Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Какое красивое название можно дать японскому саду. Японские сады. Ключевые элементы японского сада

Японское ландшафтно-парковое искусство зиждется на умении подчеркнуть природные красоты, руководствуясь эстетическими и философскими идеями. Мастера стараются избегать чрезмерного искусственного декорирования и сосредоточены на возможности выделить естественный ландшафт. Согласно древней синтоистской религии природные особенности, такие как горы, водопады и леса имею свой собственный дух и душу.

Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии

За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.

Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.

Предназначение японских садово-парковых ансамблей

Традиционный японский сад сочетает в себе элементы, опыт употребления которых был накоплен за многие века. Все они отражают влияние определенных периодов истории. Считается, что нет понятия «типичный традиционный японский сад». Типичным можно считать лишь влияние его атмосферы и наслаждение от посещения. Следует отметить, что до недавнего времени самые исключительные образцы садово-паркового искусства были редко открыты для широкой публики. Их строила правящая элита для удовлетворения своих личных эстетических потребностей. Разбивались парки и при храмах, чтобы создать в их окружении настроение, соответствующее для поклонения и созерцания. Сюгаку-ин — один из самых больших садов в Киото. Он был спроектирован для отставного императора, чтобы он мог провести оставшиеся годы в спокойствии. Сад Серебряного павильона Гинкаку-дзи был создан для отдыха сёгуна из династии Асикага в неспокойные времена конфликтов в столице. Они служили средством достижения покоя и умиротворения, которого правители так отчаянно искали в периоды ссор и конфликтов, отмечающих большую часть истории Японии. По своей задумке сады были воплощением утопичной идеи, реализации рая на земле. Отдельные образчики этого направления в искусстве достигли поистине максимально вообразимого сходства.

Философия японского ландшафтного дизайна

Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.

Символизм в ландшафтном дизайне Японии

Так как благодаря своему географическому расположению Япония представляет собой группу островов в окружении морей и океанов, вода как элемент дизайна имеет решающее значение. Один из самых популярных стилей сада — «chisen». В таких местах для отдыха и созерцания пруд или озеро занимает наиболее значительную часть. В основе лежит концепция необходимости и важности воды не как субстанции, а как символа жизни. В данном случае не столь важно количество воды, сколь необходимо ее наличие. При дефиците места, возможность созерцать воду реализуется в небольшой каменной емкости. В сухих садах стиля «Karesansui» наличие воды как таковой не является обязательным. В таких пространствах, море символизирует серый гравий или песок, с нанесенным на него узором.

Море без островов немыслимо, и в создании таких островов японцы во многом обязаны концепциям ландшафтного дизайна, заимствованным из Китая. Одним из самых ранних стилей стал «shumisen-shiyo», Утопия или священное место удаленное от обычного человеческого общества. В садах, следующих этой традиции, остров бессмертного и вечного счастья, под названием Хорайсан или Хорайджима, стал важным элементом. В более поздних интерпретациях буддизма священный остров был заменен легендарной горой, на которой считалось, что жил Будда.

Журавли и черепахи, согласно китайской мифологии — символы долголетия. Часто острова формой напоминают именно этих представителей фауны, являющих собой воплощение благоприятных обстоятельств и долговечности. Другим благоприятным символом является Кибунэ, корабль сокровищ, который плывет по морям. В инсталляциях его часто представляют группой камней. Подобные острова, из-за своего священного характера, недоступны для человека. Помимо сакральных, парки могут иметь островки, соединенные с основной территорией мостами. Часто на них размещаются чайные беседки. В сухих садах, или садах камней, островки представлены каменной породой интересных форм, установленных на песке. Группы камней могут быть расположены близко к краю водоема или его символического изображения.

Символ триединства Будды, представлен в ансамблях тремя вертикально расположенными камнями. Самый большой камень, который всегда находится в центре, представляет Будду, а два поменьше, помещенных рядом, представляют собой бодхисаттв.

Деревья и растения, используемые в саду тесно переплетены с духовной и физической жизнью японского народа. Сосна является основным структурным деревом. Традиционно его называют «Токива» — вечнозелёная. Сосна символизирует долголетие и счастье. Черные и красные сосны представляют позитивные и негативные силы в мире. Японская черная, или мужская сосна, символизирует собой прошлое, а красная, или женская –будущее.

Бамбук и сливовые деревья часто представлены в композиции. Комбинация сосны, бамбука и сливы символизирует благоприятные обстоятельства. Слива — воплощение энергии и символ терпения, благодаря способности к раннему цветению после суровой зимы.

Эстетика парковых ансамблей

Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.

Эстетическая ценность японского стиля заключается в кажущейся простоте, естественности, утонченности. Отличает традиционный стиль и использование наводящих символов, а не прямолинейных решений. Монастырские садово-парковые ансамбли, представляющие «Путь Дзен» славятся использованием асимметрии, с применением совершенных форм и использованием не четных элементов композиций.

Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.

Элементы японского сада

Важное понятие для японского садово-паркового ансамбля — «простота», которую не следует путать с однообразностью и монотонностью. В понятие закладывается достижение максимального эффекта минимальными средствами. Чайные домики или беседки частично скрыты за деревьями или оградами. Каменные фонари устанавливаются рядом с деревьями и кустарниками, чтобы не становится главными объектами осмотра. Красочные аксессуары исключаются. Приветствуются природные приглушенные цвета.

Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы. Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.

Пруды, фонтаны, водопады и мосты

Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.

Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.

Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.

