Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

«Кто такая Анна Снегина в одноименной поэме Есенина. Пересечение персонажей с реальными людьми

На формирование взглядов современников и их потомков влияло художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты. Поэт Сергей Есенин был и остается одним из таких властителей дум людских.

В центре внимания литераторов XIX и XX веков был образ времени с его проблемами, героями, исканиями, сомнениями. О С.А.Есенине в настоящее время все более укрепляется мнение как о крупнейшем социальном мыслителе с обостренным восприятием современности. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенин поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий. Он свято верит в правоту большевиков, их справедливую борьбу. С этими событиями связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне "забрали в волость с хозяйками и со скотом"; крестьянина бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть "коммуну в своем селе"; старика мельника и его жены - доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в "мужицкие дела".

Поэма "Анна Снегина", написанная незадолго до смерти поэта - в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре - судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени. Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину

Вдруг кто-то из них как ахнет! -

И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер - "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старухамельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей.

"Тараканье отродье", - вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс. Примечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме - это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Неслучайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанная Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого - "счастливой были" - и сурового настоящего. Мираж воспоминаний "девушки в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением.

Скажите,

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?

Но как-то печально и странно

Она опускала свой взор...

К разорившим ее крестьянам Анна не испытывает ни злобы, ни ненависти. Не озлобляет ее и эмиграция: она вспоминает свое невозвратимое прошлое со светлой грустью. Образ ее, несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, веет добротой и человечностью. Особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением империалистической и братоубийственной войны звучит гуманистическое начало. Всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями осуждается война: событиями жизни А. Снегиной, мельником и его старухой, возницей.

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

В своем трагическом обличье в поэме предстает время перемен. Поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью" поэтическая оценка событий, ибо видя, "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать только поэт-патриот, испытанный гуманист.

Я думаю,

Как прекрасна

И на ней человек!

Замечательная поэма Есенина "Анна Снегина" поражает читателя при внешней простоте повествования глубиной содержания и еще раз доказывает гениальность и мастерство поэта.

С. Есенин признавался, что его лирика жива одной большой любовью - любовью к России. Родная земля сделала поэту бесценный подарок, крепкими узами связала его с народом. Поэтому Есенин и его лирический герой разделяли участь своей страны и в радостные мгновения, и в минуты горя и печали.

Судьба поэта и судьба России неразрывно связаны, что повлияло на выбор им жанров произведений. «Анна Снегина» - это поэма, в ней эпические события осмысляются через лирические переживания автора. Поэт обращается к «смутному времени» в истории страны. Всего за несколько лет, с 1917 по 1923, было нарушено привычное течение жизни. Русские люди оказались в центре грандиозных социальных потрясений. Сергей Есенин изображает свою родную Рязанщину. На примере одного из уголков деревенской Руси поэт размышляет над судьбой всей страны. Но особый интерес представляет не столько изображение событий, сколько авторское отношение к ним.

В поэме «Анна Снегина» лирический герой особенно близок поэту. Есенин отдает ему часть своей собственной биографии, свой взгляд на мир и представление о жизни. Поэт ненавидит войну. Она осуждается всем ходом поэмы, потому что «всю душу изъела». Отказ от участия в кровавой бойне - это принципиальная позиция есенинского героя. Для него неприемлемы и империалистическая война, и «сплошные мужицкие войны». В них автор видит начало подлинной народной трагедии, от которой едва не «пропала Россия». С сомнением отнесся поэт и к Февральской революции, которая не несла освобождения, «сгоняла на фронт умирать». Оценка октября 1917 года тоже небесспорна. Еще трудно предположить, чем обернется разрушение вековых устоев русской жизни. Мы видим, что большинство мужиков свободу воспринимают как произвол. Упиваясь безнаказанностью, они идут разорять помещичий дом.

