Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Главный конструктор моторов ракетных двигателей. Мечты о космосе. Личная жизнь Тарзана, Сергей Глушко и Наташа Королева

ОТ РОДНЫХ

В 1919 году зачислен в Реальное училище имени св. Павла (переименованное в IV Профтехшколу «Металл» им.Троцкого), которое закончил в 1924 году. Одновременно с учёбой в училище руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ). В эти же годы (с 1920 по1922) занимался в консерватории по классу скрипки у профессора Столярова, а затем был переведён в Одесскую музыкальную академию.

С 1923 по 1930 годы состоял в переписке с К. Э. Циолковским.

В 1924 году получает диплом об окончании Профтехшколы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет», в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полётах «Завоевание Землёй Луны» в 1924 году, «Станция вне Земли» в 1926 году и др.

По путёвке Наркомпроса УССР направляется на учёбу в Ленинградский государственный университет. Параллельно с учёбой он работает в качестве рабочего (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им.П. Ф. Лесгафта, а в 1927 году — геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.

В качестве дипломной работы, состоящей из трёх частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 года третья часть, посвящённая электрическому ракетному двигателю, была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений.

15 мая 1929 года зачислен в штат Газодинамической лаборатории. В 1930 году разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. Одновременно Глушко в качестве компонентов ракетных топлив предложил азотную кислоту, растворы в ней азотного тетроксида, пероксид водорода и др. Им разработано и испытано профилированное сопло, разработана теплоизоляция камеры ракетного двигателя двуокисью циркония и другими составами.

За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-1—ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе. Кроме того, разработаны конструкции ракет серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100.

В январе 1934 года Глушко был переведён в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны.

В 1933—1934 годах читал курсы лекций в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского.

В декабре 1935 года вышла в свет книга «Ракеты: их устройство и применение» под редакцией Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко.

5 ноября 1936 года проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С. П. Королёва. 16 декабря 1936 года проведено первое огневое наземное испытание ЖРД ОРМ-65 на ракетоплане РП-318.

Выписка из протокола с приговором:

В марте 1938 года Глушко был арестован и по август 1939 годанаходился под следствием внутренней тюрьмыНКВД на Лубянке и вБутырской тюрьме. 15 августа 1939 годаосуждён Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро. До 1940 года он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (т. н. «шарашке») при Тушинском авиамоторостроительном заводе № 82. За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолётах С-100 и Сталь-7. В 1940 году Глушко был переведён в Казань, где он продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.

В декабре 1944 годаназначен главным конструктором ОКБ-СД (Опытно-Конструкторское Бюро Специальных Двигателей), г. Казань. В 1944—1945 годах проведены наземные и летные испытания ЖРДРД-1 на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6. Разрабатывается трёхкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3тягой 900 кг, проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием.

С июля по декабрь 1945 года и с мая по декабрь 1946 года Глушко находится в Германии, где изучает трофейную немецкую ракетную технику (в основном — Фау-2) в институте «Нордхаузен».

13 мая 1946 года выходит Постановление СМ СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», В. П. Глушко в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом его назначили на новое место работы. 3 июля 1946 года приказом МАП авиазавод № 456 в Химках был перепрофилирован под производство жидкостных ракетных двигателей с одновременным перебазированием на него коллектива ОКБ-СД из Казани. Этим же приказом он был назначен главным конструктором ОКБ-456 (ныне — НПО «Энергомаш»). Практически сразу же сложился Совет главных конструкторов, в который Глушко был включён.

10 октября 1948 года произведён успешный пуск ракеты Р-1с РД-100 (копия немецкой Фау-2). Проводятся работы над модификацией двигателя РД-100 (РД-101—РД-103). 19 апреля 1953 года осуществлен успешный пуск ракеты Р-5 сРД-103.

По результатам испытаний 2 февраля 1956 года ракетыР-5М с боевым ядерным зарядом В. П. Глушко получил звание Герой Социалистического Труда.

