Как начальная форма. Начальная форма существительного: примеры. Что мы узнали
Русский язык
Тема: Начальная форма слова
Цели: научить учащихся определять начальную форму слов – названий
признаков, изменять слова – названия признаков по родам; научить
сравнивать разные формы одного и того же слова.
Ход урока
1.
Организационный момент
Мы за парты сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
2.
Чистописание. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
рр ры ра ро ру
рыбы рыбу рыбой рыбе
- Что мы записали? Разные слова или формы одного и того же слова?
+ Формы.
- Докажите. Что меняется во всех словах?
+ Окончание
- Назовите начальную форму этих слов.
+ Рыба.
- Как находится начальная форма слов – названий предметов?
+ Нач. ф. отвечает на вопрос кто? что? И стоит в ед.ч.
- Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
+ О начальной форме.
- О начальной форме каких слов вы сейчас должны сказать сами.
3. Работа по теме урока.
а) учебник: № 48 (ч.1, с.73)
- Прочитайте «Дразнилку». Перечитайте первую часть «Дразнилки».
Докажите, что один из тех, кто дразнится, точно мальчик.
+ По окончаниям слов нечестный, чумазый можно сказать, что это
слова мужского рода, значит, адресованы мальчику.
- А почему мы не можем определить, второй ребёнок – это мальчик
или девочка?
+ По окончаниям слов вруша, хрюша непонятно, какого рода эти
слова: они могут быть адресованы и мальчику, и девочке.
- Перечитайте вторую часть «Дразнилки». Сможете сказать, что
второй ребёнок – тоже мальчик? Какая часть слова вам помогла догадаться?
+ Определить это нам снова помогли окончания – нулевые окончания
слов: сам веник, сам вареник. Если бы речь шла о девочке, окончания у
первых бы слов были бы другими: сама ты веник, сама ты вареник.
- Вернёмся к первой части, к словам нечестный, чумазый. Кто
догадался, о начальной форме каких слов мы сегодня будем говорить?
+ О начальной форме слов – названий признаков предметов.
Физминутка
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква О свернусь,
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке,
И головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
б) учебник: № 49 (с 74 -75)
- Спишите стихотворение и устно проверьте трудные написания. Вспомните,
в какой форме стоят слова в словаре?
+ Всегда в начальной форме.
- Как же найти слова ужа в Толковом словаре?
+ Его нужно поставить в начальную форму – уж.
(далее – по заданию)
- Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши. Итак, теперь мы
знаем, что в отличие от слов – названий предметов, слова – названия
признаков могут меняться по родам. А что значит, в отличие от слов –
названий предметов?
+ Они по родам не изменяются. Они могут быть м.р., ж.р., ср.р. А признаки
предметов не бывают определённого рода – они изменяются по родам в
зависимости от слов – названий предметов, с которыми они стоят.
- Найдите в Толковом словаре слова лубяная, ледяная. Какую форму слов вы
там нашли? Какая начальная форма для слов – названий признаков?
+ Форма мужского рода, единственного числа.
- А что такое –ая, -ое? (в словаре указаны окончания форм ж.р. и ср.р.)
4. Закрепление материала.
Тетрадь для сам. Работы № 1: № 28, с.24 – сам. Работа
5.
Подведение итогов урока.
- Какая начальная форма у слов – названий предметов?
- Какая начальная форма у слов – признаков предметов?
- Как могут изменяться слова – названия признаков предметов?
- Кого бы вы оценили сегодня на уроке? Чтобы поставили за работу на
уроке?
Домашнее задание: ТПО № 1: № 25, с.20 – 21.
начальная форма - — Тематики нефтегазовая промышленность EN initial forminitial phase … Справочник технического переводчика
начальная форма наречия - Форма, существующая только у тех наречий, которые имеют степени сравнения. Начальной формой наречия является форма положительной степени наречия: хорошо, весело и др …
начальная форма числительного - Форма им.п.; для числительных, которые имеют категории рода и числа, – форма м.р., ед.ч., им.п … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
начальная форма категории состояния - форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
начальная форма прилагательного - Форма м.р., ед.ч., им.п., т.к. именно она является первой в парадигме имени прилагательного. Выделяются прилагательные, которые не могут обозначать мужские признаки, поэтому у них начальной формой будут прилагательные женского рода, ед.ч. им.п.:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
начальная форма причастия - форма м.р., им. п., ед. ч., соответствующего залога (начальной формой причастия как именной формы глагола является инфинитив того глагола, от которого образовано причастие) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
начальная форма местоимения - 1) мой, наш, какой, который – форма им.п., ед.ч., м.р.; 2) я, ты, мы, вы, кто, что, кто либо и др. – форма им. п.; 3) себя, ничего, некого не имеют формы им.п.; 4) начальной формой местоимений его, её, их (со значением притяжательности) принято… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
начальная форма существительного - Обычно это форма именительного падежа, единственного числа. У существительных pluralia tantum – форма именительного падежа множественного числа: сани, сливки … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
начальная форма глагола - Инфинитив, неопределенная форма глагола. Постфикс ся, независимо оттого, является ли он формообразующим или словообразующим, включается в начальную форму: улыбаться, причесываться. В начальную форму безличных глаголов, образованных от личных, ся… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Скорость движения пули у дульного среза ствола. За начальную скорость принимается условная скорость, которая несколько больше дульной и меньше максимальной. Она определяется опытным путем с последующими расчетами. Дульная скорость сильно зависит… … Википедия
- (НФМ) является эмпирической функцией, описывающей распределение масс звёзд в элементе объёма с точки зрения их начальной массы (масса с которой они сформировались). Свойства и эволюция звёзд тесно связаны с их массой, поэтому НФМ является важным… … Википедия
Книги
- Доистория искусства. Происхождение и начальная эволюция , Шер Яков Абрамович. Способность переносить зрительные образы сознания на внешние материальные носители - уникальная форма знакового поведения, присущая только виду Homo Sapiens. Она не имеет аналогий во всей…
- Доистория искусства. Присхождение и начальная эволюция , Я. А. Шер. Способность переносить зрительные образы сознания на внешние материальные носители - уникальная форма знакового поведения, присущая только виду Homo Sapiens. Она не имеет аналогий во всей…
Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.
Что такое начальная форма и как поставить в нее слово?
Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.
В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.
Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).
У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.
Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.
Начальная форма глагола
Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?
Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.
Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.
Что мы узнали?
Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.
Форма слова - важнейшее понятие русского языка. По ней судят о грамматическом значении, изменяемости или неизменяемости лексической единицы. Ошибки в форме слова нередки: кто-то путает ее с однокоренным словом, кто-то не знает, как образуется начальная форма, а кто-то не умеет ее изменять.
Определение понятия
Практически любой части речи свойственно изменение. Так, глагол имеет формы времени, числа или лица; существительное, прилагательное, местоимение изменяются по падежам и числам. Все эти значения заключены в словоформе. Нужная форма слова реализуется через окончание (флексию). Здесь следует ввести еще одно понятие: парадигма - это цепочка словоформ.
Например, при изменении глагола решать по временам (решаю - решал - буду решать) изменяются окончания. То же самое происходит и при изменении его по лицам: решаю - решаешь - решает; и числам: решаю - решаем, решаешь - решаете, решает - решают.
Теперь возьмем для примера именную часть речи - существительное день. Изменим его по падежам (возьмем не все, только три): день (именительный), дня (родительный), днем (творительный), о дне (предложный). Теперь по числам: день (ед.ч.) - дни (мн.ч.).
Имя прилагательное, кроме изменения по падежам и числам, возможно изменить по родам: красивый стол - красивая мебель - красивое панно .
Зная, что такое форма слова, можно сказать, что оно стоит в определенном падеже, относится к тому или иному склонению или спряжению, лицу или числу. Через это понятие слово реализуется грамматически.
К примеру, в предложении Лодка отчалила от крутого берега слово отчалила имеет форму прошедшего времени, женского рода, единственного числа, следовательно, это глагол. По окончанию мы можем сказать, что слово это - женского рода. Теперь посмотрим на слово берега . Оно отвечает на вопрос чего?, следовательно, является существительным. Кроме того, можно определить падеж (родительный), число (единственное), род (мужской) и склонение (второе).
Начальная форма
Еще одно понятие русского языка - начальная форма слова. Это закрепленное грамматическое оформление лексемы. Так оно зафиксировано в словарях. Примечательно, что у частей речи эти характеристики различны.
Существительное - именительный падеж, единственное число (пень, слушатель, книга, телефон, облако) .
Прилагательное - именительный падеж, единственное число, мужской род (деревянный, дубовый, чайный, великолепный) .
Числительное, если оно количественное, должно стоять в именительном падеже (двадцать, шесть, сто сорок один) , порядковое же, аналогично прилагательному в мужском роде, - в единственном числе, именительном падеже (двадцатый, шестой, сто сорок первый ).
Начальная форма слова-местоимения зависит от его разряда. Не секрет, что эти части речи подразделяются в зависимости от того, к какой части речи тяготеют. Поэтому для местоимений-существительных это будет форма существительного, аналогично - для местоимений-прилагательных и числительных. Исключение - местоимение, не имеющее формы именительного падежа: себя, себе, собой .
Глагол - инфинитив, т.е неопределенная форма, при которой ставятся вопросы что делать? что сделать?: (шить, стирать, иметь, сесть, взорвать, улыбнуться).
Что касается причастий, то у них начальная форма определяется согласно определению. К сожалению, это достаточно спорная часть речи: некоторые лингвисты выделяют ее в отдельную, и тогда начальная форма - единственное число, именительный падеж, мужской род (танцующий). Но если вы разделяете точку зрения ученых, считающих причастие лишь формой глагола, то в качестве начальной формы необходимо указать инфинитив (танцевать) .
Особняком от всех в этом вопросе стоят неизменяемые части речи - деепричастие и наречие. Что такое форма слова? Это его изменение. Соответственно, эти слова данной характеристики не имеют: быстро, вдвойне, горячо, рисуя, увлекшись. Тут следует сделать оговорку, как в предыдущем абзаце: если деепричастие позиционируется как глагольная форма, то его начальная форма будет инфинитивом: рисуя - рисовать .
Форма и однокоренное слово
Следует понимать, что такое форма слова, говоря об однокоренных словах. Последние образуются с помощью словообразующих морфем: приставки либо суффикса. В изменении же словоформы участвует исключительно окончание.
Для примера приведем слово человек . Изменение его формы: человека - человеку - человека - человеком - о человеке . Слова различаются лишь флексиями. Лексическое значение неизменно. Теперь подберем однокоренные слова: человечек, очеловечивание, человечность . Эти слова уже имеют различные лексические значения и отличаются друг от друга наличием суффиксов и приставок (очеловечивание).
Особые случаи
В русском языке есть особые случаи, названные «несвободность» форм - это такое явление, при котором полностью формообразующую цепочку составить невозможно.
К примеру, к слову кочерга затруднительно подобрать форму множественного числа, от прилагательного красть невозможно образовать страдательное причастие несовершенного вида по принципу рисовать - рисуемый . Зная, что такое форма слова и ее цепочка, вы избежите ошибок в этом вопросе.
§ 1 Начальная форма слов-предметов
И школьникам, и взрослым иногда бывает необходимо выяснить, как пишется или что обозначает то или иное слово. Для этих целей учёные составили словари. Они бывают разные: орфографические, толковые, этимологические. В словарях находится огромное количество слов, которые расположены по алфавиту. Но это ещё не всё.
Слова в словарях всегда стоят в начальной форме. Например, в тексте упражнения нам встретилось слово АЗБУКИ. Мы решили узнать значение этого слова. Открыли Толковый словарь, но слова АЗБУКИ не нашли. Но есть другая форма этого слова - АЗБУКА, которая отличается от искомого слова окончанием. Попробуем найти слово БАГАЖОМ. Нет такого слова в словаре, зато есть другая форма этого слова - БАГАЖ, которая тоже отличается окончанием. АЗБУКА и БАГАЖ - это начальная форма слов АЗБУКИ и БАГАЖОМ.
Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы: кто? что? - это слова в начальной форме.
Откроем опять Толковый словарь и посмотрим, как записано слово АЗБУКА:
АЗБУКА, -и.
Что это за буква -и стоит после слова? Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА: есть (что?) азбука - нет (чего?) азбуки: -и.
Азбука, азбуки - две разные формы. Азбука - начальная форма. Частички слова -а, -и - это окончания слов азбука, азбуки.
Итак, в начальной форме слова-названия предметов стоят в единственном числе и отвечают на вопросы: кто? что?
§ 2 Начальная форма слов-названий признаков
Прочитайте предложение: Лиса выгнала зайца из лубяного домика.
Найдем в Толковом словаре слово лубяного. Такого слова нет, а есть форма этого слова - лубяной, которая отвечает на вопрос какой? и стоит в единственном числе.
Начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа. Но после слова лубяной, указаны окончания форм женского и среднего рода: -ая, -ое.
Слова-названия признаков, в отличие от слов-названий предметов, могут изменяться по родам: лубяной домик, лубяная избушка, лубяное лукошко.
Слова-названия признаков имеют разные окончания, так как принимают разную форму: форму мужского, женского и среднего рода. И именно слово-название предмета диктует, какого рода будет слово-название признака.
Итак, начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа.
§ 3 Начальная форма слов-названий действий
Прочитайте стихотворение:
Боится идти на рыбалку рыбак.
Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак? -
… К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба…
Очень смешное стихотворение! А делает его смешным слово КЛЮЁТ. Это слово имеет несколько значений. Найдём его в Толковом словаре. Теперь мы знаем, что слова в словаре стоят в начальной форме, и легко отыщем форму КЛЕВАТЬ.
Это слово-название действия отвечает на вопрос что делать? Следовательно, слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Итак, следует запомнить, что в словарях слова расположены по алфавиту и стоят в начальной форме. Начальная форма слова-названия предмета - это форма единственного числа, вопросы кто? что? Начальная форма слова-названия признака - это форма мужского рода единственного числа. Слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Список использованной литературы:
- Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
- Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
- Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
- Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.
Использованные изображения: