УУД в конце 1 класса я продемонстрирую, как прослеживается развитие УУД. и какую роль играют результаты мониторинга в анализе метапредметных УУД.

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в таблицы.

Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. - частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности.

Сводная таблица позволяет определить:

  1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.
  2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности доминирует в классе и у конкретного обучающегося.
  3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от других.

После педагогической диагностики развития УУД в конце 1 класса для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные карты.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.

Важные выводы можно сделать, сравнивая результаты мониторинга, проведённого в сентябре, и результаты мониторинга, проведенного в марте. Если ребёнок с хорошими показателями справился с заданиями мониторинга на уровне ниже базового, это не может не вызвать обеспокоенности учителя. Были на то какие-то причины. Значит такому ученику нужна комплексная педагогическая помощь. И напротив, если ребёнок с низкими показателями показывает базовый или очень близкий к базовому уровень сформированности метапредметных УУД, можно говорить о раскрытии потенциала учащегося. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях класса и об особенностях каждого ребенка.

Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:

  1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.
  2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка?
  3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.
  4. Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика.
  5. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
  6. Сравнение результатов диагностики по методике «Стартовой готовности» с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребёнка.

Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Ведь мы отслеживаем не только продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность собственной работы.

Приложение

Регулятивные УУД

  1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
  2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
  3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
  4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей
  5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
  6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
  7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

  1. Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
  2. Умение осуществлять логическое действие «синтез».
  3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
  4. Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  5. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
  6. Умение устанавливать аналогии.
  7. Умение устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
  8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
  9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
  10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
  11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
  12. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
  13. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
  14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
  15. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
  16. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
  17. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Коммуникативные УУД

  1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
  2. Умение формулировать точку зрения
  3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
  4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения
  5. Умение определить общую цель и пути её достижения
  6. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
  7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
  8. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
  9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

Мастер - класс

« Научи себя учиться: мониторинг формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка

и литературного чтения в начальной школе»

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию метапредметных универсальных учебных действий.

на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки для работы в группах.

Продолжительность проведения: 20 минут

Целевая аудитория: учителя школ города, района и республики.

Практическая значимость : ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках русского языка и литературного чтения, а также при составлении мониторинга сформированности УУД у младших школьников.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса.

1. Стадия вызова.

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады вас приветствовать на своем мастер - классе. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (нет) Нужна вторая ладошка. Хлопок - это результат действия двух ладоней. Я - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, уважаемые коллеги) невозможно сделать хлопок и получить желаемый результат во время мастер-класса.

Поднимите руки те, кто пришел сегодня с хорошим настроением? (во время ответов на вопросы делю аудиторию на 2 группы по 4 человека)

Кто знает 2 языка?

Кто работает в 1 классе?

Кто знает как расшифровывается слово УУД?

Мы с вами часто слышим про универсальные учебные действия. Давайте попробуем разобраться, что же это такое. Как вы понимаете слово УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, какие ассоциации возникают с этим словом?

Правильно. Универсальный в переводе с латинского, означает - всеобщий, разносторонний, для всего пригодный. Эти характеристики относятся и к универсальным учебным действиям. УУД - это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации (вот почему они получили название универсальных).

Давайте вспомним, какие Универсальные Учебные Действия выделяют?

Взгляните на наш слайд, это познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД.

Познавательные УУД связаны с решением проблемы;

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность;

Регулятивные обеспечивают организацию собственной деятельности;

Личностные определяют мотивационную ориентацию.

Мы должны формировать все эти УУД и проводить мониторинг, это обязательное требование новых стандартов. И мы зачастую пугаемся этих слов, не знаем, как это делать.

Тема сегодняшнего мастер - класса: «Научи себя учиться: мониторинг формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

2. Стадия осмысления.

- Разработчики программ говорят, что формирование УУД - процесс совсем не сложный, а естественный и гармоничный. Формирование УУД происходит в повседневной жизни, в любых ситуациях, даже самых простых. Далее демонстрирую на слайде алгоритм формирования УУД.

Уважаемые коллеги, формирование каких УУД вы заметили на нашем уроке?

Какое из них было ключевым на уроке?

Все виды заданий для формирования и диагностики УУД присутствуют в учебниках. В нашем методическом комплекте это «Русский язык» авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и «Литературное чтение» авторы В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.