В дальнейшем под руководством Глушко разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и в большинстве вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет. Неполный список включает: РД-107 и РД-108 для РН «Восток», РД-119 и РД-253 для РН «Протон», РД-301,РД-170 для «Энергии» (самый мощный ЖРД в мире) и многие другие.

22 мая 1974 года назначен директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», соединившем ОКБ, основанное В. П. Глушко, и КБ, руководимое ранее С. П. Королёвым. По его инициативе были свёрнуты работы по ракете-носителю Н-1, вместо которой по его предложению и под его руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия — Буран». Он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», грузового корабля «Прогресс», орбитальных станций «Салют», созданию орбитальной станции «Мир».

В. П. Глушко умер 10 января 1989 года на 81-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Глушко так и не сумел преодолеть проблемы с нестабильностью процесса горения в больших ракетных двигателях, что не позволяло создавать однокамерные сверхмощные ЖРД класса F-1.
Глушко был одним из главных критиков А. Г. Костикова, с которым работал в РНИИ и которого считал главным виновником того, что подвергся репрессиям. ПрофессорМАИ Л. С. Душкин, работавший в 1930-е годы вместе сКостиковым и Глушко, считал эту критику необоснованной и отмечал ряд недальновидных действий Глушко во время работы института.
Глушко так и не смог вычислить величину давления насыщенных паров горючего ТГ-02 («Самин», Тонка-250) для своего справочника физико-химических свойств компонентов ракетного топлива.

В мой кабинет вошли два офицера: полковника я узнал сразу — это был Валентин Петрович Глушко, а другой — подполковник — коротко представился: «Лист». Оба были не в гимнастерках, галифе и сапогах, а в добротных кителях и хорошо отглаженных брюках.

Глушко чуть улыбнулся и сказал: «Ну, мы с вами, кажется, уже встречались». Значит, запомнил встречу в Химках. Зашёл Николай Пилюгин, и я представил его как главного инженера института. Предложил рассаживаться и выпить чаю или «чего-нибудь покрепче». Но Глушко, не присаживаясь, извинился и сказал, что сначала просит срочной автомобильной помощи:

— Мы едем из Нордхаузена, машина очень плохо тянула и сильно дымила. В салоне мы задыхались от дыма. У вас, говорят, есть хорошие специалисты в «репаратуре».

Николай Пилюгин подошёл к окну и заявил:

— Да она и сейчас дымит. Вы мотор-то выключили?

— Не надо беспокоиться. Это догорают тормозные колодки ручного тормоза. Мы едем из Нордхаузена с затянутым ручным тормозом.

Мы с Пилюгиным были ошарашены:

— Так почему вы его не отпустили?

— Видите ли, Валентин Петрович поставил мне условие, что, если он за рулём, я не смею ему ничего подсказывать.

— Б. Е. Черток Ракеты и люди. Книга 1. Ракетный институт в Тюрингии. — М.: «Машиностроение», 1999

Глушко с утра встретил нас бодрым, подтянутым и отнюдь не подавленным. Как всегда одетый в хорошо сидящий на нём костюм с подобранным в тон галстуком, он демонстрировал уверенность в правоте своей линии. Снова перебирая в памятипервую шестёрку главных, я бы сказал, что Глушко выделялся гордостью и аристократизмом хорошо воспитанного человека. Он не любил переходить на «ты». Никаких намеков на панибратство не терпел.

Глушко всегда был подтянут, безупречно одет и корректен. В обсуждении проблемы, так же как в документах, он требовал убедительной логики, ясности, четкости формулировок. Иногда документы, которые приносились ему на подпись, перепечатывались по многу раз только потому, что исполнитель не мог совместить ясность изложения с синтаксисом русского языка или не соблюдал скрупулёзной точности в наименовании адресата. В этом отношении он был беспощаден, даже въедлив.