Садовые растения и деревья

Деревья и растения добавляют японским садам свой уникальный характер. Если европейские сады отличает красочность и разнообразие деревьев, кустарников и цветов, то японские садово-парковые ансамбли гордятся своими преимущественно зелеными, а зачастую и вечнозелеными деревьями. Однако японские сады не всегда были монохромным. В классическом саду 10-12 веков сосны дополнялись черешнями, абрикосовыми и сливовыми деревьями. Декоративные цветущие кустарники украшали не только парки, но и внутренние дворы. Неизменно лишь обрамляющее камни расположение крупномерных и маломерных растений. Их предназначение заключается в попытке собрать ландшафт в единый ансамбль, внести плавность в пейзаж и задать базовый характер пространства. Среди лиственных растений преимущественно используются клены. Покровный слой дополняется различными мхами, осокой и лесными цветами. Растения призваны подчеркивать быстротечность времени и неизменность чередования времен года. Цветущие однолетние растения не в почете. Быстрое и пестрое цветение мешает сосредоточенью. Исключается использование клумб, газонов и цветников. Выигрышно смотрятся стволы деревьев и пни.

Садовые тропинки и дорожки

Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.

Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры. Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату. Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.

Ограды и стены

В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.

Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.

Страна восходящего солнца славится своей самобытной культурой и традициями. Здесь каждый предмет имеет свое философское значение и многовековую историю.

Главное слово, характеризующее культуру Японии - гармония. Она царит во всем. Единство человека с природой создает атмосферу спокойствия, настраивает на мысли о вечном. Поэтому и у нас японский стиль стал достаточно популярным.

Как же создать на своем участке самобытную атмосферу страны философов и самураев?

Принцип планировки

Основные акценты в формировании японского сада: ассиметричность в расположении элементов, плавность линий, преобладание зеленых, красных, желтых, оранжевых, фиолетовых оттенков, простота дизайнерских приемов.

Зрительно такой сад разделен на две зоны. В одной зоне, главной, устанавливают декоративные элементы, камни, высаживают растения. Вторая зона, в контраст к первой, остается пустынной.

Кроме того, в главной зоне для эффектного раскрытия пейзажа используют метод "визуальной отдаленности":

  • на первом плане высаживаются крупные растения или устанавливаются объемные камни
  • на втором плане - средние по величине
  • на третьем - самые мелкие

Тогда во время прогулки по территории сада, с каждым шагом вам будут открываться новые элементы ландшафта. Все напоминает нетронутую завораживающую естественность природы.

Философия и символы сада

"Может быть сад без цветов, но не может быть сада без камней". Так говорили японские мудрецы.

Японский сад отличается от привычных нам садовых насаждений и сочетает в себе три главные компонента - воду, камень и растительность, которые находятся в гармонии между собой. Здесь особенно важна гармония стихий.

Растений мало или может не быть совсем. А главные элементы, основа сада - это камни, искусно установленные на территории.

Не менее важна в оформлении ландшафта вода - "кровь" сада. Водопад, ручей, источник или пруд - обязательные элементы вашего японского уголка.

Сад камней

Камень символизирует стойкость и силу, а собранные в композицию, они символизируют бесконечную и непознаваемую Вселенную. Именно поэтому выкладывают камни так, чтобы при любом вашем расположении на территории вы не видели бы все камни одновременно.

Композицию из камней(обязательно нечетное число) начинаем выкладывать с левого угла участка по диагонали. Старайтесь использовать камни в единой цветовой гамме или группами разных цветов, без всякой обработки, такими какие они есть в природе. Обрастая мхом, валуны будут выглядеть еще натуральнее. Возможны также композиции из крупных и небольших камней. Рядом высаживаем растения с листвой привлекательного цвета или необычной формы.

Плавные извилистые дорожки, вымощенные камнем - именно то, что делает японский сад спокойным, уравновешенным и наполняет атмосферу гармонией. Тропинка из гладких плоских камней символизирует путешествие по жизни без преград и проблем. Какой станет дорожка в вашем саду?

Используя речную гальку, песок или мелкий гравий (все они традиционно обозначают воду), вы можете организовать "сухой ручей" или небольшой водопад.

Для оформления сада также используют песчаник и природные сланцы.

Растения для японского сада

Каждое из растений несет в себе философский смысл:

  • сосна - символ долгой жизни, смелости, твердого характера, долголетия
  • ива плакучая - стыдливость и послушание
  • сливовое дерево олицетворяет красоту души
  • клен - символ мудрости, знаний
  • бамбук - напористость, сила духа, стремление вперед
  • вьюнок - поэзия жизни
  • мох, лишайник - олицетворяют материнскую доброту и любовь, защиту и надежность

Поэтому, выбирая растения для своего сада, учитывайте и этот аспект.

Неординарным украшением вашего сада может стать ниваки , выращенные особым способом растения с красивой экстравагантной кроной. Их еще называют "садовый бонсай" за сильную схожесть с этими растениями. Главным принципом в озеленении территории является "принцип волны": растения подбираются таким образом, чтобы в любое время года можно было чем-то любоваться.

Кустарники и низкорослые деревья, такие как рододендрон, можжевельник, карельская береза, карликовая ель, сочетают с высокими - дуб, сосна, вяз. Фруктовые деревья(вишня, абрикос) вполне могут заменить японскую сакуру и так же будут радовать вас во время цветения.

Из травянистых следует выбирать крупнолистные виды, такие как хоста, папоротник, хризантемы, роджерсия.

Бамбук и баобаб теплолюбивы и могут не прижиться в нашей местности. Альтернативой бамбуку может послужить черная ольха " Империалис" или сахалинская гречиха.

Если территория вашего сада находится в тени, подойдут такие растения как рододендроны, японская примула, многорядник трехраздельный, щиповик светлый. На солнечной стороне хороши: японская спирея, карликовая сосна веймутова, приречный клен Гиннала. Яркий барвинок или копытень Зибольда также будут уместны на вашей клумбе.

Вода

Вода - символ жизненной энергии, очищения, процветания, положительной энергии. Сад в японском стиле немыслим без водного объекта. Это водопад (символизирует начало человеческой жизни), ручей(потоки воды - река нашей жизни), фонтан, маленький пруд. По берегам вашего пруда можно высадить влаголюбивые растения.

Альтернативой может послужить "сухой ручей" или "сухой пруд", а также волнистые линии нарисованные на песке или мелкой отсыпке.

