Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Как историки оценивают результаты татаро монгольского ига. Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление монголо-татарского ига и его последствия. Мнения историков. Альтернативная гипотеза о развитии исторического процесса

Тема монголо-татарского нашествия и ига имеет обширную историографию. Многие проблемы носят дискуссионный характер. Но более всего в центре внимания стоит вопрос о влиянии монголо-татарского фактора на судьбу России. Рекомендуется ознакомиться с основными подходами.

Начать можно с Н.М. Карамзина, который придерживался теории «малого влияния»…

Карамзин признавал разрушительный характер нашествия, отбросивший и затормозивший Русь в ее развитии. Отмечал наступивший в результате упадок нравов, культуры, рост деспотизма власти. Но при том утверждал: «… Россияне вышли из-под ига более с Европейским, нежели Азиатским характером». (Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т.V. М., 1993. С.210). Иными словами, Карамзин отрицал какое-либо качественное воздействие татарского завоевания на процессы развития русского общества (оно осталось европейским).

Подход Карамзина получил свое дальнейшее утверждение и развитие в трудах крупнейших историков XIX – начала XX века: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова…

Они оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь русского общества как незначительное. С их точка зрения процессы, происходящие во второй половине XIII – XV вв., либо органически вытекали из тенденций предшествующего периода, либо возникали вне зависимости от Орды. Тот же С.Ф. Платонов считал монгольское иго не более чем случайностью в нашей истории. Утверждал, что мы можем рассматривать жизнь русского общества, «не обращая внимания на факт татарского ига». (См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С.138. (Ч.1. Гл.4). http://www.patriotica.ru/history/index.html)

Советские историки, напротив, расценивали влияние завоевателей как заметное и, без сомнения, негативное. Но увязано это было не столько с воздействием на процессы развития российского общества (здесь сохранялось видение, что монголы «затормозили, но не изменили» ход российской истории), сколько с несколько иным моментом. Стоит вспомнить, что советская историческая наука одной из ведущих ценностей считала централизованное государство. И негативное влияние монголо-татарского фактора она видела прежде всего в препятствовании объединению русских земель.

Апофеозом положительной оценки влияния монголо-татар на русские земли стала точка зрения такого историософского течения, как «евразийство».

Евразийцы подчеркивали позитивную роль восточного, туранского элемента, «наследия Чингисхана», в империи которого евразийский культурный мир впервые предстал как целое. Так, П.Н. Савицкий делал шокирующий для общественного мнения вывод: «Велико счастье Руси, что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам и не кому другому». (Савицкий П.Н. Степь и оседлость // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С.124). Утверждал, что без «татарщины» не было бы России. А Н.С. Трубецкой считал монгол основателями русской государственности.

«Евразийская концепция» не осталась достоянием прошлого. Она находит отражение в современной литературе. Здесь можно обнаружить ее модернизированный вариант, когда признается завоевание и жестокое разорение Руси монголами. Признается установление зависимости русских земель от Орды (точнее даже, включение их в состав монгольского государства). Но при этом проводится мысль, что если бы Русь не была завоевана монголами, то она неизбежно была бы покорена Западом . Включение же в состав монгольского государства спасло ее от значительно более худшей участи. Пишут о том, что монголы, хотя и разоряли русские земли, но также защищали их (как свою собственность) от Запада. А тем самым обеспечили возможность сохранения самобытности Руси, возможность образования Государства Российского.

Опираясь на сделанные выше замечания, рассмотрите более детально встречающиеся в учебной и исследовательской литературе подходы по вопросу монголо-татарского нашествия и ига.

В любом случае, те позиции, что мы затронули, при всем разнообразии оценок исходят из признания факта татаро-монгольского вторжения и установления системы зависимости Руси от Орды. Но существует и линия, отрицающая завоевательное вторжение монголов и навязанное Руси силой оружия подчинение ордынским властителям. Разобрать данную позицию логично на примере концепции Л.Н. Гумилева…

следующая страница >>>

Лекция: V3: Установление ордынского ига над русскими землями.

I: {{176}}; К=B

S: Политический строй монгольского государства перед вторжением на Русь можно охарактеризовать как…

+: раннефеодальный

I: {{177}}; К=А

S: К причинам поражений русских князей от татаро-монгольских войск нельзя отнести…

+: военно-техническое отставание

I: {{178}}; К=C

S: Установите соответствие дат и событий:

L1: Взятие Киева Батыем 1240

L2: Битва на р.

L4: Разгром Рязани монголо-татарами 1237

I: {{179}}; К=А

S: Командовал монгольскими войсками во время первого похода на Русь…

I: {{180}}; К=А

S: В битве на реке Калке русские князья против монголо-татар сражались вместе с …

+: половцами

I: {{181}}; К=B

S: Нашествия монголов в целом удалось избежать…

+: Новгородской земле

I: {{182}}; К=А

S: К причинам поражения Руси в борьбе с татаро-монголами не относится(-ятся)

+: половецкие набеги

I: {{183}}; К=А

S: Выберите правильное утверждение:

+: в результате татаро-монгольского нашествия Русь попала в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды

I: {{184}}; К=А

S: К последствиям татаро-монгольского нашествия нельзя отнести…

+: прекращение княжеских междоусобиц

I: {{185}}; К=B

S: От уплаты дани монголо-татарам было освобождено…

+: духовенство

I: {{186}}; К=B

S: Основная причина восстаний в русских городах в 1262 г.

+: произвол ордынских сборщиков дани

I: {{187}}; К=А

S: Ярлыками в Золотой Орде называли…

+: грамоты на право княжения, выдаваемые русским князьям

I: {{188}}; К=B

S: В мае 1238 г.

хан Батый приказал стереть с лица земли и назвал «злым городом»…

+: Козельск

I: {{189}}; К=А

S: Монголо-татарское нашествие на русские земли началось в…

I: {{190}}; К=А

S: В сражении на реке Калке русским князьям противостояли…

+: монголы

I: {{191}}; К=А

S: Первым приняло на себя удар монгольского войска в 1237 г…

+: Рязанское княжество

I: {{192}}; К=А

S: Семинедельное сопротивление войскам хана Батыя оказала маленькая черниговская крепость, за что и была названа «злым городом» -…

+: Козельск

I: {{193}}; К=А

S: Нашествие Батыя на Русь и установление ордынского владычества произошло в…

I: {{194}}; К=А

S: Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке…

I: {{195}}; К=B

S: Определите событие, которое произошло позже всех остальных:

+: захват монголами Киева

Н. М. Карамзин в своей Истории государства Российского пишет, что « .если бы Россия была единодержавным государством (от пределов Днепра до Ливонии, Белого моря, Камы, Дона, Сулы), то она не уступила бы в могуществе никакой державе сего времени; спаслась бы, как вероятно, от ига татарского, и, находясь в тесных связях с Грециею, заимствуя художества ее, просвещение, не отстала от иных земель европейских в гражданском образовании».

Глава 2. От Калки до Угры.

Первое сражение с монголами в половецкой степи на реке Калке произошло 31 мая 1223 г Войска нескольких русских князей и половцев были полностью разгромлены. Битва при Калке была проиграна не столько из-за разногласий между князьями — соперниками, сколько из-за исторически сложившихся факторов.

Войско монголов тактически и позиционно полностью превосходило соединенные полки русских князей, имевших в своих рядах, в большинстве своем, княжеские дружины. Все это войско не имело достаточного единения, не было обучено тактике ведения боя, основываясь больше на личном мужестве каждого дружинника.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что в то время не только на Руси, но и в Европе не нашлось бы армии, способной соперничать с соединениями Чингисхана. Однако поражение не привело к сплочению перед грядущей опасностью, а было воспринято как печальный эпизод, случайный набег неведомого народа, исчезнувшего так же быстро и неожиданно, как и появившегося. Следующая встреча произошла лишь в 1237 г Тем временем Чисгисхан умер, верховная власть в стране ослабла, а все завоёванные им земли были поделены между его внуками.

Батыю были выделены земли севернее озера Балхаш и Аральского моря от Иртыша до Яика (Урала). В декабре 1237 года встали реки. На Суре, притоке Волги, на Воронеже, притоке Дона, появились войска Батыя. Зима открывала дорогу по льду рек в Северо-Восточную Русь. Исходя из соображений географического и демографического характера, можно предположить, что Батый привел на Русь 30-40 тысяч всадников. Даже такому, на первый взгляд малочисленному войску русским суверенным князьям было нечего противопоставить.

