Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Изображение толстым отечественной войны 1812. Лучшие ученические сочинения

"Война и мир". 10-й класс
Цель урока: в игровой форме осуществить проверку качества чтения, точности знания материала; закрепить
умения самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи урока.
Образовательные:
а) подтвердить качественное прочтение текста романа;
б) способствовать выработке умения находить нужный ответ;
в) формировать навыки аналитической работы;
г) формировать навыки самостоятельного учебного труда: планировать работу, осуществлять самоконтроль,
подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.
Воспитательные: это очередной урок в системе других уроков, который
а) сохраняет идейную наполненность военных страниц романа и акцентирует внимание учащихся на теме
патриотизма;
б) способствует укреплению читательского интереса к роману "Война и мир".
Развивающие: развивать
а) эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности учащегося,
б) способность видеть и понимать текст произведения, свободно ориентироваться в нем;
в) оформлять свои ответы в грамотную речевую форму,
г) умение активно мыслить, д) навыки самоанализа.
Оформление урока: на полу бумажные (красная, зеленая, желтая) дорожки, сходящиеся к центральному кругу
победителя; ордена для "теоретиков"; оборудование для демонстрации финальной части игры в виде
презентации РРТ (использованы картинки Интернет­ресурсов).
Содержание урока
Урок промежуточной аттестации представлен в форме известной телевизионной интеллектуальной игры
"Умники и умницы" и соблюдает правила этой игры. Обязательны порядок и права прохождения дорожек: на
красной нельзя делать ошибок, на желтой допустима одна ошибка, на зеленой ­ две ошибки. "Теоретики",
дающие правильные ответы вместо ошибочных ответов игроков, получают ордена и позже поощряются
оценками. Финал представлен в виде презентации РРТ, где сами игроки выбирают номер вопроса на главной
странице (презентация прилагается. См. приложение).
Предварительно (по усмотрению учителя) проведен отбор участников игры (9 игроков), остальные учащиеся
становятся "теоретиками".
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы подводим некоторые итоги нашей работы над поистине великим романом Л.Н.Толстого
"Война и мир". Позади знакомство с князем Андреем, Пьером Безуховым, Наташей и другими полюбившимися
героями, ставшими для нас уже кем­то больше, чем просто персонажи. Мы прошли с ними испытания войны 1812
года, данной в интерпретации Л.Н.Толстого.
Писатель всегда надеется найти в читателе человека чуткого, внимательного к слову. Продемонстрировать
отличное знание текста романа, показать себя внимательным читателем ­ цель нашего урока.
Игроки занимают свои позиции и выбирают дорожки.
1­я тройка игроков

Красная дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть такие строки: "Сквозь дым летучий французы двинулись,
как тучи. И всё на наш редут". Назовите этот редут в романе "Война и мир". (Шевардинский)
2. Продолжите фразу князя Андрея: "Для меня на завтра вот что: ...". (стотысячное русское и стотысячное
французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и
себя меньше жалеть, тот победит).
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть строки: "Два дня мы были в перестрелке. Что толку в
этакой безделке? Мы ждали третий день". Назовите даты этих дней по роману. (24, 25, 26 августа)
2. "Нет сильнее тех двух воинов, : те всё сделают:". Каких двух воинов имел в виду Кутузов? (Терпение и время).
3. Продолжите фразу князя Андрея: "Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть: (я не брал бы пленных)".
Почему? (Это дополнительно).
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Что принесли в стан русского войска накануне Бородинского сражения? (Икону Смоленской Божьей матери).
2. О ком так думает князь Андрей: "Он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки". (о
Кутузове)
3. "Готов, ­ повторил Долохов и быстро пошёл к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. ­ Брать не
будем! ­ крикнул он Денисову". Что имел в виду Долохов? (не брать пленных. Убить их)
4. Каким предметом Тихон Щербатый владел "как волк зубами"? (топором)
2­я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. Продолжите фразу: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть: (ни от позиции, ни от вооружения, ни
даже от числа:)
2. Как называется скрытый огонь, разгоравшийся на лицах солдат батареи Раевского? (Патриотизм)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Назовите точную дату утверждения Кутузова главнокомандующим русской армии. (8 августа 1812 года)
2. Кому принадлежат слова: "Шахматы расставлены, игра начинается завтра"? (Наполеону)
3. Что Кутузов называет "последней степенью подлости"? (Бегство "великого императора от геройской армии",
т.4, ч.3, гл.18)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Где находился Наполеон 2 сентября 1812 года в 10.00? (на Поклонной горе)
2. Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы и вступление
русских в Париж? (справедлива и нужна только освободительная война).
3. Продолжите фразу: "Сражение выиграет тот, :(кто твёрдо решил его выиграть").

4. "Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно? ­ спрашивала Наташа. ­ Мы всё­таки возьмём самое
нужное:", ­ говорила Наташа. Что возьмут они? Что "самое нужное"? (раненые солдаты).
3­я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. По отношению к какому персонажу Толстой говорит: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"?
(Кутузов)
2. Что для всех окружающих Наполеон выдаёт за "великий признак"? ("Дрожание моей левой икры есть великий
признак")
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Чем знамениты Фили? (Состоялся совет, где было решено оставить Москву)
2. В чём видел свою главную задачу главнокомандующий Кутузов для одержания победы? (Поддерживать дух
войска)
3. Кто возглавил первый партизанский отряд? (Денис Давыдов)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. С каким своеобразным оружием сравнивает Толстой партизанское движение? (С "дубиной")
2. Продолжите фразу: "Да нет же! Будут же они, как турки,:(лошадиное мясо жрать!")
3. В какую русскую поговорку облекает Толстой тяжёлую необходимость Кутузова сдать Москву и его
ответственность за это? ("Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки")
4. Численность русского войска по отношению к французскому до Бородинского сражения составляла как
(сколько?), а после сражения как (сколько?) . (соответственно: пять к шести и один к двум).
Ребята, в финале вы сами выбираете вопрос, на который будете отвечать. Внимание на экран.
Финал
Красная дорожка
Вопросы
1. Как Тихон Щербатый называл мародёров? (миродёры)
2. Какой храм был построен в Москве в честь победы над наполеоновскими войсками в 1812году? (Храм Христа
Спасителя)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую отечественную войну 1941 ­
1945 г.г? (Орденом Кутузова)
2. Кутузов обращается к солдатам и офицерам, преследующим французов: "Пока они были сильны, мы их не
жалели, а теперь и пожалеть можно". Далее в двух словах Кутузов называет причину жалости. Назовите её и
вы. ("Тоже люди")
3. Кто в романе выражает желание: "Солдатом быть, просто солдатом:". (Пьер Безухов)
Зелёная дорожка
Вопросы

1. Назовите фамилию генерала русской армии, погибшего на Бородинском поле, чья жена способствовала
строительству церкви на месте сражения. (Тучков)
2. Какое оружие носил Тихон Щербатый "для смеха"? (мушкетон)
3. "Я привык что­нибудь сладкое", ­ говорил Петя Ростов. Что у него было? (изюм)
4. "Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая ­ чудотворца". Кто это? (Василий Денисов)
В конце игры подводятся итоги. Финалисты награждаются грамотами. Победитель награждается грамотой и
книгой.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.

В названии романа Л. Н. Толстого выражена извечная противо­положность мира и войны. Мир-это покой, согласие, добро. Война - это воплощение неестественности, фальши и зла. Именно такой показана война 1812 года в толстовском романе.

Л. Толстой воссоздает народный взгляд на исторические собы­тия. Поэтому глубоко символично, что осознание простыми людь­ми противоестественности войны писатель непосредственно соот­носит с образом хлеба (ведь хлеб - это, по сути, вся жизнь крестья­нина): «Сильнее всего поразило его (Алпатыча) то, что, приближа­ясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие-то солдаты косили, очевидно, на корм, на котором стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча...».

Перед этим старик ви­дит обозы и войска, слышит выстрелы - все это должно заставить обратить на себя внимание, задуматься о том, что происходит, но Алпатыч остается лишь равнодушным наблюдателем. Но то, что солдаты косят еще зеленый овес - не набравший полной силы, а значит не в срок, не вовремя-да еще используют прекрасное поле в качестве стоянки для лагеря - это потрясение, это знак ущербно­сти происходящего. Так рождается ощущение войны как противо­речия естественному течению жизни.

В связи с этим нужно вспомнить эпизод пожара в Смоленске; там тоже жгут хлеб: «из амбара несло запахом лепешек от сгоревше­го хлеба... Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоящих вокруг пожара». Сцена симво-лична: никто - ни жители, ни солдаты, ни находящийся здесь князь Андрей - не делает попытки потушить амбар. Это жертвенный огонь, он означает собственно начало народной войны. В этом огне сгорает все личное, индивидуальное. Недаром писатель изобража­ет не только Ферапонтова, поджигающего свой дом, но и безымянного «человека во фризовой шинели» - хозяина горящего амбара, оторый кричит в упоении «Важно!.. Ребята, важно!»

Именно в войне 1812 года происходил процесс переплавки личного в общее. Характерно, что князь Андрей, думая о Кутузове, подчеркивает в нем отсутствие частного, личного. Всех - от никому не известного «человека во фризовой шинели» до командующего - пронизывает единое понимание, единое отношение к происходящему.

Это то же чувство, что заставляет москвичей покидать свой город перед приходом врага. Писатель называет это чувство «скрытым патриотизмом». Это патриотизм дела, пусть не подвига (какой подвиг в том, чтобы уехать в Саратовскую деревню?), пусть совершенного для себя, дела незаметного, простого, естественного - и дела, а не фразы.

В результате этого «скрытого патриотизма», его объединяющей теплоты, рождается новая общность людей, новый мир. Обретае-мый в конце романа мир - великое торжество «мысли народной» писателя и его народа.

Роман «Война и мир» был задуман Л. Н. Тол-стым как история о декабристе, возвращаю-щемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше писатель работал с архивными ма-териалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так замысел постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его в войне 1812 года.

Позже Толстой писал, что главная мысль ро-мана — «мысль народная». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Л. Н. Толстой был участником Севасто-польской обороны. В эти трагические меся-цы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявля-ются не в красивых фразах или ярких подви-гах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что.

Этот опыт сказался в романе «Война и мир». В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые инте-ресы шла в 1805—1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли геро-ически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.

Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые ав-тор и Кутузов называют «народным чувст-вом», «скрытой теплотой патриотизма».

Кутузов, объезжая позиции накануне Бо-родинского сражения, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовились по-гибнуть за Родину. «Чудесный, бесподоб-ный народ», — с волнением и слезами про-изнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают и его мысли.

Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению; в Бородинском сражении русские одержали нравственную победу. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офи-церы французской армии испытывали оди-наковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказы-вается, русских можно убить, но не побе-дить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продол-жают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколеби-мая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика «терпение и время», чья опора прежде всего на силу духа в войсках.

Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Стоит вспомнить, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на при-стрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею «делать и приказы-вать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых отно-сили, ряды смыкались. Если отбегали солда-ты, то они тотчас же поспешно возвраща-лись». Вот пример того, как выполнение дол-га перерастает в подвиг.

Эта сила складывалась из патриотизму не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сра-жения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Мо-жайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: «Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово — Москва». Глазами Пьера нарисована картина сраже-ния, показан героизм артиллеристов на бата-рее Раевского.

Эта непобедимая сила основывалась на героизме и патриотизме москвичей, поки-давших родной город, как ни жалко им было оставлять на погибель свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать под-воды раненым, и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подво-ду, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов.

Вообще, тема партизанской войны зани-мает особое место в романе. Толстой под-черкивает, что война 1812 года действи-тельно была народной, потому что сам на-род поднялся на борьбу с захватчиками. Сражались уже отряды старостихи Васили-сы Кожиной, Дениса Давыдова. Толстой в романе подробно описывает действовав-шие отряды. Это отряд Денисова, где са-мый нужный человек — Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по час-тям. Толстой ярко описывает жестокую, не на жизнь, а на смерть народную войну: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной си-лой, и, не спрашивая ничьих вкусов и пра-вил, с глупой простотой, но с целесообраз-ностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдания лю-дей, будь то враги или свои. Отходчивое рус-ское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных францу-зов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толсто-го патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна.

Здесь есть смысл вспомнить историчес-кую концепцию писателя. На страницах ро-мана, и особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого, суть ее в так называемом «роевом начале», духе и воле не одного че-ловека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так, побе-ду в Отечественной войне 1812 года Тол-стой объясняет тем, что столкнулись две во-ли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справед-ливой для русских, они воевали за свою Ро-дину, свою землю, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее, чем у францу-зов. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Война 1812 года стала рубежом, испыта-нием для всех положительных героев в ро-мане: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородин-ским сражением, веря в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчи-ков, — он даже разрабатывает план убийст-ва Наполеона; для Наташи, отдавшей под-воды раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Де-нисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, стано-вятся единым целым, участвуют в формиро-вании воли к победе.

Эта воля к победе особенно ярко проявляет-ся в массовых сценах: в момент сдачи Смо-ленска (вспомним купца Ферапонтова, кото-рый, поддавшись какой-то неведомой, внут-ренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести — поджечь); при подготовке к Бородинскому сражению, в ожидании боя партизан с французами.

Итак, Толстой рисует войну 1812 года как на-родную, Отечественную, когда на защиту Ро-дины поднялся весь народ. И сделал это писа-тель с огромной художественной силой, со-здав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.