Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Любовницы французских королей. Любовница короля луиза де керуаль и ее потомки. Уоллис Симпсон. Настоящая авантюристка

Средневековая Франция... Место, где женщине отведена роль бесправной жены, не смеющей лишний раз поднять глаза на супруга и предназначенной лишь для рождения детей. Место, где церковь - основоположница моральных устоев - считает, что женщине Бог не дал такого разума, как мужчине, и что измена мужа оправдана, ведь его всегда искушает женщина... А вот измене жены оправдания нет.

Забавно, но именно в то время при королевских дворах содержались бордели, чтобы мужчины, почти лишенные общества жен, могли удовлетворять свои естественные потребности. Жене при дворе короля места не было. Вплоть до XV в. королевский двор был сугубо мужским местом, и лишь при Анне Бретонской (1477-1514 гг.) появился знаменитый институт фрейлин - дам при королеве, которые своим обществом скрашивали время не только королевы, но и ее венценосного супруга, а также придворных мужчин. С каждым годом фрейлин становилось все больше, а дам из борделей при дворе - все меньше. Милые, утонченные и довольно образованные барышни во всех отношениях заменили девиц из королевских борделей...

Прямым последствием появления дам при дворе стало появление у королей возлюбленных. И если раньше какие-либо связи на стороне редко бывали длительными, то постепенно любовницы французских королей получили некий официальный статус. Фаворитка короля - не просто дама для утех, это женщина, которая зачастую становится законодательницей мод королевства, вмешивается в политику, может оказывать влияние на короля, а значит, и на всю страну. И которая часто занимает место более значимое, чем жена-королева, на которой король женился по политическим соображениям.

Фаворитки французских королей жили под одной крышей с ними, присутствовали на всех важных мероприятиях, рожали королевских детей. Дети эти в большинстве случаев получали титулы и признавались знатными людьми, несмотря на свое незаконное рождение. Бывали случаи, когда незаконнорожденные отпрыски даже воспитывались вместе с принцами и принцессами. Начиная с Франциска I фаворитизм превратился в особый государственный институт со своими правилами и даже, можно сказать, протоколом. Фавориткам посвящали стихи и песни, известнейшие художники мечтали изобразить их на своих картинах в образах богинь. Стать фавориткой короля мечтала каждая женщина, их мужья, если таковые были, могли только гордиться успехами своих жен.

Впрочем, положение фавориток все же оставалось ненадежным. Их основным достоинством была красота, которая, как известно, не вечна. А вместе с красотой уходили и королевские милости. Тем не менее некоторые особо умные дамы за время фаворитства ухитрялись обеспечить не только себя, но и своих потомков. Но об этом дальше.

Агнесса Сорель (около 1420-1450 гг.)

История Агнессы Сорель, возлюбленной короля Карла VII, поистине уникальна и достойна целой книги. Современники считали ее одной из самых красивых женщин в мире. Даже папа римский Пий II однажды признался: «У нее было самое красивое лицо, какое только можно себе представить». Однако ее имя осталось в истории не только благодаря красоте.

О происхождении Агнессы Сорель известно немногое. Она была дочерью Жана Соре, советника графа Клермона, и Катерины де Меньелай, владелицы поместья де Верней. Год рождения Агнессы точно неизвестен, точное место - тоже. В 15-летнем возрасте девочку пристроили фрейлиной к Изабелле Лотарингской, королеве Сицилии. По предположениям историков, ей было 22, когда ее впервые увидел король Карл VII.

Король был очарован этой женщиной, которая, как отзывались о ней многие, была красивее любой королевы. У нее были пепельные волосы, голубые глаза, совершенные черты лица и тела.

Вскоре о том, что у короля появилась возлюбленная, знал весь двор, хотя они тщательно скрывали свои отношения. Слухи подтвердились, когда Агнесса забеременела, а король так нервничал перед ее родами, что все стало очевидным. Королева была в ярости, но, будучи женщиной умной, она не только не стала строить козни против возлюбленной мужа, но даже приблизила ее к себе и сделала своей подругой.

Агнесса оставалась любовницей Карла VII на протяжении многих лет и родила ему четырех дочерей, каждая из которых получила родовой титул Валуа. При дворе Агнесса Сорель стала законодательницей мод. Именно с ее подачи бриллианты стали носить не только мужчины королевского рода, но и все, кто мог себе позволить их купить. Она ввела в моду длинные шлейфы, которые церковь запрещала носить, называя их «дьявольским хвостом», и огромное декольте на платьях, почти не скрывавшее грудь. За это ее часто называли женщиной легкого поведения. Многие женщины ее откровенно не любили и завидовали, мужчины же, в числе которых был и король, обожали ее даже после рождения четырех детей.

Карл VII дал своей любовнице титулы дамы Боте-сюр-Марн, Вернон, Рукесезьер. Но гораздо чаще можно услышать другой ее титул - Мадам Боте (Дама Красоты). Однако не все в жизни королевской любовницы было гладко. Это были тяжелые времена: Столетняя война, нищета и голод среди простых людей, а король был пассивен… И в этом многие обвиняли именно Агнессу Сорель.