Рязанские деревни далеки от Петрограда, мужики не знают, кто такой Ленин, но сразу воспринимают ту сторону событий, которой можно оправдать насилие. Образ эпохи складывается из образа живших в ней людей. Есенин показывает разных мужиков, не идеализируя их. Оглоблин, бывший «драчун и грубиян», меняется вместе с властью, становится вожаком крестьян. Лабутя, «хвальтишка и деревенский трус», живет, не мозоля рук. Печально, что в годы гражданской войны Прон погибает, а его брат остается «в Совете». Интересен характер возницы, умного человека, который, к сожалению, не нашел себя в мире и жил мечтой «выпить в шинке самогонки». Ближе других поэту мельник, воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет русский характер, русскую душу, не искаженную историческими потрясениями. С образом мельника связан идеал поэта. Есенин верит, что духовное начало русской жизни, нравственные ценности нельзя подменить социальными. Поэтому главная тема поэмы - тема человеческой судьбы. На это указывает название поэмы. Анна Онегина для поэта - воплощение юности, мечты, гармонии. С ней связан один из лучших периодов его жизни. В имени героини есть что-то от чистоты белого снега, от цветения черемухи.

Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, - это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой «роковых минут» эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции. Уходят юность и любовь, но остается память - единственное спасение от натиска времени, единственное спасение от вмешательства в жизнь человека.
Поэма заканчивается воспоминанием о «девушке в белой накидке», о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны. Жизнь продолжается, ей главная ценность - любящая, страждущая, верящая человеческая душа.

«Анна Снегина» - лирико-эпическая поэма С. Есенина. Она была начата поэтом в ноябре 1924 г., а завершена в январе 1925 г. Эту поэму можно назвать поэмой-воспоминанием. Нет, не детства - юности. Они живы в памяти - те «суровые, грозные годы». Деревня накануне революции - растревоженная, бурлящая. Горящие взгляды мужиков: «Настает наше времечко!» И тут же - голубая дорожка, запах жасмина, белая накидка, мелькнувшая за палисадником.

В поэме уже как раньше не представляется поэту единым сообществом тружеников, он видит в ней богатых и бедных, угнетателей и угнетенных. Как предвестие развернувшихся в стране событий звучат начальные строфы поэмы, в которых раскрыто вопиющее социальное неравенство крестьян двух деревень - Гадово и Криуши.

Богаты мы лесом и водою,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано...
В другой - нужда, бедность, голод:
Житье у них было плохое -
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч.
Каких уж тут ждать обилий, -
Была бы душа жива...

Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака - Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева.

Поэту близки раздумья земляков, деятельность Прона Оглоблина, в которой он видит единственный путь устранения исторической несправедливости, утвердившихся в деревне порядков. Вместе с земляками поэт приветствует Октябрьскую революцию.
Мельник предстает перед нами как эдакий кряжистый, еще в силе старик. Обнимет- «заревет как медведь». Умеет ладить и с помещицами, и с крестьянами. Расторопен - не по годам - в делах. Гостю принесет, позаботится о помещицах, оставшихся без земли и усадьбы, не поленится письмо послать давнишнему другу в Питер...

В радости - подвижен, суетлив.

В поэме мы не видим нерасчлененной крестьянской массы, нет идеализации пахаря. Есенин увидел жадность возницы, готового обобрать гостя за пустячную услугу, оттенил гостеприимство и добродушие мельника, подчеркнул трусость и бахвальство брата Прона Оглоблина, Лабути. Но выделяя недостатки земляков, их грубость, невежество, бескультурье, в центр своего повествования поэт ставит пафос революционных настроений крестьян, справедливость их борьбы. Именно революционные события определили судьбы всех героев поэмы: Прона Оглоблина, Онегиных, Лабути, мельника и самого поэта.

Анна - дочь помещицы, ставшая женою белогвардейца. Мать Анны - старая помещица - произносит в произведении всего несколько слов. За ними - самообладание, трезвость, сухость, жесткость.
Рыдай - не рыдай, - не помогла...
Теперь он холодный труп... -
«утешает» она дочь, получившую весть о гибели мужа. При встрече с Сергеем Анна говорит:
Давненько я вас не видала,
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала, -
А вы - знаменитый поэт...

Она и в самом деле внешне выглядит светской дамой. Белое платье, шаль, перчатки. Движенья изящны: «лебедя выгнув рукой», «тело ее тугое немного качнулось назад».
Но ее социальные интересы разошлись с интересами поэта. И когда революция поставила С. Есенина между Снегиными и крестьянами, он предпочел пойти с последними: криушане ему были намного ближе радовцев.

Язык поэмы конкретен, выразителен, богат красками, историчен. Он впитал в себя и опыт классического творчества, и опыт речевого общения крестьян. Наиболее отчетливо особенности поэтической речи поэмы заметны в изображении картин природы, монологах и диалогах персонажей.

В создании картин природы в этом произведении Есенин достиг необычайной лаконичности, простоты и яркости. Природа поистине прекрасна, политая потом и кровью родная земля: и «равнинная тихая звень», деревенская даль под золотою порошею луны. Природа живая, трепещущая. В первоначальной свежести, с неповторимыми звуками, красками, запахами. Ее дыхание чувствуется во всей атмосфере поэмы. Есенину чуждо бездумное умиление пейзажем, через него поэт как бы ощущает - каждый раз заново - свою связь с миром. Все безобразное чуждо гармонии природы, оскорбляет ее и потому не может не быть отвергнутым.

Также поэт говорит, что прекрасна родная земля, ее вечно обновляющаяся природа, прекрасна целомудренная, в чистом сердце рожденная любовь, прекрасен человек, который борется за счастье людей, за свободу.

По свидетельству С.


Страница: [ 1 ]

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко.
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».

С. Есенин

Это стихотворение Сергей Есенин посвятил Лидии Кашиной - (1886- 1937) - своей первой юношеской любви.

На родине Сергея Есенина, в селе Константиново, есть дом с мезонином. Когда-то в нем жила помещица Лидия Кашина, с которой, по мнению исследователей, великий лирик писал свою Анну Снегину - героиню одноименной поэмы. В отличие от стихотворной героини, Лидия Ивановна после революции, когда крестьяне изгнали ее из имения, уехала не в Лондон, а в Москву. В начале 20-х годов она работала в редакции газеты "Труд", была одним из первых профессиональных корректоров и литературных редакторов газеты.

Лидия Ивановна Кашина родилась в семье купца Ивана Кулакова, владельца ночлежек, трактиров и доходных домов на знаменитом Хитровом рынке. В книге Гиляровского "Москва и москвичи" нарисована жутковатая картина быта "людей дна", населяющих эти заведения. Среди алчных дельцов, наживающихся на людских бедах, назван и Кулаков. Его заведения Гиляй метко окрестил "Кулаковским подземельем".

В 1903 году, не довольствуясь доходами в Москве, Кулаков купил в Константинове у местного помещика Куприянова усадебный дом с лугами и лесами. Крестьяне побаивались его. "Не столько бил, сколько хитростью и расчетом наказывал, - говорит местный старожил Владимир Ефремов, характеризуя Кулакова по рассказам своей бабки. - Так повернет, что и без вины виноватый должен на него за "так" работать. Иные говорили: лучше бы уж высек на конюшне".

Иван Петрович Кулаков не экономил на тратах на своих детей, и, когда купил дорогую игрушку сыну, сам не курил дорогие сигары, пока не возместил эти расходы, потому что знал цену и своим миллионам, и каждому своему рублю и даже каждой своей копейке. Во время учёбы дочери он не брал её домой на каникулы и на праздники, оставлял ее под лучшим присмотром, который ему вряд ли дешевле обходился, чем тот, который он мог обеспечить сам и бессменная воспитательница его детей Екатерина Ивановна Муретова. Выбившись в люди из трактирных буфетчиков, он и сам не хотел быть никем и своим детям не желал такой участи. Он был расчётливо бережлив, чтобы со всей щедростью и благоразумием распорядиться громадным трудом нажитым состоянием на благо своей семьи и Отечества.

