Как называется изменение сущ по падежам. « Изменение имен существительных по падежам. Особое внимание требуют предлоги
Изучение падежей и их различий.
Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.
Изменение существительных по падежам: как называется?
Изменение существительных по падежам — называется склонением.
Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.
Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?
Охватывает весьма обширные понятия:
- название предметов (стул, нож, книга)
- обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
- именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
- название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
- термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
- обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)
Существуют шесть разных падежей:
- именительный
- родительный
- дательный
- винительный
- творительный
- предложный
Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе
Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.
- Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
- Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
- Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак
Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.
Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?
Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.
Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:
- с неправильным определением склонения существительного
- с неуместным применением предлогов
Особое внимание требуют предлоги:
- благодаря
- согласно
- вопреки
- подобно
- наперекор
- наперерез
ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.
Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.
Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:
- Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
- Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
- Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
- А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.
Как отличить именительный падеж от винительного?
С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.
Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.
- Безусловно, ставиться вопрос.
Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения). - И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
- Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
- Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
- Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
- Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.
Как отличить винительный падеж от родительного падежа?
- Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.
Ниже читайте инструкцию.
- Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
- К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
- Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
- Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
- Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
- А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.
Несклоняемые существительные: список
Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.
Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.
- Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
- шоссе
- интервью
- фламинго
- Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
- мадам
- Кармен
- Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
- Иванченко
- Короленко
- Седых и т.п.
- Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:
Склонение существительных по падежам: пример
Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.
Как быстро выучить падежи и их вопросы?
В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.
- Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
- Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
- А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
- Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
- Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.
Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку
Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.
- Иван (И — именительный)
Родил (Р — родительный)
Девчонку, (Д — дательный)
Велел (В — винительный)
Тащить (Т — творительный)
Пеленку (П — предложный)
Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания
Предмет
Класс
Тип урока
Технология
урока
Тема
Цель
Технологическая карта урока
Русский язык
3
урок открытия «новых знаний».
построения
проблемнодиалогическая
Познакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа в
предложении.
Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.
Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.
Основные
понятия
термины,
Падежи, склонение существительных.
Планируемый результат
Предметные умения
умение определять падеж имен существительных
умение составлять словосочетания с именами существительными в
разных падежах, правильно употреблять предлоги
Личностные УУД: проявляет учебнопознавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: определяет, формулирует учебную задачу на уроке
в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя
необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и
работу. Оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои
ответы с ответами одноклассников.
Познавательные УУД:
знакомится с падежными вопросами и
вспомогательными словами; учиться изменять имена существительные по
падежам.
Коммуникативные УУД: оформляет свою мысль в устной и письменной
речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие
вопросы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: Учебник «Русский язык» 3 класс автор
А.В.Полякова
Технические средства обучения Компьютер, интерактивная доска,
проектор.
Оборудование: Таблица с названиями падежей
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п
Этапы урока
Мотивация к учебной деятельности
Дидактические задачи (цель этапа)
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность
Актуализация знаний и пробное учебное действие Мотивировать учащихся на изучение темы.
Выявление места и причины затруднения
Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать
алгоритм решения поставленной задачи.
Реализация построенного проекта
Организовать самостоятельное выполнения заданий на новый способ действия.
Первичное закрепление (с комментированием во
внешней речи)
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
Осуществить самоконтроль уровня полученных знаний и самопроверку по
эталону.
Включение в систему знаний и повторение
Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Этапы
урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Технология изучения
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у
к
Метапредметные:
регулятивные:
коммуникативные:
Совместно
договариваться о правилах поведения и
общения на уроке и следовать им.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов
на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас
всё получится
в
учащихся
Включение
деятельность
Настрой
урок.
Подтвердить свою готовность к
уроку, проанализировать, как
готовы к уроку
на
я
и
ц
а
в
и
т
о
М
е
и
в
т
с
й
е
д
е
о
н
б
е
ч
у
е
о
н
б
о
р
п
и
й
и
н
а
н
з
я
и
ц
а
з
и
л
а
у
т
к
А
Предметные УУД:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении
знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные
самостоятельно искать способ решения
проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения
возникшей проблемы
Интерактивная доска
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/351a670a
0bbf11dc83140800200c9a66/russ12_kl3_42.swf
_обед, з_мл_ника, вет_р, за_тр_к, в_рона, п_льто,
к_ртофель, к_ртина, м_л_ко, р_сунок.
Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону на
доске.
Что общего у этих слов слов?