Мало кто знает, но знаменитую Жанну д’Арк королю представила именно мадам Сорель. Вскоре после этого, как мы помним из уроков истории, король начал действовать и в итоге одержал победу в Столетней войне. Но только Агнесса, так стремившаяся к этой победе, не смогла насладиться ею. В 1449 г., будучи совсем еще молодой женщиной, она умерла при загадочных обстоятельствах.

Будучи беременной четвертым ребенком, уже на большом сроке, Агнесса неожиданно приехала в место дислокации войск, чтобы рассказать королю о ставшем известным ей заговоре против него. Карл не поверил ей, да и никаких действий заговорщики не предприняли. В тот же день у мадам Сорель начались роды, она родила девочку, которая прожила всего полгода.

Агнесса же после родов болела, много времени молилась, пытаясь замолить плотский грех. Вскоре она умерла. Современники считали, что Агнесса была убита, и даже нашли виновного. Однако более поздние исследователи полагают, что она умерла от отравления ртутью, которая в то время часто добавлялась в косметику.

Анна де Писле, герцогиня д"Этамп (1508 - около 1576 г.)

Анне де Писле было всего 18, когда ее впервые увидел король Франциск I. Их встреча была не случайна: королева-мать мечтала разлучить сына с Франсуазой Шатобриан, которая была в то время его любовницей. Поэтому появление множества юных и прелестных фрейлин на встрече короля, возвращавшегося из испанского плена, и отсутствие на этой встрече мадам Шатобриан было подстроено. Одной из них и была Анна де Писле.

Однако король видел Анну мельком несколько раньше: она была дочерью Гийома де Писле, который командовал пехотной тысячей, стоявшей в Пикардии. Заметил он ее и в толпе фрейлин. Впрочем, Анна была не только красива. По отзывам современников, у нее был живой и тонкий ум, ее называли самой образованной среди красавиц и самой красивой среди образованных.

Между старой и новой фаворитками Франциска I развернулась настоящая война длиной в 2 года. Весь двор развлекался, глядя на их стычки, а у короля не оставалось времени даже на государственные дела. Наконец в 1528 г. Франсуаза вернулась в Шатобриан к своему мужу. Однако это не спасло ее от преследований мстительной Анны, которая потребовала, чтобы Франциск отобрал у Франсуазы замок и драгоценности, которые он ей дарил. Впрочем, Франсуазу король так и не забыл. В будущем он не раз одаривал ее, и даже был период, когда он вновь возобновил отношения с ней.

Однако после этого временного примирения король вновь вернулся к Анне. И сделал ей весьма своеобразный подарок - мужа. Чтобы возвысить Анну и дать ей определенный статус в обществе, Франциск I выдал ее замуж за Жана де Бросса, неприметного, но очень знатного господина, и пожаловал им герцогство Этамп.

Анна д"Этамп была дамой отнюдь не бескорыстной. Она активно добивалась милостей и должностей для своей многочисленной родни. Ее покровительство протестантам привело к тому, что и Франциск I оказывал им милости. При этом она не стеснялась заводить других любовников, кое с кем из которых король даже застукивал ее на «месте преступления». Но вот что удивительно: король предпочитал промолчать, чем раздувать скандал, после которого ему пришлось бы прогнать неверную фаворитку.

Герцогиня д"Этамп была дамой властолюбивой и довольно скандальной. Не только начало ее карьеры фаворитки, но и завершение оной прошло в ссорах с женщинами. В конце жизни ей пришлось «повоевать» с фавориткой наследника престола, Дианой де Пуатье. Их конфликт усугубляло то, что Диана была яростной католичкой, а Анна поощряла протестантов. Впрочем, ее «бои» с Дианой никак не поколебали ее положение, напротив, желая упрочить ее позиции, король даже начал приглашать ее на заседания королевского Совета. Ее боялись даже члены королевской семьи, а церковные иерархи принимали на своих приемах, несмотря на ее «греховное» положение.

Впрочем, все это закончилось со смертью Франциска. Конфликт с Дианой де Пуатье был настолько силен, что все ожидали, что после смерти Франциска герцогиню д"Этамп арестуют или даже сожгут как еретичку. Однако этого не случилось. Она осталась жить в своем замке, а затем по приказу внезапно заявившего свои права мужа отправилась в Бретань, где жила до преклонных лет.

Диана де Пуатье (1499-1566 гг.)

Одной из самых ярких исторических личностей в истории Франции можно без преувеличения назвать Диану де Пуатье, любовницу короля Генриха II. Диана была дочерью Жана де Пуатье, сеньора де Сен-Валье, а значит, происходила из очень знатного рода, была одной из представителей Аквитанского владетельного дома. Когда девочке было 13 лет, ее выдали замуж за Луи де Брезе, графа де Мольврье (мать которого, кстати сказать, была дочерью Карла VII и Агнессы Сорель). В 31 год Диана осталась вдовой.

Встреча с будущим любовником состоялась, когда мальчику было всего 6 лет, а ей - 25. Юный принц тогда отправлялся в Испанию в качестве заложника вместо отца, Франциска I. Диана на прощание поцеловала мальчика в лоб, и это навсегда сделало его ее рыцарем. Когда спустя 10 лет он вернулся из почетного заточения, то пылал уже совсем не детской любовью к Диане, которая, несмотря на разницу почти в 20 лет, была по-прежнему на редкость красивой женщиной.

Генрих был всего лишь вторым сыном. Однако судьба распорядилась так, что его брат умер, а он стал дофином (наследником престола). Именно тогда между Дианой де Пуатье и Анной д"Этамп развернулась описанная ранее война. Диана была на 10 лет старше любовницы отца своего возлюбленного, но ее красота поражала. Современники писали, что она и перед смертью была необыкновенной красавицей. Генрих ее просто боготворил. Диана после смерти мужа всю жизнь носила траур по нему, который проявлялся в черных и серых цветах одежды - и Генрих тоже носил эти цвета. А его одежда и перстни всю жизнь были украшены вензелем «DH» (Диана - Генрих).

Конечно же, Генрих II был женат. Его женой была еще одна известнейшая историческая личность, Екатерина Медичи. Однако когда он взошел на престол, истинной королевой стала Диана. Она сидела на почетном месте на коронации, новый король осыпал ее драгоценностями короны, а также теми, которые принадлежали Анне д’Этамп. Замки бывшей соперницы тоже достались Диане. Ей даже отчислялась часть налогов. В 1548 г. Диана де Пуатье получила герцогство де Ванетинуа.

Историк Ги Шоссинан Ногаре утверждает, что ни одна фаворитка не имела такой власти как Диана де Пуатье. Генрих II позволил ей осуществлять почти полный контроль над государственными делами. И эту власть признавали даже иностранные государи. Каждое свое решение король обсуждал с фавориткой. Придя к власти, Диана осуществила настоящую чистку высших должностей, поставив на освободившиеся места своих сторонников. По сути, Диана де Пуатье выполняла функции премьер-министра.

Очевидно, что у Дианы были и противники. Результатом их деятельности стала временная связь короля с молодой и красивой Мэри Флеминг, служившей гувернанткой Марии Стюарт. Однако Диана проявила редкостные усилия и таланты, чтобы вернуть себе любовь короля. Что же касается законной королевы, то она никогда не решалась противостоять фаворитке мужа.

Власти Дианы де Пуатье пришел конец со смертью Генриха II, который погиб на рыцарском турнире в возрасте 40 лет. Диана вернула Екатерине Медичи драгоценности и уехала в свой замок Анэ, где провела последние годы своей жизни, сохраняя свою удивительную красоту и живость ума.

Мари Туше (1549-1638 гг.)

Невозможно представить себе женщин, более непохожих на Диану де Пуатье, чем следующие две дамы - Мари Туше и Луиза де Лавальер.

Мари Туше - фаворитка Карла IX, сына Генриха II, будучи красивой и образованной, была существом очень кротким, далеким от корысти и интриг и, кажется, искренне любила Карла IX, став матерью двух его сыновей.

Карл IX был весьма шаловливым юношей, пока в 1566 г. не встретил во время охоты в Орлеане юную девушку по имени Мари Туше, отец которой был помощником наместника в судебном округе. Карл IX влюбился в нее с первого взгляда, и уже вскоре Мари Туше уехала вместе с королем в качестве камеристки его сестры Маргариты.

Мари раскрыла Карла с совершенно незнакомой кому-либо стороны. Мрачный и даже жестокий, со своей возлюбленной он становился мягким и кротким.

Однако не все в их отношениях было гладко. Мари не прекратила отношений со своим бывшим любовником, о чем узнал Карл. Он был очень зол, однако когда красавица пообещала прекратить эту связь, он не только простил ее, но и полюбил еще больше. Стремясь понравиться ей, он начал проявлять интерес к политике и управлению государством, а Мари стала способствовать его сближению с гугенотами, надеясь тем самым достичь мира в стране. Забеспокоившись о том, что гугеноты получают слишком большую власть, королева-мать Екатерина Медичи решила женить сына на Елизавете Австрийской - красивой девушке, которая тут же влюбилась в своего супруга и даже на время смогла отвлечь его от любовницы. Впрочем, Карл вскоре вернул фаворитку ко двору, где она и оставалась до его смерти в 1574 г.

После смерти короля Мари Туше удачно вышла замуж и умерла в глубокой старости.

Луиза де Лавальер (1644-1710 гг.)

Эта девушка опровергла мнение, что фаворитки французских королей выбирались по красоте. Луиза Франциска де ла Бом ле Блан де Лавальер родилась в 1644 г. и жила в эпоху великолепного «короля-солнце» Людовика XIV. С 15 лет она была фрейлиной Генриетты Английской. Луиза отличалась приветливостью, добрым сердцем, была умна и образована. О ее внешности остались противоречивые отзывы: кто-то отмечал, что она была несомненно красива, кто-то говорил, что особой красотой она не отличалась. У нее были выразительные красивые глаза, однако на лице ее были заметны следы оспы, она была очень худа, а кроме того прихрамывала. Однако несмотря на это Луиза удостоилась не только любви короля, известно как минимум два имени ее преданных поклонников, которым она так и не ответила взаимностью: граф де Гиш и министр финансов Фуке.

