Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Легкие зимние рисунки для детей разукрашки. Зима раскраска. Зимние забавы - скачать и распечатать раскраску. Катание на санках с гор раскраска, дети делают снеговика раскраски зима

Игровой час для младших школьников 8-10 лет

Цель : расширять представления детей о разнообразии имен и их форм, истории возникновения древнерусских и современных имен; развивать внимание, память, фонематический слух, мышление.

Оборудование: у учителя — модель (рисунок) солнышка.

Учитель. Наверно, на земле не найдется ни одного человека, у которого не было бы имени. Случается, что и самого-то человека давно нет на свете, а имя его продолжает жить. Так, например, дошло до нас имя вождя крупнейшего восстания рабов в стране Италии, жившего более двух тысяч лет назад. Расшифруйте его.

Ответ. СПАРТАК.

Это имя носит известный артист, сыгравший Карлсона в детских телепередачах и спектаклях, Спартак Мишулин. Есть футбольная команда с таким названием. Все это говорит о том, что имя Спартака живет, о нем помнят.

Основное предназначение имени — отличать одного человека от других людей. В древности считалось, что от выбора имени зависит вся будущая жизнь человека. Вот почему, подбирая имя младенцу, близкие ему люди старались дать такое имя, чтобы уберечь ребенка от возможных несчастий, а также наделить необходимыми ему качествами.

Так, например, в Древней Руси имена-обереги — Гнилозуб, Опухлой, Ончутка (черт) — призваны были оберегать дитя от дурного глаза.

Конечно, такие имена сейчас кажутся нам смешными, потому что они больше напоминают прозвища. А впрочем, в те далекие времена разницы между именем и прозвищем практически не было.

У каждого имени своя история. Одни имена, например, отмечали особенности внешности. Прочтите некоторые из них, используя код.

а) 1, 2, 4, 7, 10, 5.

б) 6, 8, 9, 3, 5, 11, 5.

в) 12, 7, 13, 9, 14, 10.

Ответ: а) МИЛУША, б) ЧЕРНАВА, в) КУДРЯШ.

Другие имена подчеркивали особенности характера малыша. Сейчас я произнесу эти имена по звукам, а вы назовите целиком.

Ответ. ПИСКУН, ДОБРЫНЯ, НЕСМЕЯНА, ШУМИ- ЛО, НЕУПОКОЙ.

Третьи имена показывали порядок появления ребенка в семье. Прочтите их, правильно подобрав «ключик».

Ответ. ПЕРВОЙ, ВТОРУНЯ, ТРЕТЬЯК. Читаем справа налево.

Были в Древней Руси Зимы, Вешняки, Субботы... Догадайтесь, на что указывали эти имена? (Время рождения). А также: Жданы, Любимы, Нечаи, Любавы (радость родителей). Даже были Коты, Волки, Гуси, Лебеди и Зайцы (схожесть с животными).

Но более 1000 лет назад произошло важное событие в истории страны: крещение Руси. Известно, что до этого жители Руси были язычниками, то есть верили не в одного бога, а в разных богов. После крещения Руси стали верить в Иисуса Христа. Обряд крещения состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Таким образом вместе с христианством появились и новые имена, взятые из перечня святых, помещенного в церковном календаре. Большинство наших с вами, современных имен взяты из этого списка и имеют древнегреческое происхождение, либо взяты из латинского языка. Исконно славянских же имен осталось очень мало. Например, такие. Прочтите их, пользуясь стрелками.

Ответ. 1. Людмила. 2. Светлана. 3. Владимир.

У каждого из вас тоже есть имя, причем, очень красивое. Может быть, кто-то может рассказать, почему родители его так назвали?

Отклики детей.

Сейчас я прочту из словаря значения ваших имен и их происхождение. Постарайтесь запомнить.

КРАТКИЙ СЛОВАРИК ИМЕН С УКАЗАНИЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЙ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Александр — греч.: защитник людей.

Алексей — греч.: защитник..

Андрей — греч.: мужественный.

Антон — греч.: боец.

Артем — греч.: здоровый.

Борис — русск. и болг.: «бороться плюс слава».

Василий — греч.: царственный.

Валерий — лат.: сильный.

Виталий — лат.: жизненный.

Владимир — слав.: владеющий миром.

Вячеслав — слав.: большая слава.

Игорь — сканд.: молодой.

