Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Когда проходит гиперактивность у ребенка. Детская гиперактивность: ее виды, симптомы и методы лечения. В каком возрасте чаще всего сдвг проходит

Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается

67868

в последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. в 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. игорьку интересно всё, и в то же время ничего. он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…часто ломает игрушки. среди детей игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. не слушается! не может успокоиться! и не может себя контролировать! с трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? пройдёт ли она со временем? отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? как правильно вести себя с таким ребенком? нужно ли его лечить? постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. на сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения сдвг (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и сдвг).

признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий сдвг, может иметь следующие характерные особенности поведения:

дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

двигательная расторможенность

1. постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (сдвг) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ммд) и неврологические нарушения.


что нужно знать родителям гиперактивных детей

если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или сдвг) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с сдвг – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

общие советы родителям гиперактивных детей

ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. в некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. по возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. и обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). соблюдайте режим приема пищи и диету.

воспитание малыша с сдвг

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. всё весьма индивидуально. и отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. в подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. на агрессию он часто отвечает агрессией. поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «нет, я сказала, больше никаких игр! живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (и пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

развитие и занятия с ребенком с сдвг

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. предлагайте зрительные опоры – подсказки. убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

в нашем магазине:

Материал к занятию.

Ежедневно мы слышим такой термин, как «гиперактивный ребенок». Воспитатели, учителя и доктора именуют гиперактивным почти каждое второе чадо, которое неспособно даже на минутку остановиться и сосредоточиться. Но как отличить простого непоседу от гиперактивного малыша? И как понять, что делать: помочь ребенку избавиться от неврологической патологии или просто позволить ему наслаждаться детским баловством?

В силу своей любознательности, энергичности и не до конца сформированной нервной системы, дети всегда подвижные, эмоциональные и активные. И это нормально, ведь природа позаботилась о том, чтобы детство прошло в поисках новых открытий и познания мира. Но среди общей массы непосед всегда выделяется один или несколько шалунов, которых мило называют «шило в попе». Такие детки считаются гиперактивными: они сметают все на своем пути, совершают отчаянные поступки, и порой до смерти пугают взволнованных родителей.

У кого в семье живет такой суетливый ребенок, рано или поздно задается вопросом, здоров ли их живчик. Порой трудно понять, что именно с ребенком происходит: он болен, плохо воспитан или это особенности характера.

И даже если ваш ребенок отчаянно бегает по детской площадке, стараясь перевернуть все вверх дном, когда остальные малыши мило играют в песочнице, это еще ни о чем не говорит. Как же быть в этой ситуации?! Советы специалистов помогут вам разобраться.

Если гиперактивность ребенка является его чертой характера, ему трудно запомнить и воспроизвести сложный алгоритм действий. Например, мама просит убрать комнату, а ребенок не может это сделать, потому что просьба трудна для восприятия. Но если поочередно попросить его сложить игрушки, а потом застелить постель, проблем у малыша не возникнет и он выполнит просьбу мамы. Такому малышу порой сложно успокоиться и выполнять некоторые действия, но это не исключает его достаточное развитие, дружбу, учебу. В данной ситуации малыш просто нуждается в режиме и понимании родителей.

Совсем другое дело, если ребенок не способен развиваться, концентрироваться на учебе, дружить без конфликтов. Если вы замечаете, что ребенок неуправляемый, импульсивный, проявляет агрессию и невнимательность, надеяться что «само пройдет» бессмысленно, поскольку из гиперактивного малыша вырастет эмоционально нестабильный взрослый. В этом случае ребенок перестает быть полноценным членом общества и без адекватной помощи специалистов (невролога, психолога) обойтись невозможно.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Диагноз СДВГ был официально признан в качестве диагноза в 80-х годах. Среди нервно-психических расстройств СДВГ был обозначен, как гиперкинетическое нарушение (полное отсутствие самоконтроля и невозможность концентрации внимания).


Что же такое СДВГ? Это отклонение в организме, которое заключается в расстройстве внимания. Оно проявляется рассеянностью, упрямством, тяжелым восприятием новой информации, неусидчивостью.

Проявляется патология еще в детстве. Если с гиперактивным ребенком вовремя начинает работать психолог, а родители учатся правильно себя вести по отношению к малышу, СДВГ успешно «перерастается». Если такое состояние ребенка не было скорректировано, во взрослом возрасте возникают проблемы в интеллектуальном развитии и общении с окружающим миром.

Кто занимается гиперактивностью, кто ставит диагноз и лечит?

Вы заметили у ребенка признаки СДВГ? Вам нужно обратиться к лечащему врачу. Если он поддержит ваши волнения, даст направление к узким специалистам ― психиатру и неврологу.

Окончательный диагноз поставит психиатр, после проведения психологических тестов, сбора анамнеза ребенка, изучения его поведения.

Как правило, ребенку с диагнозом СДВГ назначают комплексное лечение ― поведенческую коррекцию, тренинги для социализации, общение в группах поддержки для пациентов с СДВГ. Лечением ребенка будет заниматься личный психолог.

Диагностика гиперактивности

Для подтверждения СДВГ врачи используют феноменологическую психологическую характеристику. Общепринятые критерии СДВГ были разработаны Американской ассоциацией психиатров.

В соответствии с диагностическими стандартами, СДВГ может быть установлен начиная со школьного возраста.

Диагноз СДВГ ставится, если:

  1. На протяжении 6 месяцев и дольше отмечается невнимательность, повышенная импульсивность, гиперактивность.
  2. Симптомы должны выражаться очень ярко и не быть характерными для имеющегося возраста ребенка.
  3. Определенные симптомы СДВГ были замечены до семилетнего возраста.

Симптоматика СДВГ должна быть подтверждена минимум в двух различных обстоятельствах, например, дома, у доктора в кабинете, школе, при общении с друзьями. Если диагностика проводится у взрослого человека, изучают его поведение дома и в рабочей обстановке.

Малышей до шести лет не обследуют на предмет присутствия гиперактивности. И только с семилетнего возраста можно говорить о признаках СДВГ, которые требуют консультации с доктором.

Диагноз — гиперактивность

С диагнозом СДВГ сталкивается от 4 до 22% школьников. С такой болезнью ребенок начинает свой школьный путь с трудностями, ведь проблема СДВГ заключается не только в нервно-психологическом нарушении, но и в воспитательных, двигательных, социальных, языковых аспектах.

Первые неудачи в учебе, отношениях с одноклассниками еще сильнее усугубляют состояние ребенка. Нередко к диагнозу СДВГ присоединяется пониженная самооценка, эмоциональные расстройства. Ребенок отстает от школьной программы, неспособен себя реализовать.

Повзрослев, лишь 25% больных, у которых был СДВГ в детстве, считаются здоровыми. Остальные 75% испытывают трудности в зрелой жизни и нередко живут антисоциально. Нередки случаи алкоголизма, наркомании, тяжелых психических расстройств. Поэтому при диагностировании СДВГ, ребенку нужна полноценная коррекция гиперактивности. Для этого индивидуально подбирают коррекционные программы с учетом характера малыша, обстановки в семье, уровня гиперактивности.

Особенности гиперактивности

Не каждого непоседу относят к категории детей с гиперактивностью. Подозрения возникают, когда у ребенка возникает сразу три характерных проявления:

  1. Гиперактивность.
  2. Дефицит внимания.
  3. Импульсивность.

Наблюдая за ребенком, можно выделить три подтипа поведенческого расстройства:

  • с дефицитом внимания ― есть трудности с концентрацией;
  • с гиперативностью ― ребенок отличается гипервозбудимостью;
  • смешанный подтип ― присутствует и нехватка внимания, и чрезмерная активность.

Признаки и симптомы гиперактивности у детей и взрослых

Первые «звоночки» гиперактивности часто просматриваются в грудном возрасте.

Родители должны обращать внимание на такие особенности поведения грудничка:

  • Малыш значительно опережает сверстников в физическом развитии: раньше переворачивается, встает, ползает, бегает.
  • Грудничок плохо засыпает, становится активным перед засыпанием.
  • Грудничек с СДВГ мало спит по сравнению со среднестатистическими нормами для его возраста.
  • Чтобы малыш уснул, его нужно длительно укачивать, он резко просыпается от любого шороха, а потом с трудом засыпает.
  • Грудничок бурно реагирует на новый звук, смену обстановки, чужих людей.
  • Чадо не может надолго увлечься одной игрушкой.

Дефицит внимания у ребенка школьного возраста проявляется следующими симптомами:

  • Ребенок не акцентирует внимание на одном предмете/занятии.
  • Ребенок не может сконцентрироваться, что служит причиной ошибок ― пропускает слова в тексте, не может выучить стихотворение. Он часто не может завершить начатое до логического конца, например, не может решить математический пример.
  • Малыш не замечает, что к нему кто-то обращается, что происходит вокруг него. Бывает и противоположная ситуация ― малыш бурно реагирует на любой шум.
  • Если ребенок получил четкую инструкцию, например, его попросили убрать посуду со стола и вымыть ее, он не может выполнить все до конца.
  • Ребенок переключается с одного занятие на другое и не в состоянии организовать свою работу.
  • Он начинает нервничать, если ему предстоит умственная деятельность, поэтому всячески избегает выполнения домашнего задания.
  • Ребенок отличается забывчивостью, часто теряет вещи.

Импульсивность и гиперактивность у непоседы можно заподозрить по таким признакам:

  • Малыш не сидит на месте, резко вскакивает, постоянно бегает.
  • В волнительной ситуации ребенок начинает активно шевелить ручкам и ножками, ерзать на стуле.
  • Ребенок плохо относится к спокойным играм, они его не интересуют, вызывают раздражение.
  • В любой ситуации поведение ребенка можно назвать «заведенным».
  • На протяжении дня ребенок часто выкрикивает, активно шумит.
  • У него отсутствует терпение, и он всегда отвечает, не дослушав вопрос.
  • Ребенок никогда не ждет своей очереди во время групповых игр.
  • Малыш регулярно вмешивается в разговор.

Для констатации СДВГ у ребенка должно быть 6 и больше симптомов из всех вышеперечисленных.

Во взрослом возрасте патологическая гиперактивность проявляется несколько иначе.

Понять, что человек болен, можно по таким признакам:

  • Невнимательность, забывчивость и несобранность. Жизнь человека с таким распорядком напоминает хаос.
  • Импульсивность и эмоциональные трудности. Например, человек делает необдуманные покупки, ссорится с коллегами, проявляет неуважение к другим.
  • Пониженная самооценка и снижение мотивации. Человек крайне самокритичен, каждую неудачу рассматривает как свою неполноценность, у него нет желания завершать начатое до конца.
  • Возникает тревожность и признаки депрессии после осознания того, что он не способен справляться со своей жизнью.
  • Проблемы со здоровьем. Люды с гиперактивным поведением редко концентрируются на своем самочувствии и запускают болезни. Кроме этого, тревожность и стресс усугубляют состояние.

У большинства людей с СДВГ во взрослом возрасте нет проблем с самореализацией. Несмотря на плохую успеваемость в школе, они в некоторой мере добиваются успеха в жизни.

Причины гиперактивности у грудничков?

Гиперактивность у малыша может возникнуть под влиянием разных факторов, например:

  1. Угроза выкидыша на ранних сроках.
  2. Внеплановые, скоротечные, стимулированные роды.
  3. Родовые травмы позвонка, асфиксия при родах.
  4. Заболевания грудничка на фоне сильной лихорадки.
  5. Заболевания, влияющие на работу головного мозга (астма, дисфункция почек, диабет).
  6. Несоблюдение матерью благоприятных условий для внутриутробного развития (алкоголь, стресс, инфекции).

Кто из будущих матерей находится в группе риска рождения гиперактивного ребенка?

К сожалению, точные причины развития гиперактивности неизвестны, но есть косвенные причины этого нарушения.

В группу риска относят матерей, которые вынашивали малышей при таких обстоятельствах:

  • Неудовлетворительная экологическая ситуация.
  • Инфекционные заболевания при беременности.
  • Прием разных лекарственных препаратов, алкоголя, психотропных наркотиков при гестации.
  • Несовместимость резус-фактора.
  • Генетическая предрасположенность (наличие гена-переносчика дофамина).

Чтобы избежать развития у малыша СДВГ, женщинам нужно на протяжении беременности находиться в спокойном эмоциональном состоянии, избегать стрессов, поддерживать хорошее настроение и проживать в комфортных условиях.

Гиперактивные дети: дошкольники и школьники, когда проявляются симптомы гиперактивности?

Впервые родители начинают замечать чрезмерную активность и рассеянность у малыша в 4-6 лет. Но в этом возрасте даже специалисту сложно дифференцировать нарушение от нормы. Ближе к 8 годам у ребенка осложняется жизнь ― он идет в школу, постоянно взаимодействует с новым окружением, учится. В этот момент можно заметить, что ребенку трудно сосредоточится и проявить самостоятельность. Именно в этот момент СДВГ проявляется в полной мере.

Гиперактивность у взрослых

В 75% случаев детская гиперактивность сохраняется до конца жизни. Всемирные данные говорят, что в мире больше 4% взрослого населения страдает СДВГ и это разрушительно влияет на их жизнь. Насколько выражена невнимательность, рассеянность и эмоциональность зависит от остроты синдрома.

Изучая СДВГ у взрослых, психиатры заметили, что у взрослого человека гораздо проще контролировать гиперактивность, нежели у детей, поэтому при обращении к доктору больные могут вести абсолютно нормальный образ жизни.

Однако тенденция к конфликтам на работе, в супружеских и дружеских отношениях сохраняется. Человеку с СДВГ приходиться бороться с постоянной неусидчивостью и неорганизованностью. У него часто неустойчивое настроение и его называют человеком с «горячим темпераментом». Необузданные страхи и низкая самооценка часто приводят к курению, одиночеству, алкоголизму.

Тест на гиперактивность

Предположить у ребенка синдром гиперактивности можно с помощью стандартной схемы наблюдения по П. Бейкеру и М. Алворду.

Изучите критерии, предложенные на рисунке:

Если у малыша присутствует не менее 6 признаков, значит, его нужно показать специалисту ― невропатологу и психиатру.

Пройти онлайн-тест на наличие СДВГ у ребенка можно

В большинстве случаев помочь гиперактивному ребенку могут сами родители, если захотят найти подход к непоседе. Но часто такие попытки неудачные, поэтому ребенок попадает к доктору.

После установления степени СДВГ, доктор разрабатывает план лечения. Он выглядит примерно так:

  • Обучение родителей . Доктор объясняет им, почему малыш стал гиперактивным, каковы особенности этой патологии, как найти подход к ребенку и помочь ему справиться с этим.

  • Изменение обстановки . Если у ребенка проблемы с учебой, его переводят в специализированный класс, если имеются проблемы дома, изменяют тактику воспитания.

  • Медикаментозная терапия . В 80% случаев лекарства позволяют устранить картину гиперактивности. Ребенок или взрослый человек начинает адаптироваться в обществе, контролировать свои эмоции, способен пользоваться интеллектуальным резервом. Как правило, назначают психостимуляторы, симпатомиметики, антидепрессанты.