Сейчас вашему вниманию мы хотим предложить задания, взятые из учебника. Но перед этим мы поиграем в игру «Смена мест» (происходит смена членов команд)

Работа в группах.

Раздаются карточки с заданиями, по которым участники команд разрабатывают вопросы для мониторинга метапредметных УУД.

Выступление групп.

На основе формирования данных УУД можно составить мониторинг. Он проводится 3 раза в течении учебного года. Первая работа в начале учебного года (через 2 недели после начала учебы), середина учебного года и конец (апрель-май). Мониторинг проводится со вторника по четверг на 2-4 уроках. Все это оценивается в баллах, результаты отображаются в таблице.

Вашему вниманию мы хотим представить результаты мониторинга наших учащихся, которые мы отображаем в данных таблицах (на слайде) .

Сформированность УУД - значит (слайд ):

Научить выполнять учебные задания, построеннные на способе действия, мышления, коммуникации

Передать сам способ выполнения действия

Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

3. Рефлексия

Рецепт успешной работы в школе.

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути.

Приготовьте свои ладошки, уважаемые коллеги. Продемонстрируйте результат действия двух ладоней. Похлопайте в ладоши себе и окружающим. Спасибо за внимание.

Мониторинг метапредметных УУД

по предметам естественнонаучного цикла

Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать.

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци

«Знание - сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более и более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, но действительно давали ему силу и радость - в течение всей жизни?

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.

С 1 января 2010 года в официально утверждённых образовательных стандартах введено новое понятие: «метапредметные образовательные результаты».

Планируемые метапредметные результаты: овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения (выдержка из ФГОС). Слайд №3

Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих: Слайд №4

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.
  • При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: Слайд №5

  • Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?
  • Что такое метапредметы ? Где их взять (или как их разработать) ? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала?
  • Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ?
  • Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?
  • Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
  • Прежде всего, нужно разобраться с понятиями: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений. Слайд №6

    «Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

    Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, выращиваю растения, здания проектирую). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

  • стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
  • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
  • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
  • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
  • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов и логических конструктов изучаемых систем);
  • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
  • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
  • Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т. е. уровнем развития личности.

    Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т. е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука).

    Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

    Примерами метазнаний являются:

  • диаграмма знаний;
  • карта знаний;
  • базы знаний, представления об их устройстве.
  • Метаспособы – способы, с помощью которых человек открывает новые способы решения зада, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскивать нестандартные способы решения задач.

    Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) умения и навыки. К ним относятся:

  • теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
  • навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять соответствия заявленным фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция всей деятельности);
  • качества мышления(гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу).
  • В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей всего обучения.

    Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «знание», «знак», «проблема», «задача». Слайд №7, 8

    Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

    В рамках другого метапредмета - «Знание» - формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

    Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

    На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    Важнейшей задачей ФГОС является формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    В своем выступлении мы поделимся опытом работы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.

    Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов ООО. Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся мы, начиная с 5 класса, заполняем «Таблицы образовательных результатов». Таким образом, работая с таблицами предметных достижений учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Слайд №9

    Таблица образовательных результатов

    Фамилия, имя уч-ся

    Уровень сформированности УУД

    предметные

    личностные

    метапредметные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных УУД, познавательных УУД и коммуникативных УУД).

    Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты ? Слайд №10

    Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
  • Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 5-6 классов. Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах.

    Первая работа включает задания на выявление метапредметных и личностных результатов.

    Вторая работа носит интегрированный характер: она дает возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные).

    Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что дает возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

    Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого пятиклассника можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания.

    Индивидуальная карточка учащегося – матрица его метапредметных достижений

    Фамилия, имя учащегося

    Тема_____________________

    сравнение

    обобщение

    смысловое чтение

    определение понятий

    Существует два основных подхода к оценке метапредметных результатов: Слайд №11

    1) достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;

    2) достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

    На наш взгляд, наиболее рационально использование второго подхода к оценке метапредметных результатов, поэтому в нашей работе мы использовали три формы учебной деятельности для оценки метапредметных результатов

    На примере стартовой работы мы познакомим вас с мониторингом метапредметных УУД по предметам естественнонаучного цикла.

    Цель данной работы: определение у учащихся уровня сформированности метапредметных умений по биологии и географии.

    Предметом диагностических исследований является выявление уровня

    метапредметных умений (регулятивных и познавательных (логических) универсальных учебных действий).

    Данная работа направлена на создание системы оценки сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.

    Разработанный инструментарий диагностики включает следующие материалы: Слайд №12

  • план работы для стартовой диагностики метапредметных умений;
  • текст работы для обучающихся 6-х классов;
  • кодификатор метапредметных результатов обучения;
  • кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи;
  • перевод баллов в оценки.
  • В стартовую метапредметную диагностическую работу входит 14

    заданий, распределенных по предметным областям «Биология», «География».

    На выполнение работы отводилось 40 минут.

    Максимальный балл за выполнение всех заданий составил 23 балла. Слайд №13 Слайды №14, 15 (текст, задания) Слайы №16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

    План работы для стартовой диагностики метапредметных умений

    Диагностируемые предметные умения (базовый уровень)

    Диагностируемые предметные умения (повышенный уровень)

    Кодификатор метапредметных результатов обучения

    № вопроса

    Баллы

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Принятие учебной задачи, контроль, коррекция

    Определение последовательности промежуточных целей,

    составление плана и последовательности действий

    Познавательные универсальные учебные действия

    Поиск и выделение необходимой информации

    0,5+0,5+1+0,3=2,3

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

    Структурирование знаний

    Выбор оснований для сравнения, классификации

    Анализ объектов с целью выделения признаков

    Извлечение необходимой информации из прочитанного текста

    Построение логической цепи рассуждений

    Самостоятельное создание способов решения проблемы

    Перевод баллов в оценки

    Баллы

    Оценка


    № вопроса

    Проверяемые умения

    Уровень сложности

    Максимальный балл за выполнение

    Правильный ответ

    Понимание и

    преобразование

    информации

    Умение находить

    информацию, заданную в

    тексте в явном виде

    Медведь белый и зимой, и летом

    Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли

    Пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками

    Летом меню его более разнообразно

    Умение выявить при

    чтении главную мысль.

    Умение работать с

    информацией.

    Умение находить

    информацию, заданную в

    тексте в явном виде

    Умение составлять простой план текста

    Природные зоны.

    Растительный

    и животный

    Умение определять

    природную зону по

    представителю

    животного мира

    Зона арктических пустынь

    Арифметические

    действия по тексту

    Устанавливать порядок

    действий; находить значение числового

    выражения, используя текст

    300 тюленей

    Овладение

    методологическими

    умениями

    Умение использовать

    карту при выполнении

    учебных заданий

    Северный Ледовитый океан

    Растения

    Умение выделять

    лишайники из группы

    травянистых растений.

    Мхи, водоросли

    Человек – часть

    Умение определять

    характер взаимоотношений

    человека с природой,

    находить примеры влияния этих отношений

    на природные объекты

    Повышенный

    За каждую характеристику

    по 1 баллу. Максимум 5 баллов

    В ответе есть прямые

    указания или приведены

    примеры по следующим

    характеристикам:

    Загрязнение арктических вод;

    Уничтожение животных, браконьерство;

    Нехватка пищи и другие.

    Природные зоны России

    Умение проводить

    простейшую

    классификацию

    изученных объектов природы на основе

    известных характерных

    Повышенный

    Каждое слово

    оценивается в 1

    Максимум 2 балла

    Травянистые; степь

    Анализ метапредметной работы

    6… класс

    № п/п

    Фамилия, имя учащегося

    № вопроса

    Баллы

    Оценка

    Средний балл

    % выполнения

    Предметные УУД

    Регуляторные УУД

    Познавательные УУД

    учащихся

    Выполняло

    Уровень сформированности регулятивных УУД

    Уровень сформированности познавательных УУД

    Качество обученности

    обученности


    Наиболее высокие результаты получены в ответах на задания, контролирующие умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде (задания №1, 2, 3, 4, 7), умение выявить при чтении главную мысль (задание №5), умение работать с информацией (задание №6), умение составлять простой план текста (задание №8). Большинство учащихся умеют устанавливать порядок действий и находить значение числового выражения, используя текст (задание №10). У многих учащихся нет навыка работы с географической картой (задание №11).

    Низкие результаты получены при выполнении заданий, контролирующих умения определять природную зону по представителю животного мира (задание №9) и выделять лишайники из группы травянистых растений (задание №12). Ответы большинства учащихся неполные. Подавляющее большинство учащихся не умеют дать полный ответ на поставленный вопрос (задание №13). С заданием повышенной сложности, контролирующем умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе известных характерных свойств (задание №14) справился полностью всего один человек и двое выполнили его частично.