Иван — евр.: божья благодать.

Кирилл -греч.: повелитель, хозяин.

Константин — лат.: постоянный, твердый.

Максим — греч.: величайший.

Михаил — евр.: как бог.

Николай — греч.: победитель народов.

Никита — греч.: победитель.

Олег — сканд.: святой.

Павел — лат.: малый, небольшой.

Петр — греч.: камень, основание (веры).

Сергей — лат.: высокий (в духовном смысле.)

Федор — греч.: Божий дар.

Александра — греч.: мужественная.

Алла — греч.: другая, вторая, следующая.

Анастасия — греч.: воскресшая.

Анна — евр.: благодать.

Валентина — лат.: сильная.

Галина — греч.: тихая, спокойная.

Екатерина — греч.: всегда чистая.

Елена — греч.: солнечная, факел.

Ирина — греч.: мирная.

Ксения — греч.: иностранка, странница.

Людмила — слав.: людям милая.

Лариса — греч.: чайка.

Маргарита — греч.: жемчужина.

Марина — лат.: морская.

Наталья — лат.: природная.

Ольга — сканд.: святая.

Светлана — слав.: светлая.

Софья — греч.: мудрая.

Татьяна — греч.: учредительница, устроительница.

Тамара — евр.: пальма. Юлия — лат.: кудрявая.

Сейчас имена у вас короткие: Таня, Дима, Надя, Витя, потому что вам всего 7—8 лет. Но вы подрастете — и имя ваше подрастет: Татьяна, Дмитрий, Надежда, Виктор. А когда станете совсем взрослыми, то к имени еще и отчество добавится: Татьяна Владимировна, Дмитрий Николаевич и т. д.

Давайте потренируемся превращать краткое имя в полное. Послушайте стихотворение Г. Ла- донщикова.

Алла клумбу поливает,

Боря воду подает,

Вера вишенку сажает,

Галя песенку поет.

Дима шарик надувает,

Ева с ежиком играет,

Женя лепит пирожки,

Ира ходит с кратким.

Коля строит дом с трубою,

Леня чинит самосвал,

Маша машет мне рукою,

Надя чистит самовар.

Сначала попробуйте угадать количество имен, прозвучавших в стихотворении. (12) Запишите имена, которые вы запомнили.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Коллективная работа.

От полного или краткого имени можно образовать уменьшительное, ласковое имя. Конечно же, папы и мамы называют вас так: Натуся, Юляшка, Андрюша, Вовочка или Вовчик, Юрик, Олюшка и т. д. Давайте встанем в круг. Сейчас я буду ходить по кругу и вручать кому-либо из вас вот это солнышко. Тот, у кого окажется в руках солнышко, все согревающее своим теплом, должен будет ласково обратиться по имени к соседу слева и к соседу справа и сказать: «Привет,... Надюша, Сереженька, Галочка, Димуля и т. д.».

Примечание . Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не услышит свое уменьшительное имя.

Подведем итог . Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»

Классный час «Наши имена»

Цель: углубить знания детей об именах; познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности; способствовать сплочению ребят. Оборудование : презентация; распечатки таблицы; ребусы; детские сочинения.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово

(2 слайд)

Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.

Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел
А у каждого оно есть.

(Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?»)

(3 слайд)
Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

2. Из истории имён.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

(4слайд)

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

(5 слайд)

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

(6 слайд)

Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

(7 слайд) Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

( Cлайд 8. Картина Васнецова "Крещение Руси")

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела. (слайд 9)

Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем классе есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

3.Что же означают наши имена? (10 слайд) Сообщения учащихся по плану:
    Меня зовут… Моё имя означает… Меня так назвали… Кого ещё звали таким именем .

Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

Давайте проверим у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые.(Полные- Кристина, Диана; Сокращённые Дарья-Даша, Полина- Поля, Мария- Маша, Екатерина- Катя).

В нашем классе у всех девочек очень красивые имена. Но есть такие, у которых даже одинаковые отчества. А теперь попробуйте называть этих ребят, у которых одинаковые отчества?

    Немного статистики (Сообщение ученицы)

(11 слайд)

Кристина провела небольшое исследование. Она выяснила, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места, есть ли среди имён редкие. Познакомимся с этой информацией.

    Давайте поиграем.

Задание. Мини-викторина :

    Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

    Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай, Роза, Лилия и т.д.)

    Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)

    Кто убежал с бала, потеряв туфельку (Золушка)

    Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

    Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

    Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)

    Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).

    Друг Чебурашки. (Гена)

    Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

11. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

12. В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).

13. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

14. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).

15. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…) А почему?

А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(12 слайд)

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс (сейчас это ученики 10 класса), в котором были три Насти, две Оли, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам? Можно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.

Давайте послушаем стихотворение « Восемь Тань»

В нашем классе восемь Тань.

Это прямо наказанье!

Ведь у нас, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках:

Эта-маленького роста,

Та – высокая в очках.

Таня–темныереснички,
Таня – русые косички,

Челка черная у той,

У другой, как у лисички,

Хвостик ярко-золотой;

Есть румяная Танюшка,

Как снегирь в лесу зимой,

И, как звездочки, веснушки

У последней, у восьмой.

По фамилии в журнале

Их сегодня вызывали,

И фамилии подруг

Услыхали все вокруг.

Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим. (13-14 слайды) Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен, назовите её. А теперь попробуйте её продолжить и внесите в неё имена: Володя, Саша, Валя, Даша .

Лиза

Ответ:

Женское имя

Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и близкие. Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет,
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?

Задание. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение)

Ребята, а дома вас называют какими-нибудь ласковыми именами?

(15 слайд)

Задание. Кто это или что это?

Василек – имя мальчика – цветок

Сережка –

Лев –

Поля –

Роман –

На уроках русского языка вы проходили правило про наши имена. Давайте вспомним, какое?

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Сережа, и Андрей.

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте.

(16 слайд)

Игра. Сейчас мы и проверим, внимательны вы или нет. Наше следующее задание «Где нужна большая буква

Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе,

Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,

Потерял а (С/с)ережку (П/п)оля.

Ту (С/с)ережку нашел (С/с)ережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (С/с)ережка!

На виду честного (Л/л)юда

Трусит с горки ехать (Л/л)юда,

А у (С/с)ани, а у (С/с)ани

С горки (С/с)ани мчатся сами.

(Я.Козловский)

(17-29 слайды)

Молодцы! А теперь вам предстоит очень сложное задание. Следующее задание называется - «Имена играют в прятки». В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена.

Образец: Наш ш еф им еет большое влияние. (Ефим.)

Карточка 1: 1. Пе ле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы наловили ведр о ля гушек. (Оля) 3. Сно ва ря дом мы идём, песню весело поём. (Варя) 4. А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня) 5. Мой па па вел осипедист. (Павел)

Карточка 2: 1.Я готовился до ма к сим фонии. (Максим) 2. Бабушкины варе ники та кие вкусные. (Никита) 3. Только после смены снимет сталев ар тём ные очки. (Артём) 4. Сло н и на арене цирка мечтает о еде. (Нина) 5. Тру ден и с лишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)

(30-54 слайды)

Последнее задание, которое вам надо выполнить- это разгадать ребусы.

(55 слайд)

    Подведение итогов.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

МКОУ Таловская СОШ

Классный час на тему :

«Тайна моего имени»

в 1 «Г» классе

Подготовила:

Перова Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Классный час на тему «Тайна моего имени» в 1 классе

Цель: познакомить обучающихся с историей появления имён, значением своего имени

Задачи:

углубить знания детей об именах,

развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности,

способствовать сплочению учеников,

расширить детский кругозор,

воспитывать в детях положительные качества личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей),

воспитывать уважение к своему имени и именам других детей.

Учитель: Отгадайте загадку:

Принадлежит тебе, а пользуются другие. Имя.

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе?

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.

Сегодня – праздник наших имён.

Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.

В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце», Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь . Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения - Добр, Храбр, Смеяна, Умник, время рождения в году - Зим, Вешняк, Мороз.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линёв (от рыбы линь). У Линёва было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линёв, Ерш Линёв, Окунь Линёв и Судак Линёв.

У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки.

Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и что-то обозначает.

Часто имя давали ребёнку по святцам (сборникам имен святых) - какое имя приходилось на день рождения по календарю, то и давали (календарное имя). Родители, как правило, не имели права выбора.

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падения. Огромную роль играет значение и тайна имени, то, что в него заложено веками.

Вы узнаете про значение и тайну имени человека и о том, какое влияние оно оказывает на характер.

Одно звучание имени даёт большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире.

Древние мудрецы полагали, что между именем человека, его характером и судьбой существует особая, скрытая связь. Более того - судьба человека предопределена его именем. Некоторые современные психологи исходят, в частности, из того, что имя влияет не только на формирующийся характер, но и поведение в обществе.

Именная в икторина

- А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать имя героя.

    Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка )

2. Эта девочка настолько мала, что в её имени размер её роста. (Дюймовочка)

3. Эта девочка, которая живёт в стране чудес, подарила своё имя многим современным девочкам. (Алиса)

4. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

5. Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Алё нушка и братец Иванушка)

6. Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

7. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

8. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино )

9. Как звали девочку с голубыми волосами, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

10. Как зовут красавицу, которая носила лягушачью кожу? (Василиса )

11. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

12. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино» ? (Ф ё дор)

    Как зовут девочку, которую обижала мачеха? (Золушка)

    Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

    Былинный богатырь из города Мурома. (Илья)

    Друг Чебурашки. (Гена)

    Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

    Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

    Обладательница цветика-семицветика. (Женя)

    Он попадал в снежное царство. (Кай)

    Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена)

    Имя царевича в сказке. (Иван)

Блиц турнир

В этом задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, которые спрятались в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    Кто принёс куклу из магазина? Ответ: Зина (магаЗИНА)

2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

6. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

7. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

8. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

9. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

10. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

Конкурс «Угадай»

Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА , ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

Игра «Имена»

Я называю букву, а вы как можно больше имен на эту букву.

Я - Ядвига, Яна, Ян, Янина, Ярослава, Яков

А - Ариадна, Антон, Анна, Архип

О – Олег, Осип, Олимпиада

Кто такие тёзки?

Как вы думаете, кого называют тёзками? Людей, у которых одинаковые имена.

Послушайте про тёзок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

А в нашем классе есть тёзки?

Знакомство со значением имени

Значение и происхождение: принадлежащий Деметре (греч.). Деметра - одно из наиболее почитаемых божеств Олимпийского пантеона, буквальное значение - мать-земля, олицетворение плодородия.

В раннем возрасте у Дмитрия часто проявляются внезапные приступы капризности, чередующиеся с бурным весельем. Затем, взрослея, Дима преображается, в нем начинает пробуждаться самостоятельность, граничащая порою со своеволием, сдержанность и спокойствие. Он дружелюбен, незлоблив, однако обида и несправедливость способны привести его в ярость, часто выходящую за разумные пределы. В детстве это нередко выражается в потасовках, которые могут либо закалить характер, либо, как это ни прискорбно, сломать его.

Имя происходит либо от персидского корня, означающего «солнце», либо от греческого слова «повелитель». Чаще всего Кирилл любит хорошие компании, хотя и предпочитает держаться в них достаточно самостоятельно, и, если что не так, он легко может уйти из нее. При этом уравновешенность с посторонними людьми и семейном кругу иной раз оборачивается излишней строгостью и требовательностью, ведь где-то же ему надо выливать накапливающееся недовольство. Тем не менее, все это наделяет характер Кирилла такими полезными качествами, как способность к терпеливому труду, самостоятельность, завидная работоспособность, умение держаться в коллективе, и многое другое. Главный минус имени - недостаток мягкости и пластичности. Это может привести к чрезмерно болезненному восприятию конфликтных ситуаций, обостряя и без того хорошо развитое самолюбие Кирилла. Обычно Кирилл ценит свою самостоятельность, но нередко люди, соблазнившись его видимой уравновешенностью, пытаются активно воздействовать на него и незаметно наживают себе врага.

На латыни это имя означает «римлянин», на древнегреческом - «крепкий, сильный».

В детском возрасте, когда главная задача ребенка состоит в испытании терпения родителей и учителей, Рома может искренне хотеть быть прилежным учеником, но обычно все выходит несколько иначе. Терпеливость, как правило, не входит в число добродетелей Романа, просто подвижная энергия его имени склоняет к подвижности ума, а потому он то и дело рискует отвлекаться, переключая свое внимание с одного на другое. Впрочем, гораздо чаще Рома очень коммуникабелен и легок в общении, что нередко позволяет многим раньше времени записаться к нему в настоящие друзья.