Незаменимым интересным элементом в вашем саду станет цукубаи - это чаша из камня для умывания лица и омовения рук(символизирует чистоту и непорочность). Воду из цукубаи набирают бамбуковым ковшиком. Обычно цукубаи располагают возле дома или при входе в сад.

Пространство вокруг цукубаи заполняют "морем" - черными камешками. Цукубаи можно сочетать с фонарем Орибс(никакие другие фонари на эту роль не годятся). Такой дует прекрасно подчеркнет стилистику вашего сада и наполнит его мелодией журчащей воды.

О японской культуре можно говорить бесконечно, настолько она интересна и завораживающа. И вы не ошибетесь, если решите оформить свой сад японском стиле. Ведь именно здесь вы почувствуете себя на одной волне с природой, что так важно при нашем современном динамичном темпе жизни.

Рельеф

В зависимости от характеристик участка можно создать сад в плоском и в горном рельефе.

Сад Реанлзи - пример плоскостной композиции. Для такого оформления вам понадобятся песок, небольшие камни и мох. На песке изобразите граблями поперечные полосы-волны - они будут символизировать акваторию, "сухой пруд". Разложите хаотично мох и камни.

Для холмистого рельефа пригодятся песок, галька и большие структурные камни. Большой вытянутый камень установите вертикально - это ваша горная вершина. Сделайте из плоских булыжников склоны вашего холма.

Мост в Японии - символ жизненного пути, поэтому его изготавливают из ценных пород деревьев. Для гармоничного сочетания выложите к своему мостику каменную дорожку. Также можно по обе стороны от моста выложить камни или высадить клумбу. Сидя на мостике с чашечкой чая можно подумать о главных ценностях жизни.

Философия японского сада имеет глубокие корни. Она основана на влиянии религий и исторических событий и получила отражение в разных стилях японского сада. Даже сейчас, смотря на новые японские сады мы видим, как на них влияют время и современные условия жизни человека.

Краткая история — эволюция японского горного сада (V VIII -й в.в.)

Давайте оглянемся на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, где живут бессмертные.

В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахе, которая в свою очередь переносит его на один из бессмертных островов. Там рыбак женится на принцессе и становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, как только он вступает на родной берег, он сразу же стареет и умирает.

С V по VIII век даосские бессмертные острова вдохновили не только рассказчиков, но и японских создателей садов настолько, что слово «шима», что означает «остров», употреблялось как слово «сад». В те времена типичный японский сад представлял собой большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда устанавливался хотя бы один островок или иногда просто большой горный камень, символизирующий землю с неувядающей молодостью и вечной жизнью, как это было в рассказе об Урашиме Таро.

Хейанский период (конец VIII XII в.в.)

Поскольку столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовые мастера стали отходить от влияния китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады стали изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя в этот период пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, конструкции, окружающие сад, соединялись друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтения отдавались лиственным деревьям, чьи формы и цвета изменялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыба в пруду считались частями садовой композиции.

Этот стиль японского сада помимо олицетворения ​​буддизма, также отразил беспокойство общества гражданскими войнами, которые бушевали по всей стране во второй половине периода Хэйан. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего существа и бесконечном цикле смерти и возрождения. Философия японского сада того периода демонстрировала, что зловещие войны пробудили людей к осознанию неустойчивости жизни и это воплотилось в эфемерной красоте природы; недолговечности цветения весенних цветов и красочности листвы, которая умирает с наступлением зимы.

Период Муромачи (XIV XVI в.в.)

Примерно в конце XI века в период Хэйан сухие скалистые ландшафты стали господствовать в японских садах. Профессиональные садовники тогда назывались «монахи, которые укладывают камни». Это может показаться немного странным для нас, современных граждан, но буддизм настолько влиял на ландшафтный дизайн садов, поэтому не удивительно, что монахи были ответственны за проектирование и создание дзэн садов.

Только в период Муромачи дзен сады настолько развились, что они получили широкую славу и продолжают радовать нас и сейчас. Говорят, что отцом ландшафтного дизайна Дзен был Мусо Сосеки, великий монах Дзэн, который создал один из самых старых каменных садов и принес популярность этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали неустойчивость жизни, сады Муромачи отвергают переменчивость мира. Садоводы в этот период обнажили природу и создали дзен-сады в основном из скал и песка, чтобы выявить истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кусты, но они не были главными элементами ландшафта. Это не значит, что особняки Муромачи полностью пренебрегли традициям создания прудов. Пруды в дзен саде есть, но они без воды. Монахи рисуют волнистые узоры на песке граблями, имитируя волнообразные движения воды. Все камни в саду символизируют собой элементы, присущие обычным японским садам, такие как острова, горы, деревья, мосты и даже животные.

Все сады Дзэн, которые были созданы уже после периода Муромачи, на самом деле являются неотъемлемой частью наследия именно этого периода. По сей день в Японии и в разных странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных озеленителей. Тем не менее, сады Дзэн, построенные в период Муромачи, всегда остаются почитаемыми как древние прототипы этого уникального ландшафтного стиля.

Традиционно, дзен сады не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное место для монахов-дзен, чтобы выполнять свою повседневную практику. Японское слово «нива», означающее в наше время «сад», в древности означало «пространство для ритуалов». В дзен-буддизме чтение священных писаний и молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно пройти длительные периоды медитаций. В каменном саду монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель ворошения песка граблями заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а для тренировки собственной мысли, это своего рода неявный вид медитации в движении.

Дзен буддизм — это ветвь буддизма, которая не является религией, по крайней мере, не в обычном смысле, поскольку она не имеет ничего общего с божественной силой или метафизическими теориями человеческого существования. Это просто школа мысли или способ мышления. Основная деятельность дзен — не изучать Дзэн, а скорее изучать себя и понимать свою «настоящую природу», которую часто называют «природой Будды». Каждый родился с природой Будды, но по мере старения мы становимся привязанными к вещам и переживаниям, с которыми мы столкнулись. Чтобы вновь открыть природу нашего Будды, это не значит все забыть, необходимо включить разум, быть открытым для новых возможностей, готовым принимать и сомневаться; иметь ум, лишенный самовлюбленности, предрассудков и эгоистичной одержимости. Без осознания природы Будды наша деятельность всегда будет зависеть от нашей предвзятости и ограниченности. Мы не можем видеть все, что происходит вокруг нас, но мы получаем то, что является отголоском нас самих. Создавая своего рода скелетную обнаженность сада, монахи дзэн строят миниатюрный образ вселенной в ее самой первозданной форме, которая, как они считают, может напоминать людям об их собственной глубокой природе.

