Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Игры для формирования правильного звукопроизношения. Игры, формирующие правильное звукопроизношение. Игры с мячом,направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематического слуха

Ирина Вит
Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

Назови и отгадай

Цель : закрепить правильное произношение звука [ З] в словах , определять его наличие в слове

Материал : картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ] , парные к ним картинки без звука

Ход : воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ] .

Например : замок – ключ, коза – корова.

Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом .

Помоги художнику

Цель : упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова

Материал : картинки с изображением предметов

Ход игры : в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.

Например :кит – кот, рак – мак, мишка – пышка,жук – лук.

Продолжи слово

Цель : закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить

Например : Ра –ра-ра начинается иг.

Ры –ры –ры у мальчика ша…

Ро –ро –ро у нас новое вед…

Ру –ру –ру родолжаем мы иг…

Затем предлагает детям самим придумать фразу.

Цель : закреплять умение определять наличие определённого звука в словах

Материал : паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам .

Ход игры : В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит,что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук , например : «м» , во 2 вагоне со звуком «л» , в 3 вагоне «к» . Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.

Кто больше

Цель : упражнять детей в подборе слов с определённым звуком .

Материал : сюжетная картинка,например «улица» ,фишки.

Ход игры :воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук . За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек

Выдели слово.

Цель : Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком .

Ход игры : в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове .

Что в мешочке

Цель : Закреплять правильное произношение звука[ц] ,выделять слова со звуком из группы других слов.

Материал : мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц] ,например : курица, пуговица,ножницы,а также другие игрушки : мяч, кубик

Ход игры : Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их .

Цель : упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком

Материал : игрушки в названии которых есть заданный звук

Ход игры : На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук . Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом

Угадай, кто кричит.

Цель : развитие слухового внимания , добиваться чёткого произношения звуков в словах .

Материал : игрушки – животные.

Ход игры : Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.

Первый отгадавший – ведущий.

Цель : закрепить правильное призношение звука [ш] в словах .

Материал : кукла – мальчик и кукла – девочка, игрушки : машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш] .

Ход игры : Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша) и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие звука в словах , и следит за чётким произношением слов.

Подберём игрушку

Цель : закреплять произношение звука «ж» в словах. Находить предметы в названии которых есть звук .

Материал : кукла, игрушки : жук, жираф, ёжик, флажок, и др.

Ход игры : Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж» ,и подарить кукле игрушки,но только те, в названии которых есть звук «ж» . Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.

Похожие слова

Цель : учить находить слова похожие по звучанию.

Материал : игрушки названия которых похожи по звучанию.

Ход игры : воспитатель показывает и называет игрушку : «миишшкаа» . Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово, например :мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.

Цель : определение первого и последнего звука в слове

Ход игры : воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове

Угадай – ка

Цель : выделение первого звука в слове .

Ход игры : воспитатель предлагает детям ряд заданий :

1 Назвать первый звук в именах детей

2 Назвать первый (последний) звук в словах названых воспитателем

3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука .

Юлия Виткова
Игры для формирования правильного звукопроизношения

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т. д.).

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.

ВО ДВОРЕ

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто – там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА

Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

Ты спой, мурка!

Мяу-мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула уточка!

А ты, Мишка?

Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой

Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

А ты, кукла, споешь?

Ма-ма, ма-ма!

Сладкая песенка!

(Г. Гербова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». (Рис. 6)

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». (Рис. 7)

ГАВ-ГАВ

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» – на заре,

«Гав! Гав!» – на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. (Рис. 8)

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Цель: Та же

Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.

Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря!

Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

Га-га-га!

Га-га-га!

А индюк среди двора:

Бал-бал-бал!

Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

Грру-грру-грру!

Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко!

Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

(Русская народная песня)

«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Оборудование: Большие и маленькие часы.

Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важноследить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). (Рис. 9)

ЛОШАДКА

Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».

Оборудование: Игрушечная лошадка.

Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

АВТОМОБИЛЬ

Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Картонные рули (по количеству детей, большая и маленькая машинки.

Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис. 10)

БАРАБАН

Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, обучать регулированию силы голоса.

Оборудование: Барабан.

Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важнодобиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь, а звукоподражания – громко и тихо.

КАП – КАП – КАП

Оборудование: Картинка с изображением дождя.

Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет, потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

ТУК-ТУК

Оборудование: Игрушечный молоточек.

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Одним из важнейших направлений работы логопеда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи является формирование фонетической стороны речи. Если окружающие, в том числе и сверстники не замечают бедность словарного запаса и особенности грамматического строя речи, то неправильное произношение – как на ладони. Как правило, и у родителей наибольшее беспокойство вызывает звукопроизношение детей, как наиболее заметный дефект.
Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Это работа усложняется и тем, что занятия по автоматизации звуков, зачастую, трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным, логопеду необходимо превратить работу над звуком в увлекательную игру. Именно в игре, игровых упражнениях легче и доступнее проходит процесс автоматизации звуков.
У каждого логопеда-практика существуют свои универсальные игровые приемы, оптимальные варианты применения различных игровых средств на определенном этапе работы над звуком, позволяющие заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по исправлению звукопроизношения.
Как показывает практический опыт, наиболее трудный и важный этап в работе – это постановка и автоматизация звуков в слогах. Дело в том, что слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не сознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комар звенит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Также на данном этапе работы у логопеда нет возможности широко использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком.
Разнообразить приемы своей работы можно речевыми играми, которые не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и словах.
Картотека логопедических игр по формированию звукопроизношения:
1. “Муляж языка”
Логопед на муляже наглядно показывает артикуляцию того или иного звука. Для этого можно использовать пластилин или жевательную резинку “Хубба-бубба”, которая вымачивается в воде до тех пор, пока сахар не раствориться, а краситель не станет бледным. Вода периодически меняется. Потом из этой массы лепится язык определенного размера, хранить нужно в специальной пленке, перед использованием немного нагреть.
2. “Пирамидка”
Ребенок разбирает и собирает пирамиду, называя при снятии и нанизывании каждого колечка звук или слог.
3. “Внимательные ушки”
Ребенок произносит звук или слог, логопед при этом поощряет: “Как хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для правого уха (логопед показывает на свои уши).
4. “Кто дальше протянет нитку?”
Логопед и ребенок как можно дольше произносят звук, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.
5. “Кто больше собрал?”
За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и логопед берут по одной ягодке (грибочку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а логопед выступает в роли судьи и подводит итоги.
6. “Повтори для Маши”
На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: “Какой ты молодец, как хорошо у тебя получилось! А можешь еще раз так сказать?” Можно выставить сразу несколько игрушек.
7. “Научи игрушку”
Логопед берет любую игрушку и просит ребенка научить произносить звук или слог.
8. “Пальчики здороваются”
Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца, произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.
9. “Цветочек”
Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
10. “Маленькие ножки бежали по дорожке”
Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг звук или слог.
10. “Лесенка”
Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук или слог.
11. “Прокати мяч”
огопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу. Пока катится мяч, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.
12. “Ворота”
Ребенок руками перед грудью изображает закрытые ворота. Во двор можно пускать слоги или слова с заданным звуком. По окончании игры детям можно предложить вспомнить слова, которые они пропустили “во двор”.
13. “Волшебная палочка”
Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько логопед ударил палочкой.

14. “Проведи слог по звуковой дорожке”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ровную дорожку, идя по которой слог нужно произносить спокойным голосом, по волнистой – громким.

15. “Ромашка”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ромашку. В ее центре пишет нужную согласную букву, а на лепестках – гласные. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного лепестка к другому, прочитывая по ходу часовой стрелки прямые слоги, против часовой стрелки – обратные: СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ЫС.

16. “Дразнилки”

Логопед называет прямые слоги и просит ребенка сказать наоборот.

17. “Капитошка”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке тучу. У тучи капельки, как лесенки, по которым любит прыгать Капитошка. Ребенок пальчиком “прыгает” по капелькам и произносит звук или слог.

18. “Попрыгушки”

Логопед предлагает ребенку поиграть с лягушкой и рисует на листочке, в альбоме или тетрадке листья кувшинки: “Лягушка любит прыгать по листьям кувшинки и напевать разные песенки: Са-Са-Су-Сы. Давай мы тоже попробуем попрыгать с лягушкой”. Если листья кувшинки расположены близко, то слоги произносятся подряд, а если расположены на расстоянии, то надо выдержать паузу.