За внешней корректностью проглядывалась твердая воля в отстаивании своей позиции, своих убеждений. Он мог доходить, не прибегая к сильным выражениям, до очень обидных для оппонента логических построений. Иногда был бескомпромиссен там, где, казалось, жёсткая позиция вредит и ему, и делу… Глушко способен был, не повышая голоса, не прибегая к сильным выражениям, доказать человеку, что тот работает безответственно и ему нельзя доверить серьёзное дело.

Ни у Королёва, ни у Глушко, так по крайней мере казалось не только мне, но и другим, не было близких друзей по работе, которым можно было доверить свои сокровенные идеи и мысли.

Очень сильные и очень разные были у них характеры. Но было объединяющее общее: оба принадлежали к поколению, которое в детстве прошло через войну гражданскую — классовую, юность была отдана героическому труду во имя великой цели. Они подверглись жесточайшим испытаниям, моральным и физическим, и при всем этом не изменили своим мечтам, сохранили целеустремлённость и веру в свои силы.

— Б. Е. Черток Ракеты и люди. Книга 4. Лунная гонка. — М.: «Машиностроение», 1999

«Острый конфликт между Королёвым и Глушко возник не без помощи Василия Мишина, где-то в шестидесятом году. Но до этого со времён их работы в НИИ-3, потом в Казани, в Германии при создании всех ракет до „семерки“ включительно они были единомышленниками…

У Глушко нет ни королевского артистизма, ни таланта полководца. Если бы не его целенаправленное увлечение с молодых лет ракетными двигателями ради межпланетных полётов, он мог быть учёным, даже одиночкой: астрономом, химиком, радиофизиком, не знаю кем ещё, но очень увлечённым. Разработав новую теорию очень детально, он не отступится от своих принципов, будет их защищать со всей страстью.

В истории им обоим было суждено стать главными конструкторами. До этого они вместе прошли школу „врагов народа“. Это их сближало. Однако в Казани Королёву, даже заключённому, трудно было признавать власть тоже заключённого главного конструктора Глушко. В Германию, после освобождения, оба командируются одновременно. Но Глушко — в чине полковника, а Королёв — в чине подполковника. Потом Королёв формально становится над Глушко. Он — головной главный конструктор, он — технический руководитель всех Госкомиссий, он — глава Совета главных конструкторов. Королёв властолюбив. Глушко честолюбив. Когда хоронили Королёва, мы вместе выходили из Дома союзов. Глушко совершенно серьёзно сказал: „Я готов через год умереть, если будут такие же похороны“.

Глушко работает не щадя сил, но мечтает о славе, даже посмертной. Королёв тоже не щадил сил, но ему нужна была слава при жизни.»

А. М. Исаев

— Б. Е. Черток Ракеты и люди. Книга 4. Лунная

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В марте 1938 года Глушко был арестован и по август 1939 года находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа 1939 года осуждён Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро. До1940 года он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (т. н. «шарашке») при Тушинском авиамоторостроительном заводе № 82. За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолётах С-100 и Сталь-7. В 1940 году Глушко был переведён в Казань, где он продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.

27 августа 1944 года по решению Президиума Верховного Совета он был досрочно освобождён со снятием судимости. Реабилитирован в 1956 году.

Валентин Петрович Глушко (укр. Валентин Петрович Глушко; 20 августа (2 сентября) 1908, Одесса - 10 января 1989, Москва) - советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники. Один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения.

Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия - Буран», академик АН СССР (1958; член-корреспондент с 1953), лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член ЦК КПСС (1976-1989).

В 1929-1974 годах возглавлял ГДЛ - ОКБ, где под его руководством были созданы опытные образцы первого в мире электротермического ракетного двигателя, а начиная с 1930 года - большое число жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Мощные ЖРД конструкции В. П. Глушко были установлены на большинстве первых и вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет; они обеспечили вывод на орбиту первых советских искусственных спутников Земли, полёты Ю. А. Гагарина и других советских космонавтов, запуски автоматических межпланетных станций к Луне и планетам Солнечной системы. В 1974-1989 годах, возглавляя в качестве Генерального конструктора НПО «Энергия» и будучи председателем Совета главных конструкторов, осуществлял общее руководство работами многочисленных предприятий и организаций по ключевым проектам, связанным с советской пилотируемой космонавтикой.

Биография

Годы учёбы

В. П. Глушко родился 20 августа (2 сентября) 1908 года в Одессе, в семье служащего Петра Глушко. В детстве проявлял способности к музыке, рисованию, изучению иностранных языков. В 1919 году он был зачислен в Реальное училище имени Святого Павла (которое позднее переименовали в IV профтехшколу «Металл» им. Л. Д. Троцкого). Одновременно с учёбой в училище (с 1920 по 1922 год) занимался в консерватории у профессора Столярова по классу скрипки, а позже был переведён в Одесскую музыкальную академию. В эти же годы Валентин Глушко руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ); в 1924 году кружок насчитывал 120 членов.

Весной 1921 года Валентин Глушко прочитал несколько романов Жюля Верна; особенно сильное впечатление на него произвели романы «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны». Он начал изучать книги по астрономии - в частности, написанные Камилем Фламмарионом и Германом Клейном.

С 1923 по 1930 годы состоял в переписке с К. Э. Циолковским. В марте 1924 года школьник Валентин Глушко пишет Циолковскому: «…межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела». Верность данному обещанию Глушко сохранил в течение всей своей жизни.

В 1924 году Глушко получает диплом об окончании профтехшколы. В этом году он заканчивает работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет»; в периодических изданиях публикуются его научно-популярные статьи, посвящённые космическим полётам: «Завоевание Землёй Луны» (1924 год), «Станция вне Земли» (1926 год) и др.

По путёвке Наркомпроса УССР в 1925 году был послан на учёбу в Ленинградский государственный университет. Одновременно с учёбой он работает в мастерских Научного института имени П. Ф. Лесгафта рабочим, а в 1927 году - геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда. Весной 1929 года В. П. Глушко подготовил дипломную работу, в которой предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан». Этот корабль должен был использовать солнечную энергию; генерируемый электрический ток направлялся в камеры сгорания двигателей, где под воздействием сильных электрических разрядов происходил тепловой взрыв подававшегося в камеры рабочего вещества - твёрдого (металлические проволочки) или жидкого (ртуть или электропроводящие растворы); расчёты показывали, что при этом обеспечивалась во много раз более высокая скорость истечения рабочего вещества, чем при химических реакциях. 18 апреля 1929 года Глушко сдал в отдел при Комитете по делам изобретений третью часть этой работы, которая называлась «Металл как взрывчатое вещество» и была посвящена электрическому ракетному двигателю (ЭРД) ракетоплана, после чего ему предложили начать экспериментальные работы по практической реализации данного двигателя.

Инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия - Буран», академик Академии наук СССР (1958; член-корреспондент с 1953), действительный член Международной академии аэронавтики, депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).


Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя, первых отечественных ЖРД, жидкостных ракет РЛА. Конструктор ЖРД: ОРМ, ОРМ-1 - ОРМ-70, −101, −102, РД-1 - РД-3, РД-100 - РД-103, РД-107 и РД-108 для РН «Восток», РД-119 и РД-253 для РН «Протон», РД-301,РД-170 для «Энергии»(самый мощный ЖРД в мире) и мн. др. Под его руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и в большинстве вторых ступеней всех советских ракет-носителей и многих дальних боевых ракет. В 1930 году предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырёхокиси азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 году предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полётом ракеты. В 1931-1933 гг. разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД - поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и мн. др.