Луиза была отнюдь не первой и не единственной любовницей Людовика. Однако по мнению современников именно ее он любил, а она любила в нем не короля, а мужчину. Ни у кого из людей, знавших короля, не вызывало сомнений, что он испытывал к Луизе де Лавальер искренние чувства, которые он долгое время скрывал от широкой публики, прикрывая их ухаживаниями за Генриеттой Английской.

Именно для Луизы де Лавальер Людовик XIV построил великолепный Версаль, который стал вечным памятником их трогательной любви. Все самое красивое он стремился бросить к ее ногам. Но Луизе была нужна только его любовь. Незаконные отношения с королем угнетали и стыдили Луизу. Говорят, что когда королева смотрела на нее, девушка всегда краснела. Рождение детей (а их было четверо) держалось в тайне от королевы. В день, когда родился первый ребенок, Луиза вечером приехала на бал к герцогине Орлеанской, сказав, что лучше умрет, чем позволит догадаться, что она стала матерью.

Конечно же, жизнь фаворитки короля была окутана интригами и кознями, которые строили завистники. Сама же Луиза никогда не интриговала и не просила никаких милостей для себя или своих родственников, кстати сказать, людей небогатых. Если кто-то попадал в немилость из-за интриг против нее, Луиза просила для них прощения у Людовика. В 1667 г. король подарил ей герцогство Вожутэ и два баронства за ее «добродетель, красоту и редкое совершенство». Он признал двух выживших детей Луизы и дал им титулы.

Но, увы, эта нежная и преданная любовь оказалась не вечной. Во-первых, Людовик по своему характеру просто не мог оставаться верным всю жизнь скромной и тихой Луизе, а во-вторых, на горизонте появилась красивая и умная соперница, которая сознательно сделала все, чтобы очернить ее в глазах короля.

И даже тогда бывшая фаворитка не стала строить интриги. Она безропотно терпела господство новой фаворитки, а в душе приняла решение уйти в монастырь. Ей тогда было всего 25 лет… В монастыре Луиза прожила до конца своих дней в строгости и молитвах. Монахини считали ее святой.

Франсуаза Атенаис де Монтеспан (1640-1707 гг.)

Место милой Луизы де Лавальер в сердце Людовика XIV заняла женщина, которую называли истинной королевой Франции. Великолепная Франсуаза Атенаис, в девичестве - мадемуазель де Тонне-Шарант, родилась в одном из самых древних семейств Франции. С 12 до 18 лет она воспитывалась в монастыре и отличалась большой набожностью. В 20 лет она стала фрейлиной Генриетты Стюарт (жены младшего брата короля), а затем - королевы Марии Терезии.

В 23 года ее выдали замуж за маркиза де Монтеспана, от которого она родила двоих детей. Замужество не мешало мадам де Монтеспан блистать при дворе своей красотой, умом и образованностью. У нее было немало поклонников, однако ее супруг был весьма ревнив и после сцены ревности, устроенной прилюдно уже в то время, когда его жена была любовницей короля, он был отправлен в тюрьму, а затем на родину, в Гасконь, где и жил до конца своих дней.

В то время, когда 26-летнюю маркизу представили королю Людовику XIV, он был увлечен Луизой де Лавальер и не обратил на красавицу никакого внимания. Однако постепенно король увлекся остроумной, жеманной и игривой Франсуазой Атенаис. В мае 1667 г. она стала его любовницей. Луиза де Лавальер очень быстро осознала, что потеряла любовь Людовика, однако королеву хитрая маркиза еще 3 года убеждала в своей добродетели. Только после отъезда в монастырь Луизы де Лавальер в 1674 г. мадам де Монтеспан стала официальной фавориткой Людовика.

Франсуаза Атенаис де Монтеспан была ревнивой и капризной. Опасаясь увлекающейся натуры короля, она даже на время смогла упразднить институт фрейлин. Большое влияние она оказывала лично на короля и на все дела, которые происходили во Франции. Маркиза присутствовала на заседаниях Королевского совета, поощряла торговлю и искусства, оказывала протекцию своим родственникам. Будучи поклонницей неуемной роскоши, мадам де Монтеспан приучила к ней и Людовика. Считается, что время ее фаворитизма стало временем расцвета правления Людовика XIV.

От Людовика XIV у мадам де Монтеспан было семеро детей, шестерых из которых король узаконил, дав им королевскую фамилию Бурбон. Первых двух детей они скрывали от света. Неизвестен даже пол первого их ребенка. Второго воспитывала подруга маркизы, мадам де Ментенон, которая, что примечательно, стала следующей фавориткой Людовика.

Однако век мадам де Монтеспан возле короля тоже оказался недолгим. Охлаждение между ними бывало и раньше, точку же в их отношениях поставило участие Франсуазы Атенаис в деле о ядах. Ее обвинили в том, что она давала королю афродизиаки, заказывала «черные» мессы и добивалась его смерти. Очевидно, что эти противоречивые доказательства были сфабрикованы, но подозрения привели к тому, что король оставил свою фаворитку. На время он увлекся юной фрейлиной, а затем оказался в объятиях воспитательницы своих внебрачных детей, которая привлекла его… своей набожностью и благочестием! Впрочем, даже когда мадам де Монтеспан лишилась своего титула официальной фаворитки, король продолжал бывать в ее обществе, настолько она была остроумна и интересна.

В 51 год Мадам де Монтеспан удалилась в монастырь, где прожила 15 лет, занимаясь благотворительностью и по-прежнему оказывая покровительство литературным талантам. Незаконнорожденные дети мадам де Монтеспан заключили весьма выгодные браки. Причем браки эти планировал лично король и планировал таким образом, что его сын, герцог Мэнский, должен был стать королем в случае, если бы прервалась династия Бурбонов. Что удивительно, через своих детей Франсуаза Атенаис де Монтеспан является родоначальницей современного Орлеанского дома, королевских родов Португалии, Бельгии, Испании, а также Габсбургов, Савойской и Люксембургской династий.

10.07.2017

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, – портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII – того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума – восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, – крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась – подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину. В 2005 году ученые провели анализ останков Агнессы и подтвердили, что ее отравили ртутью. Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной – однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего – прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль – но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой – ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы. Сохранилось несколько портретов Габриэль – на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо – возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа – Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности – в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции – Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов. Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине – дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц – и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия – любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур нежными отношениями Гортензии с подругами. Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута – обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц – и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое. Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели – знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов – королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, – для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи – дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку». Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV – правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748–1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции – государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи. Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда – она слишком уважала себя.

Текст: Софья Багдасарова


«Каждая женщина рождается с мечтой стать фавориткой короля», - именно эта фраза характеризует положение дел при дворе французских монархов. Титул официальной фаворитки короля позволял дамам не только вольно распоряжаться государственной казной, но и вмешиваться в политические дела страны, и даже влиять на личные взаимоотношения королевской четы. Людовик XV вошел в историю как монарх, который позволил своим фавориткам руководить страной. Это время назвали «правлением трех юбок».

Герцогиня де Шатору



Мари-Анн де Майи-Нель больше известна как герцогиня де Шатору. У нее было четыре сестры, трое из которых успели стать фаворитками Людовика XV. Когда Мари-Анн рано овдовела, она переселилась к своей старшей сестре в Версаль. Король тут же заприметил красавицу, но та, наоборот, вела себя очень сдержанно с Его Величеством. Но королям не принято отказывать. Тогда Мари-Анн де Майи-Нель поставила монарху несколько условий: удаление со двора ее старшей сестры (бывшей фаворитки), назначение пенсии в 50000 экю и официальное признание возможных совместных детей. Согласившись с требованиями строптивой красавицы, Людовик XV в 1743 году также даровал ей титул герцогини де Шатору.



Герцогиня имела огромное влияние на короля. В 1744 Людовик XV лично возглавил французскую армию, желая предстать в более выгодном свете перед своей фавориткой. Герцогиня поехала за ним тайно. Во время стоянок она селилась через два дома от королевской обители. Причем заранее в домах пробивались тайные сквозные проходы, чтобы влюбленные могли беспрепятственно встречаться.

В возрасте 27 лет Мари-Анн внезапно скончалась. Многие говорили, что ее отравили, но женщина умерла от гнилой горячки (тифа). Недоброжелатели радовались преждевременной кончине влиятельной любовницы, но появление последующих фавориток – мадам Помпадур и мадам Дюбарри – заставило их пожалеть об этом.

Маркиза де Помпадур



В 1745 году на королевский бал-маскарад прибыла мадам д’Этиоль. Она была одета в костюм богини Дианы. Луи XV познакомился с ней, пригласил поужинать, а ночь она провела в королевских покоях. Через полгода мадам д’Этиоль была объявлена официальной фавориткой короля, теперь ее звали маркиза де Помпадур.
Удивительно, но на протяжении многих лет маркиза являлась центром любовных утех короля, будучи совершенно фригидной. Она была прекрасной актрисой: могла разыграть вожделение, страсть и оргазм в любой момент. А ведь король, который имел ненасытный сексуальный аппетит, часто запирался с маркизой в своих покоях по несколько раз в день. Надеясь стимулировать свое либидо, маркиза де Помпадур, ввела в рацион сельдерей, трюфели, ваниль.



Но чтобы оставаться фавориткой короля на протяжении многих лет, одной постели недостаточно. Маркиза могла предугадывать настроение Людовика с одного только взгляда, удивляла его, восхищала. Со временем эта женщина заменила монарха на заседаниях. Она влияла на внутреннюю и внешнюю политику. Семилетнюю войну историки называют «войной разгневанных женщин», т. к. Фридрих II (Пруссия) противостоял Елизавете Петровне (Российская империя), Марии Терезии (Австрия) и мадам Помпадур (Франция). Сам Фридрих II окрестил антипрусскую коалицию «союзом трех баб».