19. “Звуковой полет”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке цветы и предлагает ребенку поиграть с пчелкой: “Пчелка собирает нектар, перелетая с одного цветка на другой, и поет песенку: За, Зо, Зу, Зы. Давай вместе с пчелкой споем ее песенку.

Предложенные игры просты в использовании, доступны и для родителей, апробированы в практической деятельности и помогают легче преодолеть “кабинетную речь”, сокращают время работы над звуком, позволяют достичь стабильного улучшения произносительной стороны речи, повышают мотивацию, превращают скучные занятия в увлекательные, ребенок уходит с занятий с живым интересом к игре и желанием продолжить ее завтра.

Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей с дислалией»

Аня, у меня для картотеки, пока нашлись только такие игры, посмотрю еще, потом добавлю

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей с дислалией»

Подбор методического материала по работе с детьми с дислалией:

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

1)ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

а) «Тишина»

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

б) «Поезд»

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.

Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется.

Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу - (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).

в) «Пчелы и медвежата»

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа — пчелы, другая — медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают.

При повторении игры дети меняются ролями.

г) «Жадный кот»

Цель. Дифференциация звуков ш—ж.

Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю — и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5—10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

д) «Воробушки»

Цель. Автоматизация звука ч в звукоподражании.

Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога «В гнезде воробушки живут И утром рано все встают» дети раскрывают глаза, громко поют:

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!

Так весело поют, Заканчивает педагог.

После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на свои места.

е) «Чижик»

Цель. Автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч—ж.

Описание игры. Один ребенок кошка, Остальные дети — чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:

Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».

После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.

Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.

ж) «Разведчики»

Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.

Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.

Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть, организована для автоматизации любого звука.)

2) ФОРМИРОВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, С’, З, З’, Ц

а) «Насос»

Цель. Автоматизация звука с.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса. Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

б) «Цветы и пчелки»

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

в) «Зайцы и лиса»

Цель. Автоматизация звуков с—з в тексте.

Описание игры. По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть...

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:

Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!»— и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

Г) «Кот Васька»

Цель. Дифференциация звуков с, с’, з, з", ц в тексте.

Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок — кот. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

Педагог и дети: Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А летит стрелой, А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него — засыпает.

Дети: Глазки закрываются — Спит иль притворяется? Зубы у кота — Острая игла.

Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот. Кот Васька:

Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!

Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.

3) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

а) «Прогулка на велосипедах»

Цель. Дифференциация звуков с—ш.

Описание игры. Педагог говорит; «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с... (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с...) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети ш-ш-ш...) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с...)

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины?» (Дети: ш-ш-ш...)!

Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш...), он был теплый, язык находился вверху.

б) «Кот и мыши»

Оборудование. Веревка, два стула, скамейка.

Описание игры. Один из играющих — кот, а остальные дети — мыши. Мыши помещаются в подполье (за веревкой, натянутой между двумя стульями). Кот садится на стул спиной к мышам. Ведущий говорит:

На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Вот теперь мышам раздолье, Быстро вышли из подполья, Разбрелись все по углам, Тащат крошки тут и там.

На слова ведущего «быстро вышли из подполья» мыши пролезают под натянутой веревкой и бегают по двору. Ведущий говорит:

Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. Когти распускает. Прыг — побежала, Мышек разогнала!

Кот делает движения, соответствующие словам ведущего. На слова «прыг — побежала» кот вскакивает со стула и ловит мышей, а мышки бегут в подполье (подлезают под веревку).

в) «Маленькие домики»

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Маски зверей.

Описание игры. Для игры выбирают зайца-вожака, волка. Остальные дети — зайчики. Они сидят на стульях по кругу. Заяц-вожак ходит по кругу, стучится в домики к зайчикам:

Маленькие домики в лесу густом стоят,

Беленькие зайчики в домиках сидят.

Один зайка выбежал, он по лесу бежал,

Лапочкой в окошечко ко всем, ко всем стучал.

Выходите, зайчики, пойдемте в лес гулять.

Если волк появится, мы спрячемся опять. Затем, находясь в центре круга, манит руками детей. Зайчики выбегают, прыгают, скачут до тех пор, пока не появится волк. При появлении волка зайчики прячутся в свои домики. Волк ловит зайцев. Пойманный становится волком, и игра продолжается.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ Р, Р’, Л, Л’

а) «Оркестр»

Цель. Автоматизация звуков р, р" в слогах.

Описание игры. Дети садятся полукругом. Одна группа детей — трубачи, другая — скрипачи, третья — ударники. Педагог — дирижер. Он показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников. Потом предлагает спеть какой-нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог ру-ру-ру, скрипачи — ри-ри-ри, а ударники — ра-ра-ра. После репетиции педагог начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую педагог указывает палочкой. Когда педагог поднимает обе руки, играют все одновременно. Затем педагог вызывает трех-четырех детей и предлагает им исполнить на любом инструменте какую-нибудь песню. Остальным детям предлагает угадать, какую песню исполняли.

б) «Пароход»

Цель. Постановка и автоматизация межзубного звука л..

Оборудование. Для игры потребуется вода (тазик — в помещении, на улице — ручеек), игрушки; пароход, маленькие куклы, матрешки.

Педагог обращается к детям: «Мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как гудит пароход? Послушайте: ы-ы-ы... Повторим все вместе, как гудит пароход.

А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы...» Дети гудят. Педагог продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Затем предлагает детям по очереди прокатить на пароходе зайчика, матрешку и т.п. Фиксируется внимание детей на том, что у них получился звук ллл, когда они прикусили кончик языка.

в))«Найди свою картинку»

Цель. Дифференциация звуков л—р в словах.

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая — на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.

г) «Поймай комара»

Цель. Дифференциация звуков л, л", р, р" в тексте.

Оборудование. Тонкий прут длиной 1 м 25 см с привязанным к нему шнурком длиной 1/2 м, на конце которого комар, сделанный из картона.

Описание игры. Дети становятся в круг, посредине педагог, который обводит (кружит) прутом по воздуху немного выше головы детей. Дети подпрыгивают и стараются поймать комара. Тому, кто поймал комара, дети поют песенку:

Ай, да Коля (Оля) молодец! Комару пришел конец! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Комару пришел конец!

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАЗНЫХ ЗВУКОВ

а) «Переполох»

Оборудование. Могут быть использованы маски.

Описание игры. Одна группа детей - курочки, другая - петушки, третья - гуси, четвертая - котята. Один из ребят изображает собаку, педагог (или ведущий) - хозяйку.

В начале игры все птицы сидят на насестах, а котята - на деревьях (заборчик, трибуна, лесенка); собака спряталась в конуре.

Выходит хозяйка кормить птиц. «Цып-цып-цып!» - созывает она курочек и петушков. «Тега-тега-тега!» - зовет гусей и рассыпает им корм.

Птицы сбегаются к ней (слезают с насестов) и начинают клевать зерна (имитируют движение).

«Кис-кис-кис!» - зовет хозяйка котят и дает им молоко, а сама уходит. Появляется с лаем собака. Начинается переполох.

Как только поднимается переполох (куры с кудахтаньем, петухи с кукареканьем, гуси с гоготом, котята с мяуканьем взбираются на деревья и на лесенки), прибегает хозяйка и выгоняет собаку. Игра повторяется 2-3 раза.

б) «Уличное движение»

Оборудование. Два диска (зеленый и красный).

Описание игры. Дети делятся на несколько групп, каждая из которых представляет определенный вид транспорта (трамвай, автомашину, велосипед и пр.). Посредине стоит регулировщик, в руках у него два диска. Когда он поднимает зеленый диск, трамвай движется по обозначенным рельсам, машины идут свободно и издают соответствующие звуки. Грузовая машина: ту-ту-ту, легковая: би-би-би, автобус: вррр-вррр, трамвай: цын-цын, велосипед: динь-динь-динь.

в) «Карусель»

Описание игры. Дети водят хоровод и говорят:

Карусели, карусели, Мы с тобой на лодку сели И поехали, и поехали.