Пошаговую инструкцию, как создать японский сад камней своими руками .

Реальность против манипуляций

В японском саду камней устанавливаемые скальные куски породы могут представлять горы или деревья или животных. Песок может символизировать простор воды или водопада, спускающегося с горы. На самом же деле, скалы — это просто камни, а песок — только песок. В глубоком смысле, это означает, что люди манипулируют, приписывают иные значения окружающим предметам, и в процессе этого, обманывают самих себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, чем люди хотят обладать. Люди готовы платить большие суммы денег или даже влезть в долг за крошечный кусочек этого драгоценного камня. Считается, что алмаз — это символ роскоши, красоты и вечной любви. При этом он становится причиной зависти, жадности и мнимого счастья. Но согласитесь, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту дзен сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи за пределами их бессмысленных явлений.

Теперь вы понимаете, что японский сад создается не только с эстетических соображений и желания созерцать. Философия японского сада кроет в себе глубокие смыслы и, прежде всего, познание самого себя.

Статья посвящена одному из самых самобытных и ярких стилей этнического направления ландшафтного дизайна — японскому саду. Для его создания необходимо не только изучить стилистику и принципы устройства ландшафтного дизайна, но и постичь философскую и духовную составляющую паркового искусства Японии.

Этническое направление ландшафтного дизайна — это способ придать участку индивидуальный и неповторимый вид, создать для себя и своих близких атмосферу и антураж полюбившегося этноса. Очень многие этнические сады вступают в противоречие с существующей экосистемой. Результатом серьезных усилий и материальных затрат становится создание на участке уменьшенной копии какой-либо части света со своими законами, концепцией, колоритом.

Этнический стиль ландшафтного дизайна многоцветен, разнообразен, непредсказуем, как и сами этносы, населяющие Землю, однако некоторые общие принципы построения этнических садов выделить можно:

  1. Все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Это касается всего: сооружений, ограждений, малых форм, водоема и растений. Именно поэтому достаточно сложно переделать уже обустроенный участок в этническом направлении.
  2. Важно привести в соответствие и сам ландшафт. Например, для скандинавского или альпийского стиля потребуются скалы и склоны гор. Именно поэтому дизайнеры советуют отталкиваться от природных особенностей участка, а не наоборот.
  3. Продуманные малые формы и предметы быта выбранного этноса — способ сведения всех элементов воедино, создания национального колорита.
  4. В каждой стране есть свои национальные цвета. Их использование помогает сделать стиль узнаваемым.
  5. Растения выбранной части света — логическое завершение стилистического образа. Они должны быть ухоженными и цветущими. Не стоит пытаться развести те растения, которые категорически не смогут жить в нашем климате, в этом случае стоит продумать устройство зимнего сада, где теплолюбивые растения могут пережить суровую зиму.
  6. Использование только природных, натуральных материалов — обязательное условие создания любого ландшафтного дизайна в этническом стиле.

Идейная составляющая японского стиля

Японцы считают, что сад является своеобразным отражением души хозяина. Именно поэтому каждая деталь в нем имеет важное символическое значение.

Отрицание духовной составляющей, небрежное отношение к концепции — недопустимая ошибка при устройстве японского сада. Никакая стилизованная мебель, предметы быта или бессмысленно нарисованные иероглифы не смогут вдохнуть в участок дух Японии, не сделают стиль узнаваемым. И хотя это общее правило для всех этнических садов, японский стиль особенно чувствителен к степени философского осмысления и воплощения традиций и верований в ландшафтном дизайне.

Конечно, для устройства ландшафтного дизайна в японском стиле не потребуется глубокое изучение философии дзен, но знать основные принципы этого мировоззрения, в применении к ландшафтному дизайну, важно:

  1. Гармония и духовность.
  2. Символизм, сакральность каждого элемента.
  3. Естественность. Стиль не терпит никаких элементов и украшений, не свойственных окружающей природе.

Типы классических японских садов

Классические японские сады делятся на типы. Это деление имеет под собой серьезное духовное и символическое обоснование:

  • дворцовые;
  • храмовые;
  • сады чайной церемонии;
  • сады у жилого дома;
  • абстрактные сады.

Каждый стиль имеет свои отличительные особенности, но в современном ландшафтном дизайне нашли свое применение в основном последние три типа.

Вопросы зонирования японского сада

Очень важной особенностью японского сада является «контролируемый масштаб». Он не должен создавать впечатления тесноты, замкнутости. И хотя может показаться, что минимализм и небольшие размеры как раз и отличают японский стиль от большинства этнических садов, это абсолютно не верно. Японский стиль гораздо более «мощный» и объемный — даже небольшой участок должен символизировать целый мир.

Можно выделить несколько общих правил зонирования, присущих только японскому стилю:

  1. Прямоугольная или квадратная форма участка.
  2. Плавность переходов и линий.
  3. Центр композиции — либо водоем, либо камни. При этом необходимо соблюдать «зону пустоты» — оставляя пространство вокруг центральных элементов доступным для обзора с любой точки сада.
  4. Ассиметрия и уникальность, нечетность. Ни один элемент сада, ни одна зона не может быть парным, иметь аналогов по пропорциям и размерам.

Цветовые решения

Японский сад почти одноцветен. Пестрота, яркие краски, которые обычно отличают этнический стиль, в данном случае, наоборот, вносят диссонанс и искажают стилистику. Природная цветовая гамма во всех ее оттенках — вот основное и единственно возможное цветовое решение. Зеленый, серый, коричневый должны стать преобладающими.