  • необходимость индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком, у которых частичное или полное отсутствие метапредметных умений;
  • компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;
  • организовать самостоятельную работу учащихся над конкретной темой при выполнении ими творческого, исследовательского задания;
  • учить умению осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • учить умению работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
  • учить строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
  • Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможнос
    Лукьянова Ирина Михайловна

    Учимся учиться и действовать. 3 класс. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Рабочая тетрадь в 2 ч. Меркулова Т.В. и др.

    С.: 2014 - Ч.1. - 64с.; Ч.2 - 64с. + 102с.

    Диагностическая тетрадь для 3 класса входит в состав УМК "Учимся учиться и действовать (1-4 классы)". Ее задания позволяют проводить изучение развития метапредметных универсальных действий у третьеклассников и на этой основе выстраивать педагогическую работу по достижению метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Для повышения мотивации учащихся и целостности восприятия материала задания в тетради объединены игровым сюжетом, с которым дети знакомятся в начале мониторинга. В тетради также представлены тексты, задания и дополнительные материалы для двух диагностических уроков. Рекомендации по проведению мониторинга размещены на сайте www.zankov.ru. В них подробно описана методика работы с каждым модулем, приведены варианты организации диагностики, даны конспекты

    Рабочая тетрадь. Вариант I . (2014, 64с.)

    Формат: pdf

    Размер: 14,9 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Рабочая тетрадь. Вариант II . (2014, 64с.)

    Формат: pdf

    Размер: 15 ,1 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Формат: pdf

    Размер: 529 Кб

    Смотреть, скачать: drive.google

    УВАЖАЕМЫЙ УЧИТЕЛЬ!
    Диагностическая тетрадь «Учимся учиться и действовать» для 3 класса предназначена для мониторинга метапредметных универсальных учебных действий в 3 классе. Она продолжает.линию аналогичных тетрадей для 1 и 2 классов. Тетрадь выпускается в двух вариантах, которые могут использоваться как самостоятельно, так и вместе.
    В целом комплект диагностических тетрадей позволяет проводить систематическое изучение развития метапредметных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы и на этой основе выстраивать педагогическую работу по достижению метапредметных образовательных результатов в соответствии С ФГОС НОО. Всего в 3 классе диагностируется развитие 19 метапредметных УУД, из них 5 регулятивных, 10 познавательных и 4 коммуникативных.
    Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала тетради все задания объединены игровым сюжетом: дети наблюдают за своими рассуждениями с помощью мыслескопа, который изобрел их новый друг - студент Рудольф Иванов.
    ПОРЯДОК РАБОТЫ
    Вначале учащиеся вместе с учителем знакомятся с игровым сюжетом тетради и выполняют под руководством педагога тренировочные задания (рекомендации по проведению тренировочного блока см. в методических рекомендациях}. Далее учащиеся работаю! с заданиями каждого модуля самостоятельно.
    Информация о назначении заданий модуля представлена только в методических рекомендациях.
    Диагностические задания представлены в двух равноправных вариантах. Каждый вариант издан в виде отдельной тетради. Это позволяет повысить уровень самостоятельности учащихся при выполнении диагностики (сидящим рядом детям могут быть даны разные варианты), а также предоставляет возможность повторить диагностику сформированное!!! УУД в особых случаях (об этом подробно см. методические рекомендации). Сценарии диагностических уроков и методические материалы для учителя можно скачать на сайте www.zankov.ru. Все рабочие материалы для учащихся находятся в диагностических тетрадях.

    Просмотр содержимого документа
    «vystuplenie_na_rmo_nach.klassov»

    Мониторинг развития метапредметных

    в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и

    Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.

    Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.

    Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Слайд 2

    Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы метапредметных УУД для 1 и 2,3 классов. Измерительные инструменты для проведения мониторинга в 4 классе находятся в разработке. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе – «Учимся учиться и действовать». Слайд 3

    Начало школьного обучения связано с вопросом, готов ли ребенок к школе. «Школьный старт» - это новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе, в которую входят рабочая тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г). (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова). Слайд 4

    Диагностика «Школьный старт» позволяет:

    Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности, спланировать индивидуальную работу с детьми. Слайд 5

    Инструментальный компонент стартовой готовности отражает уровень умений и способностей ребенка. Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и первичный контроль своих действий.

    Важным показателем личностного компонента является отношение ребенка к учению. Данные компоненты являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

    Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность».

    Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. Контрольные умения составляют основу формирования регулятивных УУД.

    Коммуникативные умения соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школе. Слайд 6-7

    Диагностические задания собраны в рабочей тетради «Школьный старт». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Они сгрупированны: 1-5 задания на наблюдательность, 6-12 мыслительные способности, 13-14 контрольные умения,15 коммуникативные,16-17 личностный компонент.

    В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Максимально упрощена процедура обработки результатов диагностики. Слайд 8

    Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась мной на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в сводные таблицы, что в дальнейшем позволило использовать их для качественного педагогического анализа.

    Слайд 9-10

    Цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный – низкий). В процентном соотношении это показано на диаграмме. Слайд 11

    Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. – частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности.

    Сводная таблица позволяет определить:

    1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.

    2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности доминирует в классе и у конкретного обучающегося.

    3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от других.

    Для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные маршруты.

    Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях этого класса, об особенностях каждого ребенка.

    Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
    - рабочая тетрадь для 1 класса
    - методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса

    - рабочая тетрадь для 2 класса , в 2 частях
    - методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса Слайд 12-13

    В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности восьми важнейших универсальных учебных действий . Их оценка производится на базовом уровне.

    Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа. Для учащихся 1-2 классов достаточным уровнем является уровень «представления», для 3-4 «Способ и применение его в контексте учебной задачи».

    От класса к классу базовый уровень развития метапредметных УУД изменяется. В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности универсальных учебных действий является уровень выполнения по образцу. В мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия. Слайд 14

    С 1 по 3 класс происходит приращение в числе УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – до 34 умений в 4 классе. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

    Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы. Слайд 15

    Количество универсальных учебных действий

    и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов

    показателей

    в мониторинге

    Базовый уровень

    сформированности

    показателей

    Повышенный

    сформированности

    «Представление»

    «Представление»

    «Способ»

    «Овладение УУД»

    В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

    Диагностические задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

    Рабочая тетрадь включает:
    - вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений;
    - диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);
    - бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель). Слайд 16

    Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру:

    Введение,

    Образец,

    Три диагностических задания (А, Б, В)

    И дополнительное задание предлагается тем ребятам, которые работают в быстром темпе, чтобы не мешали другим закончить работу. Выполняются задания по желанию и не учитываются.

    В мониторинге 2 класса существуют две отдельные тетради: 1 вариант и 2 вариант.Слайд 17

    Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 2 класса объединяют рассказы про второклассников и их учительницу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

    В тетради размещены бланки для учителя. В них фиксируются исходный уровень инструментальной готовности, который был выявлен на основе методики «Школьный старт», информация о том, умел ли ребенок читать на момент поступления в школу. Для каждого из 8 умений заполняется мини – таблица, в которой суммируются результаты выполнения 2-х диагностических модулей по принципу «выполнил» - « не выполнил» (1б,0б). Затем суммируются баллы полученные в задании «А» по2-м модулям, максимально-2б и «Б и В» - 4б. Эти результаты записываем в строке сумма. Подсчитываем общую сумму по всем 6 заданиям. Все это просчитывалось по каждому умению.

    Получилась сводная таблица, в которой прослеживаются результаты мониторинга по каждому умению и ребенку. Слайд 18

    Авторы разработали электронную программу для анализа УУД, размещенную на сайте zankov .ru , что намного облегчило обработку результатов. Занесли данные и получили результат. Такой вид имеет таблица.

    По каждому обучающемуся программа выдала индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. Получили детализированный рейтинг по классу в целом. Слайд 21

    Для организации групповой работы на уроке, дифференциации заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы для работы создавались в соответствии с результатом выполнения заданий двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия. Слайд 22

    Эта информация позволила подбирать для той или иной группы детей разные задания и ситуации, формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, задать нужную степень самостоятельности.

    Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО.

    1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

    2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка? Такая работа особенно важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам мониторинга (учащиеся, не справившиеся с обоими типами заданий по данному умению).

    3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.

    Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика. Развивающая система Л.В. Занкова предоставляет много возможностей для поддержки интеллектуальной активности одарённых детей, ими нужно обязательно воспользоваться.

    4. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).

    5. Сравнение результатов диагностики по методике «Школьный старт», оценки навыков чтения на момент поступления в школу с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития

    универсальных учебных умений ребёнка. Слайд 23

    Список используемой литературы:

    1.Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. -24с.: ил.