По каким грамматическим признакам эти
существительные можно разделить на две группы?
На какие группы еще вы бы могли разбить эти слова?
Один ученик работает около
доски, остальные в тетрадях.
Записывают слова,
осуществляют взаимный
контроль (работа в парах).
Отвечают на вопросы.
Это имена существительные.
Это словарные слова.
Это нарицательные имена
существительные.
Одушевленные
Какие грамматические признаки существительных мы
сегодня еще не называли?
неодушевленные
существительные.
Можно разделить на три группы
по родам.
имена
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з
ы
н
и
ч
и
р
п
и
а
т
с
е
м
е
и
н
е
л
в
я
ы
В
Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и
вспомогательными словами; формулируют
правило.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения
задания; сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и
произвольно строить речевое высказывание
в устной форме;
Прочитайте текст. Найдите слово, которое
встречается в каждом предложении.
Лиса.
По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый
хвост. Хочется лисе поймать зайца.
Увидел лису косой и ускакал, только его и видели.
Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом
вспоминает о лисе.
В каком числе употреблены.
Выполняют активные действия
с объектом изучения:
наблюдают за окончаниями,
делают вывод: слова в
предложении должны быть
связаны по смыслу.
Читает ученик.
Какое слово встречается в каждом предложении?
Что заметили?
Лиса
А что было бы, если бы они не менялись? Почему?
Правильно. Окончания служат для связи слов в
предложении. т.е. существует смысловая связь.
Во всех предложениях выделите окончание в
слове лиса.
Изменяется окончание.
Потому что окончания служат
для связи слов в предложении.
Что происходит со словом лиса в каждом
предложении: словоизменение или словообразование?
Словоизменение, т.к.
это разные формы одного и того
же слова.
Почему изменяется окончание в слове лиса?
Давайте ещё найдём причину изменений окончания.
Чтобы связывать слова в
предложении.
Попробуйте задать вопросы к этим словам. (в паре).
Вывод:
Итак, имена существительные изменяют свои
окончания, когда оказываются в предложении рядом с
другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на
разные вопросы. (грамматическая связь).
Вот такое изменение имён существительных по
вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить
табличку склонение).
1. Работа с учебником (стр3,4)
Обратите внимание на тему нашего урока.
Какое слово в названии темы вам непонятно?
Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
2. Работа в группах.
Давайте найдём значение этих слов. Для этого будем
работать в группах. Первая группа будет искать
определение слов в толковом словаре, вторая в
школьном справочнике, третья в учебнике русского
языка.
Перед работой вспомним правила сотрудничества.
Отвечают на вопросы,
формулируют тему урока.
Падежи.
_Узнать, что такое падеж, какие
бывают падежи.
Научиться различать падежи.
Повторяют правила
сотрудничества.
Работают в группах.
Используют различные способы
поиска учебной информации в
учебнике, в толковом словаре, в
справочниках, объясняют
значение слов (падеж,
склонение)
Давайте, ребята, немного отдохнём.
Выполнение физминутки.
Познавательные УУД:
отбирать необходимые источники
информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные УУД:
желания продолжать свою учебу
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з
а
д
о
х
ы
в
а
т
к
е
о
р
п
е
и
н
е
о
р
т
с
о
П
ь
л
у
к
з
и
ф
к
т
у
н
и
м
т
а
а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п
я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р
а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п
я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р
Личностные УУД:
навыки сотрудничества;
Регулятивные УУД:
умение проявлять самостоятельность и
инициативу;
Познавательные УУД:
умение выбирать наиболее эффективные
пути решения задачи.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности.
Грамматическая сказка «Откуда пошло название
падежей».
Слушают, наблюдают, читают.
Знакомятся с таблицей
падежей, слушают, читают.
В русском языке 6 падежей.
Слушают, сравнивают.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя,
и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было
«На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё,
что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он
был большим озорником, за всяческие
проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые
дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём
заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ
ПАДЕЖОМ.
. Работа в учебнике Знакомство с таблицей падежей
стр.4
Рассмотрим таблицу в учебнике.
И.п. есть кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. любовался кем? чем?
П.п. говорил о ком? о чем?
Сколько падежей в русском языке?
Обратите внимание, что для указания падежей в
работе принято их писать сокращенно
У каждого падежа есть свои вопросы.
Главный падеж или «первый среди равных»
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, именно он считается основной
формой имен.
Подлежащее в предложении всегда выражено
существительным в именительном падеже.
Именительный падеж не терпит предлогов и всегда
«избегает» их.
Остальные падежи русского языка называют
КОСВЕННЫМИ.
А еще у каждого падежа есть словапомощники. Они
помогают правильно задать вопрос и безошибочно
подобрать нужную форму слова.
)
и
ч
е
р
й
е
н
ш
е
н
в
м
е
и
н
а
в
о
р
и
т
н
е
м
м
о
к
е
и
н
е
л
п
е
р
к
а
з
е
о
н
ч
и
в
р
е
П
а
т
о
б
а
р
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
Коммуникативные УУД:
Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом.
Познавательные УУД:
находить закономерности; самостоятельно
продолжать их по установленном правилу.
Регулятивные УУД:
Составим алгоритм « Как определить падеж имени
существительного»
Чтобы определить падеж существительного нужно:
Делают вывод, составляют
алгоритм « Как определить
падеж имени
существительного»
1. Найти слово, с которым связано
существительное
2. Поставить от него вопрос к существительному
3. По вопросу определить падеж
Оценка своего задания по параметрам,
заранее представленным.
Работа в учебнике.
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном;, коррекция
– выделение и осознание учащимися того,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все
они разного уровня трудности:
1 вариант сделаю все сам без подсказок и помощи;
2вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой;
3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один
из предложенных падежей.
1вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п.)
Подошли к речке (___.п.)
Светит солнце (___. п.)
Обучающиеся
определяют
уровень сложности каждого
задания.
Выбирают
уровень,
соответствующий их умениям
и знаниям.
Записывают решение выбранной
задачи.
Проверяют
правильность
решения по образцу (каждый
берет карточку с верно
выполненным заданием).
2 –вариант:
Спиши. Определи падеж существительного по
вопросу.
Спит (кто?) медведь (__. п.)
Написали (кому?) отцу (___. п.)
Катались (на чём?) на лодке (____.п.)
3вариант:
Спиши. Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. (И.п./ В.п.)
Пошли (на кого? что?) на рыбалку. (И.п. / В.п.)
Варила (из кого? чего?) из рыбы. (В.п./ Р.п.)
Выберите задание, выполните, проверьте по эталону.
Интерактивная доска
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/351a6676
0bbf11dc83140800200c9a66/russ12_nesk_04.swf
Дополните примерами таблицу падежей.
Работают с доской, дополняют
таблицу примерами.
Коммуникативные УУД:
аргументирование своего мнения.
у
н
о
л
а
т
э
о
п
й
о
к
р
е
в
о
р
п
о
м
а
с
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
Личностные
развивать
коммуникативные навыки, умение слушать
и слышать, контролировать и оценивать
свою работу
УУД:
е
и
н
е
р
о
т
в
о
п
и
й
и
н
а
н
з
у
м
е
т
с
и
с
е
и
н
е
ч
ю
л
к
В
Личностные УУД:
Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Познавательные УУД:
Наблюдать и делать самостоятельные
простые выводы.
Продолжите фразу…
Я знаю…..
Я умею….
Я научился….
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой
ответ.
Достигли ли мы целей, которые ставили в начале
урока? Докажите это.
Домашнее задание: стр 5. упр. 4.
По желанию: начать составлять памятку « Падежи
имён существительных» для себя и своих
одноклассников.
е
к
о
р
у
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у
я
и
с
к
е
л
ф
е
Р
Анализируют свою деятельность,
показывают своё отношение к
уроку, чувства и настроение.
Формулируют
конечный
результат своей работы на уроке
1. Склонение.
2. Сложение.
3. Спряжение.
Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?
1. Второстепенным.
2. Подлежащим.
3. Сказуемым.
3. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
1. Кого? Чего?
2. Кому? Чему?
3. О ком? О чем?
С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
2. Под, над.
3. Из, без, у, до, от.
5. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
1. О ком? О чем?
2. Кому? Чему?
3. Кем? Чем?
Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в дательном падеже?
1. Приплыть к берегу .
2. Писать о природе .
3. Гулять около дома .
7. В каком падеже существительные отвечают на вопросы кого? что?
1. В именительном.
2. В дательном.
3. В винительном.
Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в творительном падеже?
1. Растет под елкой.
2. Рисую карандашом .
3. Вижу море .
В каком падеже существительные не употребляются без предлогов?