Чисто белый цвет, являющийся у японцев цветом траура и тоски, в оформлении участка использовать крайне нежелательно.

Дорожки

Все дорожки в японском саду должны иметь произвольные очертания и плавные изгибы.

Строгая геометрия и наличие углов — исключены. При этом ширина дорожек значения не имеет. Их мостят из плоских булыжников или используют натуральное дерево. Допускается определенная «запущенность» и «состаренность» исходного материала. Гравийные или песчаные дорожки, наоборот, содержатся в идеальном порядке, равняются граблями.

Ограждения

Японский стиль предполагает покой и уединенность. Поэтому вполне допустимо высокое каменное ограждение. Высокие каменные стены помимо своего функционального назначения послужат идеальным фоном для общей композиции.

Особенно стильно смотрятся стены, покрытые мхом или лишайником, выращенным по специальной технологии. Также наружные ограждения могут быть глинобитными, бамбуковыми или деревянными. Важно только помнить о натуральном цвете, в случае если понадобится покраска или побелка.

Внутренние ограждения лишь символически делят участок на зоны. Они должны быть сквозными и не затруднять общий обзор.

Малые формы

Как и всем элементам сада, малым архитектурным формам придается большое смысловое и стилистическое значение, для их создания используются только натуральные материалы — дерево или камень. Очень популярным материалом, который часто используется дизайнерами, является бамбук. Из него делаются арки, разделительные ограждения, садовые ширмы.

К традиционным для японского сада малым формам относятся:

1. Стилизованные фонари (чаще всего каменные). Их располагают вдоль дорожек, мостков, над скамейками и композициями растений.

На небольшом участке большой красивый фонарь может стать центром композиции, неся смысловую нагрузку.

2. Пагоды, устанавливаются на самой высокой точке участка.

Специализированные магазины предлагают готовые пагоды из различных материалов, но вполне можно возвести это ритуальное сооружение своими руками из натурального камня или дерева.

Важно: пагода должна быть выше фонарей как минимум в 1,5 раза.

3. Скамейки без спинок и низкая садовая мебель (только из камня или дерева).

4. Уникальными элементами японского стиля являются внутренние деревянные калитки, которые встраиваются в композиции.

5. Деревянные мостики устанавливаются не только над водоемами, они могут служить продолжением дорожки, выполняя чисто декоративную функцию.

6. Беседка в японском саду — место уединения и созерцания.

Ее лучше всего расположить так, чтобы открывался максимальный обзор, но при этом она не отвлекала внимание от центра композиции.

Вместо беседки можно использовать открытую террасу или возвести закрытый чайный домик

7. Скульптуры.

Хотя скульптуры в национальном стиле — отличный способ стилизации сада в большинстве этнических садов, в японском стиле есть свои нюансы. Некоторые ландшафтные дизайнеры считают их не свойственными традиционно японской садовой культуре. В любом случае к вопросу стоит подойти со всей серьезностью, если принято решение установить скульптуру, то это должны быть стилизованные изображения таких животных, как восточный лев, черепаха, журавль.

Особенно осторожно нужно отнестись к установке статуи Будды, как несущей определенное религиозно-культовое значение.

8. Фольклорные элементы внесут в общий стиль больше правдоподобности. Например, водяное японское пугало «шиши-одоши» из бамбука.

Водоемы

Идеальным решением для японского сада является пруд. С его помощью создается один из главных стилистических приемов стиля — зеркальность.

Водная гладь должна отражать самые красивые картины пейзажа, создавая тем самым иллюзию бесконечности. Очень интересным стилистическим приемом является размещение у водоема японского фонаря. Иногда его устраивают над водой, так, чтобы его пламя отражалось в воде.

В оформлении пруда широко используются большие валуны. Очень часто устраивается один или несколько островков, соединенных невысокими мостиками.

Также к традиционным японским водоемам относятся:

1. «Звенящие» водопады, в которых вода падает с большой высоты, издавая чистый и громкий звук и разбрасывая брызги. Материалом для устройства фонтана должен служить только натуральный камень.

2. Тсукубаи — каменные сосуды с водой, встроенные в композиции из растений, камней. Рядом с сосудом, можно поместить фонарь, повесить бамбуковый ковш.

3. Каре-сансуи — сухой пейзаж из гальки и песка, имитирующий водоем.

Мини-сады

В ландшафтном дизайне очень часто стилистика упомянутых в начале статьи типов используется для создания мини-садов. Таким образом оформляется в японском стиле не весь участок, а лишь его часть. Это отличный способ создать на участке уголок Японии, не меняя уже устроенный ландшафтный дизайн. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные варианты мини-садов.

Сад цубо

В переводе с японского звучит как «кувшин». В соответствии с названием устраивается на очень небольшой площади в укромном уголке сада. На площади в несколько квадратных метров создается стилистически узнаваемый, полноценный японский сад.

Единственное, что отличает сад цубо от большого японского сада — растения для него лучше высаживать одного вида. Например, только бамбук.

Чайный сад

Место, где проводится чайная церемония. Обязательно наличие «тсукубаи», чайного павильона, низенькой скамейки без спинки (матиая). Чем проще и скромнее выглядит чайный сад, тем лучше. Ничто не должно отвлекать от церемонии. Главное условие — чистота и ухоженность.

Сад камней

Каменный сад несет глубокую философскую нагрузку, поэтому требует ознакомления с основами и принципами. Представляет собой нечетное количество камней (имитирующих острова), разложенных в определенном порядке на песке (имитирующем море). Требует тщательного ухода и даже полива.

Сад бонсай

Его можно устроить на всей территории участка, а можно занять карликовыми деревьями лишь совсем небольшой, не более метра, клочок земли. В саду бонсай в горшках располагаются самые обычные деревья, которые выращивают, подстригая особым образом крону и корни. В результате такой «формовки», дерево вырастает карликовым, с задуманной хозяином формой кроны.