Советы родителям: как общаться с гиперактивным ребенком?

Специалисты дают множество советов, как найти контакт с гиперактивным чадом. Центральными из них являются:

  • Правильное позиционирование запретов . Ребенку с СДВГ нельзя говорить «нет» или «нельзя». Поэтому вместо «не прыгай на кровати», лучше предложите «давай поиграем в прятки» и медленно переключите малыша на спокойную игру.
  • Контроль времени . Гиперактивные дети не следят за временем, поэтому четкое выполнение распорядка дня, включая , всегда контролируют родители.
  • Последовательность действий . Дети с СДВГ не могут выполнить сразу несколько заданий, поэтому помогайте им достигать цели поэтапно.

Кроме этого, родителям нужно:

  • Часто говорить малышу, что они его любят.
  • Понимать, что ребенок не виноват в своем поведении.
  • Учить малыша распознавать и контролировать эмоции.
  • Не запрещать малышу активные игры.
  • Приучать ребенка к расслаблению, например, записать его на йогу или курсы релаксации.
  • Прививать ребенку любовь к пассивным играм.

СДВГ ― тяжелое испытание для родителей и серьезная проблема для ребенка. Не нужно пренебрегать помощью психологов, если у вашего ребенка поставлен такой диагноз. Помните, что от вашего участия зависит судьба пока еще маленького непоседы.

По научному СДВГ – звучит как синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Считается ли гиперактивность у болезнью?

Многим детям во всем мире ставят такой диагноз, но не надо сразу паниковать, если такое случилось с вашим ребенком. Ведь представители медицины до этого времени расходятся в мнении не только в том, какие причины возникновения гиперактивности у детей , а и сомневаются в том болезнь ли это вообще.Специалисты -невропатологи говорят, что это болезнь и ее нужно обязательно лечить медикаментозно. А вот психологи считают, что это промежуточное и временное состояние, и только при патологии нужно лечение.

Гиперактивные дети отличаются от своих сверстников в первую очередь тем, что они очень энергичны и подвижны. Но с возрастом у таких детей возникают проблемы с поведением, и это тревожит больше всего родителей.

Гиперактивные дети очень импульсивны, не могут долгое время акцентировать свое внимание на одном занятии, и этим

создают проблемы, как для себя, так и для окружающих.

Если в детском саду гиперактивность считается обычным баловством, то когда ребенок идет в школу проблема усугубляется. В школе такой малыш не может привыкнуть к системе, где присутствует строгость и дисциплина. Гиперактивный ребенок считается проблемным. И это конечно может перерасти в настоящий кошмар как для родителей, так и для самого «суперживчика».

Гиперактивность у детей. Как ее распознать?

Зачастую отличить обычного шалуна от гиперактивного малыша достаточно сложно. Не умение концентрировать внимание, несобранность, — это только результаты плохого воспитания или более серьезная проблема?

Диагноз гиперактивности может поставить только специалист и то после длительного наблюдения. Однако и сами родители уже могут распознать :

1.Ребенок постоянно пребывает в движении, не может высидеть на одном месте и пары минут.

2.Начатое дело ребенок не может довести до конца. Ему очень трудно концентрировать внимание.

3. Такие дети чрезмерно импульсивны: перебивают собеседников, хотят всегда быть в центре внимания, а иногда пугают окружающих немотивированной агрессией.

И главное, что отличает гиперактивного ребенка от простого шалунишки – это то, что они ведут себя подобным образом всегда и везде, с обычным энергичным малышам можно договориться или подкупить конфетой или игрушкой. С гиперактивным ребенком такие уловки не пройдут.

Причины гиперактивности у детей.

Медики до сих пор не сошлись во мнениях, что является причиной гиперактивности, но все же три основных причины можно выделить:

  1. Травмы при , осложнения во время – биологическая причина.
  2. Врожденные отклонения в психике – генетическая причина.
  3. Дискомфортная атмосфера воспитания дома, в детском саду или школе, сложные взаимоотношения родителей – социальная причина.

Как лечить гиперактивность у детей?

Гиперактивные дети в 80% случаях становятся трудными подростками, а с возрастом даже переступают грань закона. Чтобы такого не случилось стоить вовремя, обратить внимание на проблему и обратиться к специалисту. Представители медицины считают, что если лечить гиперактивность, то до переходного возраста она должна пройти.

Правила поведения с гиперактивным ребенком.

  1. Составление и строгое соблюдение . Не стоит перевозбуждать психику малыша перед сном, никакой подвижной игры и шумной музыки.
  2. Ставьте перед ребенком только одну задачу, и помогите ему реализовать ее. Выполнение задания в форме игры будет самым удачным вариантом.
  3. Не наказывайте за непослушание и несобранность. Любая агрессия порождает тоже агрессию. Малыш не виноват, что не такой как все.

Любите ребенка, понимайте и терпите, только это поможет вам победить проблему. Гиперактивность у детей – лечится, корректируется, а иногда проходит сама собой. Со временем ваш живчик станет таким как надо, и вы ему в этом поможете.

Чем отличается гиперактивный ребенок от просто активного крохи? Главное отличие состоит в том, что поведение гиперактивного малыша в любой обстановке остается устойчивым, поскольку этим деткам неведомо понятие самоконтроля. Они буйствуют всегда и везде, потому просто нуждаются в помощи.

Итак, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – что это: медицинский диагноз или особенность поведения современных детей? Давайте в этом разберемся!

Диагноз СДВГ

Впервые тема гиперактивности была затронута в середине XIX века немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом, который впервые описал случай чрезмерной физической расторможенности у малыша. Но относить подобное состояние к разделу патологии медики начали только с 60-х годов ХХ века.

И лишь с 80-х годов ХХ века гиперактивность начали выделять как самостоятельное заболевание, дав ему название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Всего врачи выделяют 3 варианта проявления СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. Сочетающие дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ в чистом виде, наиболее распространенный вариант, на котором мы и остановимся).
  2. Дефицит внимания без гиперактивности («мечтательность, витание в облаках»). Родители и воспитатели считают таких детей ленивыми. Это - второй по распространенности вариант СДВГ.
  3. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это скорее связано с его темпераментом, нежели с патологией.

Основа подобного состояния - функциональная незрелость головного мозга или нарушение работы той части центральной нервной системы, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Это приводит к тому, что даже самые обычные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для малыша избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Доказано, что головной мозг гиперактивного ребенка меньше нормальных размеров на 3-4%. Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. Тем не менее, умственные способности таких детей не нарушены, и при правильном подходе из них можно вырастить хороших специалистов или выдающихся спортсменов.

Важно только помочь им социально адаптироваться, раскрыть свои таланты и обучить самодисциплине. К большому сожалению, СДВГ не проходит с возрастом. Внешнее благополучие достигается путем снижения гиперактивности и импульсивности, тогда как проблема дефицита внимания остается прежней.

Источник: Instagram @kateoliver

Врожденная гиперактивность

Синдром дефицита внимания может быть как врожденным (первичным), так и приобретенным (вторичным).

Он может быть вызван различными причинами:

  1. Генетическая предрасположенность. Ученые предполагают, что СДВГ вызывает мутация 3 генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. Синдром дефицита внимания в таком случае передается по наследству.
  2. Нарушение внутриутробной закладки органов или родовые травмы, внутриутробная гипоксия плода; недоношенность, гипотрофия (малый вес при рождении), угрозы прерывания беременности; стрессы, курение, нерациональное питание и злоупотребление медикаментозными препаратами матери во время беременности; скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности; поражения центральной нервной системы у новорожденных. Кроме того, важную роль играет пол: более 90% детей, страдающих СДВГ, - мальчики. У значительной части девочек этот синдром протекает без фазы гиперактивности.