1. В предложном.
2. В дательном
3. В винительном.
В каком словосочетании существительное употреблено в предложном падеже?
1. Рассказать о друге.
2. Писать ручкой.
3. Нарисовать дерево.
__________________________
Тема «Три склонения имен существительных»
Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
1. Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.
3. Существительные женского рода с нулевым окончанием.
К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?
1. К первому.
2. Ко второму.
3. К третьему.
К какому склонению относятся существительные среднего рода?
1. К первому.
2. Ко второму.
3. К третьему.
Прочитай. В какой строчке все существительные 1-го склонения?
1. День, ночь, соль.
2. Земля, страна, луна.
3. Зеркало, озеро, рассвет.
Прочитай. В какой строчке все существительные 2-го склонения?
1. Сон, море, лето.
2. Семья, дядя, зима.
3. Мышь, тень.
Прочитай. В какой строчке есть неизменяемые существительные?
1. Окно, озеро, полотно.
2. Метро, пальто, кино.
3.Зеркало, стекло, яблоко.
Допиши недостающие слова.
Чтобы определить склонение имени существительного в предложении, нужно поставить его в начальной форме – в _________________ падеже _____________ числа.
Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.
Тихий туман стоит над жёлтыми полями.
___________________________________________________
Подчеркни имена существительные 3-го склонения.
Осень, речь, пень, рожь, боль, олень, вратарь, метель, соль, морковь.
Исправь ошибки.
Страна (3), дерево (2), снег (1), гордость (3), Марина (1), темнота (2), тепло (2), лошадь (1).
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных
Цель:
показать, что гласные звуки в падежных окончаниях имен существительных могут находиться в ударном и безударном положениях, познакомить со способом проверки
безударных гласных в окончаниях имен существительных.
Организационный момент
Минутка чистописания
____________________________________________________
Рассмотрите узор. Какое слово входит в состав узора? Что такое библиотека ? Слово библиотека состоит из двух древнегреческих слов: библиос - книга, тэке - хранилище . Пропишите узор, проговаривая написание слова библиотека. Из какого произведения взяты следующие строки?
И ежели вы вежливы,
то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
возьмёте не на веки.
________________________________________________
Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Чем они различаются? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.
Мы с..дели на палубе и любовались окрес..ностями р..ки.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите однородные члены предложения. Как связаны однородные сказуемые? В словах-существительных выделите окончания.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 162
Учащиеся выясняют, что
¾ имена существительные могут иметьударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут находиться либо под ударением, либо в безударном положении(необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании;обе подчиняются основному закону русского письма - в безударном положении требуют проверки);
Ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутсяодинаково, т. е. безударные окончания могут быть провереныударными;
Для проверки безударного гласного в окончании имени существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный падежного окончания находится под ударением.
Чтение правила на с. 101.
Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)
Знакомство с последовательностью действий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)
План-конспект урока Русского языка в 4 классе.
Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного
Цели:
1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.
2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.
3. Работать над каллиграфией, орфографией.
4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
Оборудование:
- Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
- Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
- Таблица «Части речи».
План урока
- Организационный этап
- Работа над ошибками
- Чистописание. Актуализация знаний
- Сообщение темы и постановка задач урока
- Работа по теме урока
- Закрепление изученного материала
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный этап
— Прозвенел звонок — начался урок!
2. Чистописание. Актуализация знаний
Ч Ч Ч ч ч ч чт что
К К К к к к кт кто
Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы
— Выпишите только имена существительные.
– Почему вы выписали именно эти слова?
– Что называется именем существительным?
– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)
— Как изменяются имена существительные?
— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.
И ван рубил дрова, Василиса топила печь.
— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.
3. Сообщение темы и постановка задач урока
— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.
4. Работа по теме урока
– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)
Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.
– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)
– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.
– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.
– Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
– Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.
– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»
– Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.
– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.
– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.
Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!
– Повторим названия падежей и их вопросы.
— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.
— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.
Чтение правила на с. 58.
Физкультминутка
«Ребро, ладонь, кулак»
Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.
5. Закрепление изученного материала
— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.
Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.
Т. с. 20-21, упр. 1,2.
Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса :
Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пушистый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.
6. Итог урока. Рефлексия
— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)
— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)
— Сколько падежей в русском языке?
— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)
Выставление отметок.
— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».
7. Домашнее задание
С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.
Объяснение учителем домашнего задания.
— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!