Репрессии

В марте 1938 года Глушко был арестован и по август 1939 года находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа осуждён Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро. До 1940 года он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе. За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7. В 1940 году Глушко был переведён в Казань на завод № 27, где он продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе No 16 по разработке вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.

27 августа 1944 года по решению Президиума Верховного Совета он был досрочно освобождён со снятием судимости, а в декабре 1944 года назначен главным конструктором ОКБ-СД. В 1946-1947 гг. работал в институте Нордхаузен над ракетой Р-1. В 1956 году был реабилитирован.

Член КПСС с 1956 года.

Критика

Глушко так и не сумел преодолеть проблемы с нестабильностью процесса горения в больших ракетных двигателях, что вплоть до середины 1980-х годов не позволяло создавать сверхтяжёлые ракеты-носители класса Сатурн-5.

Чувствуя себя всегда в тени Королёва, на его похоронах в 1966 году Глушко заявил: «Если бы мне устроили такие похороны, я бы мог умереть хоть завтра».

Награды

Герой Социалистического Труда (1956, 1961)

Орден Ленина (1956, 1958, 1961, 1968, 1978)

Орден Октябрьской Революции (1971)

Орден Трудового Красного Знамени (1945)

Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)

Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Медаль «Ветеран труда» (1984)

Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)

Ленинская премия СССР (1957)

Государственная премия СССР (1967, 1984)

Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958)

Валентин Петрович Глушко (20.08.1908 - 10.01.1989г) - замечательный . Был одним из тех, благодаря кому очень активно и плодотворно развивалась научная экспансия СССР в космическое пространство.

Родился в Одессе, в 1908 году, в подростковом возрасте учился в Профтехшколе «Металл». В учебном заведении, руководил Кружком любителей мироведования.

В эти же годы занимается в консерватории, берет уроки по игре на скрипке у профессора Столярова.

Валентин Петрович ведет активную научную деятельность, переписывается с Циолковским, собирает материалы для книги о межпланетных сообщениях. Цель книги - обосновать целесообразность освоение космоса.

Окончив училище, работал на заводе «Электрометалл». Глушко активно продолжат работать над своей книгой. Отрывки из нее печатаются в газетах.

Идея космических полетов была популярна. В последующие годы он обращает на себя внимание, как на ученого, и отправляется на учебу в Ленинградский городской Университет. В

скоре пришло время писать дипломную работу, он разработал проект космического корабля. Второй частью дипломной работы Глушко, стал проект - «Металл как взрывчатое вещество».

Военные чины заинтересовались этой работой и автор начал работы по реализации своего проекта. С начала 30-ых годов Валентин Петрович работает в различных лабораториях, подрабатывает консультантом на Путиловском заводе.

В середине десятилетия отправляется в Москву, работать начальником РНИИ Наркомата обороны СССР. В 1938 году Глушко не обошли стороной репрессии, начатые товарищем Сталиным.

Он был осужден на восемь лет, однако впоследствии, его оставили работать в техническом бюро. За год до начала был переведен на Казанский завод номер 27, где работал в КБ при НКВД.

В 1944 году с Валентина Глушко была снята судимость, и он был досрочно освобожден. Его изобретения и решения, в послевоенные годы, позволили СССР на равных конкурировать в Космосе с США.

Долгое время наша страна была лидером в попытках освоения космического пространства. Изобретения Валентина Петровича нашли применения не только в космической отрасли, но и в военной.

Ракетные двигатели для различных летательных аппаратов, созданные им, до сих пор эксплуатируются в России. В космос был отправлен , именно благодаря разработкам Глушко в космос летал «Союз». Он принимал значимое участие в разработке и создании орбитальной станции «Мир».

За свои успехи в научной деятельности Глушко был награжден званием Героя Социалистического Труда, орденами Красного Знамени, и многими медалями.

Валентин Петрович скончался в самом начале 1989 года. Великому было 80 лет.

Академик Валентин Петрович Глушко, один из пионеров ракетно-космической техники, в истории КАИ известен как первый заведующий кафедрой ракетных двигателей, основанной в 1945 году.