Имитируют движения веслами и произносят Звук ш-ш-ш в такт с движениями рук. Затем дети вновь берутся за руки и говорят:

Карусели, карусели, Мы с тобой на лошадь сели И поехали, и поехали.

После этих слов дети изображают всадников и в такт движениям щелкают языками.

Карусели, карусели, Мы с тобой в машину сели И поехали, и поехали.

Дети теперь изображают шоферов и, подражая звуку мотора, произносят рр-р или быстро: дэ-дэ-да, проводя пальчиком под языком.

Карусели, карусели, Мы с тобой на поезд сели И поехали, и поехали.

Дети, подражая движению поезда, гудят: у-у-у, чу-чу-чу.

Карусели, карусели, В самолет с тобой мы сели И поехали, и поехали.

Дети произносят звук р-р-р и, руками изображая крылья самолета, бегут по кругу.

г) «Магазин»

Оборудование. Предметы, в названии которые есть необходимый звук или группа звуков. (Например, для автоматизации звука с: сани, самолет, лиса, стул стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист, бусы и т.д.)

Описание игры. Педагог ставит на стол ряд предметов, в названии которых есть звук с. Дети сидят на стульях. Педагог по очереди вызывает детей. Они приходят в магазин и, выбирая предмет который хотят купить, показывают его всем детям, громко называют и идут на свое место.

д) «Кто тебя утром будит?»

Описание игры. Дети садятся полукругом. Выбирают водящего. Он выходит вперед, и дети его спрашивают: «Кто тебя утром будит?» Водящий отвечает, например: «Кукареку!» А дети определяют, о ком идет речь. Педагог предварительно может посоветовать, кому подражать, чтобы дети упражнялись в произношении разных звуков (вррр, ква-ква, чирик-чирик, куд-куда, гав-гав, му-у, бээ-бээ, кря-кря, га-га и т.п.).

е) «Чудесный мешочек»

Оборудование. Мешочек и набор знакомых детям игрушек.

Описание игры. В мешочек кладут игрушки, в названии которых будет использован требуемый звук (с, ш, р...) или пара звуков (с—ш). Педагог встряхивая мешочек, обращает внимание детей на то, что в мешочке что-то есть, и тем самым вызывает интерес к игре. Сначала дети по очереди пытаются определить на ощупь, что попало им в руку. Затем достают из мешочка игрушки, показывают их и называют. Кто достал петушка, показывает, как петушок поет, кто достал собачку, пока¬зывает, как она лает, и т.д.

ж) «Разные звуки»

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Дети получают парные картинки или лото, например: автомобиль, трамвай, поезд, самолет, курица, петух, гусь, утка, собака, кошка, корова, барабан, дудочка, колокольчик.

Ведущий называет предмет или животное, изображенное на картинке. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, повторяет название предмета и имитирует звучание данного предмета, крик животного или птицы. Остальные дети определяют, правильно ли выполнил их товарищ задание.

Организация: Детский сад №22 «Светлячок»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей

В образовательной программе с учетом требований ФГОС ДО предусматривается непосредственная образовательная деятельность детей.

Непосредственно образовательная деятельность:

Способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление на занятии рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

Формирует познавательный интерес, так как ребенок получает разнообразные знания, умения и навыки об одном и том же предмете или явлении через разные интегративные образовательные области;

Плавный переход на занятии от одного вида деятельности к другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс, учитывая его индивидуальные способности;

Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями;

Способствует более тесному контакту воспитателя и детей в процессе решения поставленных образовательной программой.

Начало непосредственно образовательной деятельности предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать эмоциональный настрой. Именно от этого во многом зависит результативность данной деятельности.

Можно начать занятие с речевой гимнастики, которой дети приветствуют друг друга:

«Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Или можно провести фонетическое упражнение. Воспитатель задает детям вопросы, а дети хором отвечают:

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы умылись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Завтрак съели?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы хотите мир познать?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Песню мы поем с утра:

ДУ-ДО-ДА И ТУ-ТО-ТА.

Дети: ДУ-ДО-ДА И ТУ-ТО-ТА.

Можно создать специальную проблемную игровую ситуацию для активизации работы по звуковой культуре речи детей, которую детям всем вместе нужно решить:

«Научи Буратино говорить правильно»;

«Исправь ошибку»;

«Помоги кукле Маше найти слова с определенным звуком»;

«Сложи в коробочку звучащие слова» и т.д.

Еще один организационный момент:

«Лягушата улыбаются»

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что в сказочной стране не любят хмурых и сердитых людей. Тогда давайте будем весело улыбаться. А чтобы наши улыбки получились красивые, давайте на минутку превратимся в лягушат и потренируемся:

Квака любит улыбаться – ква-ква-ква.

Рот у Кваки до ушей, хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам-

Ква-ква-ква.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца – ква-ква-ква.

Воспитатель: веселые у нас получились лягушата, с красивыми улыбками, думаю, что такие же улыбки у вас будут во время нашего путешествия.

Также можно провести пальчиковую гимнастику со словами.

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на речевом развитии детей и на самочувствии детей, улучшает работу мозга, способствуют поддержанию хорошего тонуса на протяжении всего занятия, а веселые стишки помогают снять умственное напряжение.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того насколько эмоционально она протекает, от непосредственного интереса детей к данному виду деятельности. Именно игровая мотивация помогает заинтересовать детей и создать благоприятно – эмоциональный настрой. Она помогает на протяжении всего времени данной деятельности развивать интерес детей к получению конкретного результата, которым заинтригованы дети в начале.

Рассмотрим несколько игровых мотиваций с использований материала по звуковой культуре речи.

Младшая дошкольный возраст

Приход игрового персонажа.

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришел Колобок. У него к нам есть большая просьба о помощи. Но чтобы нам понять его, и чтобы потом он понял нас надо выполнить зарядку для язычка.

Это Язычок пришел (высунуть язык)

Вправо он сейчас пошел (тянуть вправо)

Все, что нужно увидал

И налево зашагал (тянуть влево)

Кверху кончик поднимает, (тянуть к носу)

Книзу кончик опускает (тянуть к подбородку)

Язычок не устает –

Тянется сейчас вперед. (тянуть вперед)

Поиграл с тобою в прятки (спрятать язык в рот)

И помчался на лошадке (пощелкать язычком).

Молодцы! А теперь давайте послушаем, что нам скажет Колобок и поможем ему.

Средний дошкольный возраст.

«Паровозик»

Детям приходит приглашение в гости от сказочного художника, чтобы посмотреть его новые картины об осени. А приехать к нему можно на сказочном паровозике. Дети становятся паровозиком. Воспитатель паровозик, а дети – вагончики. Дети сцепляются друг за другом согнутыми в локтях руками, по команде воспитателя начинают движения, дружно произнося «ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ». Паровозик движется медленно, и дети произносят слова медленно, затем паровозик убыстряет движения и дети говорят быстрее, паровозик катится очень быстро – дети говорят очень быстро. Затем замедляют речь. Говорят медленно и паровозик останавливается.

Старший дошкольный возраст.

«Корабль»

Дети получают сигнал SOS с тонущего корабля и отправляются на помощь.

Дети встают на построенный корабль, обнимают друг друга за талию и качаются влево-вправо. Выбранный капитан дирижирует: вправо- вдох носом, влево – выдох ртом через вытянутые и округленные губы. На выдохе получается шум, похожий на звук «ф-ф-ф». Упражнение выполняется спокойно, ритмично, согласованно.

Необходимо использовать речевую активность детей в разнообразных моментах непосредственно образовательной деятельности по тематике недели.

Например, при составлении рассказа дети вспоминают правило правильной речи:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Если дети беседуют об осени можно предложить взять в руки осенние листочки и поиграть с ними. Дети будут осенним ветерком. В начале ветра нет и листочки не шевелятся, потом подул легкий ветерок (дети слегка дуют на листочки), затем дует сильный ветер и сдувает листочки.

Упражнение на развитие речевого дыхания (зимой можно использовать снежинки).

Если детям нужно развеселить какого-то персонажа – можно поиграть на воображаемых музыкальных инструментах:

На дудочке: ду-ду-ду.

На колокольчиках: динь-динь-динь.

На балалайке: трень-трень-трень

На барабане: бум-бум-бум.

При закреплении нового понятия или слова, чтобы дети лучше запомнили, можно проговорить чистоговорку с этим словом:

Ла-Ла-Ла – эта ваза из стекла.

Ин-Ин-Ин – это мягкий пластилин.

Лее -лее-лее – металл пластмассы тяжелее.

Де-Де-Де-дерево плавает в воде.

Речевые чистоговорки можно подобрать к каждому занятию с учетом тематики недели.

Ще-ще-ще – дождя нет, а я в плаще.

То-то-то – у Тани новое пальто.

Ас-ас-ас – куртки новые у нас.

Ке-ке-ке – ветровка эта на замке.

Арф-арф-арф – у Регины теплый шарф

Если на занятии появляется какой-то персонаж – предложите отгадать его по звукам или звукоподражаниям.

(можно издавать звуки самим или использовать звукозапись).

Это упражнение на развитие фонематического слуха.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания во время непосредственно образовательной деятельности являются физкультминутки. Они благоприятно влияют на активизацию деятельности детей. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и тематикой содержания деятельности. С целью усиления эмоционального воздействия физминуток можно использовать небольшие стихотворные формы, активизирующие выполнение как двигательных, так и речевых фонетических упражнений.

Например, физкультминутка «Зайцы»

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают – не идет ли волк?

Раз - подпрыгнул, два – нагнулся, потянулся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Зайцы песенку пропели:

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЯ-ЛИ

И под кустиком присели.

В середине занятия или для смены деятельности детей на занятии можно использовать фонетические разминки:

Песенки – «чудесенки»:

Свисток раздался строгий - «ССС…»

Шипит сердито шина – «ШШШ…».

Комар над ухом всё звенит - «ЗЗЗ…»,

Пчела над лугом всё жужжит - «ЖЖЖ…».

Воркуют голуби - «ГРУ - ГРУ»,

Трубит слонёнок - «ТУ – РУ - РУ».

Синичка тенькает - «ТЕНЬ - ТЕНЬ»,

А балалайка - «ТРЕНДИ - БРЕНЬ».

Ручей журчит - «ДИНЬ - ДИНЬ, ДИНЬ - ДИНЬ»,

Звенит будильник - «ДЗЫНЬ – ДЗЫНЬ - ДЗЫНЬ».

Еще один игровой прием «Играем с книгой».

Дети достают из игрового сундучка специально оформленную фонетическую книгу с фонетическими рассказами. Любым игровым приемом открывают ее (воспитатель заранее делает нужную закладку в книге). В группе детьми может быть разучен ритуальный прием открытия книги.

Например:

Мы ручками похлопаем,

Мы ножками потопаем,

Мы глазками моргаем

И книжку открываем.

Фонетические рассказы, специально подобранные для занятия, помогут воспитателю поработать над определенным звуком и разнообразить деятельность детей, что способствует активизации детей в организованных формах обучения. Фонетический рассказ – специально подобранный текст со словами на определенный звук - направлен на работу с определенным звуком по следующим направлениям: выделение слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове, характеристика звука.

К каждому рассказу прилагается ряд упражнений, направленных на развитие внимание, памяти, воображения, логического мышления. Выполнение этих упражнений способствует закреплению четкого произношения данного звука.

Например, на звук [В].

Умная ворона.

У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил поводок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила за поводок. Ворона держала поводок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула поводок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!

Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций, которые заинтересовывают детей, а после прослушивания дети рассматривают картинки и находят на них слова в которых есть этот звук, а так же детям предлагается полетать, размахивая руками, как крыльями и покаркать как ворона.

Специальные театральные игры и упражнения подобранные по теме занятия, не только привлекут внимание детей, но и эффективно скажутся на результатах речевой деятельности детей.

«Больной зуб»

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке [М]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Здравствуйте»

Детям предлагается поздороваться с разной интонационной выразительностью от имени разных героев (как медведь, как лисичка, как волк, как баба Яга, как Смешарик и т.д.)

«Дрессированные животные»

Выбирается ребенок – дрессировщик, некоторые дети- животные, остальные зрители. Дрессировщик загадывает животным простейшие задачки, а они отвечают голосами разных животных, произнося звукоподражание соответствующее число раз.