    2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.

    Просмотр содержимого презентации
    «vystuplenie_na_rmo_nach._klassov»

    в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»


    Мониторинг

    это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.


    Школьный старт

    Диагностика стартовой готовности

    к успешному обучению

    в начальной школе

    Учимся учиться и действовать

    Мониторинг метапредметных

    универсальных учебных

    Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая


    Школьный старт

    Успешный старт для каждого ребенка

    Учебно-методический комплект

    «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ» :

    педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе


    Школьный старт

    «Школьный старт» -

    это принципиально новый

    подход к педагогической

    диагностике и организации

    учителем первых недель

    и месяцев обучения

    детей в школе. Он позволяет:

    Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

    Создать основу для развития универсальных учебных действий;

    Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

    Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми

    Уникальность диагностики

    Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

    Наблюдательность

    Личностная

    готовность

    Школьный

    старт

    Уникальность диагностики

    На основе психологической экспертизы учебников первого класса авторами УМК выявлен базовый набор умений, которые: обеспечивают понимание учениками материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, позволяют ему организовать свою познавательную деятельность на уроке и др.

    Своевременная диагностика уровня развития этих умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

    Всего выделено 17 таких умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «мыслительные способности», «контрольные» и «коммуникативные умения». Выделяются также 2 показателя личностной готовности ребенка.

    Коммуникативные

    умения

    Мыслительные

    способности

    Контрольные умения


    Учимся учиться и действовать

    Умение планировать последовательность учебных действий

    в соответствии с поставленной задачей

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД


    Как устроена диагностика

    Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

    Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

    Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.


    Обработка

    результатов диагностики

    Авторы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа


    Сводная ведомость диагностики школьной зрелости « Школьный старт»

    ФИО ребенка

    Инструментальная готовность

    Наблюдательность

    Мыслительные способности

    Контрольные умения

    Личностная готовность

    Коммуникативные умения

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень



    Система диагностики

    http://www.tochkapsy.ru/


    Учимся учиться и действовать

    Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены

    в форме диагностических заданий: это история-сказка,

    участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы,

    зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу.

    Все задания (2 варианта) дети выполняют

    в индивидуальной рабочей тетради

    «Учимся учиться и действовать»

    1 вариант 2 вариант

    тетради-«перевертыша»




    Учимся учиться и действовать

    Введение – история и лесной школе

    Номер диагностического

    Задание Б –

    на ориентацию

    Задание А –

    выполнение

    по образцу

    Дополнительное задание

    (выполняется по желанию

    Задание В – на ориентацию


    Учимся учиться и действовать

    Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу.

    1 тетрадь 2 тетрадь


    Мониторинг УУД. 1 класс. Индивидуальные оценки.

    Регулятивные УУД

    Планирование

    Оценка

    Познавательные УУД

    Анализ

    Синтез

    Сравнение

    Классифи кация

    Обобщение

    Причинно-следственные связи


    Планирование

    Познавательные УУД

    Оценка

    Анализ

    Синтез

    Сравнение

    Классификация

    Обобщение

    Причинно-следственные связи



    Ученик 1

    Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. 1 класс.

    Регулятивные УУД

    Планирование

    Ученик 1

    Группа

    Оценка

    Познавательные УУД

    Анализ

    Синтез

    Сравнение

    Классификация

    Обобщение

    Причинно-следственные связи


    Мониторинг 1 класса. Распределение по группам.

    Планиро вание

    Оценка

    Анализ

    Синтез

    Сравне ние

    Класси фикация

    Обоб щение

    Причинно-следственные связи

    Преобладающая у ребенка группа

    Условные обозначения

    справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"

    справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию"

    не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию"

    не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"


    Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:

    1. Выявить , какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности (по образцу или на ориентацию способа действия)

    2. Определить приоритеты в работе с тем или иным учеником. С чего начать? Какие умения замыкают рейтинг, а на какие надо опереться.

    3. Отследить темп и самостоятельность выполнения ребенком диагностических заданий. Успевает работать со всеми, отстает, а может бежит впереди.

    4. Получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка, сравнив результаты диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать».

    5. Понять есть ли необходимость в привлечении к работе с детьми дополнительных специалистов (школьного психолога, логопеда), спланировать индивидуальный маршрут развития с учётом возможностей учреждений дополнительного образования и учреждений райцентра, предоставляющих образовательные услуги.