После 6-дневного штурма Рязань пала. Город был сожжен, а его жители истреблены. Перед Батыем лежало несколько дорог в глубину Владимиро-Суздальской земли. Так как задачей Батыя было покорение всей Руси за одну зиму, он направился к Владимиру по Оке, через Москву и Коломну. Сражение владимиро-суздальского войска с монголо-татарами произошло у г.Коломны. «Обступили их татары у Коломны, и бились крепко; была сеча великая». В этой битве погибло владимирское войско, предопределив судьбу Северо-Восточной Руси.

В середине января Батый занимает Москву, затем, после 5-дневной осады — Владимир. После взятия Владимира Батый расчленяет свое войско на несколько частей. Все города на севере, кроме Торжка, сдались почти без боя. Торжок, стоящий у Батыя на пути, продержался 2 недели, мужественно обороняясь и надеясь на помощь новгородцев. «Но в сие несчастное время каждый думал только о себе. Ужас, недоумение царствовали в Росии; народ, бояре говорили, что отечество гибнет, и не употребляли никаких общих способов для его спасения» (Н.М.Карамзин).

Торжок был взят только 23 марта. Оттуда Батый двинулся селигерским путем дальше, но не дойдя до Новгорода ста верст, повернул на юг и пошел на Козельск. Поворот от Новгорода принято объяснять весенними паводками. Но существуют и другие объяснения: во-первых, поход не укладывался в сроки, наступила весна, распутица, конное войско монголов не могло передвигаться по болотистой лесистой местности; во-вторых, Батый не смог разгромить соединенные силы Северо-Восточной Руси в одном-двух сражениях, используя численное и тактическое превосходство; существует также версия, по которой новгородцы просто откупились.

Батый прочесывает всю территорию Руси, применяя тактику охотничей облавы. На своем пути он уничтожает все, в том числе и деревни, как главную производительную силу на Руси. Точкой сбора ханских войск был объявлен город Козельск.

Козельск держался 7 недель и выдержал генеральный штурм. Взят же город был хитростью. Смоленск обошли. Батый не дошел ни до Вологды, ни до Белоозера, ни до Великого Устюга, а за ним оставалась нетронутой вся Чудь Заволоцкая, новгородские владения.

Учёные о мифическом татаро-монгольсоком иге

В следующем 1239 году татарские толпы вновь явились на северо-востоке. Весть о новом нашествии нагнала такой ужас, что жители городов и сел бежали сами не зная куда. Но на этот раз татары двинулись громить южные пределы Руси. Нашествие на Южную Русь и Восточную Европу Батый начал осенью 1240 года. Опять собрав под свое начало всех преданных себе людей, войска Батыя захватили и сожгли Переяславль, половину жителей которого истребили, а другую увели в плен; был взят и сожжен также Чернигов.

В ноябре 1240 года Батый подошел к Киеву. «Пришел Батый к Киеву в силе тяжкой, окружила город сила татарская, и не было ничего слышно от скрипенья телег, от рева верблюдов, от ржанья коней; наполнилась земля Русская ратными». На защиту города встало все его население. С помощью мощных стенобитных орудий очень сильно укрепленный Киев все же был взят и буквально стерт с лица земли.

Некогда знаменитая «столица градов российских» в 14-15 вв. все еще представляла развалины. После этого путь во все города, во все центры Южной Руси и Восточной Европы был открыт. Наступила очередь Европы.

«Состояние России было самое плачевное, — пишет Н.М. Карамзин.- Казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их.». Летописцы прибавляют: «Батый как лютый зверь пожирал целые области, терзая когтями остатки.

Живые завидовали спокойствию мертвых». К концу 1242 г. все татаро-монгольские войска расположились на зимовку в причерноморских и прикаспийских степях, где ставят свою новую столицу — Сарай. Именно эта территория и стала ядром будущего государства, известного нам под названием Золотая Орда. Отсчет его политической истории можно начинать с самого начала 1243 г., когда Ипатьевская летопись сообщила, что Батый "воротился есть изо Оугорь" (Венгрии) и когда великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

В истории Руси наступила эпоха, которая русскими историками называется Монголо-татарским игом. Вторая половина 13 в. — бесспорно, самый тяжелый ее период, когда из 74 городов, подвергшихся нападению, уничтожено 49, из которых не возродились 14, превратились в сёла 19.

По подсчетам историков, во второй половине 13 в. татары вторгались в русские пределы 14 раз. От монголо-татар в большей степени пострадали города, т.к. они увезли ремесленников, в результате чего исчезли целые специальности, такие как ювелирные и стеклоделие. Нарушены торговые связи с Европой, за исключением Новгорода, т.к.

было просто нечем торговать, в итоге — экономическая изоляция. Попавшим под власть завоевателей русским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Было объявлено, что отныне высшим правителем Руси является глава Монгольской империи. За ордынским ханом закрепилось название «царь» (раньше русские титуловали так только византийского императора). Каждое княжество считалось теперь в первую очередь «царевым улусом» (ханским владением), и лишь во вторую — «княжей отчиной» (т.е.

наследственным владением князя). В соответствии с порядками, принятыми в Монгольской империи, все уцелевшие во время нашествия князья обязаны были явиться к Батыю и получить от него «ярлык» — жалованную грамоту, подтверждающую полномочия на управление княжеством.

Великий князь владимирский, кроме того, должен был ехать на поклон к имперскому двору в Каракоруме. В то же время, наряду и вследствие похода Батыя западные соседи Руси (Литва, крестоносцы) предприняли несколько попыток захватить прилегающие к их владениям Русские земли. Шведские корабли крестоносцев появились на Неве в одно время со стягиванием Батыевых сил под Киевом. В это время, с 1236 по 1240 г., сын Ярослава Александр непрерывно княжил в Новгороде, выполняя волю отца. Узнав о вторжении шведов, он поспешил к ним навстречу на Неву.

15 июля в битве на Неве крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Победа принесла Александру Ярославичу громкую славу и почетное прозвище «Невский». Едва отбили шведов, как появились рыцари Тевтонского ордена, они разбили псковские полки и подступили к Пскову, пожгли посады и осадили город. Александр Пскова не отбил, но очистил от немцев Копорье.

В сложившейся ситуации встал вопрос: как вести борьбу на все стороны. Анализируя военно-политическую обстановку того времени, Ярослав должен был выбрать путь дальнейшего развития Руси, которая превращалась во второразрядный регион Восточной Европы, слабела, раскалывалась на множество маленьких и немощных в военнополитическом отношении княжеств.

Возможно, от окончательного распада и гибели её спасли только усилия самоотверженных, необыкновенно одарённых и прозорливых личностей.

«Черные годы» — вот точное название времен жизни и политической деятельности великого князя Ярослава Всеволодовича, Александра Невского, его братьев и сыновей.

Это время очень скудно отражено в исторических источниках. Известия иностранцев немногочисленны, актов (т.е. отдельных документов) за весь век известно всего лишь около 30, летописи столь немногословны, что от толкования одной единственной летописной строки порой зависит история целого региона.

После ураганного нашествия орд Батыя, когда была перемолота русская воинская сила и сожжены десятки городов, начала складываться система тяжёлой зависимости от ордынских завоевателей, держащаяся на страхе перед новыми вторжениями.

Новгород и Псков, по счастью, почти не подверглись опустошительному разгрому, но испытали сильнейший натиск со стороны немцев, шведов и литовцев. Внешнеполитическое положение Руси было отчаянным. Не меньше бедствий и позора приносили внутренние междоусобные распри, то и дело доходившие до кровавых столкновений.

Оценив обстановку, Ярослав, а затем и Александр Невский, приняли решение обезопасить прежде всего свои восточные границы, отправляясь на поклон в Орду, чтобы потом обратить свои взоры против крестоносцев и литовских князей. Этот шаг не отражал настроения народа, патриотизм которого всегда был очень силен, но принес на русскую землю хоть и не стабильность, но время для передышки.

Огромное влияние в этот период приобрела фигура Александра Невского. Батый, видя ухудшение политической коньюктуры на западных рубежах Новгородской и Псковской земель, вновь поставил в Новгороде Александра Ярославича, способного остановить движение крестоносцев.

Для Золотой Орды было очень важно сохранять свой протекторат над Русью и не делить дань, которую регулярно выплачивают княжества монголам, с крестоносцами. Александр Невский не дал возможности Западным феодалам расположиться на территории Руси, тем самым заслужил доверие ордынского хана. После поездки в Орду в 1242 году Александр собрал новгородские полки, и спокойный за свой тыл двинулся к Пскову, изгнал оттуда крестоносцев и вступил в Чудскую Землю, во владения Ордена.