Когда маркиза стала понимать, что не удовлетворяет сексуальные потребности короля, она стала сама подбирать для него любовниц, оставаясь при этом в статусе официальной фаворитки. Когда же любовь угасла, их отношения переросли в крепкую дружбу. Людовик XV продолжал посещать маркизу и советоваться по многим вопросам вплоть до ее смерти в 1764 году.

Мадам Дюбарри



После смерти маркизы де Помпадур ее сменила мадам Дюбарри. Эта женщина была незнатного происхождения, но, благодаря своему женскому обаянию и раскованности в постели, в 1769 году она оказалась в фаворитках стареющего Людовика XV. Придворных очень возмущала неряшливость Дюбарри, но, как ни странно, ее «стиль» ненадолго вошел в моду.

Специально эта женщина не вмешивалась в политику, но с ее мнением считались все. Сам же король был в восторге от Дюбарри. Он говорил, что эта женщина – единственная, кто мог заставить его забыть о 60-летнем возрасте. В период революции, уже после смерти Людовика XV, мадам Дюбарри обвинили, как и многих, в политических преступлениях и отправили на гильотину.

Самой Она смогла стать не только постоянной любовницей Карла VII, но и подругой его жены, королевы Марии Анжуйской.

Краткий обзор:)

Основные источникии материала:
http://ru.wikipedia.org/ by zina_korzina
Шоссинан-Ногаре Г. Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей. - 2003.

Официальная фаворитка (фр. Maîtresse en titre) - статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных и которая отныне отличалась от всех остальных фавориток тем, что имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения королевской фамилии.

Фаворитизм (фр. favoritisme) - социальное явление, существовавшее при королевских (императорских, царских) дворах и имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту.

Для фаворитизма характерно делегирование некоторых (или даже большинства) полномочий монарха фавориту или его ставленикам. Фаворитизм получил наибольшее распространение при абсолютной монархии.
Причина фаворитизма кроется в намерении монарха сосредоточить верховную власть в руках очень небольшой группы людей, часто не обладавших выдающимися качествами, однако, лично преданных.
В XVII-XVIII веках фаворитизм стал вполне обыденным явлением в жизни общества. Во Франции существовало даже понятие «официальная фаворитка», которая от всех прочих отличалась тем, что имела практически неограниченное влияние на короля. Такой фавориткой была, к примеру маркиза де Помпадур.
В России своего апогея фаворитизм достиг в правление императрицы Екатерины Великой.
Тема фаворитизма часто обыгрывается в исторической и псевдоисторической литературе. Примеры - «Виконт де Бражелон» А. Дюма, «Ледяной дом» И.Лажечникова, серия Анны и Сержа Голон «Анжелика». В пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» со всем драматизмом показаны терзания фаворитки - леди Мильфорд.

Фаворитизм существовал ещё задолго до короля Карла VII (1403-1461), но именно он провозгласил, что его возлюбленная, двадцатидвухлетняя отныне имеет при дворе официальный статус - королевская фаворитка. Это выражалось, в частности, в том, что ей прислуживали, как принцессе и она носила самый длинный (после королевы) шлейф - длина шлейфа в Средние Века и в эпоху Ренессанса определялись статусом женщины.
В должность официальной фаворитки посвящали в присутствиии всего королевского двора, ибо король давал понять, что это не «мимолётное увлечение», а акт высшего доверия к конкретной женщине.
По мнению французского исследователя Ги Шоссинан-Ногаре, культ фаворитки при французском дворе - выродившаяся рыцарская традиция поклонения Прекрасной Даме


Аньес Сорель

При короле Франциске I (1494-1547) правление фаворитки превратилось в настоящий «государственный институт» - официальная фаворитка начала играть главенствующую женскую роль с стране, окончательно оттеснив фигуру королевы. Особую роль в политике того периода играла герцогиня Анна д’Этамп. Она не только руководила действиями короля, но и воспитывала его детей. Она добилась даже отставки самого видного политика эпохи Франциска I - коннетабля Монморанси.

Анна Этамп.

При преемнике Франциска - Генрихе II (1519-1559) царила легендарная красавица , которая сумела подчинить себе супруга одной из величайших женщин в истории - Екатерины Медичи. Диана была не только возлюбленной короля, не просто играла важную роль при дворе. Она была также для молодого монарха наставницей в науках и искусствах (король был моложе фаворитки почти на 20 лет) Кроме того, существует мнение, что именно она внушила королю ненависть к гугенотам.

Диана де Пуатье

Фаворитки Генриха IV
Женолюбие этого монарха вошло в легенды, песни и многочисленные романы. «Любить одну женщину - значит, ударяться в целомудрие», - говорил он.
До своего брака с Марией Медичи бездетный Генрих IV (1589-1610) письменно пообещал своей фаворитке Генриетте д`Антраг жениться на ней, но с оговоркой, что она непременно родит от него наследника престола. На тот момент ещё не был официально оформлен его развод со знаменитой королевой Марго.
Кстати до этого такое же обещание было дано другой даме - . Габриэлла родила Генриху несколько детей, которые были крещены с королевской пышностью и признаны «детьми Франции» (так именуют законных детей короля). Габриэлла д`Эстре подвигла короля и весь двор к веротерпимости, к примирению протестантов и католиков, что позволило Генриху IV ратифицировать знаменитый Нантский эдикт 1598 года. Уже в 1599 году король представил Габриэллу, как будущую королеву Франции, однако женщина скоропостижно скончалась.

Генриетта д`Антраг

Габриель д"Эстре с сестрой

Фаворитки Людовика XIV:

Луиза де Лавальер (Дюма читали?)
Официальной фавориткой была признала Луиза де Лавальер. Первоначально она была фрейлиной принцессы Генриетты Орлеанской.
Наружность Луизы была, скорее, заурядной, нежели привлекательной, впрочем, оставляли желать лучшего и её скромные таланты. Однако это была добрая, совестливая женщина, рядом с которой король находил отдохновение. Своего высокого положения фаворитка стыдилась и старалась нечасто бывать на светских мероприятиях.

Благодаря Луизе (вернее - в честь их любви) король повелел отстроить роскошную резиденцию в Версале.
У Лавальер было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна Бурбон, мадемуазель де Блуа и граф Вермандуа. Оба ребёнка считались законными детьми короля - де Блуа впоследствии вышла замуж за принца де Конти, а Вермандуа стал адмиралом Франции.
Когда Людовик XIV приблизил к себе мадам де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и приняла постриг в монастыре кармелиток, в Париже.

Атенаис де Монтеспан

Однако скромную Лавальер вытеснила Атенаис де Рошешуар, маркиза де Монтеспан, женщина, которую с уверенностью можно называть «человеком эпохи барокко».
Монтеспан была полной противоположностью Лавальер. Это была статная, крупная, невероятно красивая и остроумная женщина. Её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире: «Золотое золото на золотом».
Тщеславная, она полностью подчинила себе жизнь двора и даже занимала в Версале 20 комнат (королева - только 10). Позволяла она себе и другие отступления от этикета - носила самый длинный во Франции шлейф, принимала вместе с королём делегации дипломатов и, разумеется, раздавала придворные и государственные должности.
Несмотря на то, что вся Европа воспринимала Монтеспан, как «истинную королеву Франции», Людовик оставил её, увлекшись молодой и неумной красавицей - Анжеликой де Фонтанж. (Последняя вошла в историю лишь благодаря своему нечаянному изобретению - Фонтанж).
Монтеспан в своём желании вернуть себе былую власть дошла до того, что принялась посещать «чёрные мессы», что, впрочем, ей не помогло. (В последствии маркиза проходила по делу знаменитой ведьмы Монвуазен). После этого проступка, несовместимого с высоким званием официальной (хотя и отставной) фаворитки, Монтеспан была навсегда сослана в имение, где и скончалась в почтенном возрасте.
Монтеспан тоже родила королю несколько детей, и все они были официально признаны королём. Кстати воспитанием королевских детей занималась скромная вдова сатирика Скаррона - Франсуаза д`Обинье. Ей удалось сделать то, что не удалось даже Монтеспан - она вышла замуж за короля.

Франсуаза де Ментенон

Эту женщину Людовик заметил в доме Монтеспан - Франсуаза д`Обинье работала в качестве воспитательницы королевских детей. Став официальной фавориткой под именем мадам де Ментенон, Франсуаза принялась воспитывать и самого короля.
Эпоха балов и чувственных удовольствий при дворе закончилась: король постоянно постился, читал духовную литературу и проводил вечера в душеспасительных беседах. Разумеется, что Ментенон не ограничивалась двором - в Париже была создана так называемая «полиция нравов», штрафовавшая дам за глубокие декольте…
Ментенон фактически «занимала должность» доверенного лица короля. Она была в курсе многих дел и событий, смещала и назначала министров. В Версальском дворце она сидела в кресле в присутствии Людовика, его сына - наследника престола, его брата, английских коронованных особ. При этом она избегала дорогих нарядов, не носила драгоценностей, одевалась со вкусом, но скромно, не по возрасту. Попасть на прием к маркизе было не легче, пожалуй, чем к самому королю.
Борьба с «ересью» (одна из главных задач этой фаворитки) требовала воспитания дворянства в католическом духе. С этой целью Ментенон создала в 1686 году учебное заведение для девушек из небогатых дворянских семей. Находилось оно в Сен-Сире, неподалеку от Версальского дворца.
Король до такой степени доверял Франсуазе, что она стала его супругой. Они обвенчались с Людовиком XIV, но фаворитка так и не была официально признана королевой.

Эпоху Людовика XV и весь XVIII век часто называют «веком женщин» из-за сильного влияния представительниц прекрасного пола на политику, науку, искусство.
В отличие от своего великого прадеда - Людовика XIV, Людовик XV был весьма далёк от насущных проблем современности и к государственным делам относился с равнодушием.
Неудивительно, что прусский король Фридрих II Великий назвал царствование своего соседа «правлением трёх юбок». Шутливый термин стал расхожим определением целой эпохи.
Вопрос о том, кем же были эти «три юбки», не имеет однозначного ответа. Дело в том, что мнение авторов статей по этому поводу постоянно расходится: две «юбки» - это маркиза де Помпадур и её предшественница Мари-Анн де Шатору, а в качестве третьей называют то Луизу де Мальи, то её сестру - Полину-Фелицию (Полетт) де Вентимиль, то скандально известную графиню Дюбарри. Однако Дюбарри появилась у короля уже после того, как Фридрих отпустил свою остроту по этому поводу. Стало быть, под «первой юбкой» Фридрих подразумевал де Мальи или Вентимиль (сёстры до замужества носили фамилию де Нейль).
Известно, однако, что де Мальи не интересовалась политикой, тогда как маркиза Полина де Вентимиль умело подчиняла себе волю короля и активно вмешивалась в политику. Она не просто пыталась быть доверенным лицом Людовика, но и боролась с всесильным кардиналом Флёри - первым министром, другом и воспитателем короля. Однако завершить начатое ей помешала смерть от родильной горячки (есть предположение, что фаворитка была отравлена).

Маркиза де Помпадур
Вышедшая из буржуазной среды Жанна-Антуанетта Пуассон, д`Этиоль, маркиза де Помпадур (1721-1764) сумела стать символом целой эпохи - Помпадур добилась того, что не просто подчинила себе короля, но и заменила его.
Ленивый и апатичный, Людовик, охладев к своей фаворитке, не расстался с ней. Напротив, на долгие годы Помпадур стала его другом (по существу, единственным: после смерти кардинала Флёри Людовику было не на кого положиться).
Помпадур заменяла короля на заседаниях, приёмах и многочисленных совещаниях. Именно ей (а не Людовику) принадлежит идея сближения с Австрией накануне Семилетней войны. Даже письма австрийской императрицы обращены маркизе, а не Людовику.
Интересная деталь - Семилетнюю войну иногда называют «войной разгневанных женщин», имея в виду тот факт, что Фридрих II воевал против трёх «валькирий» - Елизаветы Петровны, Марии-Терезии и маркизы де Помпадур.
В своей политике Помпадур опиралась на немногочисленных, но верных сторонников, в число которых входил виднейший французский политик - Шуазель. Как и все люди, опьянённые властью, Помпадур иной раз проявляла политическую близорукость. Например, стремясь поддержать своего сторонника де Субиза, Помпадур назначила его командовать французской армией. Де Субиз не только проиграл опытному стратегу Фридриху II, но и «растерял» в Германии свою армию.
Опасаясь, что какая-нибудь честолюбивая и умная красавица может заменить её, Помпадур решилась на беспрецедентное - она сама стала подбирать для Людовика безвольных и глупых любовниц. Так возник скандально известный Парк о`серф («Олений парк») - небольшой особняк, где король и принимал своих возлюбленных.
Скончалась маркиза от лёгочного заболевания в возрасте 43 лет, что даже по меркам XVIII столетия считалось ранней смертью

Мадам Дюбарри

Мари Жанна Бекю - незаконная дочь сборщика податей Гомара де Вобернье до знакомства с королём Франции была модисткой, а затем и содержанткой графа Дюбарри. Людовик XV, приблизив Жанну к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору.
Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя она мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д’Эгильона.
Её неряшливость и небрежность, хотя и смущали весь двор, но на некоторое время её «личный небрежный стиль» вошёл в большую моду. Возвышению Дюбарри противились также дочери Людовика XV и юная дофина - Мария-Антуанетта.
Примечателен тот факт, что чванливая Мария-Терезия (мать дофины) велела своей дочери изменить своё отношение «…к женщине, к которой склонен король». Это ещё раз доказывает ту политическую и социальную важность, которую имела официальная фаворитка во Франции.
После смерти Людовика XV Дюбарри была арестована и заключена в монастырь, но скоро возвратилась в свой замок Марли, где продолжала жить с подобающей пышностью.
Для графини Дюбарри ювелир Бёмер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV доставшееся новой королеве Марии-Антуанетте и ставшее причиной скандального дела (так называемое Ожерелье королевы).
Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «старого режима», хотя в действительности, - как и большинство других людей, близких к королевскому дому и ставших жертвами революции - ни к каким одиозным политическим акциям причастна не была.
В период революции Дюбарри была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с приверженцами Бриссо (жирондистами).
Образ Жанны Дюбарри нередко обыгрывался в кинематографе. Одним из шедевров является фильм Эрнста Любича «Мадам Дюбарри», где героиню сыграла кинозвезда немого кино - Пола Негри

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, - портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь, самый загадочный жест, самые изящные стихи, самый выигрышный ракурс, самые интеллектуальные занятия -- кто победительницы в этих номинациях?




Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII - того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума - восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, - крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась - подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину.

Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной - однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего - прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль - но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой - ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы.

Сохранилось несколько портретов Габриэль - на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо - возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа - Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности - в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции - Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов.

Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине - дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц - и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия - любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур "нежными" отношениями Гортензии с подругами.

Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута - обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц - и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.

Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели - знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов - королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, - для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи - дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку».

Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV - правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748-1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции - государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи.

Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда - она слишком уважала себя.