Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Личность григория распутина и его влияние на царскую семью. Невидимые миру слезы

Русь и ее самодержцы Анишкин Валерий Георгиевич

Распутин и падение династии Романовых

Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1864–1916) - фаворит последних Романовых. Родом из крестьян Тобольской губернии. Говорят, что в молодости Распутин занимался конокрадством.

Разгульная жизнь его сменилась в возрасте 30 лет религиозностью. Распутин в качестве паломника побывал во многих местах. Он странствовал по монастырям под видом «святого старца» и «прорицателя». Обладал даром гипноза, предвидения, целительства, умел влиять на людей. Через тобольского епископа Варнаву и ректора Петербургской духовной академии Феофана проник в высшие круги петербургской аристократии; в 1907 г. появился при царском дворе. Не раз помогал страдающему тяжелым недугом - гемофилией - наследнику престола царевичу Алексею и убедил императрицу Александру Федоровну в том, что от него зависит будущее царской семьи, монархии и России в целом. Используя мистические настроения императрицы, Распутин влиял через нее на Николая II и вмешивался в государственные дела. Бывало, что по его безграмотным запискам снимались и назначались министры.

Слухи об этом и о его связи с Александрой Федоровной будоражили страну и дискредитировали царский дом.

«Распутщина» стала выражением кризиса власти. Чтобы остановить падение монархии и развал страны - с этим соглашались и генералы, и великие князья, и депутаты Думы - Распутина следовало убрать.

2 декабря 1916 г. в Думе выступил убежденный монархист В.М. Пуришкевич (1870–1920). Он в течение двух часов обличал «закулисные силы, позорящие и губящие династию». Вывод из его речи: «…темный мужик не должен далее править Россией», - был встречен аплодисментами.

Монархисты (князь Юсупов, Пуришкевич) при участии великого князя Дмитрия Павловича организовали заговор, и в ночь с 16 на 17 декабря 1916 г., в доме князя Ф.Ф. Юсупова Распутин был убит.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Первые цари династии Романовых Избрание Михаила Романова царем и его первые шаги Земский собор, созванный в январе 1613 г. (на нем были представители от 50 городов и духовенство), сразу же постановил: иноверца на престол не выбирать. На трон претендовало много достойных

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

1. Великая Смута Конец Орды и начало династии Романовых Многие полагают, что время Ивана Грозного достаточно хорошо изучено историками. К сожалению, это не так, что многим современным историкам прекрасно известно. Но они об этом говорят очень скупо. Вскоре мы расскажем,

Из книги От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома автора Молева Нина Михайловна

Цари династии Романовых 1. Михаил Федорович (1613–1645)2. Алексей Михайлович (1645–1676)3. Федор Алексеевич (1676–1682)4. Иоанн Алексеевич (1682–1696)5. Петр Алексеевич (1682–1725)6. Екатерина I Алексеевна (1725–1727)7. Петр II Алексеевич (1727–1740)8. Анна Иоанновна (1730–1740)9. Иоанн IV Антонович

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПОБЕДА НАД ПОЛЬСКИМИ ИНТЕРВЕНТАМИ. ОСНОВАНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ Король Сигизмунд не спешил отпускать королевича Владислава из Польши, требуя прекращения сопротивления в Смоленске. Фактически власть в Москве принадлежала польскому воеводе Гносевскому. Образованное

Из книги Врачебные тайны дома Романовых автора Нахапетов Борис Александрович

Глава 9 Династия Боткиных на службе у династии Романовых Среди многих биографических работ о Сергее Петровиче Боткине (1832–1889) нет ни одной, специально посвящённой его деятельности в качестве лейб-медика. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в

Из книги История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв автора Автор неизвестен

Второй царь из династии Романовых (З^лексей Михайлович принадлежал двум эпохам - древнерусской, типично средневековой, и уже зарождавшейся эпохе нового времени, глашатаем и поборником которой стал его сын Петр.Историк Василий Осипович Ключевский (1841 -1911) так писал о

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

5.3. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты В январе 1613 г. собрался Земский собор, который избрал нового царя. Дворяне и казаки выдвинули кандидатом на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613–1645). Представитель старомосковского боярского рода

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Сталинизм. Народная монархия автора Дорофеев Владлен Эдуардович

Конец династии Романовых Династия Романовых, правившая Россией с 1613 г., утратила власть над страной в 1917 г.Род Романовых восходит к боярину Андрею Кобыле (XIV в.); до начала XVI в. именовались Кошкиными, затем Захарьиными, Никита Романович Захарьин (?-1586) - дед царя Михаила

Из книги Терра инкогнита [Россия, Украина, Беларусь и их политическая история] автора Андреев Александр Радьевич

Начало династии Романовых После окончания Смуты в стране было необходимо восстановить государственную власть. Символом власти на Руси был государь - необходимо было выбрать нового царя и новую династию, которую бы признала Россия.Желающих одеть шапку Мономаха в

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Истоки династии Романовых Основателем рода бояр Романовых считается отец первой жены Ивана IV - Роман Юрьевич Захарьин. Его сын Никита Романович являлся одним из образованнейших людей своего времени. Особенно он интересовался агрономическими науками и во многом

автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 2. Три парадокса династии Романовых

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 23. Последние вехи династии Романовых Но не будем продолжать критику поведения Николая пред лицом родственников. Допустим, это частная слабость (хотя многие его родственники были фигурами публичными). Критерием оценки царствований были избраны войны, их результаты,

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Предпоследняя война династии Романовых – Русско-японская Обстоятельства её развязывания, ход и результаты кратко рассматривались мною ранее в связи с судьбой одного из знаменитых её участников – Льва Николаевича Толстого.В недавней книге «Ближний Дальний.

Из книги Гувернер Романовых. Cудьба Пьера Жильяра в России автора Жирарден Даниэль

IV. Распутин, «окаянная душа» Романовых Судьба Распутина неразрывно связана с трагической судьбой Романовых.Жильяр встретился с ним всего один раз, и то случайно: «Я столкнулся с ним в передней. У меня было время, чтобы рассмотреть его, пока он снимал шубу. Это был человек

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Цари и императоры династии Романовых

Григорий Распутин - биография, женщины, царская семья и убийство

Об этом человеке говорят много противоречивого. Так кто же был Григорий Распутин? Старец, шарлатан, пророк или просто распутник? Вот некоторые интересные факты из биографии Распутина.

Родился он в селе Покровском предположительно в 1869 году в семье ямщика. Точно год рождения не известен, а сам он любил завышать свой возраст, чтобы больше походить на старца. В его селе о нем не было почти никаких сведений. В детстве он был хилым ребенком и очень много болел. Возможно, именно это побудило его в возрасте 18 лет начать странствовать по святым местам. Он посещал монастыри, но монашеский обет не принял. Поэтому трудно сказать, была ли его вера истинной или просто он был хорошим актером. Возвратившись в Покровское, Григорий женился, у него родились трое детей. Но все эти годы он продолжал пешком ходить по святым местам и даже совершил паломничество в монастырь Атос в Греции.

В это время Распутин провозгласил себя святым, обладающим чудодейственной силой. Он попросил церковников, чтобы его записали под новой фамилией - Распутин-Новый. Объяснял свое желание тем, что в его деревне полно Распутиных и их будут с ним путать. Григорий всем кому мог рассказывал о своем даре исцелять. Понадобилось несколько лет, чтобы молва о нем разлетелась по всей России. Пациенты начали приезжать издалека. Надо сказать, что Распутин был абсолютно неграмотным, но, по всей видимости, обладал даром убеждения или даже гипноза. Люди верили в его помощь.

О том, как Григорий попал в Петербург, есть две версии. По первой, молва о нем дошла до столичной знати, и они рассказали о Распутине Николаю 2. По второй версии, принадлежащей самому Распутину, однажды ему пришло видение Богоматери. Она поведала Григорию, что царевич Алексей, сын Николая 2, серьёзно болен и нуждается в помощи. После этого Распутин двинулся в Санкт-Петербург. Был 1905 год. Николай 2 долгое время отказывался от его услуг, но спустя два года Распутина позвали во дворец, когда у царевича был очередной сильный приступ.

И с этого момента влияние Григория Распутина на царскую семью стало расти, он был прочно связан с царской семьей, поскольку начал заниматься лечением царского сына. Целитель начал обрастать связями и авторитетом, к нему на приемы уже спешила вся российская элита, за глаза называя его не иначе, как «Гришка Распутин». Он обладал большими гипнотическими способностями, с помощью которых соблазнил многих княгинь.

Распутин и женщины - это отдельная история. Они его очень любили. Когда его обвиняли в прелюбодействе, он говорил, что ничего специально для этого не делает.

В быту Распутин был аскетом. В его жилище почти не было мебели, поэтому его свидания проходили в спартанской обстановке. Он не любил долгие встречи и старался побыстрее отделаться от гостьи. Интересно то, что жена Распутина очень гордилась тем, что ее муж так популярен у высокопоставленных особ.

Царица была очень набожная, и все-таки Распутин сумел завоевать ее доверие. Он внушил ей, что только она одна может спасти православную Россию. Закончилось тем, что царица не могла без Распутина решить ни одного вопроса, будь то государственный или просто семейный.

В свете распространились сплетни об их отношениях. Вскоре Николай 2 стал не очень рад частому появлению Распутина в собственном дворце, т.к. по Петербургу стали ходить слухи о его непристойном поведении. Он часто напивался и дебоширил, что наводило ужас на жителей Петербурга.

Терпение императорского окружения лопнуло, и возник заговор против Распутина. 30 декабря 1916 года Григорий Распутин был приглашен во дворец, где ему подали еду, напичканную большим количеством цианистого калия. Яд на него не подействовал, тогда в целителя выстрелили. Григорий попытался убежать, но в него вновь выстрелили в упор. Распутин упал, его связали, сунули в мешок и утопили в проруби. Вскрытие показало, что даже в воде Распутин пытался освободиться и выпутаться из мешка, но потерпел неудачу.

Царица Александра Федоровна тяжело переживала убийство Распутина, горевала о нем, как о родном человеке. Покойного хотели похоронить в селе Покровском, но побоялись отправлять его тело через всю страну (могли вспыхнуть волнения) и предали земле в Царском Селе. После Февральской революции могила Распутина была найдена, и Керенский велел уничтожить труп, что и было сделано ночью 11 марта в топке парового котла.

Час от часу непогребенные останки всех членов семьи Романовых будоражат сознание миллионов людей. Трагическая судьба у царской семьи. Окаянные годы для Российской империи.

В подсознании, вместе с упоминанием семьи царя Николая-II всплывает и мрачная фигура "старца" Григория Распутина.

Как этот "божий" человек из крестьян стал вхож в императорские палаты и практически стал членом царской семьи, вот как об этом вспоминает его дочь Мария Распутина (далее - М.Р.): «…Отец никогда не называл мне точной даты знакомства с царской семьей, по-видимому, это произошло 31.10.1905 года, так как на следующий день, 1 ноября, государь записал в дневнике: «Мы повстречали Божьего человека — Распутина Григория Ефимовича из Тобольской губернии».

Далее М.Р. сообщает, что "всю эту историю я узнала спустя несколько лет от самой княжны Анастасии,— по прошествии некоторого времени, когда все изменилось, она любила рассказывать об этом случае. Она поведала и о том, что произошло далее.

…Княжна выбежала из дворца, быстро подав знак лакею идти на место (на соблюдение формальностей не хватало времени). Кучеру был дан приказ гнать в княжеский дворец. Лошади примчали их туда как раз вовремя. Тотчас княжна послала своих слуг за Распутиным, обещая им награду за усердие. В течение часа нужный человек был найден и готов последовать немедленно к больному царевичу.

Кучер, как было велено, ждал у дверей, поэтому до царского дворца добрались быстро. Они прибыли в апартаменты Их Величеств с черного хода; быстро, бесшумно, по запасной лестнице провел их дворецкий; по дороге все время попадались напряженные, суровые охранники в форме; и вот наконец княжна и мой отец были в комнате больного. Войдя, они оказались в центре внимания. Все смотрели на них в ожидании и тревоге.

Мой отец позже описал мне ту обстановку: возле постели царевича стояли четыре молодые княжны, сестры Алексея; госпожа Анна Александровна Вырубова, одна из приближенных царицы; архимандрит Феофан, доктор Боткин и сиделка. Отец поднял руку, совершил крестное знамение, благословляя всех присутствующих. Он сразу пересек комнату и подошел к Их Величествам, приветствуя сперва царя горячими объятиями и троекратным поцелуем, а затем царицу, не столь бурно, но тоже с троекратным поцелуем. Она вовсе не была смущена (как многие впоследствии) столь неожиданной фамильярностью — она почтительно поцеловала ему руку.

Затем отец поворотился к больному мальчику, увидел мертвенно-бледные черты его, искаженные болью, опустился возле кровати на колени и начал молиться. Его молитва произвела благодатное, просветляющее действие на присутствующих; все, независимо от степени религиозного чувства, опустились на колени, словно осененные неким духовным присутствием, и вместе молча стали молиться.

Десять минут в комнате ничего не было слышно, кроме дыхания. Потом отец поднялся на ноги и посмотрел на больного с блаженной улыбкой на восторженно-горящем лице.

— Открой глаза, сын мой! — произнес он ласковым голосом, и это не было похоже на приказ. — Открой глаза и посмотри на меня.
Пока он говорил это, все уже поднялись с колен и в удивлении обнаружили, что у Алексея дрогнули веки и открылись глаза. Сперва царевич озирался вокруг с некоторым смущением, но наконец, остановил свой взгляд на старце, и на лице мальчика обозначилась улыбка.

Тут тишину нарушил радостный крик царицы; другие тоже начали шумно радоваться, но отец сделал рукой знак всем молчать и вновь обратился к больному:
— Твоя боль проходит: скоро ты будешь здоров. Ты должен благодарить Господа за исцеление. А теперь — спи.

Алексей закрыл глаза и вскоре крепко спал впервые за несколько дней. Распутин повернулся к родителям царевича, которые смотрели на него с трепетом и благоговением. У них прямо на глазах только что произошло чудо.

— Царевич будет жить, — провозгласил мой отец голосом человека, власть имущего. И никто из присутствующих не сомневался, что это правда. Так, в трагический момент, началось влияние Григория Ефимовича Распутина при дворе. Царь и царица отныне чувствовали себя во власти человека, дарующего здоровье и жизнь будущему самодержцу всея Руси».

Излюбленным местом отдыха Царской Семьи был Крым. Туда Она не раз приглашали Своего Друга. В первый раз это произошло в ноябре 1911 г., вскоре после освящения нового Ливадийского Дворца. Государь, рассказывал Григорий Ефимович, водил его всюду, показывал каждую комнату. Затем они вышли на балкон, где долго любовались на море и небо.
Приезжал Г.Е. Распутин в Крым и впоследствии: в марте 1912 г., сентябре-октябре 1913 г. В последний раз он побывал там в мае 1914 г. Тогда же Царская Семья также в последний раз отдыхала в любимой Ею Ливадии.


Гостиницы в Ялте, в которых обычно останавливался Г.Е. Распутин. Предоставлено Станиславом Моисеевым (Ялта).

Г.Е. Распутин на вершине горы Ай-Петри близ Ялты, в Крыму. Фото М.Е. Головиной. Ноябрь 1911 г.

Имеется еще одна известная фотография Г.Е. Распутина, сделанная в Крыму. Благодаря недавней публикации нами воспоминаний М.Е. Головиной теперь известно, что она сделана ею на горе Ай-Петри (Святой Петр) по пути в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь, основанный греками в IX в., со времен Императора Александра I пользовавшийся вниманием Русских Государей. Бывали там и Царственные Мученики.
Однако датировка снимка в мемуарах М.Е. Головиной (1913 г.) ошибочна, тем более, что, если учитывать последовательность событий в тех же воспоминаниях, то эта совместная поездка имела место вскоре после возвращения Г.Е. Распутина из паломничества в Святую Землю. Таким образом, верная датировка снимка - ноябрь 1911 г.



Ай-Петри.

Г.Е. Распутин с М.Е. Головиной (слева) и С.Л. Волынской (?). Гурзуф. 1911 г. Фото А.А. Вырубовой (?).

Не так давно исследователям жизни Г.Е. Распутина стала известна еще одна фотография старца, связанная с Крымом. На ней он запечатлен у известного фонтана «Ночь» работы немецкого архитектора Бергера. В 1898 г. его приобрел на Венской всемiрной выставке промышленник П.И. Губонин, установив его в центре Гурзуфского парка.

Фонтан «Ночь» в Гурзуфе.
Слева от Г.Е. Распутина на снимке - М.Е. Головина, справа, как полагают некоторые исследователи (Anastasiya Rahlis), - С.Л. Волынская. Не исключено, что фотографировала А.А. Вырубова. Из воспоминаний той же М.Е. Головиной мы знаем, что в ноябре 1911 г. Григория Ефимовича в поездке по Крыму вместе с ней сопровождала А.А. Вырубова.
Возможно, именно тогда (учитывая некоторые особенности облика старца) был сделан еще один крымский снимок: А.А. Вырубова с Г.Е. Распутиным и Т.А. Родзянко (атрибуция Anastasiya Rahlis). Если это так, то фотографировала, возможно, М.Е. Головина.

Г.Е. Распутин с А.А. Вырубовой (слева) и Т.А. Родзянко (?).Гурзуф. 1911 г. (?). Фото М.Е. Головиной (?).
Тамара Антоновна Родзянко (1881†14.3.1938), урожденная Новосильцева, дочь генерала, была замужем за Павлом Павловичем Родзянко (1990†1965), племянником председателя Государственной думы. Современники называли ее «музыкальной романической барышней». Одно время она жила в Ялте. (Возможно, именно там в один из приездов Г.Е. Распутина в Крым и сделан этот снимок.) Участвовавший в гражданской войне П.П. Родзянко, полковник русской и британской армий, сумел вместе с детьми (Тамарой и Павлом) выбраться в Англию. Его супруга осталась в Советской России. Жила в Куйбышеве (Самаре), где была арестована и расстреляна.

Дом А.А. Вырубовой в Царском Селе. Дореволюционный снимок.
Гораздо чаще, нежели в Александровском Дворце, Г.Е. Распутин встречался с Царской Семьей в небольшом домике А.А. Вырубовой (1884†1964), дочери главноуправляющего Собственной ЕИВ канцелярией А.С. Танеева, личной подруги Императрицы Александры Феодоровны и одной из самых преданных духовных дочерей старца.
Дом Анны Александровны находился буквально в нескольких шагах от Дворца, на углу улиц Церковной и Средней. В маленьком Анином домике Государыня встречалась не только с самим Григорием Ефимовичем, но и его ближайшими духовными друзьями, среди которых было немало молодых архиереев. Кроме уже упоминавшегося епископа Исидора (Колоколова), это были епископ Кронштадтский Мелхиседек (Паевский, 1878†1931) и епископ Горийский Антоний (Гиоргадзе, 1866†1918). Оба, так или иначе, были связаны с Грузией. Первого из Тифлиса привез митрополит Питирим (Окнов), второй был не только сам грузином по происхождению, но занимал там должность викарного епископа.
Оба знали Г.Е. Распутина давно, еще со времен его странствий. Епископ Мелхиседек, выпускник Казанской Духовной академии (1904), в 1905-1907 гг. был настоятелем Богоявленского Братского монастыря в Могилеве, в котором пребывала одна из особо чтимых Царственными Мучениками в последние годы Их земной жизни святынь - Могилевская Братская икона Божией Матери, перед которой, по свидетельству Государыни, Г.Е. Распутин «много лет тому назад во время своих странствий по России… молился».
Состоя 1914-1916 гг. ректором Тифлисской Духовной семинарии, он снискал горячую любовь воспитанников, несмотря на неприятности от гражданских властей, предоставив семинаристам возможность совершать богослужение на грузинском языке. 8 сентября 1916 г. архимандрита Мелхиседека в столичном Казанском соборе хиротонисали во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии.

Владыка Мелхиседек (Паевский).
«Здесь сейчас, - сообщала Государыня Императору в письме 28 сентября 1916 г., - замечательный молодой, только что посвященный епископ Мельхиседек […] Когда он служит, то церковь бывает битком набита - очень “возвышенный” - (это будущий митрополит); вообрази, он долго был настоятелем Братского монастыря в Могилеве и боготворит и страшно чтит тамошний чудотворный образ Богоматери, который Мы с Тобой постоянно посещаем. […]
Мне в пятницу предстоит познакомиться с Мельхиседеком в ее [А.А. Вырубовой] доме, и Наш Друг будет там, - они говорят, что его беседа чудесна, она прекрасно действует, - он превосходно говорит и помогает душе на время подняться над земными печалями, но Я хочу, чтоб и Ты был здесь, чтоб пережить это вместе со Мной».
Через несколько дней Царица так изложила Свои впечатления от встречи: «так хорошо и спокойно побеседовали, такое мирное, гармоничное настроение!» В ноябре 1916 г. епископ Мелхиседек участвовал в закладке храма Преподобного Серафима Саровского при лазарете А.А. Вырубовой, где полтора месяца спустя будет погребено тело убиенного Царского Друга. Что до Царицы, то Она и после переворота продолжала интересоваться судьбой Владыки, о чем свидетельствуют ее письма из Тобольска А.А. Вырубовой.
При временщиках Преосвященный Мелхиседек был назначен епископом Ладожским, викарием Петроградской епархии. После большевицкого переворота его перевели в Белоруссию. С 1919 г. он епископ Минский и Туровский. 17 мая 1931 г. его вызвали в Москву, назначив членом Синода. Скончался Владыка в храме у престола, облачаясь перед службой.

Могила архиепископ Мелхиседека на Преображенском кладбище в Москве.
Епископ Антоний (Гиоградзе), происходивший из семьи простого псаломщика, в 1907 г. окончил Петербургскую Духовную академию и, видимо, уже с тех пор знал Григория Ефимовича. 15 января 1912 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры его хиротонисали во епископа Горийского, викария Мцхетско-Карталинской епархии, по должности являвшимися помощниками Экзархов по управлению епархией. «…чарующее впечатление, - описывала Императрица в письме от 21 сентября 1916 г. Свои чувства от общения с Владыкой, - милая грузинская интонация в голосе, - он знает Нашего Друга дольше, нежели Мы…»

Фрагмент фотографии участников Собора Грузинской Православной Церкви 8-17 сентября 1917 г. Слева направо: викарный епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе, 1874†1922), в сане митрополита зверски убитый в Алавердском монастыре; викарный епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окроперидзе, 1860†1921), с 1918 г. Грузинский Католикос, скончался во время эпидемии холеры; епископ Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили, 1855†1918), избранный на Соборе 1917 г. Католикосом, найден убитым в своей келлии в Марткопском монастыре; викарный епископ Горийский Антоний (Гиоргадзе).

После революции епископ Антоний был одним из сторонников автокефалии Грузинской Православной Церкви. В сентябре 1917 г. его назначили на Кутаисско-Гаенатскую кафедру, возведя в сан митрополита. Через год он был отравлен (по одной из версий, своим зятем). При большом стечении народа Владыку погребли в Кутаисском кафедральном соборе. Могла его не сохранилась.

Даже профессиональные «борцы с самодержавием» не могли не считаться с Дружбой Царской Семьи и Г.Е. Распутина. В качестве примера приводим две открытки выделки местечкового художника Я.Я. Рысса из целого вала подобного рода рисунков, обрушившихся на голову столичного обывателя.

Дивный и Светлый Юноша…
Как не было такого Царя и не будет…
Великий Самодержавец…
Кедр Ливанский…

Простые безхитростные слова старца Григория о Царевиче, пробивающие, однако (если быть честными, конечно), мощную коросту нашего равнодушия. Да и как иначе, ведь источником их было любящее сердце!

Алексея очень в душе имею…

Григорий Распутин. Государственный архив Российской Федерации.
«Её Величество была убеждена, - писала о Государыне Её подруга Ю.А. Ден, - что Распутин наделён даром исцелять больных. Она верила, что существуют такие люди, которым этот дар ниспослан Свыше, и что Распутин - один из них. Когда Ее уговаривали обратиться к помощи самых знаменитых докторов, Её Величество неизменно отвечала: “Я верю в Распутина”».
И вера Государыни не была посрамлена!.. «Наследник, - свидетельствовала А.А. Вырубова, - во время Своей болезни утверждал Матери и мне, что Григорий Ефимович входит к Нему в детскую, крестит Его “и тогда Мне лучше”».
В своих воспоминаниях Анна Александровна упоминала о предсказании Григория Ефимовича о том, что с 12-ти лет, то есть с 1916 года, Царевич «начнет поправляться и впоследствии совсем окрепнет». Более подробно А.А. Вырубова рассказала об этом в интервью американской журналистке Рите Чайлд Дорр летом 1917 г.: «“Когда Ребёнку исполнится двенадцать лет, - сказал нам Распутин, - Он начнёт поправляться. Потом Его здоровье будет постоянно улучшаться, и когда Он станет взрослым, Он будет здоров, как любой другой молодой мужчина Его возраста”. И очень скоро после того, как Мальчику исполнилось двенадцать, Он на самом деле начал поправляться».

Дом для почетных гостей в Верхотурском монастыре, в который в 1917 г. должен был приехать Царевич Алексий с Г.Е. Распутиным. Верхотурский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник.Предоставлено архимандритом Тихоном (Затёкиным).
Лейб-медик профессор С.П. Федоров рассказывал о времени вскоре после убийства старца: «…Матрос Деревенько однажды приносит Наследнику просфору и говорит: “Я в церкви молился за Вас; и Вы помолитесь святым, чтобы они помогли Вам скорее выздороветь!” А Наследник отвечает ему: “Нет теперь больше святых!.. Был святой - Григорий Ефимович, но его убили. Теперь и лечат Меня, и молятся, а пользы нет. А он, бывало, принесет Мне яблоко, погладит Меня по больному месту, и Мне сразу становится легче”…»

М.В. Нестеров. Праведный Симеон Верхотурский. Бумага, гуашь. 1906 г. Нижегородский художественный музей. Этот эскиз, представленный на проходившей в январе 1907 г. в Петербурге выставке работ художника, был приобретен Императрицей Александрой Феодоровной. В Царское Село его лично доставил автор.
Для исцеления Царевича Алексия Николаевича, по совету Г.Е. Распутина, незадолго до начала Великой войны было решено возвести 12 храмов. Один из них был построен и освящен 18 октября 1912 г. в селе Погребя, на левом берегу Днестра.

Такой должна стать церковь в селе Погребя, построенная некогда по благословению Г.Е. Распутина для исцеления Наследника Всероссийского Престола - Цесаревича Алексия Николаевича.
Свято-Алексиевская церковь простояла до 1944 г., когда сильно пострадала во время боев. Недавно, по инициативе местного предпринимателя и с благословения митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимiра, было решено восстановить разрушенный храм, назвав его в честь Святых Царственных Мучеников. 3 октября 2013 г. состоялось освящение фундамента с участием благочинных из Криулян и Дубоссар. Хотя церковь находится в селе, расположенном на левом берегу Днестра, административно оно относится не к Приднестровской республике, а к Молдавии.

Последние фотографии Царевича. Тобольск. «Дом свободы». Май 1918 г. Пароход «Русь» 7 мая 1918 г. Автор съемки - Ч.С. Гиббс, учитель Алексея Николаевича. Предоставлено К.А. Протопоповым (Москва).
"Дорогой мой Маленькой! Посмотри-ка на Боженьку, какие у Него раночки. Он одно время терпел, а потом стал так силен и всемогущен - так и Ты, Дорогой, так и Ты будешь..."

Эту и другие публикации читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг"

Posts from This Journal by “Царский друг” Tag

  • «Поздравил Государя с днем ангела...» Собственноручное письмо старца и царедворца Григория Распутина

    Игорь Токарев Григорий Распутин. Скорбное предчувствие 2016 Масло, Холст Собственноручное письмо старца и царедворца…

  • УБИЙСТВО Г.Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (postscriptum 4) (начало публикации см. здесь) Князь В.П. Палей. 1916 г. Сводный брат…

  • УБИЙСТВО Г.Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (Продолжение)

    УБИЙСТВО Г.Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (postscriptum 3) (начало публикации см. здесь) Княгиня О.В. Палей в эмиграции…

  • УБИЙСТВО Г. Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (Продолжение)

    УБИЙСТВО Г.Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (postscriptum 2) (начало публикации см. здесь) Мачеха Ольга Валерьяновна в русском…

Имя Григория Распутина часто можно услышать в наше время. До сих пор это личность неоднозначная, таинственная, до конца неисследованная историками, вокруг которой не умолкают споры. Появляется все больше версий относительно его влияния на императорскую семью, политику и судьбу России. Кто же был этот пресловутый Гришка-распутник или святой, простой проходимец или действительно личность, от которой зависела судьба России?

Возможно, история в скором времени ответит на эти вопросы, но иногда хочется самому попытаться во всем разобраться, ведь это - наша история, а значит, она не должна быть нам безразлична. Исходя и вышесказанного можно утверждать о несомненной актуальности данного исследования .

Объектом исследования являются биография Григория Распутина, а также различные воспоминая о нем современников.

Предмет исследования : Отношение людей к Григорию Распутину.

Целью работы является определение роли Григория Распутина в истории России.

Вышеназванная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • Рассмотреть биографию Григория Распутина;
  • Проанализировать отношения Распутина с Царской семьей;
  • Определить роль, которую играл Распутин в политике.

Глава 1. Биография

Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря: «Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916), фаворит Николая II и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за «провидца» и «исцелителя», проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами. Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше .

Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после. О первом этапе жизни в Сибири известно немного. Он родился в селе Покровском Тобольской губернии, младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье большой дом много земли, скотина, лошади. Распутины деревенское прозвище, закрепившееся за ними почти официально. Точное происхождение его неизвестно. Может быть, от слов «распутство», «распутье», а может, «распутывать». Характер отца это подтверждает он и выпить не прочь, и живет с размахом, и по-деревенски смекалистый. Детьми особо не занимался, не заставлял постигать науки, так как больший толк видел в жизненной школе. Братья Михаил и Григорий живут привольно, их университеты деревня, безграничные просторы полей и лесов. В них есть что-то животное, дикое, тесно переплетенное с почти фанатической православной верой. Но недолго они были вместе. Однажды играли они на берегу реки Туры, да доигрались оба в воду полетели. Река бурная, течение сильное, вода холодная болезни не миновать. Михаила не спасли, а Григория «отмолили». Поправившись, он рассказывает, что сама Богородица явилась ему и приказала выздоравливать. Это потрясло всю деревню. Там, вдали от цивилизации, процветает истинная, непоколебимая вера. Простота нравов не мешает истово молиться, соблюдать все обряды, трепетно взывать к целительной силе природы Богу. Грубая плотская реальность соседствует с самыми возвышенными духовными чувствами. После выздоровления Григорий часто размышляет над своим исцелением. Он уверен, что его благословили силы небесные. Так начинается его духовное становление .