Победа на Чудском озере очень высоко подняла авторитет Александра и вместе с тем усилила политическое влияние и его отца — владимирского князя Ярослава. Посещение монголов должно было многому научить Александра и во многом изменить его взгляды. Он близко познакомился с завоевателями Руси и понял, каким образом с ними возможно ужиться. Свирепые ко всему, что им сопротивлялось, монголы требовали одного – раболепного поклонения.

Это было в их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских народов. Чрезвычайная сплоченность сил, безусловное повиновение старшим, совершенная безгласность отдельной личности и крайняя выносливость — вот качества, способствовавшие монголам совершать свои завоевания, качества, совершенно противоположные свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты.

Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось и самим усвоить их качества. Это было тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани, считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Они абсолютно никого не принуждали к перемене веры и за русским духовенством они полностью признавали его гражданские права. Татары были терпимы к православной вере не потому, что делали исключение для русских, а потому, что так они относились к вероисповеданиям всех покоренных ими народов.

Полная веротерпимость была их общим правилом. Усматривается несколько причин полной лояльности татар к церкви. Первая причина — это то, что татары были язычниками, а язычники не воспринимают свою веру как единственно правильную и истинную и принимают другие веры также как верные. Второй причиной были побуждения политические. Темуджин объявлял и признавал себя за человека, которому богом предназначено покорить мир, чтобы создать одно единое государство.

Но в мире существуют многие вероисповедания и принуждать людей к перемене веры означало бы возбуждать против себя вражду и ненависть. Темуджин объявляет полную и совершенную веротерпимость с покровительством верховной власти и фиксирует ее в своей знаменитой ясе.

Традиционная: для Руси иго было большим бедствием. Эта концепция берет свое начало от древнерусских летописей (ʼʼПовесть о разорении Батыем Рязаниʼʼ, Лаврентьевская, Ипатьевская, Тверская летописи и другие).

Сторонники другого направления считают нашествие Батыя рядовым нашествием кочевников (то есть никакого порабощения не было, более того, по взаимовыгодному союзу монголы даже оберегали русские княжества и помогали им в борьбе с врагами).

Не отрицаются ими обычно и тяжесть этой зависимости. Другое дело, что оценка этому, в конечном счете, дается позитивная.

Л.Н. Гумилев:

ʼʼВеликий западный поход Батыя правильнее было бы называть великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть всœе основания называть набегом.

Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку — город Сарайʼʼ.

С5. Анализ исторических версий и оценок.

1. В исторической науке существуют разные оценки монголо-татарского ига. Какие оценки вам известны? Какая оценка вам кажется более убедительной?

Приведите факты, которые аргументируют избранную точку зрения.

Было ли Монголо-татарское иго? (Версия А. Бушкова)

Некоторые ученые полагают, что монголо-татарское нашествие оказало глубоко регрессивное воздействие на экономическое и политическое развитие Руси. Какие другие точки зрения на эту проблему вам известны?

Какую точку зрения вы считаете наиболее убедительной? Аргументируйте свое мнение.

Может быть изложено другое суждение: монгольское господство охраняло Русские земли от экспансии со стороны Литвы и западноевропейских рыцарей.

Аргументы в поддержку точки зрения, изложенной в задании:

  • опустошение Русских земель монгольскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями
  • городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось монгольскими ʼʼратямиʼʼ и тяжелыми выплатами в Орду
  • экономические связи города с деревней оказались нарушенными, ухудшились условия внешней торговли
  • господство Орды явилось тормозом для развития производительных сил Руси, находившиеся на более высоком уровне экономического и культурного развития
  • господство Орды консервировало и усугубляло раздробленность страны

Аргументы в поддержку иной точки зрения:

  • многие монголы путем смешанных браков вошли в состав русского народа
  • русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства у себя под боком (Л.Н.
«теперь поехали дальше, так называемое Татаро-Монгольское иго, не помню где читал, но никакого ига не было, это всё последствия крещения Руси были, боролись носитель веры Христа с теми кто не хотел, ну как обычно, мечом и кровью, вспомним крестовые походы, вот можно подробней про этот период?»

Споры об истории вторжения татаро- монгол и о последствиях их вторжения, так называемого ига, не исчезают, вероятно, не исчезнут никогда. Под влиянием многочисленных критиков, в том числе сторонников Гумилева, в традиционную версию истории России начали вплетаться новые, интересные факты монгольского ига , которые хотелось бы развить. Как все мы помним из школьного курса истории, по-прежнему преобладает точка зрения, которая заключается в следующем:

В первой половине XIII века, Россия была подвергнута нашествию татар, которые пришли в Европу из Центральной Азии, в частности, Китая и Центральной Азии, который они к этому времени уже захватили. Точно известны нашим историкам России даты: 1223 - Битва на Калке, 1237 - падение Рязани, в 1238 - разгром объединенных сил русских князей на берегу реки Сити, в 1240 - падение Киева. Татаро-монгольские войска уничтожили отдельные дружины князей Киевской Руси и подвергли ее чудовищному разгрому. Военная сила татар была так неотразима, что их господство продолжалось в течение двух с половиной веков - вплоть до «Стояния на Угре» в 1480 году, когда последствия ига, в конце концов, были полностью устранены, наступил конец.

250 лет, вот сколько лет, Россия платила дань Орде деньгами и кровью. В 1380 году, Русь впервые с момента вторжения Бату-Хана собрала силы и дала бой татарской Орде на Куликовом поле, в котором Дмитрий Донской победил темника Мамая, но от этого разгрома всем татаро - монголам совсем не произошло, это, так сказать выигранная битва в проигранной войне. Хотя даже традиционная версия русской истории, говорит о том, что татаро - монгол в войске Мамая практически не было, только местные с Дона кочевники и наемники генуэзцы. Кстати, участие генуэзцев, наводит на мысль и участии Ватикана в этом вопросе. Сегодня, в известную версию истории России начали пристраиваться, как бы свежие данные, но предназначенные для того, чтобы добавить достоверности и надежности уже существующей версии. В частности, ведутся широкие обсуждения числа кочевых татаро – монголов, специфики их боевого искусства и оружия.

Давайте оценим версии, которые существуют на сегодняшний момент:

Начать предлагаю с весьма интересного факта. Такой народности как Монголо-Татары не существует, и не существовало вовсе. Монголов и Татар роднит лишь то, что они кочевали по среднеазиатской степи, которая как мы знаем, довольно велика, чтобы вместить в себя ни одну кочевую народность, и при этом дать им возможность не пересекаться на одной территории вовсе.

Племена монголов обитали в южной оконечности азиатской степи и часто промышляли набегами на Китай и его провинции, что нам часто подтверждает история Китая. Тогда как другие кочевые тюркские племена, именуемые из покон веков на Руси Булгарами (Волжская Булгария), обосновались в низовьях реки Волги. Их в те времена в Европе называли татарами, или ТатьАриев (самые сильные из кочевых племен, несгибаемые и непобедимые). А Татары, ближайшие соседи монголов, проживали в северо-восточной части современной Монголии в основном в районе озера Буир-Нор и до границ Китая. Их было 70 тысяч семейств, составивших 6 племен: татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары-баркуй. Вторые части названий, видимо, самоназвания этих племен. Среди них нет ни одного слова, которое бы звучало близко к тюркскому языку — они больше созвучны монгольским названиям.

Два родственных народа — татары и монголы — долго вели войну с переменным успехом на взаимное истребление, пока Чингисхан не захватил власть во всей Монголии. Судьба татар была предрешена. Так как татары были убийцами отца Чингисхана, истребили много близких ему племен и родов, постоянно поддерживали племена, выступающие против него, “то Чингисхан (Тей-му-Чин) повелел произвести всеобщее избиение татар и не одного не оставлять в живых до того предела, который определен законом (Йасак); чтобы женщин и малых детей также перебить, а беременным рассечь утробы, чтобы совершенно их уничтожить. …”.

Именно поэтому такая народность и не могла угрожать свободе Руси. Мало того, многие историки и картографы того времени, особенно восточно-европейские, «грешили» называть все неистребимые (с точки зрения европейцев) и непобедимые народы, ТатьАриев или попросту на латинице TatArie .
Это можно легко проследить по древним картам, к примеру, Карта Руссии 1594 г. в Атласе Герхарда Меркатора, или Карты Руссии и ТарТарии Ортелиуса.

Одной из основополагающих аксиом отечественной историографии является утверждение, что на протяжении почти 250 лет на землях, которые населяли предки современных восточнославянским народов – русских, белорусов и украинцев существовало так называемое «монгло-татарское иго». Якобы в 30-ых – 40-ых годах XIII века древнерусские княжества подверглись монголо-татарскому нашествию под предводительством легендарного хана Батыя.