Речевые игры.

«Любопытный»

Воспитатель задает детям вопросы, а дети отвечают одним словом, которое начинается с определенного звука.

Как зовут этого мальчика?

(Саша, Семен, Сережа, Сева и т.д.)

Где он живешь?

(в Свердловске, в столице и т.д.)

Что он любишь есть?

(сосиски, сухари, салаты, суп и т.д.)

Кем работает его папа?

(слесарем, садовником, сторожем и т.д.)

Какие продукты он покупает в магазине?

(сметану, сушки, сок, селедку и т.д.).

Можно использовать речевые игры с мячом, которые направлены на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.

Игры с мячом освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях, дети охотно играют в эти игры.

Прежде всего, мяч можно использовать в считалках:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

Кто – бросать, а кто – ловить,

Будешь ты у нас водить.

Мяч можно использовать в играх.

- «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»,

- «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»,

- «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»,

- «Звуки я сказать хочу и по мячику стучу»,

- «По мячу сперва стучу, а потом его качу»,

- «Мяч передавай – слово называй»,

- «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку»,

- «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков называй» и др.

Окончание непосредственно образовательной деятельности посвящено подведению итогов и оценке полученных результатов. Очень важно, чтобы каждый ребенок получил оценку своей деятельности с учетом его конкретных достижений именно на этом занятии. Необходимо, чтобы каждый ребенок почувствовал, что воспитатель видит его старания, отмечает его успехи, пусть даже очень маленькие, но именно его; что именно и его деятельность помогла достичь желаемо го результата. Это стимулирует интерес детей к последующей непосредственно образовательной деятельности.

Итог и оценка детской деятельности:

Что вам больше всего понравилось?

Кто вам сегодня запомнился, почему?

Кто может напомнить Буратино, как нужно правильно произносить звук?

А кто теперь сам сможет научить ребят играть в речевую игру? И т.д.

Оценка детской деятельности воспитателем:

От имени сказочного героя воспитатель дает оценку с учетом выполнения задач по звуковой культуре речи. (Очень понравилось, как Саша проговаривал все звуки. Спасибо Маше, я научился у нее четко произносить звук. Я очень рад, что Даша и Паша помогли мне запомнить чистоговорку и т.д.);

За успешное выполнение задания детям вручается приз для активизации звуковой культуры речи;

Воспитатель указывает особенности достижений каждого ребенка по звуковой культуре речи.

Использование игровых приемов на воспитание звуковой культуры речи в непосредственно образовательной деятельности не только сделают эту деятельность более интересной и увлекательной, но и в игровой непринужденной форме помогут справиться с проблемами в звукопроизношении ваших детей.

Воспитатели, помните всегда, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное, нужно только найти его и подать детям, что побудит их и самих к подобным находкам и открытиям. Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут и не упрощать, облегчая обучение, - дети будут искать легкие пути. Давайте попробуем работать на пределе, доказывая всем, и прежде всего детям, что мы не зря носим гордое имя – ВОСПИТАТЕЛЬ!

Трудно? А как же иначе?

Таково уж наше высочайшее предназначение на земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, сеять разумное, доброе, вечное в души наших воспитанников.

Литература:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мячь и речь.- СПб.: КАРО, 2003
  2. Гурин Ю.В., Пикулева Н.В. Трудные звуки.-М.: ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2014
  3. Говорушки.- М.: «Хатбер-пресс», 2013
  4. Дмитриева В.Г. Скороговорки и считалки в картинках.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Сфера, 2005
  6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.- М.: Гном, 2008
  7. Куликовская Т.А. Чистоговорки и считалки.- М.: Гном, 2010
  8. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: Дельта, 2000
  9. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научите меня слышать.- СПб.: Паритет, 2003

10.Созонова Н.Н., КуцинаЕ.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки.Часть 3.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009

11.Созонова Н.Н., КуцинаЕ.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки.Часть 2.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2012

12. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.- СПб.: Детство-Пресс, 2015

13. Темникова Т.Э. Логопедические игры с чистоговорками.- М.: Гном, 2006

14. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.-М.: Рипол классик, 2010