АНАСТАСИЯ

Имя Анастасия в переводе с греческого означает «воскресение». Анастасия - это имя-преодоление. Субъективно оно напоминает крутую лестницу, где каждый новый слог - это новая ступень, более высокая, более трудная, и только в конце ровная площадка, на которой наконец-то можно перевести дух и вздохнуть с облегчением. Впрочем, это редко проявляется с самого детства, обычно единственное, где такое качество имени находит свое отражение, - это учеба. Едва ли Ася, или Настя, будет схватывать знания на лету, у нее другой склад ума, которому понять - означает проникнуть в самую суть, разложит» все по полочкам. Зато и знания, дающиеся таким нелегким путем, часто оказываются более глубокими. В общении с Анастасией не следует забывать, что если она называет себя Настей, то все вышеназванные черты характера у нее заметно сглажены. И еще: когда Анастасия спокойна и уравновешенна, ее интуиция способна проникнуть в самые глубины вашей души.

В переводе с древнееврейского - "Божий суд".

Даниил - спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры. Общителен, постоянно окружен друзьями. Даниил не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит, и зла долго не помнит. Рожденные зимой Даниилы всегда талантливы и добиваются многого в жизни. Осенние Даниилы расчетливы, несколько эгоистичны. Осваивают самые разнообразные профессии.

Работа в группах

Мы часто в обращении друг к другу искажаем имена (Лёха, Танька и т.д.)

Нравится ли вам, когда так к вам обращаются?

А теперь, наоборот, мы будем придумывать уменьшительно-ласкательные варианты имени.

Задание: на партах ромашки, на каждом лепестке напишите варианты своего имени. Вспомните, как вас называют по-ласковому близкие.

В. Агапов «Дорожите именем своим»

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имен

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечерком и утречком, спросонок

Слушайте их звонкий перезвон:

Света, Миша, Машенька, Максим…

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим!

Работа с пословицами

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек - имя (Русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени (Русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

Объясните смысл пословиц.

Рефлексия

Что нового сегодня узнали на классном часе?

Что понравилось и что запомнилось?

Оборудование : воздушный шар, цветные карандаши, шаблоны «солнышка» с. именами детей и их значениями.

Учитель. Отгадайте загадку: «Мне дано, а все пользуются». (Имя.)

Сегодня мы поговорим о наших именах. Но сначала — разминка. Проверим, хорошо ли вы знаете имена героев русских народных сказок и былин.

➢ Сестрица... (Аленушка).

➢ Братец... (Иванушка).

➢ ... Муромец. (Илья)

➢... Никитич. (Добрыня)

➢... Попович. (Алеша)

➢ ... Прекрасная. (Василиса)

➢ ... — искусница. (Марья)

➢ Повелитель щуки. (Емеля)

➢ ... — кожемяка. (Никита.)

У каждого из нас есть имя. У кого-то оно привычное, часто встречающееся, а у кого-то редкое. Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родители. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество.

Думаю, что не все дети знают значение своего имени и его происхождение.

Каждый ребенок получает шаблон «солнышка», на котором написано простым карандашом имя ребенка. А с обратной стороны — значение имени и его происхождение.

Учитель . Прочитайте, пожалуйста, по очереди вслух значения ваших имен. (Дети читают.) Теперь прочитайте про себя происхождение имени. А сейчас возьмите цветные карандаши и разукрасьте свое имя так, чтобы оно засверкало в лучах солнышка.

Учитель . Имена бывают полные и краткие. Давайте поиграем. Я буду называть краткое имя, а вы — полное.

Леша (Алексей), Леня (Леонид), Женя (Евгений), Вова (Владимир), Саша (Александр), Тема (Артем), Стасик (Станислав), Паша (Павел), Рома (Роман),

Витя (Виктор), Андрюша (Андрей), Коля (Николай), Дима (Дмитрий)...

Валя (Валентина), Света (Светлана), Катя (Екатерина), Лена (Елена), Настя (Анастасия), Надя (Надежда), Вера (Вера), Вика (Виктория), Саша (Александра), Оля (Ольга), Лара (Лариса), Таня (Татьяна), Люда (Людмила).

А теперь послушайте стихотворение И. Бардина и скажите, как зовут мальчика, о котором идет речь.

Лежит возле клумбы. Забытая лейка.

— Кто здесь тебя бросил?

— Мальчишка Андрейка.

Грустят у песочницы

Мяч и Петрушка.

— Кто здесь вас оставил?

— Мальчишка Андрюшка.

Про нас он забыл

И с друзьями играет.

А мама игрушки

За ним собирает.

Учитель. Андрейка и Андрюшка — это уменьшительное от полного имени Андрей. Наверно, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я люблю, когда меня называют...». Например: «Я люблю, когда меня называют Натуся (Иришка, Антошка, Олежек, Машаня)».

Я предлагаю вам поиграть с воздушным шариком вот так: я бросаю шар, например, Лене и называю ее ласково «Леночка». Лена бросает шар следующему человеку и также называет его ласковым именем, и т.д.

Учитель . А теперь давайте займемся стихосложением. Необходимо в конце каждой второй строчки вставить имя, такое, чтобы оно рифмовалось с последним словом первой строки.

С горы на санках несся вниз

Веселый, озорной... (Денис, Борис).

Протекала крыша наша,

И помог нам мастер... (Саша, Паша).

В воскресенье встала рано

Первоклассница... (Светлана, Татьяна).

Пол подмел сегодня в классе

Наш дежурный Сомов... (Вася).

Только что промчался мимо

Мой сосед Григорьев... (Дима).

Решала задачку про мандарины

Отличница наша Петрова... (Марина, Ирина).

Очень уж вкусная манная каша.

Кашу сварила девчушка... (Наташа).

Влезла в лужу по колено

Непослушная... (Елена).

На картинке — Бармалей.

Нарисовал его... (Андрей, Сергей).

А теперь разгадайте ребусы, в которых зашифрованы имена:

Ответы: Наташа, Надежда, Вова, Анастасия, Евгения, Афанасий.

Учитель. Давайте потренируемся в произношении скороговорок, содержащих имена.

➢ Звала по малину Марина Галину.

Марина Галину звала по калину.

➢ Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

➢ Умная Ульяна упала в яму.

➢ Нашего Луку не уложишь на боку.

➢ У Кондрата куртка коротковата.

➢ Сеня незнайка, а Зина зазнайка.

➢ У маленькой Зины арбуз в корзине.

Имена есть у всех людей и даже у героев сказок и мультфильмов. Следующая игра называется «Назови меня по имени». Угадайте, о ком идет речь, и назовите полное имя героя.

➢ «Я обманула медведя, заставила его вернуть меня в коробе домой к бабушке и дедушке». (Машенька — Мария.)

➢ «Говорила мне сестрица не пить воду из ямки от копытца». (Иванушка — Иван.)

➢ «Меня называют дядей за то, что я умный и сообразительный. Я живу в деревне Простоквашино вместе со своими друзьями-животными». (Федор.)

➢ «Только скажу «по щучьему велению, по моему хотению», и ведра сами идут к дому». (Емеля — Емельян.)

➢ «Все называют меня блудным попугаем., а у меня есть имя!» (Кеша — Иннокентий.)

➢ «Мою хозяйку зовут Шапокляк, она водит меня на веревочке». (Лариска — Лариса.)

➢ «Все уважают меня за огромный рост. Я работаю милиционером, а когда возвращаюсь с работы домой — меня видно за версту». (Степа — Степан.)

➢ «Все называют меня краса — длинная коса. (Варвара.)

➢ «Я работаю в зоопарке. Чебурашка — мой лучший друг». (Гена — Геннадий.)

➢ «Я — кот, служу в кошкином доме дворником». (Василий.)

Учитель . А теперь подведем итог. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»

Внеклассное мероприятие 6 класс. Внеклассное мероприятие 7 класс.

Сценарий познавательного мероприятия в форме игры-путешествия по именам.

Классный час «Тайна имени»

Цели : обогатить знания детей о собственных именах в ходе выполнения заданий творческого, исследовательского и развлекательного характера; сплотить коллектив.

Действующие лица

Ход мероприятия

Ребята заранее делятся на пять команд и готовят домашнее задание: маленькую театральную постановку, связанную с каким-нибудь именем. Команды предлагаем составить из учащихся разных классов, к примеру: по пять-шесть человек из 6 «А», 6 «Б» и 6 «В», 7 «А», 7 «Б».

Савва читает книжку, его сестра Ирма сидит на полу и рисует стенгазету. Вдруг Савва поднимает голову от книги.

Савва . Ирма, а почему тут написано: «Как корабль назовешь, так он и поплывет»?

Ирма . Ну как тебе объяснить? А! где-то у мамы была книжка такая...

Ирма убегает за книжкой, возвращается и снова садится на пол, раскрывает книгу.

Ирма . Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. У некоторых индейских племен человек, берущий взаймы, должен был оставить в залог свое имя. Никто в племени не называет его по имени, пока он не вернет долг...

Савва. Это как это?

Ирма . Ну, вот так! Не вернешь мне мою вещь, значит, все тебя будут называть «Эй, ты, иди сюда». Слушай дальше. В лингвистике существует особый раздел - ономастика, посвященный искусству давать имена и науке об именах человека, или антропонимике. Она в свою очередь изучает влияние звучания имени на характер его обладателя.

Савва. Ух, ты! А как, интересно, мое имя влияет на мой характер?

Ирма . Здесь этого не написано, можем найти в Интернете и прочитать, но это мы сделаем потом, зато здесь есть история происхождения имен. Вот, к примеру, твое имя по-арамейски означает «старец». А мое происходит от древнегерманского божества Иримина, речь идет об общем для всех арийцев божестве Германе (Ярило), боге солнца и плодородия. Имя имеет значение «истинна, жизнь».

Савва . А про кого еще что написано? Ирма. Тут про все имена есть. Хочешь, прочитаю? Савва. Давай про ребят прочитаем. Ребята, назовите ваши имена.

Дети по очереди называют свои имена. Ирма зачитывает значения имен ребят, присутствующих на мероприятии. Курсивом выделены предпочтительные значения имени.

Мужские имена

Адам - дословно, в переводе с иврита оно означает «глина».

Алан - аланы - древнее праславянское племя, чьим главным божеством был меч.

Александр - в переводе с древнегреческого - «защитник людей, оберегающий муж».

Алексей - имя по значению равно Александру (древнегреч.).

Альберт - на латыни означает «белый».

Анатолий - «восточный».

Андрей - в переводе с древнегреческого - «мужественный».

Антон - в переводе с древнегреческого - «вступающий в бой, противостоящий».

Аристарх - в переводе с древнегреческого - «лучший начальник».

Артем - в переводе с греческого - «здоровый».

Артур - предположительно имя происходит от кельтского слова, означает «медведь». Это животное очень почиталось жрецами-друидами.

Богдан - имя Богдан пришло на Русь вместе с христианством и является дословным переводом греческого имени Феодот - «данный богом».

Борис - современный вариант старославянского имени Борислав, «славный в борьбе».

Вадим-это имя-загадка для исследователей. Некоторые производят его от авестийских корней, сопоставляя с древнеарийским словом «Вата» или «Вайю», означающим «ветер, символ победы».

Валентин - в переводе с латыни означает «сильный, крепкии, хваткий».

Валерий - в переводе с латыни - «бодрый, крепкий».

Василий - «царский», в переводе с древнегреческого.

Виктор - на латыни означает «победитель».

Виталий - «жизненный», в переводе с латыни.

Владимир - в переводе со старославянского означает «владеющий миром». Стоит заметить, что в старославянском языке слово «мир» чаще употреблялось в значении «договор, согласие».

Владислав - в переводе со старославянского - «владеющий славой».

Вячеслав - в переводе со старославянского «наиславнейший».

Геннадий - с древнегреческого означает «родовитый».

Георгий - в переводе с греческого «землевладелец». Еще один вариант этого имени - Егор.

Григорий - в переводе с греческого «бодрствующий».

Даниил - на иврите означает «Бог - мой судья».

Денис - является русской формой имени древнегреческого бога веселья, плодородия и виноделия Диониса.

Дмитрий - на греческом означает «принадлежащий Деметре», матери-земле, олицетворение плодородия.

Евгений - в переводе с греческого «благородный».

Захар (Захария) - на иврите означает «память Господня».

Иван - русская форма древнееврейского имени Иоанн - «милость Божья».

Игорь - со скандинавского переводиться как «воинственный, охраняемый богом-громовержцем».

Илья - на иврите означает «крепость Господня».

Кирилл - имя происходит от персидского корня, означающего «солнце», либо от греческого слова «повелитель».

Константин - на латыни - «твердый, постоянный».

Лев - имя имеет греческие корни, где оно означало то же, что и в русском языке, - лев.

Леонид - с древнегреческого переводится как «подобный льву».

Максим - на латыни «самый значительный, величайший».

Марк - произошло от латинского корня, означающего «молоток».

Матвей - от древнегреческого имени Матфей - «Божий дар».

Михаил - на иврите - «равный Богу».

Никита - греческое имя - «победитель».

Николай - с греческого языка переводится как «победитель народов».

Олег - в переводе со скандинавского - «священный».

Павел - в переводе с латыни имя дословно означает «малый, малыш».

Петр - дословно - «камень, скала».

Роман - на латыни это имя означает «римлянин». На древнегреческом - «крепкий, сильный».

Руслан - имя уходит корнями в иранский эпос о Рустаме, сыне Залазара. Образ этого богатыря впоследствии был воспринят тюркскими народами, как образ льва.

Сергей - Сергий на латыни означает «высокочтимый».

Станислав - на старославянском означает «славный своей крепостью, станом».

Степан - происходит от греческого Стефан - «венец».

Тимур - на тюркском означает «железный».

Юрий - русская форма греческого имени Георгий.

Ярослав - «славный своей жизненной силой».

Женские имена

Алла - возможно; от древнеарабской богини дождя Аллат, женская параллель Аллаха.

Александра - женская форма греческого имени Александр - «защитница людей, оберегающая».

Алиса - германское имя - «малышка».

Альбина - в переводе с латыни «белая».

Анастасия - на греческом означает «воскресенье».

Анжела - происходит от греческого имени Ангелина - «вестница».

Анна - на иврите - «благодать».

Белла - на латыни - «красавица».

Валентина - в переводе с латыни - «крепкая».

Валерия - в переводе с латыни - «бодрая».

Ванда - в западнославянском наречии - «озорница».

Варвара - в переводе с латыни - «иноземка».

Вера - православное русское имя, одна из трех сестер. «Кто верит, тот знает».

Виктория - в переводе с латыни - «победа».

Галина - имя греческого происхождения - «тихая, спокойная».

Дарья - у персов - «сильная, победительница».

Диана - дословно на латыни имя означает «божественная».

Дина - имя происходит от глагола иврита «судить», таким образом имя означает «судьба».

Ева - имя происходит от еврейского имени Хавва, что означает «жизнь, живая».

Евгения - на греческом означает «благородная».

Екатерина - на греческом означает «чистая всегда, непорочная».

Елена - греческое имя - «факел».

Елизавета - от еврейского имени Елисавета - «почитающая Бога».

Жанна - французская форма имени Иоанна, на иврите означает «милость Господня».

Зинаида - греческое имя - «божественная дочь».

Зоя - греческое имя - «жизнь».

Изабелла - происходит от испанского - «Бог - моя клятва».

Инга - имя происходит от имени древнегерманского бога Инга (скандинавский Ингви-Фрейр). Этот бог был символом плодородия и считался родоначальником одного из германских племен - ингевонов.

Инна - в переводе с латинского - «бурная».

Ирина - в переводе с греческого - «мир».

Камилла - латинское имя. В Риме так называли юношей и девушек из благородных семей, посвященных родителями на служение сонму богов.

Карина - это латинское имя означает «управляющая кораблем, киль корабля».

Кира - в переводе с греческого - «госпожа, владычица».

Кристина - греческое имя - «посвященная Христу».

Ксения, Оксана - в переводе с греческого - «гостья». Оксана - украинская форма данного имени, получившая широкое распространение в России.

Лада - это славянское имя означает «ладная, милая».

Лариса - с греческого переводится как «чайка». В греческой мифологии Ларисой звали фессалийскую нимфу, внучку Посейдона. По легенде, на том месте, где она упала в реку Пеней, был воздвигнут город, названный в ее честь.

Лидия - Лидией назывались богатейшие земли Малой Азии (современная Турция), где в середине первого тысячелетия до нашей эры правил легендарный царь Крез.

Лилия - имя происходит от латинского названия цветка лилиум - «лилия».

Лолита - на латыни значит «полевая трава».

Любовь - православное русское имя, одна из трех сестер. «Кто любит, тот поймет».

Людмила - Мила - славянское имя - «милая людям».

Майя - имя, принадлежащее корнями арийской цивилизации. Означает - «иллюзия, обман, магия».