Повзрослев, он все больше тянется к странствиям, к тем, кого называют «старцами», божьими людьми. Возможно, это результат захватывающих рассказов странников, находивших приют в доме Распутиных, а может быть истинное призвание. Григорий внимает посланцам не от мира сего, широко открыв глаза. Его мечта стать таким же, как они. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету и отец, согласившись, наконец, благословляет его. Григорий начинает с окрестных деревень, дивится всем тяготам и унижениям, которые выпадают на долю божьих людей .

В девятнадцать лет он женится на красавице Прасковье Дубровиной, которую встречает на празднике в храме. Первое время их семейная жизнь протекает мирно, но репутация Григория не так уж чиста, к тому же он глубоко переживает смерть первого ребенка. В 1892г. его обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он проводит в странствиях, совершает паломничество по святым местам, где обучается Священному Писанию и грамоте у старцев. Идет без определенной цели,от монастыря к монастырю, спит у монахов и крестьян, кормится по случаю с чужих столов, благодарит хозяев молитвами и предсказаниями. В 1893г. отправляется в Грецию, а по возвращении в Россию на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимается хозяйством и одновременно восстанавливает силы для отправления в новые скитания. Его посещения ознаменовались рождением троих детей: Дмитрия в1895г., Матрены (Марии) в 1898 и Варвары в 1900г.

Жизнь Распутина полна черных и белых полос. То он чист, как ангел, то бросается в крайности, дает волю своей широкой натуре. Для одних он ясновидец и целитель, для других кающийся грешник, для третьих, таких же, как он – духовный учитель. Дурная слава, переплетенная со славой подвижника и старца, доходит до столицы. Его обвиняют в принадлежности к секте хлыстунов, но не найдя достаточных доказательств, дело закрывают.

Что привело «старца Григория» в Петербург? Возможно, более широкое поле деятельности. Не блеск столицы его влечет, а присутствие высших духовных лиц. Рядом с ними он мог бы совершенствовать талант целителя, истинно верующего. Он уверен, что действует по воле Господа.

Весной 1903г. 34-летний Распутин пребывает в Санкт-Петербург. Вот некоторые основные даты этого периода. 1 ноября 1905 г. – Великие княгини Милица и Анастасия, дочери князя Николая Черногорского, устраивают неофициальную встречу Распутина с императором и императрицей в своем имении Знаменском. 15 ноября 1906 г. – первая официальная встреча Распутина с Государем. Царь отмечает, что он «производит впечатление». Октябрь 1907г. – первое исцеление царевича. Начало 1911 г. – поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием «Мои мысли и размышления». Лето 1911 г. – возвращение в Санкт-Петербург. 1 сентября 1912г. – императорская семья выезжает в Польшу, в Беловежскую пущу. 2 октября – резкое ухудшение здоровья цесаревича. 12 октября, полдень – Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: «Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!». 1914 г . – Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64. 29 июня 1914 г. - покушение на Распутина. 2 января1915г. – несчастный случай с А. Вырубовой, исцеление ее Распутиным. 22 ноября 1916г . – заговор против Распутина. Ночь с 16 на 17 декабря 1916г. – Убийство Г.Е. Распутина во дворце князя Юсупова .

Следует отметить, что Распутин чередовал жизнь в Петербурге с регулярным посещением Покровского. По крайней мере раз в год он бывал дома. Там же он укрывался, как только его положение в обществе становилось неблагоприятным.

Приезд в Петербург . Слава Распутина опередила его самого – слух о его подвижнической жизни дошел до столицы и стал известен высшим духовным чинам. По приезде в Петербург, благодаря рекомендательному письму, его принимает Его Святейшество Феофан, инспектор Духовной Академии, который видит в нем истинного сына русской земли, самобытного христианина, не церковного, а божьего человека. Распутин производит впечатление не только своей духовностью, но и внешностью. Наиболее ярко его описывает А.Труайя: «Мужик высокого роста, худой, с длинными и прямыми волосами, клочковатой бородой, на лбу шрам. Лицо, изрезанное морщинами, широкий нос с раздувающимися ноздрями. Более всего привлекают внимание его глаза. Взгляд выдает магнетическую силу. Рубашка, стянутая на талии ремнем, не закрывает бедер. Широкие штаны заправлены в сапоги с высокими голенищами. Несмотря на деревенский стиль, он чувствует себя удобно и привольно в любом обществе». Безусловно, такой человек не мог остаться в столице незамеченным. Под покровительством епископской мантии владыки Феофана ему открывается доступ сначала в петербургские великосветские духовные кружки, затем через их влиятельных представительниц- во дворец князя Николая Николаевича. Его репутацию подтвердила встреча с Иоанном Кронштадтским и то, что владыка Феофан был духовником императрицы .

Несомненно, Распутину не удалось бы так быстро пробиться в «верхи», если бы не было для этого соответствующих обстоятельств. Одним словом, ему повезло. Вот эти обстоятельства.

Во- первых, духовность императрицы, глубокая вера и доверие своему духовнику, имевшему в глазах ее не только личный, но и церковный авторитет. Не вызывал сомнения у императрицы Распутин еще и потому, что составлял именно то явление русской жизни, какое особенно привлекало императрицу, видевшую в его лице воплощение образов, с которыми она впервые ознакомилась в русской духовной литературе.

Во- вторых, характер Императора, его доверие жене и религиозность.

Однако, для большинства людей Распутин не был «старцем». Это подтверждал его образ жизни, позволявший ему проживать в столице, посещать своих многочисленных знакомых, тогда как настоящие старцы живут в монастырях, уединяясь в своих кельях. Люди не знали, что о нем думать, так как многие его действия были для них необъяснимы: исцеления больных, загадочные предсказания, влияние на болезнь цесаревича.

Вот почему Петербург поначалу занял в отношении Распутина среднюю позицию, не имея полного представления о нем и предпочитая относиться к нему с доверием, чтобы «не согрешить» перед Богом, чем открыто порицать. Многие просто боялись Распутина и не отрицали его влияния на окружающих, но за неимением объяснений опасались осуждать его.

Глава 2. Отношение Распутина с Царской семьей

Определяющим в отношении Царской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно, наследник царевич Алексей Николаевич страдал гемофилией. Эта болезнь передалась по материнской линии и выражалась в плохом свертывании крови. Каждый ушиб мог привести к внутреннему кровоизлиянию, каждая рана могла стать опасной для жизни. Естественно, как любую мать, это мучает императрицу, она чувствует в этом свою вину и стремится искупить ее. Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляется с проявлениями этой болезни, чем все доктора-специалисты, это создало для старца Григория совершенно особое положение. Императрица видит в нем человека, от которого, в прямом смысле этого слова, зависит жизнь ее горячо любимого сына.

Кроме того, для Их Величеств Распутин был живым представителем народа, воплощением крестьянства, маленьким человеком. Их поражала его манера держать себя, которая по отношению к другому человеку считалась бы неприличной. Его деревенский говор, бесцеремонность, неуклюжесть, все это обращалось в его пользу. Его поведение было прямо противоположно манере придворных кругов, проникнутых единственной целью – произвести выгодное впечатление на Государя. На фоне их притворства, его искренность и простодушие поражали своей естественностью и были неоспоримы. Они не были «деланными», это объясняется простыми представлениями Распутина о Царе, типичными для русского крестьянина. Для него он – источник милости и правды. Вот что пишет об этом князь Н.Д. Жевахов: «Любовь Распутина к Царю, граничащая с обожанием, была действительно непритворной, и в признании этого факта нет противоречий. Царь не мог не почувствовать этой любви, какую оценил вдвойне, потому что она исходила от того, кто являлся в Его глазах не только воплощением крестьянства, но и его духовной мощи». Он не обманывал доверие императора и постепенно «между Государем и Распутиным возникла связь на чисто религиозной почве: Государь видел в нем только «старца» и, подобно многим искренне религиозным людям, боялся нарушить эту связь малейшим недоверием к Распутину, чтобы не прогневать Бога. Эта связь все больше крепла и поддерживалась столько же убеждением в несомненной преданности Распутина, сколько, впоследствии, дурными слухами о его поведении, которым государь не верил,потому что они исходили от неверующих людей…» .

После первой встречи с Распутиным Государь лишь отметил, что он «производит большое впечатление». Впоследствии он придерживался мнения, что Григорий- человек «чистой веры». Тем не менее, не так доверяя «старцу», как Александра Федоровна, Николай II поручает генералу В.Н. Дедюлину, коменданту дворца, и его помощнику подвергнуть Распутина пристрастному, но учтивому допросу. По их мнению, он мужик хитрый и фальшивый; дальнейшие отчеты секретных агентов сообщают о самозванце, лжепроповеднике, показывая, кем он является в реальной жизни. Члены Царской фамилии также пытаются открыть Государю глаза на происходящее. Он терпеливо внимает всему, но при этом не принимает никаких действий против Распутина. Что касается Императрицы, то она не верила толкам, все больше распространявшимся вокруг Распутина, так как считала их клеветой и отказывалась из-за этого лишиться человека, умевшего несколькими словами побеждать недуг ее сына. Несмотря на дальнейшие разоблачения, для Царской семьи (т.е. для Императора, императрицы и их детей) Распутин навсегда остался святым, и ничто не могло заставить их изменить это убеждение .

Глава 3. Влияние Распутина на политику

Существует много версий относительно этого противоречивого вопроса. Перечислить все, наверное, невозможно. Остановимся лишь на основных и наиболее известных.

Первоначально своей близостью ко двору Распутин пользовался только для вмешательства в церковные дела, в чем ему помогали близкие отношения с Феофаном и Гермогеном. Но по мере того как слух о его влиянии распространяется, различные ловкие люди решают воспользоваться им для достижения своих целей. Это приводит к тому, что у Распутина организуются официальные приемы. Он обосновывается в квартире на ул. Гороховой, где принимает как приходящих с материальными подношениями, так и нуждающихся в денежной помощи. Постепенно у самого Распутина, по мере его возвышения, начало развиваться честолюбие. Играть видную роль, быть почитаемым за всемогущую силу, быть на одной высоте с людьми, находящимися по общественному положению намного выше его, - все это подкрепляло его самолюбие, и он брался даже за такие дела, устройство которых не приносило ему личной выгоды. Так продолжалось до начала 1915г., когда «маленькие люди» стали использовать Распутина в личных целях: для продвижения по службе, суля ему «великие блага» за проведение их к верхам власти. Одним из первых был князь Шаховской, добившийся через Распутина назначения министром торговли и промышленности. Естественно, подобная деятельность Распутина не могла не вызвать возмущения в революционно настроенном обществе, учитывая, что его личность воспринималась в основном негативно.

Однако, остается открытым вопрос, пользовались ли Распутиным люди только в личных целях или же он попадал в руки к агентам врагов России? Существует версия, что он являлся агентом Германии и был заодно с Императрицей в вопросе о сепаратном мире. Но вряд ли такой простой мужик как Распутин был способен на какие-то политические акции - это было бы слишком «заумно» для него, противоречило бы его натуре.

Фактически, Распутин прямого влияния на политику России не оказывал. Оно выражалось, во-первых, в пагубном, по мнению большинства современников, действии на императрицу, а через неё – на Государя. Родзянко объясняет силу влияния Распутина его гипнотизерскими способностями: «Он силою своего гипнотизма внушил царице непоколебимую, ничем не победимую веру в себя и в то, что он избранник божий, ниспосланный для спасения России». Во-вторых, влияние это проявлялось в письмах, где он давал советы или просто поддерживал Царя. Известны также его изречения и предсказания, в последствии подтвердившиеся: «Буду я, будет и Царь и Россия, а как меня не будет, не станет ни Царя, ни России»; 29 августа 1911г., стоя в толпе, мимо которой проезжал Столыпин, Распутин вдруг воскликнул: «Смерть пришла за ним, здесь она, здесь!»; предсказал он и свою смерть: «Убьют-то меня убьют, а месяца через три- рухнет и Царский Трон».

Распутин никогда не пытался опровергнуть слова о своей силе у царей, а наоборот гордился этим и подтверждал своими делами: например, во время своих оргий хвастался, что царица вышивает для него рубашки и таким образом сам давал повод сплетням. Он вел себя наивно и не предвидел последствий своих действий. Распутину не нужна была Царская власть, но одно его положение при Царе само по себе было завидным и стало причиной его собственного убийства.

Скорее всего, слова профессора С. С. Ольденбурга наиболее объективны: «Распутин сам ни на какое политическое влияние не претендовал, но для врагов Императора он оказался точкой приложения искусной клеветнической кампании, совершенно извратившей истинное положение вещей» . Интересно, что противники монархии были и оппонентами Распутина. Больше всего нападок исходило от монархистов, видевших в нём «неугасимую лампаду в царских покоях» и причину всех бед России как во внешней, так и во внутренней политике.

Справедливо будет, наверное, немного изменить известный афоризм и сказать: сколько людей, столько и суждений о Распутине.

«Императрица отказывалась подчиняться судьбе. Она непрестанно говорила о невежестве врачей. Она обратилась к религии, и её молитвы были полны отчаяния, Сцена была готова для появления Распутина».

Великий князь Александр Михайлович

«Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся».

Граф С.Ю. Витте

«Если бы Государь послушался Распутина и заключил тот самый Брест-Литовский мир, то в России не было бы революции».

З. А. Шаховская

«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха обнаружила всю суть царской монархии, довела её до «последней черты», раскрыла всю её гнилость, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе её, всё зверство семьи Романовых- этих погромщиков, заливших Россию кровью».

В.И. Ленин

«Без Распутина не было бы и Ленина».

А.Ф. Керенский

«Он весь словно выдуманный, в легенде жил, в легенде умер и в памяти легендой облечется. Полуграмотный мужик, царский советник, греховодник и молитвенник, оборотень с именем Божьим на устах».

Н.А. Тэффи

Заключение

Существует, по крайней мере, три мифа о Распутине.

«Исчадие ада, корыстный человек, доведший со своим окружением Россию до краха»- таким предстаёт Распутин в первом мифе.

«Демон», «второй кардинал Ришелье», вечно пьяный и блудливый мужик с таинственной русской душой- любимый миф зарубежных авторов.

«Талантливый русский мужик, спасавший Россию и царский трон и убитый масонами»- миф современности.

Кем же был Распутин на самом деле? «Хитрость и простодушие, подозрительность и детская доверчивость, суровые подвиги аскетизма и бесшабашный разгул, и над всем этим фанатическая преданность Царю и презрение к своему собрату-мужику- всё это уживалось в его натуре, и, право, нужен или умысел, или недомыслие, чтобы приписывать Распутину преступления там, где сказывалось лишь проявление его мужицкой натуры»- вот, по-моему слова, наиболее точно характеризующие личность Распутина.

Распутин не был святым, и в этом заключалась трагедия Царской семьи и России. Для тех, кто был им исцелен, он навсегда остался святым. Таким он был в глазах А. А. Вырубовой, предсказав ей несчастный брак, а затем, исцелив; таким был и в глазах Их Величеств, считавшихся с его благотворным влиянием на болезнь наследника цесаревича. У свидетелей его пьяных оргий, видевших его однажды в кабаке отплясывающего «камаринскую» складывалось совершенно противоположное впечатление. Что же думали те, кто видел и то, и другое? Таких людей почти не было, потому что обе стороны исключали возможность присутствия в Распутине обеих крайностей. И только мы, оценивающие эту личность спустя 100 лет, можем занять в отношении её справедливую позицию «золотой середины», учитывая оба взгляда. С одной стороны, Распутин - простой мужик. Для него нет различия между Петербургом и деревней - везде он ведёт себя одинаково, игнорируя законы общества и элементарные правила приличия. С другой стороны, есть в его личности что-то интригующее, таинственное. Его странная религиозность, сочетающая жажду удовольствий с непреклонной верой, его физическая сила, наконец, «неистребимость» никаким ядом - все это невольно внушает трепет. Нет ли в этих чертах чего-то родного, близкого каждой русской душе? Наверное, в любом уголке России найдется подобный "Распутин", и каждый русский унаследовал какие-то его черты. Возможно, из-за этих качеств русские остаются непонятыми, «дикими» для других наций, и это ставит особняком нашу страну в мировом сообществе.

Распутина обвиняют во влиянии на политику и царя. Если бы он действительно обладал таковым, то его смерть должна была бы изменить ситуацию, однако этого не произошло, а страсти еще больше накалились и «выплеснулись» в революцию… Если имя Распутина так значительно в истории, почему тогда не замечаются нынешние новые «Распутины», влияние которых в тысячу раз пагубнее и существеннее? Именно они являются разрушителями, а не простой русский мужик, для которого на первом месте всегда были не политические интриги, а вкусная еда да бабы. Личность Распутина, рожденная временем, таинственно пришла, таинственно и исчезла, закрыв еще одну страницу истории России.

Таким образом, Григорий Распутин сыграл важную роль в водовороте событий России начала XX столетия. При этом его личность, не смотря на прояснение новых фактов, остается таинственной и в наше время. Известный старец еще долгое время будет привлекать к себе внимание исследователей, публицистов и рядовых граждан.

Список литературы

1) Григорий Распутин – Сборник исторических материалов в 4-х томах, т.1 – М.: Терра, 1997г.

2) Ольденбург. С.С. Царствование императора Николая II. – СПб.: Петрополь, 1991г. (репринтное воспроизведение издания: Вашингтон, 1981г.)

3) Палеолог М. Распутин – воспоминания. – М.: 1923г.

4) Пуришкевич В.М. «Как я убил Распутина», дневник - М.: Советский писатель, 1990г. (репринтное воспроизведение издания 1924 г.)

5) Труайя. А. Распутин. – Ростов н/Д:Феникс,1997г.