Кулаков дал дочери блестящее образование. Очаровательная барышня легко изъяснялась на нескольких иностранных языках, музицировала и танцевала, как настоящая светская дама...

Лидия окончила Александровский институт благородных девиц (1904), получила хорошее воспитание и образование. Как лучшая выпускница, была награждена «Золотым шифром» - фигурной буквой «А» с наложенной римской цифрой два, что означало имя императора Александра Второго, которое носил институт.

Её брат Борис Кулаков окончил два факультета Московского универститета - исторический и юридический.

Кулаков долго не соглашался благословить брак своей дочери с учителем Николаем Кашиным, который не мог обеспечить ей безбедную жизнь, но, когда убедился в серьезности этих отношений, когда узнал о Кашине «только хорошее», к тому же, не желая позора своей семье, когда дочь сказала, что уйдет с Кашиным, он согласился на этот брак, и дочке и зятю оплачивал квартиру в Москве, и, конечно, оплатил и свадебное путешествие.

В письмах Николаю Петровичу Кашину Лидочка Кулакова писала: «Первым условием отец ставит, чтобы это был человек богатый, а потом - чтобы у него была какая-нибудь карьера, но главное условие - богатство. Этот взгляд он оправдывает тем, что только богатый человек может на мне жениться не исключительно из-за денег» (1 сентября 1904 года); «Он сказал, что не перестаёт думать о нашем деле и что я его очень обижаю, если предполагаю иначе, потому что он готов сделать все на свете для моего счастья, но ему нужно время, время и время, чтобы как следует все обдумать. <…> он говорил еще, что слишком мало Вас знает, но всё-таки то, что он о Вас знает и слышит, - всё только хорошее» (5 октября 1904 года); «Папа согласился, т. к. убедился наконец в том, что моё решение твердо и неизменно; я думаю ещё, что он до некоторой степени убоялся скандала: я сказала, что просто-напросто от него уйду без всякого согласия» (1 апреля 1905 года).

На его средства жили его дети в его домах в Москве и в Константинове и на съемных квартирах в Москве. Он оплачивал квартиру Кашиных и Бориса, студента университета.

В 1911 году Кулаков умер. Имение перешло к Лидии Ивановне. Бывший директор Музея-заповедника Сергея Есенина в Константинове Владимир Астахов, много лет изучавший реальные биографии прототипов стихотворных героев поэта, в 1967 году встречался с Анной Андреевной Ступеньковой, которая прислуживала Кашиной с 1911 по 1918 год. "Она была прямой противоположностью своего отца, - вспоминала Анна Андреевна. - Вся такая тонкая, нежная, возвышенная, неспособная обидеть человека. Бывало, упрекнет так мягко, что и не поймешь, ругает или хвалит. И при этом вся сконфузится: ты, говорит, уж прости меня, голубушка, если я не права... Подарки часто делала. Все раздавала крестьянам, деткам их маленьким. Славная, добрая и умная была барышня".

Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было 16 лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.

Так в начале поэмы. Была ли в реальности эта сцена - неизвестно.
История подтверждает: уже известный на всю Москву молодой поэт пришел в "дом с мезонином" по приглашению самой Лидии Кашиной - она интересовалась его творчеством и просила почитать стихи. Анна Андреевна хорошо запомнила этот визит. В тот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок. Сергей, как показалось Ступеньковой, переступил порог не без робости и с любопытством. "Будто на алтарь какой взошел", - вспоминала Анна Андреевна.

ИИллюстрации Б.А.Дехтерёва к поэме С.А.Есенина
"Анна Снегина"

В поэме Есенин рассказывает об этой встрече иначе:

Был скромный такой мальчишка,
А нынче...
Поди ж ты...
Вот.
Писатель...
Известная шишка...
Без просьбы уж к нам не придет.

Как бы переговариваются между собой мать и дочь Снегины. В действительности, похоже, поэт заметно робел. Ведь он, сын простых крестьян, всегда воспринимал барышню как нечто из "иных миров"...
Затем герои поэмы временно теряют друг друга из виду. Войны, революции, сумятица, описания гибельности происходящего - на этом фоне теплится неугасимое юношеское чувство, как бы олицетворяя неиссякаемую красоту.

И - встреча:
Луна хохотала, как клоун.
И в сердце, хоть прежнего нет,
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет.
Расстались мы с ней
на рассвете...
Сгущалась, туманилась даль...
Не знаю, зачем я трогал
Перчатки ее и шаль.

Далее жизнь Снегиной складывается довольно типично для женщины ее происхождения. Гибель мужа во время гражданской войны, - по всей видимости, он сражался на стороне Белой армии. Крестьяне сжигают имение. Сама Анна исчезает. И вдруг, спустя годы, письмо из Англии, "и почерк такой беспечный" - да, от нее.
"Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал..." Оно полно тоски по России:

Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов
все пристальней
На красный советский флаг.

Судьба Кашиной была совсем иной. Увы, куда печальней и трагичней, чем у героини поэмы. Из России она никуда не уезжала.

В начале 70-х Владимиру Астахову удалось разыскать сына Лидии Ивановны. Георгий Николаевич Кашин был еще совсем малышом, когда после выселения из усадьбы в 1918 году он с матерью и маленьким братом переехал в Москву. Крестьяне села Константиново действительно намеревались сжечь усадьбу. Вероятно, именно это бы и произошло, если бы не вмешательство Есенина. Во всяком случае, по воспоминаниям сестры поэта Александры, он выступил с пламенной речью на собрании колхоза:"Растащите, разломаете все, и никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас!" Через год в "доме с мезонином" был открыт медпункт, а потом в нем поселились учителя, преподававшие в местной школе.

Кашина в отличие от Снегиной не успела стать вдовой. Ее муж, Николай Кашин, сначала обычный деревенский учитель, стал исследователем творчества Александра Островского, под его редакцией вышло первое собрание сочинений русского классика. Николай Кашин стал одним из первых советских профессоров.
В 1919 году Лидия Ивановна, чтобы прокормить двоих детей, нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой, шила на дому, а в 1922 году ее взяли на работу в издательство недавно основанной газеты "Труд". Редакции были необходимы хорошо образованные, грамотные люди.

Лидия Ивановна в течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а потом - литературного редактора. В эти годы Есенин навещал Кашину в Москве. И даже целый месяц гостил у нее: самому поэту в 1918 году жить было негде. В архиве столичного музея-квартиры Есенина есть фотографии, где они вместе пьют чай. У обоих - веселые, по-дружески открытые лица.

В начале 30-х семьей Кашиных заинтересовались "органы", а в 1936 году взяли профессора Кашина. В 1937 году была арестована Лидия Ивановна. Официально считалось, что она в тот же год умерла от рака...
Род Кашиных продолжается. Внуки и правнуки Лидии Ивановны живут в Москве. "Кашины иногда приезжают в наши края, - рассказывают жители Константинова, - одну из правнучек зовут Аней, и она напоминает ту девушку в белой накидке... А еще больше она напоминает самого Сергея Александровича. Беленькая, кудрявая, веселая..."
Но это уже наверняка совпадения. Судя по всему, роман Кашиной и Есенина был чисто платоническим.

Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Так поэма заканчивается.

"Белый дом" сохраняется и сейчас. Это часть есенинского музея. Редкие письма, фотографии и среди документов - копия трудовой книжки Лидии Кашиной, где сохранилась запись о том, что она работала в редакции газеты "Труд". Удивительное прикосновение многолетней судьбы газеты к великой и горькой есенинской судьбе.

По материалам

статья Н. Лесковой "Девушка в белой накидке"

Сочинение

С. Есенин признавался, что его лирика жива одной большой любовью - любовью к России. Родная земля сделала поэту бесценный подарок, крепкими узами связала его с народом. Поэтому Есенин и его лирический герой разделяли участь своей страны и в радостные мгновения, и в минуты горя и печали.

Судьба поэта и судьба России неразрывно связаны, что повлияло на выбор им жанров произведений. «Анна Снегина» - это поэма, в ней эпические события осмысляются через лирические переживания автора. Поэт обращается к «смутному времени» в истории страны. Всего за несколько лет, с 1917 по 1923, было нарушено привычное течение жизни. Русские люди оказались в центре грандиозных социальных потрясений. Сергей Есенин изображает свою родную Рязанщину. На примере одного из уголков деревенской Руси поэт размышляет над судьбой всей страны. Но особый интерес представляет не столько изображение событий, сколько авторское отношение к ним.

В поэме «Анна Снегина» лирический герой особенно близок поэту. Есенин отдает ему часть своей собственной биографии, свой взгляд на мир и представление о жизни. Поэт ненавидит войну. Она осуждается всем ходом поэмы, потому что «всю душу изъела». Отказ от участия в кровавой бойне - это принципиальная позиция есенинского героя. Для него неприемлемы и империалистическая война, и «сплошные мужицкие войны». В них автор видит начало подлинной народной трагедии, от которой едва не «пропала Россия». С сомнением отнесся поэт и к Февральской революции, которая не несла освобождения, «сгоняла на фронт умирать». Оценка октября 1917 года тоже небесспорна. Еще трудно предположить, чем обернется разрушение вековых устоев русской жизни. Мы видим, что большинство мужиков свободу воспринимают как произвол. Упиваясь безнаказанностью, они идут разорять помещичий дом.

Рязанские деревни далеки от Петрограда, мужики не знают, кто такой Ленин, но сразу воспринимают ту сторону событий, которой можно оправдать насилие. Образ эпохи складывается из образа живших в ней людей. Есенин показывает разных мужиков, не идеализируя их. Оглоблин, бывший «драчун и грубиян», меняется вместе с властью, становится вожаком крестьян. Лабутя, «хвальтишка и деревенский трус», живет, не мозоля рук. Печально, что в годы гражданской войны Прон погибает, а его брат остается «в Совете». Интересен характер возницы, умного человека, который, к сожалению, не нашел себя в мире и жил мечтой «выпить в шинке самогонки». Ближе других поэту мельник, воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет русский характер, русскую душу, не искаженную историческими потрясениями. С образом мельника связан идеал поэта. Есенин верит, что духовное начало русской жизни, нравственные ценности нельзя подменить социальными. Поэтому главная тема поэмы - тема человеческой судьбы. На это указывает название поэмы. Анна Онегина для поэта - воплощение юности, мечты, гармонии. С ней связан один из лучших периодов его жизни. В имени героини есть что-то от чистоты белого снега, от цветения черемухи.

Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, - это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой «роковых минут» эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции. Уходят юность и любовь, но остается память - единственное спасение от натиска времени, единственное спасение от вмешательства в жизнь человека.
Поэма заканчивается воспоминанием о «девушке в белой накидке», о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны. Жизнь продолжается, ей главная ценность - любящая, страждущая, верящая человеческая душа.

«Анна Снегина» - лирико-эпическая поэма С. Есенина. Она была начата поэтом в ноябре 1924 г., а завершена в январе 1925 г. Эту поэму можно назвать поэмой-воспоминанием. Нет, не детства - юности. Они живы в памяти - те «суровые, грозные годы». Деревня накануне революции - растревоженная, бурлящая. Горящие взгляды мужиков: «Настает наше времечко!» И тут же - голубая дорожка, запах жасмина, белая накидка, мелькнувшая за палисадником.

В поэме уже как раньше не представляется поэту единым сообществом тружеников, он видит в ней богатых и бедных, угнетателей и угнетенных. Как предвестие развернувшихся в стране событий звучат начальные строфы поэмы, в которых раскрыто вопиющее социальное неравенство крестьян двух деревень - Гадово и Криуши.

Богаты мы лесом и водою,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано...
В другой - нужда, бедность, голод:
Житье у них было плохое -
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч.
Каких уж тут ждать обилий, -
Была бы душа жива...

Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака - Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева.

Поэту близки раздумья земляков, деятельность Прона Оглоблина, в которой он видит единственный путь устранения исторической несправедливости, утвердившихся в деревне порядков. Вместе с земляками поэт приветствует Октябрьскую революцию.
Мельник предстает перед нами как эдакий кряжистый, еще в силе старик. Обнимет- «заревет как медведь». Умеет ладить и с помещицами, и с крестьянами. Расторопен - не по годам - в делах. Гостю принесет, позаботится о помещицах, оставшихся без земли и усадьбы, не поленится письмо послать давнишнему другу в Питер...

В радости - подвижен, суетлив.

В поэме мы не видим нерасчлененной крестьянской массы, нет идеализации пахаря. Есенин увидел жадность возницы, готового обобрать гостя за пустячную услугу, оттенил гостеприимство и добродушие мельника, подчеркнул трусость и бахвальство брата Прона Оглоблина, Лабути. Но выделяя недостатки земляков, их грубость, невежество, бескультурье, в центр своего повествования поэт ставит пафос революционных настроений крестьян, справедливость их борьбы. Именно революционные события определили судьбы всех героев поэмы: Прона Оглоблина, Онегиных, Лабути, мельника и самого поэта.

Анна - дочь помещицы, ставшая женою белогвардейца. Мать Анны - старая помещица - произносит в произведении всего несколько слов. За ними - самообладание, трезвость, сухость, жесткость.
Рыдай - не рыдай, - не помогла...
Теперь он холодный труп... -
«утешает» она дочь, получившую весть о гибели мужа. При встрече с Сергеем Анна говорит:
Давненько я вас не видала,
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала, -
А вы - знаменитый поэт...

Она и в самом деле внешне выглядит светской дамой. Белое платье, шаль, перчатки. Движенья изящны: «лебедя выгнув рукой», «тело ее тугое немного качнулось назад».
Но ее социальные интересы разошлись с интересами поэта. И когда революция поставила С. Есенина между Снегиными и крестьянами, он предпочел пойти с последними: криушане ему были намного ближе радовцев.

Язык поэмы конкретен, выразителен, богат красками, историчен. Он впитал в себя и опыт классического творчества, и опыт речевого общения крестьян. Наиболее отчетливо особенности поэтической речи поэмы заметны в изображении картин природы, монологах и диалогах персонажей.

В создании картин природы в этом произведении Есенин достиг необычайной лаконичности, простоты и яркости. Природа поистине прекрасна, политая потом и кровью родная земля: и «равнинная тихая звень», деревенская даль под золотою порошею луны. Природа живая, трепещущая. В первоначальной свежести, с неповторимыми звуками, красками, запахами. Ее дыхание чувствуется во всей атмосфере поэмы. Есенину чуждо бездумное умиление пейзажем, через него поэт как бы ощущает - каждый раз заново - свою связь с миром. Все безобразное чуждо гармонии природы, оскорбляет ее и потому не может не быть отвергнутым.

Также поэт говорит, что прекрасна родная земля, ее вечно обновляющаяся природа, прекрасна целомудренная, в чистом сердце рожденная любовь, прекрасен человек, который борется за счастье людей, за свободу.

По свидетельству С. А. Толстой-Есениной, поэма «Анна Онегина» имела большой успех у ряда читателей, но литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. На Есенина это произвело тяжелое впечатление.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ поэмы «Анна Снегина» Тема Родины в лирике Есенина Как изображает С.А. Есенин Россию в лирике и поэме "Анна Снегина" Поэма о судьбе человека и Родины (поэма С. Есенина "Анна Онегина") Сюжет и композиция поэмы С. Есенина «Анна Снегина» Родина в поэме Есенина «Анна Снегина»

Анна Снегина - поэма Сергея Есенина, носящая автобиографический характер.

В ней под изменёнными именами (пожалуй, кроме главного героя Сергуши) действуют реальные люди, с которыми встречался поэт.

В «Анне Снегиной» отразил свои воспоминания о родном селе, юношеской любви и революции. Вместе с тем это трагическое произведение, в котором отразилась судьба целой страны.

Сергуша - главный герой поэмы. Это молодой поэт, который приехал в родное село из Петрограда, устав от революционной борьбы. Приезжего тут же обступили сельские жители и стали расспрашивать о жизни в столице, о революционных событиях и о Ленине - легендарном человеке, который взбудоражил всю страну.

Одним из тех, кого он встретил, был Прон Оглоблин - житель соседнего села Криуши. Оглоблин сочувствует революционерам и сам известен в селе как агитатор и организатор. В то же время к поэту приезжает Анна Снегина - молодая помещица, в которую герой был когда-то влюблён. Они начинают вспоминать былые годы, проникаются друг другом: в них, казалось бы, всё ещё теплятся какие-то чувства.

Прон Оглоблин тем временем приглашает Сергушу в Криушу. Поэт едет туда и застаёт бунт: взбунтовавшиеся крестьяне требуют от барыни - Анны Снегиной - отдать им землю. Сергуша оказывается втянутым в конфликт и становится на сторону крестьян. Из-за этого между ним и девушкой вспыхивает ссора. Земля в конце концов достаётся крестьянам, а Анна, попросив прощения за обиду, уезжает из села.

Сергей возвращается в Петроград и вскоре получает два письма; в одном из них пишут, что Прон Оглоблин расстрелян деникинским отрядом, а второе письмо - от Анны Снегиной, живущей теперь в Лондоне.

Столкновение противоречий

В поэме «Анна Снегина» Есенин отразил противоречивые чувства, охватывавшие его в тот период.

  • С одной стороны, протагонистами поэмы выступают сельские революционеры, а также Сергей - революционный поэт из столицы;
  • С другой стороны, безусловно положительным персонажем является Анна Снегина - дворянка, помещица, хозяйка своего имения с крестьянами, которым герой вначале сочувствовал. От Анны веет добротой и человечностью, и предводитель крестьян Оглоблин из положительного персонажа превращается в отрицательного - бунтовщика и разрушителя любви;
  • С третьей стороны, в Белом движении, представленном дворянами и защищавшим дворянские интересы, Есенин также видит врага: Деникин не менее жесток и ужасен, чем Прон, которого он в финале поэмы убивает.

Известно, что во время написания «Анны Снегиной» Есенин пытался отойти от прежней богемно-бунтарской жизни, «излечиться» от неё в провинции и с этой целью поехал на Кавказ. Видимо, в этот поздний период (поэма написана незадолго до смерти Есенина) поэт начал пересматривать свои взгляды на события в стране и на жизнь вообще; по словам его друзей, Есенин даже «впал в грех уныния».

Образ Анны Снегиной символизировал его «ретроградные» убеждения, возврат к прежним человеческим ценностям. Кроме того, в поэме сталкиваются личные переживания героя и внешняя обстановка. Меланхоличность Сергея и его тоска по утраченной юности, которую олицетворяла всё та же Анна Снегина, оказывается неуместной на фоне «революционного» развала страны. Снегина предстаёт как мираж, остаток прежней реальности, которая уже никогда не вернётся.