Вторичная гиперактивность

Его ребенок может получить уже после рождения в результате инфекционных поражений ЦНС (например, после перенесенного гриппа), а также - в результате травм головного мозга.

Также учеными было доказано, что гиперактивность может вызывать… аллергия на химические пищевые добавки (красители, консерванты, ароматизаторы), которыми изобилуют современные технологически обработанные продукты. Причем аллергию вызывают довольно скромные, далекие от токсичности дозы. В связи с этим можно предположить, что воздействие пищевых аллергенов замедляет рост головного мозга.

Ребенок с СДВГ

Начальные проявления СДВГ порой можно наблюдать уже на первом году жизни. Кроха с этим расстройством поражает избыточным количеством движений и их хаотичностью. Малыш имеет повышенный мышечный тонус, страдает частыми неоднократными, немотивированными рвотами, подергиваниями и тиками. Иногда может отмечаться дневной и ночной энурез.

Источник: giphy.сom

СДВГ и детский сад

Очень важно выявить болезнь и начать ее лечение до поступления в детский сад и уж конечно же до школы, поскольку своим нестандартным поведением ребенок раздражает и шокирует не только воспитателей (учителей), но и сверстников. Конфликты внутри коллектива приводят к тому, что в результате такие дети, как правило, ожесточаются, и тогда их поведение становится демонстративным, а иногда и асоциальным.

Причиной тому служит и то, что гиперактивный ребенок не восприимчив к боли, не знает чувства страха, не признает авторитетов и не способен предвидеть последствия своих поступков. К такому малышу нужен будет индивидуальный подход, поэтому перед тем, как отдать ребенка в детский сад или школу, обсудите данный вопрос с педагогом.

Кроме того, нагрузка в виде занятий в детском саду или уроков в школе дает, как правило, ухудшение состояния, поскольку 5-7-летний возраст является критическим для созревания мозговых структур. Избыточные нагрузки у детей с СДВГ могут вызывать переутомление, сопровождаясь тиками, головными болями, страхами, заниженной самооценкой. Внимание снижается еще больше.

Несмотря на достаточно высокий интеллект, эти дети плохо успевают в школе и адаптируются в коллективе. А ведь такого варианта развития событий вполне можно избежать!

Диагностика

Диагноз ставит врач-невролог. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Там ребенку смогут провести комплексное обследование. Оно длится не менее 2-3 часов. При обычном неврологическом обследовании СДВГ практически не выявляется; очаги патологической активности в коре головного мозга можно обнаружить только при проведении электроэнцефалограммы.

Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Особенности лечения

Если при СДВГ преобладает невнимательность, врач назначает малышу ноотропные средства - препараты, нормализующие обменные процессы в головном мозге.

Если же преобладает гиперактивность, то препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту, которая отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге.

Другой метод лечения - воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга (транскраниальная микрополяризация). Это позволяет снизить степень гиперактивности. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Еще один способ лечения СДВГ - метод обратной связи, позволяющий ребенку с помощью компьютера волевым напряжением сконцентрировать внимание.

Кроме того, малышу назначаются биологически активные вещества, которые оказывают существенную питательную поддержку мозга и уменьшают проявления гиперактивности. Это - комплекс витаминов группы В, цинк, хром, глицин, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и другие.

Одной медицинской помощью обойтись нельзя - такой ребенок нуждается и в психологической коррекции. Кроме того, помощь психолога понадобится и матери малыша - как руководство по воспитанию. В качестве лечения детям с гиперактивностью показана и физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребенка, помогает выработать правильную координацию движений, восстановить поведенческие реакции.

Следует отказаться от таких игр, как футбол, баскетбол, показательные выступления (все, что требует эмоционального напряжения). Их следует заменить на ЛФК, танцы, плавание, бег, коньки.

Маленькие дети в определенном возрасте проявляют повышенную активность. Как правило, это происходит до 7 лет. В основном, ребенок не может усидеть на одном месте, бегает, прыгает, что-то ломает, ему все интересно. Стремление к познанию мира достигает своего апогея в 3-4 летнем возрасте, когда словарный запас малыша сильно обогащается. В этом возрасте дети постоянно в действии. Такое нормально для маленького ребенка. Однако, существуют случаи, когда применим термин "гиперактивность".

Гиперактивные дети все время бегают, суетятся, у них рассеянное внимание, не могут сконцентрироваться на одном предмете, не могут долго заниматься одной деятельностью, постоянно переключаются на другие виды деятельности. Это отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Получается дисфункция нейромедиаторных систем мозга и нарушение регуляции активного внимания и тормозящего контроля. В психологии это явление имеет название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью". Зачастую такие дети на первом году жизни развиваются быстрее своих сверстников. Раньше начинают ходить, говорить, что создает впечатление некоторой одаренности ребенка. Но уже к 3-4 годам можно заметить, что малыш не может сконцентрировать внимание на одном действии и быстро переключается на другое. В школе такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, разговаривает, встает. Это вызвано импульсивностью и повышенной возбудимостью. Первые признаки гиперактивности проявляются вместе с пиками психоречевого развития. Это 1-2 года, когда закладываются навыки речи, 3 года, когда увеличивается словарный запас и 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Повышенная двигательная активность исчезает, как привило, в подростковом возрасте. Но импульсивность и дефицит внимания остается у 70% подростков и 50% взрослых. Первопричиной гиперактивности является минимальная мозговая дисфункция.

Причины гиперактивности детей:

  1. Органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).
  2. Генетические причины. Или наследственная.
  3. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности. Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.
  4. Неблагоприятные роды. Патология родов.
  5. Инфекция и интоксикация первых лет жизни ребенка.
  6. Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Даже небольшая доза алкоголя пагубно воздействует на нервную систему плода.
  7. Благоприобретенная гиперактивность Неправильное воспитание. Например, чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе. Это получается, когда не сразу возникает контакт ребенка с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли "хулигана" и начинает соответствовать своему образу в поведении.

Признаки:

  1. Отвлекаемость
  2. Импульсивность
  3. Повышенная активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что-то, растягивают губы, прикусывают язык.
  4. Плаксивость, беспокойство, капризы.
  5. Неусидчивость.
  6. Нарушение концентрации внимания.
  7. Негативизм.
  8. Агрессивность.
  9. Повышенный тонус мышц.
  10. Беспокойный сон.
  11. Рассеянность.
  12. Повышенная возбудимость.

Следствия:

  1. Слабая успеваемость в школе.
  2. Низкая самооценка.
  3. Трудность принятия любви окружающих.

Лечение
Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и когда-нибудь "взорвется". Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Ребенку необходимо:

  1. Утренняя зарядка.
  2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические упражнения и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спит, лучше вечером также играть в активные игры.
  3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.
  4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.
  5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры, такие как, хоккей, футбол, баскетбол.
  6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.
  7. В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски, давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и интересным занятием для ребенка.

Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности. Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу к учебе.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть твердым, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

У 70% гиперактивных детей этот симптом сохраняется в подростковом возрасте. У 50% детей синдром гиперактивности сохраняется во взрослом возрасте. В подростковом и взрослом возрасте остается утомляемость, неспособность к обучению, невнимательность. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Елена 13.11.2012 20:41
Спасибо за интересную информацию. Почерпнула очень много для себя.

натуля 27.09.2012 18:38
замечательная статья,все написано понятно и доходчиво

Майя 02.08.2012 19:44
Хорошая статья! Содержательная, структурированная, все, как говориться, разложено по полочкам. Возможно, кому-то будет интересно дополнить свои знания и лучше разобраться с синдромом гиперактивности,