Но мало кто знает, что этому предшествовало. Вынужденный работать в спецтюрьмах НКВД в разных областях нашей родины, в том числе в Казани, Глушко создал базу, на основе которой он и другие конструкторы создали ракетные двигатели, благодаря которым советские корабли покорили космос.

Валентин Глушко родился 2 сентября 1908 г. в Одессе. Уже в юности он был деятельной и разносторонней личностью. В 1919 г. был зачислен в реальное училище имени св. Павла, которое закончил в 1924 г. Одновременно с учебой Глушко руководил кружком Общества любителей мироведения при Одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения.

В эти же годы (1920-1922) занимался в консерватории по классу скрипки, затем был переведен в Одесскую музыкальную академию. Глушко грезил космосом. Известно, что он занимался сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях, цель которой была доказать необходимость завоевания мирового пространства.

С 1923 по 1930 г. он состоял в переписке с Константином Эдуардовичем Циолковским – мыслителем, разрабатывавшим теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. Возможно, это оказало на молодого Глушко огромное влияние и вдохновило его. Подумать только, тогда еще не было ракет, бороздящих космические просторы.

Только идеи чудаковатого мыслителя, которые впитывались пытливыми, мечтательными умами. Обычным людям идеи таких научно-фантастических писателей, как Жюль Верн или Герберт Уэллс, казались чистой воды фантастикой. Но на заре двигателестроения ничто не было таким сильным, как вера в науку, научно-технический прогресс.

От юношеской мечты к действиям

По окончании IV профтехшколы в 1924 г. Глушко проходил практику на арматурном заводе «Электрометалл» им. В.И.Ленина. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет». В газетах и журналах уже публиковались его научно-популярные статьи о космических полетах: «Завоевание Землей Луны» (1924), «Станция вне Земли» (1926) и многие другие.

По путевке Наркомпроса УССР Глушко направили на учебу в Ленинградский государственный университет. Туда он прибыл в августе 1925 г., но из-за позднего приезда не успел сдать экзамены. В результате в течение всего первого курса был вольнослушателем. В 1926 г. его зачислили на второй курс физического отделения физико-математического факультета.

Параллельно с учебой он работал рабочим (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им. П.Ф.Лесгафта, а в 1927 г. был геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.

Диплом как билет в один конец

Его превосходная дипломная работа вызвала большой интерес. В первой её части предлагался проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. Третья часть дипломной работы – «Металл как взрывчатое вещество», посвященная электрическому ракетному двигателю, заинтересовала военных.

Этот факт обозначил дальнейшую судьбу Глушко, которая отныне была тесно связана с работой на государство. В начале мая 1929 г. ему предложили немедленно начать экспериментальные работы по реализации своего предложения. 15 мая 1929 г. Глушко зачислили в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей.

В 1930-м лаборатория разработала конструкцию и начала изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. В 1932 г. одновременно с работой в ГДЛ Глушко был консультантом в отделе лабораторий Путиловского завода. За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе: с ОРМ-1 до ОРМ-52.

В январе 1934 г. Глушко перевели в Москву и назначили начальником сектора Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) Наркомата обороны. В 1933-1934 гг. он читал два курса лекций: «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД» в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского, а в 1935-м параллельно с работой в РНИИ заведовал Реактивными курсами по переквалификации инженеров при Центральном совете Осоавиахима – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

В декабре 1935 г. вышла в свет книга «Ракеты их устройство и применение» под редакцией Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко. В марте 1936-го опубликована работа Глушко «Жидкое ракетное топливо для реактивных двигателей» (курс лекций).

Говоря о вкладе Глушко в область профессиональной технической литературы, стоит отдельно упомянуть 10-томный справочник и учебник по ракетным двигателям «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания» А.Ф.Дрегалина, В.Е.Алемасова, А.П.Тишина, вышедший под его редакцией. Работа над ним велась более десяти лет.

Осужден… Но занимается наукой

В те времена это коснулось очень многих, но для каждого это была личная трагедия. В марте 1938 г. Глушко необоснованно репрессировали. Вплоть до августа 1939 г. он находился под следствием во внутренней тюрьме НКВД СССР на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа Особым совещанием его осудили на 8 лет…

Но Глушко повезло: до 1940 г. он работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе. За это время его командой были разработаны проекты вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7. В 1940 г. Глушко направили в Казань, где он продолжил работу в качестве главного конструктора КБ при Казанском заводе №16 по разработке вспомогательных самолетных двигателей.

27 августа 1944 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР его досрочно освободили со снятием судимости, а в 1945-м по его собственному выбору назначили заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. Глушко дали выбрать себе команду, состав кафедры сформировался из надежных, хорошо знакомых ему людей. И хотя на этой должности Глушко проработал не более года, он сохранил связи с кафедрой и институтом. После перевода в Москву приглашал преподавателей кафедры в подмосковные Химки, в демонстрационный зал, где находились модели разрабатываемых им двигателей.

После Казани. Продолжение пути

В сентябре 1946 г. распоряжением Правительства СССР коллектив ОКБ-СД из Казани, в котором работал Глушко, направили на авиазавод №456 в Химках. Этим же приказом Глушко назначили Главным конструктором ОКБ-456. Наряду с основной работой с 1947 по 1954 г. Глушко читал курс лекций на высших инженерных курсах при МВТУ им. Н.Э.Баумана, которые были изданы в 1948 г. под названием «Основы устройство реактивных двигателей на жидком топливе».

23 октября 1953 г. Глушко избрали членом-корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 г. решением Высшей аттестационной комиссии ему была присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. Светило отечественного двигателестроения внес огромный вклад в сферу развития подвластной ему науки.

В 1958 г. его избрали действительным членом Академии наук СССР; с 1965 по 1989 г. он стал председателем Научного совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР; был главным редактором энциклопедии «Космонавтика» выпуска 1968, 1971 и 1985 гг.; с 1969 г. руководил научно-методическим советом по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества «Знание».

22 мая 1974 г. Глушко назначили директором и Генеральным конструктором НПО «Энергия», в состав которого входило и конструкторское бюро энергетического машиностроения. В этой должности он работал до июня 1977 г. По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир».

Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют», реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных.

«Прошу развеять мой прах на Луне»

Вклад Валентина Петровича Глушко в отечественную науку и воздушно-космический потенциал страны трудно переоценить. Под его руководством до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко- и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.

За свою многолетнюю деятельность Глушко был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов, делегатом XXI-XXVII съездов партии, был членом ЦК КПСС с 1976 года.

В 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя Глушко присвоили кратеру на видимой стороне Луны. У Валентина Петровича было четверо детей: Евгения (1938), Елена (1948), Юрий (1952) и Александр (1972).

Незадолго до кончины Глушко просил развеять его прах на Луне или на Марсе. Освоение Луны было последним его замыслом… Обычно у человека помимо профессии есть какое-то страстное увлечение. То, чему он отдает большую часть себя с радостью и удовольствием. Но чтобы профессия стала делом жизни, бывает очень редко. У Глушко это было именно так.

Его деятельность была даже не работой, совпавшей с увлечением. Это было великим делом, которому он посвятил себя всего, доказав, что нет ничего невозможного. Есть только вера в безграничный потенциал человеческого разума.

Дарья БОРИСОВА

Материал подготовлен на основе фактов из биографии,

написанной сыном ученого - Александром Валентиновичем Глушко

НАША СПРАВКА:

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) - химический ракетный двигатель , использующий в качестве ракетного топлива жидкости, в том числе сжиженные газы. По количеству используемых компонентов различаются одно-, дву- и трёхкомпонентные ЖРД.

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />