Консультации родителей по детям овз. Консультация для родителей «Мой ребёнок — инвалид
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.
Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.
Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.
На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.
Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:
1. Преодолевайте страх и отчаяние.
2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:
— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);
— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители - основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).
В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.
Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.
Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.
Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».
Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.
Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Марина Меньшикова
Консультация для родителей «Кто такие дети с ОВЗ»
В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития1.
Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети , и родители , и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.
В рамках работы с родителями используются самые разнообразные традиционные и не традиционные формы, такие , как родительские собрания , общешкольные конференции, индивидуальные и групповые консультации педагога , посещения на дому, родительские тренинги и многие другие.
«Тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ »
Консультации являются одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей , боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями .
Консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем . Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком : особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи2.
Общая цель консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ – повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели поставлены задачи : информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания; дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития; формировать позитивную самооценку родителей , оказать помощь в умении снять тревожность.
Принцип работы с родителями – закрепление сотрудничества между родителями и школой ; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Темы консультаций :
1. Использование оборудования для дистанционного обучения.
2. Навыки работы на компьютере, в Интернет–сети.
3. Использование оборудования кабинета «Доступная среда» на индивидуальных занятиях.
4. Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
5. Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития.
6. Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
7. Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.
8. Особенности речевого развития школьника с ОВЗ, работа по устранению
недостатков в речевом развитии.
9. Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации.
10. Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.
11. Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка.
12. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
13. Плохая память ребенка. Как ее развить?
14. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
15. Наказания детей. Какими им быть?
16. Тревожность детей. К чему она может привести?
17. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
18. Грубость и непонимание в семье.
19. Талантливый ребенок в семье.
20. Друзья детей – друзья или враги?
Ожидаемые результаты : гармонизация детско-родительских отношений , коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей , формирование у родителей представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.
Заключение
Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей .
Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях , индивидуальных и групповых консультациях , оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование , родительские собрания и др . 3
Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.
Список литературы
1. Екжанова, Е. А. От интеграции к инклюзии / Е. А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 1631 августа. С. 3437.
2. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 514.
3. Инклюзивное образование : ключевые понятия / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М. Владимир : Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
4. Акимова О. И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : региональный аспект. Сборник : Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж. В. Глушак Е. В. Инклюзивное образование : результаты, опыт и перспективы : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
Светлана Пименова
Консультация для родителей «Ребенок с ОВЗ»
Дети с ОВЗ. Кто они?
Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит : ограниченные возможности здоровья.
К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
С расстройством поведения и общения;
С нарушениями слуха;
С нарушениями зрения;
С речевыми дисфункциями;
С изменениями опорно-двигательного аппарата;
С отсталостью умственного развития;
С задержкой психического развития;
Комплексные нарушения.
Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития.
Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром . Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.
Роль родителей
Как быть родителям , у которых ребенок с ОВЗ . Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя» . Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку , несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей , стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви , но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка , просто потому, что ребенок есть , такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей –
не забывайте о себе!
Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка . Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка , и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка .
Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители , у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.
Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком , но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.
Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку , ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Ребенок и природа» Консультация для родителей «Ребенок и природа» Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными.
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей) , из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
- с нарушением слуха (слабослышащие) ;
- с нарушением зрения (слабовидящие) ;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма) ;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями) .
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.
Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком. Рассмотрим их подробнее.
Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
- Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
- Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя) ;
- Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.) ;
- Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.) ;
- Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина) ;
- Катание на велосипеде;
- Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон» , «Ударь как мышонок» );
- Пальчиковые игры;
- Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.) .
Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку) .
Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
Также можно использовать элементы «Холдинг-терапии» . Например: Держите ребенка на коленях, подолгу рассказывайте ему истории из жизни, пропевайте песенки-потешки, при этом покачивая ребенка, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза» .
Постепенно включайте все новые истории – короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка (вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т.д.) .
Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, налить сок в стакан, мыть посуду или стирать руками предметы своей одежды (носовой платок, носки) . Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи) .
Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею» . Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось) .
Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды) . Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.
Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку – поиграл – убрал на место) .
Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.) . Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие) .
При обучении новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:
1. Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т.д., т.е. вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию) .
Например: сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон» .
2. Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т.д.) .
Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе» .
3. Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает) .
В целом, работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а разбить их на несколько небольших задач, которые будут решаться постепенно: от одной переходя плавно к следующей.
Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ОВЗ (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня) . В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
Сценарий беседы и план консультаций для родителей детей с ОВЗ.
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ Грушевской ООШ
Аксайского района Ростовской области
Черскова Татьяна Александровна
ст. Грушевская
Сценарий беседы «Мы - дружная семья»
Введение
Организационный момент, приветствие участников беседы.
Начало беседы с участниками о проблемах, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с общих трудностей. Он
Выявление наиболее актуальных и острых проблем, интересующих конкретно данных родителей.
Среди подобного рода проблем могут быть названы:
- характер взаимоотношений в семье;
- отношение родителей к больному ребенку;
- отвержение больного ребенка отцом (матерью);
- развод как фактор, усугубляющий психологическое состояние ребенка и внутрисемейную атмосферу.
Основная часть
Участники группы знакомятся с целями и задачами данного этапа:
- гармонизация внутрисемейных отношений;
- оптимизация супружеских отношений;
- установление взаимопонимания и адекватных взаимоотношений в семейном треугольнике: мать - отец - ребенок;
- формирование в родительском сознании установки на преодоление отторжения больного ребенка отцом или матерью.
В конце обсуждения, подводя итог, психолог обозначает в качестве главного направления работы группы следующую проблему: «Гармонизация внутрисемейных отношений - мама, папа, я - дружная семья».
Проведение Социограммы «Моя семья»
Для выявления особенностей взаимоотношений, возникающих в семье, раскрытия тех характеристик семьи, которые участники группы в предварительной беседе намеренно или случайно не обозначили, используется социограмма «Моя семья». Социограмма представляет собой краткий тест, заимствованный из методического пособия Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М. - СПб., 1996), позволяющий визуализировать отношения, существующие в семье между ее членами. Участникам группы раздаются специально подготовленные бланки с изображенным в центре листа кругом и помещенной в верхней части листа инструкцией.
После завершения работы полученные результаты обсуждаются всей группой. Следует отметить, что использование теста направлено на то, чтобы помочь родителям понять связи, которые существуют в их семьях.
Заключение
Итог встречи
Подводя итоги встречи, психолог интересуется у участников, что полезного они узнали, что для них было важным, благодарит всех участников группы за совместную работу.
План консультаций для родителей детей с ОВЗ
Введение
Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Общая цель консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ – повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели поставлены задачи: информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания; дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития; формировать позитивную самооценку родителей, оказать помощь в умении снять тревожность.
Принцип работы с родителями – закрепление сотрудничества между родителями и школой; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.
План консультаций:
Сентябрь
1. Использование оборудования для дистанционного обучения.
2. Навыки работы на компьютере, в Интернет–сети.
Октябрь
4. Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
6. Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Ноябрь
7. Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.
8. Особенности речевого развития школьника с ОВЗ, работа по устранению
недостатков в речевом развитии.
Декабрь
9. Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации.
10. Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.
Январь
11. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
12. Плохая память ребенка. Как ее развить?
Февраль - март
14. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть?
15. Тревожность детей. К чему она может привести?
Апрель-май
16. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
17. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Организация отдыха ребенка.
Заключение
Ожидаемые результаты: гармонизация детско-родительских отношений, коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, формирование у родителей представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.
Список литературы
1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5‒14.
2. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
3. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
4. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.