Фонетические упражнения на английском языке. Методическое пособие по английскому языку. Сборник заданий и упражнений по фонетике английского языка. Merry sounds. Что такое транскрипция
ШКОЛА-ЛИЦЕЙ № 20
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
СБОРНИК ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
MERRY SOUNDS
ПАВЛОДАР 2013 г.
Школы - лицея № 20
г. Павлодара
Данное пособие предназначено для формирования навыков и развития речевого (фонематического и интонационного) слуха и произносительных навыков у учащихся
Цель его – помочь учащимся овладеть навыками чтения и говорения, научиться правильно произносить английские слова, а также научить детей читать правильно, с пониманием, бегло и с удовольствием.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Добро пожаловать в страну - ФОНЕТИКУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА!
Приглашаем Вас познакомиться с её жителями - звуками и буквами, которые охотно откроют Вам свои секреты - правила чтения и произношения английских слов и предложений.
When the English tongue we speak
Why is break not rhymed with weak ?
Will you tell me why it’s true:
We say sew but also few
When we want to make a verse-
We can’t rhyme a horse with worse .
Beard is different from heard ,
Lord is not pronounced like word .
С ow is cow, but low is low,
And we do don’t read like go.
We have year and hear and pear ,
Come and home and are and care .
So, why done , but gone and stone -
Is the any reason known?
And, in short, it seems to me,
Sounds and letters disagree.
(anonymous)
Это английское стихотворение наглядно иллюстрирует какое разнообразие царит в мире английских букв и звуков. Одно и то же сочетание букв может иметь несколько вариантов чтения.
Чтобы мы не сомневались, правильно ли нами прочитано слово - Фея Транскрипция поможет нам. Транскрипция - это запись звучания буквы или слова в виде последовательности специальных фонетических символов, или, как можно ещё выразиться - письменное обозначения звука. Давайте же познакомимся с друзьями Феи Транскрипции - звуками и их письменными обозначениями.
Одиночные звуки
Согласные
звуки
произношение
Гласные
звуки
произношение
а - короткое
а - глубокое
и - короткое
ᴣ
i :
и - долгое
d ᴣ
дж
о - короткое
Дифтонги
Согласные
звуки
произношение
Гласные
звуки
произношение
t s
ау
и - краткое
эй
ой
носовой на франц. манер
ай
Мы предлагаем вам ряд разнообразных фонетических заданий и упражнений, чтобы Вам было проще постичь секреты английских звуков. Кроме этого, мы предлагаем Вашему вниманию весёлые английские рифмовки и скороговорки, читая которые, Вы, несомненно, получите большое удовольствие.
Для начала мы предлагаем вам выполнить несколько упражнений, которые помогут Вам правильно произносить английские слова и предложения.
Упражнения на артикуляторную гимнастику
Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.
Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.
Сделайте оба упражнения. На четыре счёта язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.
Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха.
Прослушайте в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами женские, мужские и детские голоса.
Определите большую или меньшую чёткость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм (более быстрый или более медленный).
Из воспринятого на слух ряда звуков вычлените, и запишите указанные преподавателем звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая её.
Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
Определите количество слогов в услышанных словах.
Установите количество кратких гласных в услышанных словах.
Прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.
Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.
Определите количество слов в прослушанных предложениях
Составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите его в орфографии.
Определите на слух место ударения и его роль: смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную.
Определите паузы в звучащем речевом потоке.
Формирование произносительных навыков
Многократно прослушайте звук вофразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.
Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
Прослушайте предложения и скажите, сколько раз в нём встретился данный звук.
Прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите повествовательное (вопросительное, отрицательное) предложение.
В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.
Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя, прочитайте затем текст в слух.
Произнесите вслед за диктором звуки (слоги, слова, словосочетания), обращая внимание на произношение указанных звуков.
Назовите слова, содержащие определённый звук.
Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.
Прослушайте пары слов на русском и иностранном языках и повторите вслед за преподавателем только слова на иностранном языке.
Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.
Произнесите коммуникативное предложение сначала медленно, затем быстро.
Проговорите по памяти пословицу (скороговорку, стихотворение, текст) сначала медленно, затем быстро.
Задание I . Чтение окончаний множественного числа существительных.
A) books B) pens C) ears D) boys
A) matches B) wolves C) watches D) bushes
A) roads B) towns C)stars D) deer
A) days B) flags C) teeth D) eyes
A) cats B) families C) tragedies D) secretaries
A) bushes B) houses C) peaches D) bananas
A) desks B) ways C) lemons D) toys
A) tables B) matches C) thieves D) keys
A) plates B) heroes C) plants D) shops
A) foxes B) buses C) brushes D) plays
A) rooms B) chairs C) parks D) lions
A) ladies B) knives C) countries D) babies
Задание II . Чтение окончаний правильных глаголов во 2-й и 3-ей формах.
Найдите лишнее слово в каждом ряду:
A) cook B) dance C) like D) wait
A) smile B) help C) clean D) happen
A) want B) need C) hesitate D) jump
A) push B) paint C) skate D) collect
A) stop B) wash C) ask D) answer
A) close B) love C) intend D) inform
A) visit B) decide C) demand D) skip
A) thank B) laugh C) follow D) work
A) happen B) play C) hope D) offer
A) start B) invite C) pretend D)remember
A) watch B) help C) continue D) wish
A) live B) pull C) agree D) hate
Задание III . Найдите слово, в котором ударный звук совпадает с подчёркнутым словом:
Brave A) grass B) trade C) ball D) ham
Snow A) fork B) row C) aloud D) stop
Sock A) nose B) spoon C) born D) cross
Jam A) plate B) harvest C) sand D) sharp
Scene A) grey B) wet C) seem D) here
Door A) role B) blouse C) throw D) floor
Brown A) crowd B) clothes C) zoo D) company
Fix A) fire B) dish C) climate D) piece
Sum A)turn B) student C) hungry D) sugar
Skirt A) flight B) thin C) wife D) circus
Butter A) republic B) hurt C) suit D) duty
Hide A) give B) arrive C) wing D) wire
Задание IV . Найдите слово, которое содержит данный звук:
[ɔ:] A) company B) color C) caught D)correct
A) daylight B) dictionary C) daughter D) distance
[ᴂ] A) aloud B) attention C) athlete D) although
A) slave B)sharp C) smile D) small
A) room B) role C) roar D) rest
A) sleep B) slow C) sound D) soup
[u] A) love B) nice C) novel D) look
[ʌ] A) team B) tired C) thank D) touch
A) turn D) tinned C) through D) though
[ ә :] A) both B) brave C) blouse D)burn
[ к ] A) knife B) joke C) kneel D) knight
[ɛə] A) chalk B) champion C) care D) centre
Задание V . Найди лишнее слово.
A) grass B) dark C) trade D) pass
A) fork B) row C) snow D) rope
A) jam B) sack C) plate D) cat
A) book B) floor C) cook D) stood
A) brown B) caw C) crown D) law
A) while B) white C) which D) wild
A) laugh B) night C) daughter D) weight
A) pull B) but C) push D) put
A) cat D) care C) cinema D) country
A) spoon B) cool C) blood D) troop
A) son B) sum C) sun D) song
A) thing B) this C) thank D) three
Задание VI . Раздели слова на группы согласно ударному звуку.
1. [ɔ] 2. [ɔ:] 3. [ʌ] 4. 5. [ᴂ] 6. 7. [i] 8. 9. [u]
Father, afternoon, pass, glass, not, dog, coffee, hop, doll, got, big, sister, six, milk, but, son, come, love, monkey, mother, duck, funny, jump, uncle, puppy, under, cup, tea cup, put, pull, push, blue, do, who, school, pupil, juice, please, clean, tea, athlete, map, caught, daughter, apple, stop, clock, beat, touch.
Задание VII . Выберите слова, в которых буквы e , h , r , k , w , gh не читаются:
Plate, what, card, knife, write, time, eight, work, when, fork, keen, know, who, laugh, night, where, wrong, light, rain, hour, picture.
Задание VIII . Определите в каком типе слога читается гласная:
буква
Тип слога
mat
bake
far
tame
climate
sir
fish
blind
III
care
case
card
catch
nice
birth
smile
fire
duck
dust
duty
dumb
more
frog
poke
phone
III
boat
fork
coke
log
dark
dank
dance
dare
derby
then
desk
tree
but
tube
turn
cure
III
ship
shine
shirt
chip
here
her
ten
keen
Задание IX . Найдите слово с нужным типом слога:
Тип слога
map
nose
here
fur
car
same
red
far
III
close
same
barn
rose
hand
hair
here
hook
must
nylon
girl
member
mat
table
frame
sake
III
hire
ten
name
corn
duty
fare
ball
file
pen
nine
sand
can
black
fur
tree
care
III
tooth
horse
body
eye
beauty
fire
smell
taste
Упражнения
Упражнение 1 Прочитайте слова - лесенку, постепенно ускоряя темп:
Take
Take bear
Take that bear
Take that big bear
Take that big white bear
Take that nice big white funny bear
Take that nice big white funny bear out of the bag
Put
Put this
Put this monkey
Put this little monkey
Put this little brown monkey
Put this little brown funny monkey
Put this little brown funny monkey on the chair
Упражнение 2. Прочитайте, обращая внимание на артикуляцию английских звуков:
Чистоговорки
– this tiger is mine
– we sit under the tree
– it’s two to two
– I’m eating ice cream
– a fox is in the box
[ɑu- ɑi] – a cloud is in the sky
– these are my kite and tie
[ɔ:-u.-ei] – all is good O.K
[ɔ:-u.-ei] – let’s go home
[ɔ:-u.-ei] – Tom, Open the door
– my teacher is it best!
– I’m glad to see you!
– I like to skate and play
[ɔ:-ei-ei] – what day is it today
[ɔ:-ɔ:-ɔ:] – I walk on the floor
– I sit on a tree
(Составлены учащимися 4 «Д» класса СОШ № 34)
Упражнение 3. Прочтите предложения, обращая внимание на выделенные буквы и буквосочетания:
a - Kate has a cat, a car and a hare
o - Rose has a dog, a fork and an ore
u - Susan has a cup, a turkey and a pure orange juice
e - Pete has a pet and a perfume here
I - Mike has a pig, a bird and a fire
oo - [u] Look, here is a book. We can cook.
oo - There is a pool near our school.
ee - I see a bee in a tree.
ea - I like tea and cream. I eat meat .
Упражнение 4. Прочитайте скороговорки:
Tongue-twisters ( Скороговорки )
Peter Piper picked a peck
Of pickled peppers.
A peck of pickled peppers
Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers-
Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
Fuzzy Wuzzy was a bear.
A bear was Fuzzy Wuzzy.
When Fuzzy Wuzzy had no hair –
He wasn’t fuzzy, was he?
How much wood
Would a woodchuck chuck
If a woodchuck
Could chuck wood?
A cook has a good look at a cookery book.
A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
Mary and Clare have a hare and a pear.
Выполните тест
1. Буква «а» стоит в I типе слога в слове:
A) mat B) bake C) far D) dare E) fat
2. Буква « u » стоит в I типе слога в слове:
A) dusk B) dust C) duty D) duress E) dumb
3. Буква «а» стоит в III типе слога в слове:
A) care B) case C) card D) cash E) catch
4. Буква « i » стоит в IV типе слога в слове:
A) nice B) birth C) smile D) fire E) bird
5. Буква « e » стоит в I типе слога в слове:
A) derby B) then C) desk D) tree E) fellow
6. Буква « i » стоит в II типе слога в слове:
A) climate B) sir C) fist D) blind E) fish
7. Буква « o » стоит в III типе слога в слове:
A) boat B) logical C) coke D) log E) fork
8. Буква « o » стоит в II типе слога в слове:
A) more B) frog C) poke D) mouse E) phone
9. Буква « i » стоит в III типе слога в слове:
A) ship B) shine C) shield D) shirt E) shin
10. Буква «а» стоит в IV типе слога в слове:
A) dark B) dank C) dance D) dale E) dare
11. Выберите слово с III типом слога:
A) Close B) Same C) Rose D) Base E) Barn
12. Выберите слово с I типом слога:
A) map B) nose C) here D) Barn E) fur
13. Выберите слово с II типом слога:
A) Car B) Same C) Red D) Burn E) far
14. Выберите слово с IV типом слога:
A) hand B) hair C) handsome D) here E) hook
15. Выберите слово с IV типом слога:
A) duty B) ball C) file D) flower E) far
16. Выберите слово с I типом слога:
A) Must B) Nylon C) Member D) Girl E) Hour
17. Выберите слово с II типом слога:
A) Mat B) Frame C) Tame D) Table E) Sake
18. Выберите слово с II типом слога:
A) Rye B) Mine C) Gave D) Sand E) Pie
19. Выберите слово с IV типом слога:
A) black B) small C) fur D) care E) mug
20. Выберите слово с III типом слога:
A) tooth B) animal C) eye D) body E) horse
21. Выберите слово с I типом слога:
A) room B) paper C) book D) yard E) clock
22. Выберите слово с II типом слога:
A) play B) jump C) find D) leave E) day
23. Выберите слово с III типом слога:
A) tree B) book C) room D) shop E) port
24. Выберите слово с III типом слога:
A) orange B) cage C) bag D) large E) page
25. Выберите слово с IV типом слога:
A) beauty B) taste C) smell D) energy E) hire
26. Выберите слово с III типом слога:
A) yard B) cruel C) keen D) knight E) day
27. Выберите слово с IV типом слога:
A) pupil B) observe C) place D) rare E) visit
28. Выберите слово с III типом слога:
A) pupil B) observe C) place D) more E) visit
29. Выберите слово с II типом слога:
A) table B) book C) luck D) mare E) sky
30. Выберите слово с I типом слога:
A) joke B) part C) clock D) pour E) pocket
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Фонетике Английского Языка. Мы очень надеемся, что полученные знания и упражнения помогут
Вам овладеть секретами чтения и произношения и в скором будущем Вы скажете: «Как же стало просто читать и писать!»
Однако не забывайте, что, несмотря на своё широчайшее распространение, английский язык не перестаёт быть ЯЗЫКОМ, полным исключений и стилистических изысков, поэтому, во избежание ошибок, на любом этапе изучения языка, а особенно на начальном, почаще заглядывайте в словарь.
Мы желаем Вам успеха!
Доброе-доброе-доброе утро, планета!
Не знаю, как у вас, конечно, но на моей планете английского (под названием ) сейчас именно утро. И важную информационно-практическую статью об английской транскрипции я решила-таки написать на бодрую утреннюю голову. Думаю, вы не против). Тогда начнем разбор этой простой, но часто вызывающей много вопросов темы.
А нужна ли английская транскрипция вообще?
Что вам на это сказать?.. Если в школьной программе по английскому языку ее проходят и заставляют учить, тогда конечно не отвертеться! Если же говорить глобально, то ее отсутствие при изучении английского никак не скажется на результатах и знаниях.
НО! Так как наши дети все-таки изучают английский язык, то знать о том, что такое транскрипция в нем — это дело чести. Это примерно так же, как важно знать, что в русском языке есть 6 падежей (и этим, кстати, он и отличается от английского и многих других). Но ведь мы можем научиться говорить и писать слова, не задумываясь о том, какой падеж в них нужно использовать... "И ван Р одил Д евчонку... Ну вы меня поняли, думаю.
Поэтому мой вердикт — будем изучать! Но быстро и без всяких растягиваний на год! Урок или два — и «английская транскрипция» станет самым приятным словосочетанием на свете...
Кроме этого, владея способностью расшифровывать английскую транскрипцию, любой школьник и взрослый сможет прочитать и произнести любое, даже самое «страшно-непонятное» слово в английском словаре!!!
Для чего ее придумали?
Придумали ее очень-очень давно, при этом сами англичане, для себя — когда поняли, что сами не всегда могут понять, как читается то или иное слово.
Дело в том, что в английском языке есть , согласно которым можно читать слова правильно. Например, такое правило: «В закрытом слогe английская буква „a“ будет читаться так (слова ba g, la ptop )» . Но при этом, в этих правилах так много исключений, что их порой и запомнить невозможно (например, к этому правилу возьмем исключение со словом c закрытым слогом ta sk , в котором буква «a» уже читается по-другому).
Ну вот и придумали такое понятие, как транскрипция, чтобы каждое английское слово можно было прочитать корректно, даже не зная правил, а просто владея набором транскрипционных значков.
Иногда вы можете увидеть два варианта одного значка, это нормально. Оба из них имеют место быть. Мои аналогии с русскими буквами очень условны. Главное здесь — услышать звук и как можно точнее его сымитировать.
Транскрипционные значки для гласных звуков
[ i ] или [ ı ] звук, похожий на «и», но более отрывистый и твердый.
[ е ] звук, похожий на «е», но более отрывистый и твердый.
[ ӕ ] звук, похожий на «э», но более широкий.
[ ɔ ] или [ ɒ ] звук, похожий на «о», но более отрывистый и открытый.
[ ∧ ] звук, похожий на «а», но более отрывистый.
[ u ] или [ ʋ ] звук, похожий на «у», но более отрывистый.
[ i: ] звук, похожий на долгую «и».
[ ɔ: ] звук, похожий на долгую «о».
[ ɑ: ] звук, похожий на долгую и глубокую «а».
[ u: ] звук, похожий на долгую «у».
[ ə: ] или [ɜ:] звук, напоминающий что-то среднее между «о» и «ё».
В английском языке есть один единственный транскрипционный значок, который обозначает неударный гласный — [ə] . Произносится он очень коротко и невнятно. Часто мы слышим его на конце слов, заканчивающихся на безударные гласные. Teacher , computer ...
Транскрипционные значки для согласных звуков
[ p ] звук, похожий на «п».
[ b ] звук, похожий на «б».
[ t ] звук, похожий на «т».
[ d ] звук, похожий на «д».
[ k ] звук, похожий на «к».
[ g ] звук, похожий на «г».
[ f ] звук, похожий на «ф».
[ v ] звук, похожий на «в».
[ s ] звук, похожий на «с».
[ z ] звук, похожий на «з».
[ m ] звук, похожий на «м».
[ n ] звук, похожий на «н».
[ l ] звук, похожий на «л».
[ h ] звук, похожий на воздушную «х».
[ ʃ ] звук, похожий на «щ».
[ tʃ ] звук, похожий на «ч».
[ ʒ ] звук, похожий на «ж».
[ dʒ ] звук, похожий на «дж».
[ r ] звук, похожий на «р».
[ j ] звук, похожий на «й». Смягчает гласные, напр. [ jɒ ] [ je ] [ ju: ]
[ w ] звук, произносимый губами.
[ ŋ ] звук, похожий на «н», произносимую в нос.
[ θ ] глухой межзубной звук.
[ ð ] звонкий межзубной звук.
Транскрипционные значки для дифтонгов (двойных звуков)
[ aı ] или [ ai ] звук, похожий на «ай».
[ eı ] или [ ei ] звук, похожий на «эй».
[ ɔı ] или [ ɔi ] звук, похожий на «ой».
[ aʋ ] или [ au ] звук, похожий на «ау».
[ əʋ ] или [ ou ] звук, похожий на «оу».
[ ıə ] или [ iə ] звук, похожий на «иэ».
[ ʋə ] или [ uə ] звук, похожий на «уэ».
[ eə ] или [ εə ] звук, похожий на «эа».
Время практики
Ну вот мы и рассмотрели с вами все знаки английской транскрипции. Большинство из них ребята и взрослые запоминают довольно легко. Сложности иногда возникают со значками, обозначающими дифтонги или некоторые звуки, совсем не похожие на русские. Но это быстро исправляется, если сразу закрепить все хорошей практикой и упражнениями, чем мы сейчас и займемся.
Рекомендую купить и пройти онлайн курс Английский с нуля (от небезызвестного сервиса LinguaLeo ). Там подробно разбираются буквы и звуки английского языка. Транскрипцию тоже хорошо можно проработать. Регистрируйтесь и пробуйте курс бесплатно. Если понравится, вперед!..
Упражнение 1
Первое, что нужно сделать — повторять несколько раз звук, соответствующий определенному знаку английской транскрипции. Идите по порядку (по тому списку, который я дала). Повторяйте один звук по 3-5 раз, пытаясь при этом ассоциировать сложный значок с образом. Например, повторяя звук [ ӕ ] , представляйте себе кошечку , шляпу или любой другой образ, но только пусть этому образу будет соответствовать слово, которое в английском произносится именно с этим звуком. Например, у меня в голове возник образ сумки вот с таким фирменным значком.))
Ну как? Сложно? Если да, то поделюсь с вами моими идеями касательно самых «несговорчивых» знаков транскрипции. Прошу не судить строго мои корявенькие картинки. Клянусь, в моем воображении они выглядят намного симпатичнее)).
Значок [ ʋ ] — образ ступни-пятки.
Слово foot [ fʋt ] .
Значок [ ɜ: ] - образ птицы.
Слово bird [ bɜ: d ] .
Значок [ ʃ ] — образ туфли.
Слово shoe [ ʃu:] .
Значок [ tʃ ] -образ цыпленка.
Слово chick [ tʃık ] .
Значок [ dʒ ] — образ страницы в учебнике.
Слово page .
Значок [ j ] — образ галочки, правильного ответа.
Слово yes .
Значок [ ŋ ] — образ длинной и неровной дороги.
Слово long .
Значок [ θ ] — образ цифры три.
Слово three [θri:] .
Значок [ ð ] — образ матери с младенцем.
Слово mother .
Упражнение 2
- Сейчас будем читать с вами простые слова с разным звуками. Ваша задача — посмотреть на слово, прослушать его произношение, повторить, а потом догадаться, какой транскрипционный значок из представленных ниже соответствует звуку в слове (нужные гласные буквы или сочетания будут подчеркнуты).
[ ı ] [ е ] [ ӕ ] [ ɒ ] [ ∧ ] [ ʋ ] [ i: ] [ ɔ: ] [ ɑ: ] [ u: ] [ɜ:]
bir d | fa mily | coo l |
pi g | bu tter | fir st |
do ll | ea t | si t |
la st | be d | car |
a pple | clo ck | me n |
daugh ter | pu t | clea n |
do ctor | frui t | ki tchen |
dar k | gir l | di nner |
door | trolley-bu s | ca p |
foo t | boo k | ba ll |
- Теперь вы увидите другие слова, которые также нужно будет прослушать и повторить, а затем выбрать необходимый знак транскрипции из представленных ниже, которому соответствует тот или иной звук (нужные согласные буквы или сочетания будут подчеркнуты в словах).
[ p ] [ b ] [ t ] [ d ] [ k ] [ g ] [ f ] [ v ] [ s ] [ z ] [ m ] [ n ]
[ l ] [ h ] [ ʃ ] [ tʃ ] [ ʒ ] [ dʒ ] [ r ] [ j ] [ w ] [ ŋ ] [ θ ] [ ð ]
betw een | v ery | w indow |
v illage | s treet | z oo |
th in | th en | teach er |
s ugar | teleph one | f iv e |
hundred | must | night |
middle | num ber | p resent |
b lack | k itten | g ive |
kn ife | h orse | r oom |
pin k | sponge | king |
page | factor y | y ou |
- Следующие слова содержат в себе дифтонги. Слушаем, повторяем и выбираем нужный знак транскрипции для подчеркнутых букв и буквосочетаний.
[ aı ] [ eı ] [ ɔı ] [ aʋ ] [ əʋ ] [ ıə ] [ ʋə ] [ eə ]
fear | na me | behi nd |
wardro be | chair | to ne |
poor | ca ke | tow n |
here | tour | coi n |
brow n | tho se | hare |
July | boy | ta ble |
trou sers | yellow | bi ke |
care | near | so |
- Заключительное в этом разделе упражнение на выбор верного варианта транскрипции к слову из двух предложенных. Схема работы та же: слушаем, повторяем, а потом выбираем.
cup [ kʌp ] или [ kӕp ]
twelve [ tvelv ] или [ twelv ]
month [ mɑ:nθ ] или [ mʌnθ ]
rain [ raın ] или [ reın ]
farm [ fɜ:m ] или [ fɑːm ]
large [ lɑːʒ ] или [ lɑːdʒ ]
spoon [ spuːn ] или [ spɔ:n ]
fair [ feə ] или [ fıə]
say [ seɪ ] или [ seə ]
now [ nəʋ ] или [ naʊ ]
June [ tʃ uːn ] или [ dʒuːn ]
Упражнение 3
Ну что же, пришло время и самим писать транскрипцию к словам. Я думаю, у вас все получится! День или два — и тема английской транскрипции станет для вас такой легкой, какой она вам даже и не снилась)). Еще раз напомню вам, что безударные слоги часто обозначаются так [ ə ] .
after, box, write, with, open,
season, shut, round, tall, number,
shirt, plus, jam, song, yogurt, hate
Упражнение 4
Это упражнение состоит в том, чтобы тренироваться читать много английских слов по транскрипции. Для детей самым лучшим вариантом здесь будут карточки с английскими словами и транскрипцией к ним. Некоторые авторы (например, Носова, Епанова) специально разрабатывают такие карточки — ведь они помогают не только закрепить выученные знаки транскрипции, но и легко пополнить свой словарный запас. Вот такие интересные карточки я нашла в магазине Лабиринт . Здесь самые основные тематики и слова:
Комплект «Дикие животные»
Комплект «Фрукты»
Комплект «Человек»
Комплект «Профессии»
Комплект «Школа»
Комплект «Дом»
Ну вот, я это и сделала, друзья!
А вы? Справились? Если есть какие-то вопросы, обязательно задавайте мне их. Я постараюсь на них ответить.
И еще — справа в сайдбаре моего сайта вы можете найти удобный сервис «Транскрипция онлайн» — в поле вводим любое английское слово и получаем его транскрипцию. Пользуйтесь!
Кроме этого, приглашаю вас в мою вкусную рассылку (на нее вы можете подписаться в конце этой статьи — после формы подбора репетитора)! Самое полезное и интересное об английском и не только...
Ответы к упражнениям:
bir d [ɜ:] | fa mily [ ӕ ] | coo l [ u: ] |
pi g [ ı ] | bu tter [ ∧ ] | fir st [ɜ:] |
do ll [ ɔ: ] | ea t [ i: ] | si t [ ı ] |
la st [ ɑ: ] | be d [ е ] | car [ ɑ: ] |
a pple [ ӕ ] | clo ck [ ɒ ] | me n [ е ] |
daugh ter [ ɔ: ] | pu t [ ʋ ] | clea n [ i: ] |
do ctor [ ɒ ] | frui t [ u: ] | ki tchen [ ı ] |
dar k [ ɑ: ] | gir l [ɜ:] | di nner [ ı ] |
door [ ɔ: ] | trolley-bu s [ ∧ ] | ca p [ ӕ ] |
foo t [ ʋ ] | boo k [ ʋ ] | ba ll [ ɔ: ] |
betw een [ w ] | v ery [ v ] | w indow [ w ] |
v illage [ v ] [ dʒ ] | s treet [ s ] | z oo [ z ] |
th in [ θ ] | th en [ ð ] | teach er [ tʃ ] |
s ugar [ ʃ ] | teleph one [ f ] | f iv e [ f ] [ v ] |
hundred [ d ] | must [ t ] | night [ t ] |
middle [ l ] | num ber [ m ] | p resent [ p ] |
b lack [ b ] | k itten [ k ] | g ive [ g ] |
kn ife [ n ] | h orse [ h ] | r oom [ r ] |
pin k [ ŋ ] | sponge [ dʒ ] | king [ ŋ ] |
page [ dʒ ] | factor y [ r ] | y ou [ j ] |
fear [ ıə ] | na me [ eı ] | behi nd [ aı ] |
wardro be [ əʋ ] | chair [ eə ] | to ne [ əʋ ] |
poor [ ʋə ] | ca ke [ eı ] | tow n [ aʋ ] |
here [ ıə ] | tour [ ʋə ] | coi n [ ɔı ] |
brow n [ aʋ ] | tho se [ əʋ ] | hare [ eə ] |
July [ aı ] | boy [ ɔı ] | ta ble [ eı ] |
trou sers [ aʋ ] | yellow [ əʋ ] | bi ke [ aı ] |
care [ eə ] | near [ ıə ] | so [ əʋ ] |
[ ˈɑːftə ], [ bɒks ], [ raɪt ], [ wɪð ], [ ˈəʊpən ],
[ ˈsiːzn ], [ ʃʌt ], [ raʊnd ],[ tɔːl ], [ ˈnʌmbə ],
[ ʃɜːt ], [ plʌs ], [ dʒæm ],[ sɒŋ ], [ ˈjɒɡət ], [ heɪt ]
Изучение любого иностранного языка начинается с изучения его алфавита. После этого оказывается, что эти буквы звучат и употребляются в словах по-разному. Вот и в английском языке 26 букв, но аж 48 звуков, которые обозначаются этими буквами. Правила произношения звуков, букв и, соответственно, слов изучает фонетика английского языка.
Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Теоретическая фонетика английского языка исследует тесную связь между устной, внутренней и письменной речью. Но фонетика в целом исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Это практическая фонетика английского языка. Мы не случайно упоминаем о теоретической и практической составляющих. Дело в том, звуки как нематериальные явления - это те элементы языковой системы, которые позволяют воплощать слова и предложения в материальную звуковую форму. Иначе устное общение было бы невозможно. Вот в чем важность фонетики английского языка и вот почему мы посвятили ей отдельную статью.
Фонетика английского языка для начинающих
В одной из недавних , мы говорили о том, как произносятся английские звуки и слоги, в которых они используются, и приводили их в таблицах с произношением - транскрипцией. Тогда же выяснили, что транскрипция - это очень удобный инструмент для понимания того, как звучит английский язык.
Транскрипция - это специальные символы, обозначающие, как нужно произносить звуки речи. Транскрипция помогает понять разницу между написанием и произношением в английском языке.
Как мы уже сказали, в английском языке 48 звуков. Значит, создано 48 знаков английской транскрипции - по одному знаку на каждый звук:
Гласные (vowels). 6 букв: a, e, i, o, u, y |
|||
Согласные (consonants). 21 буква: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z |
|||
Каждая буква звучит определенным образом, но иногда сразу две буквы обозначают один звук, как это видно в таблицах. Такое сочетание букв называется диграф. Примеры диграфов:
- gh [g] – ghost
- ph [f] – photo [‘foutou]
- sh [ʃ] – shine [ʃaɪn]
- th [ð], [θ] – think [θɪŋk]
- сh – chess .
А гласный звук, плавно переходящий из одного в другой - это дифтонг. Примеры дифтонгов:
- ea – bread
- ie – friend
- ai – again [əˈɡen]
- au – autumn [ˈɔːtəm].
Важно учитывать, что количество букв и звуков в слове может отличаться. Например, в слове “help” 4 буквы и 4 звука , а в слове “six” – три буквы, но 4 звука .
Практическая фонетика английского языка
В мы упоминали о неразрывной связи английской фонетики и анатомии. Упражнения по фонетике созданы специально, чтобы превратить теоретические знания в навыки правильного английского произношения слов и предложений. Кроме того, практическая фонетика английского языка помогает слышать и понимать речь его носителей.
На практике мы все чувствуем, как во время произношения звуков воздух встречает преграды, образованные нашим языком, губами, зубами и даже альвеолами. В зависимости от этого различают два типа согласных звуков: глухие и звонкие:
Но это еще не все варианты. Более подробная классификация различает согласные звуки в английском языке по тем конкретным преградам, которые встречает воздух:
- Смычные согласные . Органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха: [ p , b , t , d , k , g ].
- Носовые согласные . Воздух проходит наружу через полость носа: [ n , m , ŋ ].
- Щелевые согласные . Органы речи смыкаются не полностью и остается узкий проход - щель для воздуха: [ θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l ].
- Смычно-щелевые согласные . Преграда размыкается медленно и при этом переходит в щель: [ tʃ , dʒ ].
- Губно-губные согласные . Нижняя губа сближается с верхней: [ f , v ].
- Межзубные согласные . Кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами: [ θ , ð ].
- Альвеолярные согласные . Кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам: [ t , d , l , s , z ].
Что касается гласных звуков, то они тоже не одинаковы. На них влияют разные положения языка относительно нёба:
- Гласные переднего ряда. Кончик языка упирается в основание нижних зубов, а спинка языка довольно близко подходит к нёбу: [ i: ].
- Гласные заднего ряда. Язык оттянут назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу: [ a:].
На первый взгляд эта классификация может показаться непростой, но поверьте, на практике вы почувствуете и сразу поймете, что к чему. А понимание происхождения звука поможет произносить его правильно. Ну, а для детей изучение английской фонетики желательно совместить с игрой. Например, как в этом упражнении по фонетике:
Упражнения по фонетике английского языка
Для тренировки английского произношения необходимо учитывать еще и ударение - то есть, выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог произносится более энергично, с большим напряжением органов речи. Ударение помогает различать слова и понимать их смысл как самих по себе, так и в контексте. Например:
- to ex`port (глагол “экспортировать”)
- `export (существительное “экспорт”).
Второй важный аспект произношения фраз и предложений - это интонация . При помощи интонации мы понимаем или “объясняем”, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием.
Самое простое упражнение по фонетике английского языка выполняют на занятиях уровня Beginner (Elementary):
- Напишите ваше имя по-английски.
- Теперь прочтите ваше имя по буквам.
- Проделайте то же самое еще с тремя-пятью именами (можно вспомнить друзей, членов семьи и/или одноклассников).
Можно тренироваться в английской фонетике и таким образом:
- Произнесите слова по буквам: Yes, Last, Key, Yellow, Funny, Girl, Toy, Now, Sleep, Drama, Kiss, King.
- Произнесите слова по транскрипции: Yes , Last , Key , Yellow, Funny, Girl , Toy , Now , Sleep , Drama ["dra:mə], Kiss , King