Дело в том, что существуют многочисленные исторические факты, противоречащие исторической версии о «монголо-татарском иге».

Прежде всего, даже в канонической версии прямо не подтверждается факт завоевания северо-восточных древнерусских княжеств монголо-татарскими захватчиками – якобы эти княжества оказались в вассальной зависимости от Золотой Орды (государственного образования, занимавшего большую территорию на юго-востоке Восточной Европы и Западной Сибири, основанного монгольским княжичем Батыем). Мол, войско хана Батыя совершило несколько кровавых грабительских набегов на эти самые северо-восточные древнерусские княжества, в результате чего наши далекие предки и решили пойти «под руку» Батыя и его Золотой Орды.

Однако известны исторические сведения, что личная стража хана Батыя состояла исключительно из русских воинов. Очень странное обстоятельство для холуев-вассалов великих монгольских завоевателей, тем более, для только что покоренного народа.

Существуют косвенные свидетельства о существовании письма Батыя к легендарному русскому князю Александру Невскому, в котором всесильный хан Золотой Орды просит русского князя взять на воспитание своего сына и сделать из него настоящего воина и полководца.

Так же некоторые источники утверждают, что татарские матери в Золотой Орде пугали именем Александра Невского своих непослушных детей.

Вследствие всех этих неувязок автор этих строк в своей книге «2013 год. Воспоминания о будущем» («Олма-Пресс») выдвигает совершенно иную версию событий первой половины и середины XIII века на территории Европейской части будущей Российской империи.

По этой версии, когда монголы во главе кочевых племен (названных позднее татарами) вышли к северо-восточным древнерусским княжествам, они действительно вступили с ними в достаточно кровавые боевые столкновения. Но вот только сокрушительной победы у хана Батыя не вышло, скорее всего, дело закончилось своеобразной «боевой ничьей». И тогда Батый предложил русским князьям равноправный военный союз. Иначе сложно объяснить, почему его стража состояла из русских витязей, а именем Александра Невского татарские матери пугали своих детей.

Все эти страшные истории о «татаро-монгольском иге» были сочинены гораздо позднее, когда московским царям пришлось создавать мифы о своей исключительности и превосходстве над покоряемыми народами (теми же татарами, например).

Даже в современной школьной программе, этот исторический момент вкратце описывается так: «В начале 13 века Чингисхан собрал многочисленное войско из кочевых народов, и подчинив их жесткой дисциплине решил завоевать весь мир. Победив Китай, он направил свое войско на Русь. Зимой 1237 года войско «Монголо-татар» вторглось на территорию Руси, и победив в дальнейшем Русское войско на реке Калке, отправилось дальше, через Польшу и Чехию. В итоге достигнув берегов Адриатического моря, войско внезапно останавливается, и не завершая свою задачу поворачивает обратно. С этого периода и начинается Так называемое «Монголо-татарское Иго » над Русью.

Но постойте, ведь они собирались завоевать весь мир…так почему не пошли дальше? Историки отвечали, что они боялись нападения со спины, разбитой и разграбленной, но все еще сильной Руси. Но это же просто смешно. Разграбленное государство, побежит защищать чужие города и селенья? Скорее они отстроят свои границы, и дождутся возвращения войска неприятеля, чтобы во всеоружии дать отпор.
Но на этом странности не заканчиваются. По какой-то невообразимой причине, во время правления дома Романовых, исчезают десятки летописей, описывающих события «времен Орды». Например, «Слово о погибели русской земли», историки, считают, что это документ, из которого аккуратно удалили вcе, что свидетельствовало бы об Иге. Оставили только фрагменты, рассказывающие о какой-то «беде», постигшей Русь. Но нет ни слова о «нашествии монголов».

Есть ещё много странностей. В повести «о злых татарах» хан из Золотой Орды велит казнить русского князя-христианина… за отказ поклониться «языческому богу славян!» А в некоторых летописях содержатся удивительные фразы, например, такие: «Ну, с Богом !» — сказал хан и, перекрестившись, поскакал на врага.
Так, что же было на самом деле?

На тот момент в Европе уже во всю процветала «новая вера» а именно Вера в Христа . Католичество было распространено повсеместно, и управляла всем, от уклада жизни и строя, до государственного строя и законодательства. На тот момент еще актуальны были крестовые походы против иноверцев, но на ряду с военными методами, часто использовались и «тактические хитрости», сродни подкупа властных лиц и склонение их к своей вере. А уже после получения власти через купленное лицо, обращение в веру всех его «подчиненных». Именно такой тайный крестовый поход и совершался тогда на Русь. Путем подкупов и прочих посулов, служители церкви смогли захватить власть над Киевом и близ лежащими областями. Как раз сравнительно недавно по меркам истории прошло крещение Руси, но история умалчивает о гражданской войне возникшей на этой почве сразу после проведения насильственного крещения. И это момент древне-Славянское летописание описывает так:

«И пришли Вороги из Заморья, и принесли они веру в богов чуждых. Огнем и мечем они начали насаждать нам веру чуждую, Осыпать златом и серебром князей русских, подкупать волю их, и сбивать с пути истинного. Обещали они им жизнь праздную, богатства и счастья полную, и отпущение грехов любых, за деяния их лихие.

И распалась тогда Рось, на Государства разные. Отступили рода Русские на север к Асгарду великому, И назвали державу свою по именам богов своих покровителей, Тарха Даждьбога Великого и Таре,Сестре его Светломудрой. (Великой ТарТарией они ее нарекли). Оставив чужеземцев с князьями купленными в княжестве Киевском и его окрестностях. Волжская Булгария тоже не склонилась перед ворогами, и не стала веру их чуждую за свою принимать.
Но не стало княжество Киевское миром с ТарТарией жить. Стали они Огнем и мечем земли русские отвоевывать и веру свою чуждую навязывать. И поднялось тогда войско ратное, на бой лютый. Дабы сохранить веру свою и отвоевать земли свои. И стар и млад тогда пошли в Ратники, дабы вернуть порядок в Земли русские».

Так и началась война, в которой войско русское, земли Великой Арии (татьАрии ) победило неприятеля, и выгнало его с земель исконно славянских. Прогнало оно войско чуждое, с их верой лютою, с земель своих статных.

Кстати слово Орда переводимое по буквицам древнеславянской азбуки , означает Порядок. То есть Золотая Орда, это не отдельное государство, это строй. «Политический» строй Золотого порядка. При котором на местах княжили Князья, посаженные с одобрения главнокомандующего армией Защиты, или одним словом его называли ХАН (защитник наш).
Значит не было таки, двухсот с лишним лет гнета, а было время мира и процветания Великой Арии или ТарТарии . Кстати в современной истории тоже есть тому подтверждение, но почему-то на него никто не обращает внимание. Но мы обязательно обратим, и очень пристальное:

Монголо-татарское иго - система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после - ханов Золотой Орды) в XIII-XV веках. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237-1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в не разорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. (Wikipedia)

Невская битва (15 июля 1240) - сражение на реке Неве между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском. После победы новгородцев Александр Ярославич за умелое управление походом и храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский». (Wikipedia)

Вам не кажется странным, что битва со Шведами происходит прямо по среди нашествия «Монголо-Татаров » на Русь? Полыхающая в пожарах и разграбленная «Монголами » Русь, подвергается нападению Шведского войска, которое благополучно тонет в водах Невы, и при этом Шведские крестоносцы не сталкиваются с монголами ни разу. А победившие сильное Шведское войско Русичи, проигрывают «Монголам»? По моему мнению, это просто Бред. Две огромные армии в одно и тоже время воюют на одной и той же территории и ни разу не пересекаются. Но вот если обратиться к древнеславянскому летописанию, то все становится понятно.

С 1237 года Рать Великой ТарТарии начала отвоевывать свои исконные земли обратно, и когда война подходила к концу, теряющие класть представители церкви запросили помощи, и в бой были пущены шведские крестоносцы. Раз не получилось взять страну подкупом, значит они возьмут ее силой. Как раз в 1240м году армия Орды (то есть армия князя Александра Ярославовича, одного из князей древне славянского рода) столкнулась в битве с пришедшей на выручку своим приспешникам, армией Крестоносцев. Победив в битве на Неве, Александр получил титул невского князя и остался на княжение Новгородом, а Армия орды пошла дальше, чтобы выгнать супостата с земель русских окончательно. Так она и гнала «церковь и чуждую веру» до тех пор, пока не дошла до Адриатического моря, тем самым восстановив свои исконные древние границы. А дойдя до них армия развернулась и снова ушла не север. Установив 300 летний период мира .

Опять же подтверждение тому служит так называемый конец Ига «Куликовская битва » перед которой в сватке участвовали 2 витязя Пересвет и Челубей . Два Русских витязя, Андрей Пересвет (превосходящий свет) и Челубей (челом бьющий, Рассказывающий, повествующий, просящий) Информация о котором была жестоко вырезана со страниц истории. Именно проигрыш Челубея и предзнаменовал победу армии Киевской Руси, восстановленной на деньги все тех же «Церковников», которые из под полы проникли все же на Русь, пусть и 150 с лишним лет спустя. Это уже позже, когда вся Русь погрузится в пучину хаоса, будут сожжены все источники, подтверждающие события прошлого. И после прихода к власти семьи Романовых, многие документы обретут известный нам вид.

К слову сказать, Славянское войско не первый раз защищает свои земли, и изгоняет иноверцев со своих территорий. Еще один крайне интересный и запутанный момент в Истории рассказывает нам об этом.
Армия Александра Македонского , состоящая из множества профессиональных воинов была разбита небольшой армией неких кочевников в горах, к северу от Индии (последний поход Александра). И почему-то никого не удивляет тот факт, что многочисленная подготовленная армия, которая прошла пол мира и перекроила мировую карту, была так легко сломлена армией, простых и не образованных кочевников.
Но все становится понятно, если посмотреть на карты того времени и просто даже подумать, кем могли быть кочевники, пришедшие с севера (от Индии) Это как раз таки наши территории, которые исконно принадлежали славянам, и где по сей день, находят останки цивилизации ЭтРуссков .

Армии Македонского была потеснена армией Славян-Ариев , которые защищали свои территории. Именно в тот раз, славяне «впервые» прошли до Адриатического моря, и оставили огромный след на территориях Европы. Таким образом, нам оказывается не в первой завоевывать «пол земного шара».

Так как же вышло так, что и сейчас мы не знаем своей истории? Все очень просто. Трепетавшие от страха и ужаса европейцы, так и не перестали бояться Русичей, даже тогда, когда их планы увенчались успехом и они поработили славянские народности, они все еще боялись, что однажды Русь воспрянет и снова воссияет былой силой.

В начале 18 века Петром Первым была основана Российская Академия Наук. За 120 лет её существования, на историческом отделении Академии было 33 академика-историка. Из них только трое были русскими (в том числе М.В. Ломоносов), остальные — немцы. Так получается, что историю Древней Руси писали немцы, причем многие из них не знали не только укладов жизни и традиций, они даже не знали русского языка. Этот факт хорошо известен многим историкам, но они не прикладывают никаких усилий, чтобы внимательно изучит историю, которую написали немцы, и докопаться до истины.
Ломоносов писал труд по истории Руси, и на этом поприще у него часто возникали споры с немецкими коллегами. После его смерти архивы бесследно исчезли, однако каким-то образом его труды по истории Руси были изданы, но под редакцией Миллера. При этом, именно Миллер всячески притеснял Ломоносова при его жизни. Компьютерный анализ подтвердил, что изданные Миллером труды Ломоносова по истории Руси – это фальсификация. От трудов Ломоносова в них мало что осталось.

Вот такую концепцию можно найти на сайте Омского Государственного университета:

Мы сформулируем нашу концепцию, гипотезу сразу, без
предварительной подготовки читателя.

Обратим внимание на следующие странные и очень интересные
факты. Впрочем, их странность базируется лишь на общепринятой
хронологии и внушенной нам с детства версии древней русской
истории. Оказывается, изменение хронологии снимает многие странности и
<>.

Один из основных моментов в истории древней Руси — это так
называемое татаро-монгольское завоевание Ордой. Традиционно
считается, что Орда пришла с Востока (Китай? Монголия?),
захватила много стран, завоевала Русь, прокатилась на Запад и
даже дошла до Египта.

Но если бы Русь была завоевана в XIII веке с какой бы то ни
было стороны, — или с востока, как утверждают современные
историки, или с запада, как считал Морозов, — то должны были бы
остаться сведения о столкновениях между завоевателями и
казаками, жившими как на западных границах Руси, так и в низовьях
Дона и Волги. То есть как раз там, где должны были пройти
завоеватели.

Конечно, в школьных курсах русской истории нас усиленно
убеждают, что казачьи войска возникли будто бы лишь в XVII веке,
якобы вследствие того, что холопы бежали от власти помещиков на
Дон. Однако известно, — хотя в учебниках об этом обычно не упоминают,
— что, например, Донское казачье государство существовало ЕЩЕ В
XVI веке, имело свои законы и свою историю.

Более того, оказывается, начало истории казачества относится
к XII-XIII векам. См., например, работу Сухорукова <> в журнале ДОН, 1989 год.

Таким образом, <>, — откуда бы она ни шла, -
двигаясь по естественному пути колонизации и завоевания,
неминуемо должна была бы вступить в конфликт с казачьими
областями.
Этого не отмечено.

В чем дело?

Возникает естественная гипотеза:
НИКАКОГО ИНОЗЕМНОГО
ЗАВОЕВАНИЯ РУСИ НЕ БЫЛО. ОРДА ПОТОМУ И НЕ ВОЕВАЛА С КАЗАКАМИ, ЧТО
КАЗАКИ БЫЛИ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ОРДЫ. Эта гипотеза была
сформулирована не нами. Ее очень убедительно обосновывает,
например, А. А. Гордеев в своей <>.

НО МЫ УТВЕРЖДАЕМ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ.

Одна из наших основных гипотез состоит в том, что казачьи
войска не только составляли часть Орды — они являлись регулярными
войсками русского государства. Таким образом, ОРДА — ЭТО БЫЛО
ПРОСТО РЕГУЛЯРНОЕ РУССКОЕ ВОЙСКО.

Согласно нашей гипотезе, современные термины ВОЙСКО и ВОИН,
- церковно-славянские по происхождению, — не были старо-русскими
терминами. Они вошли в постоянное употребление на Руси лишь с
XVII века. А старая русская терминология была такова: Орда,
казак, хан.

Потом терминология изменилась. Кстати, еще в XIX веке в
русских народных пословицах слова <> и <> были
взаимозаменяемы. Это видно из многочисленных примеров, приведенных
в словаре Даля. Например: <> и т. п.

На Дону до сих пор есть известный город Семикаракорум, а на
Кубани — станица Ханская. Напомним, что Каракорум считается
СТОЛИЦЕЙ ЧИНГИЗ-ХАНА. При этом, — что хорошо известно, — в тех
местах, где археологи до сих пор упорно ищут Каракорум, никакого
Каракорума почему-то нет.

Отчаявшись, выдвинули гипотезу, что <>. Этот монастырь, существовавший еще в XIX веке, был окружен
земляным валом длиной всего лишь около одной английской мили. Историки
считают, что знаменитая столица Каракорум целиком помещалась на
территории, впоследствии занятой этим монастырем.

По нашей гипотезе Орда — не есть иностранное образование,
захватившее Русь извне, а есть просто восточно-русское регулярное
войско, входившее неотъемлемой составной частью в древнерусское
государство.
Наша гипотеза такова.

1) <> БЫЛО ПРОСТО ПЕРИОДОМ ВОЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ. НИКАКИЕ ЧУЖЕЗЕМЦЫ РУСЬ НЕ
ЗАВОЕВЫВАЛИ.

2) ВЕРХОВНЫМ ПРАВИТЕЛЕМ ЯВЛЯЛСЯ ПОЛКОВОДЕЦ-ХАН = ЦАРЬ, А В
ГОРОДАХ СИДЕЛИ ГРАЖДАНСКИЕ НАМЕСТНИКИ — КНЯЗЬЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАНЫ
БЫЛИ СОБИРАТЬ ДАНЬ В ПОЛЬЗУ ЭТОГО РУССКОГО ВОЙСКА, НА ЕГО
СОДЕРЖАНИЕ.

3) ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ
ЕДИНОЙ ИМПЕРИЕЙ, В КОТОРОЙ БЫЛО ПОСТОЯННОЕ ВОЙСКО, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ (ОРДА) И ГРАЖДАНСКАЯ ЧАСТЬ, НЕ ИМЕВШАЯ
СВОИХ РЕГУЛЯРНЫХ ВОЙСК. ПОСКОЛЬКУ ТАКИЕ ВОЙСКА УЖЕ ВХОДИЛИ В
СОСТАВ ОРДЫ.

4) ЭТА РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРОСУЩЕСТВОВАЛА С XIV ВЕКА
ДО НАЧАЛА XVII ВЕКА. ЕЕ ИСТОРИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ ИЗВЕСТНОЙ ВЕЛИКОЙ
СМУТОЙ НА РУСИ НАЧАЛА XVII ВЕКА. В РЕЗУЛЬТАТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
РУССКИЕ ОРДЫНСКИЕ ЦАРИ, — ПОСЛЕДНИМ ИЗ КОТОРЫХ БЫЛ БОРИС
<>, — БЫЛИ ФИЗИЧЕСКИ ИСТРЕБЛЕНЫ. А ПРЕЖНЕЕ РУССКОЕ
ВОЙСКО-ОРДА ФАКТИЧЕСКИ ПОТЕРПЕЛО ПОРАЖЕНИЕ В БОРЬБЕ С <>. В РЕЗУЛЬТАТЕ К ВЛАСТИ НА РУСИ ПРИШЛА ПРИНЦИПИАЛЬНО
НОВАЯ ПРО-ЗАПАДНАЯ ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ. ОНА ЖЕ ЗАХВАТИЛА ВЛАСТЬ И
В РУССКОЙ ЦЕРКВИ (ФИЛАРЕТ).

5) НОВОЙ ДИНАСТИИ ПОТРЕБОВАЛАСЬ <>,
ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ОПРАВДЫВАЮЩАЯ ЕЕ ВЛАСТЬ. ЭТА НОВАЯ ВЛАСТЬ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ПРЕЖНЕЙ РУССКО-ОРДЫНСКОЙ ИСТОРИИ БЫЛА НЕЗАКОННОЙ. ПОЭТОМУ
РОМАНОВЫМ ПОТРЕБОВАЛОСЬ В КОРНЕ ИЗМЕНИТЬ ОСВЕЩЕНИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ
РУССКОЙ ИСТОРИИ. НАДО ОТДАТЬ ИМ ДОЛЖНОЕ — ЭТО БЫЛО СДЕЛАНО
ГРАМОТНО. НЕ МЕНЯЯ БОЛЬШИНСТВА ФАКТОВ ПО СУЩЕСТВУ, ОНИ СМОГЛИ ДО
НЕУЗНАВАЕМОСТИ ИСКАЗИТЬ ВСЮ РУССКУЮ ИСТОРИЮ. ТАК, ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ
ИСТОРИЯ РУСИ-ОРДЫ С ЕЕ СОСЛОВИЕМ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ И ВОИНСКИМ
СОСЛОВИЕМ — ОРДОЙ, БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА ИМИ ЭПОХОЙ <>. ПРИ ЭТОМ СВОЯ СОБСТВЕННАЯ РУССКАЯ ОРДА-ВОЙСКО
ПРЕВРАТИЛАСЬ, — ПОД ПЕРОМ РОМАНОВСКИХ ИСТОРИКОВ, — В МИФИЧЕСКИХ
ПРИШЕЛЬЦЕВ ИЗ ДАЛЕКОЙ НЕЗНАЕМОЙ СТРАНЫ.

Пресловутая <>, знакомая нам по романовскому
изложению истории, была просто ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАЛОГОМ внутри
Руси на содержание казацкого войска — Орды. Знаменитая <>, — каждый десятый человек, забираемый в Орду, — это просто
государственный ВОИНСКИЙ НАБОР. Как бы призыв в армию, но только
с детства — и на всю жизнь.

Далее, так называемые <>, по нашему мнению,
были просто карательными экспедициями в те русские области,
которые по каким-то соображениям отказывались платить дань =
государственную подать. Тогда регулярные войска наказывали
гражданских бунтовщиков.

Данные факты известны историкам и не являются секретными, они общедоступны, и каждый желающий без проблем может найти их в Интернете. Опуская научные изыскания и обоснования, кои описаны уже достаточно широко, подытожим основные факты, которые опровергают большую ложь о «татаро-монгольском иге».

1. Чингисхан

Раньше на Руси за управление государством отвечали 2 человека: Князь и Хан . Князь отвечал за управление государством в мирное время. Хан или «военный князь» брал бразды управления на себя во время войны, в мирное время на его плечах лежала ответственность за формирование орды (армии) и поддержание её в боевой готовности.

Чингис Хан – это не имя, а титул «военного князя», который, в современном мире, близок к должности Главнокомандующего армией. И людей, которые носили такой титул, было несколько. Самым выдающимся из них был Тимур, именно о нём обычно и идёт речь, когда говорят о Чингис Хане.

В сохранившихся исторических документах этот человек описан, как воин высокого роста с синими глазами, очень белой кожей, мощной рыжеватой шевелюрой и густой бородой. Что явно не соответствует приметам представителя монголоидной расы, но полностью подходит под описание славянской внешности (Л.Н. Гумилёв – «Древняя Русь и Великая степь».).

В современной «Монголии» нет ни одной народной былины, в которой бы говорилось, что эта страна когда-то в древности покорила почти всю Евразию, ровно, как и нет ничего и о великом завоевателе Чингис Хане… (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

2. Монголия

Государство Монголия появилась только в 1930-х годах, когда к кочевникам, проживающим в пустыне Гоби, приехали большевики и сообщили им, что они – потомки великих монголов, и их «соотечественник» создал в своё время Великую Империю, чему они очень удивились и обрадовались. Слово «Могол» имеет греческое происхождение, и означает «Великий». Этим словом греки называли наших предков – славян. Никакого отношение к названию какого-либо народа оно не имеет (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

3. Состав армии «татаро-монголов»

70-80% армии «татаро-монголов» составляли русские, остальные 20-30% приходились на другие малые народы Руси, собственно, как и сейчас. Этот факт наглядно подтверждает фрагмент иконы Сергия Радонежского «Куликовская Битва». На нём чётко видно, что с обеих сторон воюют одинаковые воины. И это сражение больше похоже на гражданскую войну, чем на войну с иностранным завоевателем.

4. Как выглядели «татаро-монголы»?

Обратите внимание на рисунок гробницы Генриха II Набожного , который был убит на Легницком поле. Надпись следующая: «Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.» Как мы видим у этого «татарина» совершенно русская внешность, одежда и оружие. На следующем изображении – «ханский дворец в столице монгольской империи Ханбалыке» (считается, что Ханбалык – это якобы и есть Пекин). Что здесь «монгольского» и что – «китайского»? Вновь, как и в случае с гробницей Генриха II, перед нами – люди явно славянского облика. Русские кафтаны, стрелецкие колпаки, те же окладистые бороды, те же характерные лезвия сабель под названием «елмань». Крыша слева – практически точная копия крыш старорусских теремов…(А. Бушков, «Россия, которой не было»).

5. Генетическая экспертиза

По последним данным, полученным в результате генетических исследований, оказалось, что татары и русские имеют очень близкую генетику. Тогда как отличия генетики русских и татар от генетики монголов – колоссальны: «Отличия русского генофонда (почти полностью европейского) от монгольского (почти полностью центрально-азиатского) действительно велики – этo как бы два разных мира…» (oagb.ru).

6. Документы в период татаро-монгольского ига

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

7. Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием «татаро-монгольское иго». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская! ..»

В этом тексте нет даже намёка на «татаро-монгольское иго». Но зато в этом «древнем» документе присутствует такая строчка: «Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!»

Еще мнения:

В таком же духе выступил и полномочный представитель Татарстана в Москве (1999 — 2010), доктор политических наук Назиф Мириханов: «Термин «иго» появился вообще только в XVIII веке, — уверен он. — До того славяне даже не подозревали, что живут под гнетом, под ярмом неких завоевателей».

«На самом деле, Российская империя, а затем Советский Союз, и теперь Российская Федерация — это наследники Золотой Орды, то есть тюркской империи, созданной Чингис-ханом, которого нам надо реабилитировать, как это уже сделали в Китае», — продолжил Мириханов. И заключил свои рассуждения таким тезисом: «Татары так напугали в свое время Европу, что правители Руси, которые выбрали европейский путь развития, всячески отмежевывались от ордынских предшественников. Сегодня настала пора восстановить историческую справедливость».

Итог подвел Измайлов:

«Исторический период, который принято называть временем монголо-татарского ига, не был периодом террора, разорения и рабства. Да, властителям из Сарая русские князья платили дань и получили от них ярлыки на княжение, но это обычная феодальная рента. В то же время Церковь в те века процветала, и повсюду строились красивые белокаменные храмы. Что было вполне естественно: такого строительства не могли себе позволить разрозненные княжества, а только фактическая конфедерация, объединенная под властью хана Золотой Орды или Улуса Джучи, как было бы правильнее называть наше общее с татарами государство».

Историк Лев Гумилев, из книги «От Руси к России», 2008 год:
«Таким образом за налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай, Русь получила надёжную крепкую армию, которая отстояла не только Новгород с Псковом. Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Одно это показывает, что Русь была не
провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно».

Походы хана Батыя на Русь

1237 г. – Разорение Рязанского княжества

1238 г. – Вторжение во Владимиро-Суздальское княжество.

4 марта 1238 г. – Сражение на реке Сити. Поражение дружин Владимирского, Ростовского, Ярославского, Углического и Юрьевского княжества.

1239 г. – Покорение Черниговского и Переяславского княжеств.

1240 г. – Захват Киевского княжества

1241 г. – Разрушительный поход через Галицкое и Волынское княжество в Восточную Европу и на Балканы.

1241 – 1242 гг. – Попытка вторжения в Восточную Европу (Польша, Венгрия, Чехия)

1243 г. – Образование на юго-восточных границах Руси нового государства – Золотая Орда.

Причины, которые вызвали завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Запад­ную Европу:

1. Необходимость расширения пастбищ из-за экстенсивного кочевого скотоводства.

2. Возможность обогащения в результате грабительских военных походов.

Причины поражения в борьбе с монголами

1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях.

2. Высокое воинское мастерство монгольского войска.

3. Столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества.

1-й тип. Русь – оседло-земледельческая

2-й тип. Монголия – кочевой, ориентированный на военные завоевания.

Причины, которые вызвали быстрое завоевание русских земель монголо-татарами:

1. Усобицы князей.

2. Монолитность монголо-татарского государства.

3. Использование достижений военного искусства, заимствованных в Китае.

4. Оборонительная тактика городского населения.

5. Жесткая дисциплина монголо-татар.

6. Отсутствие единства русских княжеств.

7. Организация общемонгольского похода.

Суждения и оценки монголо-татарского иго на Руси

Основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII – XV вв.

1. Традиционная оценка.

С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков.

Иго для Руси являлось большим бедствием.

Иго – система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявилась в:

Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;

Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);

Военной зависимости – поставкой русских воинов в монгольские отряды.

2. Ига на Руси не было. Л.Н. Гумилев. Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.

3. Так называемое монголо-татарское иго – просто специфический период в истории русского государства когда страна была разделена на две части: 1) мирное гражданское население, управляемое князьями и 2) постоянное регулярное войско – Орда под управлением военачальников – ханов. Этой точки зрения придерживаются А. Фоменко, В. Носовский.

Куликовская Битва была 8 сентября 1380 г. Благословление Сергия Радонежского. Сбор русских войск в Коломне во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем.

Союзники хана Мамая литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег.

Одержанная на Куликовском поле победа не принесла полного освобождения от гнета Золотой Орды, тем не менее она имела огромное значение для судеб России:

1. На Куликовском поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение. (Однако Москва была снова разорена в 1382 г. Тохтамышем и вынуждена была платить дань).

2. Произошло уменьшение размера дани.

3. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель.

4. Разгром ордынцев значительно ослабил их мощь.

5. Создание предпосылок для освобождения Руси от ордынской зависимости.

6. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра – организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель.

Последствия монголо-татарского нашествия имели проявления во всех сферах жизни общества – социально-экономической, политической и культурной:

1. Особый ущерб от монголо-татарского нашествия понесли города: прекратилось каменное строительство, сократилась численность населения. Было разрушено более 70 городов.

2. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном делопроизводство перегодчатой эмали, стеклянных бус, зерни, скани.

3. Уничтожен оплот городской демократии – вече.

4. Нарушены торговые связи с Европой, русская торговля повернулась лицом на Восток.

5. Замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию.

6. Произошла консервация холопства.

7. Застойным было состояние земледелия и форм собственность, Сохраняется и делается традиционной государственная власть– собственность, ограничивавшая сферу развития частной собственности.

8. В период ига на Руси в сложившихся феодальных отношениях развивались традиции восточного деспотизма.

9. Под влиянием специфических азиатских правовых норм и способов наказания появились жестокие формы наказания.

10. Происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества.

11. Ордынское иго оказало мощное воздействие на развитие культуры.

12. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизации русского общества происходил со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

Таким образом, из-за разницы в темпе и направления развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в X – XII вв. сходные формы, к XIV – XV вв. возникли качественные различия.

| следующая лекция ==>

Да и как татарское влияние на русскую жизнь могло быть значи­тельно, если, завоевав Русь, татары не остались жить в русских облас­тях, богатых неудобными для них лесами, а отошли на юг, в открытые степи? На Руси они оставили, для наблюдения, своих наместников «бас­каков» с военными отрадами. Особые татарские чиновники, «числен­ники» или «писцы», изочли и переписали все население Руси, кроме церковных людей, и наложили на него дань, получившую название «вы­хода». Сбором этой дани и вообще татарским управлением на Руси заведовали в Золотой Орде особые чиновники - «даруги» или «доро­ги», посылавшие на Русь «данщиков» для дани и «послов» для: других поручений. Русские князья у себя дома должны были иметь дело с баскаками и послами; когда же князей для поклона или дел вызывали в Орду, то там их «брали к себе в улус» дороги, заведовавшие их княже­ствами. Редко появляясь массами в покоренной стране в начале свое­го господства, татары впоследствии еще реже появлялись там - ис­ключительно для сбора дани или в виде войска, приводимого боль­шей частью русскими князьями для их личной цели. Этот обычай брать дружину у соседних народов - обычай стародавний; еще в Х и XI вв. князья нанимали себе в помощь варягов, половцев и т. д.”

Главная мысль Платонова заключалась в том, что если и находятся следы влияния татар в администрации, во внешних приемах управления, то они невелики и носят характер част­ных отрывочных заимствований; такие заимствования были и от варя­гов, и из Византии. Поэтому мы можем далее рассматривать внутрен­нюю жизнь русского общества в ХШ в., не обращая внимания, на факт татарского ига.

И следуя, таким образом, мысли

Соловьева С. М. ,

ко­торый с особым ударением говорил: «Историк не имеет права с половины XIII в. прерывать естественную нить событий, именно, постепенный переход родовых княжеских отношений в государственные, вставлять татарский период и выдвигать на первый план татар, татарские отношения, вследствие чего необходимо закрываются главные явления, главные причины этих явлений».

Цитата Соловьева очень хорошо и кратко отражает суть оценки незначительного влияния татаро – монгольского ига на развитие Руси.

Оценка негативного влияния татаро – монгольского нашествия - самая распространенная в нашей стране, почти во всех школьных учебниках она встречается. Детей в России учат на основе этой теории.

Но в чем же она заключается? Эта точка зрения негативно оценивает Золотую Орду, интерпретируя её как “государственного – угнетателя”, как явление непрогрессивное, несовместимое с нормами и представлениями европейской цивилизации (иго). В трудах классиков марксизма термин “татарщина” был синонимом варварства и нес исключительно пренебрежительный смысл.

Представители этой оценки укоренили в сознании народа тезис, что “монголо – татарское иго отбросило Русь в её развитии на двести лет назад”.

Представителями этой теории являются Лихачев, Карамзин, Вернадский.

Карамзин Н.М.:

Прочитав только отрывок из книги Николая Карамзина “предания веков” уже хорошо прослеживается негатив ко всему татаро – монгольскому народу: он называет их варварами. А уж в полном собрании сочинений “История государства Российского” Карамзин пишет о влиянии татаро – монгольского ига подробно:

«Нашествие Батыя испровергло Россию. Могла угаснуть и последняя искра жизни; к счастью, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре…Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались, народ освобождался от рабства, города входили в тесную связь между собой для взаимной защиты в утеснениях; изобретение компаса распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, ученые ободрялись правительствами; возникли университеты для высших наук; разум приучался к созерцанию, к правильности мыслей; нравы смягчались; войны утратили свою прежнюю свирепость; дворянство уже стыдилось разбоев, и благородные витязи славились милосердием к слабым, великодушием, честию; обходительность, людскость, учтивость сделались известны и любимы. В сие же время Россия, терзаемая монголами, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!

… так называемые послы ордынские и баскаки, представляя в России лицо хана, делали, что хотели; самые купцы, самые бродяги монгольские обходились с нами как с слугами презрительными. Что долженствовало быть следствием? Нравственное уничтожение людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, более обманывали и друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее и бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные наглости иноплеменных тиранов. От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты (период самый несчастнейший!) отечество наше походило более на темный лес, нежели на государство: сила казалась правом; кто мог, грабил; не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; татьба сделалась общею язвою собственности…

Внутренний государственный порядок изменился: все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезало. Князья смиренно пресмыкаясь в Орде, возвращались оттуда грозными властелинами, ибо повелевали именем царя верховного…».

Это не единственное ужасное описание времени татаро – монгольского ига:

Артемов В.В., Лубченков Ю.А.

Наиболее страшными были первые десятилетия татаро – монгольского ига. В эти годы татаро – монголы часто совершали походы на Русь. По своим последствиям они были нередко ещё более разрушительными, чем само Батыево нашествие. Главной целью походов было получение добычи, включая невольников, а также устрашение оставшихся в живых жителей.

В первые годы ига население Руси резко сократилось, немало городов исчезло навсегда, были забыты многие ремесла, прекратилось каменное строительство.

В свое время Вернадский отмечает влияние ига на политическую и экономическую структуру России.

Вернадский:

Монгольское правление не могло не отразиться на всей по­литической и экономической структуре России и оставило много несмываемых следов в русской жизни, которые были очевидны долгое время после ее освобождения. Разорение, вызванное монгольским нашествием 1237 года, было воспри­нято как национальная катастрофа. Последующее постоян­ное изъятие из Руси людских и финансовых ресурсов мешало быстрому восстановлению нации. Разрушение во время наше­ствий большинства русских главных городов нанесло серьез­ный удар по городской цивилизации, которая расцвела в предыдущий период. Периодические призывы искусных мас­теров на ханскую службу полностью дезорганизовали русское промышленное производство. Ряд русских производств, та­ких, как искусство эмали, филигрань, изделия с чернью, резьба по камню, прекратили свое существование. Но в то вре­мя, как ремесло приходило в упадок, земледелие продолжало расширяться и стало основой русской экономики, Именно в монгольский период Россия превратилась в преимущественно аграрную страну.

В политическом отношении упадок городов означал ослаб­ление авторитета городских собраний. Кроме того, монголы сознательно пытались обуздать вече, так как считали населе­ние городов по-прежнему способным противостоять их власти на Руси. Князья сами в большинстве случаев относились к ве­че с подозрением и с готовностью следовали ханским указани­ям по политике в отношении к городам. Городское ополчение было распущено. В результате всего этого вече прекратило действовать в Московии, исключая спорадические возрожде­ния в кризисные моменты, такие, как, например, во время на­шествия Тохтамыша. Таким образом, демократический эле­мент старой русской системы управления был разбит вдребез­ги, за исключением Новгорода и Пскова.

Совет бояр, который представлял аристократический эле­мент управления в Киевской Руси, продолжал помогать князьям, но ему не удалось получить какие-либо конституци­онные права. После того как князья полностью подчинились хану, ханский ярлык стал защищать их против выдвижения политических требований и городским населением, и боярст­вом. Бояре были свободны менять одного князя на другого с сохранением при этом своих родовых поместий. Однако с подъемом Москвы великий князь стал смотреть с подозрени­ем на тех бояр, которые покинули службу у него, особенно во время войны или межкняжеских конфликтов. При правле­нии Дмитрия Донского и после него было несколько случаев конфискаций земельных владений бояр, которых великий князь посчитал предателями, по крайней мере в одном случае боярин был казнен.

Вполне естественно, что власть князей претерпела измене­ния. Их власть в первом веке правления монголов была по­ставлена под бдительный контроль ханов. Князю разреша­лось иметь свиту, но за сбором людей для отправки в армию следили сами монголы. За князем оставалась его судебная власть над его подопечными, дела которых он разбирал или лично, или через своих помощников. Помимо этого у него почти не было других административных обязанностей, и он принужден был удовлетвориться этой узкой сферой управле­ния своими подданными. Следовательно, его феодальные пра­ва и обязанности приобретали большую важность, и его двор становился центром государства, Главой органа управления его имениями становился наиболее влиятельный придвор­ный. Слуги князя - мелкие дворяне, пребывавшие при его дворе, - были как социальная группа главной опорой власти. Когда хан уполномочил своих русских вассалов собирать для него налоги, компетенция великого князя расширилась.

Нашествие татаро-монголов и дальнейшие выплаты дани преобразили Древнюю Русь, полностью изменив государство. Столь важный период в отечественной истории неоднократно обсуждался учеными, и каждый из них высказывал свое собственное мнение о положении вещей. И все же, ученые разделились на два лагеря с абсолютно разными точками зрения на историческую ситуацию того времени. Итак, какие же гипотезы по поводу существования и влияния татаро-монгольского ига существуют, и можно ли их опровергнуть?

Стандартная гипотеза о существовании татаро-монгольского ига

Многие ученые, и в первую очередь, Карамзин , считали, что татаро-монгольское иго оказало отрицательно воздействие на историю Древней Руси, затормозив развитие страны. Какие же факты свидетельствуют о подтверждении этой гипотезы, выдвигаемой многим современными учеными?

    В связи с господством татаро-монгольского ига, в стране затормозилось развитие многих ремесел, практически полностью застопорилось градостроительство.

    Ежегодные выплаты дани привели к огромной бреши в бюджете, что сказывалось на экономическом и внешнеполитическом положении страны.

    Татаро-монгольского иго уничтожило больше десятка крупных русских городов, что заметно снизило уровень развития страны.

    Использование системы ярлыков привело к долговременному подчинению ханам и полному отказу от демократии, которая начинала зарождаться в Великом Новгороде.

    Нарушились связи во внешней торговле и международный авторитет Древней Руси окончательно рухнул.

Все эти последствия господства татаро-монгольского ига свидетельствуют о том, что перед нами классическое взаимодействие подчиненного народа и общества победителей. Долгими десятилетиями, Орда жила за счет Древней Руси, вынуждая князей снова и снова обращаться за ярлыками. Любое неповиновение строго каралось, а те князья, которые выступали против господства ханов и их наместником, могли легко попрощаться с жизнью. Помимо экономического и политического влияния, иго оказывало и культурное воздействие. Все чаще возникали смешанные браки, в обиход русских людей входили татарские слова. Именно по этим многочисленным причинам, гипотеза Карамзина о негативном влиянии татаро-монгольского ига получила огромное распространение.

Альтернативная гипотеза о развитии исторического процесса

Как ни странно, многие ученые во главе с Львом Гумилевом выдвигали гипотезу о том, что татаро-монгольское иго взаимодействовало с русскими князьями на равных, заключив договор о союзничестве.

Изначально Соловьев и Ключевский высказывали позицию о том, что иго не слишком сильно повлияло на положение в стране. Несмотря на двухсотлетнее подчинение монголам, русским людям удалось сохранить свою культуру, веру и даже подобие политической независимости.

Лев Гумилев в своем знаменитом трактате «От Руси до России. Очерки по русской истории» , выдвинул еще более противоречивую гипотезу о том, что русские князья заключили с кочевниками своеобразный пакт о защите.

Согласно этому пакту, русские князья платили монголам за защиту территорий, а те, в свою очередь, помогали избавиться от натиска литовцев и прочих враждебных иноземцев. Какие факты можно назвать в числе подтверждений этой гипотезы?

    Русские князья смогли сохранить православие, несмотря на то, что монголы долгое время были мусульманами. Обычно на захваченных территориях насаживается образ жизни, привычный оккупантам, но в случае с Древней Русью, этого не произошло.

    За время господства татаро-монгольского ига над территориями Древней Руси, местным князьям удалось отбить несколько серьезных атак со стороны литовцев. Самый яркий пример - это противостояние Александра Невского, где князя поддерживали и ордынцы.

    Несмотря на господство монголов, они сохраняли нейтралитет в государственных делах, давая практически полную свободу воли русским князьям.

Полюх А.В., известный современный ученый, высказывающийся в пользу гипотезы о сотрудничестве ига и русских князей, даже провел исследования этого исторического периода с медицинской точки зрения. Согласно заключениям ученого, монголы не прибегали к насилию русских женщин, поскольку в таком случае, наблюдалось бы сильное смешение кровей, но смешанных браков, по гипотезе Полюха, было совсем немного. Разумеется, исследования ученого подверглись критике, но это еще раз доказывает, что данный вопрос остается актуальным и до конца неизученным.

Разумеется, ученые, высказывающиеся против существования татаро-монгольского ига, отрицают не наличие самой народности, а отсутствие именно экспансии со стороны ордынцев. По их мнению, русские князья контролировали татаро-монголов, более удачно управляя с их помощью, государством.

Все эти гипотезы тщательно изучаются, но пока что, теория о давлении татаро-монголов и об их экспансии Русской земли, считается наиболее точной и доказанной. И все же, для полноценного изучения самого явления, следует рассматривать все существующие точки зрения.