Устройство японского сада дело непростое, требующее не только материальных затрат, но и духовных усилий. Но в результате участок превратится в уголок умиротворения, покоя, гармонии с миром и самим собой.

Вне моды, вне времени

Японские сады – уникальные образцы не только ландшафтного искусства, он также японской этике и эстетике. Их концепции и символике посвящены многочисленные трактаты с предписанием строгих ритуалов. И всё это в угоду совершенству. Такой подход не случаен, так как любование природой – национальная традиция японцев.

Помимо интерьеров, оформленных в восточном стиле, наших современников продолжают очаровывать традиционные японские сады. Их выразительность и принципы формирования столь актуальны, что они появляются на приусадебных территориях в различных уголках мира, даже по соседству со сверхмодными строениями из стекла и бетона, придавая окружающей среде столь необходимую для человека положительную эмоциональную энергетику.

Японский сад - сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятся не так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно.

Сады отличаются дизайном и назначением. По характеру рельефа их делят на холмистые и плоские, а в зависимости от доминирующего элемента оформления на сады мхов, воды, камней, папоротников. Сады устраивали при дворцах, храмах, частных домах. Дворцовый сад занимал большую площадь, которую пересекало множество дорожек для прогулок. Здесь были декоративные элементы и небольшие павильоны, из которых открывались прекрасные виды. В отличие от дворцовых, сады при храмах служили для созерцания и медитации. Домашние сады, как правило небольшого размера (от 3-4 м2 до нескольких десятков соток), в основной массе представляли миниатюрные копии ландшафтов.

Первым руководством, дающим ключ к расшифровке этических и эстетических канонов садового искусства, была "Тайная книга садов" (Сакутэй-ки, XII век). В XV веке ее дополнили "Планы ландшафтов и загородных домов", сопровожденные чертежами и комментариями в прозе и стихах.

Этот сад в японском стиле органично вписался в украинскую природу. Здесь есть и вода, и камни – основные элементы сада, и чайный домик, и “горбатый” мостик

Искусство садов дзэн. Искусство японских садов издавна связано как с буддизмом, так и с культом синто (от синтоизм - древняя религия Японии), который обожествляет деревья, камни, воды рек и озер, где обитают ками - невидимые духи природы. Основное влияние на формирование сада оказали монахи, исповедующие дзэнбуддизм. Сады, проникнутые философией дзэн, стали чудесным претворением в жизнь столь характерного для японцев стремления к идеалу прекрасного. Для постижения мира, смысла жизни очень важно созерцание природы и отдельных предметов, эстетическое восприятие и глубокое чувственное переживание, чтобы среди кажущегося постоянства вещей уловить их сиюминутность. Несмотря на то, что при создании садов руководствовались в первую очередь эстетическими принципами, все его элементы, как это свойственно Востоку, несли свою символическую нагрузку. Поэтому зрительные образы, предстающие перед глазами зрителя, только часть информации, которую несет в себе каждая композиция сада. Чтобы представить образ, который имел в виду мастер (садовник), нужно знать толкование символов.


Сад мхов – прекрасное место для отдыха. Обилие зелёного цвета способствует умиротворению и душевному покою

Самый старый тип сада - "сад мхов" (Кокэдэра), или плоский сад, спланированный в XIV веке. В нем было озеро и возвышающиеся над его гладью островки, символизирующие рай Будды. Лужайки, составленные изо мхов разных сортов и оттенков зеленого цвета, создавали иллюзию покоя, так необходимого для уединенного размышления. В отличие от Кокэдэра, сад Тэнрюдзи состоял только из камней и зарослей кустарников, которые были подобраны и расположены таким образом, чтобы в любое время года можно было любоваться их цветением. Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм: "Семь растений весны", "Семь цветов осени" и др.

Самые необычные сады, не имеющие аналогов в садовом искусстве других стран, - сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней. Именно в них наиболее полно представлено учение дзэн-буддизма. Сад камней не фрагмент природы, а ее символ, место умиротворенного созерцания. Учение дзэн в отличие от школ традиционного буддизма - путь, ведущий посредством медитации, созерцания мельчайших деталей повседневности к озарению. Для его постижения можно включить в произведение (будь то живопись или ландшафт) незавершенный фрагмент или пустоту, чтобы зритель воспринял и дополнил его фору и композицию, постиг его символику и интуитивно завершил замысел автора.

Сад камней. Самые знаменитые "сухие сады" находятся в Киото за оградой монастырей Реандзи, Дайтокудзи, Нансэндзи,Дайсэнин, Регэнин. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма. Обычно такой сад представляет собой площадку, засыпанную белым гравием, "расчесанным" граблями на тонкие бороздки, которые можно ассоциировать с рябью воды (вода - важный компонент сада, она символически изображается на гравии параллельными волнистыми линиями или в виде концентрических кругов, наподобие тех, которые образуются на ее поверхности ступавшего камня). Каждый день монахи разглаживают граблями поверхность, чтобы никакой след - даже от дуновения ветра - не нарушил правильность линий. В саду Реандзи (XVI век) на площадке из гравия расположены 15 камней разной формы и высоты. Они образуют пять групп, каждая из которых обрамлена зеленым мхом. Главная загадка заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней. Задача посетителя - наблюдая застывшую картину, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические круги, заставить работать воображение, чтобы понять через созерцание и медитацию истину, ведь мир таков, каким мы его представляем. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое.

Сад для чайной церемонии. На краю японской усадьбы в маленьком саду строился чайный павильон, специально оборудованный для уединения и созерцания. Планировка сада полностью подчинялась этикету чайной церемонии. Во внешней части имелась скамья с навесом место для ожидания церемонии. Внутренний сад окружал чайный павильон. В композиции чайных садов обязательно присутствуют несколько бесформенных камней вдоль тропинки из разноцветной гальки, ростки бамбука, каменный фонарь, родник и при нем бамбуковая ложка с длинной ручкой для омовения перед чайной церемонией. Растительность в саду неброская, потому как ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития. Породы деревьев подбирают так, чтобы их темная листва вызывала ощущение гармонии, чистоты, тишины и естественности.


Японцы всегда смотрят из дома вовне, наблюдая монохромный пейзаж, открывающийся при раздвинутых наружных стенах

Символизм сада. Японские сады - воплощение великого в малом. Их знаковые системы аналогичны идеограммам иероглифического письма, а значения элементов и их сочетаний зафиксированы в руководствах по садовому искусству. В основе схемы символического ландшафта лежит сочетание знаков горы и воды. Так, например, пруд символизирует океан, а камень - гору. В то же время не имеет особого значения используемый материал: поверхность песка или гравия может обозначать воду, группа камней - водопад или конкретный живой образ - переправу тигра с тигрятами через бурный поток. Сопоставление горы и воды воплощает учение о противоположных началах инь и ян, чередование и взаимопроникновение которых - основа всего сущего (светлое мужское начало обозначается горой или камнем, темное женское - водой). Для японского сада не особенно важен вид используемого растения, главное - заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним традициями. Одно из любимых растений - сосна - символ долголетия, вечности и постоянства, а из известных - сакура, олицетворяющая стойкость и чистоту, поскольку ее цветки никогда не вянут на дереве и облетают свежими. Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи. Лотос означает чистоту, не подверженную воздействию негативных проявлений реального мира. Он тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса.

Слияние дома и природы. Включение природы в жилище - давняя японская традиция. Сад разбивается для того, чтобы им любоваться, сидя на примыкающих к дому галереях, которые выполняют одну из главных задач - обеспечивают пространственный переход от интерьера к окружающей среде. Единство природы и дома, размеры помещений которого варьируются с помощью раздвижных перегородок, позволяет жить в условиях естественного освещения и климата. Здесь нет и намека на противопоставление постройки и окружения - интерьеры растворяются в ландшафте, их структура создается с учетом перспектив, направленных вовне, связывается с приметными особенностями пейзажа. Дом и сад тематически и композиционно всегда стараются увязать друг с другом. Используемые для оформления сада элементы зрительно и логически связывают как с домом, так и друг с другом и тщательно подбирают в соответствии с чередой впечатлений и мыслей, которые должны пробуждать медитативное созерцание сада.

Принципы создания малого сада. По сей день каждый японец, имеющий у себя во дворе клочок земли, непременно устроит в нем садик с миниатюрным водоемом, в котором будут плавать разноцветные карпы, особо почитаемые и символизирующие мужество. Ограниченность территории привела к культивированию небольших, искусственно созданных садов, планировка и оформление которых воспроизводили многообразие видов и форм природы. Для их создания использовали местные природные условия, а также искусственно созданные насыпные холмики, извилистые тропинки, пруды, речки с каскадами и крутыми мостиками, перекинутыми через пороги, беседки, специально высаженные живописные группы деревьев, лужайки с декоративными павильонами. Площадки и дорожки оформляли, вводя мелкие детали: камни, карликовые деревья, кустарники, мох, цветы.

Среди разнообразия японских садов наиболее популярным и распространенным является тсубонива - сад малых размеров, ограниченный небольшой территорией приусадебного двора. Самые маленькие сады размещаются даже в узких проемах внутри зданий, в пространствах между внутренними и внешними перегородками (при условии достаточной освещенности и вентиляции). Для создания тсубонива необходимо лишь небольшое количество элементов: основных, которые привлекают внимание, и подчиненных. Структура последних зависит от взаимосвязи основных. К основным относятся каменный фонарь и каменная чаша для родниковой воды. Фонарь - символ миропорядка. Его элементы образуют иерархическую последовательность и несут в себе знаки огня, сконцентрированного внутри объема, который символизирует землю, покоящуюся на мировых водах под сенью небес. Внутри современных фонарей обычно расположена мерцающая электрическая лампочка, которая освещает путь в темноте и направляет внимание на отдельные элементы ландшафта. Существует много разновидностей фонарей, каждый из них имеет свое происхождение и место в саду. Они берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, расположенных перед залом Будды.

Лаконичный набор немногочисленных элементов малого сада требует гармонии между вертикалью и горизонталью. В основном, самом большом камне устраивают чашу (углубление) для воды, которая вытекает по бамбуковой трости. Иногда вода поступает в чашу через вертикальный канал, непосредственно устроенный внутри камня. Ритуальная чаша для омовения рук цуку - бай имеет японское происхождение. В древности камни с естественными углублениями посередине использовали для хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция перекочевала в буддийские храмы (процедура лить воду на руки означает в буддийских практиках завершение дела).

Камни и вода считаются основными элементами сада. Камни в зависимости от формы, фактуры, даже от породы и положения (вертикального или горизонтального) могут иметь характер инь или ян, выраженный более или менее ярко. Сопровождающие цукубай камни, как правило, только горизонтальные. Долгое время использовали преимущественно необработанные камни, а если уж их касалась рука человека, то они все равно не должны были отличаться от природных. Редко можно встретить в саду гладкие валуны. Предпочтение отдается камням с острыми сколами и явно выраженной слоистой структурой. Обычно используют гранит, андезит, хлорит, базальт, имеющие насыщенно серую или красноватую окраску.

Второй важный элементе саду - вода. Она может быть представлена в виде пруда, ручья, водопада. Течение воды сопровождается постоянным журчанием перетекающих струй, шепотом потоков, скользящих по поверхности камней. Согласно традиции синто текущая вода охраняет от злых духов, очищает душу и тело. Человек, проходя через водный поток по мостику или скользя взглядом по ручью, очищается и обретает душевный покой. Если воды на участке мало, ее заменяют светлым крупнозернистым песком, гравием, а в современной практике - мраморной крошкой, гранитным отсевом, на поверхности, которых граблями рисуют волны.

Секреты разбивки сада

В XII веке для мастеров сада и создателей композиций из камней было составлено руководство по садовому искусству Сакутэ-ки, приведенное в "Тайной книге японских садов". Вот некоторые выдержки из него. "При устройстве сада всегда вспоминайте знаменитые пейзажи страны, их общий вид и важнейшие составляющие. Тогда и в ваших садах вы добьетесь гармонии природы и своих замыслов.

Привезите в сад побольше камней - и больших, и маленьких. Сохраняя их естественное положение, отделите "стоячие" камни от "лежачих". Оцените, как смотрится каждый камень - сверху, снизу, сзади и спереди. Затем определите место в саду для доминирующих камней. "Лежачий" камень не должен стоять, а "стоячий" лежать. Иначе духи камней возмутятся, и ваша семья пострадает. Композиция у подножия холма требует большого количества камней. Они будут одновременно укреплять его и оставлять впечатление мощи.

В отдаленном уголке сада камни должны быть небольшими, как бы случайно оставленными и забытыми здесь. Композиция из камней не должна быть навязчивой или замысловатой. Пусть лучше они будут как бы случайными. Высокие камни должны устанавливаться лишь в исключительных случаях, например, вокруг водопада, на краю острова, перед холмом. Камни не должны быть выше метра. Не следует располагать камни ближе, чем в метре от жилища, в противном случае хозяин будет не в состоянии там жить и сад придет в упадок. Прежде чем вырыть пруд и размещать в нем камни, заранее подумайте, как он будет вписываться в общую композицию сада, гармонировать с каждым ее уголком. Тут важны и форма пруда, и выбор места для острова. При насыпке острова нужно исходить из общего вида сада, определить размеры острова и водоема. Как правило, в пруду насыпается остров, а вода согласно китайской традиции должна течь с востока на запад. В устье течения устанавливается валун, вершина которого должна быть на 12-15 см ниже уровня павильона для ловли рыбы: по нему измеряется уровень воды".

Ритмы, формы, цветовое решение элементов символически связаны с природным ландшафтом, непринужденно и естественно передают многообразие живой природы. В саду преобладают спокойные зеленые, серые и коричневые тона. Легкие цветовые контрасты образуют лишь чередующиеся цветы и плоды, которые знаменуют смену времен года и вносят ощущение цикличности и быстротечности времени. Мужской мажорной природе ян соответствуют более яркие и теплые оттенки растений с доминирующей вертикалью. Таковыми являются клены (японский и веерный клены, отличающиеся необычайно красивой формой кроны и листа, яркой осенней окраской), высокорослый бамбук, сформированные осью некоторые виды сосен. Женской минорной природе инь соответствуют папоротники, нимфеи, плотные кулисы низкорослых форм бамбука, стелющиеся формы можжевельника. Как правило, растения инь имеют холодные опенки и более глубокий тон. Растения, соответствующие инь и ян, не перемешивают и не смешивают с основными элементами сада, представляющими противоположное начало. Композицию сада подчеркивает ритм вертикалей бамбука и яукубы, горизонталей мшаника и водных растений. К вертикалям и горизонталям добавляют диагонали растущих кленов, сосен, азалий.

Мнение специалиста

Для строительства японского сада как произведения садово-паркового искусства, тем более, если мы говорим о большом саде, необходимо подобрать хорошую команду, от проектировщиков и консультантов до поставщиков и строителей. Управлять ею должен человек со знанием восточной философии, архитектуры, дизайна, строительства, а также разных инженерных систем.

В японском саду кроме разработки основной концепции сада большое внимание уделяется сооружениям и деталям. Здесь нет случайных предметов, все продумано до мелочей: например, очень важно как, где и какие будут лежать камни. Ведь что хорошо продумано, легко строится. Поэтому проектирование объекта имеет такое большое значение.

При строительстве японского сада кроме эстетических задач мы столкнулись с множеством инженерных проблем, таких как гидротехнические (укрепление берега, строительство острова), постоянное изменение уровня воды (весной он поднимается на 2 м), в связи, с чем необходимо было сооружать насосную станцию. Чтобы уберечь воду в озере от цветения и ряски, пришлось предусмотреть ее биологическую очистку. А чтобы любоваться садом можно было и в вечернее время, установили наружное освещение территории с учетом того, чтобы светильников не было видно ни ночью, ни днем. Помимо перечисленных пришлось решать множество других проблем. Но когда все работы позади и ты видишь красоту конечного результата, слышишь подтверждения японцев, что получился действительно японский сад, ощущаешь удовлетворение заказчика, все проблемы, связанные со строительством, отходят на второй план. Слава богу, что в нашей стране находятся люди, вкладывающие деньги не только в коммерческие проекты, но и в красоту.

Одна из проблем создания японского сада в наших условиях - растения. На японских островах климат теплый и влажный, поэтому приходится для многих видов подбирать альтернативные варианты. Так, например, визуальный образ сакуры передают с помощью вишни, сливы, абрикосового дерева. Японский клен заменяют маньчжурским, татарским или приречным. Из хвойных пород обычно высаживают горную сосну, кедровый стланик, пихту бальзамическую и различные можжевельники. Из цветущих кустарников - рододендроны и азалии, их обязательно укрывают на зиму. Мхи переносят из мест естественного произрастания или заменяют их седумами и камнеломками.

Ландшафты традиционного японского сада не предполагают широкой гаммы цветов, более характерной для садов запада, в которых цветочное оформление часто является самостоятельным или главным композиционным элементом. В японской традиции садовые цветы служат дополнением к чему-либо, усиливая впечатление. В основе этого лежит философский принцип, смысл которого сводится к тому, что природу не следует "улучшать" или "украшать", можно лишь подчеркнуть красоту и гармонию, которая уже заложена в ней.

Японский сад не является застывшим слепком природы. Изначально, при планировании, продумывается его облик в разное время года. Тщательно подобранные растения вносят в сад жизнь, ощущение ее трепетности и цикличности, благодаря чему возникает ощущение непостоянства, неуловимости момента, течения времени. Здесь минорная грусть зимы сменяется весенним подъемом, после чего наступает торжество яркого, насыщенного красками и теплом лета, за которым неизбежно приходит грусть осени.

По мотивам журнала “Красивая усадьба”